Научная статья на тему 'Особенности применения информационных технологий в обучении мультимедийной журналистике (на примере создания лонгридов)'

Особенности применения информационных технологий в обучении мультимедийной журналистике (на примере создания лонгридов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / ЛОНГРИД / СПЕЦПРОЕКТ / ЖУРНАЛИСТИКА / СМИ / ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / ИНТЕРАКТИВ / ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА / INFORMATION TECHNOLOGY / MULTIMEDIA / LONG READ / DOCUMENTARY / JOURNALISM / MEDIA / TEACHING / INDEPENDENT STUDENT WORK / INTERACTIVE / PROJECT TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Всеволодова А.В., Павлова А.Н.

Актуальность проведенного исследования определяется растущими требованиями к выпускникам отделений журналистики российских вузов в части умения работать с графическими редакторами при создании редакционных материалов. Целью статьи стало определение особенностей применения технологии лонгрида в обучении мультимедийной журналистике. Для ее достижения были решены задачи по оценке востребованности и перспектив формата лонгрида на рынке российских и мировых СМИ. Также была охарактеризована методика обучения студентов-бакалавров созданию мультимедийных спецпроектов и лонгридов. В первой части статьи были рассмотрены примеры использования лонгридов в практике российских СМИ за последние годы. В результате было определено, что лонгриды широко используются, наблюдается заметное влияние социальных сетей и игр, из которых черпаются заимствования как по внешнему виду, так и по формам взаимодействия с читателем. Во второй части статьи рассказано о результатах проведения образовательного курса, состоящего из трех практических модулей по созданию лонгридов. В первом модуле была смоделирована ситуация, когда требуется подготовить контент для дальнейшей передачи графическому отделу для визуализации материала. Во втором практическом модуле задачей студентов было подготовить лонгрид о какой-либо интересной для них персоне на платформе Tilda. В третьем итоговом модуле студентам было необходимо подобрать какую-либо актуальную общественную проблему, требующую осмысления в журналистской работе и имеющую потенциал для визуализации, и подготовить лонгрид по ней. В выводах статьи приводится мнение, что важнейшими аспектами в работе со студентами над изучением лонгридов является преобладание практических занятий и внимательная совместная работа студентов и преподавателя на этапе выбора проблемы материала и проработки содержательной части перед выполнением графического оформления.The relevance of the research is determined by the growing requirements for graduates of journalism departments of Russian universities in terms of the ability to work with graphic editors when creating editorial materials. The purpose of this article is to determine the peculiarities of longread technology in teaching multimedia journalism. To achieve this goal, the tasks of assessing the demand and prospects of the long-form format in the Russian and world media markets were solved. Also was described the method of teaching of students creation of multimedia projects and longreads. In the first part of the article, examples of the use of longreads in the practice of Russian media in recent years were considered. As a result, it was determined that longreades are widely used, there is a noticeable influence of social networks and games, from which borrowings are drawn both in appearance and in forms of interaction with the reader. In the second part of the article talked about the results of the educational course, consisting of three practical modules to create longreade. In the first module, we modeled the situation when you need to prepare content for further transmission to the graphics Department for visualization of the material. In the second practical module, the students' task was to prepare a longread about a person of interest to them on the Tilda platform. In the third final module students were required to select a social problem that requires understanding in journalistic work and has the potential for visualization and prepare a long-term story on it. The article concludes with the opinion that the most important aspects in working with students on the study of longreads are the predominance of practical classes and careful collaboration between students and teachers at the stage of selecting the problem of material and working through the content before performing graphic design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения информационных технологий в обучении мультимедийной журналистике (на примере создания лонгридов)»

УДК: 82; 070; 004.9

ББК: 80; 76.0; 32.81

Всеволодова А.В., Павлова А.Н.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ЛОНГРИДОВ)

Vsevolodova A. V., Pavlova A.N. FEATURES OF INFORMATION TECHNOLOGY IN TEACHING MULTIMEDIA JOURNALISM (USING THE EXAMPLE OF CREATING LONGREADS)

Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа, лонгрид, спецпроект, журналистика, СМИ, обучение, самостоятельная работа студента, интерактив, проектная методика.

Keywords: information technology, multimedia, long read, documentary, journalism, media, teaching, independent student work, interactive, project technique.

Аннотация: актуальность проведенного исследования определяется растущими требованиями к выпускникам отделений журналистики российских вузов в части умения работать с графическими редакторами при создании редакционных материалов.

Целью статьи стало определение особенностей применения технологии лонгрида в обучении мультимедийной журналистике. Для ее достижения были решены задачи по оценке востребованности и перспектив формата лонгрида на рынке российских и мировых СМИ. Также была охарактеризована методика обучения студентов-бакалавров созданию мультимедийных спецпроектов и лонгридов.

В первой части статьи были рассмотрены примеры использования лонгридов в практике российских СМИ за последние годы. В результате было определено, что лонгриды широко используются, наблюдается заметное влияние социальных сетей и игр, из которых черпаются заимствования как по внешнему виду, так и по формам взаимодействия с читателем.

Во второй части статьи рассказано о результатах проведения образовательного курса, состоящего из трех практических модулей по созданию лонгридов. В первом модуле была смоделирована ситуация, когда требуется подготовить контент для дальнейшей передачи графическому отделу для визуализации материала. Во втором практическом модуле задачей студентов было подготовить лонгрид о какой-либо интересной для них персоне на платформе Tilda. В третьем итоговом модуле студентам было необходимо подобрать какую-либо актуальную общественную проблему, требующую осмысления в журналистской работе и имеющую потенциал для визуализации, и подготовить лонгрид по ней.

В выводах статьи приводится мнение, что важнейшими аспектами в работе со студентами над изучением лонгридов является преобладание практических занятий и внимательная совместная работа студентов и преподавателя на этапе выбора проблемы материала и проработки содержательной части перед выполнением графического оформления.

Abstract: the relevance of the research is determined by the growing requirements for graduates of journalism departments of Russian universities in terms of the ability to work with graphic editors when creating editorial materials.

The purpose of this article is to determine the peculiarities of longread technology in teaching multimedia journalism. To achieve this goal, the tasks of assessing the demand and prospects of the long-form format in the Russian and world media markets were solved. Also was described the method of teaching of students creation of multimedia projects and longreads.

In the first part of the article, examples of the use of longreads in the practice of Russian media in recent years were considered. As a result, it was determined that longreades are widely used,

there is a noticeable influence of social networks and games, from which borrowings are drawn both in appearance and in forms of interaction with the reader.

In the second part of the article talked about the results of the educational course, consisting of three practical modules to create longreade. In the first module, we modeled the situation when you need to prepare content for further transmission to the graphics Department for visualization of the material. In the second practical module, the students' task was to prepare a longread about a person of interest to them on the Tilda platform. In the third final module students were required to select a social problem that requires understanding in journalistic work and has the potential for visualization and prepare a long-term story on it.

The article concludes with the opinion that the most important aspects in working with students on the study of longreads are the predominance of practical classes and careful collaboration between students and teachers at the stage of selecting the problem of material and working through the content before performing graphic design.

В этой статье мы рассмотрим, насколько эффективно современные информационные технологии могут быть применимы в обучении студентов факультетов журналистики. Будут изложены результаты проведения практического курса по созданию мультимедийных спецпроектов и лон-гридов для студентов-бакалавров1 по направлению «Журналистика и связи с общественностью». Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что запросы работодателей к сегодняшним выпускникам отделений журналистики и ме-диакоммуникаций заметно повышаются в области навыков работы по визуальному оформлению материалов. В редакциях СМИ активно внедряются различные технологии обработки и презентации контента, владение которыми считается базовым даже для начинающего корреспондента. Специалисты, владеющие пониманием принципов цифровизации, остро необходимы современным СМИ, которые и сами недостаточно быстро меняются под требования времени. В обзоре журнала «Журналист», со ссылкой на данные исследования International Journalists Network, которое включило в себя результаты опроса 2700 журналистов в 130 странах мира, приводится утверждение, что в сфере СМИ существует технологический разрыв, в связи с тем что медиакомпании недостаточно быстро принимают цифровые изменения в от-

1 Курс «Профессиональная творческая студия. Практикум по журналистскому мастерству» проводился в формате семинарских занятий в осеннем семестре 2019/2020 учебного года. Объем курса составил 32 часа.

расли. Вследствие этого изданиям требуются специалисты, глубоко понимающие основы онлайн-взаимодействия: «Технические компетенции предполагают не просто знание новых программ (в конце концов, они постоянно меняются), а общее понимание того, как устроен цифровой мир»2. Таким образом, знания выпускников-журналистов о технологиях должны иметь комплексный характер, а владение конкретными инструментами должно быть усвоено строго в сочетании с пониманием особенностей профессии. Это означает, что студент не должен переходить к изучению технологии верстки мультимедийных элементов до тех пор, пока у него есть трудности с пониманием жанров, определением проблемы текста, выбором источников, выстраиванием логики повествования и другими базовыми профессиональными компетенциями.

Необходимо подчеркнуть, что в условиях российского медиарынка также наблюдаются обозначенные тенденции, а в дополнение к ним эксперты отмечают, что существует несоответствие между возможностями высших учебных заведений и запросами работодателей в сфере журналистики и медиа. По мнению исследователей, это несоответствие проявляется особенно ярко на примере обучения студентов подготовке лонгридов: «Именно в технологии лонгрида проявляется ощутимый разрыв между системой образования, ориентированной преимущественно на приобретение академических компетенции □, глубокое

2 Нигматуллина К. Топ-10 навыков для журналистов будущего // Журналист. 2018. № 5. [Электронный ресурс] // URL: https://jrnlst.ru/top-10-skills (дата обращения: 02.05.2020).

изучение жанров, методов традиционной журналистики и т.д., и практикой современных сетевых издании □, в которых первичны компетенции утилитарные, связанные с новыми технологиями и управлением контентом»1. Современные технологические изменения в сфере журналистики обостряют существующие всегда противоречия между образовательным процессом и практикой. Тем не менее подчеркнем, что глубокие академические знания, получение которых требует долгой и тщательной работы студентов и преподавателей, являются необходимой основой, без которых освоение практических навыков становится невозможным.

Размышляя, почему именно обучение производству лонгридов является таким индикатором, необходимо отметить, что получение этого профессионального умения требует применения различных знаний и навыков, о которых говорилось выше, приобретенных в ходе предыдущего образовательного процесса. Именно поэтому знакомство студентов с лон-гридами, их самостоятельную работу с ними следует встраивать в образовательную программу на старших курсах. Многие практикующие журналисты и редакторы СМИ отмечают, насколько труден этот вид информационных продуктов даже для профессионалов. Как считает шеф-редактор медиапроектов в Mail.Ru Group Ольга Сидорова, лонгриды -определенный эталон и ориентир в медиапро-изводстве. Как она отметила: «Не самая важная, но одна из существующих причин создавать лонгриды - показать, что ты можешь в отрасли. Это некое "бросание оружием", но оно важное. Здоровая конкуренция в чем-либо провоцирует развитие и журналистики в том числе. Появляются новые навыки и профессии»2. Таким образом, можно говорить о том, что меняется само наполнение понятия профессионализма в журналистике, оно дополня-

1 Глебова И.С. Лонгрид - перспективный формат российской мультимедийной журналистики: опыт и технология создания // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции «Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы». - Пенза: Наука и просвещение, 2017. - С. 246252.

2 Аркалова Д.В. Перспективы формата лонгрид в российских онлайн медиа. [Электронный ресурс] // URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/206747881 (дата обращения: 02.05.2020).

ется владением новыми технологиями.

От актуальности исследования перейдем к его целям и задачам. Цель исследования: определить особенности применения технологии лонгрида в обучении мультимедийной журналистике. Обозначенная цель исследования предполагает решение следующих задач:

1. Оценить востребованность формата лонгрида в современных СМИ.

2. Охарактеризовать взгляды исследователей на перспективы лонгрида.

3. Рассмотреть методику обучения студентов созданию лонгридов.

4. Выявить особенности применения информационных технологий в журналистском образовании.

Появление формата лонгридов в линейке информационных продуктов ведущих российских СМИ стало крупным событием в профессиональной среде. После выхода в NY Times в 2012 году «Сноуфолла», который является первым примером лонгрида, российские медиаиздания достаточно быстро отреагировали и также стали внедрять этот формат. Как отмечает исследователь медиа А.В. Колесниченко , приводя слова Галины Тимченко, в то время возглавлявшей издание Lenta.ru, появление «длинных текстов» стало одним из элементов ребрен-динга этого издания. В дальнейшем большое развитие формат лонгрида приобрел на базе издания «Коммерсант»4, где материалы выполнялись на высочайшем уровне как с точки зрения глубины проработки тем, так и с точки зрения мультимедийных элементов.

Осмысление этого формата в российских СМИ было проведено широким кругом исследователей, среди которых А.В. Колесниченко, А. Галустян и Д. Кульчицкая5, М.Н. Булаева1,

3 Колесниченко А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе // Медиаскоп. 2015. Вып. 1. [Электронный ресурс] // URL: http: //www.mediascope.ru/node/1691 (дата обращения: 02.05.2020).

4 Галустян А., Горшкова А. Земля отчуждения. Чернобыль и его окрестности. 28 лет после аварии // Коммерсант. [Электронный ресурс] // URL: http: //kommersant.ru/projects/chernobyl (дата обращения: 02.05.2020).

5 Галустян А., Кульчицкая Д. Мультимедийные лон-гриды как новый формат онлайн-журналистики. [Электронный ресурс] // URL: http://newmedia2016. digital-books.ru/kniga/mul-timedijny-e-longridy-kak-novy-j-format-onlajn-zhurnalistiki/ (дата обращения: 02.05.2020).

2 3

А.А. Золотухин , А.А. Градюшко , В. Колоти-лов4, М.Е. Аникина, Т.А. Ермошкина, Д.З. Ис-каков, М.В. Кобзев5, Д.П. Чигаев6 и многие другие. Ими были рассмотрены характерные черты формата лонгрида, особенности его использования в СМИ, технологии создания, специфика восприятия читателями и другие аспекты.

На сегодняшний день лонгриды уже стали привычным форматом для российских онлайн СМИ. Они широко используются как в качестве редакционных материалов, так и в виде партнерских проектов. Рассмотрим наиболее заметные мультимедийные материалы, подготовленные российскими СМИ за последний год. У ТАСС вышли спецпроекты «Полтава, Карл!» , «Мер-катор. О дивный плоский мир»8, которые вошли в лонг-лист международной премии Kantar IIB Awards. РИА Новости в настоящее время выпускают только партнерские проекты, например, лонгрид «Нелетний Ар-

1 Булаева М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник. 2015. №4. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynyy-longrid-kak-novyy-zhurnalistskiy-format (дата обращения: 03.05.2020).

2 Золотухин A.A., Мажарина Ю.Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедиийная история - как новые вершины журнализма? // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2015. No 2. С. 93-96.

3 Градюшко А.А. Лонгрид как формат визуализации контента в современных интернет-СМИ // Визуально--сем^тетеские средства современной □ медиа-индустрии: материалы Респ. науч.-практ. конф. -Минск: Изд. центр БГУ, 2015. - С. 44-48.

4 Колотилов В. Интерактивные статьи, которые учат по-новому рассказывать истории. [Электронный ресурс] // URL: http://mediakritika.by/article/2212/ interaktivnye-stati-kotorye-uchat-po-novomu-rasskazyvat-istorii (дата обращения: 03.05.2020).

5 Аникина М.Е., Ермошкина Т.А., Искаков Д.З., Кобзев М.В. и др. Восприятие длинных текстов поколением «цифровых островитян» // Медиаскоп. 2016. Вып. 1. [Электронный ресурс] // URL: http: //mediascope.ru/node/2089 (дата обращения: 03.05.2020).

6 Чигаев Д.П. Лонгрид как разновидность креолизо-ванного текста // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. [Электронный ресурс] // URL: http://www.mediascope.ru/ 2270 (дата обращения: 03.05.2020).

7 Полтава, Карл! // ТАСС. [Электронный ресурс] // URL: https://poltava.tass.ru (дата обращения: 03.05.2020).

8 Меркатор // ТАСС. [Электронный ресурс] //

URL: https://merkator.tass.ru/karty-srednevekovya (дата

обращения: 03.05.2020).

тек»9 и «От трубопровода до заправки»10. Последний является примером необычной верстки: лонгрид выполнен горизонтально, он представляет собой по сути смену ани-мированных инфографических заставок, выстроенных в цепочку. Это придает ему сходство с форматом «сториз» в инстаграм. Как мы видим, сегодня формат лонгрида претерпевает изменения в связи с появлением новых трендов, в том числе, заимствованных из социальных сетей.

В «Российской газете» также размещаются в основном партнерские материалы, особенно продвигающие российские регионы как направления для туризма11 и инвестиций. К сожалению, эти проекты не отличаются новаторством или глубокой проработкой. В «Комсомольской правде» лонгри-ды используются как инструмент продвижения оффлайн-активностей, например, фо-товыставок12 или фестивалей13, организованных медиахолдингом. В «Коммерсанте» в настоящее время лонгриды не выпускаются. В противовес можно отметить появление качественных мультимедийных историй в «Новой газете», где с помощью лонгридов раскрываются острые социально значимые темы, такие как недостаточная газификация отдельных районов страны, несмотря на колоссальный объем инвестиций в добывающую промышленность14. Таким образом, можно сказать, что крупнейшие печатные СМИ недостаточно активно используют

9 Нелетний «Артек» // МИА «Россия сегодня». [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20161209/ 1483161266.html (дата обращения: 03.05.2020).

10 От трубопровода до заправки // МИА «Россия сегодня». [Электронный ресурс] // URL: https: //ria.ru/20200214/1562718718.html#0 (дата обращения: 03.05.2020).

11 Выгодный сезон // Российская газета. [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/articles/ southernresorts/ (дата обращения: 03.05.2020).

12 Возвращаем престиж рабочим профессиям // Комсомольская правда. [Электронный ресурс] // URL: https://www.kp.ru/putevoditel/spetsproekty/ fotokonkurs-litsa-truda-2019/ (дата обращения: 03.05.2020).

13 Красиво подано - блин! // Комсомольская правда. [Электронный ресурс] // URL: https://www.kp.ru/ putevoditel/spetsproekty/shou-krasivo-podano/ (дата обращения: 03.05.2020).

14 Углеводородина // Новая газета. [Электронный ресурс] // URL: https://gaz.novayagazeta.ru/ infographics/ (дата обращения: 03.05.2020).

формат лонгридов в производстве онлайн-контента. Предположительно, это связано с политикой названных изданий. Как говорилось выше, производство лонгридов - кропотливый и трудозатратный процесс, на который многие редакции печатных СМИ предпочитают не расходовать силы.

На фоне относительной стагнации формата лонгрида в традиционных СМИ выходят на первый план медиаиздания новой формации. Так, стали заметны в информационном поле мультимедийные проекты, разрабатываемые изданием «Такие дела»1. Это издание является проектом благотворительного фонда «Нужна помощь». В центре их внимания находятся истории людей из различных слабо защищенных социальных групп. Их лонгриды отличает содержательность, профессионализм журналистской работы, высокий уровень мультимедийного оформления. Примечательно, что для подготовки лонгридов «Такие дела» используют редкую для сегодняшнего дня практику поездки корреспондента на место. Например, для подготовки одного из проектов двое корреспондентов посетили несколько российских и казахстанских городов и поселков, чтобы показать, как две страны делят реку Иртыш . В этом лонгриде навигационную основу лонгрида составляет некая карта, похожая на игровое поле настольной или онлайн-игры, где можно выбрать один из тематических разделов.

Подводя итог краткому обзору практики использования лонгридов в российских медиа, можно отметить справедливость приведенных выше слов редактора медиапроектов в Mail.Ru Group Ольги Сидоровой о том, что лонгриды - это показатель того, насколько издание стремится продемонстрировать свои возможности и готово включаться в конкуренцию за внимание читателя. Неудивительно, что зачастую государственные дотационные СМИ не считают нужным тратить силы на редак-

1 При опросе студентов на этапе введения в курс именно это издание называлось чаще всего при ответе на вопрос, какие лонгриды в последнее время привлекли внимание студентов как читателей.

2 Моя река твоя // Такие дела. [Электронный ресурс] // URL: https://river.takiedela.ru (дата обращения: 03.05.2020).

ционные лонгриды, оставляя этот формат только для партнерских проектов. Исключением здесь можно назвать ТАСС. Печатные СМИ в онлайн-версиях также используют лонгриды неактивно. Развивают формат в настоящее время нишевые, специализированные площадки, где есть профессионалы-энтузиасты, способные как обеспечить глубокую проработку темы, так и достойную визуализацию. Если говорить о трендах в развитии самого формата, то здесь, как и во многих других аспектах деятельности медиа, наблюдается заметное влияние социальных сетей и игр, из которых черпаются заимствования как по внешнему виду, так и по формам взаимодействия читателя с контентом. Вне зависимости от того, использует ли издание новые подходы или работает по стандартных моделям, очевидно, что формат лонгрида присутствует практических во всех перечисленных СМИ, а также во многих других, которые не были упомянуты. Это доказывает, что навык подготовки лонгридов является важным для сотрудников редакций и наверняка потребуется выпускнику в его профессиональной деятельности.

Кратко дополним приведенную информацию мнением зарубежных исследователей и журналистов о перспективах мультимедийных длинных форм и целесообразности развития этого формата. Команда экспертов BBC, исследуя запросы современной аудитории к потреблению новостного контента, обнаружила, что даже молодежная аудитория имеет потребность глубоко разобраться в тех темах, которые им интересны, то есть они готовы читать длинные материалы, если они сделаны в удобном интуитивном мультимедийном формате. Это продиктовано тем, что в связи с обилием информационных потоков, ненадежностью информации из соцсетей, развитием технологий манипулирования, возрастает потребность в глубоком понимании отдельных проблем и вопросов. Как отмечает ведущий продюсер команды интернет-исследования и перспективных сервисов Тристан Ферне (Tristan Ferne), «молодая аудитория хочет понимать сложные истории: почему, а не только что. Они хотят видеть диапазон точек зрения, которые помо-

гут им разобраться в проблеме, обдумать ее и сформировать свое собственное мнение»1. В ходе исследования были опробованы комбинации таких элементов и подходов, как атмосферная фоновая музыка, видео, слайдеры цитат, кинематографические приемы и развернутые объяснения, которые открываются по щелчку, и другое. Опросы реальных читателей показали востребованность у аудитории материалов, где текст дополнен мультимедиа. Таким образом, формат лонгридов активно изучается профессиональным сообществом, его потенциал еще окончательно не раскрыт, и СМИ будут продолжать его использовать и развивать. Приведенные мнения российских и мировых экспертов в сфере мультимедийной журналистики указывают на то, что обучение студентов отделений журналистики созданию лонгридов является актуальной и востребованной задачей, без которой сформированные профессиональные навыки выпускника будут неполными.

Перейдем к описанию процесса обучения студентов технологии создания лон-гридов. Освоение этой технологии было проведено в рамках дисциплины «Профессиональная творческая студия. Практикум по журналистскому мастерству», которая входит в профессиональный цикл по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» по очной форме обучения. Дисциплина состоит из лекционного и практического блоков (по 19 часов), а также из самостоятельной работы (69,9 часов). Целью дисциплины является подготовка студентов к созданию материалов для СМИ с учетом различных форматов, стилей и технологических требований. Результатом обучения является способность участия студента в разработке концепции медиапроекта, умение определить его структуру и подготовить материал с помощью различных инструментов графического дизайна.

Лекционный материал базируется на проблематике теории мультимедийного сторителлинга, содержит описание главных

1 Ferne T. Beyond 800 Words: Prototyping New Story Formats for News // BBC. [Электронный ресурс] // URL:https://www.bbc.co.uk/rd/blog/2018-07-prototyping-news-story-article-format-journalism (дата обращения: 03.05.2020).

предпосылок появления формата лонгрида и его признаков, информирует о ключевых элементах, принципах выбора темы и составления структуры.

Практическая часть состоит из трех модулей:

подбор материала для элементов лонгрида (моделирование ситуации работы в редакционной команде);

- разработка портретного лонгрида;

- разработка итогового проблемного лонгрида.

Самостоятельная работа студентов организуется через образовательную технологию «Портфолио», которая включает в себя выполнение творческих заданий, в том числе, теорию и практическое использование программ для создания лонгридов.

Рассмотрим подробнее содержание практической части. В рамках первого модуля студентам было предложено выбрать одну из актуальных тем текущей информационной повестки и подобрать материал для перечня элементов лонгрида: данные, мнения, фото, карта, карточки, таймлайн. Была смоделирована ситуация, когда требуется подготовить контент для дальнейшей передачи графическому отделу для визуализации материала. Таким образом, студенты должны представить себя членом творческого коллектива и выполнить часть работы, относящуюся к подбору и проверке фактического материала. Особенно важно на этом этапе продемонстрировать студентам первостепенное значение этапа сбора информации по сравнению с графическим оформлением, которое не может компенсировать или скрыть недостаточно глубокую работу с контентом.

Во втором практическом модуле задачей студентов было подготовить лонгрид о какой-либо интересной для них персоне: писателе, журналисте, режиссере, актере и так далее. Студентам требовалось подобрать материал для таких элементов, как обложка, текстовые блоки, мнения, фотолента, таймлайн, кнопка, контакты. Также им необходимо сделать визуальное оформление лонгрида с использованием информационно-компьютерных технологий на платформе Tilda. Платформа для обучения была выбрана в связи с тем, что она предлагает

широкий перечень бесплатных вариантов графического оформления. Особенно важным фактором была возможность работать «с чистого листа» без использования готовых шаблонов. Также важным преимуществом программы является интуитивно понятная линейка инструментов, характерная для многих современных площадок графического дизайна. Таким образом, осваивая одну платформу, студенты знакомятся с общими принципами устройства подобных программ и площадок. «В результате в подавляющем большинстве графических редакторов встречаются одни и те же принципы обработки графических изображений: способы выделения, многослойность изображений, фильтры. Это позволяет студентам в дальнейшем освоить новые графические редакторы легче и в более короткий срок»1. Можно сказать, что на этом этапе курса важно, чтобы студенты овладели инструментарием платформы Tilda. Именно поэтому им предложена тема, выбор которой легко сделать, опираясь на личные интересы и предпочтения, и они могут сконцентрировать внимание на графической интерпретации.

Третий итоговый модуль объединяет в себе знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе предыдущей части курса. На этом этапе студенты уже освоили основные подходы к работе с контентом, а также приобрели опыт работы в графическом оформлении лонгрида на платформе Tilda. Это дает возможность перейти к самому сложному этапу: выбору темы проблемного лонгрида и его подготовке. Для этого студентам необходимо подобрать какую-либо актуальную общественную проблему, требующую осмысления в журналистской работе и имеющую потенциал для визуализации. Именно в этом модуле происходит дополнительное обсуждение концепций, запланированных студентами лонгридов для доработки и корректировки тем перед пере-

1 Всеволодова А.В. Использование образовательной технологии «портфолио» для определения уровней освоения компетенций // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона: материалы международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ, 2018. - С.26-30.

ходом к подбору материала. Для более продуманного подхода к созданию проблемного лонгрида студентам предлагается создать его синопсис, расписав содержание и назначение каждого элемента. В состав итогового лонгрида студентам рекомендуется включить следующие блоки: мнения, данные, фотоленту и три элемента по выбору. Двух-этапная работа позволяет студентам вдумчиво подготовить содержательную часть, а затем сделать графическое оформление лон-грида, имея право выбора элементов по своему усмотрению в зависимости от творческого замысла. Многие студенты используют ранее проработанные элементы в качестве блоков по выбору, но многие и пробуют новое. Так, очень популярным элементом является инфографика. Это связано с высоким уровнем востребованности этого визуального инструмента. Студенты самостоятельно приходят к выводу, что «инфо-графику можно применять для представления в наглядном виде структурированной или неструктурированной информации, где есть необходимость показать материал в виде схем или картинок, где необходимы прогнозирование и анализ»2. Также часто студентами используются элементы видео, коллаж, таймлайн.

Необходимо отметить, что в ходе курса студентами были предложены темы, действительно имеющие актуальность и проблемное звучание. Например, для подготовки итогового лонгрида ими самостоятельно были предложены такие темы:

- проблема авторства в изобразительном искусстве с привлечением искусственного интеллекта;

- проблема кибермошенничества;

- проблема положения врача в современной медицинской системе;

- проблема стереотипности восприятия незрячих людей.

Приведённые выше примеры выбранных студентами тем показывают эффективность методики разделения работы над лон-

2 Всеволодова А.В. Инфографика как способ представления информации // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. Сборник материалов международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ, 2019. - С.164-167.

гридом на этапы: продумывание темы и концепции, подготовка материала и оформление лонгрида. В ходе курса студенты успешно освоили компетенции, предусмотренные дисциплиной. Например, навык использования в профессиональной деятельности современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-6). Стоит отметить, что в процессе первых опытов обучения студентов технологии лонгрида в российских вузах, например, в 2016 году, наблюдалась проблема, что формат казался слишком сложным и недоступным начинающим журналистам. Как отмечает эксперт медиаобразова-ния О.Р. Самарцева, «Следует учитывать, что, несмотря на очевидную перспективность, формат лонгрида пока является элитарным, реализуемым, как правило, в спецпроектах издании □ и спецвыпусках наиболее опытными журналистами, что создает определенный □ психологическииП барьер для студентов, компетенции которых в связи с отсутствием опыта не достигают требуемого на практике уровня»1. Эти наблюдения, актуальные для того периода, на сегодняшний день уже не подтверждаются. Чаще всего студенты на старте курса уже имеют небольшой опыт работы с лонгрида-ми, отдельными платформами для их создания, но в подавляющем большинстве случаев им требуется тщательная работа, чтобы полностью овладеть навыком создания содержательных и глубоких лонгридов.

Подводя итог обзору методики преподавания технологии создания лонгридов, можно сказать, что наиболее важной задачей является демонстрация студентам того, что они смогут эффективно использовать возможности информационных технологий в своей профессиональной деятельности только при глубоком понимании принципов журналистского творчества. Создание лонгридов - это как раз такой процесс, который иллюстрирует синтез этих знаний. Как подчеркивает медиаисследователь Е.В. Выров-

1 Марфицина А. Создание мультимедииПного лонгрида как способ формирования профессиональных компетенций у студентов-журналистов // Мультимедийная журналистика: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ.конф. - Минск: Изд. центр БГУ, 2018. -С. 197-201.

цева, «Огромный □ пласт информации, и прежде всего цифровой □, с помощью муль-тимедииПных технологии □ превращается в интересную историю»2. По итогам изучения дисциплины студенты убеждаются в том, что создание полноценного лонгрида не сводится к стыковке текста и мультимедийных элементов, необходимо найти необычные решения и применить оригинальные подходы, чтобы лучше раскрыть выбранную тему. В связи с тем, что сам формат лонгрида еще не имеет своих канонов и классических форм, это меняющийся и пластичный продкут, студенты могут быть причастны к расширению его границ. Как отмечает мультимедийный продюсер издания «Такие Дела» Галина Масалова, сами СМИ находятся в аналогичной ситуации: «Очень важная задача, которая существует для всех медиа, это развитие языка. Как это происходит в литературе, фотографии, кино, так же необходимо искать новые способы донесения информации в Интернете. Сейчас это происходит в виде создания мультимедийного сторителлинга. В этом плане мы находимся еще только на начальном этапе»3. Подводя итог, можно сказать, что мнения экспертов сходятся в том, что формат лонгридов остается очень востребованным и перспективным в современной медиаиндустрии. Исходя из этого, преподавание технологии лонгридов студентам отделений журналистики является необходимой частью учебного курса, которая требует методических разработок и развития. На текущем этапе можно обоснованно утверждать, что важнейшими аспектами в работе со студентами над изучением лонгридов является преобладание практических занятий над теоретическими и внимательная совместная работа студентов и преподавателя на этапе выбора проблемы материала и проработки содержательной части перед выполнением графического оформления.

2 Выровцева Е.В. Мультимедийная история: технологии & творчество // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. No 15. - С. 51- 59.

3 Аркалова Д.В. Перспективы формата лонгрид в российских онлайн медиа. [Электронный ресурс] // URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/206747881 (дата обращения: 02.05.2020).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Аникина, М.Е., Ермошкина, Т.А., Искаков, Д.З., Кобзев, М.В. и др. Восприятие длинных текстов поколением «цифровых островитян» // Медиаскоп. 2016. Вып. 1 [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://mediascope.ru/node/2089 (дата обращения: 03.05.2020).

2. Аркалова, Д.В. Перспективы формата лонгрид в российских онлайн медиа [Электронный ресурс]. - иКЬ: https://www.hse.ru/edu/vkr/206747881 (дата обращения: 02.05.2020).

3. Булаева, М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник. - 2015. - №4 [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: https://cyberleninka.ru/ article/n/multimediynyy-longrid-kak-novyy-zhurnalistskiy-format (дата обращения: 03.05.2020).

4. Возвращаем престиж рабочим профессиям // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - иКЬ: https://www.kp.ru/putevoditel/spetsproekty/fotokonkurs-litsa-truda-2019/ (дата обращения: 03.05.2020).

5. Всеволодова, А.В. Использование образовательной технологии «портфолио» для определения уровней освоения компетенций //Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона: материалы международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ, 2018. - С. 26-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Всеволодова, А.В. Инфографика как способ представления информации // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона: сборник материалов международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ, 2019. - С. 164-167.

7. Выгодный сезон // Российская газета [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: https://rg.ru/ ar-ticles/southernresorts/ (дата обращения: 03.05.2020).

8. Выровцева, Е.В. Мультимедийная история: технологии & творчество // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. N0 15. - С. 51- 59.

9. Галустян, А., Горшкова, А. Земля отчуждения. Чернобыль и его окрестности. 28 лет после аварии // Коммерсант [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: http://kommersant.ru/projects/ chernobyl (дата обращения: 02.05.2020).

10. Галустян, А., Кульчицкая, Д. Мультимедийные лонгриды как новый формат он-лайн-журналистики [Электронный ресурс]. -ЦКЪ: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/mul-timedijny-e-longridy-kak-novy-j-format-onlajn-zhurnalistiki/ (дата обращения: 02.05.2020).

11. Глебова, И.С. Лонгрид - перспективный формат российской мультимедийной журналистики: опыт и технология создания: сборник статей IX Международной научно-практической конференции «Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы». - Пенза: Наука и просвещение, 2017. - С. 246-252.

12. Градюшко, А.А. Лонгрид как формат визуализации контента в современных интернет-СМИ // Визуально-сем^тичесте средства современной □ медиаиндустрии: материалы Респ. науч.-практ. конф. - Мн.: Изд. центр БГУ, 2015. - С. 44-48.

13. Золотухин, А.А., Мажарина, Ю.Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история - как новые вершины журнализма? // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. -2015. - № 2. - С. 93-96.

14. Колесниченко, А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе // Медиаскоп. - 2015. - Вып. 1 [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: http://www.mediascope.ru/ node/1691 (дата обращения: 02.05.2020).

15. Колотилов, В. Интерактивные статьи, которые учат по-новому рассказывать истории [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: http://mediakritika.by/article/2212/interaktivnye-stati-kotorye-uchat-po-novomu-rasskazyvat-istorii (дата обращения: 03.05.2020).

16. Красиво подано - блин! // Комсомольская правда [Электронный ресурс]. - ИКЬ: https://www.kp.ru/putevoditel/spetsproekty/shou-krasivo-podano/ (дата обращения: 03.05.2020).

17. Марфицина, А. Создание мультимедииШного лонгрида как способ формирования профессиональных компетенций у студентов-журналистов // Мультимедийная журналистика: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ.конф. - Мн.: Изд. центр БГУ, 2018. - С. 197-201.

18. Меркатор // ТАСС [Электронный ресурс]. - URL: https://merkator.tass.ru/karty-srednevekovya (дата обращения: 03.05.2020).

19. Моя река твоя // Такие дела [Электронный ресурс]. - URL: https://river.takiedela.ru (дата обращения: 03.05.2020).

20. Нелетний «Артек» // МИА «Россия сегодня» [Электронный ресурс]. -URL: https://ria.ru/20161209/1483161266.html (дата обращения: 03.05.2020).

21. Нигматуллина К. Топ-10 навыков для журналистов будущего // Журналист. - 2018. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: https://jrnlst.ru/top-10-skills (дата обращения: 02.05.2020).

22. От трубопровода до заправки // МИА «Россия сегодня» [Электронный ресурс]. -URL: https://ria.ru/20200214/1562718718.html#0 (дата обращения: 03.05.2020).

23. Полтава, Карл! // ТАСС. [Электронный ресурс] // URL: https://poltava.tass.ru (дата обращения: 03.05.2020).

24. Углеводородина // Новая газета [Электронный ресурс]. - URL: https: //gaz.novayagazeta.ru/infographics/ (дата обращения: 03.05.2020).

25. Чигаев, Д.П. Лонгрид как разновидность креолизованного текста // Медиаскоп. -2017. - Вып. 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mediascope.ru/2270 (дата обращения: 03.05.2020).

26. Ferne, T. Beyond 800 Words: Prototyping New Story Formats for News // BBC [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bbc.co.uk/rd/blog/2018-07-prototyping-news-story-article-format-journalism (дата обращения: 03.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.