УДК 37.013.42+316.6
И. С. Сухоруков https://orcid.org/0000-0002-9460-9540
Клубные сообщества в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков
Для цитирования: Сухоруков И. С. Клубные сообщества в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 33-44. DOI 10.20323/1813-145Х-2021-2-119-33-44
Автор статьи обращается к социально-педагогическому анализу клубных сообществ и их социализирующему потенциалу в процессе этнической социализации молодого поколения современного российского общества. Социально-педагогическое обеспечение процесса этнической социализации подростков и юношества требует интеграции усилий различных субъектов социального воспитания, среди которых клубные сообщества зарекомендовали себя как эффективное средство включения юных граждан в общественно полезную деятельность, социальные отношения, формирования широкого комплекса социально значимых личностных качеств воспитанников. Усиление миграционных потоков создает в России особую социокультурную ситуацию, в которой подросткам приходится интегрироваться в поликультурную, полиэтничную среду. Тем самым социализация несет потенциальные риски и угрозы, связанные с неприятием «других», их отчуждением, нарастанием национализма, ксенофобии, расовой и религиозной нетерпимости в подростково-молодежной среде.
Автор приводит результаты собственного исследования процесса формирования этнокультурной идентичности подростков, условий реализации социализирующего потенциала клубной деятельности в этом процессе, размышляет о возможностях упреждения развития негативного отношения подростков к представителям «других» народов и культур. В статье приведены результаты эмпирического исследования, в ходе которого анализировались особенности этнокультурной идентичности подростков в связи с включенностью в деятельность различных клубных сообществ. На репрезентативной выборке автор показывает изменения, которые произошли в структуре этнокультурной идентичности этих подростков. Особое внимание автор обращает на необходимость грамотного психолого-педагогического сопровождения процесса этнической социализации подростков в полиэтничной среде, использования социализирующего потенциала референтных подростково-молодежных сообществ, активизации включенности школы и семьи в обеспечение формирования этнокультурной идентичности современных подростков. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности психологов образования, руководителей образовательных организаций, представляют интерес для исследователей, занимающихся изучением проблем этнической социализации, поликультурного образования, социально-педагогическими и социально-психологическими проблемами подростково-молодежных сообществ.
Ключевые слова: социальная педагогика, социальная психология, этническая социализация подростков, клубные сообщества, этнокультурная идентичность, педагогика дополнительного образования.
I. S. Sukhorukov
Club communities in the system of factors of formation of the adolescents' ethno-cultural identity
The author of the article turns to the socio-pedagogical analysis of club communities and their socializing potential in the process of ethnic socialization of the young generation of modern Russian society. Socio-pedagogical support of the process of ethnic socialization of adolescents and youth requires the integration of the efforts of various subjects of social education, among which club communities have established themselves as an effective means of including young citizens in socially useful activities, social relations, and the formation of a wide range of socially significant personal qualities of pupils. The strengthening of migration flows creates a special socio-cultural situation in Russia in which adolescents have to integrate into a polycultural, polyethnic environment. Thus, socialization carries potential risks and threats associated with the rejection of «others», their alienation, the growth of nationalism, xenophobia, racial and religious intolerance among adolescents and youth. The author cites the results of his own research into the process of forming the ethno-cultural identity of adolescents, the conditions for realizing the socializing potential of club activities in this process, reflects on the possibilities of anticipating the development of a negative attitude of adolescents towards
© Сухоруков И. С., 2021
representatives of «other» peoples and cultures. The article presents the results of the empirical study, during which the features of the ethnocultural identity of adolescents were analyzed in connection with the involvement in the activities of various club communities. Using a representative sample, the author shows the changes that have occurred in the structure of the ethnocultural identity of adolescents involved in the activities of club communities. The author pays special attention to the need for competent psychological and pedagogical support of the process of adolescents' ethnic socialization in multiethnic environment, using the socializing potential of reference adolescent and youth communities, enhancing the involvement of schools and families in ensuring the formation of ethnocultural identity of modern adolescents. The research materials can be used in the activities of educational psychologists, heads of educational organizations, and are of interest to researchers studying the problems of ethnic socialization, multicultural education, socio-pedagogical and socio-psychological problems of adolescent and youth communities.
Keywords: social pedagogy, social psychology, ethnic socialization of adolescents, club communities, ethnocultural identity, pedagogy of additional education.
Введение
Современный социально-педагогический ландшафт невозможно представить без клубных сообществ - вполне привычных и ставших неотъемлемым элементом целостной системы социального воспитания детей и молодежи, которые успешно реализуют широкий спектр социализирующих, просветительских, образовательных функций и на деле убедительно доказали свою эффективность и педагогическую состоятельность. Еще со времен С. Т. Шацкого клубные сообщества воспринимаются как важный фактор в системе социального воспитания подростков, как референтная социально-педагогическая среда, в которой обеспечивается формирование и развитие широкого спектра личностных качеств, их закрепление в воспитанниках через включение в различные виды общественно полезной деятельности и отношений. На протяжении XX в. социальная педагогика убедительно доказывала состоятельность и целесообразность клубной деятельности, являя примеры эффективного решения задач воспитания юных граждан, развития их творческих способностей, социального опыта, ресурсов для продуктивной самореализации в условиях динамично изменяющейся социокультурной среды. В этом плане особенно уместно вспомнить педагогов, чьи работы и сегодня остаются чрезвычайно актуальными в понимании потенциала педагогики клубной деятельности и ее влияния на социальное и личностное развития детей и молодежи (С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко, Н. Н. Иорданский, К. И. Львов, А. Ф. Родин, И. П. Иванов, В. В. По-лукаров, О. С. Газман, М. Б. Коваль, Л. И. Новикова, А. Т. Куракин, М. И. Рожков, Л. В. Байборо-дова, Б. З. Вульфов, Э. Г. Костяшкин, В. Д. Семенов, В. А. Разумный, В. А. Воловик, В. П. Ижиц-кий, А. Г. Кирпичник, С. Л. Паладьев, Г. И. Фролова, С. В. Христофоров, А. П. Трубников и др.).
Современная практика социального воспитания, к сожалению, не изобилует примерами мас-
сового и масштабного внедрения клубных форм организации жизнедеятельности подростково-молодежных сообществ, хотя потребность детей и молодежи в таких объединениях не исчезла: стремление к самоорганизации жизни, обретению самостоятельности, субъектности - такие же типичные потребности подросткового возраста, как и в начале XX в. Отличие настоящего времени состоит, пожалуй, лишь в том, что государство ныне фактически не занимается организацией жизнедеятельности клубных сообществ, не обеспечивает необходимыми ресурсами эту важную сферу социального становления юных граждан страны. И совершенно естественно, что на фоне заметного сокращения клубных объединений подростки и представители юношеского возраста стремятся реализовать потребность в сплочении и объединении с единомышленниками в социальных сетях, информационной среде. Понятно, что в этом случае социальное и личностное развитие юных граждан оказывается неуправляемо, неконтролируемо, а его результаты -непредсказуемы [Булатников, 2011; Булатников, 2012; Булатников, 2012а; Булатников, 2012б; Булатников, 2012в; Булатников, 2012г; Булатников, 2012д; Репринцев, 2013; Репринцев, 2015; Ре-принцев, 2017; Репринцев, 2020; Репринцев, 2020а; Репринцев, 2020б]. Традиционные формы социальной коммуникации заменяются новыми, пришедшими вместе с цифровой эпохой и информационным обществом.
Виртуальные социальные сети не стоит противопоставлять реальному взаимодействию в обществе. Изначально, когда только возникли различные мессенджеры, общение носило в основном анонимный характер. Это было связано с тем, что цифровые технологии того времени имели определенные ограничения, человек не мог создать достаточно полную и приближенную к реальности виртуальную модель себя. Сегодня же общение в Интернете уже фактически пере-
стало быть анонимным. Современные социальные сети, такие как «ВКонтакте», «Instagram», «Twitter», «Facebook» и т. д., предоставляют огромное количество возможностей для самопрезентации. Все эти особенности современного виртуального взаимодействия не противопоставляют его реальному, а скорее дополняют, отражают его [Белинская, 2000; Белинская, 2016; Белинская, 2017; Белинская, 2017а; Лебедева, 2011; Зинченко, 2019; Шайгерова, 2016; Шайгерова, 2019; Собкин, 2018; Солдатова, 2016; Солдатова, 2018]. Многие сообщества людей, создающиеся в реальной общественной жизни, имеют аналоги в виртуальных социальных сетях. В то же время сообщества, которые создаются первоначально в виртуальной социальной сети, могут перетекать в реальные объединения людей.
Тактика социального воспитание должна подразумевать возможность использования склонность молодых людей к пребыванию в социальных сетях для формирования у них социально значимых, общественно полезных установок, представлений, ценностных ориентаций, объективной картины окружающего мира и определения жизненного предназначения, для органической сопряженности подростка с национальной историей и культурой. При грамотном, умелом сопровождении социального и личностного развития подростков и юношества взаимодействие в сетевых сообществах способно обеспечивать формирование и развитие важных качеств юных граждан, базовых поведенческих установок и отношений. Это особенно важно, когда речь идет об отношении подростков к собственной национальной истории, ее героям, о формировании этнокультурной идентичности будущих граждан России, когда упущения в деле социального воспитания могут породить опасные состояния и представления юных, включая национализм, экстремизм, расовую и религиозную нетерпимость, неуважительное отношение к представителям «других» этносов и культур [Шамионов, 2018; Шамионов, 2018а; Шамионов, 2019].
Теоретические основания исследования
Реализация социализирующего потенциала клубного сообщества опирается на целый ряд идей и принципов, апробированных массовой практикой социального воспитания и являющихся результатом реального опыта организации клубной деятельности подростков и старших школьников. Весь набор теоретических идей организации клубной деятельности опирается на острую потребность подростка в самостоятель-
ности, стремлении проверить способности и найти сферу своей успешности, в партнерском общении, взаимодействии, взаимопонимании и признании сверстниками. Этот спектр потребностей подростка может быть реализован лишь в социальном сообществе, в среде таких же ищущих себя сверстников. Общность интересов и увлечений становится основой для сотрудничества членов клубного сообщества, развития способности к объективной оценке себя и других, поиска способов самовыражения и самореализации, строительства жизненных планов, социальной и профессиональной судьбы.
Широкий спектр психолого-педагогических исследований последних десятилетий вполне определенно обозначает принципы организации жизнедеятельности клубных сообществ, предлагая социально-педагогической практике целый ряд идей, на основе которых может быть выстроена продуктивная клубная деятельность [Матре-нин, 2016; Пашков, 2018; Трубников, 2011 и др.]. Среди базовых, основных принципов можно назвать идею опоры на интересы и увлечения личности каждого члена клубного сообщества; идею гуманистической направленности жизнедеятельности клубного коллектива; идею целостности социально-педагогического процесса; идею демократизации жизни клубного сообщества, самоорганизации и самоуправления жизни коллектива клуба; добровольности включения подростка в клубную деятельность, отказ от диктата и принуждения; идею индивидуально-личностной ориентации клубной деятельности, ее ориентированности на реальный уровень личностного и творческого развития подростка; идею творческого начала в организации жизнедеятельности клубного сообщества, авторства подростков в планировании и организации клубной жизни; идею последовательности и систематичности жизнедеятельности клубной жизни, ее ориентированность на добротворчество, социальную пользу; идею романтики клубной жизни, обеспечения референтности, личностной привлекательности среды клубного сообщества, его этоса - норм, традиций, ценностей, форм организации совместного досуга, мажорного стиля жизни клубного коллектива; идею общественно полезной направленности жизнедеятельности клубного сообщества, развития социальной активности каждого воспитанника клуба, личной ответственности подростков за результаты коллективной деятельности; идею оптимистической установки в отношении личностного развития
35
подростка, акцент на достоинствах и позитивных качествах его личности и др. Названные идеи составляют фундамент жизнедеятельности клубного сообщества, предопределяют динамику личностного и социального развития каждого воспитанника, включенность в совместную деятельность и общение.
Помимо мощной сопряженности с особенностями возраста подростков, их доминирующими потребностями, интересами, ценностными ори-ентациями, клубные сообщества позволяют подросткам существенно расширить сферу личностной и творческой самореализации, обеспечивают множество вариантов социальных проб, как бы примерить различные социальные роли, потенциально возможные сферы творческой и профессиональной самореализации, найти социальную нишу, которая будет в максимальной степени адекватна потребностям воспитанника, его эмоциональным ожиданиям, составит важное дополнение к его образу жизни, окажется референтной средой развития его способностей, его «природных сущностных сил» [Байбородова, 2019; Рожков, 2020].
Среди наиболее актуальных сегодня направлений деятельности клубных сообществ особенно важным и общественно значимым становится формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества, их ценностного отношения к национальной истории и культуре, развитие социальной активности юных граждан, направленной на развитие опыта взаимодействия в полиэтничной среде российского общества, уважительное отношение к представителям «больших» и «малых» народов, населяющих Российскую Федерацию. Как показывает анализ современной массовой практики работы клубных объединений подростков, внимание к проблемам этнической социализации и формирования этнокультурной идентичности юных граждан во многом «подогрели» события в Украине, взрывной рост националистических настроений в подростково-молодежной среде, события на Юго-Востоке Украины (Донбасс, Луганщина, Одесса), попытки украинских раскольников отделиться от Русской православной церкви.
Естественным откликом российских подростков и юношества стало стремление разобраться в истоках становления Русского государства, осознание общности исторических и культурных корней трех братских народов - русского, украинского и белорусского, трагических страниц и героических побед в общей истории трех славян-
ских этносов. На этом фоне для подростков все более актуальным становится вопрос о собственной самобытности русского этноса, его соборности, традициях и нормах национальной культуры, исторической роли православия в объединении «больших» и «малых» народов России в единую этническую общность. Интерес подростков к национальной истории и культуре не может быть в полной мере удовлетворен только через школьные курсы истории, географии, литературы - подросткам нужен обобщенный, интегра-тивный взгляд на национальную историю и культуру, ее нормы, ценности, смыслы, идеи, традиции. Такой интегративный подход может быть в полной мере реализован лишь в неформальном объединении подростков, только в клубной деятельности, где не навязывание «единственно правильной» точки зрения, а самостоятельный поиск ответов на самые злободневные вопросы станет предметом осмысления и оценки для членов клубного сообщества; где споры и дискуссии будут проявлением мучительного поиска истины юными гражданами; где будут осмыслены причины и мотивы исторического Воссоединения России с Украиной в 1654 г., роль Богдана Хмельницкого в этом судьбоносном решении, в развитии отношений между нашими народами и культурами; рассмотрены поступки отдельных исторических персон в ситуациях угрозы польско-шведской интервенции, событиях XVШ-XIX вв., трагедиях и общих победах XX столетия. Естественно, такие дискуссии выходят за рамки школьного курса истории, требуют привлечения дополнительных источников, собственной интерпретации исторических событий и личностей, увязки истории страны с историей собственной семьи и рода. Преимущества клубной деятельности в этом контексте неоспоримы.
Вполне закономерен интерес к современным возможностям клубных сообществ в формировании этнокультурной идентичности старших школьников, развитии их представлений о ценностно-смысловых основах русской национальной культуры, отношения к представителям «больших» и «малых» народов, населяющих ныне Российскую Федерацию. Естественно, клубное сообщество предстает для подростка как социально-психологическая среда с высокой интенсивностью социального взаимодействия, плотностью и содержанием общения включенных в эту среду субъектов как некий «социальный оазис» (Э. Фромм), обеспечивающий для подростка психологическое ощущение защищен-
ности, комфорта, ценностно-ориентационного единства. Клубное сообщество выступает в качестве референтной среды, пребывание в которой становится личностно значимым, эмоционально и интеллектуально насыщенным, позволяет подростку найти единомышленников, друзей, ориентироваться на продуктивное сотрудничество, проявление товарищества, взаимопомощи, предлагает совместную деятельность с выраженными эстетическими и организационными параметрами. При этом клубное сообщество обладает явными чертами автономии, самодостаточности, самостоятельности; как правило, имеет свои традиции, нормы жизни, цели и ценности жизнедеятельности, устав, законы коллективной жизни, свою символику, атрибутику, сложившиеся ритуалы; свое пространство жизнедеятельности, специфическую «территорию», субъектом и творцом которой является сообщество самих подростков; свои органы управления (самоуправления), свой актив - инициативное ядро клубного коллектива; существует устойчивый «дух клубного сообщества» - стилистика отношений внутри коллектива; устойчивый состав членов сообщества, постоянно включенных в жизнедеятельность клуба.
Акцентируя внимание на социально-психологических параметрах среды клубного сообщества, необходимо подчеркнуть сопряженность содержания деятельности подросткового коллектива и порождаемых ею межличностных отношениях. Отношения между членами клубного сообщества самым непосредственным образом детерминированы характером реализуемой подростками деятельности, ее ценностно-смысловым содержанием. На эту связь обращают внимание многие отечественные психологи и педагоги, которые вслед за А. С. Макаренко утверждают необходимость опираться в социальном воспитании на ценности гуманизма, ответственности, патриотизма, гражданственности, трудолюбия, бескорыстия, справедливости, долга, чести, достоинства, взаимопомощи, сотрудничества, товарищества, чуткости, дружбы, милосердия, добротворчества и др. Естественно, весь этот ряд ценностей служит основой для разработки и реализации разнообразных проектов клуба, базой для включения членов клубного сообщества в практическую общественно полезную деятельность, моделируя весь диапазон отношений личности воспитанника со сверстниками, с социальным окружением. Следовательно, мера освоения подростками этих ценностей, их интериоризация, твердое следование нормам и
ценностям клубного сообщества составляют прямое указание на эффективность организуемой деятельности, ее влияние на формирование всего спектра социально-нравственных качеств личности подростка, и в первую очередь, его этнокультурной идентичности [Эриксон 2006], степени идентификации себя с нормами и ценностями культуры русского этноса.
Все содержание деятельности клубного сообщества обращено к трем важнейшим сферам личности подростка (когнитивной, эмоциональной и деятельно-практической) и может быть реализовано в трех направлениях:
— Первое из них связано с развитием ценностно-смыслового ядра самосознания личности, формированием базовых представлений о национальной истории и культуре, традициях и обычаях этноса, о национальных героях и их подвигах, о символах и важнейших памятниках истории и культуры.
— Второе направление обращено к формированию социально ценных эмоций воспитанников клубного сообщества, развитию внутреннего ощущения принадлежности личности к своему народу, его делам и заботам, развитие в подростках способности к сопереживанию, состраданию, соучастию, к переживанию за успехи и неудачи своего этноса, к освоению традиционных качеств русского человека - эмпатии, милосердия, альтруизма, трудолюбия.
— Третье направление предполагает формирование и закрепление в личном социальном опыте подростков устойчивых этнических стереотипов поведения, привычек, способов взаимодействия, добросовестного ответственного поведения, твердого следования нравственным нормам и принципам социально одобряемого поведения, строительства отношений и поведения в русском мире.
Названные направления обращены к целостной личности, а потому должны быть целостно представлены в жизнедеятельности клубного сообщества. Главным итогом их реализации является самостоятельный и добровольный перенос каждым подростком традиционных норм и ценностей русского мира, культивируемых в клубном сообществе, в другие социальные среды. Отношения между подростками в процессе клубной деятельности строятся преимущественно на основе дружеских симпатий, общности увлечений и интересов, близости вкусовых предпочтений и ценностных ориентаций. Нередко основой для строительства отношений между
подростками являются ситуации морального выбора, личностная позиция, убеждения. Подростки особенно ценят твердость взглядов, принципиальность сверстников, их способность противостоять внешнему давлению, право на самовыражение и собственные убеждения, готовность проявить заботу о друге, защитить его. В этом контексте для подростков особое значение имеют личное поручение, творческое персональное задание, поручительство чести, общественное признание, выражение благодарности клубного сообщества - мотивирующие и стимулирующие включенность личности в совместную клубную деятельность формы общественного признания взрослости, которые обеспечивают воспитаннику важное внутреннее ощущение идентификации с клубным сообществом, принадлежность к социально-психологической среде клуба.
Описание исследования
Для исследования влияния совместной деятельности в клубных сообществах на этнокультурную идентичность подростков была сформирована выборка объемом 1000 реципиентов -подростков из разных городов ЦентральноЧерноземного региона России в возрасте от 13 до 16 лет. Перед проведением эмпирического исследования были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Контрольную группу составили 500 подростков, которые не были членами молодежных клубных объединений. Экспериментальную группу составили 500 подростков, которые являются членами различных молодежных клубов, в числе которых «Апогей» (г. Обоянь), «Ориентир (г. Обоянь), «Рефлекс» (г. Обоянь), «Кристалл» (г. Курск), «Центр» (г. Курск), футбольный клуб «Монолит» (г. Курск), Образцовый творческий молодежный клуб «ООН» (г. Курчатов), Образцовый молодежный клуб «Лидер» (г. Курск), Штаб «Вместе» (г. Курск).
Деятельность этих клубов носит различный характер. Часть молодежных клубов посвящает большую часть своей деятельности какой-либо определенной тематике, например, спортивной; часть клубов основной своей миссией провозглашают развитие лидерства среди молодежи; значительная часть клубных сообществ напрямую посвящают свою деятельность формированию патриотизма и гражданской позиции молодых людей. В исследовании мы предположили, что включение подростков в деятельность клубных сообществ может оказывать влияние на этнокультурную идентичность личности. Согласно
нашей гипотезе, это может быть связано с тем, что клубное сообщество способно расширить социальное пространство взаимодействия подростка, обеспечить участие в общественно значимой деятельности, позволяет получить опыт общения со сверстниками - представителями различных рас, этносов, культур, религий.
Содержание и характер деятельности, в которую включены подростки в клубном сообществе, могут существенно влиять на степень сформиро-ванности этнокультурной идентичности, отношение к истории и культуре родной страны, социальную и гражданскую активность подрастающего поколения. Чтобы проверить нашу исследовательскую гипотезу на достоверность, в период с марта 2019 г. по ноябрь 2020 г. мы проводили диагностику сформированности этнокультурной идентичности в двух группах подростков. В первую группу вошли те, кто недавно включился в деятельность различных клубных объединений. Во вторую группу были включены подростки, которые в этот период не принимали участт в деятельности клубных сообществ.
Методы и методики исследования
Для проверки социализирующих возможностей участия подростков в жизнедеятельность клубного сообщества и его влияния на формирование этнокультурной идентичности воспитанника использовалась методика Дж. Финни для выявления выраженности этнической идентичности личности; шкальный опросник О. Л. Романовой; шкальная методика
Н. М. Лебедевой для экспресс-оценки выраженности этнической идентичности. Для оценки ре-ферентности клубного сообщества и эффективности его влияния на формирование этнокультурной идентичности подростков мы использовали специально разработанную анкету. Обработка полученных эмпирических данных осуществлялась в компьютерной программе «IBM SPSS Statistic». Для статистического доказательства связи между включенностью в деятельность клубного сообщества и этнокультурной идентичностью подростков использовался T-критерий Вилкоксона, анализ полученных взаимосвязей, факторный анализ.
Результаты исследования
При исследовании связи этнокультурной идентичности с включенностью подростков в деятельность клубных сообществ были получены следующие результаты, представленные в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики связи этнокультурной идентичности подростков
с включенностью в деятельность клубных сообществ_
Применяемая методика Исследуемые параметры Подростки, включенные в деятельность клубных сообществ (п = 500) Подростки, не включенные в деятельность клубных сообществ (п = 500)
2019 2020 2019 2020
Методика Дж. Финни Выраженность этнической идентичности (среднее значение, максимальный балл - 48) 18,5 28 17,5 19
Когнитивный компонент этнической идентичности (среднее значение, максимальный балл - 24) 9 14 8,5 10
Эмоциональный компонент этнической идентичности (среднее значение, максимальный балл -24) 10,5 16 9 11,5
Шкальный опросник О. Л. Романовой Чувство принадлежности к этнической группе (среднее значение от -10 до +10) -2 5 -1 0
Значимость национальности (среднее значение от -10 до +10) 2 3 -3 -4
Взаимоотношения этнического большинства и меньшинства (среднее значение от -10 до +10) 0 3 -1 -2
Методика Н. М. Лебедевой для экспресс-оценки выраженности этнокультурной идентичности Ощущение принадлежности к собственному народу (среднее значение, максимальный балл - 5) 2 4 2 2
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у подростков, включенных в деятельность клубных сообществ в период с марта
2019 г. по ноябрь 2020 г., наблюдалось повышение показателей, связанных с этнокультурной идентичностью, значимостью принадлежности к нации, отношением к национальным меньшинствам. В частности, согласно данным, полученным при помощи методики Дж. Финни, за период участия в деятельности клубных сообществ среднее по выборке значение по показателю «выраженность этнической идентичности» повысилось с 18,5 баллов в 2019 г. до 28 баллов в
2020 г.; среднее по выборке значение по показателю «когнитивный компонент этнической идентичности» повысилось с 9 баллов в 2019 г. до 14 баллов в 2020 г.; среднее по выборке значение по показателю «эмоциональный компонент этнической идентичности» повысилось с 10,5 баллов в
2019 г. до 16 баллов в 2020 г. Согласно данным, полученным по методике «Шкальный опросник О. Л. Романовой», среднее по выборке значение по показателю «чувство принадлежности к этнической группе» повысилось с -2 в 2019 г. до +5 в
2020 г.; среднее по выборке значение по показателю «значимость национальности» существенно не изменилось; среднее по выборке значение по
показателю «взаимоотношения этнического большинства и меньшинства» повысилось от 0 в 2019 г. до +3 в 2020 г. Согласно данным, полученным по методике Н. М. Лебедевой, предназначенной для экспресс-оценки выраженности этнической идентичности, среднее по выборке значение по показателю «ощущение принадлежности к собственному народу» повысилось с 2 баллов в 2019 г. до 4 баллов в 2020 г. При этом стоит отметить, что у подростков, которые не были включены в деятельность различных клубных сообществ, диагностируемые показатели существенно не изменились в период с марта 2019 г. по ноябрь 2020 г.
Полученные в ходе диагностики данные свидетельствуют в пользу того, что включенность подростков в деятельность клубных сообществ способствует формированию чувства сплоченности, солидарности, оказывает влияние на степень значимости этнокультурной и национальной идентичности, формирует гуманистические установки по отношению к представителям других этносов, рас, религий, культур.
Чтобы оценить то, в какой степени позитивные изменения в структуре этнокультурной идентичности подростков связаны с деятельностью в клубных сообществах, мы провели до-
полнительное исследование эффективности и референтности влияния различных социальных сред на личностное развитие воспитанников. Мы просили подростков, которые участвовали в деятельности клубных сообществ, оценить, как могла бы повлиять та или иная социальная среда на их этнокультурную идентичность, и повлияла ли реально. Полученные результаты подтвердили наше предположение о том, что позитивные изменения в структуре этнокультурной идентичности могут быть связаны с включенностью подростков в деятельность различных клубных сообществ. Об этом свидетельствует тот факт, что подростки весьма высоко оценили идеальное и реальное влияние клубных сообществ на их этнокультурную идентичность в 2019 и 2020 гг. По нашему мнению, это связано с тем, что подростки добровольно принимают участие в деятельности клубных сообществ и изначально предъявляют к ним завышенные ожидания. При этом хорошим показателем является также то, что средние значения идеального и реального влияний в 2020 г. повысились, снизилась степень расхождения между ними. Это может свидетельствовать о том, что подростки с течением времени не разочаровались в своем участии в жизни клубного сообщества, а наоборот, оценили высокую степень влияния полученного опыта на их личностное развитие.
Следует отметить, что значительное влияние на личность подростка сегодня оказывают друзья и виртуальные сообщества [Ядов, 2014; Fischer, 2009; Fischer, 2011; Schwartz, 2010; Tajfel, 1986]. Что касается влияния друзей, эта тема детально проанализирована в психологии и педагогике. В подростковом возрасте, естественно, ослабевает авторитет семьи, и мнение сверстников становится более значимым. Значительное влияние виртуальных сообществ на личность подростка также несложно объяснить с психологической точки зрения. Дело в том, что в социальных сетях подростки, как правило, вступают в те сообщества, которые вызывают у них интерес. То есть они как бы формируют вокруг себя комфортную виртуальную среду, соответствующую их интересам, ценностям, потребностям.
Подобное позитивное влияние деятельности в клубных сообществах на этнокультурную идентичность, межэтническое взаимодействие между подростками можно объяснить несколькими причинами, которые связаны, прежде всего, с особенностями клубного сообщества как добровольного подросткового объединения. Одной из причин позитивных изменений в структуре этно-
культурной идентичности мы считаем поликультурность клубных сообществ, возможность обретения подростками опыта общения и взаимодействия с ровесниками - представителями разных этнических и культурных групп, которое позволяет осознать, что между людьми больше общего, нежели различного. Также, объясняя позитивное влияние клубных сообществ на этнокультурную идентичность подростков, следует обратить внимание на тематику и содержание деятельности клубов. Как правило, это добровольные, инициируемые и управляемые самими подростками акции волонтерства, направленные на проведение мероприятий, связанных с заботой о старшем поколении, с оказанием помощи людям в трудной жизненной ситуации, с включенностью в охрану памятников истории и культуры, с дружбой народов, сохранением культурных ценностей, изучением исторического прошлого, с включением подростков и юношества в решение экологических проблем и др.
Заключение
Исследователи отмечают стихийный, неуправляемый характер процесса социализации в современном российском обществе [Булатников, 2011; Булатников, 2012; Булатников, 2012а; Булатников, 2012б; Булатников, 2012в; Булатников, 2012г; Репринцев, 2013; Репринцев, 2015; Ре-принцев, 2017; Репринцев, 2020]. Поиск возможных путей и средств решения этой проблемы побуждает обратиться к проверенному временем социально-педагогическому средству - клубным сообществам (добровольным детско-
подростковым объединениям, жизнедеятельность которых ориентирована на включение подростков и юношества в общественно значимую деятельность, в различные виды и формы социального творчества). Анализ социализирующего потенциала клубных сообществ и их педагогических возможностей в формировании этнокультурной идентичности подростков показывает: клубные объединения сегодня способны выступать эффективной средой социального и личностного развития юных граждан страны, обогащать их социальный опыт, обеспечивать накопление важных для гражданина и патриота личностных качеств, позволяющих успешно жить и трудиться в гражданском обществе, в современном поликультурном мире. Рассматривая клубное сообщество как эффективную среду социализации подростков, обеспечивающую возможности для расширения опыта общения, кругозора, самоактуализации и самореализации личности, можно предположить, что такие сооб-
щества сегодня способны продуктивно влиять на формирование этнокультурной идентичности юных граждан страны, обеспечивать обогащение и расширение их социального опыта. Особо следует подчеркнуть: для членов клубного сообщества важным фактором социального и личностного развития становятся социальные сети, в которых жизнедеятельность самого клуба и включенных в него подростков получает всестороннее отражение; социальные сети становятся в этом случае фактором развития устойчивого интереса старших школьников к клубным объединениям, к их интересному, содержательному, насыщенному важными событиями образу жизни. Отражение этой клубной жизни в социальных сетях служит лучшей рекламой их деятельности, способов реализации подростками собственной субъектно-сти, авторства в творении своей социальной и профессиональной биографии.
Проведенное исследование показало, что система клубной деятельности может быть использована для предотвращения основных рисков и проблем этнической социализации российских подростков. Среди таких рисков особо стоит отметить националистические и экстремистские установки, разжигание межнациональной розни, ксенофобию, религиозную и расовую нетерпимость.
Наше исследование показало, что клубное сообщество имеет огромный педагогический потенциал в плане помощи подростку в поиске своего места в обществе, самоактуализации и самореализации. В ряду с классным коллективом клубное сообщество может стать дополнительной средой социализации, позволяющей подростку в полной мере себя раскрыть. Клубное сообщество позволяет подросткам объединяться по интересам, находить друзей, соратников, которых привлекают те же виды деятельности, будь то история, поисковая работа, программирование, конструирование, поэзия, рисование, психология, спорт и др. Через клубное сообщество также возможно приобщить подростков к участию в деятельности, связанной с общенациональными интересами. Создание мощной сети общественных организаций, реализующих государственную молодежную политику, инициирующих общественно полезную деятельность подростков, их включение в жизнь общества, может стать основой для подготовки будущих поколений к жизни в демократическом мире с развитой системой эффективно функционирующих гражданских институтов.
Библиографический список
1. Байбородова Л. В. Формирование субъектной позиции ребенка в условиях дополнительного образования // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2. № 3 (4). С. 14-19.
2. Белинская Е. П. Взаимосвязь реальной и виртуальной идентичностей пользователей социальных сетей // Образование личности. 2016. № 2. С. 31-40.
3. Белинская Е. П. Идентификационные модели подростков и молодежи: «герои нашего времени» // Психологические исследования (электронный журнал). 2017. Т. 10. № 54. URL: http ://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n54/1457-belinskaya54.html
4. Белинская Е. П. Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. Москва : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2000. 208 с.
5. Белинская Е. П. Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия / Е. П. Белинская, Д. К. Франтова // Вестник РГГУ Сер. Психология. 2017а. № 3. С. 22-37.
6. Булатников И. Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. № 4. С. 78-92.
7. Булатников И. Е. Деструкция морального сознания в современном российском обществе как проблема социального воспитания молодежи // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 3 (19). С. 43-57.
8. Булатников И. Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. 2012а. Т. 18. № 1-1. С. 146-152.
9. Булатников И. Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. Т. II. 2012б. № 5. C. 24-30.
10. Булатников И. Е. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 2012в. № 4 (24). С. 23-35.
11. Булатников И. Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012г. № 3 (23). С. 60-72.
12. Булатников И. Е. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования / И. Е. Булатников, А. В. Репринцев // Психолого-педагогический поиск. 2012д. № 22. С. 19-34.
13. Зинченко Ю. П. Методологические проблемы изучения этнокультурной идентичности детей и подростков в цифровом обществе / Ю. П. Зинченко, Л. А. Шайгерова и др. // Герценовские чтения: психо-
логические исследования в образовании. Санкт-Петербург : РГПУ, 2019. С. 875-884.
14. Лебедева Н. М. Этническая и кросс-культурная психология. Москва : МАКСПресс, 2011. 423 с.
15. Матренин П. В. Педагогика клубной работы в философско-педагогической концепции В. А. Разумного // Научный результат. Педагогика и психология. 2016. № 1. Т. 2. С. 39-45.
16. Пашков А. Г. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в клубной деятельности / А. Г. Пашков, А. В. Репринцев. Курск : КГУ, 2018. 302 с.
17. Репринцев А. В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 1(25). С. 26-39.
18. Репринцев А. В. Информационная среда в системе факторов этнической социализации подростков и молодежи // Развитие личности в условиях цифро-визации образования: от начальной к высшей школе. Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2020. С. 265-273.
19. Репринцев А. В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. № 1. С. 88-96.
20. Репринцев А. В. Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте формирования отношения молодежи к национальной истории и ее героям // Этнокультурные феномены в образовательном процессе : сб. науч. ст. Чебоксары : ЧГПУ, 2020а. С. 150-158.
21. Репринцев А. В. Общинно-коллективистский этос традиционного русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания / ред. А. Г. Кирпичник, А. Г. Самохвалова. Кострома : КГУ, 2020б. С. 33-40.
22. Репринцев А. В. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики / А. В. Репринцев, И. С. Сухоруков // Научные ведомости БелГУ Гуманитарные науки. 2017. Т. 33. № 7 (256). С. 142-149.
23. Рожков М. И. Воспитание свободного человека как целевая функция дополнительного образования детей // Методист. 2020. № 6. С. 2-4.
24. Рожков М. И. Воспитание свободного человека / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. 263 с.
25. Собкин В. С. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии / В. С. Собкин, А. В. Федотова // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 23-30.
26. Солдатова Г. У 100 друзей. Круг общения подростков в социальных сетях / Г. У Солдатова, О. Олькина // Дети в информационном обществе. 2016. № 24. С. 24-33.
27. Солдатова Г. У Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях /Г. У Солдатова, О. И. Теславская // Националь-
ный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 12-22.
28. Трубников А. П. Клубный коллектив в системе факторов формирования социальной ответственности личности старшеклассника // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Педагогика и психология. 2011. № 4. Т. 17. С. 160-164.
29. Шайгерова Л. А. Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах / Л. А. Шайгерова, Ю. П. Зинченко и др. // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 3. № 3 (35). С. 4-16.
30. Шайгерова Л. А. Сравнительные результаты исследования когнитивного компонента этнокультурной идентичности россиян в четырех субъектах Российской Федерации: общее и особенное / Л. А. Шайгерова, Ю. П. Зинченко и др. // Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности в современной России. Т. 1. Москва : МГУ, 2016. С. 194-222.
31. Шамионов Р. М. Индивидуальные ценности и идеологические установки как предикторы предубежденности по отношению к другим // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 3. С. 309-326.
32. Шамионов Р. М. Формирование дискриминационных установок личности в процессе ее социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 2. С. 129-135.
33. Шамионов Р. М. Ценности и отношение к этнической культуре и традициям как предикторы субъективного благополучия русских и казахов / Р. М. Шамионов, Н. Ж. Султаниязова // Российский психологический журнал. 2018а. Т. 15. № 1. С. 157-186.
34. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. Москва : Прогресс, 2006. 352 c.
35. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 2014. № 1. С. 35-52.
36. Fischer R. Cross-cultural training effects on cultural essentialism beliefs and cultural intelligence // International Journal of Intercultural Relations. 2011. 35. P. 767-775.
37. Fischer R. Are societal values linked to global peace and conflict? / R. Fischer, K. Hanke // Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. 2009. 15. 3. P. 227-248.
38. Schwartz S. H. Values: Cultural and individual // S. M. Breugelmans, A. Chasiotis, F. J. R. van de Vijver (eds). Fundamental questions in cross-cultural psychology, 2010.
39. Tajfel H. The social identity theory of intergroup behavior / H. Tajfel, J. C. Turner // Psychology of Inter-group Relations. Chicago: Nelson-Hall, 1986. P. 7-24.
Reference list
1. Bajborodova L. V. Formirovanie sub#ektnoj pozicii rebenka v uslovijah dopolnitel'nogo obrazovanija = Formation of the child's subjective position in conditions of additional education // Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Serija 1. Psihologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki. 2019. T. 2. № 3 (4). S. 14-19.
2. Belinskaja E. P. Vzaimosvjaz' real'noj i virtual'noj identichnostej pol'zovatelej social'nyh setej = Relationship between real and virtual identities of social network users // Obrazovanie lichnosti. 2016. № 2. S. 31-40.
3. Belinskaja E. P. Identifikacionnye modeli po-drostkov i molodezhi: «geroi nashego vremeni» = Identification models of adolescents and youth: «heroes of our time» // Psihologicheskie issledovanija (jelektronnyj zhurnal). 2017. T. 10. № 54. URL: http://psystudy. ru/index. php/num/2017v10n54/1457-belinskaya54.html
4. Belinskaja E. P. Jetnicheskaja socializacija podrost-ka = Ethnic socialization of adolescents / E. P. Belinskaja, T. G. Stefanenko. Moskva : MPSI ; Voronezh : NPO «MODJeK», 2000. 208 s.
5. Belinskaja E. P. Aktivnost' v virtual'nom vzai-modejstvii kak faktor konstruirovanija identichnosti pol'zovateljami social'nyh setej: mezhpokolennye razlichija = Activity in virtual interaction as a factor in the design of identity by social network users: intergenera-tional differences / E. P. Belinskaja, D. K. Frantova // Vestnik RGGU. Serija Psihologija. 2017a. № 3. S. 22-37.
6. Bulatnikov I. E. «Krizis kul'tury» i ego otrazhenie v sostojanii obshhestvennoj morali: dialektika vechnogo i vremennogo v social'no-nravstvennom vospitanii molodezhi = «Crisis of culture» and its reflection in the state of public morality: the dialectic of eternal and temporary in the socio-moral education of youth // Evrazijskij forum. 2012. № 4. S. 78-92.
7. Bulatnikov I. E. Destrukcija moral'nogo soznanija v sovremennom rossijskom obshhestve kak problema so-cial'nogo vospitanija molodezhi = Destruction of moral consciousness in modern Russian society as a problem of social education of young people // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2011. № 3 (19). S. 43-57.
8. Bulatnikov I. E. Destrukcija moral'nogo soznanija sovremennogo rossijskogo obshhestva kak problema te-orii i praktiki social'nogo vospitanija molodezhi = Destruction of the moral consciousness of modern Russian society as a problem of the theory and practice of young people's social education // Vestnik Kostromskogo gosu-darstvennogo universiteta. 2012a. T. 18. № 1-1. S. 146-152.
9. Bulatnikov I. E. Destrukcija obshhestvennoj morali kak problema sovremennogo social'nogo vospitanija mo-lodezhi = Destruction of public morality as a problem of modern social education of young people // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. T. II. 2012b. № 5. C. 24-30.
10. Bulatnikov I. E. Razvitie sistemy nravstvennyh cennostej molodezhi v uslovijah krizisa kul'tury: dialektika vechnogo i vremennogo = The development of the system of moral values of youth in the context of a crisis
of culture: the dialectic of eternal and temporary // Psi-hologo-pedagogicheskij poisk. 2012v. № 4 (24). S. 23-35.
11. Bulatnikov I. E. Social'no-nravstvennoe razvitie molodezhi v uslovijah destrukcii obshhestvennoj morali = Social and moral development of young people in conditions of public morality destruction // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2012g. № 3 (23). S. 60-72.
12. Bulatnikov I. E. Sistemnaja metodologija v kontekste poiska optimal'noj modeli reformirovanija rossijskogo obrazovanija = Systematic methodology in the context of finding an optimal model for reforming Russian education / I. E. Bulatnikov, A. V. Reprincev // Psi-hologo-pedagogicheskij poisk. 2012d. № 22. S. 19-34.
13. Zinchenko Ju. P. Metodologicheskie problemy izuchenija jetnokul'turnoj identichnosti detej i podrostkov v cifrovom obshhestve = Methodological problems of studying the ethnocultural identity of children and adolescents in digital society / Ju. P. Zinchenko, L. A. Shajgerova i dr. // Gercenovskie chtenija: psihologicheskie issledovanija v obrazovanii. Sankt-Peterburg : RGPU, 2019. S. 875-884.
14. Lebedeva N. M. Jetnicheskaja i kross-kul'turnaja psihologija = Ethnic and cross-cultural psychology. Moskva : MAKSPress, 2011. 423 c.
15. Matrenin P. V. Pedagogika klubnoj raboty v filosofsko-pedagogicheskoj koncepcii V. A. Razumnogo = Pedagogy of club work in the philosophical and pedagogical concept of V. A. Razumny // Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologija. 2016. № 1. T. 2. S. 39-45.
16. Pashkov A. G. Psihologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie professional'nogo samoopredelenija uchashhihsja v klubnoj dejatel'nosti = Psychological and pedagogical support for professional self-determination of students in club activities / A. G. Pashkov, A. V. Reprincev. Kursk : Izd-vo KGU, 2018. 302 c.
17. Reprincev A. V Antropologicheskoe izmerenie social'nyh reform: ot krizisa identichnosti - k destrukcii kul'tury jetnosa = Anthropological dimension of social reforms: from the crisis of identity to the destruction of ethnic culture // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2013. № 1(25). S. 26-39.
18. Reprincev A. V. Informacionnaja sreda v sisteme faktorov jetnicheskoj socializacii podrostkov i molodezhi = Information environment in the system of factors of ethnic socialization of adolescents and youth // Razvitie lichnosti v uslovijah cifrovizacii obrazovanija: ot nachal'noj k vysshej shkole. Elec : EGU im. I. A. Bunina, 2020. S. 265-273.
19. Reprincev A. V. Kul'turno-obrazovatel'naja sreda v stanovlenii lichnosti russkogo cheloveka = Cultural and educational environment in the formation of the personality of Russian man // Pedagogika. 2015. № 1. S. 88-96.
20. Reprincev A. V Problemy jetnicheskoj socializa-cii podrostkov i junoshestva v kontekste formirovanija otnoshenija molodezhi k nacional'noj istorii i ee gero-jam = Problems of the ethnic socialization of adolescents and youth in the context of youth attitudes towards national history and its heroes // Jetnokul'turnye fenomeny v obrazovatel'nom processe : sb. nauch. st. Cheboksary : ChGPU, 2020a. S. 150-158.
21. Reprincev A. V. Obshhinno-kollektivistskij jetos tradicionnogo russkogo mira kak al'ternativa neoliber-al'noj ideologii social'nogo vospitanija = Community-collectivist ethos of the traditional Russian world as an alternative to the neoliberal ideology of social education // Psihologija i pedagogika social'nogo vospitanija / red. A. G. Kirpichnik, A. G. Samohvalova. Kostroma : KGU, 2020b. S. 33-40.
22. Reprincev A. V. Formirovanie jetnokul'turnoj identichnosti podrostkov i junoshestva kak problema sov-remennoj psihologii i social'noj pedagogiki = The formation of the ethnocultural identity of adolescents and youth as a problem of modern psychology and social pedagogy / A. V Reprincev, I. S. Suhorukov // Nauchnye vedomosti BelGU. Gumanitarnye nauki. 2017. T. 33. № 7 (256). S. 142-149.
23. Rozhkov M. I. Vospitanie svobodnogo cheloveka kak celevaja funkcija dopolnitel'nogo obrazovanija de-tej = Education of a free person as a target function of additional education of children // Metodist. 2020. № 6. S. 2-4.
24. Rozhkov M. I. Vospitanie svobodnogo chelove-ka = Education of a free person / M. I. Rozhkov, L. V Bajborodova. Moskva ; Berlin : Direkt-Media, 2020. 263 s.
25. Sobkin V S. Podrostok v social'nyh setjah: k vo-prosu o social'no-psihologicheskom samochuvstvii = Teenager on social networks: to the question of socio-psychological well-being / V S. Sobkin, A. V. Fedotova // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2018. № 3(31). S. 23-30.
26. Soldatova G. U. 100 druzej. Krug obshhenija po-drostkov v social'nyh setjah = 100 friends. The circle of communication of adolescents on social networks / G. U. Soldatova, O. Ol'kina // Deti v informacionnom obshhestve. 2016. № 24. S. 24-33.
27. Soldatova G. U. Osobennosti mezhlichnostnyh otnoshenij rossijskih podrostkov v social'nyh setjah = Features of interpersonal relations of Russian teenagers on social networks / G. U. Soldatova, O. I. Teslavskaja // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2018. № 3(31). S. 12-22.
28. Trubnikov A. P. Klubnyj kollektiv v sisteme faktorov formirovanija social'noj otvetstvennosti lichnosti starsheklassnika = Club team in the system of factors for the formation of social responsibility of the high school student's personality // Vestnik Kostromskogo gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Pedagogika i psihologija. 2011. № 4. T. 17. S. 160-164.
29. Shajgerova L. A. Perspektivy ispol'zovanija analiza social'nyh setej dlja izuchenija jetnokul'turnoj iden-tichnosti podrostkov v internet-soobshhestvah = Prospects for using social media analysis to explore the ethnocultur-al identity of adolescents in Internet communities /
L. A. Shajgerova, Ju. P. Zinchenko i dr. // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2019. T. 3. № 3 (35). S. 4-16.
30. Shajgerova L. A. Sravnitel'nye rezul'taty issledo-vanija kognitivnogo komponenta jetnokul'turnoj identichnosti rossijan v chetyreh sub#ektah Rossijskoj Feder-acii: obshhee i osobennoe = Comparative results of the study of the cognitive component of the ethnocultural identity of Russians in four constituent entities of the Russian Federation: general and special / L. A. Shajgerova, Ju. P. Zinchenko i dr. // Jetnokul'turnaja identichnost' kak faktor social'noj stabil'nosti v sovremen-noj Rossii. T. 1. Moskva : MGU, 2016. S. 194-222.
31. Shamionov R. M. Individual'nye cennosti i ideo-logicheskie ustanovki kak prediktory predubezhdennosti po otnosheniju k drugim = Individual values and ideological attitudes as predictors of prejudice against others // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. 2019. T. 16. № 3. S. 309-326.
32. Shamionov R. M. Formirovanie diskrimi-nacionnyh ustanovok lichnosti v processe ee socializacii = The formation of discriminatory attitudes of the individual in the process of its socialization // Izvestija Sara-tovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija. 2018. T. 7. № 2. S. 129-135.
33. Shamionov R. M. Cennosti i otnoshenie k jet-nicheskoj kul'ture i tradicijam kak prediktory sub#ektivnogo blagopoluchija russkih i kazahov = Values and attitudes towards ethnic culture and traditions as predictors of subjective well-being of Russians and Kazakhs / R. M. Shamionov, N. Zh. Sultanijazova // Ros-sijskij psihologicheskij zhurnal. 2018a. T. 15. № 1. S. 157-186.
34. Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis = Identity: youth and crisis / per. s angl. Moskva : Progress, 2006. 352 c.
35. Jadov V. A. Social'naja identifikacija v krizisnom obshhestve = Social identification in a crisis society // Sociologicheskij zhurnal. 2014. № 1. S. 35-52.
36. Fischer R. Cross-cultural training effects on cultural essentialism beliefs and cultural intelligence // International Journal of Intercultural Relations. 2011. 35. P. 767-775.
37. Fischer R. Are societal values linked to global peace and conflict? / R. Fischer, K. Hanke // Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. 2009. 15. 3. P. 227-248.
38. Schwartz S. H. Values: Cultural and individual // S. M. Breugelmans, A. Chasiotis, F. J. R. van de Vijver (eds). Fundamental questions in cross-cultural psychology, 2010.
39. Tajfel H. The social identity theory of intergroup behavior / H. Tajfel, J. C. Turner // Psychology of Intergroup Relations. Chicago : Nelson-Hall, 1986. P. 7-24.