УДК: 82 - 92; 070
ББК: 80; 76.02
Друкер М.М.
СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Druker M.M.
CREATING POSITIVE SOCIAL MEDIA CONTENT AS A TOOL FOR FORMING VALUE ORIENTATIONS OF MODERN TEENAGERS
Ключевые слова: социальные медиа, ценностные ориентиры, деструктивный контент, медиаобразование, медиабезопасность, информационное пространство, киберсреда, медиаграмотность, цифровая среда, медиаэкология.
Keywords: social media, value orientations, destructive content, media education, media security, information space, cyber environment, media literacy, digital environment, media ecology.
Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема использования современными школьниками социальных медиа, формирующими особую культуру потребления информации, в которой «цифровое поколение» становится не только потребителями медиа, но и создателями контента. Цифровое пространство становится «средой обитания», в которой появляются специфические формы взаимодействия, новые лидеры мнений, агенты влияния. Включение ребенка в сетевое пространство значительно изменяет его базовые модели восприятия информации, мышления и поведения. У детей и подростков зачастую размывается грань между жизнью, отношениями и общением в «онлайн» и «офлайн», изменяются аналитико-синтетические функции мышления и нарушается критичность оценки виртуального взаимодействия. Однако учитывая тот факт, что киберсреда представляет не только возможности для получения полезной информации, но и пространство, содержащее деструктивный контент, представляющий угрозу психологическому здоровью школьников, для профилактики рисков и угроз сети Интернет необходимо осуществлять как ряд технических мероприятий, так и обучать пользователей основам медиаграмотно-сти и медиабезопасности.
На основании проведенного опроса и контент-анализа в статье сделаны выводы о необходимости активной работы, направленной на нейтрализацию деструктивного контента, описан опыт успешных практик, связанных с созданием научно-популярных, социально-ориентированных мультимедийных проектов, формирующих ценностные ориентиры современного подростка.
Результаты исследования могут быть использованы в работе, связанной с формированием культуры медиапотребления подрастающего поколения, в качестве ориентиров не только в процессе профилактической работы, связанной с медиаэкологией информационного пространства, но и для продуктивной деятельности с социальными медиа, мультимедийными технологиями и сетью Интернет.
Abstract: the article deals with the actual problem of using social media by modern schoolchildren, who form a special culture of information consumption, in which the "digital generation" becomes not only media consumers, but also content creators. The digital space becomes a "habitat" in which specific forms of interaction, new opinion leaders, and agents of influence appear.
When including children into the network space, we significantly change their basic models of information perception, thinking and behavior. In children and adolescents, the line between life, relationships, and communication in "online" and "offline" is often blurred, analytical and synthetic thinking functions are changed, and the critical evaluation of virtual interaction is violated. However, considering the fact that cybercrime is not only possible to obtain useful information but the
space containing destructive content that threatens the psychological health of schoolchildren, it is necessary to implement a number of technical measures, as well as to train users in the basics of media literacy and media security.
Based on the survey and content analysis, the article concludes that active work is needed to neutralize destructive content. It describes the experience of successful practices related to the creation of popular science, socially-oriented multimedia projects that form the value orientations of modern teenagers.
The results of the research can be used in the work related to the formation of media consumption culture by the younger generation, as guidelines not only in the process of preventive work related to the media ecology of the information space, but also for productive activities with social media, multimedia technologies and the Internet.
В результате воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на среду меняется не только структура медиапотребления, где ведущую роль занимают новые медиа, осуществляющую деятельность в сети Интернет, но и ценностные ориентиры, представленные в контенте средств массовой коммуникации.
Социально-психологические аспекты медиапотребления подразумевают изучение этого явления в междисциплинарном контексте: с точки зрения социологии, психологии, журналистики. В зависимости от характеристики аудитории, целей использования средств массовой коммуникации и других аспектов определяется специфика и трансляции, и потребления медийного продукта в условиях современной цифровой среды. Так, например, А. Н. Гуреева, утверждает, что «медиа становятся не только посредниками в трансляции информации, они формируют направления развития всех сфер общественной жизни.. ,»\
Среди отечественных исследований, посвященных ценностным ориентирам виртуального пространства можно выделить работы О.Н Савиновой, М.К. Карповой, В.И. Евдокимова, А.М. Шестериной; в работах Е.Л. Вартановой, М.Е. Аникиной, Ю.О. Годик и других представлены результаты медиапотребления современных подростков; исследованию киберпространства посвящены работы исследователей Лаборатории Касперского, А.А. Амзина, Г.У. Сол-датовой и других ученых; результаты анализа виртуальной среды представлены в ра-
1 Гуреева, А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестник московского университета. Серия 10. Журналистика. 2016. № 6. С. 205
ботах зарубежных ученых Wennberg T, Palfrey J., Boyd D., Sacco D. и ряда других исследователей.
В своей работе О.Н. Савинова отмечает, что «развитие ценностных ориентиров -признак зрелости личности, показатель меры ее ответственности; противоречивость же ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении»2. Однако специфика потребления контента подрастающим поколением не всегда позволяет определить для себя верные ценности и ориентиры. Так, М.К. Карпова, В.И. Евдокимов в своей работе также указывают на тот факт, что «выбирая позицию большинства, молодежь, сама того не понимая, либо изначальное формирует в себе неправильные социокультурные ценности, либо трансформирует старые»3.
Меняется не только культура медиа-потребления, но и его скорость. Как отмечает А. Амзин, «зачастую на акт потребления у пользователя остается менее 30 секунд. Это формирует особую культуру подачи материала» .
2 Савинова, О. Н. Ценностные ориентации в зеркале современных СМИ: к проблеме освещения семейных ценностей // Медиаскоп. - 2012. - № 4 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1172 (дата обращения: 18.02.2020).
3 Карпова, М.К., Евдокимов, В.И. Роль СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2019. Т. 7, № 2 (26) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru (дата обращения: 28. 01. 2020).
4 Амзин, А.А. Особенности медиапотребления [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/ osobennosti-mediapotrebleniya/ (дата обращения 20.03.2020).
Исследователь С.И. Симакова указывает на тот факт, что «кардинальной трансформации подвергаются и сами СМИ: визуальные компоненты (иллюстрации, фотографии, инфографика, элементы дизайна) начинают играть ведущую роль и дополнять, а также трансформировать вербальный контент»1. Это значит, что технологии должны быть инструментом, которые позволяют усилить транслируемые смыслы и ценности, но не заменить их.
В течение 2019 года в Калининградской области проводилось анкетирование школьников, ориентированное на определение специфики медиапотребления, в котором приняли участие 380 школьников области. В результате удалось установить, что почти все свободное время школьники проводят в сети Интернет, в частности в социальных сетях, используя информационные ресурсы цифровой среды в первую очередь как развлечение, зачастую не контролируя свои действия. В отсутствии доступа к сети учащиеся испытывают неуверенность, страх пропустить что-то важное. Кроме этого, почти все школьники полагались преимущественно на свое собственное мнение при выборе контента, рискуя оказаться в группах, негативно влияющих на психологическое здоровье. Суммируя ответы респондентов, было выделено три типа рисков, с которыми школьники сталкивались в сети Интернет: интернет-зависимость (84%), коммуникационные риски (75%), контентные (72%) и риски, связанные с проблемами со здоровьем (32%). Большинство опрошенных (84 %) указали, что часто сталкиваются с контентом, содержащим ненормативную лексику, почти все участники исследования столкнулись с информацией, фото или видео, содержащими сцены жестокости, насилия (92 %). Таким образом, можно сделать вывод о том, что школьники абсолютно не защищены от деструктивного контента, не способны противостоять деструктивному контенту, а это значит, что очевидна потребность в формировании культуры медиапотреблении и медиаграмотности. Как отмечает исследова-
1 Симакова, С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 163.
тель Ю.О. Годик «нужно давать детям знания и умения решать проблемы, снабжать их навыками, инструментами, а не проводить запретительную политику в отношении каких-то конкретных сайтов»2. Кроме этого, учитывая тот факт, что на первом месте в качестве источников информации у подростков оказывается интернет, и в частности социальные медиа, необходимо обучать не только грамотному использованию сети, но и производить контент, ориентированный на воспитание личности, а не на ее разрушение, и позволяющий противодействовать деструктивным идеям и смыслам, бесконтрольно транслируемым в пространстве социальных медиа.
Одними из ведущих рисков сетевого пространства в целом и в социальных медиа в частности являются контентные риски. К ним относят материалы, содержащие насилие, агрессию, порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и так далее3. Как отмечают исследователи, на сегодняшний день в деструктивные течения Рунета вовлечены порядка 5 миллионов аккаунтов российских подростков (35% от общего числа подростков в России), и это
4
число продолжает расти .
Несмотря на программные фильтры и премодерацию контента, публикуемого пользователями, социальные сети слабо защищены от деструктивной медиапродукции: несоблюдение норм этики, нарушение ряда законов, пропаганда антиценностей влекут за собой необратимые последствия для подрастающего поколения.
Контентные риски могут являться причиной следующих проблем: случайное столкновение детей с агрессивным контентом, вле-
2 Годик, Ю.О. «Цифровое поколение» и новые медиа // Медиаскоп. - 2011 - № 2 [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.mediascope.ru/ node/838. (дата обращения: 15. 02. 2020).
3 Солдатова, Г.У., Чигарькова С.В., Дренёва А.А., Илюхина С.Н. Мы в ответе за цифровой мир. Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете. М., 2019. С. 11
4 Методическое пособие по выявлению признаков риска поведения в социальных медиа. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/03/tsifrovaya-gigiena.pdf. (дата обращения 09.02.2020)
кущее за собой негативные последствия для психики, целенаправленный поиск запрещенного контента, негативно влияющего на формирование мировоззрения, непроизвольный или произвольный контакт с неэтичным или запрещенным контентом, и, как следствие, агрессивное поведение вне виртуального пространства и искажение ценностных ориентиров. Вследствие этого происходит массированная пропаганда саморазрушительных форм поведения, что подтверждается сотнями групп суицидальной направленности с десятками тысяч участников.
Результаты контент-анализа на наличие рисков и угроз в содержании материалов сети «ВКонтакте» позволили установить проникающее диффузное распространение контента, угрожающего и содержащего факторы риска для психологического здоровья школьников, практически во всех областях виртуальной коммуникации. Обнаружены тысячи групп, разрушающих традиционные семейные ценности, пабликов, формирующих негативное отношение к своей стране, пропагандирующих аморальное поведение, и сотни групп саморазрушительного поведения, где происходит агрессивная и массированная пропаганда разрушительных форм поведения. Так, деструктивный контент суицидальной направленности обнаружен в следующих формах: новости, специфические фамилии и имена, аудиозаписи популярных исполнителей, видеозаписи, фотографии, коллажи, литературные цитаты с «романтикой суицида», конкретные ссылки на группы риска. В сети «Вконтакте» функционирует свыше 2000 сообществ открытого и закрытого типа суицидальной направленности, посвященных темам «суицид» и «самоубийство». Из них 142 группы - объединения, направленные на оказание психологической помощи подросткам, оказавшимся в зоне риска, остальные -тематические сообщества суицидального характера, часть из которых - это группы, которые являются закрытыми: администратор сам решает, кого добавлять в его сообщество. Среди таких групп функционируют сообщества со статусом «обучающие курсы», как, например, группа «Суицид как смысл бытия», со статусом «экстремальный вид спорта», как, например, группа «Суицид - выход» и другие. Свыше 10000 сообществ так или иначе
эксплуатируют порнографический контент, тысячи сообществ пропагандируют культуру АУЕ (арестантский уклад един). На смену заблокированным группам появляются новые, а это значит, что пользователь является потенциальной жертвой манипулятора.
Контент, который является незаконным и, по сути, должен быть блокированным в первую очередь, не только разрешен для демонстрации в сети, но и широко представлен в различных формах любому зарегистрированному пользователю «Вконтакте».
Оказаться в деструктивных сообществах можно как самостоятельно, так и оказываясь ведомыми на психологические уловки других пользователей. Вовлекая с помощью материального вознаграждения, обещаниям понять и помочь, пользователи и администраторы опасных групп делают новых участников групп зависимыми от них. Как отмечает М. Е. Аникина, подростковая аудитория достаточно часто оказывается неподготовленной к восприятию информационного потока и выбору источников информации1. А это значит, что в социальных медиа дети в период подросткового кризиса, сопровождающегося реакциями эмансипации, группировки, неустойчивой самооценки и эмоциональной нестабильности, являются особенно уязвимыми.
Научиться рационально пользоваться возможностями киберпространста - одна из задач современного общества. Оказываясь перед неизвестностью глобальной сети, современные дети становятся бессильными и беспомощными перед киберпространством, диктующим для них свои правила. Полностью погружаясь в виртуальное пространство, человек становится уязвимым и управляемым, а учитывая тот факт, что школьники в большинстве своем ориентируются при выборе контента исключительно на свое мнение, они однозначно попадают в зону риска.
Современная школа с первого класса ориентирует детей на участие в цифровой среде - работу с электронными материалами, презентациями, мультимедийными технологиями, а увлекаясь технологиями, школьники часто упускают именно содержательный контент.
1 Аникина, М.Е. Медиапотребление российских школьников: центр и регионы // Медиа альманах. -2017. - № 4. С. 60.
Осваивая технологии, учащийся становится их заложником, хорошо работая с формой, инструментами, но не с содержанием. Однако технологии должны являться исключительно инструментом, позволяющим транслировать смыслы. Учитывая тот факт, что современный пользователь социальных медиа является не только потребителем контента, но и его создателем, необходимо давать правильные ориентиры и воспитывать будущего создателя контента согласно нормам и ценностям, принятым в обществе. Создание положительного контента, одними из авторов которого становятся представители молодежи, является сегодня действенным методом нейтрализации деструктивного контента. Создавая альтернативную положительную среду, участники производства мультимедийного продукта могут не только освоить технологии, но и научиться работать со смыслами, используя современные технологии именно для идей.
Конкурирующими с негативным контентом социальных медиа положительными мультимедийными продуктами могут являться социальная реклама, мультимедийные образовательные и научные проекты для детей, которые можно создавать не только на базе существующих центров для развития детей, но и дополнительно организовать специализированные центры, полностью ориентированные на работу школьников в цифровой среде, объ-единящие психологов, специалистов по меди-аграмотности, специалистов в сфере мультимедийных технологий. Имея возможность получить квалифицированную консультацию, стать именно создателем положительного контента, а не только его потребителем, школьники будут ориентироваться на верное понимание возможностей сети Интернет, социальных сетей и мультимедийных технологий.
В качестве удачного опыта создания такого контента является работа Учебно-производственного мультимедийного центра Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта - одного из лидеров среди федеральных вузов по производству качественных мультимедийных проектов в научной и образовательной среде. Сотрудники центра под руководством ведущего специалиста в сфере мультимедийных технологий Дмитрия Бовина, создавая профессиональный контент, обучают студентов и школьников ра-
боте с информацией, ориентированной на развитие, воспитание и обучение.
Созданный канал на видеоплатформе YouTube https://www.youtube.com/channel/ UCzQ-2D3kXFM_uT5NO7iaIwQ), группа в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/ mediabfu) позволяют охватить широкую аудиторию, объединяющую не только школьников и студентов, но и старшую аудиторию. Используя современные технологии, создатели научно-популярных, образовательных и социально-ориентированных проектов формируют необходимую культуру медиапотребления, определяют вектор, направленный на трансляцию ценностей, детально описанных в работе В. И. Ситарова. Так, это ценности социоцен-трического пласта: общественный долг, дружба, забота, взаимопомощь и другие; приро-доцентрического пласта, аккумулирующего ценности природы, жизни, окружающей среды, земли, космоса; культуроцентрического и гносеоцентрического пласта, особенно важного сегодня, когда отмечаются процессы дера-ционализации сознания, примитивизации мышления1. В этой связи ведущая роль отводится ценности знания, науки именно для той аудитории, которая сталкивается с деструктивным контентом. Вышеперечисленные ценности являются основой проектов «Наука за минуту», «Живая литература», «Живая фразеология», «Добрый город», просмотры которых достигают сотни тысяч.
Мультимедийный проект «Наука за минуту» представляет собой цикл коротких научно-популярных видеороликов, насчитывающий 20 сюжетов, целью которых является донесение до аудитории экспертами, в роли которых выступили ведущие ученые, в доступной форме таких явлений как, например, гравитация, черные дыры, свет, кротовины, темная энергия и многое другое. Основные требования, предъявляемые к видеороликам: точность, лаконичность, доступность. При создании этой работы необходимо было объяснить узкоспециальные и малоизвестные термины, заменить сокращенные слова полными, и в меру использовать цифровой материал. Используя инфографику, спецэффекты, авторы проекта смогли передать объем и точность
1 Ситаров, В.А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи // Культура и общество. - 2018. - № 1. С. 47 - 55
информации, транслируемой ведущими. Созданный проект в первую очередь призван сформировать интерес у аудитории к представленным явлениям и доказать, что наука -это доступно, возможно и интересно. Являясь стимулом для познания мира, ролики получили известность не только в школьной и студенческой аудитории. Количество просмотров варьируется от нескольких до сотен тысяч. Так, ролик «Матрица» насчитывает 164 000 просмотров, учитывая специфику контента и минимум продвижения, это говорит о возможности занять достойное место в медиапро-странстве.
Проект «Живая литература» - это серия из 18 видеороликов, посвященных отечественной и зарубежной литературе, целью которых является открытие новых смыслов, которые не всегда заметны при первом прочтении книги. Главный герой проекта - известный филолог, литературовед, культуролог Владимир Гиль-манов - открывает читателю новые смыслы известных произведений литературы: М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Ф. Достоевского «Преступление и наказание», Н. Гоголя «Вий» и многие другие. Созданный проект не только активно используется в образовательном процессе школ России, но и в других странах. Формируя ценности культуроцентри-ческого пласта, такой проект важен для воспитания культуры медиапотребления как ориентира качественного контента.
Проект «Живая фразеология» - это серия анимационных роликов, объединяющая 15 образовательных мультфильмов продолжительностью до 1 минуты, в каждом из которых объясняется смысл фразеологизма. Целью проекта является создание образовательно-справочного онлайн-ресурса для изучения русских фразеологизмов. Ролики, предназначенные для преподавания русского языка как иностранного, стали инструментом популяризации русского языка и культуры в международной среде, а также охватили аудиторию, представленную студентами и школьниками, изучающими русский язык как иностранный и детей младшего школьного возраста, носителей русского языка.
В течение 2018 и 2019 годов был создан ряд проектов, в процессе создания которых участвовали сами учащиеся с целью формиро-ваниия положительного контента социальных
сетей. Так, ориентированный на ценности со-циоцентрического пласта проект «Добрый город», героями которого становятся люди, меняющие мир в лучшую сторону, совершающие добрые поступки, создавали под руководством специалистов студенты, школьники, обучаясь не только владению мультимедийными технологиями, но и умению видеть ситуации повседневной жизни, в которых люди выступают настоящими героями. Это люди, на которых можно и нужно ориентироваться: школьники, которые помогают пожилым людям по хозяйству, это учащиеся, которые проводят свое время с детьми, находящимися в онкогематологическом отделении детской областной больницы, это неравнодушные люди, которые помогают людям с ограниченными возможностями, это школьники, которые по собственному желанию убирают пляж, двор, лес, это учащиеся, которые помогают в приютах для бездомных животных - таких героев много. И это те же школьники, которых должно быть много именно в таком, положительном контексте как в среде вне интернета, так и в виртуальном мире. К сожалению, проект, объединяющий 30 роликов, ограничивается сотнями просмотров, что говорит о необходимости продвижения положительного контента, иначе ценность такой работы имеет локальный характер, и сами ролики, несмотря на качественное производство, интересный сюжет не смогут стать достойным конкурентом деструктивному контенту, на создание которого тратятся большие ресурсы. Как отмечает исследователь А.М. Шестерина, «в сети видео, как правило, воспринимается пользователем потоково. Пользователь зачастую не запоминает, где посмотрел то или иное видеопроиз-ведение»1. Это говорит о необходимости идти за своей аудиторией, осуществлять мероприятия, связанные с продвижением положительного контента для его популяризации.
Кроме этого, акивно развивается и создание регионального детского контента, авторами которого являются студенты. Так, учащимися БФУ им. И. Канта был осуществлен запуск проекта «Охотники за тайнами», в рамках которого школьники области могут
1 Шестерина, А.М. Особенности сетевого видеоконтента: контекстный подход // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». 2017. № 4. С. 137-140.
получить необходимую информацию, пода-ную в игровом формате о физических и химических явлениях: профессор Научкин и два школьника в течение трехминутного ролика ставят вопрос, демонстрируют опыты и объясняют научное явление. Серия посвящена природе звука, центробежной силе, электричеству и оптическим иллюзиям. Вовлеченные в процесс создания школьники стремятся по-максимуму использовать возможности сети Интернет и социальных сетей для разработки
позитивного контента, но для продвижения подобных проектов необходимы дополнительные ресурсы.
Активно работая в направлении создания положительного контента, формируя культуру потребления информации подростковой аудиторией, можно предположить, что верные ориентиры и признанные обществом ценности станут ведущими в формировании мировоззрения подрастающего поколения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Амзин, А.А. Особенности медиапотребления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/osobennosti-mediapotrebleniya/ (дата обращения 20.03.2020).
2. Аникина, М.Е. Медиапотребление российских школьников: центр и регионы // Медиа альманах. - 2017. - № 4. - С. 50 - 62.
3. Вартанова, Е.Л. СМИ и журналистика в пространстве постиндустриального общества // Медиаскоп. - 2009. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/issues/215?page=1 (дата обращения: 15.03.2020).
4. Годик, Ю.О. «Цифровое поколение» и новые медиа // Медиаскоп. - 2011 - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/838. (дата обращения: 15. 02. 2020).
5. Гуреева, А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2016. - № 6. - С. 192 - 208.
6. Карпова, М.К., Евдокимов, В.И. Роль СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2019. - Т. 7, № 2 (26) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru (дата обращения: 28. 01. 2020).
7. Лаборатория Касперского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2019_ksk-survey. (дата обращения 09.02.2020).
8. Методическое пособие по выявлению признаков риска поведения в социальных медиа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/03/ tsifrovaya-gigiena.pdf. (дата обращения 09.02.2020).
9. Савинова, О.Н. Ценностные ориентации в зеркале современных СМИ: к проблеме освещения семейных ценностей // Медиаскоп. - 2012. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1172 (дата обращения: 18.02.2020).
10. Симакова, С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. - С. 163-169.
11. Ситаров, В.А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. - 2018. - № 1. С. 47 - 55.
12. Солдатова, Г.У., Чигарькова, С.В., Дренёва, А.А., Илюхина, С.Н. Мы в ответе за цифровой мир. Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете. - М., 2019.
13. Шестерина, А.М. Особенности сетевого видеоконтента: контекстный подход // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». - 2017. - № 4. - С. 137-140.
14. Palfrey, J., Boyd, D., Sacco, D. Enhancing child safety and online technologies. Final report of the Internet safety. Durham, North Carolina: Carolina Academte Press, 2010.
15. Wennberg, T. Virtual life: self and identity redefined in the new media age // Digital Creativity. - 2000. - Vol. 11. - № 2. - P. 65-74.