Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Дата публикации: 30.06.2022 УДК 376.1
В. А. Беликов, П. Ю. Романов, О. Ю. Леушканова, Н. С. Васева
Анализ проблемы десоциализации личности подростков под воздействием социальных сетей, содержащих контент деструктивного характера
Введение. Подростки и молодые люди являются одной из самых многочисленных категорий пользователей социальных сетей, с большим доверием относятся к информации, представленной в сетях и имеющей в большинстве своем деструктивный характер. Причиной десоциализации подростков является то, что деструктивный материал воспринимается ими как достоверный и используется в качестве руководства к поведению девиантного или криминального характера. Существующие условия и методы предупреждения их десоциализации оказываются неэффективными. Цель статьи - выявить социальные, личностные и деятельностные факторы и причины десоциализации личности и определить основания разработки комплекса социальных и педагогических мер предупреждения десоциализации подростков.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 1415 подростков в возрасте 13-17 лет Челябинской области и Республики Башкортостан (Российская Федерация). Методы исследования: анкетирование, наблюдение, методы описательной статистики (проценты).
Результаты исследования. Доказано, что проблема должна рассматриваться как объективно существующая, решение которой возможно только при выявлении и оценке материала социальных сетей (более 92% получают информацию только из социальных сетей). Установлено, что основанием проблемы десоциализации подростков и молодых людей является противоречие между удерживающей их внимание доступной информацией, предоставлением им относительной анонимности и необходимостью скрывать каждым свое «Я». Выявлено, что большинство подростков имеют низкий уровень личностной идентификации и самооценки, имеют признаки комплекса неполноценности и конфликта с социумом (более 52% подростков общаются преимущественно с виртуальными друзьями; более 47% опрошенных не надеются на помощь со стороны). Предложен действенный способ предупреждения десоциализации на основе реализации комплекса социально-педагогических условий.
Заключение. Факторами предупреждения десоциализации подростков и молодых людей являются целенаправленная подготовка педагогов для обучения и формирования готовности подростков к работе в социальных сетях, формирование у них цифровой компетенции; целенаправленное формирование комфортной и авторитетной социальной среды, в которой происходит их общение, социальное поведение и деятельность; создание условий для занятий интересным и полезным для него видом деятельности.
Ключевые слова: личность подростка, социализация, социальные сети, контент деструктивного характера, десоциализация, причины десоциализации, факторы предупреждения десоциализации личности
Ссылка для цитирования:
Беликов В. А., Романов П. Ю., Леушканова О. Ю., Васева Н. С. Анализ проблемы десоциализации личности подростков под воздействием социальных сетей, содержащих контент деструктивного характера // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 372-385. сЬк 10.32744/ pse.20223.21
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Accepted: 29 January 2021 Published: 30 June 2022
V. A. Belikov, P. Yu. Romanov, O. Yu. Leushkanova, N. S. Vaseva
The analysis of the problem of personality desocialization teenagers under the influence of social networks containing destructive content
Introduction. Adolescents and young people are one of the largest categories of social media users, they have great confidence in the information presented in the networks and are mostly destructive in nature. The reason for this is that destructive material is perceived by adolescents as credible and used as a guide for deviant or criminal behaviour. Existing conditions and methods of prevention of their desocialisation prove to be ineffective. The aim of the article is to identify social, personal and activity factors and causes of personality desocialization, taking into account the features of personality desocialization of adolescents and young people under the influence of social networks with destructive material, and to determine the basis for the development of a set of social and pedagogical measures to prevent adolescent desocialization.
Materials and methods. Adolescents aged 13-17 from Magnitogorsk, Verkhneuralsk, District of Chelyabinsk Region, and Sibai, Republic of Bashkortostan, took part in the study. All in all 1415 people. The author's questionnaire, observations, analysis of statistical data were used. Based on the analysis of their answers to the questionnaire and the analysis of social networking material the grounds for the prevention of desocialization, directions and forms of organization of the process of training teenagers to work in social networks were determined.
The results of the study. It has been proved that the problem must be seen as objectively existing and can only be solved by identifying and evaluating social media material (more than 92% receive information from social media only). It has been established that the basis of the problem of desocialization of adolescents and young people is the contradiction between holding their attention by available information, providing them with relative anonymity and the need for everyone to hide their "self". It was revealed that the majority of the adolescents have a low level of personal identification and self-esteem, have signs of inferiority complex and conflict with society (more than 52% of the adolescents communicate mainly with virtual friends; more than 47% of the respondents do not rely on others for help). We propose a method of preventing desocialization through the implementation of a set of socio-pedagogical conditions.
Conclusion. Factors in preventing the desocialisation of adolescents and young people include targeted training for educators to educate and prepare adolescents for social media, building their digital competence; targeting a comfortable and authoritative social environment in which their communication, social behaviour and activities take place; and creating conditions for them to engage in interesting and rewarding activities
Keywords: adolescent personality, socialization, social networks, destructive content, desocialization, causes of desocialization, factors of prevention of personality desocialization
For Reference:
Belikov, V. A., Romanov, P. Yu., Leushkanova, O. Yu., & Vaseva, N. S. (2022). The analysis of the problem of personality desocialization teenagers under the influence of social networks containing destructive content. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 57 (3), 372-385. doi: 10.32744/pse.2022.3.21
_Введение
роцесс десоциализации личности под влиянием социальных сетей и социально-экономических условий жизни и деятельности касается лиц практически всех возрастных и социальных групп. Особенно подвержены негативному влиянию подростки и молодые люди в возрасте 13-17 лет, которые являются одной из самых многочисленных категорий пользователей социальных сетей, с большим доверием относятся к мнению, фактам и фейкам, представленным в сетях. По результатам опросов более 95% подростков являются активными пользователями социальных сетей и при этом осознают возможности их деструктивного влияния на свое поведение [13]. Это приводит к тому, что деструктивный материал подростками воспринимается как достоверный и как руководство к поведению девиантного или криминального характера. В то же время подростки не имеют материальной, социальной и профессионально-образовательной базы для самостоятельной деятельности в социуме.
В современной ситуации актуализуется проблема десоциализации подростков и молодых людей под влиянием социальных сетей с контентом деструктивного характера, суть которой мы видим в поиске путей и средств, с помощью которых можно предупредить десоциализацию подростков и молодых людей, защитить их негативного влияния социальных сетей. Основанием этой проблемы является противоречие, в котором современный социум (социальное пространство), с одной стороны, привлекает подростков большим объемом разнообразной занимательной, удерживающей внимание доступной информацией, как бы защищает человека от влияния других людей, позволяет высказывать все, к чему есть желание, и при этом скрывать свою личность
V»
под «ником», предоставляя человеку относительную анонимность. С другой стороны, социум с помощью социальной сети, средств массовой информации, экономических инструментов заставляет подростка скрывать свое «Я», делает свободу личности не просто иллюзорной, но и опасной для самого существования личности. Презентация в социальной сети качеств личности, ее «Я-сферы» не требует реальных достижений индивида в творчестве, спорте, трудовой деятельности, а происходит через формирование мнимого ощущения свободы самовыражения и принадлежности к социальной группе, субкультуре. В современном социуме также существует противоречие между ложно воспринимаемой и понимаемой свободой и значимостью личности, преувеличением роли ее «Я», виртуальными достижениями личности, с одной стороны, и подчиненностью личности мнимым коллективным ценностям, мнимым ощущениям принадлежности к определенной виртуальной группе, субкультуре.
Психологическим основанием десоциализации, на наш взгляд, служит то, что при низком уровне личностной идентификации в сознании подростка или молодого человека может быть самооценка на низком уровне, не сформировано чувство собственного достоинства, приводящее к обидам на окружающий мир, что порождает комплекс неполноценности и, в конечном итоге, создает ситуацию конфликта с социумом. Десоциализация в этом случае становится социально опасной, так как может привести к развитию негативных и разрушительных явлений: правонарушениям, преступности, наркомании, воровству, ношению и использованию с целью угроз ножей, игровой зависимости, суициду, экстремизму и т.п. Результатом при дальнейшем развитии десоциализации может стать криминальная маргинализация общества в целом. Прояв-
лениями десоциализации могут выступать также апатия, замкнутость, неряшливость, нарушения в личной гигиене, грубость, вандализм, нигилизм, радикализм и т.д.
Причины десоциализации в подростковой и молодежной группах риска кроются в недостатках личностной идентификации (психологический фактор), неуправляемом влиянии интернет-ресурсов как основного источника информации и сферы общения для молодых людей (информационный фактор) и недостатке личного общения (социальный фактор).
Важную роль, «наряду с Интернетом и информационными технологиями, в механизме десоциализации личности играют подростково-молодежные (ювенальные) субкультуры, которые, как правило, имеют собственную систему ценностей и норм, отличающуюся от доминирующей в обществе культуры и морально-правовых норм или противоречащую им. Ювенальные субкультуры девиантной ориентации являются активными трансляторами девиантного и криминального социального опыта. Механизм десоциализации личности здесь представляет собой принятие ею норм девиантной (криминальной) субкультуры в качестве социально-психологической защиты от преимущественно насаждающего и доминирующего характера действия социальных институтов социализации (семьи, школы, СМИ и т.п.)» [10, с. 152].
В связи с этим особенность и социально-педагогическая значимость темы нашего исследования, и его результатов, обусловлены необходимостью максимально полного учета социально-экономических условий и требований к содержанию и качеству образования подростков, необходимостью обеспечения соответствия образования ожиданиям подростков, обеспечения его соответствия нормативно-правовой базе, а также комплексным характером рассматриваемых вопросов и широким охватом участников исследования.
В целом актуальность и оригинальность нашего исследования определяются характером его предмета и заключаются в том, что обеспечиваются:
а) ориентацией на максимально полный учет особенностей и потребностей общества в сфере образования, воспитания и обучения детей, подростков и молодежи;
б) учетом образовательного потенциала и влияния цифровой виртуальной среды на воспитание и обучение личности, в том числе ее ориентации на использование эффективных образовательных технологий социально-психологической поддержки детям, подросткам и молодым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
в) многосторонним комплексным подходом к разработке и применению субъектами программы эффективных психологических, педагогических и социальных технологий, позволяющих обеспечить воспитание, обучение и развитие детей, подростков и молодежи, на основе современных виртуальных цифровых и дистанционных средств;
г) ориентацией исследования на подготовку педагогов к работе с подростками в виртуальной среде деструктивного характера с целью обеспечения их защиты и социализации.
На этой основе нами определены основания и сформулированы социально-педагогические факторы предупреждения десоциализации подростков под воздействие социальных сетей, содержащих деструктивный контент. Этот аспект нашей работы имеет теоретическое значение для выполнения дальнейших исследований по решению поставленной проблемы.
В практическом плане полученные результаты исследования рассматриваются нами как способ распространения форм образования подростков с целью формирования комплекса соответствующих компетенций и качеств, предупреждающих и преодолевающих деструктивное воздействие отдельных социальных сетей и виртуальной среды в целом.
_Материалы и методы
Целью статьи мы ставим описание причин и форм проявления десоциализации личности подростков и молодых людей под воздействием социальных сетей, имеющих материал деструктивного характера, а также оценить масштабы десо-циализирующего влияния социальных сетей на подростков и молодежь, выявленных в ходе исследования. В связи с этим задачи нашего исследования, решение которых представлено в данной статье, заключались в том, чтобы: а) уточнить признаки десоциализации подростков в современных условиях и выявить ее особенности под влиянием контента социальных сетей деструктивной направленности; б) выявить социальные, личностные и деятельностные факторы и причины десоциализации личности подростка в возрасте 13-17 лет; в) определить основания разработки комплекса социальных и педагогических мер предупреждения десоциализации подростков.
Методологической основой решения задач и достижения цели нами были определены положения комплекса подходов: социально-экономического (обращение личности к социальным сетям обусловлено социальными и экономическими условиями жизни и деятельности), личностно-ориентированного (формы и методы предупреждения десоциализации определяются особенностями и потребностями личности) и деятельностного (предупредить десоциализацию любого человека возможно только путем вовлечения его в личностно значимую деятельность).
В ходе нашей работы использовался комплекс методов: теоретические анализ источников, социологический опрос (анкетирование), наблюдение, ситуационный и сравнительный анализ.
Целевой выборкой нашего исследования были выбраны подростки в возрасте 1317 лет. Всего в социологическом исследовании приняли участие 1415 человек. Техническая поддержка исследования и обработка статистических данных социологического опроса была обеспечена группой студентов ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (г. Екатеринбург) под руководством Васёвой Натальи Сергеевны и студентами ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» (г. Магнитогорск) под руководством Шиляевой Татьяны Андреевны [15].
Предполагаемые результаты и состав целевых групп нашего исследования определил выбор следующих ключевых методов: выявление, оценка и анализ социальных сетей, контент которых имеет деструктивный характер; анкетирование субъектов целевых групп нашего исследования; анализ деятельности названных выше образовательных организаций по проблеме десоциализации подростков.
_Результаты исследования
Десоциализация (desocialization) представляет собой психолого-девиантологиче-ский процесс, означающий утрату индивидом приоритетов, определенных социальных ценностей, норм и ориентиров, сопровождающуюся отчуждением индивида от определенной социальной группы [4]. Это процесс обратный социализации, представляющий собой ее разрушение, отказ от ее достижений, потеря личностью позитивных индивидуально и социально значимых качеств.
Процесс десоциализации имеет смысл рассматривать только в отношении личности, которая уже сформировалась. Личность большинством психологов, социологов и педагогов рассматривается и определяется в аспекте включенности человека в систему общественных отношений, как установление отношений с миром, отношения к себе, отношения с другими людьми. «Личность - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей» [12, с. 483].
Основными формами десоциализации подростков являются: отчуждение, снижение социальной ответственности или социальная безответственность, агрессия, смешанная форма. Десоциализация лиц подростковой группы в наибольшей степени и чаще всего проявляется в форме социальной безответственности и агрессии, личностного отчуждения в социуме. Причины десоциализации подростковой группе риска кроются в недостатках личностной идентификации (психологический фактор), неуправляемом влиянии интернет-ресурсов как основного источника информации и сферы общения для молодых людей (информационный фактор) и недостатке личного общения (социальный фактор).
Исследования преподавателей - членов инициативной группы в рамках Магнитогорского педагогического колледжа программы реализации гранта позволяют утверждать, что в основе этого противоречия лежит незавершенность процесса личностной идентификации в детском и юношеском возрасте человека. В этом случае у подростка формируется представление о самом себе как никому не нужном человеке. Тем более, что в значительной части случаев десоциализации подростков это представление оказывается справедливым.
Это представление формирует личность подростка, склонного к десоциализации, которая может принять криминальные, деструктивные, протестные формы. От уровня личностной идентификации будет зависеть, сформируется ли позитивный или негативный характер отношения человека к себе, другим людям и миру в целом. То есть произойдет социализация или десоциализация.
Исследованию данной проблемы посвящены работы ученых, педагогов, официальных лиц: Е.В. Андриенко (выделяет и анализирует связь между реализацией антропологического подхода в образовании и развитии личности с условиями меняющегося общества) [1], Я.А. Амелина (причиной немотивированных вспышек насилия в подростковой и молодежной среде называет широкое распространение среди молодежи деструктивных настроений, связанных с различными агрессивно-депрессивными субкультурами) [2], Е.П. Добрынина (называет поколение современных подростков «Поколением «А» и считает, что для них характерным качеством является агрессия) [7], Я.В. Лантратова (отмечает актуальность предупреждения асоциального поведения подростков и значимость совместных усилий общества и власти для решения этой проблемы) [8], Д.О. Королева (раскрывает особенности использования мобильных технологий и социальных сетей современными подростками) [11] и др. Важным аспектом исследований проблемы десоциализации в целом является анализ условий возникновения, этапов развития и способов предупреждения этих форм. Все исследователи отмечают высокий уровень актуальности проблемы. Но при этом не указывают оптимальные и эффективные пути ее решения.
Важным аспектом исследований проблемы десоциализации является анализ причин возникновения и характера проявления десоциализации. Так, по многочисленным данным, в последние несколько лет произошло вытеснение на периферию тра-
диционных досуговых практик, резко увеличилось количество доступных подростку возможностей самореализации в сети [11], подростки стали чаще проявлять агрессивность [7], возросло число лиц, имеющих диагноз «депрессия», в том числе и среди подростков, старшеклассников, что приводит к необходимости разработки новых технологий воспитания и обучения [6].
Эти данные подтверждаются в значительной степени и результатами нашего социологического опроса. Нами проведен опрос 1415 подростков и молодых людей. Выборка, на наш взгляд, является репрезентативной, так как респонденты отбирались случайным образом среди обучающихся разного возраста, различного уровня (вуз, СПО) и направлений подготовки, различных регионов РФ. В ходе этого опроса подросткам и молодым людям было предложено шесть вопросов, по каждому из которых можно было выбрать один или несколько вариантов ответа [15].
Как видим, достаточно высок процент подростков и молодых людей, не имеющих друзей в реальности. В то же время мы отмечаем достаточно большое количество респондентов, которые, по их собственной оценке, имеют друзей в реальной жизни (см. рис. 1).
1. Сколько у тебя реальных друзей?
1 415 ответов
i Г
I Ни одного I 1-2 друга (подруги)
Много друзей | 3 ' 4 | 5
| Достаточно | 4-5
1/6 V
Рисунок 1 Ответы респондентов на вопрос «Сколько у тебя реальных друзей?»
(составлено авторами).
Результаты нашего опроса подтверждают популярность таких социальных сетей как «ВКонтакте» (62,5%), Instagram (21%), YouTube и ШТок (8,9%). То есть популярны те сети, в которых наиболее часто пользователи сталкиваются с оскорблениями, унижением, агрессией (см. рис. 2).
2. Какой социальной сетью ты преимущественно пользуешься для общения и для поиска информации? 1 415 ответов
Ф ВКонтакте
# InSlagram Ф YouTube
Ф Одноклассники
ф TlkTok
# Телеграм Ф Telegram Ф telegram
УВ J
Рисунок 2 Ответы респондентов на вопрос «Какой социальной сетью ты пользуешься для общения и поиска информации?» (составлено авторами)
Полученные данные позволяют нам предположить, что пользователи социальных сетей достаточно критично оценивают контактеров в сети, как «друзей», значительная часть опрошенных (45,2%) ответили, что не имеют «виртуальных друзей». Но для большинства участников количество друзей в сети и в реальности примерно одинаково (имеют одного-двух и много друзей). Мы предполагаем, что это объясняется отождествлением виртуальных и реальных друзей участниками нашего опроса. Значительная доля опрошенных «имеют много друзей в сетях» (24,8%) (см. рис. 3).
3. Сколько у тебя «виртуальных» друзей (в социальной сети)?
1415 ответов
ф Ни одною
• 1-2 друга (подруги)
• Много друзей
• 4
• 240
ф Несколько
Ф Я общаюсь с реальными людьми
• 3*4
мз Т
Рисунок 3 Ответы респондентов на вопрос «Сколько у тебя «виртуальных» друзей в социальных сетях?» (составлено авторами)
Полученные ответы на четвертый вопрос анкеты явно указывают на стремление подростков обойтись при решении проблем без чьей-либо помощи (47,3%). В качестве причины этого стремления мы допускаем то, что подростки и молодые люди не видят и не имеют возможности получить реальную помощь. Важно отметить, что родители, семья являются значительным фактором получения помощи подростками, но низкий процент выбора их вызывает у нас тревогу (32,7%). На помощь виртуальных друзей надеются только 12,5 % опрошенных, при том, что «у многих опрошенных виртуальных друзей МНОГО!» (см. рис. 4).
4. К кому ты обращаешься за помощью, если у тебя возникают жизненные трудности?
1 415 ответов
f
в Ищу выход и принимаю решение.. Ф Обращаюсь к родителям • Обращаюсь к друзьям в классе, г.. Ф Обращаюсь к друзьям на улице 9 Обращаюсь к друзьям есоциаль... Ф Обращаюсь к молодому человеку ф Обращаюсь к сестре ф К мужу
1/12 Т
Рисунок 4 Ответы респондентов на вопрос «К кому ты обращаешься за помощью, если у тебя возникают жизненные трудности?» (составлено авторами)
По ответам на пятый вопрос анкеты мы заключаем, что наиболее остро у подростков и молодых людей стоит вопрос, чем заняться и как исправить ситуацию с плохими оценками в школе, колледже, вузе. Актуальной оказывается личная готовность к деятельности. Мы также отмечаем, что опрошенные указали дополнительно к названным вариантам ответа на пятый вопрос анкеты большое количество своих проблем, и мы не увидели ни одного подростка без жизненных проблем (см. рис. 5).
5. Какая помощь б решении жизненных проблем тебе нужна уже сейчас?
1 415 ответов
4 Ответить на вопрос, нем ээнягьс... Ф Исправить плохие оценки в школ.. Ф Найти взаимопонимание с рядит... Ф Чтобы все отстал и {не обижали,... ф Установить контакт с учителями Ф Никакая Ф Никакая Ф никакая
1/13 Т
Рисунок 5 Ответы респондентов на вопрос «Какая помощь в решении жизненных проблем была бы нужна уже сейчас?» (составлено авторами)
Ответы на шестой вопрос представляют удручающую картину, которая смазывает все положительные впечатления от ответов на первые 5 вопросов. Мы видим, что более двух третей подростков и молодых людей практически все свободное время проводят в социальных сетях, за компьютером (63,4% опрошенных указали от 3 часов и более 5 часов) (см. рис. 6).
6. Сколько времени ежедневно ты проводишь за компьютером, в социальных
сетях?
1 41 5 ответов
# До 1 часа
# От 1 до 3 часов Ф От 3-й до 5 часов Ф Больше 5 часов
Рисунок 6 Ответы респондентов на вопрос «Сколько времени ты проводишь за компьютером, в социальных сетях?» (составлено авторами).
_Обсуждение результатов
По результатам обработки ответов нами были получены данные и сделаны выводы, в целом подтверждающие оценки других исследователей. Но важным для нас является то, что результаты опроса подростков и молодых людей позволяют нам сделать вывод - реальные основы для работы по предупреждению их десоциализации пока еще есть, так как подростки по-прежнему рассчитывают на поддержку родителей, пытаются понять и оценить роль и преимущества реальных друзей перед виртуальными, стремятся решать проблемы самостоятельно.
Для работы с подростками, оказавшимися под влиянием деструктивных социальных сетей, нами предложено два проекта и уже начата их реализация: подготовка специалистов-волонтеров из числа студентов педагогического колледжа для работы с подростками из группы риска десоциализации (первый проект); разработка и реализация образовательной программы для слушателей курсов повышения квалификации - работников образовательных организаций различных типов и уровней (второй проект).
В рамках обоих проектов методологически важным, на наш взгляд, является то, что основными направлениями предупреждения десоциализации подростков из групп риска должны быть формирование «базы самоуважения» [12] на основе личностной идентификации; обращение социума к личности подростка, обеспечение личностной ориентации всех видов взаимодействия социума и подростка, оказавшегося под риском десоциализации; целенаправленная мотивация и формирование ценностных ориентаций личности подростка в жизни и деятельности в современном социуме; формирование деятельностных компетенций каждого подростка группы риска, обеспечивающих их готовность к активной творческой деятельности, имеющей индивидуальную и общественную значимость.
Анализ результатов анкетирования, уточнение признаков и причин десоциализации позволяет нам установить факторы ее предупреждения при деструктивном влиянии социальных сетей.
Подросткам зачастую нечего противопоставить деструктивному влиянию этих сетей. Они не имеют и чаще всего не знают где обрести поддержку своим мыслям и действий, получить объективную оценку значимости и правильности информации, которую черпают из социальных сетей. Потребность подростков в авторитетном мнении остается неудовлетворенной, поскольку в их реальном окружении авторитетов нет. Общество, зачастую, оказывается равнодушным к подростку, оставляет его один на одни с проблемами от проблемы «чем заняться?» до проблемы «как защититься от нападок сверстников?». Социальные сети могут быстро сформировать у подростка чувство «я никому не нужен!», кроме равнодушного виртуального советчика. Анализ результатов проведенного нами анкетирования также приводят еще к одному важному, на наш взгляд, выводу, суть которого в том, что в основе многих проблем подростков лежит безответный вопрос «чем заняться?».
В конечном итоге, мы пришли к заключению, что действие всех трех факторов только тогда оказывается действенным, когда осуществляется в комплексе. В реализации проекта мы считаем обязательным исходить из необходимости переубедить подростка по формуле: «Пусть даже, если кажется, что ты никому не нужен, ты должен быть нужным себе!»
Также по результатам реализации названных выше проектов мы предположили, что данные факторы предупреждения десоциализации подростков и молодых людей под влиянием сетей с контентом деструктивного характера по своей сути определяют комплекс социально-педагогических условий, выполнение которых в значительной степени изменит картину ответов наших респондентов при проведении последующих социологических опросов. О правильности этого вывода свидетельствуют результаты повторного анкетирования двенадцати подростков и молодых людей, прошедших подготовку в рамках обоих наших проектов.
Полученные нами результаты и сформулированные выводы не противоречат мнению ученых [8; 11 и др.], однако системных исследований, посвященных выделению и реализации комплекса социально-педагогических условий предупреждения десоциализации подростков пока не проводилось. В связи с этим, в современных социально-экономических условиях, в ситуации развития социальных сетей и роста их влияния на лиц подросткового возраста наше исследование является достаточно перспективным и определяет основания решения существующей проблемы.
Заключение
Таким образом, проблема предупреждения десоциализации подростков под влиянием социальных сетей, имеющих материал деструктивного характера, является остро актуальной и требует скорейшего решения. Это решение не может быть найдено путем запрета социальных сетей, запрета подросткам на работы в социальных сетях. Так как социальные сети среди подростков крайне популярны, их значимость как фактора влияния на сознание, отношения, поведение и деятельность подростков стремительно растет и отказаться или запретить социальные сети уже стало неприемлемым. Нам представляется, что действенным может быть только один возможный путь (мы его называем вариантом деятельности) - реализация комплекса социально-педагогических условий предупреждения десоциализации подростков для формирования их готовности к работе в сетях, готовности к позитивному поведению и к продуктивной, интересной и полезной деятельности, помощь в которой всегда готовы оказать реальные или виртуальные сверстники и авторитетные старшие люди.
Поэтому первым фактором предупреждения десоциализации подростков мы считаем объективную необходимость целенаправленной подготовки педагогов для обучения и формирования готовности подростков к работе в социальных сетях, формирование у них цифровой компетенции.
Вторым фактором решения проблемы предупреждения деструктивного влияния социальных сетей мы определяем целенаправленное формирование комфортной и авторитетной социальной среды подростков, обеспечивающей их общение, социальное поведение и деятельность.
Третьим фактором мы определяем обеспечение возможности подростка заниматься интересным и полезным для него видом деятельности - игра, спорт, творчество.
_Финансирование
Исследование выполнено в рамках гранта Президента РФ (номер Заявки 22-1007524, статус - победитель конкурса; наименование проекта - Программа социального психолого-педагогического практикума «Защита подростка в виртуальной среде»).
ЛИТЕРАТУРА
1. Андриенко Е.В. Реализация антропологического подхода в образовании как фактор развития личности в условиях меняющегося общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2003. № 2. С. 125-137.
2. Амелина Я.А. Семинар «Деструктивное влияние соцсетей на молодежь» [Электронный ресурс]. URL: https:// kavkazgeoclub.ru/content/seminar-destruktivnoe-vliyanie-socsetey-na-molodezh (дата обращения: 5.03.2022)
3. Беликов В.А. Романов П.Ю., Токмазов Г.В. Методология и логика определения педагогических условий решения проблем образования личности // Вестник педагогических наук. 2021. № 7. С. 139-147.
4. Девиантология: словарь / авт.-сост. Клейберг Ю.А. 2-е изд., доп. М.: МПСУ, 2016. 91 с.
5. Дети и соцсети: безопасность и правила поведения. [Электронный ресурс]. URL: https://shcherbakovs.com/ how-to-protect-kids-in-social-media/ (дата обращения: 5.03.2022)
6. Долгова, В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. М.: Перо, 2015. 208 с.
7. Добрынина Е.П. Поколение "А" // Российская газета. Федеральный выпуск № 124(5797). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/06/01/pokolenie.html (дата обращения: 5.03.2022)
8. Интервью с Я.В. Лантратовой от 13.01.22 [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/LT9fCzBIY24 (дата обращения: 5.03.2022).
9. Как социальные сети влияют на поведение подростков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cism-ms.ru/ poleznye-materialy/kak-sotsialnye-seti-vliyayut-na-povedenie-podrostkov/ (дата обращения: 09.01.2022).
10. Клейберг Ю.А. Десоциализация и дегуманизация личности в ситуации социальной турбулентности: психолого-девиантологический дискурс // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. №1(35). С. 150-158
11. Королева Д.О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 55-61. DOI: 10.17759/jmfp.2016050207
12. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос. 2003. 688 с.
13. Опрос ВЦИОМ показал самые популярные соцсети в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/60e3bd819a79476c5b785733 (дата обращения: 5.03.2022).
14. Опыт Челябинской области в профилактике деструктивных явлений в молодежной интернет-среде представили в Госдуме [Электронный ресурс]. URL: https://t.me/rugosduma/1887 (дата обращения: 5.03.2022).
15. Уважаемый подросток, молодой человек! [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/forms/ d/1xbKBtMF-pxIfa7h9LDL_BCq4jDERj0oKK_L0ukKvrvk/edit?usp=sharing (дата обращения: 5.03.2022).
16. Barakhnin V., Mukhamedyev R., Mussabaev R., Kozhemyakina O., Issayeva A. et al. Methods to identify the destructive information // Journal of Physics: Conference Series. 2019. No. 1405. P. 012004. D0I:10.1088/1742-6596/1405/1/012004
17. Belikov V.A., Romanov P.Yu., Valeev A.S., Grigoriev E.N. Personal and activity bases personality desocialization warnings // Perspectives of Science and Education. 2020. № 4(46). С. 299-314. DOI: 10.32744/pse.2020.4.20
18. Dolgova V., Kondratieva O., Kozhurova D., Kapitanets E. Psychocorrection of anxiety of high school students in preparation for state examinations // Social & Behavioural Science. 2019. No 30. P. 276. DOI: 10.15405/ epsbs.2019.12.30
19. Dolgova V.I., Belikov V.A., Kozhevnikov M.V. Partnership as a factor in the effectiveness of practice-oriented education of students // International Journal of Education and Practice. 2019. V. 7. No.2. P. 78-87. DOI: 10.18488/ journal.61.2019.72.78.87
20. Dolgova V.I., Rokitskaya J.A., Kondrateva O.A., Arkaeva N.A., Kryzhanovskaya N.V. The interactions of individual religiosity and axiological orientations of students // European Journal of Science and Theology. 2017. V. 13. No. 4. P. 47-53.
21. Gostyunina V. A., Davidyuk N. V. The combined method of textual information analysis for the content of destructive indicators // Journal of Physics: Conference Series. 2019. No. 1399. P. 2-8. DOI: 10.1088/1742-6596/1399/3/033109
22. Kiryakova A.V., Kolga V.V., Yumatov A.S., Smorchkova V.P., Romanova E.N., Tuganov Y.N., Fedulov V.I. Student representation of mass media as tool for forming public opinion // Online Journal of Communication and Media Technologies. 2020. Vol. 10. No.3. P. 202013. DOI: 10.29333/ojcmt/7934
23. Pavlov B.S., Pavlova V.I., Saraykin D.A., Dolgova V.I. Matrimonial volunteering in the professional socialization of children in the digital environment // Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. V. 184. P. 81-91. DOI: 10.1007/978-3-030-65857-1_9
24. Ryndak V.G., Saldaeva O.V. Students from generation z: trends in education and development // International Journal of Innovation. 2020. V. 12. No.3. P. 619-634.
25. Ryndak V.G., Saldaeva O.V. The revival of values and meanings of the teacher education: reflexive-creative approach // Cypriot Journal of Educational Sciences. 2019. V. 14. No. 2. P. 266-277. DOI: 10.18844/cjes.v14i2.4239
26. Shpakou A., Klimatckaia L., Furiaeva T., Piatrou S., Zaitseva O. Ageism and loneliness in the subjective perceptions of elderly people from nursing homes and households // Family Medicine and Primary Care Review. 2021. V. 23. No. 4. P. 475-480. DOI: 10.5114/fmpcr.2021.110366
REFERENCES_
1. Andrienko E.V. Implementation of the anthropological approach in education as a factor of personal development in a changing society. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Philosophy, 2003, no. 2, pp. 125-137. (in Russ.)
2. Amelina Ya. Seminar "Destructive influence of social networks on youth". Available at: https://kavkazgeoclub.ru/ content/seminar-destruktivnoe-vliyanie-socsetey-na-molodezh (accessed 5 March 2022)
3. Belikov V.A. Romanov P.Yu., Tokmazov G.V. Methodology and logic of determining pedagogical conditions for solving problems of personal education. Bulletin of Pedagogical Sciences, 2021, no. 7, pp. 139-147 (in Russ.)
4. Deviantology: dictionary / author-comp. Kleiberg Yu.A. 2nd ed., add. Moscow, MPSU Publ., 2016. 91 p. (in Russ.)
5. Children and social networks: safety and rules of conduct. Available at: https://shcherbakovs.com/how-to-protect-kids-in-social-media / (accessed 5 March 2022)
6. Dolgova, V.I., Baryshnikova E.V., Popova E.V. Innovative psychological and pedagogical technologies in working with high school students: monograph. Moscow, Pero Publ., 2015. 208 p. (in Russ.)
7. Dobrynina E. Generation "A" // Rossiyskaya gazeta. Federal Issue No. 124(5797). Available at: https:// rg.ru/2012/06/01/pokolenie.html (accessed 5 March 2022)
8. Interview with Yana Lantratova from 13.01.22. Available at: https://youtu.be/LT9fCzBIY24 (accessed 5 March 2022). (in Russ.)
9. How social networks influence the behavior of adolescents. Available at: https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/kak-sotsialnye-seti-vliyayut-na-povedenie-podrostkov/ (accessed 5 March 2022).
10. Kleiberg Yu.A. Desocialization and dehumanization of personality in a situation of social turbulence: psychological and deviantological discourse. Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. no. 1(35), pp. 150-158 (in Russ.)
11. Koroleva D.O. The study of everyday life of modern teenagers: presence in social networks as an integral component of communication. Modern foreign psychology, 2016, vol. 5, no. 2, pp. 55-61. DOI: 10.17759/jmfp.2016050207
12. Nemov R.S. Psychology: In 3 books. Book 1. General fundamentals of psychology. Moscow, Vlados Publ., 2003. 688 p. (in Russ.)
13. The VTsIOM survey showed the most popular social networks in Russia. Available at: https://www.rbc.ru/rbcfreene ws/60e3bd819a79476c5b785733 (accessed 5 March 2022).
14. The experience of the Chelyabinsk region in the prevention of destructive phenomena in the mobile Internet environment was presented in the State Duma. Available at: https://t.me/rugosduma/1887 (accessed 5 March 2022).
15. Dear teenager, young man! Available at: https://docs.google.eom/forms/d/1xbKBtMF-pxIfa7h9LDL_ BCq4jDERj0oKK_L0ukKvrvk/edit?usp=sharing (accessed 5 March 2022).
16. Barakhnin V., Mukhamedyev R., Mussabaev R., Kozhemyakina O., Issayeva A. et al. Methods to identify the destructive information. Journal of Physics: Conference Series, 2019, no. 1405. p. 012004. DOI:10.1088/1742-6596/1405/1/012004
17. Belikov V.A., Romanov P.Yu., Valeev A.S., Grigoriev E.N. Personal and activity bases personality desocialization warnings. Perspectives of Science and Education, 2020, no. 4(46), pp. 299-314. DOI: 10.32744/pse.2020.4.20
18. Dolgova V., Kondratieva O., Kozhurova D., Kapitanets E. Psychocorrection of anxiety of high school students in preparation for state examinations. Social & Behavioural Science, 2019, no. 30, p. 276. DOI: 10.15405/ epsbs.2019.12.30
19. Dolgova V.I., Belikov V.A., Kozhevnikov M.V. Partnership as a factor in the effectiveness of practice-oriented education of students. International Journal of Education and Practice, 2019, vol. 7, no. 2, pp. 78-87. DOI: 10.18488/ journal.61.2019.72.78.87
20. Dolgova V.I., Rokitskaya J.A., Kondrateva O.A., Arkaeva N.A., Kryzhanovskaya N.V. The interactions of individual religiosity and axiological orientations of students. European Journal of Science and Theology, 2017, vol. 13, no. 4, pp. 47-53.
21. Gostyunina V. A., Davidyuk N. V. The combined method of textual information analysis for the content of destructive indicators. Journal of Physics: Conference Series, 2019, no. 1399, pp. 2-8. DOI: 10.1088/1742-6596/1399/3/033109
22. Kiryakova A.V., Kolga V.V., Yumatov A.S., Smorchkova V.P., Romanova E.N., Tuganov Y.N., Fedulov V.I. Student representation of mass media as tool for forming public opinion. Online Journal of Communication and Media Technologies, 2020, vol. 10, no. 3, pp. 202013. DOI: 10.29333/ojcmt/7934
23. Pavlov B.S., Pavlova V.I., Saraykin D.A., Dolgova V.I. Matrimonial volunteering in the professional socialization of children in the digital environment. Lecture Notes in Networks and Systems, 2021, vol. 184, pp. 81-91. DOI: 10.1007/978-3-030-65857-1_9
24. Ryndak V.G., Saldaeva O.V. Students from generation z: trends in education and development. International Journal of Innovation, 2020, vol. 12, no. 3, pp. 619-634.
25. Ryndak V.G., Saldaeva O.V. The revival of values and meanings of the teacher education: reflexive-creative approach. Cypriot Journal of Educational Sciences, 2019, vol. 14, no. 2, pp. 266-277. DOI: 10.18844/cjes.v14i2.4239
26. Shpakou A., Klimatckaia L., Furiaeva T., Piatrou S., Zaitseva O. Ageism and loneliness in the subjective perceptions of elderly people from nursing homes and households. Family Medicine and Primary Care Review, 2021, vol. 23, no. 4, pp. 475-480. DOI: 10.5114/fmpcr.2021.110366
Perspectives of Science & Education. 2022, Vol. 57, No. 3
Информация об авторах Information about the authors
Беликов Владимир Александрович Vladimir A. Belikov
(Россия, г. Сибай) (Russia, Sibai)
Профессор, доктор педагогических наук, старший Professor, Dr. Sci. (Education), Senior Researcher.
научный сотрудник Sibay Institute (branch)
Сибайский институт (филиал) Bashkir State University
Башкирский государственный университет E-mail: [email protected]
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-2228-5345
ORCID ID: 0000-0003-2228-5345 Scopus Author ID: 57209318829
Scopus Author ID: 57209318829
Petr Yu. Romanov
Романов Петр Юрьевич (Russia, Magnitogorsk)
(Россия, г. Магнитогорск) Professor, Dr. Sci. (Education), Professor of Applied
Профессор, доктор педагогических наук, профессор Mathematics and Computer Science Department
кафедры Прикладной математики и информатики Nosov Magnitogorsk State Technical University
Магнитогорский государственный технический E-mail: [email protected]
университет им. Г.И. Носова ORCID ID: 0000-0003-4645-5441
E-mail: [email protected] Scopus Author ID: 57201742896
ORCID ID: 0000-0003-4645-5441 ResearcherlD: M-8007-2019
Scopus Author ID: 57201742896
ResearcherlD: М-8007-2019 Olga Yu. Leushkanova
(Russia, Magnitogorsk)
Леушканова Ольга Юрьевна Cand. Sci. (Educ.), Director
(Россия, г. Магнитогорск) Magnitogorsk Pedagogical College
Кандидат педагогических наук, директор E-mail: [email protected]
Магнитогорский педагогический колледж ORCID ID: 0000-0001-7842-7037
E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0001-7842-7037 Natalia S. Vaseva
(Russia, Yekaterinburg))
Васева Наталья Сергеевна Student
(Россия, г. Екатеринбург) Ural State University of Economics
Студентка E-mail: [email protected]
Уральский государственный экономический ORCID ID: 0000-0003-0231-5279
университет
E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0003-0231-5279
385