Научная статья на тему 'ДЕСТРУКТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА'

ДЕСТРУКТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
769
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНТЕНТ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Друкер Мальвина Михайловна

В условиях цифровой среды сеть Интернет стала основным источником получения информациисовременнымишкольниками, атакжеинструментомформированияпозиции подростков по отношению к окружающему миру. Существуя в киберпространстве, подростки воспринимают его как «среду обитания», в которой они оказываются не защищенными от воздействия деструктивного контента, подвержены рискам и угрозам сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Друкер Мальвина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕСТРУКТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.77

ДЕСТРУКТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

М. М. Друкер

Балтийский федералъныйуниверситет им. И. Канта, Калининград

В условиях цифровой среды сеть Интернет стала основным источником получения информации современными школьниками, а также инструментом формирования позиции подростков по отношению к окружающему миру. Существуя в киберпространстве, подростки воспринимают его как «среду обитания», в которой они оказываются не защищенными от воздействия деструктивного контента, подвержены рискам и угрозам сети.

Ключевые слова: социальные медиа, медиаграмотность, деструктивный контент, медиабезоиасность.

Активное развитие цифровой среды, появление новых технологий, выявление рисков и угроз виртуальной среды так или иначе влияют на психологическое благополучие современных школьников. Сегодня информация, размещаемая в пространстве сети, как и способы ее создания и трансляции, являются объектами многочисленных исследований.

ИспользованиесовременнымиподросткамисетиИнтернеттранспонируетихпсихическое и социальное развитие из реальной среды в виртуальную, в которой появляются новые агенты влияния, лидеры мнений и формы взаимодействия. Следствием стремительной виртуализации повседневной жизни школьников становится медиасоциализация подрастающего поколения. Еще Маршал Маклюэн в своих работах отмечал, что «в нашу электронную эпоху мы видим себя все более и более переводимыми в форму информации и идущими в сторону технологического расширения сознания» [5. С. 32].

В результате воздействия технологий на среду меняется и структура медиапотребления. Под медиапотреблением понимают следующее: «деятельность, связанная с приобретением, использованием, обменом, хранением медиапродукции, в ходе которой потребитель удовлетворяет свои информационные, коммуникационные, экономические и другие потребности и интересы; социально-коммуникационное явление, которое проявляется в различных интеракциях индивидов и социальных групп с медиа и является неотъемлемым фактором современной медиакультуры» [4. С. 167].

За прошлые годы, как отмечает Александр Амзин, структура медиапотребления кардинально изменилась: «часто на акт медиапотребления у пользователя остается менее 30 секунд. Это формирует особую культуру подачи материала» [1].

Социально-психологические аспекты медиапотребления подразумевают изучение этого явления в междисциплинарном контексте: с точки зрения социологии, психологии, журналистики. В зависимости от характеристики аудитории, целей использования средств массовой коммуникации и других аспектов, определяется специфика и трансляции, и потребления медийного продукта в условиях современной цифровой среды «человеком медийным».

Декан факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор Е. Л. Вартанова определяет «человека медийного» как «члена общества, бытие которого определяется и в значительной степени формируется содержанием СМИ

как продуктом, производимым отдельной отраслью современной экономики, медиаиндустрией, и потребляемым в процессах массовой/социальной коммуникации, а также коммуникационны^ми отношениями и интересами индивида» [2].

Лаборатория Касперского приводит данные 2019 года, характеризующие специфику медиапотребления: взрослые сами активно приучают детей к гаджетам: 92 % родителей используют девайсы для обучения и развития детей в возрасте 4-6 лет. Около трети детей в возрасте 15-18 лет проводят почти все свободное время в интернете. Почти у трети родителей возникали конфликты, связанные с пребыванием детей в сети Интернет. Тщательнее всего действия детей в сети контролируют родители детей в возрасте 4-6 лет. По мере взросления детей контроль со стороны родителей ослабевает, при том что 43 % младших школьников и 95 % старшеклассников имеют свои страницы в социальных сетях [3].

Сегодня именно социальные медиа могут влиять на формирование мировоззрения подростка с помощью текстовой, видео-, фото- и аудиоинформации. Так, например, все перечисленные способы фиксации и воспроизведения информации позволяет использовать социальная сеть «ВКонтакте». Социальная сеть сегодня - это пространство, где контроль за контентом не осуществляется должным образом: блокируются крупные сообщества, содержащие противозаконную информацию, однако ряд сообществ остается незамеченными контролирующими органами, а взамен подобным сообществам появляются новые. В результате юному пользователю не составляет труда причинить вред собственному психологическому здоровью. В своих трудах О. Самосват отмечает, что «поведение подростков в социальных сетях является гибким и во многом зависит от требований пользователей социальных сетей в конкретный период времени» [8. С. 128].

В последнее время средства массовой информации активно освещают события, связанные с вовлечением несовершеннолетних в опасные группы и сообщества, где можно наблюдать действие разных рисков, которым могут быть подвержены подростки. Так, это преимущественно группы, контент которых носит суицидальный характер, вовлекающий подростков в выполнение опасных заданий, группы с деструктивным содержанием, ориентирующие на агрессивное поведение и разрушающие традиционные ценности. Сюда относят и группы, контент которых носит экстремистский характер, а также группы, связанные с незаконной деятельностью.

Специалист по информационным технологиям И. С. Ашманов констатирует: в социальных сетях есть более 5 тысяч групп, посвященных убийствам, 10 тысяч групп, посвященных ультрадвижениям, включая АУЕ (арестантский уклад един), около 500 групп по буллингу и травле и 46 групп, посвященных «скулшутингу». В день публикуется 200-250 тысяч сообщений прямого деструктивного характера (~ 0,3 % от общего числа сообщений в Рунете). Как отмечает И. С. Ашманов, российская законодательная система слабо контролирует происходящее в сети [6].

Одними из ведущих рисков цифрового пространства в целом и в социальных медиа в частности являются контентные риски. К ним относят материалы, содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику и так далее [9]. По сути, это информация, запрещенная 149 Федеральным законом: «информация о насилии, жестокости и агрессии, информация, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам, пропаганда суицида...» [7].

Однако в сети Интернет такую информацию можно встретить практически везде: в социальных сетях, блогах, сайтах, видеохостингах и так далее.

Одной из самых востребованных виртуальных площадок в подростковой среде является социальная сеть Вконтакте. Сегодня там зарегистрировано более сорока

миллионов пользователей, которые представляют все слои общества, независимо от возраста и социального положения. Ежедневно сеть посещает 4 миллиона пользователей. Около 80 % аудитории составляют жители России. В российском сегменте социальных медиа публикуется 70 % всего онлайн-контента, а число ежемесячных пользователей сети ВКонтакте - 970 ООО ООО. Сайт входит в ТОП - 10 самых посещаемых сайтов в мире [10].

В течение 2019 года в Калининградской области проводилось анкетирование школьников, ориентированное на определение специфики медиапотребления и наличие рисков и угроз сетевого пространства. В результате удалось установить, что почти все свободное время школьники проводят в сети Интернет, в частности в социальных сетях, используя информационные ресурсы цифровой среды в первую очередь как развлечение, зачастую не контролируя свои действия. В отсутствии доступа к сети, учащиеся испытывают неуверенность, страх пропустить что-то важное, отмечая тот факт, что самостоятельно не раз пытались избавиться от зависимости, связанной с социальными сетями. Кроме этого, почти все школьники полагались преимущественно на свое собственное мнение при выборе контента, рискуя оказаться в группах, негативно влияющих на психологическое здоровье.

Результаты контент-анализа на наличие рисков и угроз в содержании материалов сети «ВКонтакте» позволили установить проникающее диффузное распространение контента, угрожающего и содержащего факторы риска для психологического здоровья школьников, практически во всех областях виртуальной коммуникации: психология, игры, кино, музыка, юмор, творчество, философия, обучающие курсы образование, литература, театр, фотография, анимация, реклама, искусство, развлечения и так далее.

Разрушительный контент суицидальной направленности обнаружен в следующих формах: новости, специфические фамилии и имена, аудиозаписи популярных исполнителей, видеозаписи, фотографии, коллажи, литературные цитаты с «романтикой суицида», конкретные ссылки на группы риска. Так, в социальных медиа функционирует свыше 2000 сообществ открытого и закрытого типа суицидальной направленности, посвященных темам «суицид» и «самоубийство». Из них 142 группы - объединения, направленные на оказание психологической помощи подросткам, оказавшимся в зоне риска, остальные - тематические сообщества суицидального характера, часть из которых -это группы, которые являются закрытыми: администратор сам решает, кого добавлять в его сообщество. Среди таких групп функционируют сообщества со статусом «обучающие курсы», как, например, группа «Суицид как смысл бытия», со статусом «экстремальный вид спорта», как, например, группа «Суицид - выход», со статусом «духовное лицо», как, например, группа «Суицид - мой сладкий мир»; со статусом «медицинский центр», как, например, группа «Вылечи себя суицидом» и другие. Теме «самоубийство» посвящено 758 сообществ открытого и закрытого типа. Из них 167 групп - это объединения, направленные на оказание психологической помощи подросткам, оказавшимся в зоне риска.

Свыше 10000 сообществ так или иначе эксплуатируют порнографический контент, тысячи сообществ пропагандируют культуру АУЕ (арестантский уклад един). Так, 95593 участника состояло в группе, заблокированой на территории Российской Федерации на основании решения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28.02.217 № 13768; 26647 человека участвуют в проект «АнтиАУЕ»; 12271 участника насчитывает группа «АУЕ цитаты», посвященная романтизации арестантского уклада, пропаганде среди несовершеннолетних воровских понятий российской криминальной среды и тюремных понятий, соблюдения «воровского кодекса», взамен обещая поддержку и защиту в настоящем и будущем. Доступ в группы дают не администраторы, а «смотрящие» и контролирует контент не модератор, а «воры в законе».

Если же школьник не задается целенаправленным поиском подобной информации или группы, для вовлечения и создания настроения потенциальной жертве в ленте новостей разных пользователей появляются психологические ловушки с ложным выбором решения (тесты, голосование и пр.), контент с завуалированным внушением.

Таким образом, контент, который является незаконным и, по сути, должен быть блокированным в первую очередь, не только разрешен для демонстрации в сети, но и широко представлен в различных формах любому зарегистрированному пользователю «Вконтакте».

Вследствие этого происходит агрессивная и массированная пропаганда саморазрушительныхформповедения,чтоподтверждаетсятысячамигруппдеструктивной направленности с сотнями тысяч участников. Любой пользователь сети является потенциальной жертвой групп, связанных с рисками и угрозами психологическому здоровью. Оказаться в деструктивных сообществах можно как самостоятельно, так и оказываясь ведомыми на психологические уловки других пользователей. Вовлекая с помощью материального вознаграждения, обещанием «лайкнуть», обещаниям понять и помочь, лиричными контентом и так далее, пользователи и администраторы опасных групп делают избранных пользователей зависимыми от них. Особенно уязвимыми являются дети в период подросткового кризиса, сопровождающегося неустойчивой самооценкой и эмоциональной нестабильностью.

Действие этих рисков трудно контролировать: блокируются крупные сообщества, содержащие противозаконную информацию, однако ряд сообществ остается незамеченными контролирующими органами, а взамен удаленным сообществам появляются новые. В результате пользователю не составляет труда причинить вред собственному психологическому здоровью.

Система мониторинга и помощи подросткам, оказавшихся в беде, работает неэффективно. Современные школьники оказываются беззащитными перед рисками и угрозами психологическому здоровью и жизни в целом; опасный контент практически не регулируется и находится в свободном доступе; отсутствует единая система оперативной психологической и правоохранительной помощи подростками, попавшим в опасные ситуации виртуального пространства, отсутствует выработанная концепция профилактических мероприятий, целью которых является именно качество проведения, а не их количество.

Интернет в первую очередь должен быть инструментом, приносящим пользу человеку, и научить пользоваться именно его возможностями - одна из задач современного общества. Оказываясь перед неизвестностью и находясь в не защищенном от рисков и угроз пространстве, современные дети становятся бессильными и беспомощными перед киберпространством, диктующим для них свои правила. Сдаваясь технологиям, а не применяя их, человек становится уязвимым и управляемым.

Современная школа, ориентированная на активное использование информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, воспитывает поколение, отвечающее запросам времени, наделяя их необходимыми компетенциями, с другой стороны -оставляет подростков один на один с рисками и угрозами сети Интернет и социальных сетей в частности. Ребенок вынужден существовать в интернет-пространстве, пользуясь электронными дневниками, аналоги которым уже постепенно вывели из привычного пользования, сделав школьника зависимым от приборов, имеющих доступ в интернет. Он-лайн курсы, видеоуроки, электронные библиотеки, образовательные ресурсы и многое другое - все это, безусловно, достоинства виртуального пространства. Однако осваивая технологии, учащийся становится их заложником, хорошо работая с формой, инструментами, но не с содержанием.

Работа с обозначенными пробелами позволит обезопасить подростка от столкновения с контентыми рисками, негативно отражающимися в процессе формирования его мировоззрения, а также скорректировать в дальнейшем его медиапредпочтения.

Учитывая тот факт, что на первом месте в качестве источников информацииу подростков оказывается интернет и в частности социальные медиа, необходимо обучать не только грамотному использованию сети, знакомить разные целевые аудитории с основами медиаграмотности и медиабезопасности, но и производить контент, ориентированный на воспитание и обучение личности, позволяющий противодействовать деструктивным идеям и смыслам, бесконтрольно транслируемым в пространстве социальных медиа.

Список литературы

1. Амзин, А. А. Особенности медиапотребления. URL:http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/osobennosti-mediapotrebleniya/ (дата обращения: 04.12.2019).

2. Вартанова, Е. Л. СМИ и журналистика в пространстве постиндустриального общества II Медиаскоп. 2009. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/issues/215?page=l (дата обращения: 04.12.2019).

3. Касперский. URL: https://www.kaspersky.ru/internet-security (дата обращения: 21.11.2019).

4. Крайникова, Т. С. Медиапотребление: обзор рецепций явления II Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». 2013. №2. С. 167-170

5. Маклюэн, М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; закл. статья М. Вавилова. 3-е изд. М. : Кучково поле, 2011. 464 с.

6. Нечаев, А. Игорь Ашманов: Зачистка и обеззараживание интернета пока не сделаны//Взгляд. 30 октября 2018. URL: https://vz.ru/news/2018/10/30/948488.html (дата обращения: 04.12.2019).

7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации (последняя редакция): федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Доступ из справ,-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Самосват, О. И. Социальное одобрение как фактор коммуникативного поведения подростков в социальных сетях: дис. ... канд. псих, наук: 19.00.05. Ярославль, 2016. 258 с.

9. Солдатова, Г., Рассказова, Е., Зотова, Е. Интернет-риски. URL: http://detionline. com/helpline/risks (дата обращения: 24.11.2019).

10. Топ-30 самых посещаемых сайтов мира 2018. URL: https://sdvv.ru/articles/ elektronnaya-kommertsiya/top-30-samykh-populyarnykh-saytov-mira-2018/(flaTa обращения: 04.12.2019).

DESTRUCTIVE COMPONENTS OF SOCIAL MEDIA M. M. Drucker

ImmanuelKantBalticFederal University, Kaliningrad, [email protected]

In the digital environment, the Internet has become the main source of information for modern students, as well as a tool for shaping the position of adolescents in relation to the world. Existing in cyberspace, adolescents perceive it as a "habitat" in which they are not protected from the effects of destructive content, are exposed to the risks and threats of the network.

Keywords: social media, media literacy, destructive content, media security.

References

1. Amzin, A. A. Osobennosti mediapotrebleniya [Features of media consumption], available at: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/osobennosti-mediapotrebleniya/, accessed 04.12.2019. (InRuss.).

2. Vartanova, E. L. (2009). SMI i zhurnalistikav prostranstve postindustrialnogo obschestva [Media andjournalism in the space of a post-industrial society], in\ Mediaskop [MediaScope], No. 2, available at: http://www.mediascope.ru/issues/215?page=l, accessed 04.12.2019. (In Russ.).

3. Kasperskiy [Kaspersky], available at: https://www.kaspersky.ru/internet-security, accessed 21.11.2019. (In Russ.).

4. Kraynikova, T. S. (2013). Mediapotreblenie: obzor retseptsiy yavleniya [Media Consumption: A Review of the Receptions of the Phenomenon], in: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Filologiya. Zhurnalistika» [Bulletin of Voronezh State University. Series "Philology. Journalism"], No. 2, pp. 167-170. (InRuss.).

5. Maklyuen, M. (2011). Ponimanie media: Vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: External Extensions of Man], 3-е izd. Moscow, Kuchkovo pole Publishing House, 464 p. (In Russ.).

6. Nechaev, A. (2018). Igor Ashmanov: Zachistka i obezzarazhivanie interneta рока ne sdelanyi [Igor Ashmanov: Cleaning and disinfection of the Internet has not yet been done], in: Vzglyad [Glance], 30.10.2018, available at: https://vz.ru/news/2018/10/30/948488.html, accessed 04.12.2019. (InRuss.).

7. Ob informatsii, informatsionnyih tehnologiyah i о zaschite informatsii (poslednyaya redaktsiya): federalnyiy zakon ot 27.07.2006 # 149-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemyi «KonsultantPlyus» [On information, information technology and information protection (latest edition): Federal Law of July 27,2006 No. 149-FZ. Access from sprav.-legal system "Consultant Plus"]. (InRuss.).

8. Samosvat, О. I. (2016). Sotsialnoe odobrenie как faktor kommunikativnogo povedeniya podrostkov v sotsialnyih setyah [Social approval as a factor in the communicative behavior of adolescents in social networks], dis. ... kand. psih. nauk: 19.00.05, Yaroslavl, 258 p. (In Russ.).

9. Soldatova, G., Rasskazova, E. and Zotova, E. Internet-riski [Internet risks], available at: http://detionline.com/helpline/risks, accessed 24.11.2019. (In Russ.).

10. Top-30 samyihposeschaemyih saytov mira 2018 [Top 30 most visited sites in the world in 2018], available at: https://sdvv.ru/articles/elektronnaya-kommertsiya/top-30-samykh-populyarnykh-saytov-mira-2018/, accessed24.11.2019. (InRuss.).

Друкер Мальвина Михайловна - старший преподаватель Института гуманитарных наук, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.