Научная статья
УДК 316.614
DOI: 10.18522/2658-5820.2022.4.13
EDN XTJZVD ©
Деструктивное влияние интернета на поведение несовершеннолетних: результаты эмпирического исследования Светлана Е. Титор1
Государственный университет управления, г. Москва, Россия e-mail: [email protected]
Татьяна Н. Каменева2
Государственный университет управления, г. Москва, Россия e-mail: mailto:[email protected]
Аннотация
Ведение. Актуальность статьи заключается в том, что в настоящее время наблюдается значительное расширение деструктивного контента интернета, что находит непосредственное отражение на поведении детей и подростков.
Методы. Авторами приводятся результаты социологического исследования педагогических работников «Влияние информационной среды на детей и подростков», (N= 7204), проведенного в 28 населенных пунктах России в период августа-сентября 2022 года), выполненного в рамках экспертно-а-налитического исследования «Анализ зарубежного опыта нормативного правового регулирования и выработка законодательных инструментов защиты несовершеннолетних от деструктивной информационной среды».
Результаты и обсуждение. Анализ результатов исследования позволил установить наиболее распространенные виды деструктивного влияния информационной среды на детей и подростков: кибербул-линг, преследование негативными сообщениями, социальное бойкотирование, публикация и рассылка контента интимного характера; привлечение к суицидальным сайтам и др. Определены критерии диагностика состояний ребенка, свидетельствующих о том, что он подвергается деструктивному влиянию со стороны Интернета. Установлено, на основе анализа мнений педагогических работников, что наиболее распространёнными формами девиантного поведения детей и подростков, являющихся следствием негативного влияния интернета выступают нежелание учиться, грубость, нецензурная лексика, курение, неподчинение, критика взрослых, протесты, неподчинение учителям и родителям, вызывающий внешний вид, макияж, унижение одноклассников и других школьников, драки, употребление алкоголя, воровство, употребление наркотических средств, сожительство и склонение к нему, побеги из дома.
Ключевые слова: Интернет; деструктивное влияние; несовершеннолетние; девиантное поведение. Для цитирования: Титор С.Е., Каменева Т. Н. (2022). Деструктивное влияние интернета на поведение несовершеннолетних: результаты эмпирического исследования. Caucasian Science Bridge, 5 (4). С. 126135. https://doi.Org/10.18522/2658-5820.2022.4.13
Destructive influence of the Internet on behavior of minors: results of empirical study Svetlana E.Titor1
*State University of Management, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
Tatiana N. Kameneva2
2State University of Management, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
Abstract.
Introduction. The relevance of the article lies in the fact that at present there is a significant expansion of the destructive content of the Internet, which is directly reflected in the behavior of children and adolescents.
Methods. The authors present the results of a sociological study of pedagogical workers "The influence of the information environment on children and adolescents" (N= 7204), conducted in 28 settlements of Russia in the period August-September 2022.
Results and its discussion. Analysis of the results of the study made it possible to identify the most common types of destructive influence of the information environment on children and adolescents: cyberbullying, harassment with negative messages, social boycott, publication and distribution of intimate content; attraction to suicidal sites, etc. The criteria for diagnosing the conditions of the child, indicating that he is subjected to destructive influence from the Internet, are determined. It has been established on basis of the analysis of pedagogical workers' opinions, that most common forms of deviant behavior of children and adolescents, which are result of the negative influence of the Internet, are unwillingness to learn, rudeness, obscene language, smoking, criticism of adults, protests, disobedience to teachers and parents, defiant appearance, make-up, humiliation of classmates and other schoolchildren, fights, alcohol consumption, theft, drug use, cohabitation and inclination to it, running away from home. Keywords: Internet; destructive influence; minors; deviant behavior.
For citation: Titor S.E., Kameneva T. N. (2022). Destructive influence of the Internet on behavior of minors: results of empirical study. Caucasian Science Bridge, 5 (4). С. 126-135. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.4.13
Введение
Одним из следствий развития процессов информатизации стало повышение роли средств массовой информации в жизни современных людей. Масс-медиа во многом заменили межличностное общение в роли основного источника получения адаптивно-значимой информации. В настоящее время они оказывают определяющее влияние на мировоззрение людей и играют роль агентов социализации.
Необходимо учитывать, что интернет как средство социальной коммуникации оказывает как положительное влияние на современных детей и подростков, так и имеет негативные последствия.
Возрастание влияния Интернета на общественное сознание несет в себе потенциальную угрозу, связанную с распространением ими негативной общественно опасной информации. Наибольшую опасность она представляет для детей в силу особой уязвимости их психики от деструктивного информационного воздействия.
Актуальность защиты несовершеннолетних от деструктивной информации достаточно велика, так как в современном мире технологии заняли передовую позицию в жизни детей, заменяя не только живое общение, но и перенося всю жизнь молодого человека в интернет-пространство. Так, например, современные дети достаточно много времени проводят в социальных сетях, заводят там друзей, формируют практики подражания, что, в свою очередь, оказывает влияние на процесс воспитания. Интернет среда далеко не всегда безопасна, отсутствие действенного механизма, ограждающего от получения негативной информации, еще в большей степени усугубляет небезопасность жизнедеятельности детей и подростков.
Также следует отметить, что изучение трансформации поведения несовершеннолетних под влиянием интернета актуально в современном обществе в связи с политическими, экономическими, моральными и нравственными изменениями в мире.
Стратегически важной задачей, стоящей перед современным обществом, является формирование условий, защищающих несовершеннолетних от деструктивного воздействия Интернет-среды. Данная проблема носит комплексный характер, что обуславливает привлечение к ее решению педагогического сообщества. Сегодня, в условиях все большего вовлечения несовершеннолетних в интернет-пространство, именно педагогические работники зачастую первыми сталкиваются с девиантными проявлениями в цифровой среде, последствия которых могут иметь крайне деструктивный характер, вплоть до самоубийства.
Методы
Проблемы деструктивного влияния информационной среды на поведение несовершеннолетних достаточно широко исследуются научным сообществом. Так, в работах Ю. С. Бутузовой и С. П. Акутиной обосновано применение бихевиористского подхода к объяснению трансформации поведения подростков под воздействием информационной среды. Авторы выделяют особенности изменения поведения подростков с позиций реакции на воздействие каких-либо социальных факторов (Бутузовой, Акутиной, 2021). Подростки, как наиболее подверженные воздействию информационной среды, склонны к смене поведения, более быстро перенимают негативный опыт.
Исследователями В. А. Беликовым, П. Ю. Романовым, О. Ю. Леушкановой, Н. С. Васевой обоснованы социальные, личностные и деятельностные факторы и причины десоциализации личности подростков под влиянием социальных сетей, определены подходы, основные направления разработки комплекса социальных и педагогических мер предупреждения десоциализации подростков. Авторы констатируют, что десоциализация связана с противоречием «между привлекательным информационным контентом, анонимностью необходимостью скрывать каждым свое «Я»» (Беликова, Романова, Леушкановой, Васевой, 2022). Особая роль в предупреждении десоциализации подростков отводится специальной подготовке педагогов с целью формирования у несовершеннолетних безопасных навыков работы в сети, цифровых компетенций.
Делинквентные формы поведения, скулшутинг, троллинг, буллинг как проявления деструктивного влияния информационной среды изучены С. А. Мартиросян, Г. К. Овруцкой, Н. А. Безвербной, И. В. Лесковой, П. А. Контанистовой, В. А. Щеповалиной. Авторы не только актуализируют данную проблему, но и определяют пути профилактики, как в семьях, так и в соответствующих образовательных организациях с целью обеспечения безопасности для несовершеннолетних (Мартиросян, Овруцкая, Безвербная, 2021; Лескова, Контанистова, Щеповалина, 2022; 7о1:оу, Кашепеуа, КпуоиЬоу 2018). Эвристичным для разработки мер регулирования использования Интернета несовершеннолетними является восстановительный подход по работе с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуации в результате деструктивного влияния интернет среды. Подход представляет собой теоретическую основу работы с подростками с девиантным поведением. (Кондрашкин, Хломов, 2012)
События последних дней в геополитической сфере, распространение фейков, информации угрожающего характера обусловливают необходимость исследования проблемы трансформации поведения несовершеннолетних под воздействием деструктивной информационной среды.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования, посвященного влиянию деструктивной информационной среды на детей и подростков, которое было проведено августе-сентябре 2022 г., Ы=300001. В исследовательском блоке «Влияние информационной среды на детей и подростков» приняли участие 7 204 респондентов - педагогических работников, в возрасте от 21 до 71 года. Географический охват исследования составил 28 населенных пунктов. Исследование проводилось по специально разработанной анкете, размещенной на сервисе ЯндексФормы, путем адресной рассылки анкеты.
1 Экспертно-аналитическое исследование «Анализ зарубежного опыта нормативного правового регулирования и выработка законодательных инструментов защиты несовершеннолетних от деструктивной информационной среды» в соответствии с государственным контрактом №01731000096220000400001 (рук. Ф.Г. Мышко, исп. С.Е. Титор, Т.Н. Каменева и др.)
Результаты
Социальный портрет респондентов.
Респонденты, принявшие участие в опросе, находились в возрасте от 21 до 71 года. Средний возраст участников опроса составил 41 год. Педагогические работники имели различные специальности и должности: заместители директоров образовательных организаций, педагоги, учителя, социальные работники, мастера производственного обучения, вожатые.
Средний стаж педагогической деятельности респондентов составил: 20 лет, нижние и верхние границы находились в пределах от одного года до пятидесяти лет профессиональной педагогической деятельности.
Семейный статус педагогов, принявших участие в социологическом опросе, сложился следующим образом. Большинство респондентов состояли в первом браке - 57,5 %, были разведены - 13,1 %, никогда не состояли в браке - 10,5 %, состояли в повторном браке - 8,5 %, были вдовами/вдовцами - 6,3 %, жили в гражданском браке - 4,2 %.
Подавляющее большинство педагогических работников в своих семьях имели детей (однодетные семьи - 46,3 %, воспитывали двоих детей - 43,1 %, троих - 7,9 %, четверых и более - 2,6 %)
Активное общение несовершеннолетних между собой исключительно в медиа-пространстве становится причиной утраты способности решать проблемы в личных беседах, развития коммуникативных барьеров. Современные исследователи указывают на стабильность проявления несовершеннолетними асоциальных черт поведения: безнадзорность, детская наркомания, алкоголизм, противоправное поведение, признаки суицидных наклонностей и т.д. (Кравченко Н.В., 2021)
Анализ данных исследования, проведенного среди педагогических работников относительно распространенности различных форм девиантного поведения детей и подростков, позволил получить следующие результаты.
В своей профессиональной деятельности педагогические работники сталкиваются с различными проявлениями отклоняющегося от норм поведения детей и подростков. Наиболее часто педагоги отмечали такие проявления, как:
- нежелание учиться - 51,9 %;
- грубость, нецензурная лексика - 47,1 %;
- курение - 35,4 %;
- неподчинение, критика взрослых - 31,1 %;
- протесты, неподчинение учителям и родителям - 25,3 %;
- вызывающий внешний вид, макияж - 24,3 %;
- унижение одноклассников и других школьников - 15,5 %;
- драки - 11,5 %;
- употребление алкоголя - 9,5 %;
- воровство - 5,7 %;
- употребление наркотических средств - 2,3 %;
- сожительство и склонение к нему - 2,2 %;
- побеги из дома - 1,6 %.
В тоже время педагогическими работниками было отмечено, что современная информационная среда способствует формированию личностно и социально значимых навыков у детей и подростков:
- формированию общей культуры детей и подростков - 56,4 %;
- трансляции социальных ценностей, задач, смыслов, норм и правил - 55,7 %;
Драки
Неподчинение, критика взрослых Нежелание учиться Вызывающий внешний вид, макияж Протесты, неподчинение учителям, родителям
Воровство
Унижение одноклассников, других учащихся Сожительство, склонение к нему Употребление наркотических средств
Курение Употребление алкоголя Грубость, нецензурная лексика Побеги детей из дома Нарушение правил поведения
^И"" 57.60% 11,50% 30,90%
51,20% 31,10% 17,70%|
39,50% 51,90% 8,60^
48,50% ■ 27,20% 24,30% ■
54,00% 25,30% 20,70% ■
52,30% 5,70% 42,00%
53,40% 15,50% 31,10%
|2,90%2,20% 85,00% т
14,70% 2,30% 83,10%
40,30% 35,40% 24,30% Щ
■ 36,30% 9,50% 54,30%
Ш■ 40,70% 47,10% 12,2оЩ
26,20% 1,60% 72,20% 1
56,20% 25,70% 18,10% Р
■ Редко I Часто ■ Не сталкивались
Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «С какими формами отклоняющегося от норм поведения детей и подростков (девиантного поведения) Вы сталкивались?», в %
- ориентации ребенка в системе социальных ролей и межличностных отношений - 51,6 %;
- формированию коммуникативной культуры, переживанию ребенком чувства принятия и безопасности - 49,5 %.
60,00% 50,00% 40,00%% 30,00°% 20,00%% 10,00% 0,00%
Культуры
Трансляции социальных ценностей, задач, смыслов, норм и правил
|Да I Нет I В некоторой степени
Ориентации Формирование ребенка в системе коммуникативной социальных и культуры,
межличностных обеспечение ролей и отношений ребенку
переживания чувства принятия и безопасности
Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, чему способствует современная информационная среда?», %
Негативное влияние, оказываемое информационной средой по мнению респондентов, прежде всего проявляется в:
- искажении моральных и нравственных ценностей (50,4 %);
- общем вредном воздействии на формирующуюся личность ребенка (45,3 %);
- психологических проблемах (35,35 %);
- развитии антисоциальной направленности личности (27 %);
- подавлении свободы мировоззренческого выбора (26,8 %).
Развивает антисоциальную направленность личности
Вызывает психологические проблемы
Подавление свободы мировоззренческого выбора
Изображение искаженных ценностей
Воздействие на формирующуюся личность ребенка
50,40%
45,30%
26,80°%
59,90%
27,00%
60,50%
12,50%
9,50%
13,30%
5,10%
4,30%
■ Да I В некоторой степени I Нет
Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос
«Как Вы считаете, в чем заключается негативное влияние информационной среды?», %
Большинство педагогов придерживались мнения, о том, что современная информационная среда развивает агрессию у детей, в частности, считали, что современная информационная среда однозначно способствует развитию агрессии у детей (33,0 %) и способствует только в некоторой степени (52,6 %). Только 4,8 % респондентов не видели угроз со стороны Интернета.
Почти 1/3 опрошенных педагогических работников полагали, что медианаси-лие в информационной среде распространено в значительной степени, и примерно столько же (32,9 %) педагогов считали, что медианасилие в информационной среде имеет место, но незначительно.
Со случаями физического/сексуального насилия между учащимися встречались 18,4 % педагогов. Большинство же педагогов (81,4 %) не наблюдали за свою педагогическую практику в школе случаи физического/сексуального насилия среди учащихся.
Современные исследователи утверждают, что информация, получаемая из интернета, во многом деструктивно влияет на психическое здоровье и развитие несовершеннолетних (Исмаилова, 2020). В связи с этим, актуальной задачей является проведение системного мониторинга, позволяющего отслеживать изменения в состоянии здоровья и поведения детей. Особого пристального внимания требует контроль за детской игровой средой, онлайн-играми, которые занимают в жизни детей значительное место. Специалисты по работе с детьми, психологи отмечают, что среди несовершеннолетних пользователей интернета наблюдается патологическая увлеченность интернет-играми, которая схожа с алкоголизмом и наркоманией. Жестокие игровые эпизоды нередко приводят к агрессии подростков. Зачастую дети, погружаясь в виртуальный мир игры, общаясь с виртуальными персонажами, забывают о реальности. Компьютерные игры становятся сильно действенным и привлекательным средством воздействия на ребенка, что можно говорить о наличии компьютерных психотехнологий, сравнимых с новым стратегическим оружием массового поражения (Абраменкова, 2001). Качество и количество интернет-игр с каждым годом возрастает, что, безусловно, приводит к необходимости более тщательного контроля за ними. Детская игровая среда является основной и важнейшей составляющей для развития и социализации ребенка. Поэтому безопасность детских компьютерных игр должна рассматриваться как составляющая часть информационной безопасности детей (Ережипалиев, 2019).
Результаты проведённого социологического исследования позволили установить наиболее типичные признаки в поведении детей, свидетельствующие о том, что ребенок подвергается деструктивному влиянию со стороны Интернета.
Таблица 1
Наиболее типичные признаки поведения детей при деструктивном влиянии интернета
Реакции несовершеннолетних %
Повышенная возбудимость, тревожность, агрессия 86,9 %
Зацикленность на негативных эмоциях, депрессии могут являться поводом для беспокойства в связи с негативным влиянием информационной среды на детей и подростков 81,8 %
Утрата прежнего эмоционального контакта с одноклассниками 79,5 %
Стремление показать свое «бесстрашие» 77,2 %.
Стремление быть в центре внимания любой ценой 67,9 %
Нелюдимость, отчужденность в школьной среде, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки 74,4 %
Избегание зрительного контакта. Ребенок может уводить взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги 64,2 %
Конфликтное поведение. Ребенок вступает часто в конфликты с учителями и сверстниками, участвует в травле (буллинге) 75,7 %
Ребенок ведет тетрадь или записную книжку, в которую записываются имена других людей и агрессивные высказывания в их отношении, негативные, угрожающие рисунки 53,1 %
Ребенок проявляет повышенный интерес к неприятным зрелищам, сценам насилия 76,0 %
Ребенок участвует в трансляции деструктивного контента в социальных сетях, например, выкладывает личные фото, пересылает понравившиеся фото, часто ставит «лайки» и др. 77,2 %
Ребенок постоянно что-то рисует - навязчивое рисование. Это могут быть жуткие и пугающие картины, заштриховывание бумаги 63,7 %
Ребенок участвует в образовании неформальных асоциальных групп сверстников 71,1 %
Ребенок проявляет жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми 71,3 %
Для ребенка характерны в целом резкие и внезапные изменения в поведении, например, отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету 74,8 %
Пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения) 64,4 %
Подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.) 78,8 %
Исследователи отмечают, что такие поведенческие тенденции, как враждебность, конфликтные отношения с окружающими на фоне проявления агрессивности и отсутствия доверия к окружающим могут свидетельствовать о суицидных наклонностях подростка (Абросимов, 2018).
Непосредственно в своей практике педагогические работники наиболее часто сталкивались с такими видами деструктивного влияния информационной среды на детей и подростков, как кибербуллинг, привлечение к сайтам, вовлекающим в опасные игры, публикация и рассылка контента интимного характера, социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Наиболее эффективными мерами для снижения негативного влияние деструктивной информационной среды на детей и подростков, реализуемыми в учебных заведениях, по мнению педагогических работников, выступают: развитие внеурочной
Таблица 2
Виды деструктивного влияния интернет-среды на несовершеннолетних, %
%
Кибербуллинг (интернет-травля, преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство) 35,6 %
Привлечение к сайтам, вовлекающим в опасные игры 30,5 %
Повреждение устройств, программного обеспечения 25,7 %
Вовлечение в интернет-контент для взрослых 25,7 %
Кибермошенничество 23,6 %
Вовлечение в «шок-контент» (материалы, тексты, фото, видео, аудио), которые законодательно запрещены для публикации, вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение 22,9 %
Кража личных данных техническими средствами, в том числе в процессе интернет-покупок 22,6 %
Незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе 22,5 %
Публикация и рассылка контента интимного характера 22,3 %
Социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов 21,0 %
Привлечение к сайтам, пропагандирующим экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, секты 19,4 %
Привлечение к суицидальным сайтам, форумам потенциальных самоубийц 18,1 %
Привлечение к наркосайтам, сайтам, разжигающим национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм) 16,0 %
деятельности, вовлечение детей в работу школьных кружков, секций, объединений, раннее выявление групп риска, контроль поведения детей, создание групп взаимопомощи детей и подростков, волонтерских групп, информационная работа с родителями о правилах безопасного поведения детей в Интернете, проведение родительских собраний, посвященных проблеме девиантного поведения, разработка программ, направленных на развитие системы традиционных ценностей, культуры поведения.
Заключение
Таким образом, анализ результатов социологического исследования позволил установить, что негативное влияние интернета на несовершеннолетних проявляется в распространении форм девиантного поведения детей и подростков, что отмечается педагогическими работниками.
На основании анализа мнений педагогических работников определены критерии диагностика состояний ребенка, свидетельствующих о том, что он подвергается деструктивному влиянию со стороны интернета.
Также осуществленный анализ показал наличие определенного противоречия, заключающегося в том, что педагогические работники в своей профессиональной деятельности встречаются с последствиями деструктивного влияния интернета, однако, зачастую они недооценивают степень такого воздействия на современных детей и подростков.
Разработка и реализация специальных учебных курсов по информационной и коммуникативной компетентности педагогических работников повысит эффективность мер в сфере защиты детей от негативного влияния информационной среды, а также позволит совершенствовать профессиональные и личностные компетенции
педагогических работников, такие как эмпатия, сопереживание, коммуникативный капитал и др.
Литература
Абросимов, И.Н. (2018). Риск суицидального поведения и стиль межличностных отношений у подростков. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, S1, 20-24.
Беликов, В.А., Романов, П.Ю., Леушканова, О.Ю., Васева, Н.С. (2022). Анализ проблемы десоциализации личности подростков под воздействием социальных сетей, содержащих контент деструктивного характера. Перспективы науки и образования, 3(57).
Бутузова, Ю.С., Акутина, С.П. (2016). Негативное влияние информационной среды на подростков, склонных к девиантному поведению. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 4, 8-14. Зотов, В.В., Каменева, Ю.Н., Кривоухов, А.А. (2018). Роль информационно-телекоммуникационных технологий в охране здоровья и технике безопасности граждан приграничного региона. 5-я международная междисциплинарная научная конференция по социальным наукам и искусству SGEM 2018. Кондрашкин, А. В., Хломов, К. Д. (2012). Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации. Психология. Журнал ВШЭ, 3.
Кравченко, Н.В. (2021). Влияние информационных интернет-ресурсов на современных подростков и молодежь. В сборнике: Трансформация войны в условиях глобализации мира. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Под общей редакцией П.Е. Кобзаря. Омск, 152-157. Лескова, И.В., Контанистова, П.А., Щеповалина, В. А. (2022). Троллинг как социальное явление в виртуальной реальности. Социальная политика и социология, 21, 1(142), 116-123. DOI: 10.17922/2071-36652022-21-1-116-123.
Мартиросян, С. А. (2021). Скулшутинг в эпоху цифровизации. Caucasian Science Bridge. 4, 4(14), 119-123. DOI: 10.18522/2658-5820.2021.4.15.
References
Abrosimov, I.N. (2018). The risk of suicidal behavior and the style of interpersonal relationships in adolescents. Personality in a changing world: health, adaptation, development, S1, 20-24.
Belikov, V.A., Romanov, P.Yu., Leushkanova, O.Yu., Vaseva, N.S. (2022). Analysis of the problem of the desocialization of the personality of adolescents under the influence of social networks containing destructive content. Prospects of Science and Education, 3(57).
Butuzova, Y.S., Akutina, S.P. (2016). The negative impact of the information environment on adolescents prone to deviant behavior. Scientific and methodological electronic journal "Concept", 4, 8-14.
Zotov, V.V., Kameneva, Yu.N., Krivoukhov, A.A. (2018). The role of information and telecommunication technologies in protecting the health and safety of citizens of the border region. In 5th International Interdisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Art SGEM 2018.
Kondrashkin, A.V, Khlomov, K. D. (2012). Deviant behavior of adolescents and the Internet: changing the social situation. Psychology. HSEJournal, 3.
Kravchenko, N.V (2021). The influence of Internet information resources on modern adolescents and young people. In The Transformation of war in the Globalized World. Materials of the All-Russian scientific Conference with international participation. Under the general editorship of P.E. Kobzar. Omsk, 152-157. Leskova, I.V., Kontanistova, P.A., Shchepovalina, V. A. (2022). Trolling as a social phenomenon in virtual reality. Social policy and sociology, 21, 1(142), 116-123. DOI: 10.17922/2071-3665-2022-21-1-116-123. Martirosyan, S. A. (2021). School shooting in the era of digitalization. Caucasian Scientific Bridge. 4, 4(14), 119123. DPI: 10.18522/2658-5820.2021.4.15.
Дата получения рукописи: 21.11.2022 Дата окончания рецензирования: 30.11.2022 Дата принятия к публикации: 03.12.2022
Информация об авторах Титор Светлана Евгеньевна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры частного права, Государственный университет управления, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Каменева Татьяна Николаевна - доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии, психологии управления и истории, Государственный университет управления, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Information about the authors Titor Svetlana Evgenievna - Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Department of Private Law, State University of Management, Moscow, Russia, e-mail: [email protected] Kameneva Tatyana Nikolaevna - Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology, Psychology of Management and History, State University of Management, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
The authors have no conflict of interests to declare