НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
NEGATIVE ASPECTS OF INFLUENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES ON THE FORMATION OF CONSCIOUSNESS IN MINORS
УДК 342.9
А.В. КАРАГОДИН,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
ALEXANDER V. KARAGODIN,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Н.В. МУЛЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород)
NADEZHDA V. MULENKO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются негативные аспекты влияния информационно-коммуникационных технологий на формирование сознания людей, в частности несовершеннолетних. Авторы акцентируют внимание на том, что в настоящее время виртуальное пространство стало устойчивой формой коммуникативных связей, охватившей широкий круг категорий несовершеннолетних - индивидов, чье сознание находится на стадии формирования, становления фундамента личности, на котором будут основываться формы их поведения, определяться дальнейшая роль в обществе. В связи с чем вопрос влияния цифровых технологий, виртуального пространства на сознание несовершеннолетних становится одной из важнейших проблем современного общества. Авторы анализируют возникновение и развитие форм деструктивных сообществ в сетевых ресурсах, склоняющих несовершеннолетних к проявлению девиантного поведения, а также к совершению преступлений, и приходят к выводу о том, что основными причинами развития деструктивного поведения детей и подростков в результате использования информационно-телекоммуникационных технологий, в частности сети Интернет, являются условия нарастающих темпов развития категорий и форм, представляющих опасность для детей, а также недостаточный контроль со стороны правовых и неправовых механизмов регулирования деятельности несовершеннолетних в информационных сетях.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные сети, формирование сознания несовершеннолетних, информационные ресурсы, девиантное поведение.
Для цитирования: Карагодин А.В., Муленко Н.В. Негативные аспекты влияния информационно-коммуникационных технологий на формирование сознания у несовершеннолетних // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2022. № 1. С. 74-79.
Abstract: the article examines the negative aspects of the influence of information and communication technologies on the formation of people's consciousness, in particular, minors. The author focuses on the fact that at present the virtual space has become a stable form of communicative connections, covering a wide range of categories of minors - individuals whose consciousness is at the stage of formation, the formation of the foundation of personality, on which their forms of behavior will be based, their further role in society will be determined. In this connection, the issue of the influence of digital technologies, virtual space on the consciousness of minors is becoming one of the most important problems of modern society. The author analyzes the emergence and development of forms of destructive communities in network resources that
2022 ' 1
incline minors to display deviant behavior, as well as to commit crimes, and comes to the conclusion that the main reasons for the development of destructive behavior of children and adolescents as a result of the use of information and telecommunications technologies, in particular - The Internet is the conditions for the increasing pace of development of categories and forms that pose a danger to children, as well as insufficient control by legal and non-legal mechanisms for regulating the activities of minors in information networks.
Keywords: information and communication networks, the formation of the consciousness of minors, information resources, deviant behavior.
For citation: Karagodin A.V., Mulenko N.V. Negative aspects of influence of information and communication technologies on the formation of consciousness in minors // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 1. P. 74-79.
На современном этапе развития информационных технологий виртуальное пространство стало устойчивой формой коммуникационных связей, охватывающей широкий круг несовершеннолетних, которые им пользуются. Их сознание находится на стадии формирования личностной базы, на которой будут основываться их формы поведения, определяться их дальнейшая роль в обществе. Опираясь на вышеизложенное, можем говорить о том, что вопрос о влиянии информационных технологий на сознание несовершеннолетних становится важнейшей проблемой современности.
Анализируя данный вопрос, стоит обратить внимание на два аспекта. Безусловно, нельзя не рассмотреть то, что в условиях развития виртуальных платформ у подростков появляется множество способов для проявления себя, использования своих ресурсов для становления и развития в творческой, научной, информационно-прикладной и многих других областях, то есть посредством использования информационно-коммуникационных технологий подросток может удовлетворить одну из самых значимых потребностей на данном этапе его развития - потребность в интеграции с обществом, поиске своей роли в этом обществе, где взаимодействуют более сложные по своей организации институты.
Другой аспект - информационно-коммуникационные технологии формируют среду, где открывается множество возможностей для реализации деструктивных идей, преступных деяний. С появлением виртуальной среды преступность вышла на совершенно новый этап своего проявления - появилась возможность орудовать анонимно, скрываясь за множеством прокси-серверов, ложных данных в социальных сетях, проводить преступные операции в экономической, экстремистской и прочих областях удаленно, более оперативно и в большинстве своем бесследно привлекать детей и подростков к преступным организациям путем психологического воздействия, осу-
ществляемого при помощи мессенджеров и различных сообществ в социальных сетях.
По результатам социологических исследований, 88% четырехлетних детей выходят в Сеть вместе с родителями; в восьми-, девятилетнем возрасте дети все чаще выходят в Сеть самостоятельно. К четырнадцати годам совместное семейное пользование Сетью сохраняется лишь для 7% подростков1. Таким образом, можно сделать вывод о том, что взросление и развитие современных детей почти невозможно без влияния Интернета.
В то же время проведенные исследования показали, что у несовершеннолетних, много времени проводящих в Интернете, субъективная насыщенность жизни гораздо ниже, чем у сверстников. Кроме того, они обладают высокой потребностью в самовыражении, а также не склонны брать на себя ответственность за свою жизнь. Определенная упорядоченность интернет-сайтов, заданные оболочки компьютерных систем и программ способствуют повышению способности саморегуляции у несовершеннолетних. В то же время злоупотребление Интернетом ограничивает их способность наполнения своей жизни содержанием. У них высока степень неопределенности в отношении перспектив своей жизни, мотивация к профессиональной деятельности отсутствует либо выражена слабо, также несовершеннолетние систематически сталкиваются с незаконным контентом в сети Интернет, что может привести даже к такому социальному явлению, как детский суицид, количество которого в России за 2020 год выросло на 14% по сравнению с 2019 годом2.
1 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 04.04.2021).
2 Уполномоченный Российской Федерации по правам ребенка [Электронный ресурс]. - URL: http://deti.gov.ru/ articles/news/anna-kuznecova-predlozhila-mery-po-usileniyu-effektivnosti-ispolneniya-sudebnyh-reshenij-svyazannyh-s-vospitaniem-detej (дата обращения: 06.04.2021).
Необходимо отметить, что российское законодательство не стоит в стороне от решения данной проблемы. Следует указать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с защитой детей от информации, приводящей к нарушению здорового развития сознания детей и подростков, такие как:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3;
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 463-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- приказ Роскомнадзора, МВД России, Рос-потребнадзора, ФНС России от 18 мая 2017 г. № 84/292/351/ММВ-7-2/461@ «Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети „Интернет", содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему „Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"» и др.
Анализируя Федеральный закон от 29.12.2010 № 463-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» как регулятор деструктивных взаимосвязей подростка и небезопасной для него информации, подчеркнем низкую эффективность применения на практике в условиях постоянно меняющейся киберсреды с появлением в ней различных ответвлений и форм институтов, оказывающих влияние на формирование сознания детей. Кроме того, данный Федеральный закон не предусматривает мер привлечения к ответственности лиц, не соблюдающих его нормы.
Нельзя не отметить определенную активность в области совершенствования законодательства в сфере обеспечения информацион-
ной безопасности несовершеннолетних. Так, 18 мая 2017 г. издается совместный приказ Роскомнадзора, МВД России, Роспотребнадзо-ра, ФНС России от 18 мая 2017 г. № 84/292/351/ ММВ-7-2/461@. Данный приказ:
- утвердил критерии, позволяющие относить информацию в сети Интернет к информации о способах совершения самоубийства или призыва к нему;
- стал причиной для создания рабочих групп по мониторингу в сети Интернет сайтов, содержащих суицидальный контент, в подразделениях по делам несовершеннолетних и уголовного розыска.
Следующим этапом в совершенствовании законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних стало внесение 7 июля 2017 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации новых составов преступлений, посягающих на жизнь и здоровье людей, в том числе и несовершеннолетних:
1) ст. 110.1 УК РФ «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства»;
2) ст. 110.2 УК РФ «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства»;
3) ст. 151.2 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего».
Внесенными изменениями начали руководствоваться уже спустя месяц после их вступления в силу. Так, 7 мая 2018 г. приговором Судакского городского суда № 1-25/2018 была признана виновной Гениева Ф.М. в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 110.1 УК РФ, факт которого произошел еще 16 июля 2017 г.
Изменения были внесены также в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а именно в ст. 1 было включено понятие «эксплуатация детей», включающее в себя сексуальную эксплуатацию, и меры ответственности за нее.
Нами предлагается ввести идентификацию возраста пользователя, что должно быть уточнено в положениях Федерального закона от 29.12.2010 № 463-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также установить административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, если это не повлекло физических последствий или психологических травм.
Социальные сети - это не только возможность осуществлять социально полезную де-
ятельность в самых разных областях, но и совершение общественно опасных деяний, количество которых в настоящее время увеличилось. Однако ни правоохранительные органы, ни внутренняя «сетевая» безопасность не способны полностью искоренить подобные формы проявления: с каждым разом число запрещенных групп увеличивается.
Безусловно, для того, чтобы обеспечить информационную безопасность несовершеннолетних, необходимо классифицировать информацию, представляющую угрозу для них.
Стоит отметить, что информация такого рода носит характер, побуждающий к действиям. В связи с этим информацию, оказывающую негативное воздействие на формирование сознания несовершеннолетних, можем разделить на следующие категории.
Информация, побуждающая к:
- хранению, употреблению, распространению наркотических, одурманивающих, алкогольных, табачных, психотропных веществ;
- насилию и жестокости по отношению к людям и животным;
- действиям, представляющим угрозу для собственного здоровья и жизни;
- созданию, распространению, просмотру материалов порнографического характера;
- действиям экстремистского характера и т.д.
Так, в последнее пятилетие мы сталкиваемся с так называемыми группами смерти, которые способны прямо или косвенно склонять подростков к суициду. В таких группах ведется пропаганда суицида с использованием различных психологических манипуляций. Детей вовлекают в среду дестабилизирующего общения, поддерживают депрессивное настроение, далее подготавливают и формируют личность с целью совершения суицида, то есть организаторы таких групп проводят отбор наиболее внушаемых и личностно неблагополучных детей, которых впоследствии втягивают в «игру-квест» с постепенными действиями или этапами, последним из которых и является попытка суицида.
На основе проведенных исследований можем сказать о том, что в нашей стране высокие достижения в области противодействия какому-либо отрицательному явлению появляются лишь после обострения, достижения пика негативной обстановки. Так произошло и в этом случае, когда в связи со стабильно высокими показателями количеств самоубийств несовершеннолетних (2015 год - 685, 2016 год - 692, а в 2017 году уже 788 детских смертей [1, с. 23]) было проведено заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, где по итогам которого Президент Россий-
ской Федерации дал важное поручение о принятии скорейших решений, направленных на совершенствование системы профилактики подросткового суицида.
Успехов в части предупреждения деяний, способствующих увеличению числа детского суицида, достигло УМВД России по Тюменской области, где в августе 2017 года была введена должность инспектора по делам несовершеннолетних по профилактике киберпреступлений в отношении несовершеннолетних3.
Этот областной проект заслуживает отдельного внимания, так как он был создан в 2016 году из числа участников ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации» и молодежного портала города Тюмени «Мой Портал», который успешно действует до сих пор и вышел на федеральный уровень.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что меры, избранные органами государственной власти, имели медленные темпы принятия, оперативная, профессиональная и взаимосвязанная работа все же позволила снизить остроту ситуации, выработать механизмы противодействия распространению незаконного контента в сети Интернет среди несовершеннолетних, выработать и активно применять судебную практику по привлечению к уголовной ответственности лиц, каким-либо образом призывающих и содействующих совершению детьми суицида.
Не только группы смерти [2] в социальных сетях пополняют ряды запрещенных к распространению сообществ, но и так называемые группы убийств. В таких сообществах пропагандируются массовые убийства в учебных заведениях на примере западных стран (например, массовое убийство в школе «Колумбайн» [3], штат Колорадо, США).
Отметим, что к группам, которые распространяют информацию запрещенного характера среди несовершеннолетних, стоит отнести сообщества, содержащие материалы сексуального и порнографического характера.
Так, мы можем говорить о развитии CSEM-пре-ступлений, т.е. о сексуальной эксплуатации детей онлайн [5]. Стоит отметить, что CSEM-материа-лы попадают к преступникам разнообразными способами, а именно:
1) поступление видеоматериалов из видеостудий;
2) размещение материалов сексуального характера в Интернете самими детьми в социальных сетях или в видеообменниках;
3 Управление МВД России по Тюменской области [Электронный ресурс]. - URL: https://72.мвд.рф/document/12931651 (дата обращения: 14.04.2021).
3) в отдельных случаях поставке материалов такого характера способствуют и родители. Например, когда видеостудии предлагают детям создавать для них такой видеоматериал с согласия родителей за денежное вознаграждение;
4) шантаж несовершеннолетних.
Одной из современных проблем в области CSEM является возможность размещения материалов без дальнейшего хранения в Сети. Речь идет об онлайн-трансляциях и так называемых стримах. Данные формы размещения материалов сексуального характера с участием детей создают значительные препятствия для определения преступников в таких случаях.
Говоря об имеющихся препятствиях в виде частичной латентности, высокого темпа развития, многообразия постоянно модифицирующихся форм совершения киберпреступлений с вовлечением несовершеннолетних и иных форм развития девиантного поведения среди данной возрастной категории, целесообразно провести анализ в области правовых и неправовых механизмов регулирования данной проблемы [4, с. 173].
К неправовым механизмам регулирования участия детей и подростков в киберсреде можно отнести семью и образовательные организации, оказывающие огромное влияние на становление сознания несовершеннолетних на ранних, первичных стадиях, а также администраторов сайтов, социальных сетей, сообществ.
Родители должны обеспечивать информационную безопасность детей посредством совместного посещения информационных ресурсов в рамках информационно-коммуникационных сетей, акцентировать внимание ребенка на безопасном и полезном материале, да и само поведение родителей в семье, как утверждают психологи, влияет на проявление жестокости подростками в социальных сетях.
Не стоит забывать и о внутренней безопасности в Интернете и социальных сетях. Администраторам социальных сетей стоит обращать внимание на подозрительные группы и сообщества, которые способны нанести моральный и психологический вред, нарушать права и интересы пользователей, следует соблюдать возрастную классификацию информационной продукции при просмотре
видеозаписей и контролировать вступление в сообщества.
По нашему мнению, контролировать подростков должны не только родители, но и учебные заведения (школы, колледжи). Возможно, обязать преподавательский состав отслеживать каждого своего ученика не совсем верно, но тем не менее стоит на территории всей страны создать волонтерскую группу из старших учеников и студентов, способных наблюдать за подростками в социальных сетях, по примеру тюменского проекта «Ки-берпатруль», а затем проводить дискуссионные беседы воспитательного характера среди подростков, обращая внимание на криминогенность и опасность таких групп. Волонтерская группа может не только контролировать социальные сети, но и помогать адаптироваться несовершеннолетним в классе среди сверстников. Создание различных школьных и студенческих кружков позволит подросткам открыть новые способности и реализовывать себя в обществе, не прибегая к помощи Интернета и социальных сетей. Кроме того, считаем необходимым введение в каждой школе должностей штатного психолога, из расчета один психолог на 200 обучающихся, к сожалению, данная практика имеет место быть только в школах города Москвы, да и то она получила развитие только в последние два года.
Что касается работы органов внутренних дел по профилактике негативного влияния Интернета на несовершеннолетних, то мы считаем целесообразным повсеместно применить практику УМВД России по Тюменской области в части введения должности инспектора по делам несовершеннолетних по профилактике киберпреступлений в отношении несовершеннолетних, а при осуществлении профилактических обходов сотрудникам подразделения по делам несовершеннолетних на обслуживаемой территории обязательно заострять внимание детей, родителей и иных категорий граждан на возможных опасностях для несовершеннолетних интернет-пользователей. В своих разъяснительных беседах сотрудники обязаны обращать внимание на основные информационные риски и угрозы для детей, которые таит в себе Интернет, а информация, доносимая ими, должна быть доступной и понятной.
Литература
1. Положий Б.С. Суициды среди несовершеннолетних (эпидемиологический аспект) // Суицидология. - 2019. - № 1 (34). -С. 21-25.
2. Жихарева Л.В. Виртуальные группы смерти: методология исследования // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2020. - № 1. - С. 161-168.
3. Карпов В.О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2018. - № 4 (34). - С. 442-445.
4. Меркулов Р.И. Факторы, влияющие на девиантное поведение несовершеннолетних // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 2-2 (53). - С. 173-176.
5. Антонов О.Ю. Криминалистическая модель преступной деятельности, связанной с изготовлением и оборотом порнографических материалов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. - 2017. - № 1. - С. 73-79.
References
1. PolozhiiB.S. Suitsidy sredi nesovershennoletnikh (epidemiologicheskii aspekt) // Suitsidologiya. - 2019. - № 1 (34). - S. 21-25.
2. Zhikhareva L.V. Virtual'nye gruppy smerti: metodologiya issledovaniya // Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. -2020. - № 1. - S. 161-168.
3. Karpov V.O. Kul't Kolumbaina: osnovnye determinanty massovykh ubiistv v shkolakh // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2018. - № 4 (34). - S. 442-445.
4. MerkulovR.I. Faktory, vliyayushchie na deviantnoe povedenie nesovershennoletnikh // Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. - 2021. - № 2-2 (53). - S. 173-176.
5. Antonov O.Yu. Kriminalisticheskaya model' prestupnoi deyatel'nosti, svyazannoi s izgotovleniem i oborotom pornograficheskikh materialov s ispol'zovaniem informatsionno-telekommunikatsionnykh setei // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i pravo. - 2017. - № 1. - S. 73-79.
(статья сдана в редакцию 20.04.2021)