Научная статья на тему 'Роль семьи в защите несовершеннолетних от деструктивной информационной среды (анализ социологического опроса)'

Роль семьи в защите несовершеннолетних от деструктивной информационной среды (анализ социологического опроса) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
183
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родители / защита детей от деструктивной информации / обучение родителей / внеклассные мероприятия / Интернет / социальная реклама / рarents / protection of children from destructive information / parent education / extracurricular activities / Internet / social advertising

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Светлана Евгеньевна Титор

Актуальность защиты несовершеннолетних от деструктивной информации достаточно велика, так как в современном мире, где технологии заняли передовую позицию в жизни человека, в т. ч. детей, заменяя не только живое общение с людьми, но и перенося всю жизнь человека в интернет-пространство. Информационная среда влияет на воспитание детей, поскольку они проводят достаточно много времени в сетях. Семья, родители являются самыми главными ответственными в воспитании детей. Их роль в защите несовершеннолетних от любых угроз, включая информационную среду, неоспоримо велика. Однако родители в одиночку справится с этой проблемой не смогут. В настоящем исследовании проанализировано мнение родителей о своей роли в защите несовершеннолетних от деструктивной информации, их отношение к принимаемым государством и образовательными организациями мерам, направленным на эту защиту. Проанализировано мнение родителей о необходимости совершенствования таких мер, а также проведение обучающих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the family in protecting minors from a destructive information environment (analysis of a sociological survey)

The urgency of protecting minors from destructive information is quite high, since in the modern world, where technology has taken a leading position in human life, including children, replacing not only live communication with people, but also transferring a person's entire life to the Internet space. The information environment affects the upbringing of children, because they spend a lot of time in networks. Family, parents are the most important responsible in the upbringing of children. Their role in protecting minors from any threats, including the information environment, is undeniably great. However, parents alone will not be able to cope with this problem. This study analyzes the opinion of parents about their role in protecting minors from destructive information, their attitude to the measures taken by the state and educational organizations aimed at this protection. The opinion of parents about the need to improve such measures, as well as the conduct of training activities, is analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в защите несовершеннолетних от деструктивной информационной среды (анализ социологического опроса)»

№ 1 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Научная статья УДК 378.6:34; ББК 74.9

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-138-142 NIION: 2018-0077-1/23-298 MOSURED: 77/27-024-2023-01-497

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Роль семьи в защите несовершеннолетних от деструктивном информационной среды (анализ социологического опроса)

Светлана Евгеньевна Титор

Государственный университет управления, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Актуальность защиты несовершеннолетних от деструктивной информации достаточно велика, так как в современном мире, где технологии заняли передовую позицию в жизни человека, в т. ч. детей, заменяя не только живое общение с людьми, но и перенося всю жизнь человека в интернет-пространство. Информационная среда влияет на воспитание детей, поскольку они проводят достаточно много времени в сетях. Семья, родители являются самыми главными ответственными в воспитании детей. Их роль в защите несовершеннолетних от любых угроз, включая информационную среду, неоспоримо велика. Однако родители в одиночку справится с этой проблемой не смогут. В настоящем исследовании проанализировано мнение родителей о своей роли в защите несовершеннолетних от деструктивной информации, их отношение к принимаемым государством и образовательными организациями мерам, направленным на эту защиту. Проанализировано мнение родителей о необходимости совершенствования таких мер, а также проведение обучающих мероприятий.

Ключевые слова: родители, защита детей от деструктивной информации, обучение родителей, внеклассные мероприятия, Интернет, социальная реклама

Для цитирования: Титор С. Е. Роль семьи в защите несовершеннолетних от деструктивной информационной среды (анализ социологического опроса) // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 138— 142. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-138-142.

Original article

The role of the family in protecting minors from a destructive information environment (analysis of a sociological survey)

Svetlana E. Titor

State University of Management, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The urgency of protecting minors from destructive information is quite high, since in the modern world, where technology has taken a leading position in human life, including children, replacing not only live communication with people, but also transferring a person's entire life to the Internet space. The information environment affects the upbringing of children, because they spend a lot of time in networks. Family, parents are the most important responsible in the upbringing of children. Their role in protecting minors from any threats, including the information environment, is undeniably great. However, parents alone will not be able to cope with this problem. This study analyzes the opinion of parents about their role in protecting minors from destructive information, their attitude to the measures taken by the state and educational organizations aimed at this protection. The opinion of parents about the need to improve such measures, as well as the conduct of training activities, is analyzed.

Keywords: рarents, protection of children from destructive information, parent education, extracurricular activities, Internet, social advertising

For citation: Titor S. E. The role of the family in protecting minors from a destructive information environment (analysis of a sociological survey) // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):138-142. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2023-1-138-142.

© Титор С. Е., 2023

138

PEDAGOGICAL SCIENCES

Одной из приоритетных задач, стоящих перед семьей, государством и общественными организациями, реализующими политику обеспечения информационной безопасности, названо формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции.

Одним из механизмов реализации государственной политики в области информационной безопасности несовершеннолетних Концепция информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г № 2471-р,1 называет разработку и внедрение специальных образовательных и просветительских программ, содержащих информацию об информационных угрозах, о правилах безопасности пользования несовершеннолетними сетью Интернет, о средствах защиты детей от доступа к негативной информации.

Взрослые и несовершеннолетние столкнулись с рисками (например, компьютерными вирусами) уже в процессе применения данных новшеств, и это продолжается до сих пор: по мнению исследователей, у российского населения по-прежнему наблюдается относительно невысокий уровень цифровой грамотности [1].

Ученые отмечают, что важной задачей государства должно стать оказание всесторонней помощи несовершеннолетним, родителям и педагогам в формировании «цифровой зрелости», «цифровой грамотности», необходимых для эффективного противодействия цифровым угрозам [2].

В рамках настоящего исследования проведен социологический опрос по теме: «Влияние информационной среды на детей и подростков».

Методология проведения исследования.

Социологическое исследование, посвященное влиянию деструктивной информационной среды на детей и подростков, проводилось августе-сентябре 2022 г. В исследовательском блоке «Роль Интернета в современной жизни детей и подростков» приняли участие 29 746 респондентов в возрасте от 29 до 70 лет. Географический охват опроса - 2 8 населенных пунктов (Пермский край - Пермь; Тверская область - Тверь, Старица, Кимры, Красный холм, д. Захоломье, Калязин, с. Редки-но, Торопец; Самарская область - Жигулевск, Чапаевск, Новокуйбышевск; Оренбургская область - Оренбург, Бузулук; Республика Бурятия - Северобайкальск, Улан-Удэ; Республика Мордовия - Саранск, Атемар; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - Сургут; Саратовская область - Саратов, Пугачев; Белгородская область - Белгород; Республика Чувашия - Чебоксары; Новосибирская область - Новосибирск; Волгоградская область - Волгоград; Воронежская область - Воронеж; Курская область - Курск; Ярославская область - Ярославль; Липецкая область - Липецк; Республика Татарстан - Казань; Брянская область - Брянск; Ростовская

область - Ростов, Мурманская область - Мурманск и др.). Исследование проводилось по специально разработанной анкете, размещенной на сервисе Яндекс. Формы, путем адресной рассылки анкеты.

Исследование. Анализ социологического опроса.

Социальный портрет респондентов

В опросе приняли участие 93,6 % женщин, 6,4 % -мужчины. Такое распределение по полу подтверждает тот факт, что вопросами обучения и воспитания детей, взаимодействия с образовательными организациями в большей степени занимаются именно женщины.

Возраст опрошенных родителей колебался в границах от 29 до 70 лет, средний возраст составил 41 год.

Большинство семей имели удовлетворительные условия проживания (табл. 1). Большинство респондентов состояли в браке и имели полные семьи (табл. 2).

Таблица 1

Среда проживания опрошенных родителей

Условия проживания опрошенных семей %

проживают в собственной квартире 58,4 %

Проживают в частном доме 35,2 %

Проживают в съемной жилье 3,9 %

проживают в квартирах социального найма 1,3 %

Проживают в общежитии 1,2 %

Таблица 2

Семейное положение опрошенных родителей

Состав семьи респондентов %

Состоят в первом браке 57,7 %

Состоят в разводе 14,3 %

Состоят в повторном браке 14,2 %

Находятся в гражданских отношениях 6,4 %

Никогда не состояли в браке 4,2 %

вдовцы 3,3 %

Состав семьи с учетом количества детей определился следующим образом (рис. 1)

- 54,3 % - воспитывали двоих детей;

- 21,5 % - одного ребенка;

- 18,4 % - троих и четверых;

- 5,9 % - более.

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Кол-во детей

■ Один "Двое Трое ■ Четверо и более

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Сколько у Вас детей в семье?», %

1 "ОКЬ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_190009/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848 1ю2/. (дата обращения 01.10.2022).

В своем большинстве семьи были патриархальными - главой являлся муж (63,3 %), в 33,4 % семей обязанности главы семьи были возложены на женщину (рис. 2).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 139

№ 1 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

Дедушка ф !,00% Бабушка |

Муж

2,40%

33,40%

63,30%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00%

денег хватает только на продукты 10,9 %

могут позволить себе дорогие покупки 3,9 %

денег не хватает даже на продукты 1,8 %

Жена

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос

«Кто в Вашей семье является главой», % Большинство родителей имели высшее образование (49,8 %), среднее специальное (35,1 %), а 0,6 % -ученую степень (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос об уровне образования, % Ответы на вопрос о профессиональной занятости родителей распределились следующим образом. Большинство работали в бюджетных организациях (29,8 %), на частных предприятиях (26 %), в реальных секторах экономики были заняты 17,9 %, временно не работали -13,5 %. Статус безработного указали 6,5 % (рис. 4).

Основным вопросом социологического исследования стало выявление мнения родителей в отношении мер по обеспечению безопасного поведения детей в Интернете.

Респонденты полагают, что требуется коррекция мероприятий в сфере безопасности детей в Интернете. Так:

- 50 % - сочли, что необходимы изменения процедуры регистрации детей в социальных сетях, на сайтах в Интернете и что данный процесс в обязательном порядке должен контролироваться родителями;

- 37,7 % - высказали мнение, что, прежде всего, должна контролироваться информация в Интернете -необходимо запретить публиковать в Сети и социальных сетях сцены насилия, эротику и порнографию;

- 6,5 % - не усматривают необходимости в каких-либо изменениях родителей;

- 5,8 % - затруднились с ответом.

- Эффективной мерой по предупреждению деструктивного влияния информационной среды на детей и подростков большинство респондентов считают проведение информационных бесед в школе с детьми и родителями (87,7 %). Среди них 15,6 % указали на необходимость проведения данных мероприятий только для детей, без привлечения взрослых, а 3,9 % родителей, наоборот, видят в них эффективность прежде всего для себя. Бесполезными данные мероприятия считают 12,3 % родителей.

Важность проведения специальных мероприятий (конкурсов, обучающих игр и т. д.) отметили 66,6 % респондентов. Причем многие родители участвовали в таких мероприятиях вместе со своими детьми. Между тем, 23,6 % опрошенных о таких мероприятиях не слышали, а 2,9 % - считают их проведение бесполезным (рис. 5).

Студент | 0,30% Неработающий пенсионер, инвалид I 1,80% Являюсь владельцем (совладельцем) частного .. 4,30% Безработный ^^Н 6,50%

Временно не работаю, в том числе декретный Работаю в реальном секторе экономики Работаю на частном предприятии Работаю в бюджетной организации, в т. ч. военные,

0,00%

13,50% 17,90%

26,00% 29,80% 20,00% 40,00%

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос

о профессиональной занятости, % Родители, принявшие участие в опросе, как правило, отмечали удовлетворительное матери льное положение (табл. 3).

Таблица 3

Материальное положение опрошенных респондентов, %

Оценка материального положения респондентов %

без труда приобретают вещи длительного пользования 38,3 %

денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования вызывает затруднения 34,8 %

CAL

Да, эффективны ■ Не слышали о них ■ Не видят эффекта

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы эффективной мерой обеспечения информационной безопасности детей и подростков проведение специальных мероприятий (конкурсов, обучающих игр и т. д.)?», % Отношение опрошенных респондентов к социальной рекламе сложилось следующим образом (рис. 6):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 37,9 % - считают эффективной и необходимой мерой в сфере обеспечения информационной безопасности детей и подростков социальную рекламу (брошюры, городские плакаты, ролики), привлекающие внимание к правилам поведения в Интернете;

SCIENCES

Начальное 2 Общее среднее 8,9°0/ 30% ■

СПО 1 35,10%

Неполное высшее 3,20%

49,80% ■

Ученая степень 1 0,00% 0,60% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00% 40,00% 45,00% 50,00%

- 46,7 % - высказали мнение, что одной социальной рекламы недостаточно, она должна работать в совокупности с другими инструментами;

- 15,5 % - не увидели в социальной рекламе эффективной меры в сфере обеспечения информационной безопасности детей и подростков.

При этом сами родители видят следующие пути совершенствования мер по защите несовершеннолетних от деструктивной информации (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов респондентов на вопрос о необходимости разъяснительной работы

■ Увидели эффективность ■ Одной соцрекламы не достаточно Не эффективна

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы социальную рекламу (брошюры, городские плакаты, ролики), привлекающую внимание к правилам поведения в Интернете, эффективной мерой в сфере

обеспечения информационной безопасности?», % Свою ответственность за своих детей в Интернете осознают не все, но большинство родителей (табл. 4).

Таблица 4

Степень ответственности родителей за поведение в ребенка, в том числе в Интернете?», %

Степень ответственности родителей %

знают о том, что несут ответственность за поведение своих детей в Интернете 74,4 %

догадываются, что такая ответственность имеется, но не понимают, в чем конкретно она заключается 18 %

родителей ничего не знают об ответственности за поведение ребенка, в том числе в Интернете 7,6 %

Меры, необходимые, на взгляд родителей для защиты детей от негативной информации %

родители знают о необходимости проведения разъяснительной работы среди детей, подростков и их родителей по поведению в Интернете, формированию культуру использования Интернета 27,8 %

Родители считают, что нужен законодательно закрепленный механизм контроля, обеспечивающий безопасность Интернета в отношении детей и подростков 24,5 %

Предлагают изменить подход к ответственности родителей за поведение детей в Сети, так как очень часто нормы трактуются в ущерб семье 20,4 %

Родители считают, что в учебных заведениях нужен специальный предмет по правилам поведения в Интернете 13,9 %

Родители выступили за усиление своей ответственности за поведение ребенка 6,8 %

Родители считают, что необходимости в изменениях нет 6,6 %

Образовательная организация должна тесно сотрудничать с родителями по вопросам организации защиты детей от негативной интернет-информации. Авторы-исследователи [3] делятся положительным опытом по проведению интерактивных лекций по различным темам и вопросам для родителей. Блок лекций для родителей включал такие тематики:

- «Профилактика информационной зависимости подростков»;

- «Безопасное информационное пространство -что это такое?»;

- «Организация досуга подростков».

В Омском регионе [4] в целях оказания помощи родителям в организации противодействию воздействия на детей деструктивной информации общественная организация «Лига безопасного Интернет» на страницах своего сайта разместила информацию о способах защиты детей от нежелательного контента.

В г. Туле [5] для реализации мер по снижению информационных рисков и угроз с родителями проводятся:

- родительские всеобучи «Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?»;

- родительский лекторий «Правила безопасности и этика в Интернете для подростков» и др.

Несомненно, родители несовершеннолетних могут и должны способствовать становлению культуры информационной безопасности детей. Отмечается [5] необходимость в разработке специальных занятий для родителей, включающих теоретические семинары и практические занятия по теме «Информационная безопасность школьника» во время проведения родительских всеобучей. Предлагается реализовывать следующие формы работы с родителями:

- проведение систематических социологических исследований среди родителей на предмет выявления

ИЧЕСКИЕ НАУКИ 141

Правовые знания опрошенных родителей по вопросам защиты детей от деструктивной информации оставляют желать лучшего (рис. 7).

- 33,8 % - родителей знакомы с содержанием Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», что составляет треть участников опроса;

- 31,6 % - сообщили, что плохо осведомлены об этом законе;

- 26,6 % - ничего о существовании этого закона не знают;

- 8,0 % - знают о нем, но считают его неэффективным.

■ Да, знают ННет, не знают ■ Что-то слышали ■Считают не эффективным

Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос «Слышали ли Вы о Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"?», %

V А хши " 2

- «Безопасное информационное пространство -что это такое?»;

- «Организация досуга подростков».

В Омском регионе [4] в целях оказания помощи родителям в организации противодействию воздействия на детей деструктивной информации общественная организация «Лига безопасного Интернет» на страницах своего сайта разместила информацию о способах защиты детей от нежелательного контента.

В г. Туле [5] для реализации мер по снижению информационных рисков и угроз с родителями проводятся:

- родительские всеобучи «Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?»;

- родительский лекторий «Правила безопасности и этика в Интернете для подростков» и др.

Несомненно, родители несовершеннолетних могут и должны способствовать становлению культуры информационной безопасности детей. Отмечается [5] необходимость в разработке специальных занятий для родителей, включающих теоретические семинары и практические занятия по теме «Информационная безопасность школьника» во время проведения родительских всеобучей. Предлагается реализовывать следующие формы работы с родителями:

- проведение систематических социологических исследований среди родителей на предмет выявления

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

141

№ 1 / 2023 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

ранних признаков компьютерной зависимости у детей и подростков;

- проведение родительских всеобучей и лекториев для родителей с включением вопросов по доступу несовершеннолетних к информационным ресурсам;

- разработка памяток родителям по обозначенной проблематике;

- разработка памяток для учащихся об опасностях в интернет-среде.

Заключение/Выводы

Родители уделяют внимание правилам безопасного использования Интернета, однако далеко не во всех случаях разъяснительная работа, проводимая в семье, имеет положительный эффект. Для родителей необходимы обучающие материалы/курсы по правилам безопасного поведения в Интернете и эффективных способах взаимодействия с детьми по данному вопросу. Также востребованным направлением является консультативная работа с родителями, направленная на формирование доверительных отношений в семье.

Респондентами отмечена необходимость коррекция мероприятий в сфере безопасности детей в Интернете. Например, изменение процедуры регистрации детей в социальных сетях, на сайтах, в Интернете, усиление контроля со стороны родителей; контроль информации в Интернете - запрет на публикацию сцен насилия, эротики, порнографии в социальных сетях.

Совершенствование мероприятий, проводимых в учебных заведениях, таких как информационные беседы с детьми и родителями, социальная реклама, обучающие курсы.

Развитие системы правового просвещения родителей и детей в отношении правил безопасного использования Интернета, формирование правовой культуры.

Проведение разъяснительной работы среди детей, подростков и их родителей по поведению в Интернете, формированию культуры использования Интернета.

Законодательное закрепление механизма контроля, обеспечивающего безопасность Интернета в отношении детей и подростков.

Изменение подхода к ответственности родителей за поведение детей в Сети, адекватность существующих норм, устранение рисков ювенальной юстиции.

Введение в учебные планы школ, средних специальных учебных заведений специального предмета по правилам поведения в Интернете. Усиление ответственности родителей за поведение ребенка в Интернете.

новые смыслы и практики ; под ред. С. В. Рязанцева, Т. К. Ростовской. Серия «Демография. Социология. Экономика». М. : Издательство «Экон-Информ». 2019. С. 141-145.

2. Сустина, Т. И. Европейский опыт правового обеспечения информационной безопасности детей в поисках основополагающих принципов / Т. И. Сустина // Право и государство: теория и практика. 2022. № 1 (205). С. 156-159.

3. Сафонова, В. Ю. Актуальные вопросы безопасности информационного пространства образовательной организации / В. Ю. Сафонова // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 3-3 (117). С. 83-85.

4. Кравченко, Н. В. Влияние информационных интернет-ресурсов на современных подростков и молодежь / Н. В. Кравченко // В сб.: Трансформация войны в условиях глобализации мира : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием ; под общ. ред. П. Е. Кобзаря. Омск, 2021. С. 152-157.

5. Привалов, А. Н. К вопросу о снижении негативного информационного воздействия на учащихся в образовательных организациях / А. Н. Привалов, Ю. И. Богатырева, Е. С. Калугина // Молодежь. Образование. Наука. 2017. Т. 1. № 1-1. С. 203-207.

Bibliographic list

1. Derevyanchenko, A. A. Problems of Internet safety of children and adolescents / A. A. Derevyanchenko, A. P. Shalin // Youth and youth policy: new meanings and practices : Edited by S. V. Ryazantsev, T. K. Rostovskaya. The series «Demography. Sociology. Economy». Moscow : Ekon-Inform Publishing House. 2019. РР. 141-145.

2. Sustina, T. I. European experience of legal provision of information security of children in search of fundamental principles / T. I. Sustina // Law and the State: theory and practice. 2022. No. 1 (205). РР. 156-159.

3. Safonova, V Yu. Actual issues of security of the information space of an educational organization / V. Yu. Safonova // International Scientific Research Journal. 2022. No. 3-3 (117). РР. 83-85.

4. Kravchenko, N. V Influence of Internet information resources on modern adolescents and youth / N. V Kravchenko // In the collection: The Transformation of war in the Globalized World : Materials of the All-Russian scientific Conference with international participation ; Under the general editorship of P. E. Kobzar. Omsk, 2021. РР. 152-157.

5. Privalov, A. N. On the issue of reducing the negative information impact on students in educational organizations / A. N. Privalov, Yu. I. Bogatyreva, E. S. Kalugi-na // Young people. Education. The science. 2017. Vol. 1. No. 1-1. РР. 203-207.

Библиографический список

1. Деревянченко, А. А. Проблемы интернет-безопасности детей и подростков / А. А. Деревянченко, А. П. Шалин // Молодежь и молодежная политика:

Информация об авторе С. Е. Титор - кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author author S. E. Titor - candidate of Law, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 27.12.2022; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 25.01.2023.

The article was submitted 27.12.2022; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 25.01.2023. 142 PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.