Научная статья на тему 'Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, продуцируемого контентом сети Интернет'

Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, продуцируемого контентом сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
367
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предупреждение девиантного поведения / диагностика девиантного поведения / киберзависимость / контент / сеть Интернет / информационное пространство / правовые меры / организационные меры / prevention of deviant behavior / diagnosis of deviant behavior / cyber dependence / content / Internet / information space / legal measures / organizational measures

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сергей Степанович Жевлакович, Дарья Денисовна Чижова

Рассматриваются особенности механизма воздействия информационного пространства сети Интернет на несовершеннолетних и соответствующие факторы, детерминирующие их девиантное поведение, представлен опыт формирования локальной системы предупреждения и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, продуцируемого контентом сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сергей Степанович Жевлакович, Дарья Денисовна Чижова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of deviant behavior of minors produced by content on the Internet

The article examines the features of the mechanism of the impact of the Internet information space on minors and the relevant factors determining their deviant behavior, presents the experience of forming a local system of prevention and prevention of deviant behavior of minors produced by the content of the Internet.

Текст научной работы на тему «Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, продуцируемого контентом сети Интернет»

Научная статья УДК 316.4.06; ББК 74.0

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-83-88 NIION: 2018-0077-1/23-286 MOSURED: 77/27-024-2023-01-485

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Предупреждение девиантного поведения несовершенолетних, продуцируемого контентом сети Интернет

Сергей Степанович Жевлакович1, Дарья Денисовна Чижова2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 zhevlakovich.ss@gmail.com

2 dariachzh13@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются особенности механизма воздействия информационного пространства сети Интернет на несовершеннолетних и соответствующие факторы, детерминирующие их девиантное поведение, представлен опыт формирования локальной системы предупреждения и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, продуцируемого контентом сети Интернет.

Ключевые слова: предупреждение девиантного поведения, диагностика девиантного поведения, киберзависи-мость, контент, сеть Интернет, информационное пространство, правовые меры, организационные меры

Для цитирования: Жевлакович С. С., Чижова Д. Д. Предупреждение девиантного поведения несовершенолетних, продуцируемого контентом сети Интернет // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 83-88. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-83-88.

Original article

Prevention of deviant behavior of minors produced by content

on the Internet

Sergey S. Zhevlakovich1, Darya D. Chizhova2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 zhevlakovich.ss@gmail.com

2 dariachzh13@mail.ru

Abstract. The article examines the features of the mechanism of the impact of the Internet information space on minors and the relevant factors determining their deviant behavior, presents the experience of forming a local system of prevention and prevention of deviant behavior of minors produced by the content of the Internet.

Keywords: prevention of deviant behavior, diagnosis of deviant behavior, cyber dependence, content, Internet, information space, legal measures, organizational measures

For citation: Zhevlakovich S. S., Chizhova D. D. Prevention of deviant behavior of minors produced by content on the Internet // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):83-88. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-83-88.

Современный этап развития общества характеризуется быстрыми темпами цифровизации и информатизации. Данные процессы влияют на все сферы общества, включая экономическую, социальную, политическую и духовную, постепенно меняя не только образ жизни людей, но и их мировоззрение.

В тоже время информационное воздействие на человека с помощью сети Интернет все чаще используется в криминальных и иных противоправных целях.

В информационно-коммуникационном пространстве распространяются не только такие асоциальные явления как кибербуллинг, но и противоправное использование персональных данных, мошенничество, а также разжигание межнациональных и межрелигиозных противоречий, ненависти, вражды, провоцирование социальной напряженности, конфликтов.

Согласно краткой характеристике состояния преступности в Российской Федерации за январь-

© Жевлакович С. С., Чижова Д. Д., 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

83

декабрь 2021 года, представленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, количество зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий выросло на 1,4 % по сравнению с предыдущим годом [7], 65 % преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации за период январь-декабрь 2021 года, были совершены с использованием сети Интернет. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года прирост количества зарегистрированных данных преступлений составил 17 % [8], т. е. данный вид преступлений растет опережающими темпами.

Уже в докладе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) констатировалось, что в соответствии с исследованиями 2017 года дети и подростки составляли около одной трети от общего числа Интернет-пользователей. При этом было отмечено ежегодное снижение возраста несовершеннолетних, пользующихся Интернетом [5, с. 40].

Роль информационного пространства в развитии современных детей и подростков сложно переоценить. Информационно-коммуникационные технологии опосредуют процесс общения, порождают новые формы поведения, диктуют иную систему ценностей и интересов, расширяют границы личностной активности, детерминируя содержание развития в подростковом возрасте.

В то же время большинство современных подростков общаются чаще всего в социальных сетях, играют в онлайн игры, реальное общение все больше подменяется виртуальным, эмоции превращаются в смайлы, картинки и статусы. Подрастающее поколение становится все более зависимым от Интернета, тем самым становясь рабами социальных сетей. Интернет-зависимость проявляется в уходе от реальности, что ведет к тяжелым последствиям, подросток оказывается не в состоянии функционировать в реальном мире.

Кроме того развитие высоких технологий, доступность информации, снижение возраста пользователей персональных компьютеров привели к незащищенности детей и подростков от информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию, а также несущей угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних. Закрытые группы в социальной сети «ВКонтакте», такие, как Синий Кит, манипулируют неокрепшим детским сознанием, оказывают на подростков психологическое давление, используя зловещие квесты, доводят в финале до суицида. 55 % подростков в России сталкивались с кибербуллингом [2].

Особую опасность для современного общества представляют деструктивные сообщества, в том числе криминального характера (АУЕ, Колумбайн и др.) и осуществляемая ими пропаганды криминальной и экстремистской идеологии. По данным мониторинга Группы компаний Infowatch наблюдается еже-

годный прирост числа вовлеченных несовершеннолетних в деструктивные группы (от 2 млн человек) [4, с. 41-54].

17 октября 2018 года произошло массовое убийство в Керченском политехническом колледже, погиб 21 человек, пострадали 67 человек. В России получило распространение явление, получившее за рубежом название «скулшутинг». 11 мая 2021 года - массовое убийство в гимназии № 175 Республики Татарстан, погибли 9 человек, 32 получили травмы и ранения. 26 сентября 2022 года - массового убийства в средней школе № 88 в Ижевске, погибли 17 человек, еще 23 получили ранения. Вскоре после террористического акта в Татарстане в социальных сетях «ВКонтакте», «Тик-ток», «Инстаграмм» появились многочисленные сообщества, аналогичные зарубежному Колумбайну, идеализирующие и восхвалявшие преступника.

С февраля 2022 года в связи с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на Украине началась активная вербовка несовершеннолетних в киберпартизаны. По свидетельствам ИБ-специалистов, данное течение характеризуется интернет-атаками на информационные системы как иностранных государств, так и России [6]. Особую опасность представляет вербовка несовершеннолетних для осуществления террористической деятельности и другие акции, жертвами которых могут стать несовершеннолетние.

Согласно концепции иерархии потребностей человека, выдвинутой американским психологом Абрахом Маслоу [1], потребность в безопасности является одной из базовых/первичных потребностей человека. Обозначенные явления свидетельствуют о том, что в настоящее время угроза безопасности исходит не только от реального мира, но и от виртуального. В обеспечении безопасности особенно нуждаются несовершеннолетние. Зачастую, в силу возрастных особенностей, они не осознают все риски и угрозы, исходящие от сети Интернет. Деструктивное влияние контента сети Интернет на несовершеннолетних вынуждает совершенствовать систему защиты их прав.

Огромная ответственность за защиту детей и подростков от деструктивного влияния контента глобальной сети, наносящего вред их здоровью, нравственному и духовному формированию, возлагается на государственные органы. Кроме администрации социальной сети за безопасность контента несет ответственность Роспотребнадзор, по иску которого в суд работа того или иного сайта может быть временно ограничена или вообще прекращена.

Велика роль в обеспечении безопасности детей и подростков семьи. Существенную помощь родителям в обеспечении информационной безопасности несовершеннолетних могут оказать различные программы, осуществляющие лингвистический анализ текста, нахождение скрытого смысла, подтекста, например: «Пси-Офис», экспертная система

«ВААЛ», предназначенная для психолингвистического анализа текстов на русском языке с прогнозированием эмоциональных бессознательных реакций аудитории, система контент-анализа сети Интернет «СКАИ» и ее продолжение Scai4Twi, предназначенные для анализа интернет-источников, в частности социальных сетей, а также системы контент-фильтрации Sky DNS, Rejector, Net Police, Kaspersky Safe Kids и др.

Рассмотренные негативные проявления подтверждают необходимость и актуальность разностороннего исследования киберсреды педагогической наукой, в том числе с точки зрения влияния контента киберпространства на формирование поведения несовершеннолетних, которые относятся к категории лиц, наиболее подверженной суггестивным воздействиям. Исследования и экспериментальная работа в данной области необходимы для разработки наиболее эффективной системы превентивных и кор-рекционных мер, направленных на предупреждение и профилактику девиантного поведения несовершеннолетних,

Под девиантным поведением в современной науке понимается [3, с. 272]:

- Совокупность поступков, действий, поведения человека, не отвечающего установленным в социуме общепринятым нормам психического здоровья, права, культуры или морали;

- Социальное явление, выражающееся в непринятии и несоответствии официальным исторически (социокультурный опыт) и фактически сложившимся в конкретном обществе нормам и установкам.

Важно отметить, что проведение системной работы по предупреждению и профилактике деви-антного поведения детей и подростков необходимо начинать как можно раньше, так как минимальный возраст пользователей сети Интернет постоянно снижается и, нередко, уже в 4-5 лет ребенок является ее активным пользователем. Особого внимания в рамках данной проблемы - требует старший школьный возраст, т. е. несовершеннолетние 15-17 лет.

Старший школьный возраст относится к числу переходных периодов онтогенеза человека. Данный этап принято соотносить с кардинальными преобразованиями в сфере сознания старшеклассника, его деятельности и в системе взаимоотношений: нестабильный гормональный фон, зачастую негативизм в отношении строгих мер ограничения, неуверенность в своих силах и себе, проблемы взаимодействия с окружающими, родителями, друзьями. Одна из наиболее простых и доступных стратегий поведения несовершеннолетних в современном мире - это уход или «побег» в виртуальную реальность.

Рассматривая психолого-педагогическую характеристику личности несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, можно выделить ряд таких особенностей, как повышенная внушаемость, склонность к подражанию, отсутствие четких социальных установок, инфантильность эмоционально-

волевой сферы и др. У несовершеннолетних правонарушителей наблюдается сниженный самоконтроль, низкий уровень ответственности за свои поступки, эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, вспыльчивость, импульсивность. К причинам и условиям, способствующим формированию девиантного поведения несовершеннолетних, наряду с внутренними факторам, относятся и внешние, в том числе влияние внешней среды.

Анализ правонарушений и преступлений, совершаемых в сети Интернет, а также способов их совершения позволяет сделать вывод о необходимости, в качестве превентивной меры, формирования у несовершеннолетних медиа грамотности, в рамках последовательного и системного процесса обучения, начиная с начальной школы. К сожалению, в настоящее время этот компонент школьного образования реализуется фрагментарно и явно на недостаточном уровне.

В целях получения первичной информации по данной проблеме на базе ГБОУ Школы № 2090 г. Москвы была проведена работа по изучению уровня медиа грамотности несовершеннолетних и способов ее повышения. Экспериментальную базу исследования составили ученики 10-х (20 человек) и 11-х (22 человека) классов. Для проведения исследования была разработана анкета «Роль сети Интернет в моей жизни». Анкета состоит из 11 вопросов, которые позволяют получать информацию об отношении испытуемых к сети Интернет, а также об уровне их медиа грамотности.

Анализ данных, полученных по результатам анкетирования, позволяет сделать вывод о том, что 100 % опрошенных старшеклассников пользуются сетью Интернет.

1 9 % опрошенных проводят в сети Интернет более 12 часов в сутки, 49 % - больше 4 часов, 9 % -по часу в сутки, 23 % - затруднялись ответить. Таким образом, около 70% опрошенных старшеклассников проводят в сети Интернет, в виртуальном пространстве от 4 до 12 часов в сутки. Учитывая их занятость в учебном процессе, можно с большой долей уверенности делать вывод о том, что на приобретение опыта функционирования в реальном, а не виртуальном, социуме у них практически не остается.

82 % опрошенных респондентов пользуются сетью Интернет в целях нахождения в социальных сетях, 7 % - в учебных целях, 11 % - в иных целях, т. е. абсолютно подавляющее большинство опрошенных старшеклассников (более 90 %) используют Интернет не для повышения уровня образования, не для решения учебно-познавательных задач, а для проведения времени (фактически «убивая» его), в том числе для общения в виртуальном пространстве, замещая им реальную действительность. Это, безусловно, препятствует их полноценной социализации. Кроме того, очевидно, что для этих старшеклассников весьма велика угроза деструктивного влияния контента глобальной сети. И дело не только в том, что беско-

СКИЕ НАУКИ 85

нечное «общение» с компьютером и гаджетами наносит существенный вред их здоровью. Немалая часть контента, с которым учащийся неизбежно сталкивается в социальных сетях, угрожает их нравственному и духовному формированию: травля, нравственное растление, криминальная субкультура, пропаганда насилия, контент экстремистской направленности.

Данные, полученные в ходе анкетирования, позволяют также оценить отношение родителей старшеклассников к проведению их детьми времени в сети Интернет. Родители 45 % старшеклассников не возражают против-проведения их детьми времени в социальных сетях, у 35 % родителей наблюдается негативная реакция, 20 % - не знают, сколько времени проводит их ребенок в сети Интернет. Таким образом, не менее чем у 65 % старшеклассников родители не осознают угроз, связанных с пребыванием их детей в сети Интернет, поэтому не контролируют содержание и не регламентируют время их нахождения в виртуальной действительности.

Насколько оправдана эта беспечность родителей? Следующий немаловажный аспект, который был исследован с помощью анкетирования - это уровень осведомленности опрошенных старшеклассников об угрозах, исходящих от определенной части контента, содержащегося в сети Интернет. С этой целью исследовался уровень осведомленности старшеклассников о Даркнете и практика пользования такими анонимными браузерами, как Тог, 12Р, а также осведомленность учащихся о таких видах мошенничества в сети Интернет, как фишинг, спуфинг, кликбейт и др.

Анализ результатов анкетирования показывает, что 55 % опрошенных знают или когда-либо слышали о существовании Даркнета, в том числе о таких браузерах как Тог, 12Р. Кроме того 7 % респондентов хотя бы один раз пользовались данными браузерами. 98 % опрошенных учащихся подтвердили, что осведомлены о мошенничестве в сети Интернет. Также 65 % опрошенных респондентов хотя бы один раз нарушали возрастной ценз, посещая сайты и просматривая аудиовизуальные произведения, на которые установлены возрастные ограничения. Таким образом даже то, в чем готовы признаться старшеклассники, подтверждает реальность существенной угрозы, исходящей от неограниченного и бесконтрольного пребывания учащихся в сети Интернет. И это обстоятельство необходимо и важно учитывать не только родителям, но и образовательным организациям.

Вместе с тем приходится констатировать, что занятия по повышению уровня медиа грамотности проводились в ГБОУ Школа № 2090 лишь однажды -в 10 классе. В ходе анкетирования 95 % опрошенных указали, что в школе необходимо проводить подобные занятия и лишь 5 % считают, что такие занятия не принесут пользу.

Анализ результатов проведенного анкетирования, кроме всего прочего, позволил выявить отдельных учеников, которые требуют целевой индивидуальной

профилактической и коррекционной работы с ними: старшеклассников, проводящих в сети Интернет больше времени, чем другие, нарушавших возрастной ценз при пользовании сегментами Интернета, для которых установлены возрастные ограничения, и пользующихся анонимными веб-браузерами.

Полученные с помощью анкетирования результаты первичной диагностики исследуемой проблемы позволили разработать и осуществить комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение и устранение причин и условий, способствующих формированию отклоняющегося поведения учащихся и связанных с деструктивным влиянием контента, содержащегося в сети Интернет.

В целях повышения уровня медиа грамотности учащихся, профилактики троллинга в сети Интернет, предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних, продуцируемого контентом в сети Интернет, в целом, а также для вовлечения учащихся в общественную деятельность школы было предложено создание в ГБОУ Школа № 2090 общественного формирования - отряда «Кибердружины» (по примеру межрегионального молодежного общественного движения «Кибердружина»). Программа деятельности данного формирования имеет профилактическую направленность.

Функции мероприятий, предусмотренных данной программой, носят комплексный характер, в том числе:

- обучающая функция - повышение уровня медиа грамотности старшеклассников;

- развивающая функция - развитие у учащихся способности к рефлексии и критическому мышлению;

- воспитательная функция - предупреждение и профилактика проявлений девиантного поведения несовершеннолетних, в том числе киберзависи-мости; противодействие влиянию противоправной и другой деструктивной информации, распространяемой в сети Интернет, которая несет угрозу жизни человека и способна причинить вред здоровью, нравственному и духовному развитию личности учащихся; ориентация на конструктивное общение в социальных интернет-сетях.

Помимо того данная программа направлена на оказание помощи несовершеннолетним, проводящим большое количество времени в информационно-коммуникационной сети Интернет, с целью переориентировать их на более продуктивное использование контента сети Интернет в интересах собственного образования и всестороннего развития, а также содействовать развитию их коммуникативных способностей, необходимых для полноценного общения в социуме.

Участие в работе отряда «Кибердружина», способствует раскрытию творческого потенциала учащихся и позволяет каждому участнику почувствовать себя нужным и важным для общества. Содержание работы отряда отражает план мероприятий, составленный на первом совещании отряда (табл. 1).

Таблица 1

План работы отряда «Кибердружина»

№ Мероприятие Сроки Ответственный

1 Разработка плана работы Сентябрь Члены отряда «Кибердружина» совместно с руководством школы

2 Индивидуальная профилактическая работа с обучающимися, вовлеченными в тематические группы в интернет - пространстве, призывающие к противоправному поведению В течение года Члены отряда «Кибердружина», социальный педагог, учителя информатики, испектор ПДН

3 Проведение социально - психологического тестирования (анкетирования) обучающихся «Роль сети Интернет в моей жизни», позволяющего изучить отношение респондентов к сети Интернет, а также уровень их медиа грамотности. По результатам диагностики проводить мониторинг страниц в социальных сетях Сентябрь и далее в течение года Социальный педагог, учителя информатики

4 Обучение членов отряда «Кибердружина» с последующей организацией их работы по выявлению вредоносного контента в сети Интернет В течение года Учителя информатики, социальный педагог, классные руководители, члены отряда «Кибердружина»

5 Агитационные мероприятия в образовательном учреждении, направленные на вовлечение новых участников движения «Кибердружина» В течение года Члены отряда «Кибердружина»

6 Распространение просветительской печатной продукции (листовок, буклетов, памяток для учащихся и родителей), размещение в холлах и учебных классах школы материалов на тему: «Безопасный Интернет» В течение года Члены отряда «Кибердружина», классные руководители

7 Тематическая линейка «Безопасный Интернет» Ежеквартально Учителя информатики, инспектор ПДН

8 Родительское собрание «Безопасный Интернет» Не реже одного раза в полугодие Классные руководители, члены отряда «Кибердружина», инспектор ПДН

9 Классные часы по теме «Безопасное поведение в Интернете» В течение года Классные руководители, члены отряда «Кибердружина», инспектор ПДН

10 Цикл занятий с учащимися по информационной безопасности В течение года учителя информатики, члены отряда «Кибердружина», инспектор ПДН

11 Размещение актуальной информации о существующих киберу-грозах и методах борьбы с ними на школьных стендах В течение года Члены отряда «Кибердружина», социальный педагог

Для того, чтобы определить результативность работы отряда «Кибердружина», было проведено контрольное тестирование респондентов с использованием анкеты «Роль сети Интернет в моей жизни».

Значительно изменились в лучшую сторону показатели времени пребывания учащихся в сети Интернет. Число учащихся, проводящих в сети Интернет больше 12 часов в сутки, сократилось в 2,4 раза (с 19 % до 8 %). В то же время количество учащихся, проводящих в сети Интернет не более 1 часа, увеличилось в 2,1 раза (с 9 % до 19 %).

Число респондентов, которые за период эксперимента хотя бы один раз нарушали возрастной ценз в сети Интернет, посещая сайты и просматривая аудиовизуальные произведения, на которые установлены возрастные ограничения, сократилось в 1,9 раза (с 65 % до 35 %). Данные показатели свидетельствуют о том, что благодаря родительским собраниям, проведенным отрядом «Кибердружина» совместно с классными руководителями и учителями информатики, родители учащихся стали использовать различные программы родительского контроля, блокирующие сайты, возрастной ценз которых не соответствует возрасту обучающихся.

На вопрос «Повысился ли Ваш уровень медиа грамотности за период работы отряда «Кибердружина»?» 95 % процентов респондентов положительно и лишь 5 % таких изменений не заметили.

Анализ результатов, полученных на контрольном этапе экспериментальной работы, показал, что цели и задачи отряда «Кибердружина» в целом были достигнуты. Уровень медиа грамотности обучающихся, их родителей и преподавателей заметно вырос. Однако, следует отметить, что без грамотного руководства и наставничества со стороны педагогов, четкого распределения должностных обязанностей среди участников отряда «Кибердружина», высокой мотивации и интереса со стороны администрации образовательной организации, таких результатов достичь было бы крайне сложно.

Результаты проведенного исследования убедительно свидетельствуют об актуальности научно-исследовательской работы, направленной на разработку и апробацию методик, позволяющих образовательным организациям, подразделениям органов внутренних дел по делам несовершеннолетних и другим субъектам профилактики девиантного поведения несовер-

СКИЕ НАУКИ 87

шеннолетних, проводить эффективную превентивную диагностику склонности учащихся к различным проявлениям девиантного поведения, в том числе склонности к агрессии и агрессивному поведению, а также к экстремистским проявлениям. Полученные с помощью диагностики данные необходимы для проведения в образовательных организациях воспитательной работы, работы по предупреждению и профилактике девиант-ного поведения целенаправленно, системно, комплексно, с учетом конкретной ситуации, сложившейся в образовательной организации.

Библиографический список

1. URL: https://m.wikipedia.org/wikШирамида_по-требностей_по_Маслоу.

2. АСИ URL: https://www.asi.org.ru/news/2021/04/26/ issledovanie-55-podrotskov-v-rossii-stalkivalis-s-kiberbullingom/.

3. Гилинский, Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. И. Гилинский, В. Г. Афанасьев. СПб. : Питер, 2012. 272 с.

4. Дамаскин, О. В. Криминологическая характеристика механизма вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность / О. В. Дамаскин,

B. В. Красинский // Государство и право. 2020. № 8.

C. 41-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Положение детей в мире, 2017 год: дети в цифровом мире: доклад // ЮНИСЕФ. 2017. 40 с.

6. Российских подростков начали вербовать в киберпартизаны. URL: https://www.gazeta.ru/tech/ news/2022/06/01/17844524.shtml/.

7. Статистические данные о зарегистрированных преступлениях на территории Российской Федерации за 2021 год. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/ item/28021552.

8. ЦСИ ГИАЦ МВД России. Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2021 года.

Bibliographic list

1. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Pyramid of need_performance.

2. ASI URL: https://www.asi.org.ru/news/2021/04/26/issle-dovanie-55-podrotskov-v-rossii-stalkivalis-s-kiberbullingom/.

3. Gilinsky, Ya. I. Sociology of deviant (deviant) behavior / Ya. I. Gilinsky, V. G. Afanasyev. St. Petersburg : Peter, 2012. 272 p.

4. Damaskin, O. V. Criminological characteristics of the mechanism of involving minors in illegal activities / O. V. Damaskin, V. V. Krasinsky // State and law. 2020. No. 8. PP. 41-54.

5. The situation of children in the world, 2017: children in the digital world: a report // UNICEF. 2017. 40 p.

6. Russian teenagers began to be recruited into cyber partisans. URL: https://www.gazeta.ru/tech/ news/2022/06/01/17844524.shtml/.

7. Statistical data on registered crimes in the territory of the Russian Federation for 2021. URL: https://xn--b1aew. xn--p1 ai/reports/item/28021552 .

8. CSI GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The state of crime in the Russian Federation in January-December 2021.

Информация об авторах

C. С. Жевлакович - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук, доцент;

Д. Д. Чижова - слушатель 5 «П» курса Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

S. S. Zhevlakovich - Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific complex of Psychology of official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor;

D. D. Chizhova - is a student of the 5th «P» course of the Institute of Psychology of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Жевлакович С. С. - научное руководство, концепция исследования, методология, написание и редактирование текста, итоговые выводы.

Чижова Д. Д. - проведение диагностики, участие в разработке программы и ее реализации, написание и коррекция текста, итоговые выводы.

Статья поступила в редакцию 09.01.2023; одобрена после рецензирования 16.01.2023; принята к публикации 15.02.2023.

The article was submitted 09.01.2023; approved after reviewing 16.01.2023; accepted for publication 15.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.