Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
308
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ С КОНТЕНТОМ ДЕСТРУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беликов Владимир Александрович, Валеев Азат Салимьянович, Романов Петр Юрьевич, Григорьев Евгений Николаевич

В статье обосновывается актуальность социализации подростков, оказавшихся под влиянием деструктивного контента современных социальных сетей, и рассматриваются социально-педагогические условия предупреждения этого влияния. В статье представлены результаты анализа и оценки влияния социальных сетей, доступных для пользователей подросткового возраста, приводятся результаты ответов подростков на вопросы анкеты об их предпочтениях и причинах обращения к социальным сетям. Эти результаты позволили выделить и сформулировать социально-педагогические условия предупреждения деструктивного влияния цифровой виртуальной среды на процесс социализации личности подростков. Новизна результатов исследования заключается в том, что авторы рассматривают объективно существующую проблему, решение которой возможно только при комплексном подходе, включающем выявление и оценку контента социальных сетей, подготовку педагогов и подростков к работе в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Беликов Владимир Александрович, Валеев Азат Салимьянович, Романов Петр Юрьевич, Григорьев Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF THE DESTRUCTIVE INFLUENCE OF THE DIGITAL VIRTUAL ENVIRONMENT ON THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS

The article substantiates the relevance of the socialization of adolescents who are under the influence of the destructive content of modern social networks, and examines the socio-pedagogical conditions for preventing this influence. The article presents the results of the analysis of the impact of social networks available to users of adolescence. The results of adolescents’ answers to the questionnaire about their preferences and reasons for using social networks are shown. These results made it possible to identify and formulate socio-pedagogical conditions for preventing the destructive influence of the digital virtual environment on the process of socialization of the personality of adolescents. The novelty of the results of the study lies in the fact that the authors consider an objectively existing problem, the solution of which is possible only with an integrated approach, including the identification and evaluation of the content of social networks, the training of teachers and adolescents to work in social networks.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

Сведения для цитирования: Беликов, В. А. Предупреждение деструктивного влияния цифровой виртуальной среды на процесс социализации личности подростков / В. А. Беликов, А. С. Валеев, П. Ю. Романов, Е. Н. Григорьев // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 122-130.

УДК 316.6 ББК 74.66

предупреждение деструктивного влияния

цифровой виртуальной среды

на процесс социализации личности подростков

В. А. Беликов, А. С. Валеев, П. Ю. Романов, Е. Н. Григорьев

В статье обосновывается актуальность социализации подростков, оказавшихся под влиянием деструктивного контента современных социальных сетей, и рассматриваются социально-педагогические условия предупреждения этого влияния. В статье представлены результаты анализа и оценки влияния социальных сетей, доступных для пользователей подросткового возраста, приводятся результаты ответов подростков на вопросы анкеты об их предпочтениях и причинах обращения к социальным сетям. Эти результаты позволили выделить и сформулировать социально-педагогические условия предупреждения деструктивного влияния цифровой виртуальной среды на процесс социализации личности подростков. Новизна результатов исследования заключается в том, что авторы рассматривают объективно существующую проблему, решение которой возможно только при комплексном подходе, включающем выявление и оценку контента социальных сетей, подготовку педагогов и подростков к работе в социальных сетях.

Ключевые слова: личность подростка, социализация, социальные сети с контентом деструктивного характера, десоциализация, социально-педагогические условия предупреждения десоциализации подростков.

Социальные сети привлекают подростков и молодых людей большим объемом и разнообразием занимательной, удерживающей внимание доступной информации, как бы защищают человека от влияния других людей, позволяют свободно высказывать свои мысли, переживания, идеи и при этом скрывать свою личность под «ником». Социальные сети не только предоставляют подростку относительную анонимность. Социум с помощью социальных сетей, виртуальных средств массовой информации заставляет человека скрывать свое «я», делает виртуальную свободу личности не просто иллюзорной, но и опасной для самого существования личности, делает ее поведение девиантным, десоциализирует личность. Презентация качеств личности, ее «я-сферы» не требует реальных достижений индивида в творчестве, спорте, трудовой деятельности, а происходит через формирование мнимого ощущения свободы самовыражения и принадлежности к социальной группе, субкультуре.

Вопросы деструктивного влияния социальных сетей все чаще оказываются в центре внимания общественности [1-4 и т. д.] и ученых

(Е. В. Аржаных, А. В. Кондрашкин, С. В. Павлов, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова, К. Д. Хломов, Е. Г. Черникова и др.). Три миллиарда человек во всем мире, т. е. около 40 % населения, пользуются социальными сетями в интернете [5], при этом социальная сеть признается полноправным источником информации и средством для развития современных подростков [6].

В Российской Федерации наиболее доступными для подростков являются социальные сети «ВКонтакте», Instagram и YouTube. При этом большинство подростков считают, что агрессивное представление материала в равной степени распространено на всех площадках [7].

Приведем некоторые данные, свидетельствующие о распространении и усилении роли социальных сетей в России:

- в январе 2021 года в Российской Федерации насчитывалось 99 млн пользователей социальных сетей, за год (с 2020 по 2021 г.) аудитория соцсетей выросла на 4,8 миллиона (увеличение на 5,1 %);

- среднестатистический пользователь в России проводит в интернете 7 часов 52 минуты каждый день;

- активная аудитория в российском сегменте сети «ВКонтакте» на начало 2021 года составляла 74 миллиона человек;

- по данным Instagram на начало 2021 года, рекламная аудитория соцсети охватывает 45,8 % населения России старше 13 лет. Это на 3,7 % (2 млн пользователей) больше, чем кварталом ранее [8; 9].

В современном обществе с учетом усложняющихся социальных, экономических и эпидемиологических условий усиливается влияние виртуальной среды на образование и уровень социализации подростков, что становится особенно заметным на фоне растущей потребности всех сфер жизнедеятельности общества в цифровых технологиях. К сожалению, это влияние зачастую носит деструктивный характер, к предупреждению которого учителя, воспитатели, педагоги и психологи образовательных организаций оказываются неготовыми.

Предупредить деструктивное влияние виртуальной среды на подростков можно, только используя такие методы, формы и средства образовательной деятельности, которые бы обеспечили условия становления, социализации и развития подростков, формирования у обучающихся адекватных профессиональных притязаний, стремления к самореализации и самосовершенствованию, деятельностных, поведенческих и личностных компетенций в их взаимообусловленности. К таким методам относятся методы информирования, разъяснения, убеждения, положительного примера, сравнительного анализа и др. [10; 11].

При этом общество сталкивается с проблемой невозможности удовлетворения данной потребности традиционными формами и организациями образования. В современном социуме существует противоречие между ложно воспринимаемой и понимаемой свободой и значимостью личности, преувеличением роли ее «я», виртуальными достижениями личности, с одной стороны, и подчиненностью личности мнимым коллективным ценностям, мнимым ощущениям принадлежности к определенной виртуальной группе, субкультуре.

В основе этого противоречия лежит незавершенность процесса личностной идентификации человека в детском и юношеском возрасте. В этом случае у подростка формируется представление о самом себе как никому не нужном человеке. Тем более, что в значительной части случаев десоциализации подростков это представление оказывается верным.

Такое представление формирует личность подростка, склонного к десоциализации, которая может принять криминальные, деструктивные, протестные формы. От уровня личностной идентификации будет зависеть, сформируется ли позитивный или негативный характер отношения человека к себе, другим людям и миру в целом, т. е. произойдет ли социализация или же десоциализация.

В связи с этим актуальность, особенность и социально-педагогическая значимость проблемы нашего исследования и его результатов определяются характером предмета и заключаются в том, что на основе комплексного подхода к разработке и применению программы эффективных психологических, педагогических и социальных технологий подготовки педагогов к работе с подростками в виртуальной среде деструктивного характера обеспечивается их защита и социализация, воспитание, обучение и развитие, предупреждается негативное влияние деструктивного контента сетей на жизнь и деятельность подростков и молодежи. В процессе исследования нам удалось уточнить основания и представить формулировки социально-педагогических условий предупреждения десоциализации подростков под воздействием социальных сетей, содержащих деструктивный контент. Этот аспект нашей работы имеет теоретическое значение для решения поставленной проблемы.

Таким образом, кроме десоциализации подростков предметом нашего исследования является также подготовка педагогов к организации деятельности подростков, оказавшихся под деструктивным влиянием социальных сетей.

Целью статьи мы ставим выделение комплекса социально-педагогических условий предупреждения десоциализации и реализации образования личности подростка в цифровой виртуальной среде, имеющей деструктивный характер, разработку форм организации процесса предупреждения десоциализации подростков под влиянием деструктивных сетей.

При выборе методов исследования мы исходили из того, что наша работа должна обеспечить достижение практического результата в решении проблемы десоциализации подростков под влиянием социальных сетей деструктивной направленности. Это комплекс, включающий:

1) подготовку специалистов-волонтеров из числа студентов и преподавателей образовательных организаций, с которыми мы сотрудничали, для работы с подростками, находящимися под риском десоциализации;

2) разработку информационно-методического контента по вопросам десоциализации подростков;

3) разработку социально ориентированной модели работы с подростками, испытывающими десоциализирующее влияние социальной среды, экономической ситуации и социальных сетей;

4) разработку диагностического инструментария оценки уровня и характера десоциализа-ции подростков;

5) разработку программы подготовки педагогов образовательных организаций к работе с подростками, оказавшимися в зависимости от социальных сетей.

Предполагаемые результаты и состав целевых групп нашего исследования определили выбор следующих ключевых методов: выявление, оценка и анализ социальных сетей, контент которых имеет деструктивный характер; анкетирование субъектов целевых групп нашего исследования; ситуационное моделирование деятельности и поведения подростков; SWOT-анализ деятельности названных выше образовательных организаций по проблеме десоциализа-ции подростков.

Целевой аудиторией нашего исследования были выбраны подростки в возрасте 13-17 лет; студенты и преподаватели Магнитогорского педагогического колледжа; преподаватели и студенты первых и вторых курсов Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета и Магнитогорского государственного технического университета; педагоги, психологи, работники образовательных организаций.

«Десоциализация (desocialization) представляет собой психолого-девиантологиче-ский процесс, означающий утрату индивидом приоритетов, определенных социальных ценностей, норм и ориентиров, сопровождающийся отчуждением индивида от определенной социальной группы» [12, с. 29]. Это процесс, представляющий собой разрушение личности, потерю человеком социально значимых качеств.

Десоциализация носит характер процесса разрушения личности, которая уже сформировалась, разрушения системы установленных ею общественных отношений, отношений с миром, отношений с самой собой, с другими людьми. «Личность — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих

его индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей» [13, с. 483].

Исследователями проблемы десоциали-зации установлены причины возникновения, формы проявления, этапы развития и способы предупреждения этого явления. В частности, Д. О. Королева пишет, что по наблюдениям специалистов центра «Перекресток», например, в Москве, с улиц практически исчезли подростковые компании. Это объясняется тем, что социальные сети предоставляют доступные подростку возможности самореализации [16].

Е. П. Добрынина отмечает, что в последние годы подростки стали чаще употреблять алкоголь и наркотики, проявлять агрессивность, совершать преступления, среди школьников 10-11-х классов почти половина (48 %) имеют опыт участия в драках (то же самое указал в своих ответах 21 % учащихся 7-9-х классов, т. е. каждый пятый подросток). У многих подростков с самого раннего возраста деформирована вся система жизненных ценностей [17].

Е. Симанкова приводит следующие данные: в России около 10 % населения (15 млн человек) имеют диагноз «депрессия», из них около 5 % — подростки в возрасте от 14 до 17 лет; 20-25 % самоубийств в мире приходится на подростков в состоянии депрессии [18].

В то же время исследователи отмечают, что подростки по-прежнему ценят семью, стремятся к семейному счастью, реализации в профессии, материальному достатку, общению с друзьями. Но при этом они в значительной степени прагматичны и индивидуалистичны, ориентированы на личный успех, удовольствия, отдых и развлечения, однако плохо представляют себе, как этого можно достичь [19; 20]. Для подростков (даже самых десоциализированных) по-прежнему очень важно, чтобы их поддерживали родители и близкие. Семья занимает в системе их жизненных ценностей первое место. На втором месте друзья и лишь на третьем — материальное благополучие.

В ходе исследования проблемы десоциали-зации личности нами было проведение анкетирование подростков и молодых людей. Им был предложен ряд вопросов, по каждому из которых можно было выбрать один из вариантов ответа. На первом этапе в опросе приняли участие 56 подростков. Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты ответов респондентов на вопросы анкеты

№ п/п Вопрос Варианты ответов Результаты ответов (%)

1 Сколько у тебя реальных друзей? Ни одного 10,7

1-2 друга 60,7

Много друзей 21,4

5-6 друзей 5,4

2 Какой социальной сетью ты пользуешься для общения и сбора информации? ВКонтакте 48,2

Instagram 25 %

YouTube 7,1

Одноклассники 1,8

TikTok 8,9

Telegram 5,4

Discord 3,6

3 Сколько у тебя виртуальных друзей в социальных сетях? Ни одного 30,4

1-2 друга 28,6

Много друзей 37,5

110 друзей 1,8

4 К кому ты обращаешься за помощью, если у тебя возникают жизненные трудности? Ищу выход и принимаю решение самостоятельно 53,6

Обращаюсь к родителям 17,9

Обращаюсь к друзьям в классе, группе 5,4

Обращаюсь к друзьям на улице 5,4

Обращаюсь к друзьям в соцсетях 12,5

Обращаюсь к подруге 1,8

В основном обращаюсь за помощью к сестре, к родителям 3,6

5 Какая помощь в решении жизненных проблем была бы нужна уже сейчас? Исправить плохие оценки, ликвидировать задолженности 26,8

Найти взаимопонимание с родителями 7,1

Установить контакт с учителями 3,6

Ответить на вопрос «чем заняться в свободное время?» 33,9

Никакая, проблем нет 9,0

Чтобы все перестали контактировать каким-либо образом со мной 1,8

Установить дальнейшие планы на жизнь 1,8

Результаты опроса позволили нам установить следующее.

1. Значительная часть подростков и молодых людей не имеют друзей в реальности, но также достаточно много подростков, указавших наличие реальных друзей.

2. У подростков популярны традиционные социальные сети — «ВКонтакте» (48,2 %), Instagram (25 %), YouTube и ТкТок (8,9 %), — в которых наиболее часто пользователи сталкиваются с оскорблениями, унижением, агрессией.

3. Подростки достаточно осторожно называют друзьями тех, с кем контактируют в социальных сетях (почти треть опрошенных ответили, что не имеют виртуальных друзей).

4. Большинство участников опроса отождествляют виртуальных и реальных друзей.

5. Значительное число подростков стремится обойтись при решении проблем без чьей-либо помощи, так как они не видят и не имеют возможности получить реальную помощь.

6. Родители, семья, близкие по-прежнему являются важным фактором получения помощи подростками, но процент их выбора оказывается незначительным.

7. Наиболее острыми у подростков и молодых людей оказываются проблемы: чем заняться, как исправить ситуацию с плохими оценками в школе, колледже, вузе. При наблюдении за обучающимися колледжей и вузов мы установили, что актуальной причиной этого оказывается личная неготовность к деятельности.

По результатам обработки ответов нами были получены данные и сделаны выводы, в целом подтверждающие оценки и выводы других исследователей.

Для работы с подростками, оказавшимися под влиянием деструктивных социальных сетей, нами было разработано и апробировано два проекта.

Реализация первого проекта должна обеспечить подготовку специалистов-волонтеров из числа студентов педагогического колледжа для работы с подростками из группы риска де-социализации. Волонтеры должны быть готовы к выявлению таких подростков и предупреждению их десоциализации. Предупреждение десоциализации личности подростков рассматривается как процесс обеспечения развития психологических компонентов «я-сферы» личности. Основными направлениями предупреждения десоциализации подростков из групп риска устанавливаются следующие:

- формирование самоуважения на основе личностной идентификации и разрешения противоречия между идеальным и реальным «я»; обращение социума к личности подростка;

- обеспечение личностной ориентации всех видов взаимодействия социума и подростка, оказавшегося под риском десоциализации;

- целенаправленная мотивация и формирование ценностных ориентаций личности подростка в жизни и деятельности в современном социуме;

- формирование деятельностных компетенций каждого подростка группы риска, обеспечивающих его готовность к активной творческой деятельности, имеющей индивидуальную и общественную значимость.

Целью второго проекта было апробировать программу социального психолого-педагогического практикума «Защита подростка в виртуальной среде» как одного из способов дистанционной или очной подготовки педагогов образовательных организаций к образованию подростков в цифровой виртуальной среде, имеющей деструктивный характер.

В основу разработки дополнительной профессиональной программы повышения квалификации положен подход фасилитации процессов становления и развития, обеспечения возможности учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков для удовлетворения их потребностей, реализации прав и свобод личности.

В итоге уже в первой группе слушателей нам удалось сформировать соответствующие

профессиональные компетенции на уровне выше среднего, обеспечивающие готовность педагогов к защите подростков от влияния сетей деструктивного характера.

Выделение, оценка и анализ социальных сетей, наиболее популярных среди подростков, анализ результатов анкетирования, уточнение признаков и причин десоциализации [7], пробная реализация названных проектов позволяют нам установить факторы десоциализации подростков и сформулировать условия ее предупреждения при деструктивном влиянии социальных сетей.

Социально-педагогические условия предупреждения десоциализации личности подростков в цифровой виртуальной среде деструктивного характера мы определяем как совокупность внешних объектов и внутренних особенностей социальных сетей, определяющих состояние, поведение, деятельность и развитие подростка с учетом влияния социальных сетей [21].

Под педагогическими условиями нами понимается совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и социальной и образовательной среды, нацеленных на предупреждение десоциализации личности подростков в цифровой виртуальной среде деструктивного характера.

Поэтому мы первым социально-педагогическим условием видим объективную необходимость целенаправленной подготовки педагогов для обучения и формирования готовности подростков к работе в социальных сетях, формирования у них цифровой компетенции. Предложенная нами образовательная программа для слушателей курсов повышения квалификации (работников образовательных организаций различных типов и уровней) ориентирована именно на формирование умения педагогов и подростков работать с информацией в социальных сетях, оценивать ее и адаптировать ее для самих себя, своей деятельности и своего поведения.

Вторым социально-педагогическим условием решения проблемы предупреждения деструктивного влияния социальных сетей мы определяем целенаправленное формирование комфортной и авторитетной социальной среды подростков, обеспечивающей их общение, социальное поведение и деятельность. Возможность получить поддержку, возможность общаться со сверстниками, уважаемыми старшими людьми, как реальными, так и виртуальными, уже сама по себе оказывает положительное влияние на процесс социализации подростков. Для этого

мы целенаправленно осуществляем реализацию другого нашего проекта — обеспечения подготовки специалистов-волонтеров из числа студентов педагогического колледжа и студентов младших курсов вузов для работы с подростками из группы риска десоциализации.

Третьим социально-педагогическим условием мы считаем обеспечение возможности подростка заниматься интересным и полезным для него видом деятельности (игра, спорт, творчество). Если мы, общество, хотим решить проблему десоциализации подростков под влиянием деструктивных социальных сетей, то необходимо гарантировать всеобщую доступность этих видов деятельности и на их основе организовать досуг подростков. При этом могут быть использованы соответствующие сетевые технологии [22; 23].

В конечном итоге мы пришли к заключению, что все три условия должны выполняться в комплексе. Также по результатам реализации названных выше проектов мы предположили, что реализация комплекса социально-педагогических условий в значительной степени изменит картину ответов наших респондентов, уточнили вопросы и провели репрезентативный социологический опрос подростков и молодых людей в количестве 1415 человек. Его результаты свидетельствуют о правильности наших выводов.

Таким образом, проблема предупреждения десоциализации подростков в цифровой виртуальной среде деструктивного характера является актуальной, и ее решение может быть в значительной степени обеспечено реализацией комплекса выделенных социально-педагогических условий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. В Череповце общественники провели вебинар по вопросам деструктивного влияния социальных сетей на молодежь // Без формата : [сайт]. — Вологда, 2020. — URL: https://vologda. bezformata.com/listnews/cherepovtce-obshestvenniki-proveli-vebinar/84374660/ (дата обращения: 24.09.2021)

2. Дети и соцсети: как защитить ребенка // Блог С. Щербакова : [сайт]. — 2018. — URL: https://shcherbakovs.com/how-to-protect-kids-in-social-media/ (дата обращения: 25.09.2021)

3. Ковалев, В. И. Деструктивные сетевые социальные структуры и информационные войны как современные вызовы безопасности России / В. И. Ковалев, Ю. А. Матвиенко // АНО «Центр междисциплинарных исследований им. С. П. Курдюмова „Сретенский клуб"» : [сайт]. — 2020. — URL: http://spkurdyumov.ru/networks/destruktivnye-setevye-socialnye-struktury/ (дата обращения: 24.09.2021).

4. Социальные сети: польза и вред // Самарский государственный университет путей сообщения : [офиц. сайт]. — Самара, 2021. — URL: https://www.samgups.ru/education/studentam/ stranichka-psikhologa/sotsialnye-seti-polza-i-vred/ (дата обращения: 10.01.2022).

5. Как соцсети влияют на наше настроение, сон, психическое здоровье и отношения // Живая система : [сайт]. — 2022. — URL: https://life-system.ru/posts/psikhologiya/kak-sotsseti-vliyayut (дата обращения: 02.03.2022).

6. Как социальные сети влияют на поведение подростков // Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды : [сайт]. — 2020. — URL: https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/kak-sotsialnye-seti-vliyayut-na-povedenie-podrostkov-/ (дата обращения: 09.01.2022).

7. Опрос ВЦИОМ показал самые популярные соцсети в России // РБК : [сайт]. — 2021. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60e3bd819a79476c5b785733 (дата обращения: 24.12.2021).

8. Сергеева, Ю. Интернет и соцсети в России в 2021 году — вся статистика / Ю. Сергеева // WebCanape : [сайт]. — 2021. — URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/ (дата обращения: 08.01.2022).

9. Клейберг, Ю. А. Десоциализация и дегуманизация личности в ситуации социальной турбулентности: психолого-девиантологический дискурс / Ю. А. Клейберг // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2017. — № 1 (35). — С. 150-158.

10. Кондрашкин, А. В. Постановка проблемы: девиантное поведение подростков, социальная ситуация и Интернет / А. В. Кондрашкин, К. Д. Хломов // Юридическая психология. — 2013. — № 1. — С. 18-23.

11. Королева, Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе / Д. О. Королева // Вопросы образования. — 2016. — № 1. — С. 205-224.

12. Девиантология: словарь / авт.-сост. Ю. А. Клейберг. — 2-е изд., доп. — Москва : Изд-во Мос. псих.-соц. ун-та, 2016. — 91 с.

13. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. — 4-е изд. — Москва : Владос, 2003. — 688 с. — ISBN 5-691-00553-7.

14. Цымбаленко, С. Б. Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства : Результаты социологического исследования / С. Б. Цымбаленко // Медиа. Информация. Коммуникация.—2013. — № 4. — URL: http://mic.org.ru/vyp/4-nomer-2013/vNyanie-interneta-na-rossiyskikh-podrostkov-i-yunoshestvo-v-kontekste-razvitiya-rossiyskogo-informa/ (дата обращения: 24.09.2020).

15. Экс-менеджер Facebook обвинила соцсеть в опасности для детей, алчности и ослаблении демократии // Русская весна : [сайт]. — 2021. — URL: https://rusvesna.su/news/1633453813 (дата обращения: 24.12.2021).

16. Королева, Д. О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения / Д. О. Королева // Современная зарубежная психология. — 2016. — Т. 5. — № 2. — С. 55-61.

17. Добрынина, Е. Поколение «А». Уровень агрессивности в среде молодежи достиг крайне опасной черты, считают социологи / Е. Добрынина // Российская газета. — 2012. — 01 июня. — URL: https://rg.ru/2012/06/01/pokolenie.html (дата обращения: 24.12.2021).

18. Симанкова, Е. Лечение депрессии — семейное дело / Е. Симанкова // Милосердие. Ru : [сайт]. — 2018. — URL: https://www.miloserdie.ru/artide/emotsii-kak-tig17-i-nado-umet-s-nimi-rabotat/ (дата обращения: 10.01.2022).

19. Амелина, Я. Семинар «Деструктивное влияние соцсетей на молодежь» / Я. Амелина // Кавказский геополитический клуб : [сайт]. — 2021. — URL : https://kavkazgeoclub.ru/content/ seminar-destruktivnoe-vliyanie-socsetey-na-molodezh (дата обращения: 17.03.2021).

20. Черникова, Е. Г. Социально-психологические особенности современного подростка / Е. Г. Черникова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 5. — С. 267-284.

21. Беликов, В. А. Методология и логика определения педагогических условий решения проблем образования личности / В. А. Беликов, П. Ю. Романов, Г. В. Токмазов // Вестник педагогических наук. — 2021. — № 7. — С. 139-147.

22. Павлов, C. В. Досуговые практики городских подростков в современной России: социологический анализ : автореф. дис. ... канд. социол. наук / С. В. Павлов. — Москва : РГПУ, 2013. — 30 с.

23. Аржаных, Е. В. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР / Е. В. Аржаных [и др.]. — Москва, 2014. — 107 с.

For citation: Belikov, V A. Prevention of the destructive influence of the digital virtual environment on the process of socialization of the personality of adolescents / V A. Belikov, A. S. Valeev, P. Yu. Romanov, E. N. Grigoriev // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 2 (34). — P. 122-130.

prevention of the destructive influence of the digital virtual environment on the process of socialization of the personality of adolescents

V. A. Belikov, A. S. Valeev, P. Yu. Romanov, E. N. Grigoriev

The article substantiates the relevance of the socialization of adolescents who are under the influence of the destructive content of modern social networks, and examines the socio-pedagogical conditions for preventing this influence. The article presents the results of the analysis of the impact of social networks available to users of adolescence. The results of adolescents' answers to the questionnaire about their preferences and reasons for using social networks are shown. These results made it possible to identify and formulate socio-pedagogical conditions for preventing the destructive influence of the digital virtual environment on the process of socialization of the personality of adolescents. The novelty of the results of the study lies in the fact that the authors consider an objectively existing problem, the solution of which is possible only with an integrated approach, including the identification and evaluation of the content of social networks, the training of teachers and adolescents to work in social networks.

Key words: personality of a teenager, socialization, social networks with destructive content, deso-cialization, socio-pedagogical conditions for preventing desocialization of adolescents.

References

1. V Cherepovtse obshchestvenniki proveli vebinar po voprosam destruktivnogo vliyaniya sotsial'nykh setey na molodezh', Bez formata, Vologda, 2020, available at: https://vologda.bezfor-mata.com/listnews/cherepovtce-obshestvenniki-proveli-vebinar/84374660/ (accessed: 24.09.2021) (In Russian)

2. Deti i sotsseti: kak zashchitit' rebenka, Blog S. Shcherbakova, 2018, available at: https:// shcherbakovs.com/how-to-protect-kids-in-social-media/ (accessed: 25.09.2021) (In Russian)

3. Kovalev V. I., Matvienko Yu. A. Destruktivnye setevye sotsial'nye struktury i informatsionnye voyny kak sovremennye vyzovy bezopasnosti Rossii, ANO «Tsentr mezhdistsiplinarnykh issledo-vaniy im. S. P. Kurdyumova "Sretenskiy klub"», 2020, available at: http://spkurdyumov.ru/networks/ destruktivnye-setevye-socialnye-struktury/ (accessed: 24.09.2021). (In Russian)

4. Sotsial'nye seti: pol'za i vred, Samarskiy gosudarstvennyy universitet putey soobshcheniya, 2021, available at: https://www.samgups.ru/education/studentam/stranichka-psikhologa/sotsialnye-seti-polza-i-vred/ (accessed: 10.01.2022). (In Russian)

5. Kak sotsseti vliyayut na nashe nastroenie, son, psikhicheskoe zdorov'e i otnosheniya, Zhivaya sistema, 2022, available at: https://life-system.ru/posts/psikhologiya/kak-sotsseti-vliyayut (accessed: 02.03.2022). (In Russian)

6. Kak sotsial'nye seti vliyayut na povedenie podrostkov, Tsentr izucheniya i setevogo monitoringa molodezhnoy sredy, 2020, available at: https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/kak-sotsialnye-seti-vliyayut-na-povedenie-podrostkov-/ (accessed: 09.01.2022). (In Russian)

7. Opros VTsIOM pokazal samye populyarnye sotsseti v Rossii, RBK, 2021, available at: https:// www.rbc.ru/rbcfreenews/60e3bd819a79476c5b785733 (accessed: 24.12.2021). (In Russian)

8. Sergeeva Yu. Internet i sotsseti v Rossii v 2021 godu — vsya statistika, WebCanape, 2021, available at: https://www.web-canape.ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statisti-ka/ (accessed: 08.01.2022). (In Russian)

9. Kleiberg Yu. A. Desotsializatsiya i degumanizatsiya lichnosti v situatsii sotsial'noy turbulentnosti: psikhologo-deviantologicheskiy diskurs [Desocialization and dehumanization of personality in a situation of social turbulence: psychological and deviantological discourse], Vestnik Krasnodarskogo univer-siteta MVD Rossii [Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2017, no. 1 (35), pp. 150-158. (In Russian)

10. Kondrashkin A. V., Khlomov K. D. Postanovka problemy: deviantnoe povedenie po-drostkov, sotsial'naya situatsiya i Internet [Problem statement: deviant behavior of adolescents, social situation and the Internet], Yuridicheskaya psikhologiya [Legal Psychology], 2013, no. 1, pp. 18-23. (In Russian)

11. Koroleva D. O. Vsegda onlayn: ispol'zovanie mobil'nykh tekhnologi! i sotsial'nykh setey sovremennymi podrostkami doma i v shkole [Always online: the use of mobile technologies and social networks by modern teenagers at home and at school], Voprosy obrazovaniya [Educational issues], 2016, no. 1, pp. 205-224. (In Russian)

12. Deviantologiya: slovar' [Deviantology: dictionary], ed. Yu. A. Kleyberg. — Moscow, Publishing house Mos. psycho-social un-ta, 2016, 91 p. (In Russian)

13. Nemov R. S. Psikhologiya. Kn. 1: Obshchie osnovy psikhologii [Psychology. Book. 1: General foundations of psychology]. Moscow, Vlados, 2003, 688 p., ISBN 5-691-00553-7. (In Russian)

14. Tsymbalenko S. B. Vliyanie Interneta na rossiyskikh podrostkov i yunoshestvo v kontekste razvitiya rossiyskogo informatsionnogo prostranstva: Rezul'taty sotsiologicheskogo issledovaniya [The influence of the Internet on Russian adolescents and youth in the context of the development of the Russian information space: Results of a sociological study], Media. Informatsiya. Kommunikatsiya [Media. Information. Communication], 2013, no. 4, available at: http://mic.org.ru/vyp/4-nomer-2013/ vliyanie-interneta-na-rossiyskikh-podrostkov-i-yunoshestvo-v-kontekste-razvitiya-rossiyskogo-infor-ma/ (accessed: 24.09.2020). (In Russian)

15. Eks-menedzher Facebook obvinila sotsset' v opasnosti dlya detey, alchnosti i oslablenii demokratii, Russkaya vesna, 2021, available at: https://rusvesna.su/news/1633453813 (accessed: 24.12.2021). (In Russian)

16. Koroleva D. O. Issledovanie povsednevnosti sovremennykh podrostkov: prisutstvie v sotsial'nykh setyakh kak neot"emlemaya sostavlyayushchaya obshcheniya [Study of everyday life of modern adolescents: presence in social networks as an integral part of communication], Sovre-mennaya zarubezhnaya psikhologiya [Modern foreign psychology], 2016, vol. 5, no. 2, pp. 55-61. (In Russian)

17. Dobrynina E. Pokolenie «A». Uroven' agressivnosti v srede molodezhi dostig krayne opas-noy cherty, schitayut sotsiologi [Generation "A". The level of aggressiveness among young people has

reached an extremely dangerous line, sociologists say], Rossiyskaya gazeta [Rossiyskaya Gazeta], 2012, June 01, available at: https://rg.ru/2012/06/01/pokolenie.html (accessed: 24.12.2021). (In Russian)

18. Simankova E. Lechenie depressii — semeynoe delo, Miloserdie.Ru, 2018, available at: https://www.miloserdie.ru/article/emotsii-kak-tigry-i-nado-umet-s-nimi-rabotat/ (accessed: 10.01.2022). (In Russian)

19. Amelina Y. Seminar «Destruktivnoe vliyanie sotssetey na molodezh'», Kavkazskiy geo-politicheskiy klub, 2021, available at: https://kavkazgeoclub.ru/content/seminar-destruktivnoe-vliya-nie-socsetey-na-molodezh (accessed: 17.03.2021). (In Russian)

20. Chernikova E. G., Ptashko T. G., Sokolova N. A. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti sovremennogo podrostka [Social and psychological characteristics of a modern teenager], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2018, no. 5, pp. 267-284. (In Russian)

21. Belikov V. A., Romanov P. Yu., Tokmazov G. V. Metodologiya i logika opredeleniya pedagogicheskikh usloviy resheniya problem obrazovaniya lichnosti [Methodology and logic of determining the pedagogical conditions for solving the problems of personality education], Vestnik pedagogicheskikh nauk [Bulletin of Pedagogical Sciences], 2021, no. 7, pp. 139-147. (In Russian)

22. Pavlov S. V. Dosugovye praktiki gorodskikh podrostkov v sovremennoy Rossii [Leisure practices of urban adolescents in modern Russia: a sociological analysis], Cand. sociological sci. diss. abstr. Moscow, RGPU, 2013, 30 p. (In Russian)

23. Arzhanykh E. V. Rol' virtual'nykh sotsial'nykh setey v zhizni sovremennogo shkol'nika. Otchet po itogam NIR [The role of virtual social networks in the life of a modern student. Report on the results of research]. Moscow, 2014, 107 p. (In Russian)

Беликов Владимир Александрович, старший научный сотрудник Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Сибай, e-mail: belickov. vladimir54@mail.ru

Валеев Азат Салимьянович, декан технологического факультета Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», доктор педагогических наук, доцент, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Сибай, e-mail: valeev_as@mail.ru

Романов Петр Юрьевич, профессор кафедры прикладной математики и информатики ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: Romanov-magu@mail.ru

Григорьев Евгений Николаевич, декан педагогического факультета Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Сибай, e-mail: gevgeniyn@mail.ru

Belikov Vladimir Alexandrovich, Senior Researcher of the Sibay Institute (branch) of Bashkir State University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, e-mail: belickov.vladimir54@ mail.ru

Valeev Azat Salimyanovich, Dean of the Technological Faculty of the Sibay Institute (branch) of Bashkir State University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, e-mail: valeev_as@ mail.ru

Romanov Petr Yurievich, Professor of the Department of Applied Mathematics and Informatics, Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov, Doctor of Pedagogy, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: Romanov-magu@mail.ru

Grigoriev Evgeniy Nikolaevich, Dean of the Pedagogical Faculty of the Sibay Institute (branch) of the Bashkir State University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, e-mail: gevgeniyn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.