Научная статья на тему 'Отношение студенческой молодежи к распространению суицидального контента в социальных сетях'

Отношение студенческой молодежи к распространению суицидального контента в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
851
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СУИЦИД / КОНТЕНТ / СУГГЕСТИВНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СТУДЕНТЫ / ГРУППЫ СМЕРТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гридина В. В.

Последние годы особую актуальность приобрела тема распространения групп в социальных сетях, прямо или косвенно склоняющих подростков к суициду. В настоящее время сложилось несколько различных и даже противоположных позиций в подходе к данной проблеме. В статье анализируются результаты прикладного социологического исследования, проведенного в 2018 году среди студентов Самарского государственного технического университета. Исследование было посвящено определению степени информированности студентов о деятельности групп в социальных сетях, в которых пропагандируется тема смерти, а также возможных последствиях, которые несутданные сообщества. На основе результатов проведенного опроса предложены меры, направленные на профилактику вовлечения молодежи и подростков в деструктивные «группы смерти»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гридина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение студенческой молодежи к распространению суицидального контента в социальных сетях»

Отношение студенческой молодежи к распространению суицидального контента в социальных сетях

Гридина В.В.

Последние годы особую актуальность приобрела тема распространения групп в социальных сетях, прямо или косвенно склоняющих подростков к суициду. В настоящее время сложилось несколько различных и даже противоположных позиций в подходе к данной проблеме.

В статье анализируются результаты прикладного социологического исследования, проведенного в 2018 году среди студентов Самарского государственного технического университета. Исследование было посвящено определению степени информированности студентов о деятельности групп в социальных сетях, в которых пропагандируется тема смерти, а также возможных последствиях, которые несут данные сообщества. На основе результатов проведенного опроса предложены меры, направленные на профилактику вовлечения молодежи и подростков в деструктивные «группы смерти». Ключевые слова: суицид, контент, суггестивность, подростки, Интернет, социальные сети, студенты, группы смерти.

Gridina V.V.

Students' attitudes toward the prevalence of suicidal content through social media platforms

The topic of expansion in the number of particular groups in social networks, that directly or indirectly inciting teenagers to suicide, has acquired particular urgency in recent years. At the moment, there are several different and even opposing opinions on approach to this problem. The article deals with analyse of the results of applied sociological research conducted in 2018 among students of the Samara State Technical University. The study was devoted to determining students' awareness of the activities of such groups in social networks, in which the topic of death is mainstreamed, as well as the possible consequences that these communities may have. According to results of the survey, measures aimed at preventing involvement of youth and teenagers in destructive «death groups» are proposed.

Keywords: suicide, content, teenagers, Internet, social networks, students, groups of death.

Сложные социально-экономические условия, в которых оказалась наша страна после распада СССР, способствовали возникновению комплекса причин и условий для развития суицидальных настроений в подростковой среде. Была разрушена прежняя система ценностей, на месте которой у российского населения, и особенно молодежи, возникло чувство страха, тревоги и неопределенности. По данным ЮНИСЕФ, Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по количеству детских и подростковых суицидов. Результаты исследования «Смертность российских подростков от самоубийств» показывают, что показатель подростковой смертности в нашей стране в три раза превышает средний по миру [18]. Изучение проблем суицида среди молодежи показывает, что для многих молодых людей характерны высокий уровень тревожности, состояния депрессии и агрессии. Чтобы адаптироваться в социальной среде, отвлечься от проблем, забыть об ответственности, подросток начинает проводить длительное время в виртуальном мире и социальных сетях. По результатам исследования В.В. Ко-лесниченко и В.В. Колупаевой, среди различных видов деятельности самой популярной для молодежи являются именно социальные сети (85 % респондентов). Постоянное и длительное использование Интернет в повседневной жизни приводит к формированию интернет-зависимости у молодежи [6]. Как отмечает, Д.Н. Краснокутский, «Интернет воплощает в себе возможности не только массовой, но и групповой, а также межличностной коммуникации». Его возможности позволяют «симулировать» межличностное общение людей и человек начинает испытывать потребность в общении посредством социальных сетей [8]. В связи с этим, особую опасность вызывает пропаганда самоубийств в

социальных сетях Интернета. Как отмечает автор, более трети материалов, собранных в социальной сети «ВКонтакте», описывают способы добровольного ухода из жизни или ее агитацию [8]. Многие подростки приходят в такие группы, потому что им интересно, но постепенно группа начинает удовлетворять их потребность в признании и самоценности, у пользователя возникает сначала привязанность, а потом и зависимость от контента группы [4]. В подобных группах присутствуют элементы игры, основанной на суггестивных практиках, ореоле загадочности, сочетании романтики и трагизма [16], поэтому они пользуются широкой популярностью среди подростков.

По данным Роскомнадзора, ежедневно в сети блокируется и удаляется около 200-300 аккаунтов в «ВКонтакте», имеющих в своем содержании суицидальный контент. Отследить подобные аккаунты очень сложно, поскольку их названия постоянно меняются («Разбуди меня в 4:20», «Белый кит», «Море китов» и т.д.), а активность приходится на вечернее и ночное время суток. Руководитель отдела модерации «ВКонтакте» Иван Корнеев сообщил, что с начала января 2017 г. в этой социальной сети было сгенерировано около 3 миллионов сообщений с хештегами и стишками, возможно, призывающими к суициду. Также он заметил, что за этим всплеском просматривается «целенаправленная атака ботов» [11].

По словам руководителя управления «К» МВД России А. Мошкова, за 2017 год была зафиксирована деятельность около 1,4 тыс. «групп смерти» в социальных сетях, общая аудитория которых составила более 12 тыс. пользователей, выявлено более 200 тыс. их публикаций, возбуждено более 230 уголовных дел по факту склонения детей к суициду в «группах смерти», задержаны десятки кураторов и администраторов этих групп. При этом, кураторами чаще всего оказываются дети из благополучных семей в возрасте 13-25 лет [9]. В связи с этим, в УК РФ были введены статьи 110.1 и 110.2, предусматривающие уголовную ответственность за склонение несовершеннолетних к суицидальному поведению, которые предусматривают санкцию вплоть до 15 лет лишения свободы.

Как отмечает Л.В. Жихарева, помимо того, что подросток участвует в смертельном квесте, он является участником множества других паб-

ликов. Подписки играющих подростков на интересные страницы сконцентрированы на депрессивных группах и группах, содержащих сцены насилия и смерти. Если подросток находится в подавленном эмоциональном состоянии, физическом истощении, у него ослабевают механизмы психологической защиты, и им становится легко манипулировать [4]. Ситуация осложняется тем, что в группах смерти применяются различные манипулятивные психологические техники: нейролингвистическое программирование, специальные риторические приемы в аргументировании, способ неспецифического внушения путем воздействия художественными образами и др. [12].

Выполнение квестовых заданий, как подчеркивает Л.В.Жихарева, вызывает у подростка радость и эмоциональную разрядку, он получает похвалу от куратора и признание собственной ценности, от чего ребенок становится зависимым от игры [4]. Игры подобного рода построены на психологических манипуляциях слабостями, страхами, неопытностью детской натуры, романтизации образа смерти, характерного для этого возраста. Поскольку подростковый возраст характеризуется стремлением к коллективному объединению и участию в различных субкультурах, в них ребенок реализует свои потребности в общении, самореализации и уважении [5].

Начало распространения так называемого суицидального, опасного контента в сети началось в ноябре 2015 года, когда первой жертвой самоубийства стала Рина Паленкова, которая перед смертью на своей страничке «ВКонтакте» оставила короткую запись «Ня.Пока» и легла под поезд (сегодня на ее страничку в сети подписаны почти 67000 человек). В 2016 г. в «Новой газете» был опубликован материал Галины Мур-салиевой «Группы смерти 18+» [10]. Содержание публикации сводилось к тому, что в социальных сетях планомерно и систематически склоняют детей и подростков к суициду. Статья получила большой резонанс и способствовала усилению работы органов внутренних дел и общественности по предупреждению подростковых самоубийств. В 2017 г. «группы смерти» активизировали свою деятельность в странах СНГ - Киргизии и Казахстане. Администраторы доработали концепцию игры и продолжили раскручивать сообщества, чтобы продавать рек-

ламу на новых территориях. По сравнению со спадом активности суицидальных групп в конце 2017 года (связанным с задержанием главных администраторов суицидальных пабликов - администратора нескольких групп Филиппа Лиса (Будейкина) и Ильи Сидорова), в 2018 г. вновь участилась динамика создания подобных групп. В настоящее время продолжают создаваться группы с новыми названиями («Новый путь») и новыми хештегами (#тихийлес и #со-ваникогданеспит). Данные сообщества и игра «Синий кит» в 2017 г. стали переходить из социальной сети «ВКонтакте» в «Инстаграм» и «Telegram». При этом, в социальной сети «ВКонтакте» фиксировалась активная атака ботов, заводились страницы с уже известными тематическими хештегами. В то же время руководство Telegram не передает данные из этих паб-ликов без решения суда, в результате чего отслеживать данные группы становится сложнее. В марте 2017 года игра попала в социальные сети западных стран, в том числе в Фейсбук [12]. Большой интерес к «группам смерти» появился в США, Латвии, Болгарии, Италии. Кроме того, большой поток сообщений с ключевыми словами на суицидальную тематику был отправлен из аккаунтов, зарегистрированных на Украине.

Осознавая актуальность данной проблемы и необходимости ее дальнейшего мониторинга и анализа, в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) в апреле 2018 г. было проведено социологическое исследование в форме анкетного и интернет-опроса. Поскольку молодые люди являются активными пользователями социальных сетей, объектом исследования стали студенты 1-3 курсов СамГТУ. Исследование было посвящено оценке и анализу степени информированности студенчества о «группах смерти» и отношении молодежи к данной проблеме. Участниками опроса стали 400 респондентов. К задачам исследования было отнесено: определение степени информированности респондентов о принципах работы данных групп, хештегах перехода, используемых «группами смерти», степени осведомленности о психологической поддержке молодых людей в тяжелой жизненной ситуации, а также необходимости принятия мер для обеспечения безопасности молодежи, активно пользующейся социальными сетями.

Опрос показал, что в целом студенты знакомы с контентом социальных сетей деструктивной направленности. Так, отвечая на вопрос о том, чем являются группы смерти, почти 80% респондентов ответили, что они представляют собой «агрессивно настроенное интернет-движение, находящееся в различных социальных сетях («ВКонтакте», «Телеграм», «Инстаграм»), главной задачей которого является склонение или доведение детей, подростков и молодых людей до самоубийства» и «сообщества в соц-сетях, которые пропагандируют эстетику смерти и подталкивают своих участников к суициду».

Как известно, участники «групп смерти» в своем общении используют характерную терминологию, в которой встречаются такие понятия, как «депра» (состояние депрессии, характерное для участников данных групп) и «самовыпил» (самоубийство, самоуничтожение). Результаты опроса показывают, что основная часть респондентов достаточно точно определяет значение данных понятий. Так, правильные ответы на вопрос о значении понятий «депра» и «самовыпил» выбрали 90% и 87,7% опрошенных соответственно.

Для оценки информированности респондентам было предложено выбрать наиболее используемые символы «групп смерти». Всего 31,5% опрошенных респондентов выбрали правильный вариант ответа «кит». Еще 27% студентов ответили, что не знают ответа на этот вопрос. Оставшиеся респонденты выбрали ответ «дельфин», который является символом «групп жизни», помогающих подросткам выходить из суицидальных групп.

На вопрос об информационных каналах, из которых респонденты узнали о существовании «групп смерти» - большинство ответили, что это Интернет (26,3%) и СМИ (21,8%). Обработка результатов исследования показала, что 70% никогда не встречали данные группы в социальных сетях. От родителей и педагогов студенты слышали о «группах смерти» лишь в 11% случаев, в то время как большую часть своего времени они находятся в стенах учебного заведения или дома.

Мы решили проверить, знают ли респонденты об организационном принципе работы опасных групп. «Группы смерти» имеет пирамидальную структуру, на пике которой нахо-

дится администратор, затем подчиняющиеся ему кураторы - люди, которые связываются с детьми и предлагают проходить задания (чаще всего такие же подростки). Третьим звеном схемы являются обычные пользователи сети - подростки. Ответы показали, что о пирамидальном принципе деятельности данных групп известно лишь трети опрошенных, в то время как подавляющее большинство (61%) выбирали вариант ответа - «не знаю». Уточняющие вопросы также вызвали определенные сложности у респондентов. Так, правильный ответ о внутренней структуре групп смерти - «администратор, кураторы, пользователи (дети)» выбрали 37% опрошенных, а 43% пришлось на ответ «не знаю». Респонденты смогли правильно ответить лишь на вопрос о том, чем занимаются кураторы в группах (более 60% опрошенных). Остальные не знают, кто эти люди и чем они занимаются.

Как показали результаты исследования, большинство опрошенных не знают, где зародилось данное явление (51,7%), 18% считают, что «группы смерти» впервые появились в России, 16% - на Украине и 14,3% - в США.

Как выяснилось в ходе исследования, большинство респондентов практически не знают основных хештегов перехода к «группам смерти». Возможно, это связано с политикой сети «Инстаграм» по блокировке данных хештегов (#синий кит, #тихий дом,#яждуинструкций #хочу играть). Если пользователь вводит один из указанных хештегов в поиске, «Инстаграм» сразу перенаправляет его на страницу, в которой предлагается помощь и поддержка.

Результаты исследования позволяют считать, что студенты в целом информированы о том, что представляют собой и чем занимаются «группы смерти». Они знакомы с историей их появления в России, основными идеями, названиями, символикой, сленгом, отчасти организационной структурой данных групп. При этом в их знаниях имеется ряд пробелов.

Как показал опрос, к студенческому возрасту респонденты имеют постоянный круг общения, осознают ценность семьи, имеют устойчивые связи с ближайшим окружением, в отличие от подростков. Большинство опрошенных в стрессовой ситуации или в случае необходимости обратятся за помощью только к самым близким людям, друзьям и родственникам, поэтому в юношеском возрасте данная проблема менее

актуальна и востребована, поскольку молодой человек определился с планами на будущее, знает, каким способом он будет добиваться поставленных жизненных задач. Однако данная проблема волнует и студентов, которые заинтересованно отнеслись к исследованию и в ходе исследования отмечали, что у них есть младшие братья и сестры, которые все свободное время проводят в социальных сетях и подвержены влиянию сверстников.

Ответы на вопрос «Считаете ли Вы, что с «группами смерти» нужно бороться?» распределились следующим образом: более 70% респондентов считают, что нужно обязательно бороться, 15,7% посчитали это бессмысленным, так как на их место обязательно придут новые, более профессиональные, 7,7% выразили мнение о том, что с «группами смерти» бороться не нужно. Большинство опрошенных советуют своим сверстникам и подросткам «думать своей головой, прежде чем увлекаться подобным контентом (53%). Около 15% опрошенных ничего не стали бы советовать.

Необходимо отметить, что существует иное мнение по изучаемой проблеме. Ряд авторов и журналистов считают, что суицидальные сообщества не являются частями единого проекта, а представляют собой разрозненные группы, созданные отдельными людьми, руководствующимися личными мотивами. Для организаторов игры (администраторов сообществ) «группы смерти» - своеобразное хобби, возможность достижения легкой популярности, максимальное привлечение внимания целевой аудитории и коммерческий интерес, поэтому они создают эти группы и продают в них рекламу. Содержание критических статей сводится к тому, что «нельзя побудить ребенка совершить суицид, воздействуя на него через интернет». Авторы отмечают, что доказанные случаи подросткового суицида от «групп смерти» - единичны, и в этом возрасте у детей имеются суицидальные наклонности в силу особенностей возраста, а не под влиянием «групп смерти». Также распространено мнение, что СМИ сознательно «подогревают» интерес к данной теме, обсуждая суициды во всех подробностях. Это вызывает обратный эффект и привлекает больше внимания подростков к запретному контенту. В свою очередь, паника вокруг темы суицидального контента способствует формированию нового

социального феномена и новой сферы бизнеса [2;19;20].

В некоторой степени можно согласиться с авторами подобных публикаций, особенно в части, касающейся роли СМИ. Однако опасность и масштабы данного явления подтверждает в том числе и тот факт, что в феврале 2017 г. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству и регионам усовершенствовать систему профилактики суицидов среди подростков [13], а в марте того же года поддержал ужесточение наказания за склонение детей к суициду через «группы смерти» в социальных сетях [14].

Основываясь на результатах проведенного исследования и анализа мнений экспертов по данной проблеме, можно выделить следующие меры по работе с молодежью и подростками:

1.Создание групп «Анти синий кит» или движение «инсайдеров»

В таких группах молодежь, родители и психологи мониторят открытие новых «групп смерти» и стараются оказать помощь тем, кто интересуется суицидальным контентом. Данное движение внедряется в суицидальные сообщества, чтобы отговорить подростков из группы риска от необдуманных поступков.

2.Создание «групп жизни»

В них родители создают странички от имени детей и сами ищут «группы смерти», размещая на своих страничках хештеги #хочу в игру. Во многих регионах среди родителей и учеников сегодня активно распространяются буклеты с информацией о нежелательных сайтах и их самостоятельном блокировании, в местных СМИ размещается информация о контроле родителей за досугом детей. Описывая региональный опыт в сфере профилактики суицидов среди подростков, М.Ю. Пучнина отмечает, что в городе Тюмень администрация города совместно с волонтерами реализует проект «Киберпат-руль», который занимается поиском запрещенного контента в сети Интернет и передачей информации о нем в правоохранительные органы и Роскомнадзор. На территории Республики Башкортостан реализуется проект «МедиаГвар-дия», целью которого является объединение усилий интернет-пользователей для мониторинга социальных сетей на предмет распространения среди подростков информации, побуждающей к совершению самоубийств [15]. Родители погибших детей вместе с волонтерами объе-

диняются в общественные организации, устанавливают личности детей, проявляющих интерес к суицидальному контенту в соцсетях, связываются с их родителями и местными правоохранительными органами [12].

3. Ужесточение уголовной ответственности

С 7 июня 2017 года в России действует уголовная ответственность за создание «групп смерти» в Интернете, предусматривающая до 6 лет лишения свободы. В июле того же года срок уголовной ответственности за склонение детей к самоубийству увеличен до 15 лет.

4. Внимание со стороны родителей и педагогов

Родителям следует больше уделять внимания детям и стараться замечать любые изменения в их жизни, поведении, отношении с друзьями, обращать внимание на снижение интереса к успеваемости в школе и прежним увлечениям.

Родителям необходимо понимать возрастные психологические сложности подросткового возраста, особенно в период с 11 до 15 лет. В этот период у ребенка меняются авторитеты, друзья становятся важнее, чем родители. Ребенок становится более чувствительным, тревожным и даже агрессивным, поэтому в этот период важно быть рядом, обеспечивая ребенку поддержку и доверие. В подростковом возрасте нередко встречается демонстративный суицид, цель которого - привлечь внимание, показать насколько тяжело эмоционально ребенок себя чувствует. В этом возрасте дети начинают влюбляться и всецело отдаются новому чувству. А если они не видят взаимности или сталкиваются с предательством (разрыв отношений), то начинают считать, что жизнь их бессмысленна [17].

Страничка ребенка в социальных сетях способна рассказать о нем многое. Следует обращать внимание на «псевдоним, аватарку, открытость или закрытость аккаунта, группы, в которых состоит подросток, а также на то, чем наполнена страница: видеозаписи, фотографии, цитаты, музыка и друзья» [1].

5. Нельзя запрещать подросткам делиться своими мыслями о смерти

Если подросток делится суицидальными мыслями или пускает их в ход в качестве угрозы во время конфликтов, нельзя это игнорировать и обесценивать слова ребенка, считая все сказанное им пустыми страхами. Создание запрет-

ных тем порождает интерес, поэтому ребенку следует позволить выговориться.

6. Развенчание «романтики» вокруг темы смерти

Важным моментом является развенчание романтики, которой окутана тема суицида в подростковой среде. Важно честно говорить с подростком о смерти и ее неотвратимости.

7. Распространение информации о каналах помощи

Необходимо как можно чаще распространять информацию о психологической помощи среди подростков, как в школе, так и дома, а также через СМИ, в виде плакатов, рекламы и т.д.

8. Ребенок должен развиваться и заниматься любимым делом

Целесообразно занять ребенка любимым делом, сделать доступными секции, клубы, кружки. Когда ребенок занимается спортом или творчеством, он переключается на полезную деятельность, развивает свои волевые и творческие качества. Важно, чтобы этот вид деятельности был интересен подростку, поскольку удовольствие, которое он получает от любимого дела, формирует чувство уверенности в себе и эмоциональный подъем.

Литература

1. Астрожникова Н. Спасите своего ребенка, пока не поздно: все о подростковом суициде и «группах смерти» [Электронный ресурс]. URL: https://letidor.ru/psihologiya/spasite-svoego-rebenka-poka-ne-pozdno-vse-o-podrostkovom-suicide-i-gruppah-smerti.htm (дата обращения: 17.09.2018).

2. Галицына А.М. «Группы смерти» как средство манипулирования сознанием // Развитие общественных наук российскими студентами. -2017. №4.

3. Ефимов Е.Г., Кузнецов А.А. Виды кризисного потенциала социальных сетей как региональных социально-экономических систем // Инновационный потенциал современного региона: проблемы региональной безопасности и внутрирегиональной интеграции на постсоветском пространстве: Всерос. науч. - практ. конф. - Волгоград, 2011.

4. Жихарева Л.В. Виртуальные группы смерти: методология исследования // Научные ведомости Белгородского государственного уни-

верситета. Серия «Гуманитарные науки». - 2018. -№ 1. -Т.37.

5. Клейберг Ю.А. Деструктивная интернет-игра «Синий кит» как девиантологический феномен: постановка проблемы // Электронный научный журнал «Пензенский психологический вестник». - 2017. - №1 (8).

6. Колесниченко М.Б., Колупаева В.В. Социальные аспекты интернет-зависимости молодежи // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2017. - № 1.

7. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий // Социологические исследования.

- 2010. - № 6. - С. 70-79.

8. Краснокутский Д.Н. Молодежь и социальные сети интернета: теоретико-прикладной анализ // Общество и право. - 2017. - №1(59).

9. «МВД выявило в соцсетях около 1,4 тыс. «групп смерти» в 2017 году» [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/proisshestviya/4612248 (дата обращения: 17.09.2018).

10. Мурсалиева Г. «Группы смерти» (18+) / Г. Мурсалиева [Электронный ресурс] // Новая газета. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/ 2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18 (дата обращения: 17.09.2018).

11. Мурсалиева Г. Видите призыв к суициду

- срочно жмите на кнопку «пожаловаться» / Г. Мурсалиева // Новая газета. - 2017. - 5 марта

12. Мурсалиева Г., Соколов С. Группы смерти» - год спустя [Электронный ресурс] // «Новая газета» URL: https://www.novayagazeta.ru/ articles/2017/06/30/72962-gruppy-smerti-god-spustya (дата обращения: 17.09.2018).

13. Путин поддержал ужесточение наказания за склонение детей к суициду [Электронный ресурс] / News.ru. URL: http:// www.newsru.com/russia/09mar2017/putinza.html (дата обращения: 17.09.2018).

14. Путин поручил усовершенствовать профилактику суицидов среди подростков [Электронный ресурс] / «Интерфакс». URL: http:// www.interfax.ru/russia/550692 (дата обращения: 17.09.2018).

15. Пучнина М.Ю. Анализ регионального опыта в сфере профилактики подросткового суицида // Вестник Воронежского института МВД России. Серия «Юридические науки». -2017. - №4. - С.86-91.

16. Сапоровская М. В., Максименко А.А., Тимонин А.Ю., Опарин Г. В. Психометрический анализ группы смерти «синий кит» социальной сети «ВКонтакте» как деструктивного он-лайн квест-ресурса //«Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». - 2017. - №11. -Т.2

17. Селиванова Е.А. Профилактика суицида у подростков: как уберечь ребенка от игр со смертью / /Метеор-сити. - 2017. - №3.

18. Смертность российских подростков от самоубийств [Электронный ресурс] URL: https:/

/unicef-russia.livejournal.com/7783.html (дата обращения: 17.09.2018).

19. Суходолов А.П., Бычкова А.М. К вопросу о роли средств массовой информации в противодействии пропаганде суицида в социальных сетях// Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. - 2017. - №1.

20. Что не так с темой «групп смерти»? [Электронный ресурс] URL: https:// academia.fzrw.info/ru/archives/1440 (дата обращения: 17.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.