Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШАЕМЫХ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ДЕСТРУКТИВНЫХ ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШАЕМЫХ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ДЕСТРУКТИВНЫХ ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
361
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВРЕДОНОСНЫЙ КОНТЕНТ / МОНИТОРИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / MINOR / PREVENTIVE WORK / DESTRUCTIVE BEHAVIOR / MALICIOUS CONTENT / MONITORING / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимова Евгения Валериевна, Жидконожкина Ольга Николаевна

В статье исследованы причины и условия совершения несовершеннолетними правонарушений под влиянием деструктивных контентов сети Интернет. Рассмотрены возможности выявления девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних посредством изучения их аккаунтов в социальных сетях и использования полученной информации при проведении профилактической работы сотрудниками полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герасимова Евгения Валериевна, Жидконожкина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-LEGAL ASPECTS OF PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY COMMITTED UNDER THE INFLUENCE OF DESTRUCTIVE INTERNET CONTENT

The article examines the reasons and conditions of committing offences by minors under the influence of destructive content of the Internet. Opportunities to detect deviant and delinquent behavior of minors by examining their social media accounts and using the information received in preventive work by police officers are considered.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШАЕМЫХ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ДЕСТРУКТИВНЫХ ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТОВ»

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШАЕМЫХ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ДЕСТРУКТИВНЫХ

ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТОВ

SOCIO-LEGAL ASPECTS OF PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY COMMITTED UNDER THE INFLUENCE OF DESTRUCTIVE INTERNET CONTENT

В статье исследованы причины и условия совершения несовершеннолетними правонарушений под влиянием деструктивных контентов сети Интернет. Рассмотрены возможности выявления девиант-ного и делинквентного поведения несовершеннолетних посредством изучения их аккаунтов в социальных сетях и использования полученной информации при проведении профилактической работы сотрудниками полиции.

The article examines the reasons and conditions of committing offences by minors under the influence of destructive content of the Internet. Opportunities to detect deviant and delinquent behavior of minors by examining their social media accounts and using the information received in preventive work by police officers are considered.

XXI век — век высоких информационных технологий с присущими им гигантскими объемами информационных потоков и скоростью изменения информационного пространства. Информатизация и компьютеризация охватила все сферы деятельности человека и общества. Широко известная формула успеха Натана Ротшильда: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» — не теряет своей актуальности более ста лет, и на сегодняшний день информация является главным ресурсом современного общества.

Четверть всего населения России составляют несовершеннолетние. Дети и подростки — это особые пользователи интернета, современные средства связи и информации являются для них

естественной и привычной средой. Всемирная сеть является глобальным информационным ресурсом, без которого подрастающему поколению невозможно обойтись.

С сожалением следует констатировать, что детерминанты преступности и иного противоправного поведения, существующие в реальном мире, автоматически переносятся в новую среду, приобретают там новые, гипертрофированные формы и черты угроз безопасности не только для конкретных пользователей, но и для целых государств и стран.

«Телефонный терроризм», пропаганда экстремизма, распространение новых форм мошенничества, хищения, незаконный оборот наркоти-

ков, порнография, распространение порочащих сведений, травля, призывы к суициду, хакерство и другие уродливые формы преступных проявлений во Всемирной паутине множатся в геометрической прогрессии, причиняя физический, материальный и моральный вред. Дети и подростки, часто по незнанию, в силу психических и психологических особенностей своего возраста, либо умышленно вовлекаемые взрослыми, становятся не только жертвами, но и фигурантами уголовных дел. Кажущиеся безобидными действия в сети, приводят к опасным последствиям в реальной жизни. Иллюзия анонимности, безнаказанности в интернете порождает преступность и беззаконие, оборачивается реальными сроками осуждения и загубленными жизнями молодых людей. Однако масштабы криминальных проявлений в социальных сетях несовершеннолетних и в их отношении сложно оценить, поскольку такая статистика не ведется.

Телекоммуникационная сеть Интернет не только предоставляет нам широкий спектр по созданию, хранению, обмену и получению информации различного рода, но также является удобным способом взаимодействия людей. Помимо полезной информации в сети существует значительное количество запрещенного и неэтичного контента. И если за размещение первого, например детской порнографии, предусмотрена уголовная и административная ответственность, то за размещение второго, например пропаганду аутодеструктивного поведения, никакого наказания не устанавливается. Оба типа нежелательного контента оказывают негативное влияние на сознание и поведение несовершеннолетних. Это связано с тем, что дети в силу возрастных психологических признаков подвержены особому воздействию со стороны окружающей обстановки и получаемой информации.

Мир интернета является для подростков средой их социализации, где формируются определенные взгляды, убеждения и ценностные установки. Но, к сожалению, они не всегда являются правильными ориентирами, потому что представляемая истинная или ложная информация оказывает одинаковое воздействие на индивида. «Интернет превратился в место, опасное для жизни человека, в этом заслуга самого человека» [1. — С. 50], в интернете не действуют те законы и нормы, которые работают в реальности.

В настоящее время важнейшей заботой государства и общества является защита несовершеннолетних от искаженной и противоправной информации которая часто встречается не только на просторах социальных сетей, но и на различных электронных ресурсах. Авторы статьи соли-

дарны с мнением К. Д. Рыдченко о том, что «фильтрация информационной продукции, к которой получает доступ ребенок, является социально одобряемой и обоснованно необходимой процедурой» [2. — С. 131]. Вполне ясно, что предупреждение правонарушений более эффективно, чем борьба с этими явлениями уголовно-правовыми или административными средствами. Однако одного осознания этого еще недостаточно. Сложившаяся ситуация диктует необходимость незамедлительного принятия мер по обеспечению законности и безопасности, установлению определенных правил поведения в виртуальном пространстве.

Следует отметить, что поведение подростков в сети рассматривается, как правило, с точки зрения жертвы противоправного посягательства, исследований, направленных на изучение поведения несовершеннолетних в сети с точки зрения совершения противоправных деяний, явно недостаточно. Проблемы предупреждения девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних в интернет-пространстве достаточно многогранны, они должны изучаться не только юристами, но и психологами, педагогами, социологами.

Разобщенность существующих органов профилактики, отсутствие целевой и согласованной направленности в их деятельности, слабое понимание перспектив такой работы приводит к тому, что, несмотря на некоторую тенденцию к снижению, доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общей структуре преступности на протяжении последних пяти лет продолжает оставаться значительной (см. рис. 1).

За последние десятилетия в Российской Федерации проделана большая работа по формированию законодательных основ, направленных на обеспечение противодействия распространению вредоносной информации, предупреждения правонарушений несовершеннолетних, в том числе в сети Интернет. Так, Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает государственное регулирование обеспечения информационной безопасности детей (п. 4 ч. 1 ст. 12). Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает требования к распространению среди детей информации и обязывает органы государственной власти Российской Федерации осуществлять защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 14). Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» осуществляет регулирование отношений, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Рис. 1. Удельный вес предварительно расследованных преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, в общей структуре преступности [3]

удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними

удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними в сфере НОН

2,3

2,3

-■ 2,3

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Вместе с тем сегодня продолжают существовать определенные сложности, связанные как с правовым регулированием в сети Интернет (отсутствие единого закона, регулирующего отношения, возникающие в сети Интернет; отсутствие или несоответствие средств защиты информации; высокая латентность правонарушений в сети и их труднодоказуемость, многообразие способов совершения правонарушений) [4. — С. 243], так и с возможностью оперативного выявления сотрудниками полиции деструктивного поведения несовершеннолетних.

Практически ежегодно в среде несовершеннолетних возникают проблемы, истоки которых можно отследить именно в цифровом пространстве. Так, в 2016 году был зарегистрирован всплеск самоубийств среди подростков, в 2017 году на страницах несовершеннолетних в социальных сетях отмечалось рекордное число сообщений об актах терроризма, в 2019 году страну захлестнуло распространение спайсов посредством интернет-рассылок [5. — С. 37].

В январе 2021 года с целью выявления и изучения зависимости от сети Интернет у несовер-

шеннолетних преподавателями и курсантами института было проведено анкетирование подростков в школах города Воронежа. Всего опрошено 60 респондентов, 52% из которых — девушки и 48% — юноши. Возраст первой части опрошенных составил 10—13 лет, второй — 14—16 лет.

На вопрос: «Пользуетесь ли вы интернетом?» — 99% обучающихся ответили утвердительно, и только 1% опрашиваемых в возрасте 11 лет — отрицательно. На вопрос, касающийся количества времени, проводимого во Всемирной паутине, ответом для категории респондентов 10—13 лет было: 2—4 часа в день — 40%; 5—6 часов в день — 33,3%; 7—8 часов — 26,7%. Для возрастной категории от 14 до 16 лет ответы распределились следующим образом: 2—4 часа в день — 60%; 5—6 часов в день — 30% и 7—8 часов — 10%.

Целями использования сети Интернет названы поиск информации, общение в социальных сетях, развлечения, сетевые игры. Распределение интересов по возрастным категориям представлено на рис. 2.

Рис. 2. Цели использования сети Интернет респондентами разных возрастных категорий

Самыми популярными социальными сетями у лиц 10—13-летнего возраста являются «В Контакте» (90%), «Инстаграмм» (70%), «Одноклассники» (23%), «Твиттер» (20%), «Телеграмм» (7%). Респонденты в возрасте 14—16 лет предпочитают «ВКонтакте» (69%), «Инстаграмм» (52%), «Одноклассники» (21%). 23% опрошенных выбрали ответ «другое», где указали Viber, WhatsApp, Telegram, Facebook, еще 13% опрошенных дали ответ, что нигде не зарегистрированы. Чаще всего посещаются школьная группа, а также сайты с новостями г. Воронежа, музыкой, животными, различными розыгрышами, среди которых названы «Мемы для русских», «Топор», «Позор».

Подтверждением интернет-зависимости несовершеннолетних являются ответы на вопрос: «Можете ли Вы обходиться без социальных сетей и готовы ли закрыть свою страничку сегодня?» — дали отрицательный ответ 63% респондентов 10—13 лет и 43% респондента 14—16 лет. На вопрос: «Насколько часто Вы предпочитаете интернет реальному общению со своими друзьями?» — 17% респондентов обеих возрастных групп выбрали ответ «часто», остальные ответили «редко» или «никогда».

На вопрос: «Влияют ли сведения, полученные в интернете, на Ваше личное мнение?» — несовершеннолетние в возрасте 10—13 лет дали следующие ответы: «да» — 17%, «нет» — 50%,

«иногда использую при принятии решения» — 33%, несовершеннолетние в возрасте 14—16 лет: 31%, 34%, 34% соответственно.

У 80% обучающихся родители спокойно реагируют на провождение времени в сети Интернет, у 50% никогда их не проверяют.

В период с ноября 2020 года по февраль 2021 года силами курсантов института проводился мониторинг социальных сетей воронежских школьников с целью выявления размещенной вредоносной информации. Из 528 страничек несовершеннолетних пользователей 103 (19,5%) сдержали девиантный контент: 44 аккуанта содержали аудио- и видеоматериалы, не соответствующие цензуре; 25 — информацию, преподносящую употребление алкоголя, наркотиков и табака как «невинное увлечение», 16 — нецензурную брань в текстах и на видео; 14 — контен-ты эротического содержания. Кроме того, на страницах учащихся выявлены аудио- и видеоматериалы, содержащие информацию о суициде, демонстрацию опасного хобби, пренебрежение правилам ПДД и пр.

Одним из результатов данного мониторинга стал вывод о том, что более 55% пользователей интернета, у которых были выявлены сомнительные аккаунты, являются девочками в возрасте 15—16 лет.

Проведенное Воронежским институтом МВД России исследование может быть использовано

сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних при организации профилактических мероприятий. Наличие сведений о ситуации, складывающейся во внутришкольных коллективах, интересах и наклонностях конкретных подростков, позволит не только организовать грамотную и качественную предупредительную работу, но и выявить несовершеннолетних, чье деструктивное поведение может стать причиной несчастных случаев.

Считаем, что для достижения положительных результатов в профилактической деятельности территориальным органам МВД России было бы целесообразно:

1. Реализовать комплекс дополнительных предупредительных мероприятий, направленных на снижение деструктивной активности несовершеннолетних и выявление взрослых лиц, вовлекающих их в указанную деятельность с помощью сети Интернет.

2. Обеспечить постоянный мониторинг сети Интернет на предмет выявления вредоносной информации с последующим уведомлением Роскомнадзо-ра для принятия мер, предусмотренных российским законодательством.

3. Организовать информационно-правовую работу в образовательных организациях на основе

мониторинга социальных сетей и получения сведений о деструктивных наклонностях учащихся.

4. Наладить взаимный обмен информацией о несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению, и лицах, оказывающих на них негативное влияние в социальных сетях, между оперативными подразделениями и подразделениями по делам несовершеннолетних с целью своевременного осуществления оперативно-профилактических мероприятий.

5. Проработать на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав алгоритм взаимодействия субъектов профилактики по выявлению детей, находящихся в депрессии либо проявляющих агрессию в отношении окружающих, и оказанию им квалифицированной помощи.

6. Привлекать к организации занятости и досуга несовершеннолетних лиц, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, региональные отделения общероссийских движений «Юнармия», «Российское движение школьников» и других общественных объединений.

Предложенные мероприятия позволят повысить эффективность превенции правонарушений несовершеннолетних, совершаемых под воздействием деструктивных интернет-контентов, а также уровень правосознания современной молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Опалев Р. О. Проблемы ограничения доступа к информации в сети Интернет // Арбитражный и гражданский процесс. — 2019. — № 9. — С. 50—52.

2. Рыдченко К. Д. Особенности обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего в информационной сфере // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. — 2017. — № 1 (4). — С. 129—136.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: https://rosstat. gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 01.02.2021).

4. Федоров М. Н. Проблемы правового регулирования в сети Интернет и их причины // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 242—243.

5. Правовые аспекты противодействия вредоносному воздействию на психику детей в сети Интернет / А. В. Куракин [и др.] // Полицейская и следственная деятельность. — 2018. — № 2. — С. 35—55.

REFERENCES

1. Opalev R. O. Problemy ogranicheniya dostupa k informacii v seti Internet // Arbitrazhnyj i grazhdan-skij process. — 2019. — № 9. — S. 50—52.

2. Rydchenko K. D. Osobennosti obespecheniya prav i zakonnyh interesov nesovershennoletnego v informacionnoj sfere // Ugolovno-processual'naya ohrana prav i zakonnyh interesov nesovershen-noletnih. — 2017. — № 1 (4). — S. 129—136.

3. OficiaTnyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstven-

noj statistiki. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/ 13807 (data obrashcheniya: 01.02.2021).

4. Fedorov M. N. Problemy pravovogo reguliro-vaniya v seti Internet i ih prichiny // Molodoj uchenyj. — 2020. — № 17 (307). — S. 242—243.

5. Pravovye aspekty protivodejstviya vredonos-nomu vozdejstviyu na psihiku detej v seti Internet / A. V. Kurakin [i dr.] // Policejskaya i sledstvennaya deyatel'nost'. — 2018. — № 2. — S. 35—55.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Герасимова Евгения Валериевна. Старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел.

Воронежский институт МВД России. E-mail: Gev89515464242@yandex.ru.

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-92.

Жидконожкина Ольга Николаевна. Старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел.

Воронежский институт МВД России. E-mail: Olga904210@yandex.ru.

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-92.

Gerasimova Evgenia Valerievna. Senior lecturer of the chair of Administrative Activities of the Internal Affairs Authorities.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: Gev89515464242@yandex.ru.

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-92.

Zhidnozhkina Olga Nikolaevna. Senior lecturer of the chair of Administrative Activities of the Internal Affairs Authorities.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: Olga904210@yandex.ru.

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-92.

Ключевые слова: несовершеннолетний; профилактическая работа; деструктивное поведение; вредоносный контент; мониторинг; социальные сети.

Key words: minor; preventive work; destructive behavior; malicious content; monitoring; social networks.

УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.