А. В. Польшиков,
кандидат юридических наук, доцент
И. А. Кравцов,
кандидат юридических наук, доцент
С. А. Буданов,
кандидат юридических наук, доцент
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF EARLY PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF STUDENTS OF GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS
Статья посвящена проблем повышения эффективности системы мер ранней профилактики де-виантного поведения несовершеннолетних учащихся общеобразовательных организаций. На основе проведенного опроса респондентов из числа действующих сотрудников полиции, педагогических работников и несовершеннолетних, а также изучения материалов практики, анализа данных статистики и мнений ученых сформулированы основные выводы, касающиеся обозначенной проблематики.
The article is devoted to the problems of improving the effectiveness of the system of measures for early prevention of deviant behavior of underage students of general education organizations. Based on the conducted survey of respondents from among active police officers, teachers and minors, as well as the study of practical materials, analysis of statistical data and opinions of scientists, the main conclusions concerning the desired issues are formulated.
В современной России происходят стремительные преобразования в социально-экономической, политической, правовой и культурной сферах, в том числе усиливается роль в обществе нравственно-духовных ценностей и идеалов, где особое значение придается правовому, семейному и патриотическому воспитанию [1, 2]. Наравне с реальными позитивными изменениями наблюдаются и негативные процессы и явления, связанные с изменением уклада и образа жизни значительной части населения, прежде всего это повышение уровня конфликтности и тревожности личности. Большинством специалистов от-
мечается тот факт, что постоянная конфронтация «молодого» и «взрослого» поколений на фоне расширения негативного воздействия на население ресурсов сети Интернет привела к увеличению количества подростков с девиантным поведением и появлению новых видов и форм девиаций [3]. Это необходимо сопоставить с тем, что несовершеннолетние традиционно в большей степени восприимчивы к деструктивным внешним влияниям, чем взрослые, и тем, что они проводят большую часть своего времени в общеобразовательной организации в контакте с другими людьми, которые способны оказать на
них как положительное, так и, наоборот, крайне отрицательное влияние и вне стен самой школы. При этом общее количество несовершеннолетних учеников общеобразовательных организаций постоянно растет (по официальным данных Минпросвещения России, численность школьников на 2019/2020 учебный год составляет 16,8 млн человек и к 2023/2024 учебному году их количество увеличится до 18,8 млн (+2 млн), с общим числом общеобразовательных организаций в нашей стране более 44 тысяч [4]).
С точки зрения криминологии ранняя профилактика включает в себя комплексную деятельность субъектов по выявлению и ликвидации обстоятельств, отрицательно влияющих на формирование личности учеников. На практике именно сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее — ПДН ОВД) выступают ключевым субъектом системы профилактики безнадзорности и правонарушений подростков. В их арсенале имеется значительный объем средств и методов организации профилактической работы и в школе. При этом в организации работы по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения школьников важна реализация принципа комплексности — обязательного объединения усилий сотрудников ПДН ОВД с педагогами в закрепленной образовательной организации.
В рамках исследования проведен по специально разработанной анкете анонимный опрос действующих сотрудников ПДН ОВД, в том числе проходивших обучение и повышение квалификации в Воронежском институте МВД России в январе — марте 2020 г. (всего опрошено 96 сотрудников из 33 регионов РФ, из них 14 начальников ПДН ОВД, а также 28 сотрудников со стажем профессиональной деятельности в занимаемой должности более 15 лет); социальных педагогов и психологов различных общеобразовательных организаций из Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Ростовской, Саратовской и Тамбовской областей, Краснодарского края (всего опрошено 57 человек). Кроме того, опрошено 758 несовершеннолетних из 12 регионов РФ, а также проведен подробный анализ содержания интернет-контента несовершеннолетних учащихся общеобразовательных организаций (586 профилей в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук», «Одноклассники» и «Инстаграмм»).
Проведенное исследование показало, что регулярность посещения инспекторами закрепленных за ними школ в разных регионах РФ может существенно отличаться, а, как известно, эффективность ранней профилактики во многом зависит от качества организации как общей, так и индивидуальной профилактической работы в
первую очередь с учениками школы. Так, на вопрос сотрудникам ПДН ОВД «Как часто Вы посещаете школы на обслуживаемой территории с целью проведения индивидуально-профилактической работы с учениками?» были получены следующие ответы: 1) «чаще прихожу в заранее установленное (согласованное) с администрацией школы время» (50%); 2) «чаще именно внепланово для объективной оценки криминогенной ситуации» (35%); 3) «прихожу только по позвонку социального педагога и психолога, так как нет времени ходить внепланово» (25%). При этом более ХА респондентов из числа социальных педагогов и психологов отметили, что сотрудники ПДН ОВД совмещают «плановые» и «внеплановые» общие и индивидуально-профилактические мероприятия в школах с учениками (усредненный ответ — 1-3 раза в месяц, 90% респондентов). Интенсивность посещения школ сотрудниками ПДН ОВД с целью проведения правового информирования родителей значительно ниже — не более 1 раза в месяц (для сельской местности — 1 посещение в квартал), как правило, речь идет о посещении родительских общешкольных собраний. Около 80% респондентов прямо отметили тот факт, что «посещают школы только тогда, когда бывают на своем административном участке, и только тогда работают со своими подучетными несовершеннолетними и семьями». Формат таких бесед-встреч затрагивает преимущественно 5—11 классы, а занятия с родителями 7—9 классов (возраст 12—15 лет) составляют более 70% в структуре всех лекционных занятий с родителями учеников школ в разных регионах.
Исследование показало, что сотрудники ПДН ОВД, к сожалению, не уделяют должного внимания родителям начальных классов, где основное бремя нагрузки в профилактической работе ложится даже не на социальных педагогов и психологов, а на учителей (классных руководителей). По сути, это работа «на перспективу», когда через 7—10 лет такие ученики станут полноценными (т.е. «деликтоспособными») субъектами административной и уголовной ответственности. При этом именно рядовые педагоги (учителя и классные руководители) в вопросе понимания специфики различных форм девиаций у современных подростков не осведомлены должным образом, они в большей степени занимаются самостоятельным поиском информации в сети Интернет и через личные контакты с другими педагогами.
С учетом дефицита времени у сотрудников ПДН ОВД для организации профилактической работы с родителями в таких классах целесообразно использовать так называемые «Памятки
по личной безопасности ребенка», которые разрабатываются специалистами МВД России специально для проведения профилактических мероприятий с несовершеннолетними и размещены на официальном сайте (регулярно обновляются в зависимости от криминогенной ситуации) [5]. Кроме того, рекомендуется использовать видеоматериалы новостных выпусков и эфиров различных телеканалов, подготовленных в том числе на ведомственном уровне сотрудниками МВД России, ФСИН России и других правоохранительных органов конкретного региона. Это целесообразно делать для того, чтобы родители (преимущественно молодые люди до 30 лет) доверяли сведениям от сотрудников ПДН ОВД и педагогов за счет использования официальных источников информации с наглядной (и понятной для них) иллюстрацией негативных последствий бездействия родителей в вопросе воспитания своих детей [6].
По данным нашего исследования, только 45% респондентов из числа сотрудников ПДН ОВД знают о существовании вышеупомянутых специализированных материалов, разработанных МВД России и размещенных на официальном сайте. Причём после ознакомления 100% оценили их как «хорошие» и высказали желание использовать в дальнейшей деятельности в рамках мероприятий по ранней профилактике в закреплённых за ними школах своего региона.
Следующая проблема, существенно снижающая эффективность мер ранней профилактики девиантного поведения учеников, — отсутствие регулярного контакта сотрудников ПДН ОВД с педагогами школ. Для наглядности приведем результаты обобщения данных опроса. Так, на вопрос «Как часто Вы проводите рабочие встречи с педагогами школ?» были получены следующие варианты ответов: «в среднем один раз в квартал» — 70%; «более двух раз в квартал» — 25%; «более пяти раз» — 5%. Проблемы низкой интенсивности взаимодействия могут носить исключительно субъективный характер, в частности когда сотрудник ПДН ОВД имеет незначительный опыт работы в занимаемой должности. Так, 15% опрошенных инспекторов (90% от всех респондентов со стажем работы менее 2 лет) указали, что педагоги школ часто намекают или прямо говорят: «Вы еще слишком молоды, а мы опытные и знаем сами лучше Вас!». В итоге сотрудник не проявляет активность и приходит в школу «только если педагоги его позовут, т.е. от случая к случаю». Практика показывает, что инструкционные встречи сотрудников ПДН ОВД с педагогами проходят 2 раза в год (по итогам полугодия). Однако такие встречи проводятся не
со всеми, а лишь с отдельными педагогами школы (проблема низкой явки). На наш взгляд, игнорирование педагогами подобных плановых мероприятий, несмотря на относительную благоприятную обстановку в их классах, может привести в дальнейшем к серьезным происшествиям. Здесь важно умение старших инспекторов, заместителей или начальников ПДН ОВД (в зависимости от ситуации в школе) разъяснить принципиальную позицию руководству образовательной организации по поводу необходимости учета мнения «молодых» инспекторов и обеспечения обязательной явки на инструкционные встречи и собрания всех без исключения педагогов школы.
Аналогична проблема с явкой родителей учеников на общешкольные и родительские собрания, в том числе с участием сотрудников полиции и представителей других субъектов профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних (для сравнения, 88% опрошенных социальных педагогов и психологов отметили, что на такие мероприятия ходят «одни и те же», причем приходят преимущественно родители «нормальных» учеников, а не тех, которые систематически совершают противоправные деяния. Такие нравственно-правовые лектории в основном посещают адекватные (нормальные) родители, которые заинтересованы в благополучии своих детей. А «родители-маргиналы», где действительно имеют место проблемы с воспитанием в семье и поведением ребенка, как правило, не посещают такие мероприятия в силу непонимания их значения, противопоставления себя общепринятым нормам и правилам поведения (они сами «алкоголики», «наркоманы», «скандалисты», «тунеядцы» и т.п.). Для них такие нравственно-правовые лектории и индивидуальные беседы являются «очередным ненужным уроком», поэтому нет смысла говорить с ними об опасности проявления девиаций у их собственных детей. На этот факт указало 90% сотрудников ПДН ОВД. Подобные родители в большинстве своем состоят на профилактическом учете в ПДН ОВД. И здесь огромную роль в обеспечении наполняемости таких собраний играют сами педагоги и администрация школ, которые должны убедить родителей в важности ознакомления с озвучиваемой информацией. Закрепленный за школой сотрудник ПДН ОВД должен убедить руководство образовательной организации в необходимости максимального охвата аудитории родителей в зависимости от сути обсуждаемой проблемы и сложившейся ситуации в школе или отдельном классе (с обязательным согласованием с директором, социальным педагогом и психологом круга обсуждаемых вопросов и учетом
особенностей контингента учеников). В частности, проблемы алкоголизма, насилия, наркотизации, проституции, бродяжничества, попрошайничества, распространения деструктивных проявлений, экстремизма, суицидов и их попыток или же особенности административной и уголовной ответственности подростков нет смысла подробно раскрывать перед родителями учеников младшего возраста (4—6 классы, дети 9—11 лет).
Вместе с тем необходимо учитывать сложившуюся практику организации и проведения родительских собраний, чтобы оптимально распределять свои силы и время. Так, на вопрос «Эффективен ли на практике "родительский лекторий", проводимый с родителями старших классов (9—11) с целью ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних детей в школах?» были получены следующие ответы: 1) «да» — 50%; 2) «нет» — 25% (поскольку поздно); 3) «целесообразно проводить только с родителями 5—8 классов, поскольку в этом возрасте чаще встречаются девиации» — 25%. При этом «традиционная» проблема непосещения закрепленными за школой сотрудниками полиции удаленных на значительные расстояния школ, как правило, в сельской и труднодоступной местности, весьма банальна — и это не только отсутствие времени и желания, но и «недостаток бензина на служебный автотранспорт». На это указали 55% опрошенных. Многие сотрудники ПДН ОВД со стажем работы в должности более 5 лет (60% от общего количества опрошенных) отметили и то обстоятельство, что «большое количество посещений школ сотрудниками полиции не является самоцелью, их не должно быть очень много, дабы избежать размытия смысла этих мероприятий (они должны быть точечными)».
По нашему мнению, выходом из ситуации на практике является работа с педагогическими работниками школ в режиме «онлайн». Так, на вопрос «Как часто Вы созваниваетесь по телефону или общаетесь посредством почтовых и иных сообщений с педагогами обслуживаемой школы?» получены следующие варианты ответов: «один раз в месяц» — 15%; «один-два раза в неделю» — 60%; «более 3 раз в неделю» — 25%. В основном речь идет о мобильной связи и активной переписке через мессенджеры WhatsApp и Viber, а также социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», реже используется электронная почта сервиса «E-mail», социальные сети «Инста-грамм» и «Фейсбук». И это особенно актуально с учетом проблемы COVID-19.
Как показало интервьюирование сотрудников ПДН ОВД и социальных педагогов и психологов школ, такая форма общения позволяет не
только «разговаривать по рабочим вопросам в любое время (24 часа, 7 дней в неделю)», но и оперативно делиться фото-, аудио- и видеоматериалами, которые могут отражать действия учеников и родителей, информацию из профилей социальных сетей, пересылать ссылки на ресурсы интернет-сайтов с важными методическими материалами по профилактике девиантного поведения, а также осуществлять непрерывный мониторинг профилей учеников школы и т.д. Вместе с тем 100% опрошенных школьников отметили, что используют не один, а несколько профилей («более 2» — 60%; «3—5» — 30%; «более 5» — 10%) в разных социальных сетях, а в последнее время наиболее активно общаются в «Инстаграмме», ресурсами которого крайне редко пользуются сотрудники ПДН ОВД и педагоги школ для анализа контента учеников. Именно «Инстаграмм» является наиболее информативной сетью с позиции наличия множества фото- и видеофайлов, описывающих повседневную жизнь пользователей (у ребенка появляется желание ежедневно делать множество селфи, изучать новости и альтернативные общепринятой в обществе точки зрения на многие вопросы жизни, ставя «лайки», причем интернет-контент таких информационных ресурсов практически не ограничивается по возрасту и содержанию, в том числе детально показывает в тематических сообществах яркие новые примеры девиантного поведения подростков).
Кроме того, проведенное исследование показало, что мониторинг профилей учеников школ в социальных сетях со стороны представителей субъектов профилактики не носит системного характера и, как правило, осуществляется не в отношении всех несовершеннолетних учеников, а в основном (или только) в отношении «под-учетных». В итоге остальные подростки остаются вне поля зрения сотрудников ПДН ОВД и педагогов. Напомним, что наблюдение — самый распространенный и естественный метод в работе, используемый для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. И поскольку сотрудник ПДН ОВД не может обеспечить «естественные условия наблюдения» за подростком (он не является работником школы или членом родительской семьи), то единственно возможным вариантом решения это проблемы является наблюдение за естественным поведением ребенка в «виртуальном мире». Поэтому особое внимание должно быть уделено мониторингу социальных сетей с целью выявления фактов девиантного поведения. На вопрос «Осуществляете ли Вы постоянный мониторинг контента социальных сетей учеников школ для выявления фактов совершения ими
аморальных или противоправных деяний?» были получены следующие варианты ответов: 1) «да, на постоянной основе» — 20%; 2) «да, но на нерегулярной основе» — 37,5%; 3) «нет, не осуществляю» — 42,5% (ограничиваюсь пабликом «Подслушано», где много важной оперативно-значимой информации по действиям педагогов, учеников и их родителей, взрослых маргиналов и т.п.).
Те инспектора ПДН ОВД, которые не осуществляют мониторинг социальных сетей, указали, что по большей части информацию о действиях несовершеннолетних учеников в виртуальном пространстве социальных сетей узнают через третьих заинтересованных лиц (педагогических работников, одноклассников, родителей и иных законных представителей несовершеннолетнего) и в основном контент положительный. Часть сотрудников ПДН ОВД пояснили, что у них нет объективной возможности проводить качественно и регулярно такой мониторинг (в силу отсутствия свободного времени и технических проблем, т.к. не все школьники пользуются интернетом, установить реальный профиль школьника в ряде случаев также непросто ввиду недостаточной компетенции сотрудника ОВД). В то же время те инспектора ПДН ОВД, которые осуществляют мониторинг, указали, что в основном проводят его лично, без привлечения каких-либо третьих лиц (90% респондентов). В ряде случаев мониторинг социальных сетей проводится совместно с завучем по воспитательной работе, социальным педагогом или психологом через аккаунты сверстников (10% респондентов). Так, на вопрос «Сколько аккаунтов для мониторинга сети Интернет Вы используете и каким образом?» были получены следующие варианты ответов: 1) «осуществляю анонимно от имени вымышленных взрослых и несовершеннолетних, если профили и тематические сообщества являются закрытыми» — 20%; 2) «открыто от своего имени и под своими Ф.И.О.» — 40%; 3) «совмещаю, то есть использую анонимные странички пользователя в социальных сетях и одновременно свой официальный личный аккаунт» — 50%. Речь идет о фактическом использовании сотрудниками ПДН ОВД в профилактических целях навязчивого желания подростков «изучать непознанное» и «охотно делиться фото- и видеофайлами своих подвигов».
Необходимо учитывать, что родители, безусловно, имеют несравнимо больше возможностей «мониторить» активность своего ребенка в сети Интернет. Однако в некоторых случаях отследить действия подростка в социальных сетях (в домашних условиях) не представляется возможным, так как большая часть детей использует
индивидуальные мобильные телефоны и гадже-ты с доступом в сеть Интернет. И даже при желании родители не могут просмотреть браузер (историю просмотра страниц сети Интернет), поскольку такая информация несовершеннолетними успешно удаляется из памяти, а определенная часть интернет-сообществ не требует официальной подписки для ознакомления с ресурсами и для общения с другими пользователями.
Необходимо учитывать, что именно родители больше других заинтересованы в личной безопасности ребенка. Однако многие родители самоустраняются не только от мониторинга контактов своего ребенка в сети Интернет, но и в принципе от процесса воспитания (прежде всего в силу занятости и усталости, доверчивости, неграмотности в вопросах девиаций подростков и т.п.). А педагогам в школах также «некогда заниматься такой деятельностью», они либо проверяют домашние задания, либо готовятся к проведению занятий, либо составляют многочисленные отчеты и ведут рабочую документацию, либо заполняют электронные журналы. В этих условиях сотруднику ПДН ОВД приходится «замещать» функции не только родителей, но и школьного социального педагога, и даже психолога. Это весьма сложная задача для инспекторов, поскольку важно не просто визуально «наблюдать», но и понимать сущность наблюдаемых процессов. Как подтверждение тезиса приведем результат опроса респондентов: только 27,5% опрошенных сотрудников ПДН ОВД имело на момент опроса педагогическое и (или) психологическое образование (остальные: 60% — юридическое; 12,5% — иное, например высшее техническое, в основном это характерно для молодых сотрудников со стажем в должности менее 1 года, которые прошли первоначальную подготовку по профессии «Полицейский» и только готовятся получать профильное юридическое образование). Причем 64% указали на недостаток соответствующих знаний в области подростковой психологии и педагогики, а 92% — в сфере 1Т-технологий, выразив желание при создании условий восполнить пробелы в рамках повышения квалификации и переподготовки.
На наш взгляд, сотруднику ПДН ОВД можно восполнить пробелы в сфере возрастной психологии и педагогики посредством изучения подготовленных специалистами Московского государственного психолого-педагогического университета памяток по различным видам девиант-ного поведения и алгоритмов действий представителей системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактики девиантного поведения обучающихся [7]. Это:
1. Памятка по социально-психологической дезадаптации.
2. Памятка по раннему проблемному (отклоняющемуся) поведению.
3. Памятка по рискованному поведению.
4. Памятка по суицидальному, самоповреждающему поведению.
5. Памятка по аддиктивному (зависимому) поведению.
6. Памятка по агрессивному поведению.
7. Памятка по делинквентному поведению.
Перечисленные материалы рекомендованы
для использования при проведении педагогических советов, психолого-медико-педагогических консилиумов, работы советов профилактики общеобразовательных организаций и размещения в учительских и методических кабинетах.
Таким образом, ключевым направлением активизации ранней профилактики девиаций среди учеников и залогом достижения в последующем должного профилактического эффекта является заинтересованное (без формализма) и регулярное участие сотрудников ПДН ОВД в жизни школы, и прежде всего с выступлениями перед школьниками, педагогами, родителями. При этом на первоначальном этапе сотруднику ПДН ОВД целесообразно выполнить следующие действия: во-первых, провести подробную диагностику криминогенной ситуации в общеобразовательной организации на основе изучения собственных аналитических и статистических сведений, а также данных, полученных от руководства общеобразовательной организации на основании официального запроса (по результатам анализа
сформулировать примерный перечень проблемных вопросов, требующих освещения на инструкционной встрече с педагогическими работниками и другими субъектами профилактики); во-вторых, совместно с социальным педагогом и психологом общеобразовательной организации, а также, по возможности, с представителями других заинтересованных субъектов профилактики провести инструкционное собрание со всеми без исключения педагогическими работниками с целью подробного информирования: о современных формах, видах и специфике девиантного поведения несовершеннолетних; о порядке взаимодействия с сотрудниками полиции при выявлении фактов и получении на ранних стадиях информации о таких асоциальных действиях учеников в стенах школы и за ее пределами (акцентируя внимание на необходимости решения общих профилактических целей и задач); о правилах и порядке осуществления непрерывного мониторинга социальных сетей (изучения профилей учеников); о негативных последствиях несвоевременного сообщения педагогическими работниками значимой информации сотрудникам ПДН ОВД (с использованием наглядной агитации: презентаций, аудио-, фото- и видеоматериалов); в-третьих, провести цикл общих нравственно-правовых лекций и индивидуальных бесед с учениками и их родителями (по согласованию с социальным педагогом, психологом и руководством образовательной организации) с тематическим делением по возрасту, особенностям развития и выявленным проблемам девиаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Симоненко А. В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М. : Московская государственная юридическая академия Министерства образования и науки Российской Федерации, 2005.
2. Грибанов Е. В. Правовое воспитание и просвещение населения как технология предупреждения преступлений // Общество и право. — 2020. — № 4 (74). — С. 12—18.
3. Лелеков В. А., Кошелева Е. В. Ювенальная криминология : учебник. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 332 с.
4. Число детей школьного возраста в Российской Федерации снизится к 2025 году [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/obschestvo/ 7629903 (дата обращения: 15.01.2021).
5. Детская страница (полиция — детям) // Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. — URL: https://mvd.ru/kids_page (дата обращения: 15.01.2021).
6. Полицейский вестник (архив новостей в формате видеофайлов) // Официальный сайт Главного управления МВД России по Воронежской области [Электронный ресурс]. — URL: https://36.мвд.рф/press/vestnik (дата обращения: 15.01.2021).
7. Официальный сайт Московского государственного психолого-педагогического университета [Электронный ресурс]. — URL: https://mgppu.ru/ mv/structure/125/282 (дата обращения: 15.01.2021).
REFERENCES
1. Simonenko A. V. Kriminologicheskie proble-my vospitaniya i ego rol' v preduprezhdenii prestup-lenij : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. — M. : Moskovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros-sijskoj Federacii, 2005.
2. Gribanov E. V. Pravovoe vospitanie i prosve-shchenie naseleniya kak tekhnologiya predupre-zhdeniya prestuplenij // Obshchestvo i pravo. — 2020. — № 4 (74). — S. 12—18.
3. Lelekov V. A., Kosheleva E. V. Yuvenal'naya kriminologiya : uchebnik. - M. : YUNITI-DANA, 2017. — 332 s.
4. Chislo detej shkol'nogo vozrasta v Rossijskoj Federacii snizitsya k 2025 godu [Elektronnyj resurs].
— URL: https://tass.ru/obschestvo/7629903 (data obrashcheniya: 15.01.2021)
5. Detskaya stranica (policiya — detyam) // Ofi-cial'nyj sajt MVD Rossii [Elektronnyj resurs]. — URL: https://mvd.ru/kids_page (data obrashcheniya: 15.01.2021).
6. Policejskij vestnik (arhiv novostej v formate videofajlov) // Oficial'nyj sajt Glavnogo upravleniya MVD Rossii po Voronezhskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. — URL: https://36.mvd.rf/press/vestnik (data obrashcheniya: 15.01.2021).
7. Oficial'nyj sajt Moskovskogo gosudar-stvennogo psihologo-pedagogicheskogo universiteta [Elektronnyj resurs]. — URL: https://mgppu.ru/nav/ structure/125/282 (data obrashcheniya: 15.01.2021).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Польшиков Александр Васильевич. Доцент кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-33.
Кравцов Иван Александрович. Начальник кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-30.
Буданов Сергей Александрович. Начальник кафедры теории и истории государства и права. Кандидат юридических наук, доцент.
Воронежский институт ФСИН России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394072, Воронеж, ул. Иркутская, 1а. Тел. (473) 222-43-26.
Polshikov Alexander Vasilievich. Associate Professor of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate of Law, Associate Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-33.
Kravtsov Ivan Alexandrovitch. Head of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate of Law, Associate Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-30.
Budanov Sergey Alexandrovich. Head of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Law, Associate Professor.
Voronezh Institute of the FSIN of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394072, Voronezh, Irkutskaya Str., 1a. Tel. (473) 222-43-26.
Ключевые слова: несовершеннолетние; подростки; учащиеся; девиация; деструктивное поведение; общественно опасное деяние; правонарушение; преступление; педагогические работники; школа; образовательная организация; родители; семья; полиция; профилактика.
Key words: minors; adolescents; students; deviation; destructive behavior; socially dangerous act; offense; crime; teaching staff; school; educational organization; parents; family; police; prevention.
УДК 343.9