Научная статья на тему 'Характеристика этапов десоциализации личности в пожилом возрасте'

Характеристика этапов десоциализации личности в пожилом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
526
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЛИЦА ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / ЭТАПЫ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / ФАКТОРЫ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / PERSONALITY / DESOCIALIZATION OF PERSONALITY / ELDERLY PERSONS / STAGES OF DESOCIALIZATION / DESOCIALIZATION FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беликов В.А.

Введение. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы определяется тем, что в случае выхода на пенсию по достижении соответствующего возраста каждый пожилой человек оказывается в стрессовой ситуации будучи неготовым к восприятию своего нового статуса пенсионера, сталкивается с проблемами десоциализации себя как личности, в силу незнания особенностей этапов десоциализации, оказывается неготовым к преодолению воздействия негативных факторов на свою жизнь и деятельность. Цель исследования установление основных этапов десоциализации лиц пожилого возраста, описание их показателей и формулировка основных рекомендаций по сохранению социальной активности личности на каждом ее этапе. Материалы и методы. Использованы методы теоретические анализ психолого-педагогической литературы и данных исследований по проблеме социализации и десоциализации личности, обобщение и систематизация результатов исследований; эмпирические лонгитюдные наблюдения, анализ деятельности лиц пенсионного возраста, формулировка заключений о влиянии факторов на характер десоциализации личности. Результаты. Процесс десоциализации личности пожилого возраста рассматривается как неизбежный и закономерный процесс разрыва социальных связей человека после выхода на пенсию, выделяются этапы десоциализации. Десоциализация личности пожилого возраста рассматривается как процесс обратный (альтернативный) процессу социализации и социальной адаптации. На конкретных примерах наблюдения за лицами пенсионного возраста дается разносторонняя характеристика этапов. Обсуждение. Новизной нашего исследования является то, что в отличие от большинства работ, в которых решается проблема обеспечения социальной адаптации пожилых людей, мы рассматриваем их десоциализацию как объективный процесс, начало которому положено выходом человека на пенсию. С учетом современных условий российского общества мы исходим из того, что пожилой человек чаще всего предоставлен самому себе и должен быть готов рассчитывать на свои силы. В достаточно неожиданной форме в аспекте новизны исследования мы вынуждены сделать вывод, что увеличение возраста выхода на пенсию оказывает позитивное влияние на смещение сроков этапов десоциализации пожилого человека на более поздние. Заключение. Таким образом, десоциализация личности в пожилом возрасте должна рассматриваться как неизбежный объективный процесс потери человеком социальных связей. Этот процесс проявляется поэтапно. Нами уточнены факторы десоциализации личности в пожилом (пенсионном) возрасте, представлен характер их влияния на жизнь и деятельность пожилого человека, на сроки наступления каждого этапа и его завершения. Отмечено, что продолжительность каждого этапа определяется наличием и характером индивидуально значимой и полезной деятельности. Основные положения: рассмотрено понятие десоциализации в сопоставлении с понятием социализации личности; уточнены признаки понятия личность; обоснована актуальность проблемы исследования; приведены примеры десоциализации лиц пожилого возраста; представлены этапы десоциализации личности после выхода на заслуженный отдых; названы закономерности протекания процесса десоциализации пожилых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF STAGES OF DESOCIALIZATION OF THE PERSON IN OLD AGE

Introduction. The relevance of the problem considered in the article is determined by the fact that in the case of retirement upon reaching the appropriate age, every elderly person finds himself in a stressful situation being unable to perceive his new status of a pensioner, faces problems of desocialization of himself as a person, due to ignorance of the features of the stages of desocialization, is unprepared to overcome the impact of negative factors on his life and activity. Purpose of research establishment of the main stages of resocialization of elderly people, description of their indicators and formulation of the main recommendations for the preservation of social activity of the individual at each stage. Materials and methods. Theoretical methods are used analysis of psychological and pedagogical literature and research data on the problem of socialization and desocialization of personality, generalization and systematization of research results; empirical longitudinal observations, analysis of the activity of persons of pen-Sion age, formulation of conclusions about the influence of factors on the character of personality desocialization. Results. The process of desocialization of the elderly is considered as an inevitable and natural process of breaking the social ties of a person after retirement, the stages of desocialization are distinguished. The desocialization of the elderly person is considered as the reverse (alternative) process of socialization and social adaptation. Specific examples of the monitoring of individuals of retirement age are given a comprehensive description of the stages. Discussion. The novelty of our study is that unlike most of the works that solve the problem of ensuring the social adaptation of older people, we consider their desocialization as an objective process, the beginning of which is the person's retirement. Taking into account the current conditions of Russian society, we proceed from the fact that an elderly person is often left to himself and should be able to count on his own strength. In a rather unexpected form in the aspect of the novelty of the study, we are forced to conclude that the increase in the retirement age has a positive impact on the shift in the timing of the stages of desocialization of the elderly person to later. Conclusion. Thus, the desocialization of the person in old age should be considered as an inevitable objective process of loss of social ties. This process is manifested in stages. We have clarified the factors of personality desocialization in the elderly (pension) age, presented the nature of their impact on the life and work of the elderly person, on the timing of each Tapa and its completion. It is noted that the duration of each stage is determined by the presence and nature of individually significant and useful activities. Highlights: The concept of desocialization is considered in comparison with the concept of socialization; Clarified the features of the concept of personality; The urgency of the research problem is substantiated; Examples of desocialization of elderly persons; The stages of desocialization of the person after retirement are presented; The regularities of the process of desocialization of the elderly are named.

Текст научной работы на тему «Характеристика этапов десоциализации личности в пожилом возрасте»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI: 10.25588/CSPU.2019.68.35.015

УДК 376.1 ББК 74.3

В. А. Беликов

ORCID № 0000-0003-2228-5345 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-педагогического образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация, E-mail: belickov. vladimir54@mail. ru

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

Введение. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы определяется тем, что в случае выхода на пенсию по достижении соответствующего возраста каждый пожилой человек оказывается в стрессовой ситуации будучи неготовым к восприятию своего нового статуса пенсионера, сталкивается с проблемами десоциализации себя как личности, в силу незнания особенностей этапов десоциализации, оказывается неготовым к преодолению воздействия негативных факторов на свою жизнь и деятельность.

Цель исследования — установление основных этапов десоциали-зации лиц пожилого возраста, описание их показателей и формулировка основных рекомендаций по сохранению социальной активности личнос-

о

s ти на каждом ее этапе.

Материалы и методы. Использованы методы теоретические — анализ психолого-педагогической литературы и данных исследований по

проблеме социализации и десоциализации личности, обобщение и систематизация результатов исследований; эмпирические — лонгитюдные наблюдения, анализ деятельности лиц пенсионного возраста, формулировка заключений о влиянии факторов на характер десоциализации личности.

Результаты. Процесс десоциализации личности пожилого возраста рассматривается как неизбежный и закономерный процесс разрыва социальных связей человека после выхода на пенсию, выделяются этапы десоциализации. Десоциализация личности пожилого возраста рассматривается как процесс обратный (альтернативный) процессу социализации и социальной адаптации. На конкретных примерах наблюдения за лицами пенсионного возраста дается разносторонняя характеристика этапов.

Обсуждение. Новизной нашего исследования является то, что в отличие от большинства работ, в которых решается проблема обеспечения социальной адаптации пожилых людей, мы рассматриваем их десоциали-зацию как объективный процесс, начало которому положено выходом человека на пенсию. С учетом современных условий российского общества .

33

мы исходим из того, что пожилой человек чаще всего предоставлен само- К му себе и должен быть готов рассчитывать на свои силы. В достаточно неожиданной форме в аспекте новизны исследования мы вынуждены сделать вывод, что увеличение возраста выхода на пенсию оказывает по-

кй

и с

3

и §

зитивное влияние на смещение сроков этапов десоциализации пожилого §

человека на более поздние. е

§

Заключение. Таким образом, десоциализация личности в пожилом | возрасте должна рассматриваться как неизбежный объективный процесс потери человеком социальных связей. Этот процесс проявляется поэтапно. Нами уточнены факторы десоциализации личности в пожилом (пенсионном) возрасте, представлен характер их влияния на жизнь и деятельность пожилого человека, на сроки наступления каждого этапа и его завершения. ® Отмечено, что продолжительность каждого этапа определяется наличием и характером индивидуально значимой и полезной деятельности.

Ключевые слова: личность, десоциализация личности, лица пожилого возраста, этапы десоциализации, факторы десоциализации.

о

Основные положения:

- рассмотрено понятие десоциализации в сопоставлении с понятием социализации личности;

- уточнены признаки понятия личность;

- обоснована актуальность проблемы исследования;

- приведены примеры десоциализации лиц пожилого возраста;

- представлены этапы десоциализации личности после выхода на заслуженный отдых;

- названы закономерности протекания процесса десоциализации пожилых людей.

в о к и

ели

tq ^

и;

1 Введение (Introduction)

После выхода на пенсию человек вправе рассчитывать, что проживет еще 20-30 лет. По достижении возраста в 55-60 лет происходит смена общественного положения личности. Важно, чтобы это был период не доживания, а активного проживания. Для этого мы считаем нужным, чтобы каждый человек пожилого возраста знал о предстоящих изменениях и показателях жизни в этот период, понимал и осознавал суть процесса десоциализации личности. Поэтому целью своей статьи мы ставим установление основных этапов десоциализа-ции лиц пожилого возраста, описание их показателей и формулировку основных рекомендаций по сохранению социальной активности личности на каждом ее этапе.

Актуальность проблемы определяется, таким образом, тем, что в ситуации выхода на пенсию по достижении возраста 55-60 лет каждый человек может оказаться без должной социальной, психологической и педагогической поддержки специалистов, коллег, близких людей [1]. Поэтому незнание основных изменений в социальной жизни может привести к негативным результатам: сокращению сроков жизни, потере себя в обществе, личностным разрушениям.

В своей статье мы рассмотрели один из аспектов социализации личности — изменение характера ее ценностных ориентаций с возрастом, ограничившись достижением возраста в 55- 60 лет. При этом отметили, что при всех изменениях в ценностных ориентациях личности

их общее весовое значение остается неизменным. Этот факт означает, что личность остается социально активной [2].

Что происходит при достижении человеком пенсионного возраста? Как меняется характер его социальных отношений? Какие изменения происходят в процессе выполнения им своих социальных ролей? Это не риторические вопросы, а вопросы, ответы на которые могут определить, сколько лет и какой жизнью проживет человек после выхода на пенсию. Наша статья посвящена аспекту проблемы изменения характера социализации личности по достижении ею пенсионного возраста и после выхода на заслуженный отдых.

Всем достаточно хорошо известно понятие социализации личности. В целом определение этого понятия сводится к пониманию социализации как процесса усвоения индивидом социального опыта, предполагающего активное участие в системе общественных отношений, самостоятельное воспроизводство этих отношений путем выполнения своей социальной роли. В процессе социализации человек,

хотя и испытывает на себе как целенаправленные, так и стихийные воздействия, но как личность включается в систему социальных отношений чаще всего под воздействием позитивных факторов.

Но при этом мы достаточно часто сталкиваемся с объективной ситуацией наличия и воздействия на человека как личность многочисленных негативных факторов, которые препятствуют его социализации, а то и оказывают разрушительное воздействие на него. Разрушение системы социальных отношений человека в нём самом, исключение его из этой системы, прекращение выполнения им социальных ролей в целом может рассматриваться как процесс десоциализации личности.

Социализация и десоциализация взаимосвязаны. Процесс социализации, во-первых, может сопровождаться десоциализацией, во-вторых, может перейти в десоциализацию. Главную роль в этом играет влияние негативных факторов.

В исследованиях по психологии, педагогике и социологии много внимания уделяется этим факторам, но главным образом с целью предуп-

а з

а

кй з

и с

3 и

ка

а

а

о

№ е

с о

и

а

К и

и л и ч н о с

з а

с

в о к и

ели

tq

«5

реждения их влияния [2; 3; 4]. Отмечается, что в пожилом возрасте сразу же после выхода на пенсию с каждым человеком происходят следующие изменения, связанные с ограничением сферы жизни и деятельности:

- снижение уровня активности жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми;

- снижение статуса пожилого человека в обществе;

- наличие большого количества свободного времени и изменение качества его наполнения [5].

Мы в своей работе поставили целью, не оспаривая объективный характер негативных факторов, установить и описать процесс десоци-ализации, как результат их воздействия на личность.

Главный вопрос: что это за факторы? Мы предположили и смогли в этом убедиться, что ими являются: низкий уровень образования, невоспитанность, нарушения здоровья, безработица, материальное неблагополучие, психологические нарушения, некоммуникабельность, криминальное окружение, курение, употребление алкоголя, участие в конф-

ликтах (бытовых и профессиональных), хронические заболевания. В силу стихийного характера влияния представленных факторов мы не приводим их возможную классификацию. Установление иерархии влияния этих факторов—задача нашей дальнейшей работы.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Процесс десоциализации стоит рассматривать только в отношении личности.

Личность — понятие многоаспектное. Личность в большинстве случаев выражает систему общественных отношений: отношение с миром, отношение к себе, отношение с самим собой. «Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями» [6, с. 142]. «Личность — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность

и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей» [7, с. 483]. Формируя качества человека, мы тем самым формируем личность.

Мы на основе анализа многочисленных определений этого понятия определяем личность как понятие, которым обозначается человек, имеющий уровень сформиро-ванности сознания в соответствии с нормами общества, обладающий комплексом индивидуально и социально значимых качеств, в полной мере включенный в систему социальных отношений, активно и, главное, продуктивно выполняющий свою социальную роль. В течение 8 лет (с 2011 по 2019 гг.) мы целенаправленно наблюдали, опрашивали и тестировали одних и тех же 15 человек пенсионного возраста в разное время после выхода на пенсию. Отметим следующие характерные моменты.

1. Востребованность на рабочем месте в силу имеющихся личных достижений обеспечивает сохранение социальной активности и ее влияние в течение 5-7 лет после выхода на пенсию (пенсионеры К. и К.), но увеличивает риск развития

болезней.

2. Для всех наблюдаемых характерно «обращение в прошлое» (возобновленное переживание детских и юношеских обид, нерешенных конфликтов, поиск виновных; а также преувеличение собственных достижений в детском и юношеском возрасте; сочинение, «выдумывание» того, чего на самом деле не было); из года в год эти переживания только обостряются и, практически, для человека приобретают характер реальных состоявшихся событий; настоящие события, в которых участвуют другие люди, приобретают характер второстепенных и подчиняются «эго» пожилого человека.

3. Занятия интересным делом (например, вышиванием, уходом за садом) и прогулки на свежем воздухе, сопровождающиеся общением с окружающими людьми, не только замедляют процесс десоциализации, но и передвигают наступление его негативных моментов на более поздние сроки, что практически продлевает жизнь (пенсионеры Э., Г., З.).

4. Стремление остаться на работе «сверх отпущенного времени на социальную активность», т. е. выше

а з

а

кй з

и с

3 и

ка

а

а

о

№ е

с о

К и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

К и

и л и ч н о с

оз

зз

а

с

своих возможностей, может привести (в нашем случае привело) к катастрофе, гибели человека (пенсионер О.).

5. Необходимость активного и длительного ухода за больным близким человеком в ущерб собственной активности заставляет отказаться от профессиональной деятельности и значительно ускорить процесс десоциализации (пенсионер А.).

6. Осознание собственной роли и возможностей в решении социальных вопросов, адекватная оценка собственного потенциала развития приводит к значительной отсрочке наступления процесса десо-циализации, делает этот процесс управляемым (пенсионеры В., Б.).

7. Практическая (реальная) незаменимость и востребованность на работе, производстве, службе, необходимость оказания исключительной профессиональной помощи близким людям значительно отодвигает время начала десоциализа-ции (пенсионеры М., Р.).

8. Материальные потребности, „ опасения оказаться ниже установ-

о

| ленной (привычной) черты материно

^ ального обеспечения заставляют человека «цепляться» за профессио-

нальную деятельность без учета его реальных возможностей, подчинять себя и свои интересы тем людям, которые моложе и занимают лидирующие позиции (пенсионер С.).

9. Пассивность, зависть успехам других людей, опасение прогадать (продешевить), оказаться хуже других разрушают социальные связи и ускоряют процесс десоциализации личности (пенсионеры Е., Д., Х.).

Представленные примеры легко подтверждаются случаями наблюдений за другими пенсионерами, что дает нам возможность говорить о типичности процесса и выделить этапы десоциализации лиц пенсионного возраста.

3 Результаты (Results)

В психологии и геронтологии выделены этапы психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста [8]. Но они носят общий характер и не учитывают особенности реальных людей пенсионного возраста. На основе анализа многочисленных работ [3; 9; 10; 11; 12], содержащих характеристики пенсионного возраста, уточним этапы, а с учетом результатов наблюдения за лицами пожилого возраста, их анкетирования и собеседо-

ваний рассмотрим этапы и дадим характеристику каждому этапу с учетом следующих признаков: потребности, мотивы, целевые установки, ценностные ориентации, посильные (реализуемые) виды деятельности, социальные отношения, статус. Для начала в качестве примера приведем фрагмент типичного рассуждения мужчины, достигшего возраста 60 лет: «Завтра ухожу. На пенсию. Теперь никому ничего не должен. Буду отдыхать. Займусь садом (дачей, огородом, ремонтом)». Наступление пенсионного возраста воспринимается им как некий рубеж, после которого жизнь кардинально меняется, в первую очередь, в социальном и материальном плане. При этом слова «Завтра ухожу» выделяются интонацией, выражающей чувства человека.

На первом этапе мужчина или женщина, оказавшись на пенсии (или под угрозой выхода на заслуженный отдых), в целом сохраняют стиль жизни и деятельности, не меняют сферу профессиональной и бытовой деятельности, что сохраняет связь с профессией, которая была основным фактором жизни для человека до момента наступления

пенсионного возраста. Можно сказать, что на первом этапе сразу же после выхода на пенсию для некоторых людей пожилого возраста открываются новые возможности для личностного роста. Кажется, что ничего не меняется, если только сразу же не издается приказ об «увольнении работника в связи с выходом на пенсию». Потребности, интересы, материальное положение и т. д. сохраняются. Но они приобретают характер временных, что сразу же сказывается на человеке — он начинает ждать. Ожидание нервирует и, наверное, поэтому, как отмечают наши респонденты, момент увольнения в некоторых случаях воспринимается с облегчением. В день перехода на пенсию человек готов сохранять связь с профессией и социальную активность во всех сферах. В первую очередь это касается лиц интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Исключение представляют бывшие руководители. В действительности эта связь может оказаться непосредственной (преподаватель вуза, например, остается в штате кафедры, учитель школы продолжает вести уроки) или опосредованной (преподаватель пе-

а а

кй и

с

3 и

ка

а

а

о

№ е с о

К и

а

К и

и л и ч н о с

§ а с

«о

о «

а

§

05

реходит к эпизодическому выполнению прежней работы в качестве совместителя на условиях почасовой оплаты, руководителя кратких видов работ, консультанта, участника научных мероприятий). Новоиспеченный пенсионер продолжает активно следить за событиями на прежнем месте работы, сопереживать бывшим сослуживцам, читать специальную литературу, писать статьи, участвовать в конкурсах и др. На первый взгляд этот этап, не сопровождается десоциализацией личности человека пожилого возраста. Но только на первый взгляд. Его социальная активность все больше и больше приобретает характер необязательной, деятельность становится все менее социально значимой. Развитие личности продолжается, хотя и с замедлением. Благом для личности на этом этапе оказывается индивидуальное значение его деятельности. Это благо обеспечивается в первую очередь самим человеком. Но при всех своих амбициях, намерениях и возможностях любой человек при этом нуждается в помощи, содействии и поддержке психологов, социальных работников, педагогов, близких лю-

дей. Этим обеспечивается продолжительность первого этапа, которая в силу своей значимости должна быть наибольшей, но, к сожалению, не бесконечной. Важнейшим фактором продуктивности первого этапа десоциализации выступает поддержание активной связи с бывшими коллегами. Сохраняется потребность в достижениях в аспекте оставленной профессиональной деятельности. Если же подобные связи и участие завершаются сразу после приказа об увольнении и ухода на пенсию, то первый этап десоциали-зации оказывается коротким, а человек вступает в жизнь уже во втором этапе.

На втором этапе происходит сокращение и исчезновение профессиональных привязанностей, сужение интересов и потребностей [8; 13; 14]. Главной ценностью этого этапа остается общение, здоровье, благополучие близких людей. Мы целенаправленно определяли преобладающие темы общения и уверенно можем заключить, что в общении с окружающими преобладают бытовые темы, телепередачи и сериалы, события у близких людей. Потребность в общении, оставаясь приори-

тетной, значительно сужается в отношении круга тем и собеседников. Возникает проблема, как поддержать активность и длительность общения на этом этапе десоциализа-ции пожилого человека? Условием замедления десоциализации личности на этом этапе выступает степень вовлеченности в общение. Мы неоднократно смогли убедиться, что главным фактором сохранения общения и замедления десоциализа-ции личности на этом этапе может быть деятельность, значимая для неё и полезная для близких. Причем, важными являются обе стороны этой деятельности. Мы, к сожалению, отказались от понятия «хобби», пытаясь узаконить такое понятие, как креативность. Но заниматься творчеством, создавать что-то новое могут далеко не все пенсионеры, а вот заниматься индивидуально интересным и полезным видом деятельности может каждый. Например, мы наблюдали за пенсионерами, активно занимающимися решением кроссвордов, вышиванием, танцами, хоровым пением, скандинавской ходьбой, прогулками на свежем воздухе, традиционным чаепитием и т. п. Важно то, что такая дея-

тельность, которая способствует замедлению десоциализации личности, должна быть. При этом мы согласны с другими исследователями, которые придерживаются положения того, что на этом этапе становится невозможным отличить бывшего учителя от инженера, врача от преподавателя, рабочего от продавца.

С возрастом неизбежен третий этап десоциализации. Главной ценностью этого этапа становится здоровье. Причем здоровье во всех его проявлениях: наличие, сохранение, заболевание, лечение. Круг общения сужается до обсуждения течения болезни, лекарств, способов лечения, народной медицины. Современной особенностью бесед на темы здоровья стало обсуждение медицины, ее критика, ее осуждение как «некачественной», «бесполезной», а то и «античеловечной». На этом этапе пожилой человек уже не может активно заниматься значимой деятельностью («зрение стало плохим», «слух ухудшился», «ноги болят», «подруги-друзья скончались» и др.), и круг его мировосприятия сужается до «двора-подъезда-квартиры». Отметим, что это неизбежное про-

а 3 а

кй 3

и с

3 и

ка

а а

о

№ е

с о

К и

а

К и

и л и ч н о с

§

3 а

с

явление десоциализации личности. Но от человека и его окружения зависит эмоциональное восприятие состояния личности на третьем этапе и время его завершения. Важно обеспечить восприятие человеком «смысла жизни как сохранение самой жизни» [8]. Круг общения постепенно сужается, интересы замыкаются на собственном состоянии, потребности субъекта замыкаются на еде (да и они сокращаются до минимального уровня), покое, сне. Речи о каких-либо достижениях уже не идет. Это четвертый и, возможно, пятый этап. На этом этапе мы наблюдали значительное снижение эмо-

циональности (преобладал «старческий плач»), общение на уровне вопроса-ответа: «Как ты себя чувствуешь — Плохо. Все болит. Я всем мешаю». Но вот что интересно. В течение всего этапа у угасающего человека есть кто-то, кто для него важен и ценен, кого он ждет и кому он рад. Это может быть кто-то из членов семьи, участковый врач, старые подруга, друг, тот, кто поддерживает. Пожилому человеку надо «дать такого человека».

4 Обсуждение (Discussion)

Таким образом, мы выделяем четыре этапа десоциализации лиц

пожилого возраста (Таблица 1).

Таблица 1 — Показатели этапов десоциализации лиц пожилого возраста

Table 1 — Indicators of stages of desocialization of elderly people

«О

О «

S

§

«5

Таблица 1

§

О

!\) С Л

о §

(й а:

г:

Этап Показатель этапа

Потребность и мотив Ценностная ориентация Вид деятельности Статус Общественные Жизненная установка

I Собственное развитие Потребность в достижениях в аспекте оставленной профессиональной деятельности Деятельность. Общение Профессионально ориентированные виды деятельности Поддержание активной связи с оставляемым местом работы, бывшими коллегами «Я еще многое могу сделать»

II Потребность в общении, в индивидуальных достижениях Общение, здоровье, благополучие близких людей Индивидуально значимая полезная деятельность близких людей Сокращение профессиональных привязанностей «Надо всегда быть в порядке» «Надо хорошо выглядеть»

III Сохранение жизни Здоровье Индивидуально е общение с близким окружением Близкое окружение «Мне все должны помогать»

IV Поддержание жизни Еда, покой, сон Отдых Угасание активности «Как все и всё надоело»

К»

^ Характеристика этапов десоциализации личности в пожилом возрасте

в о к и

ели

tq

«5

Представленные в таблице показатели этапов позволяют сформулировать несколько дискуссионных положений. 1. Границы этапов размыты, в достаточной степени условны. Нет точных дат перехода с одного этапа на другой. 2. «Цепляние» за параметры прежнего этапа ведет к стрессу, обеспечивает переживание, формирует комплекс неполноценности, ставит в смешное или неловкое, а то и унизительное положение и приводит к непредсказуемой, иногда катастрофичной, ситуации. 3. Каждый этап с учетом всех его показателей должен осознаваться пожилым человеком, приниматься как его реальная жизнь, но с учетом естественных процессов старения. И при этом следует руководствоваться принципом: проживая каждый отрезок жизни, надо готовиться к переходу на следующий этап. Каждый раз уходить надо вовремя. Можно возразить, конечно: кто же знает время ухода. 4. Во всех случаях наблюдений за лицами пенсионного возраста мы отмечали то, что интерес к получению пенсии и внимание к здоровью угасают последними. 5. В полноценном проживании каждого этапа десоциализации очень

важны окружение, медицинским и психологический уход.

5 Заключение (Conclusion)

В заключение отметим следующие выявленные нами закономерности десоциализации личности в пожилом возрасте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, наличие интересной деятельности (хобби) сдвигает верхнюю границу этапа в сторону увеличения его продолжительности. Наличие ценностей и участие в активной деятельности обеспечивает расширение границ 1-го и 2-го этапов в сторону активной и полноценной жизни. Во-вторых, представление об активной профессиональной деятельности как факторе сохранения здоровья заставляет оставаться на первом этапе десоциализации или даже пытаться не переходить на него. Но этот процесс носит опасный искусственный характер. В-третьих, наличие индивидуально ценностно значимой деятельности обеспечивает плавный переход с этапа на этап, связывает их между собой и раздвигает границы в сторону увеличения их продолжительности. По существу, такая деятельность продлевает активную социально-ориентированную жизнь. Следовательно, на-

до наити такую деятельность, предложить пожилому человеку, научить его такоИ деятельности.

Библиографический список

1. Petushkova O.G., Kaminsky A.S., Guryanova I.V., Martynova N.V. (2017) Technology of the development of professional competencies in social workers: the gerontological aspect. Journal "Man in India". 97, 21, 301-321.

2. Беликов В. А. Динамика ценностных ориентации в жизни человека // ЮжноУральский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 16-21.

3. Бочарова В. Г. Социальная педагогика — научный компонент эффективной государственной политики России // Социальная педагогика в России. 2015. № 6. С. 3-10.

4. Супрун Н. Г. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема // Современная возрастная психология: основные направления и перспективы исследования // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2015. № 46. C. 171-174.

5. Примак Ю. А., Гизатова И. А. Особенности социальной работы с пожилыми людьми : материалы II междунар. науч. конф. «Педагогическое мастерство», г. Москва, декабрь 2012 г. М. : Буки-Веди, 2012. - 276 с.

6. Немов Р. С. Психология : учебник в 2-х ч. 2-е изд., пер. и доп. М. : Издательство Юрайт. 2017. Ч. 2. - 292 с.

а^

7. Теория познания : сб. науч. тр в 4 т. Т. II : Социально-культурная природа а

а

познания / под ред. В.А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М. : Мысль, 1991. - 478 с.

8. Альперович В. Д. Влияние значимых жизненных событий взаимодействия с другими на возникновение кризиса системы отношений лич-ности // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. № 5. С. 44-48.

9. Ковалева Н. Г., Тукумцев Б. Г. Образ жизни как фактор адаптации к жизни на пенсии // Психология зрелости и старения. 2004. № 2. С. 34-53.

10. Массон Г.В. Понимание реального мира современным пожилым человеком // Вестник Красноярского государственного педаго-гического университета им. В. П. Астафьева. 2007. № 3. С. 100-113. "

11. Черепанова О. В. Образ старости в представлениях студенток гуманитар- Л ных факультетов алтайского государственного университета // Психология зрелости I и старения. 2016. № 2. С. 78-87. |

12. Щанина Е. В. Адаптация пожилых людей в условиях российской действительности // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 12. Т. 10. С. 143-148.

¿s 3

к

о S

к

§

а а о

№ д

е с о

DOI: 10.20310/1819-8813-2015-10-12-143-148 §

13. Бондаренко И. Н. Социокультурная адаптация пожилого населения как педагогическая проблема // Мир образования — образование в мире. 2003. № 2. С. 54.

14. Гурьянова И. В. О критериях готовности к работе с пожилыми людьми будущих специалистов социальной сферы // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2014. № 47. С. 81-85.

§ 3

а о

V. A. Belikov

ORCID No. 0000-0003-2228-5345 Professor, doctor of pedagogical Sciences, Head of the Departmentof social and pedagogical education, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: belickov. vladimir54@mail. ru

CHARACTERISTICS OF STAGES OF DESOCIALIZATION OF THE PERSON IN OLD AGE

Abstract

Introduction. The relevance of the problem considered in the article is deter-mined by the fact that in the case of retirement upon reaching the appropriate age, every elderly person finds himself in a stressful situation being unable to perceive his new status of a pensioner, faces problems of desocialization of himself as a person, due to ignorance of the features of the stages of desocialization, is unprepared to overcome the impact of negative factors on his life and activity.

Purpose of research - establishment of the main stages of re-socialization of el-derly people, description of their indicators and formulation of the main rec-ommendations for the preservation of social activity of the individual at each stage.

Materials and methods. Theoretical methods are used - analysis of psychologi-cal and pedagogical literature and research data on the problem of socialization and desocialization of personality, generalization and systematization of re-search results; empirical - longitudinal observations, analysis of the activity of persons of pen-Sion age, formulation of conclusions about the influence of fac-tors on the character of personality desocialization. | Results. The process of desocialization of the elderly is con-

^ sidered as an inevi-table and natural process of breaking the social ^ ties of a person after retire-ment, the stages of desocialization are

distinguished. The desocialization of the elderly person is considered as the reverse (alternative) process of socialization and social adaptation. Specific examples of the monitoring of individuals of retirement age are given a comprehensive description of the stages.

Discussion. The novelty of our study is that unlike most of the works that solve the problem of ensuring the social adaptation of older people, we consid-er their desocialization as an objective process, the beginning of which is the person's retirement. Taking into account the current conditions of Russian so-ciety, we proceed from the fact that an elderly person is often left to himself and should be able to count on his own strength. In a rather unexpected form in the aspect of the novelty of the study, we are forced to conclude that the in-crease in the retirement age has a positive impact on the shift in the timing of the stages of desocialization of the elderly person to later.

Conclusion. Thus, the desocialization of the person in old age should be con-sidered as an inevitable obj ective process of loss of social ties. This process is manifested in stages. We have clarified the factors of personality desocializa-tion in the elderly (pension) age, presented the nature of their impact on the life and work of the elderly person, on the timing of each Tapa and its completion. It is noted that the duration of each stage is determined by the presence and na-ture of individually significant and useful activities. e

Keywords: personality, desocialization of personality, elderly persons, stages of desocialization, desocialization factors.

Highlights:

The concept of desocialization is considered in comparison e with the con-cept of socialization;

Clarified the features of the concept of personality;

The urgency of the research problem is substantiated; g

Examples of desocialization of elderly persons; e

IS

Stag g

i

o

n

The stages of desocialization of the person after retirement are presented;

The regularities of the process of desocialization of the elderly are named.

References

1. Petushkova O.G., Kaminsky A.S., Guryanova I.V., Martynova N.V. (2017) Technology of the development of professional competencies in social workers: the geron-tological aspect. Journal "Man in India". 97, 21, 301-321.

2. Belikov V. A. (2014) Dinamika tsennostnykh orientatsyy v zhizni cheloveka [Dynamics of value orientations in human life]. Yuzhnjural'skiy pedagogicheskiy zhurnal. 1, 16-21. (In Russian).

3. Bocharova V.G. (2015) Sotsial 'nayapedagokika — nauchnyy component effek-tivnoy gosudarstvennoypolitiki Rossii [Social pedagogy — a scientific component of effective state policy of Russia]. Sotsial'nayapedagogika vRossii. 6, 3-10. (In Russian).

4. Suprun N.G. (2015) Kachestvo zhizni pozhilykh lyudey kak sotsi-al'naya problema [Quality of life of elderly people as a social problem]. Sborniki konferentsiy Nauchno-issledovatel'skogo tsentra "Sotsiosfera". 46, 171-174. (In Russian).

5. Primak Yu.A. Gizatova I.A. (2012) Osobennosti sotsial 'noy rabony s pozhi-lymi lyud'mi [Features of social work with the elderly]. Materialy II mezhdunarodnoy nauch-noy konferentsii "Pedagogicheskoye masterstvo " [Materials of the II international scientific conference "Pedagogical excellence"]. Moskow, Buki-Vedi. (In Russian).

6. Nemov R.S. (2017) Psichologiya [Psychology]. Psikhologiya obrasovamiya. Moskow. Izdatel'stvo Yurayt. 2. 292 p. (In Russian).

7. Eds: Lektorskiy V.A., Oyzerman T.I. (1991) Teoriya poznaniya [Theory of knowledge]. Moscow, Mysl'. 478 p. (In Russian).

8. Al'perovch V.D. (2009) Vliyanie znachimykh zhiznennykh sobytiy vzai-modeystviya s drugimi na vozniknovenie krizisa sistemy otnosheniy lichnosti [The influence of significant life events of interaction with oth-ers on the crisis of the system of personal relations]. Rossiyskiypsikho-logicheskiy zhurnal. 5, 44-48. (In Russian).

9. Kovaleva N.G. (2004) Obraz zhizni kak factor adaptatsii k zhizni na pensii [Lifestyle as a factor of adaptation to life in retirement]. Psikhologiya zrelosti i stareniya. 2, 34-53. (In Russian).

10. Masson G.V. (2007) Ponimanie real'nogo mira sovremennym pozhilym che-lovekom [Understanding the real world by the modern el-derly]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafyeva. 3, 100-113. (In Russian).

11. Cherepanova E.V. (2016) Obraz starosti dpredstavleniyakh stu-dentok guman-itarnykh fakul'tetov altayskogo gosudarstvennogo universiteta [The image of old age in the views of students of Humanities facul-ties of the Altai state University]. Psikhologiya zrelosti i stareniya. 2, 78-87. (In Russian).

12. Shcanina E.V. (2015) Adaptatsiya pozhilykh lyudey v usloviyakh rossiyskoy deystvjtel'nosti [Adaptation of elderly people in the condi-tions of Russian reality]. Sot-sial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 12, 10, 143-148. DOI: 10.20310/18198813-2015-10-12-143-148 (In Russian).

13. Bondarenko I.N. (2003) Sotsiokul'turnaya adaptatsiya pozhilogo naseleniya kakpedagogicheskayaproblema [Socio-cultural adaptation of the elderly population as a pedagogical problem]. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2, 54. (In Russian).

14. Gur'yanova I.V. (2014) O kriteriyakh gotovnosti k rabote spozhi-lymi lyud'mi budushchikh spetsialistov sotsial'noy sfery [About criteria of readiness for work with elderly people of future specialists of the so-cial sphere]. Sborniki konferentsiy Nauchno-issledovatel'skogo tsentra "Sotsiosfera". 47, 81-85. (In Russian).

ha a

3

c

IS

Stag g

s

>1 o

c

i

o

n

th

e

Pe

s o

n n

o

ld g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.