Научная статья на тему 'Ресоциализация подростков, подвергшихся психологическому воздействию деструктивных движений'

Ресоциализация подростков, подвергшихся психологическому воздействию деструктивных движений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
678
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ДВИЖЕ-НИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малова Елена Олеговна

В данной статье обсуждается проблема вовлечения подростков и молодых людей в движения деструктивного характера, которые на сегодняшний день создают угрозу общественной без-опасности, общественному порядку и жизнедеятельности государства. Социальные и психиче-ские характеристики молодежи, а также ее восприимчивость к идеологическому воздействию, подверженность максимализму и радикальным настроениям делает эту возрастную группу бо-лее уязвимой к влиянию деструктивных тенденций. Рассматривается процесс ресоциализации как система мер, направленных на восстановление личности, подвергшейся психологическому воздействию деструктивных движений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOCIALIZATION OF ADOLESCENTS, EXPOSED TO THE PSYCHOLOGICAL EFFECTS OF DESTRUCTIVE MOVEMENTS

This article discusses the problem of involving adolescents and young people in movements of a destructive nature, which today pose a threat to public safety, public order and the functioning of the state. The social and mental characteristics of young people, as well as their susceptibility to ideological inuence, susceptibility to maximalism and radical sentiment make this age group more vulnerable to the inuence of destructive tendencies. The process of resocialization is considered as a system of measures aimed at restoring a person who has been subjected to the psychological inuence of destructive movements.

Текст научной работы на тему «Ресоциализация подростков, подвергшихся психологическому воздействию деструктивных движений»

Сведения для цитирования: Малова, Е. О. Ресоциализация подростков, подвергшихся психологическому воздействию деструктивных движений [Текст] / Е. О. Малова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 94-98.

УДК 159.923 ББК 88.52

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ДЕСТРУКТИВНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Е. О. Малова

В данной статье обсуждается проблема вовлечения подростков и молодых людей в движения деструктивного характера, которые на сегодняшний день создают угрозу общественной безопасности, общественному порядку и жизнедеятельности государства. Социальные и психические характеристики молодежи, а также ее восприимчивость к идеологическому воздействию, подверженность максимализму и радикальным настроениям делает эту возрастную группу более уязвимой к влиянию деструктивных тенденций. Рассматривается процесс ресоциализации как система мер, направленных на восстановление личности, подвергшейся психологическому воздействию деструктивных движений.

Ключевые слова: ресоциализация, десоциализация, социализация, деструктивные движения, молодежь, деструктивное психологическое воздействие, трудовое воспитание.

В современном обществе крайне остро стоит проблема вовлечения подростков и молодых людей в движения деструктивного характера. По данным МВД России, количество деструктивных молодежных объединений с каждым годом увеличивается, причем особенности проявления их деятельности меняются в соответствии с текущими тенденциями развития техники и форм общественного сознания. На сегодняшний момент на территории РФ насчитывается более 300 деструктивных молодежных движений [1]. Эти движения под влиянием деструктивного психологического воздействия манипулируют сознанием молодежи, играют на ценностно-смысловых противоречиях разных поколений нашей страны, создают иллюзию «правильного», «справедливого» общества, направлены на частичное или полное разрушение личности, сознания и нравственности.

Под деструктивным психологическим воздействием понимается манипулирование сознанием личности представителями деструктивных организаций, которые для вербовки и удержания своих членов используют различные техники манипулирования сознанием, осуществляют тотальный контроль поведения, чувств и мыслей своих приверженцев с целью удовлетворения своих интересов [2].

На данный момент на территории РФ большое распространение получили следующие

деструктивные молодежные движения, организованные приверженцами различных экстремистских и террористических идеологий: А.У.Е., колумбайнеры, неофашисты, а также так называемые группы смерти в интернет-пространстве. Важно отметить, что трансляция деструктивных идеологий и их популяризация существенно усиливается сетью Интернет.

На сегодняшний день деструктивные движения создают угрозу общественной безопасности, общественному порядку, жизнедеятельности государства. Масштаб проблемы показывает тот факт, что действия деструктивных движений относят к числу угроз национальной безопасности и им отводится отдельное место в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. [3].

Если рассматривать причины вступления молодых людей в деструктивные движения с точки зрения социально-психологического подхода, то это есть следствие деформированного восприятия мира подростком, его понимания, оценивания своей личности и отношения к самому себе, где в основе лежит деформация ментальности, архетипа и социотипа, ценностно-смысловой и мотивационной сферы, когнитивных, статусно-ролевых и я-характеристик социальных чувств и эмоций [4]. Дело в том, что молодежь в силу своих социальных, психических характеристик — часть общества, наиболее

уязвимая перед различными деструктивными движениями, а также наиболее восприимчивая к идеологическому воздействию, подверженная максимализму и радикальным настроениям, имеющая неустановившиеся взгляды на происходящее, склонная к десоциализации.

Понятие «десоциализация» полностью противоположно термину «социализация». Если социализация — это процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого им усваиваются образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе [5], то при десоциализации происходит процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей и установок, при этом человек утрачивает рамки, роли, меняется его образ жизни и пр. Такая личность со временем отгораживается от социума и той группы людей, к которой ранее принадлежала, и может перейти в другую группу, где находятся такие же десоциализированные личности, как и она. Десоциализация бывает как добровольной, так и принудительной, может проходить в течение короткого или длительного периода времени. Необходимо отметить, что крайние формы де-социализации могут повлечь за собой полный разрыв отношений индивида с обществом [4].

Для социального восстановления личности, подвергшейся психологическому воздействию деструктивных движений, обществу в лице его институтов социализации необходимо осуществлять процесс повторного прохождения социализации, то есть ресоциализации.

Впервые термин «ресоциализация» был введен американскими социальными психологами А. Кеннеди и Д. Кербером для обозначения повторного процесса вхождения индивида в социокультурную среду после нарушений в сфере социализации (ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы) или смены социокультурного окружения [6].

На сегодняшний день термин «ресоциали-зация» получил широкое распространение и используется не только в социологии и юриспруденции, но также в психологии, психиатрии, педагогике.

А. А. Реан понятие «ресоциализация» трактует как процесс разрушения или коррекции ранее усвоенных или социально неадаптивных норм и последующего усвоения просоциальных адаптивных норм, а также активного их воспроизводства в поведении и деятельности [7].

В энциклопедии по психиатрии ресоциали-зация определяется как аспект реабилитации,

означающий восстановление прерванных или укрепление ослабленных психическим расстройством и связанных с ним социальных связей индивида [8].

В педагогическом словаре Г. М. Коджаспи-ровой ресоциализация описывается как «необходимая повторная социализация личности в новых изменившихся социальных условиях и обстоятельствах» [9, с. 129].

Юристы используют термин «ресоциали-зация» при исследовании вопросов уголовно-исполнительной политики, понимая под ним процесс повторного вживания в систему общепринятых ценностей в обществе, при этом отмечая большую способность к ресоциализации среди молодежи по сравнению со взрослыми [4].

Доктор психологических наук, кандидат юридических наук В. Л. Васильев ставил процесс ресоциализации в один ряд с таким процессом, как перевоспитание преступников, которое он видел через: режим, коллектив, воспитание, семью, а также через приобщение преступников к трудовой деятельности. Главной целью воспитательного процесса для В. Л. Васильева было сделать так, чтобы трудовая потребность со временем стала доминирующей чертой личности, только в этом случае процесс ресоциа-лизации (перевоспитания) можно было считать состоявшимся. В. Л. Васильев считал, что благодаря трудовой деятельности у осужденного формируются такие важные качества, необходимые для успешной адаптации в обществе, как ответственность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и др. [10].

Систему ресоциализации преступников В. Л. Васильева можно сравнить с методикой воспитания А. С. Макаренко [11], благодаря которой он сумел перевоспитать и вернуть к нормальной общественной жизни практически всех своих воспитанников, бывших беспризорников и правонарушителей. В основу воспитания А. С. Макаренко ставил личность, коллектив, движущей силой развития которого являлась критика и самокритика; большая роль отводилась дисциплине и производственному труду, который был неотъемлемой частью воспитания. Социальное воспитание при этом осуществлялось не только через прямое психологическое и педагогическое влияние, но также через организацию коллектива учащихся («параллельное воздействие»), способного выполнять ресоциа-лизирующие функции.

Исходя из системы ресоциализации преступников В. Л. Васильева и методики воспитания

А. С. Макаренко, можно сделать вывод, что коррекция негативных поведенческих проявлений может быть направлена на включение трудного подростка в систему межличностных отношений с педагогом, в референтную группу сверстников и проходить через включение его в трудовую деятельность.

Основываясь на анализе термина «ресоци-ализация» в различных областях науки, можно сказать, что это процесс, представляющий собой ряд мер социального контроля, который направлен на исправление личности с антиобщественной, антисоциальной манерой поведения с последующим усвоением ею просоциальных адаптивных норм.

А. Н. Сухов [4] процесс ресоциализации рассматривает как три этапа: допенитенци-арный, пенитенциарный и постпенитенциарный.

На допенитенциарном этапе производится комплексное психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение подростков, которое способствует противодействию асоциальной деградации личности.

Суть пенитенциарного этапа заключается в разрушении асоциальных ролей и поведения, в усвоении, закреплении позитивных образцов поведения и общепринятых социальных ценностей, в восстановлении и развитии у личности социально полезных связей с обществом.

Постпенитенциарная ресоциализация представляет собой комплексную систему и результат социальной помощи, поддержки, защиты и воспитательного воздействия на личность в целях формирования готовности полноценно функционировать в обществе. На данном этапе необходимо обучать подростков умениям справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов, владеть эмоциями.

А. Н. Сухов отмечет, что работа на всех трех этапах должна быть комплексной, направленной на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья, раскрытие внутреннего потенциала, а также на создание наиболее благоприятных условий для личностного развития подростка, сохранение его человеческого достоинства, повышение уровня социальной адаптации, правовой культуры. Коррекцию негативных поведенческих проявлений можно проводить через вовлечение в работу кружков, спортивных секций, участие в общественных мероприятиях.

Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 23.11.2017 № ПЗ-1608/09 «О направлении методических рекоменда-

ций» [12], программа работы по ресоциали-зации подростков может включать в себя три блока: информационный, ценностный и поведенческий.

Информационный блок направлен на расширение кругозора молодежи в самых разных сферах социальной жизни, на информированность подростков о межгрупповом (межкультурном) и межличностном взаимодействии. Важно в данный блок включать правовую просветительскую информацию об ответственности за осуществление противозаконной деятельности в целях формирования у подростков гражданской идентичности в новых социальных группах.

Ценностный блок направлен на осознание и формирование общепринятых ценностей, объединяющих людей, на создание благоприятной культурно-информационной среды, наполненной живыми положительными образами историко-культурного наследия, через приобщение к выдающимся национальным произведениям искусства, памятникам культуры, литературы, духовно-нравственным ценностям, практике народного художественного творчества.

Поведенческий блок предполагает отбор и использование активных форм обучения и воспитания, методов социализации. На данном этапе необходима работа по развитию самоанализа, самоконтроля и саморегуляции; необходимо также предусмотреть построение системы новых контактов, включающих новые социальные группы; возможно обучение взаимодействию с людьми другой веры и культуры.

В силу актуальности проблемы вовлечения молодежи в деструктивные движения перед системой образования стоит задача не только профилактики вовлечения молодежи в различных экстремистские и террористические организации, так называемые группы смерти в интернет-пространстве, а также в такие движения, как А.У.Е., колумбайнеры, неофашисты, и, в случае необходимости, их ресоциализации. Важно понимать, что работа по ресоциализации подростков, подвергшихся психологическому воздействию деструктивных движений, должна иметь комплексное психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение, быть направлена на раскрытие внутренних потенциалов, а также на создание наиболее благоприятных условий для личностного развития подростка, на повышение уровня социальной адаптации, правовой культуры, где конечной целью должно являться создание новой мотивационной основы молодо-

го человека, которая будет определять ценностные ориентиры и поведение в обществе. Что касается коррекции негативных поведенческих проявлений подростков, подвергшихся психологическому воздействию деструктивных движений, то она может проходить в референтной группе сверстников через включение в трудовую деятельность, общественно полезные дела, волонтерские объединения, в органы студенческого самоуправления. Можно проводить такую

коррекцию через вовлечение подростка в работу кружков, спортивных секций, участие в общественных мероприятиях, различных социальных проектах. Необходимо также понимать, что на процесс и результат ресоциализции подростка оказывают влияние личностные, воспитательные и средовые факторы. Конечной целью ресо-циализации подростков является социализация личности, которая необходима для бесконфликтной и полноценной жизни в социуме.

Библиографический список

1. Высокие гуманитарные технологии преодоления деструктивного поведения молодежи [Текст] / Р. Р. Муслумов [и др.] // Педагогическое образование в России. —2017. — № 8. — С.97-102.

2. Волков, Е. Н. Преступный вызов практической психологии : Феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) [Текст] / Е. Н. Волков // Журнал практического психолога. —1996. — № 2. — С. 87-93.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс] : [Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537]. — Режим доступа: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html.

4. Сухов, А. Н. Социальная психология [Текст] / А. Н. Сухов. — М. : ИЦ «Академия», 2011. — 233 с.

5. Ольшанский, Д. В. Глоссарий по политической психологии [Текст] / Д. В. Ольшанский. — М. : РУДН, 2003. — 303 с.

6. Абдымомунова, Б. А. Ресоциализация несовершеннолетних воспитанников интернатных учреждений и их проблемы [Текст] / Б. А. Абдымомунова // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики : сб. статей Междунар. науч.-практ. конференции (Уфа, 29 дек. 2014 г.). — Уфа : Аэтерна, 2014. — С. 3-7.

7. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломин-ский. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 573 с.

8. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии [Текст] / В. А. Жмуров. — 2-е изд. — М., 2012. — 864 с.

9. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров — М. : ИЦ «Академия», 2000. — 176 с.

10. Васильев, В. Л. Юридическая психология [Текст] / В. Л. Васильев. — 6-е изд. — СПб. : Питер, 2009. — 608 с.

11. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. — М. : Изд-во политической литературы, 1990. — 416 с.

12. Методические рекомендации по вопросам, связанным с ресоциализацией подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии [Электронный ресурс] : [приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 23.11.2017 № ПЗ-1608/09]. — Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71738738.

For citation: Malova, E. O. Resocialization of adolescents, exposed to the psychological effects of destructive movements [Text] / E. O. Malova // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 1 (21). — P. 94-98.

RESOCIALIZATION OF ADOLESCENTS, EXPOSED TO THE PSYCHOLOGICAL EFFECTS OF DESTRUCTIVE MOVEMENTS

E. O. Malova

This article discusses the problem of involving adolescents and young people in movements of a destructive nature, which today pose a threat to public safety, public order and the functioning of

the state. The social and mental characteristics of young people, as well as their susceptibility to ideological influence, susceptibility to maximalism and radical sentiment make this age group more vulnerable to the influence of destructive tendencies. The process of resocialization is considered as a system of measures aimed at restoring a person who has been subjected to the psychological influence of destructive movements.

Key words: resocialization, desocialization, socialization, destructive movements, youth, destructive psychological impact, labor education.

References

1. Muslumov R. Ret al. Vysokie gumanitarnye tehnologii preodolenija destruktivnogo povedenija molodezhi (High humanitarian technologies of overcoming the destructive behavior of young people), Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2017, No. 8, pp. 97-102. (In Russian)

2. Volkov E. N. Prestupnyj vyzov prakticheskoj psihologii: Fenomen destruktivnyh kul'tov i kon-trolja soznanija (vvedenie v problemu) (The criminal challenge of practical psychology: The phenomenon of destructive cults and mind control (introduction to the problem)), Zhurnal prakticheskogo psihologa, 1996, No. 2, pp. 87-93. (In Russian)

3. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 g. [Ukaz Prezidenta Ros-sijskoj Federacii ot 12.05.2009 № 537], available at: https://rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html. (In Russian)

4. Suhov A. N. Social'naja psihologija (Social psychology), Moscow, IC «Akademija», 2011, 233 p. (In Russian)

5. Ol'shanskij D. V. Glossarij po politicheskoj psihologii (Glossary of Political Psychology), Moscow, RUDN, 2003, 303 p. (In Russian)

6. Abdymomunova B. A. Resocializacija nesovershennoletnih vospitannikov internatnyh uchrezhdenij i ih problemy. Current State and Prospects for the Development of Psychology and Pedagogy. (Proceedings of the International scientific-practical conference), Ufa, 2014, pp. 3-7. (In Russian)

7. Rean A. A., Kolominskij Ja. L. Social'naja pedagogicheskaja psihologija (Social pedagogical psychology), St. Petersburg, Prajm-EVROZNAK, 2008, 573 p. (In Russian)

8. Zhmurov V. A. Bol'shaja jenciklopedija po psihiatrii (The Great Encyclopedia on Psychiatry), Moscow, 2012, 864 p. (In Russian)

9. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Ju. Pedagogicheskij slovar' (Pedagogical Dictionary), Moscow, IC «Akademija», 2000, 176 p. (In Russian)

10. Vasil'ev V. L. Juridicheskaja psihologija (Legal psychology), 6th ed, St. Petersburg, Peter, 2009, 608 p. (In Russian)

11. Makarenko A. S. O vospitanii (About Upbringing), Moscow, Izd-vo politicheskoj literatury, 1990, 416 p. (In Russian)

12. Metodicheskie rekomendacii po voprosam, svjazannym s resocializaciej podrostkov, podvergshihsja destruktivnomu psihologicheskomu vozdejstviju storonnikov religiozno-jekstre-mistskoj i terroristicheskoj ideologii. [Prilozhenie k pis'mu Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 23.11.2017 № PZ-1608/09], available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71738738. (In Russian)

Малова Елена Олеговна, заведующая лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: male@list.ru

Malova E. O., head of the laboratory, Chelyabinsk institute of the vocational education development, Chelyabinsk, e-mail: male@list.ru

Сведения для цитирования: Худолей, Е. С. Реализация федерального проекта «Билет в будущее» в условиях ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего» [Текст] / Е. С. Худолей, Н. В. Задорожная, И. А. Войстрикова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 1 (21). — С. 98-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.