Научная статья на тему 'Повышение медиаграмотности детей как механизм их защиты от деструктивной информационной среды'

Повышение медиаграмотности детей как механизм их защиты от деструктивной информационной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защита от деструктивной информации / подростки и дети / медиаграмотность / Интернет / образовательные организации / родители / рrotection from destructive information / teenagers and children / media literacy / the Internet / educational organizations / parents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федор Георгиевич Мышко, Светлана Евгеньевна Титор

Повышение медиаграмотности детей и подростков признано одним из механизмов их защиты от деструктивной информационной среды. В настоящем исследовании изучен опыт образовательных организаций и иных заинтересованных организаций по реализации этого механизма. Проведенный в рамках исследования социологический опрос подростков, родителей и педагогов позволяет проанализировать обратную связь: насколько эффективны принимаемые меры по повышению медиаграмотности детей и подростков, насколько это позволяет защитить их от деструктивной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федор Георгиевич Мышко, Светлана Евгеньевна Титор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing media literacy of children as a mechanism of their protection from the destructive information environment

Increasing the media literacy of children and adolescents is recognized as one of the mechanisms of their protection from the destructive information environment. This study examines the experience of educational organizations and other interested organizations in implementing this mechanism. The sociological survey of teenagers, parents and teachers conducted within the framework of the study allows us to analyze feedback: how effective are the measures taken to increase the media literacy of children and adolescents, how much it allows them to protect them from destructive information.

Текст научной работы на тему «Повышение медиаграмотности детей как механизм их защиты от деструктивной информационной среды»

Научная статья

УДК 374.71; ББК 74.200.58

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-170-173

NIION: 2018-0077-4/22-245

MOSURED: 77/27-024-2022-04-444

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Повышение медиаграмотности детей как механизм их защиты от деструктивной информационной среды1

Федор Георгиевич Мышко1, Светлана Евгеньевна Титор2

1 2 Государственный университет управления, Москва, Россия

1 fg_myshko@guu.ru

2 setitor@mail.ru

Аннотация. Повышение медиаграмотности детей и подростков признано одним из механизмов их защиты от деструктивной информационной среды. В настоящем исследовании изучен опыт образовательных организаций и иных заинтересованных организаций по реализации этого механизма. Проведенный в рамках исследования социологический опрос подростков, родителей и педагогов позволяет проанализировать обратную связь: насколько эффективны принимаемые меры по повышению медиаграмотности детей и подростков, насколько это позволяет защитить их от деструктивной информации.

Ключевые слова: защита от деструктивной информации, подростки и дети, медиаграмотность, Интернет, образовательные организации, родители

Для цитирования: Мышко Ф. Г., Титор С. Е. Повышение медиаграмотности детей как механизм их защиты от деструктивной информационной среды // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 170173. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-170-173.

Original article

Increasing media literacy of children as a mechanism of their protection from the destructive information environment

Fyodor G. Myshko1, Svetlana E. Titor2

1 2 State University of Management, Moscow, Russia

1 fg_myshko@guu.ru

2 setitor@mail.ru

Abstract. Increasing the media literacy of children and adolescents is recognized as one of the mechanisms of their protection from the destructive information environment. This study examines the experience of educational organizations and other interested organizations in implementing this mechanism. The sociological survey of teenagers, parents and teachers conducted within the framework of the study allows us to analyze feedback: how effective are the measures taken to increase the media literacy of children and adolescents, how much it allows them to protect them from destructive information.

Keywords: рrotection from destructive information, teenagers and children, media literacy, the Internet, educational organizations, parents

For citation: Myshko F. G., Titor S. E. Increasing media literacy of children as a mechanism of their protection from the destructive information environment // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(4):170-173. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-170-173.

Интернет как средство социальной коммуникации оказывает как положительное влияние на мировое сообщество, так и имеет негативные последствия. Актуальность защиты несовершеннолетних от деструктивной

информации достаточно велика, так как в современном мире, где технологии заняли передовую позицию в жизни человека, в т. ч. детей, заменяя не только живое общение с людьми, но и перенося всю жизнь человека

1 Проведено в рамках экспертно-аналитического исследования в соответствии с государственным контрактом №01731000096220000400001 (заказчик - Аппарат Государственной Думы Российской Федерации).

© Мышко Ф. Г., Титор С. Е., 2022

170 PEDAGOGICAL SCIENCES

в интернет-пространство. Информационная среда влияет на воспитание детей, поскольку они проводят достаточно много времени в сетях.

Особую роль в процессе социализации, развития современных детей и подростков играет цифровая среда. Интернет-пространство наполнено рисками, способствующими проявлению деструктивного, разрушительное поведения. Дети и подростки, являясь особой социально-демографической группой, наиболее уязвимы, в силу своих возрастно-психологических особенностей, к опасностям и угрозам деструктивного влияния со стороны информационной среды.

Во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющие вред их здоровью и развитию» распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р утверждена Концепция информационной безопасности детей.

Концепцией определены основные механизмы государственной политики в области информационной безопасности несовершеннолетних. Одним из таких механизмов выделена организация последовательных и регулярных мероприятий государства и общественных организаций, направленных на повышение уровня медиаграмотности детей.

Многие исследователи высказывают мнение о необходимости, прежде всего, обучать самих детей и подростков безопасному пользованию интернет-ресурсами. Уроки кибербезопасности должны быть обязательными в школах и дома [1]. Ученые полагают, что при обучении несовершеннолетних необходимо уделять внимание формированию правопослушно-го поведения в сфере информационной безопасности с разъяснениями ответственности за нарушение законодательства, разъяснять технологии манипулирования в информационном пространстве, показывать и выявлять источники деструктивного информационно-психологического воздействия [2].

Ученые полагают, что в целях профилактики деви-антного поведения несовершеннолетних необходимо ре-ализовывать комплексные социально-психологические программы, следует активизировать работу психологических служб в части постоянного мониторинга психоэмоционального состояния детей и подростков [3].

Перечнем федеральных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции на 2022-2027 гг., утвержденным приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 22 марта 2022 г. № 226, предусмотрен целый ряд обучающих мероприятий для детей и подростков:

- проведение Единого урока безопасности в сети Интернет;

- обучение вопросам защиты персональных данных;

- проведение проверки знаний (тестирования) обучающихся по вопросам защиты их персональных данных;

- освещение в СМИ, сети Интернет, мессенджерах актуальных вопросов информационной безопасности детей и подростков;

- информационно-разъяснительная и просветительская работа с детьми и подростками, направленная на информирование об ответственности за распространение запрещенной законодательством информации и т. д.

Результаты этих мероприятий можно проследить по ответам подростков, опрошенных в ходе настоящего исследования.

Социологическое исследование, посвященное влиянию деструктивной информационной среды на детей и подростков, проводилось августе-сентябре 2022 г. В исследовательском блоке «Роль Интернета в современной жизни детей и подростков» приняли участие 26 580 респондентов в возрасте от 6 до 18 лет. В исследовательском блоке «Влияние информационной среды на детей и подростков» приняли участие 7 204 педагога в возрасте от 21 до 71 года. Географический охват опроса - 28 населенных пунктов (Пермский край - Пермь; Тверская область - Тверь, Старица, Кимры, Красный холм, д. Захоломье, Калязин, с. Редкино, Торопец; Самарская область - Жигулевск, Чапаевск, Новокуйбы-шевск; Оренбургская область - Оренбург, Бузулук; Республика Бурятия - Северобайкальск, Улан-Удэ; Республика Мордовия - Саранск, Атемар; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - Сургут; Саратовская область - Саратов, Пугачев; Белгородская область - Белгород; Республика Чувашия - Чебоксары; Новосибирская область - Новосибирск; Волгоградская область - Волгоград; Воронежская область - Воронеж; Курская область - Курск; Ярославская область - Ярославль; Липецкая область - Липецк; Республика Татарстан - Казань; Брянская область - Брянск; Ростовская область - Ростов, Мурманская область - Мурманск и др.).

- 83 % подростков знают, что в Интернете нельзя раскрывать личную информацию, например, имена и должности родителей, адрес, пароль от банковских карт, социальных сетей;

- 36 % опрошенных подростков считают, что Интернет может стать для них опасным;

- 61 % респондентов предполагают, что если они будут вести себя в интернете осторожно, не посещать подозрительные сайты, то опасности для них Интернет представлять не будет (рис. 1);

Рис. 1. Распределение ответов подростков на вопрос: «Как ты считаешь, может ли быть опасен Интернет для тебя?»

- 91,4 % опрошенных подростков знакомы с ответственностью за свое поведение, в том числе в Интернете (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Знаешь ли ты что-то об ответственности за свое поведение, в том числе в Интернете?»

- 88,1 % опрошенных в рамках данного исследования педагогов назвали разработку программ, направленных на развитие системы традиционных ценностей, культуры поведения в Интернете, эффективной мерой для снижения негативного влияния деструктивной информационной среды на детей и подростков (рис. 3).

Создание групп взаимопомощи Выявление групп рнска, контроль. Проведение родительских собраний Информационная работа с родителями Развитие внеурочнондеятельностн Разработка программ

54.10% 41,20% ■ 4.70%

f 54.70% 41.30% ■ 4.00%

^34,50% 54,00% 1 11,60%

1 38.70% 52.30% ■ 8.90%

56.60% 3£>.20% ■ 4.20%

30,20% 57,90% ■ 11.90%

Эффективно

■ Средняя степень эффективности ■ Не эффективно

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, какие из перечисленных мер, осуществляемые в учебных заведениях, наиболее эффективны для снижения негативного влияния деструктивной информационной среды на детей и подростков?»

Имеется положительный опыт регионов по проведению обучающих мероприятий. В Омском регионе [4] проводятся региональные профилактические мероприятия по обучению несовершеннолетних правилам безопасности в сети Интернет:

- интернет-олимпиады «Безопасный интернет»;

- телекоммуникационные конкурсы «Лучший сайт образовательной организации»;

- акции «Месяц безопасного интернета»;

- кейс-квесты «Выбор»;

- интеллектуальная игра «А ты в курсе?», направленная на профилактику экстремизма.

В Вологодской области[5] оборудованы информационные стенды, на которых размещены памятки «Советы по безопасной работе в сети Интернет». В учебном плане дисциплины «Информатика и ИКТ» включены темы по безопасности в сети Интернет:

- право и этика Интернета;

- правовая охрана программ и данных;

172 РЕйДОООЮДЬ

- информационная безопасность;

- информационное общество.

Коллеги [6, 7] делятся положительным опытом разработки системы обучения по вопросам защиты несовершеннолетних от информационных угроз, которая включает в себя:

- развитие критического мышления обучающихся: способность анализировать ситуацию, информацию, сопоставлять ее с уже известной, делать выводы, сравнения, обобщения;

- развитие навыков по определению источников информации в сложившейся ситуации;

- развитие навыков распознавания различных видов предлагаемой информации: недостоверной, непристойной, неэтичной, деструктивной;

- обучение умениям выделения из общей информации информационной угрозы, умениям понимания возможности ее негативного воздействия: вреда жизни, здоровью, учебе, межличностному общению;

- обучение навыкам принятия единственно правильных решений в зависимости от сложившейся ситуации: сообщение родителям, педагогу, старшему и т. д.

Проведение уроков медиаграмотности следует начинать с первого класса в пределах школьной программы. К задачам таких уроков относят [6]:

- ознакомление обучающихся с видами информации, которая способна нанести вред их здоровью и развитию, запрещена или ограничена для распространения, имеющая негативные последствия;

- информирование детей и подростков о методах незаконного распространения данной информации в сети Интернет;

- ознакомление обучающихся с международными нормами, законодательством России, которыми регулируются вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;

- обучение правилам безопасного и ответственного пользования интернет-ресурсами;

- ознакомление со способами разрушительного действия на психику детей и подростков, таких как ки-бербуллинг и другими деструктивными элементами;

- профилактика игровой зависимости, интернет-зависимости;

- снижение рисков совершения школьниками противоправных действий с применением сети Интернет.

Результатом обучения детей и подростков должно стать получение ими следующих навыков и умений:

- умение отличать достоверную информацию от недостоверной, вредную от безопасной;

- уметь противостоять сведениям, способным навредить их здоровью, психическому и нравственному развитию, репутации, чести и достоинству;

- иметь навыки по распознанию манипуляторных технологий, которые используются при подаче рекламной информации;

- уметь критично относиться к информационной продукции, которая распространяется в Интернете;

- владеть навыками анализа достоверности данных и подлинности их источников;

SCIENCES

- уметь применять меры самозащиты от нежелательных для них сведений и контактов в сетях.

Исследователи полагают, что еще одним из эффективных направлений по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних от угроз информационного характера является проведение внеклассных мероприятий с обучающимися и их родителями [6, 8].

Полагаем, что имеющиеся механизмы повышения медиаграмотности детей достаточны, законодательство не требует корректировки. Статистика опроса свидетельствует о том, что проводимая работа в данном направлении имеет положительный результат. На данном направлении следует обращать внимание только на качество проводимых мероприятий.

Библиографический список

1. Романова, Е. Н. Современные средства обеспечения безопасности детей в киберпространстве / Е. Н. Романова // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 4 (64). С. 125-128.

2. Богомаз, О. В. Обеспечение информационной безопасности детей и молодежи: правовые, педагогические и психологические аспекты / О. В. Богомаз // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. № 3 (52). С. 35-41.

3. Ережипалиев Д. И. Состояние законности в сфере защиты детей от насилия и суицидов // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2018. № 5 (67). С. 29-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кравченко, Н. В. Влияние информационных интернет-ресурсов на современных подростков и молодежь / Н. В. Кравченко // В сб.: Трансформация войны в условиях глобализации мира : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием / под общ. ред. П. Е. Кобзаря. Омск : 2021. С. 152-157.

5. Ковалевская, И. С. Обеспечение информационной безопасности в образовательном учреждении / И. С. Ковалевская // В сб.: Современные информационные технологии. Теория и практика : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Т. О. Петрова. 2018. С. 115-118.

6. Богатырева, Ю. И. Угрозы информационного воздействия на учащихся и методы противодействия им в образовательной организации / Ю. И. Богатырева, Е. С. Калугина // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2. № 3. С. 8-13.

7. Богатырева, Ю. И. Информационная безопасность школьников в образовательной среде: теория и практика высшей школы / Ю. И. Богатырева. Тула : ТулГУ 2013. 160 с.

8. Привалов, А. Н. к вопросу о снижении негативного информационного воздействия на учащихся в образовательных организациях / А. Н. Привалов, Ю. И. Богатырева, Е. С. Калугина // Молодежь. Образование. Наука. 2017. Т. 1. № 1-1. С. 203-207.

Bibliographic list

1. Romanova, E. N. Modern means of ensuring the safety of children in cyberspace / E. N. Romanova // Scientific notes of the IUO RAO. 2017. No. 4 (64). PP. 125-128.

2. Bogomaz, O. V. Ensuring information security of children and youth: legal, pedagogical and psychological aspects / O. V Bogomaz // Right. Safety. Emergency situations. 2021. No. 3 (52). PP. 35-41.

3. Yerezhipaliev D. I. The state of legality in the field of protection of children from violence and suicide // Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 2018. No. 5 (67). PP. 29-34.

4. Kravchenko, N. V The influence of Internet information resources on modern adolescents and youth / N. V. Kravchenko // In the collection: Transformation of war in the conditions of globalization of the world : materials of the All-Russian scientific Conference with international participation / under the general editorship of P. E. Kobzar. Omsk : 2021. PP. 152-157.

5. Kovalevskaya, I. S. Ensuring information security in an educational institution / I. S. Kovalevskaya // In the collection: Modern information technologies. Theory and practice : materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference / ed. by T. O. Petrov. 2018. PP. 115-118.

6. Bogatyreva, Yu. I. Threats of information impact on students and methods of countering them in an educational organization / Yu. I. Bogatyreva, E. S. Kalugina // Scientific result. Pedagogy and psychology of education. 2016. Vol. 2. No. 3. PP. 8-13.

7. Bogatyreva, Yu. I. Information security of schoolchildren in the educational environment: theory and practice of higher school / Yu. I. Bogatyreva. Tula : TulSU, 2013. 160 p.

8. Privalov, A. N. on the issue of reducing the negative information impact on students in educational organizations / A. N. Privalov, Yu. I. Bogatyreva, E. S. Kalugina // Youth. Education. The science. 2017. Vol. 1. No. 1-1. PP. 203-207.

Дополнительная информация об авторах Ф. Г. Мышко - доктор юридических наук, доцент; С. Е. Титор - кандидат юридических наук, доцент.

Additional information about the authors F. G. Myshko - Doctor of Law, Associate Professor; S. E. Titor - Candidate of Law, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests. Статья поступила в редакцию 26.08.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.

The article was submitted 26.08.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.