20//А/
поведении. - М.: Юрид. изд-во наркомюста, 1924. - 89 с.
25. Доля А. А. Личностные особенности беспризорных и безнадзорных детей и подростков // Ученые записки РГСУ. - 2009. -№ 11. - С. 191-194.
26. Ильченко О. Ю. Новые беспризорные: социологический анализ проблемы на примере Приморского края: дисс. ... канд. социол. наук. - Владивосток, Тихоокеан. гос. Университет, 2009. - 161 с.
27. Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс. -1998. - № 3. - С. 117-119.
28. Солдатова Г. У., Зотова Е. Ю. Кибер-буллинг в школьной среде: трудная онлайн ситуация и способы совладения // Образовательная политика. - 2011. - № 5 (55). - С. 4859.
29. Lynn R. Dysgenics: Genetic Deterioration in Modern Populations. - London: Ulster Institute for Social Research, 2011. - 381 p.
30. Willis H. Profane cultural. - London, Routledge Falmer, 1984. - 212 р.
31. Willis H. Common Culture. Simbolic Work at Play in the Young. - London: Westview Press , Open University Press, 1990. - 165 p.
32. Прокудин Д. Е., Соколов Е. Г. «Циф-роая культура» vs «Аналоговая культура» // Вестник СПбГУ. - Серия 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. - 2013. - № 4. - С. 83-91.
Л. Ю. Овчаренко
УДК 159.9.07
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ
В настоящее время нарастают глобальные процессы активации формирования и полномасштабного пользования информационными ресурсами, при этом особого внимания требует психологическая защищенность и информационная безопасность детей, что является основной целью нашего изучения. Знакомство подрастающего поколения с закономерностями пользования различными информационными ресурсами, овладение знаниями об элементарных правилах отбора и использования информации, умение фильтровать информацию, критически ее оценивать с точки зрения содержания, формы и влияния, способствуют формированию системы психологической защиты детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному личностному развитию. В этом контексте чрезвычайно важным является аспект самостоятельной оценки детьми поступающей информации. Ребенка надо вооружить неким инструментом критического оценивания любой информации, поступающей извне.
Обеспечение детской информационной безопасности на государственном уровне, защита их физического здоровья, нравственного и умственного развития, человеческого достоинства несовершеннолетних во всех аудиовизуальных информационных продуктах и электронных СМИ и СМК является требованием международного права.Требования международных стандартов в вопросах информационной безопасности детей нашли свое отражение и в законодательстве РФ [1], где определяются правила и требования к медиа-безопасности детей при обороте на территории РФ любой информационной продукции.
Опираясь на российское законодательство, информационная безопасность детей означает состояние защищенности детей, при котором отсутствуют риски, связанные с причинением любой информацией, в том числе распространенной в сети Интернет, вреда их здоровью на, физическом, психическом, духовном и нравственном уровнях развития. Таким образом, процесс выстраивания информационной защиты детей должен включать в себя защиту со стороны государственных структур на уровне законодательства, со стороны родителей, посредством реализации различных систем родительского контроля информации и, конечно же, со стороны самих детей, через развитие взрослыми системы критического отношения к потребляемой информации на уровне ценностей, нужности, опасности/безопасности любой информации, поступающей к ребенку.
Использование Интернета дома и в образовательных организациях в настоящее время является абсолютно неотъемлемой частью жизнедеятельности личности. Сейчас сложно переоценить значимость образовательных ресурсов мировой сети. Информационная среда, безусловно, способствует повышению эффективности образования, а также получению актуальных новостей по интересующей проблематике не только родителям и педагогам, но и обучающимся. Однако масштабные темпы развития глобальной сети несут в себе и существенные сложности и недостатки. Информационная среда характеризуется слабо структурированной и не всегда надежной и достоверной информацией, которую необходимо регулярно администрировать, экспертировать на предмет точности, актуальности и, конечно, психологической безопасности. Надо констатировать факт, что объем подобной непроверенной, небезопасной, иногда травмирующей, спорной, недостоверной и т.д. информации в глобальной сети с каждым днем становится все больше.
Информационный поток сейчас оказывается переполненным противоправным и незаконным контентом. Многочисленные видеоролики, снимки, статьи, форумы, сомнитель-
ного содержания открытые и закрытые группы и интернет-сообщества могут создать внешние риски психологической безопасности личности на разных этапах ее развития. Это может стать источником дезориентации ребенка, психологических травм, нарушений в системе социальных отношений, искажении реальности и образа будущего и других серьезных личностных деформаций. Все эти факторы оказывают непосредственное воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения.
Незащищенное информационное пространстве может привести к психологическому подавлению, манипулированию сознанием, навязыванием иррациональных мыслей и моделей поведения, игнорированию реальных потребностей личности, доминированию других субъектов в принятии жизненно важных решений ребенком, неадекватному соперничеству в Интернет-пространстве и реальной жизни и другим губительным последствиям наиболее уязвимой части социума - детей и молодежи.
Опираясь на понимание психологической защищенности как относительно устойчивого положительного эмоционального переживания и осознания индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию [6], можно говорить о критериях безопасности детей в информационном пространстве, методах и средствах системы защит от рисков и угроз.
Обобщенно самым серьезным риском информационной среды становится угроза психологической травматизации ребенка, в результате которой наносится серьезнейший ущерб психическому здоровью личности, возможности ее позитивного, благополучного развития и удовлетворения ее основных потребностей в жизни.
В настоящее время с точки зрения рисков и угроз информационной среды самым уязвимым становится подростковый возраст. Ха-
20//А/
рактерные особенности развития, становления, кризисных переживаний, актуализации социального статусного и ролевого наборов современного подростка, особенности организации его досуга и т.д. становятся источниками для активизации воздействия на несовершеннолетних негативных факторов окружающей социальной среды, в том числе и информационной.
Сейчас информационная среда становится основной формой и средствами социализации подростков. На фоне снижения значимости семьи и школы как агентов социализации, происходит усиление значимости виртуального социального окружения, виртуального социального статуса. При этом дети и подростки прекрасно ориентируются в информационном пространстве, пользуются информационными продуктами с образовательной точки зрения.
Современные дети являются продвинутыми пользователями и на высочайшем уровне владеют навыками пользования гаджета-ми, что позволяет быстро находить и потреблять любую информацию. В качестве основных изменений, характеризующих современное социальное пространство ребенка, можно отметить следующие нюансы. Современные дети - это цифровое поколение. Подростки мультимедийных технологий, социализирующиеся в информационном обществе. Такие дети связаны между собой социально-информационными узами (глобальная сеть в целом, YouTube и другие видеохостинги, социальные сети Вконтакте, Facebook, Twitter и другие, мобильные телефоны, SMS и MP3-плееры, чаты, форумы, интернет-магазины, игры и т.д.). Сейчас интернет не ограничивается домашними компьютерами и может быть доступен в любую секунду благодаря современным мобильным телефонам и другим устройствам, сети Wi-Fi. Современные дети охотнее доверяют информации из сети, нежели сообщениям из надежных, но не цифровых источников. Чтобы получить информацию современному подростку легче найти ее в Интернете, нежели спросить у родителей, учителей или друзей.
Подростки сейчас являются более зависимыми от цифровых технологий, чем их родители, которые использовали телевидение как альтернативу книгам и газетам. Они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, довольно амбициозны. При этом для многих современных детей характерны инфантильные проявления, что позволяет негативным субъектам пользоваться их детскостью в принятии решений. Настаивают на собственном праве принятия решений. Неограниченный доступ к информации в сети придает детям большую уверенность в своих силах, мировоззрении, которое далеко не всегда является устоявшимся и правильным.
Современное поколение несовершеннолетних отличает способность мыслить совершенно иными категориями. Им интереснее и привычнее чтение мини-новостей, форматов блога, твиттов и статусов в социальных сетях, нежели статей, развернутых анализов и т.д. Образ их мыслей характеризуется зачастую фрагментарностью, а в некоторых случаях поверхностностью.
Объем информации, доступной школьнику, и степень ее влияния, приобрели такую значимость, что необходимо констатировать информационную социализацию личности, при которой информация становится одним из ведущих факторов социализации. Информационный поток влияет на ребенка так же мощно как семья, школа или референтная группа. Данные обстоятельства следует принять как факт и развивать психологическую защищенность детей и подростков, мировоззренческая и жизненная позиция которых еще находится на стадии апробации и формирования.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в контексте безопасности информационной среды, представляется актуальным изучение проблем обеспечения психологической информационной безопасности и механизмов психологической защиты учащихся в информационной среде. Несомненно, что безопасное пространство является защищенным и связано с состоянием защищенности ребенка.
Понимание критериев психологической безопасности информационной среды в на-
стоящее время неоднозначно. Во многих работах исследователей информационной безопасности последняя трактуется в качестве состояния защищенности основных интересов обучающихся от угроз и рисков, вызванных информационным воздействием на психику, психологическое состояние и социокультурное развитие несовершеннолетнего различными социальными субъектами и информационной средой общества, в том числе образовательной средой [4].
Для понимания критериев психологической безопасности необходимо определиться с пониманием видов угроз и рисков информационного Интернет-пространства, тех механизмов, посредством которых оказывается давление, влияние на психику ребенка. Для создания механизмов психологической защиты важно учитывать манипулятивные техники воздействия (игнорирование потребностей, навязывание чужих мнений и позиций), доминирование (мягкое или жесткое), соперничество, создание чужой картины мира и т.д.
К факторам информационной и образовательной среды, которые являются источниками рисков и угрозами психологической информационной безопасности детей и подростков, можно отнести следующие: неограниченный объем, неконтролируемость и доступность информации, поступающей к ребенку; использование субъектами информационной среды средств манипуляции сознанием, воздействующих на психическое и физиологическое состояние человека; целенаправленное использование специфических элементов в информационном контенте, которые изменяют психофизиологическое состояние пользователей информации; нарушения в хранении персональной информации, онлайн-мо-шенничество, выход в сеть с компьютеров с низкой степенью защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), спам, вирусная реклама и т. д.; кибермошенничество, хищение персональных данных с целью обогащения; коммуникационные риски, содержащие различные межличностные отношения, контакты и связи интернет-пользователей с преступными целями (контакты педофилов с детьми, кибер-
преследования, вербование в секты, экстремистские организации, деятельность социальных групп и сообществ, влекущих за собой изменение психической жизни ребенка -суицидальные, тоталитарные группы и т. д.). В настоящее время виды киберпреследова-ний нарастают. К ним можно отнести преследования человека сообщениями, содержащими агрессивные угрозы, оскорбления, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций; обмен информацией, изображениями или контактами в мошеннических целях, использование чужих профайлов для преступных действий, запугивания, оскорбления и т.д.; социальное бойкотирование; хулиганство (интернет-троллинг).
В качестве неподобающего контента информация определяется с относительной точки зрения. Это означает, что в зависимости от культурных, законодательных оснований, особенностей менталитета и узаконенного возраста, в обществе и государстве определяются группы материалов, считающихся неподобающими для возрастных, гендерных, конфессиональных и иных групп. Неподобающий контент может включать материалы, которые содержат информацию любой формы о насилии, эротике и порнографии, нецензурной лексике, разжигании расовой ненависти, пропаганде суицида, анорексии и булимии, азартных игр и психоактивных веществ.
Анализируя информацию с точки зрения ее психологической безопасности, важно определить основные векторы воздействия информационного контента и продукции на физическое и психическое здоровье, развитие ребенка, соответствующие критериям психологической и информационной безопасности. Речь идет о важнейших для жизнедеятельности личности феноменах [3; 7; 8; 10; 11]: мировосприятие, мировоззренческая позиция, система представлений о мире, базовое доверие к миру, природе, обществу и личности. Доверять можно только тому, что не несет угрозы. Так, если ребенка убедить в нужности и безопасности, стабильности и надежности некой информации, действия, модели поведения, то его можно убедить в следовании данным мо-
20//А/
делям. К данным феноменам можно отнести систему ценностей и смыслов, которая формируется у современных детей часто под воздействием информационного пространства; коммуникативную компетентность; ожидания, позитивный образ и опыт общения со значимыми другими, родителями, учителями, друзьями, сверстниками как равноправными партнерами по доверительному общению. Информация воздействует на развитие познавательной сферы посредством предоставления надежной, достоверной, содержательной, научно-обоснованной информации, соответствующей восприятию ребенка определенного возраста и культуры, создающей зону его ближайшего развития. Информационный поток влияет на формирование поведенческих моделей - имитация поведенческих установок и моделей значимых других (если такую значимость приобретет негативная личность, это станет небезопасным для ребенка); личностное развитие, предполагающее формирование позитивного самоотношения и самооценки; развитие эмоциональной сферы; формирование установок принятия других, лояльности, исключающей этноцентризм и культуроцентризм, ксенофобию, мигрантофобию, шовинизм [5].
Психологический ущерб, нанесенный личности запрещенным контентом с использованием манипулятивных инструментов, проявляется в ряде серьезных последствий: искажение мировоззрения; психологический уход от реальной действительности; нарушение картины мира и образа будущего; принуждение к определенному (выбранному кем-то другим) образу мыслей, эмоциональному состоянию и моделям поведения; препятство-вание личности в самостоятельном и свободном выборе образа мысли и жизни; психологическая эксплуатация; изменение эмоционального фона жизнедеятельности, депрессивные настроения, эмоциональная лабильность; нарушение нормативного психического развития и социального функционирования; усугубление психосоматических проявлений и нервно-психических расстройств; углубление инфантилизации; формирование неадаптивных моделей поведения; сужение круга социальных контактов.
Дети и подростки каждую минуту пребывания на просторах информационного поля могут подвергнуться в разной степени вышеуказанным рискам и угрозам. Попадая в ситуацию риска, ребенок не всегда способен оказать сопротивление таким угрозам. Не всегда рядом есть опытный взрослый для оказания своевременной помощи ребенку в сложной ситуации. Дети воспитываются в разных семейных системах, которые не справляются с потоком отрицательного информационного контента. Все это приводит к тому, что ребенок зачастую остается один на один с угрозами, социальными рисками и собственными переживаниями.
Ответом на такой актуальный социальный запрос может стать система психологических защит от негативного информационного воздействия на несовершеннолетних, в которой активными субъектами будут сам несовершеннолетний, его социальное окружение, семья, референтная группа, те внешние и внутренние ресурсы, которые обеспечат психологическую защищенность от информационных рисков и угроз. Конечно, в систему защиты должна входить медиаграмотность детей и подростков, которую необходимо формировать на уровне образовательной организации и семьи.
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и безопасности, обеспечивается, прежде всего, ближайшим окружением, семьей и школой, как субъектами безопасности. Это задача семейного и школьного воспитания, включающая в себя владение механизмами психологических защит на уровне личности ребенка и социальной группы.
Средства, меры и механизмы психологической иинформационной защищенности и безопасности детей и подростков должны быть определены законами возрастного, психологического и физиологического развития школьников. Важнейшим фактором построения системы информационной защищенности детей и подростков становится факт максимальной подверженности детей (более чем других социальных групп) негативным воздействиям информационного пространства,
наносящим вред психологическому, психическому здоровью и нравственному развитию [4, с. 54].
При выделении критериев оценки состояния информационной среды и психологической безопасности детей и подростков учитываются такие аспекты, как потенциальная ресурсность информации, ее надежность; соответствие содержания и формы информационного контента возрастным и психологическим особенностям потребителей информации; содержание материалов, способствующих личностному и умственному развитию детей и подростков; условия здоровье сбережения, сохраняющие психическое и психологическое здоровье и благополучное развитие подростков; содержание информационной продукции с точки зрения морально-нравственной составляющей и ее художественно-эстетических качеств.
Личная безопасность может трактоваться как устойчивость личности к неблагоприятным влияниям информационной среды, способность к противостоянию вредоносным и нежелательным средовым факторам. Об основах построения системы психологических защит личности от рисков и угроз информационной среды можно говорить только с учетом показателей психологической безопасности личности [2, с. 107].
Показатель устойчивости личности, отражающий умение личности контролировать себя, управлять своим поведением и эмоциями. Развитие этого показателя у несовершеннолетних в условиях всеобъемлющей охваченности информацией даст возможность противостоять на личностном уровне негативному воздействию любого информационного контента. Подростка с высоким показателем устойчивости личности сложно будет заинтересовать противоправной информацией, заманить в ситуацию негативного или преступного толка.
Показатель сопротивляемости (жизнестойкости) внешним и внутренним воздействиям, проявляющийся в удовлетворенности собой, своей жизнью, жизнерадостности, склонности к эмпатии, внутреннем кон-
троле, вовлеченности в деятельность. Безусловно, эти качества являются проявлением личностной зрелости. В условиях подросткового становления необходимо говорить о важности формирования сопротивляемости и жизнестойкости, которые приведут к большей психологической защищенности молодого человека от любого негативного воздействия окружающей среды, в том числе информационной.
Показатель переживания защищенности/незащищенности личности как проявление самоотношения личности. Здесь важно говорить об оказании своевременной психологической помощи и поддержки со стороны значимых других, специалистов в ситуации востребованности такой помощи в ответ на переживания незащищенности личности подростка.
Показатель переживания позитивных или негативных психических состояний. Этот показатель особенно важен в подростковом возрасте. Подросток склонен искать поддержку и объяснения у сверстников или в рамках референтных отношений в группе. Нынешнее цифровое поколение подростков часто ищет объяснений своим состояниям в Интернет-пространстве, где становится свидетелем и участником разного рода информационного контента. Существенными становятся онлайн возможности обратной связи, предполагающей получение отклика на информационный контент в режиме реального времени, когда надо молниеносно сориентироваться в своей реакции на публикацию «здесь и сейчас», что затрудняет возможность анализа информации. Отсюда эмоциональное отношение к информации доминирует над анализом ее содержания.
Показатель результативности деятельности личности чрезвычайно важен особенно в период становления личности. Признание собственной результативности и оценка, принятие результатов деятельности значимыми другими крайне необходима личности. Если подросток не находит такого принятия своего внутреннего мира и результатов деятельности, то за поддержкой он обратится в
20//А/
другие и не всегда позитивные и эффективные источники.
Показатель наличия опыта позитивного решения проблем. Личность формирует опыт, в том числе, травматический, на протяжении всей жизни. У детей и подростков такого опыта недостаточно для высокого уровня жизнестойкости. Отсюда неумение эффективно и позитивно решать жизненные проблемы может завести молодого человека в тупик. Выйти из такого тупика помогают близкие, значимые люди. Для подростка такую функцию на себя могут взять «заинтересованные» лица, которые хотят использовать энергию подросткового возраста в своих преступных целях. Дети в сетях часто самодискредитируются посредством публикации информации о себе и своих близких, которая может быть использована в негативных, преступных целях, может причинять вред их чести, достоинству, влечет репутационные потери и нарушения социализации (например, публикация собственных изображений, может быть использована для кибершантажа или преследования).
Механизмы психологических защит личности от негативного воздействия информационной среды должны строиться на понимании средств манипулятивного воздействия, которые используются на информационных просторах.
Техники манипулятивного воздействия выступают как средства осуществления вредоносного информационного воздействия и включают в себя следующие виды: рациональные аргументы, которые ориентируют подростка на уступчивость в поведении и принятии решений; апелляция к эмоциям действует эффективно на подростков в целях, например, вербовки, когда в ситуации кажущегося непонимания и оторванности подростка от семейных корней моментально находится третье лицо, «заинтересованное» в оказании поддержки одинокому подростку; социальное доказательство (часто ложное, неистинное), авторитет, симпатия при дефиците информации применяются и оказываются крайне эффективными в манипуляции не-
устоявшимся мировоззрением подростка; грубые обманы или «большая ложь» работают эффективно в ситуации растерянности подростка в оценке своих поступков; убеждение, суггестивное воздействие, включающее и некоторые формы гипноза [9].
Манипулятивное воздействие способно порождать тревожность, активирует в переживаниях субъекта воздействия чувство опасности/безопасности и психологического дискомфорта.
Все вышеописанные факторы являются базовыми источниками для конкретных информационных рисков, доступных аудитории несовершеннолетних детей.
Определяя в рамках действующего законодательства информационную безопасность детей и подростков как защищенность последних от деструктивных воздействий информационного контента и реализацию условий информационного пространства для успешной социализации и адаптации детей, оптимального их личностного, социального, познавательного, мотивационного и физического развития, сохранения психического и психологического, соматического благополучия и здоровья, формирования позитивного мировоззрения и мировосприятия, можно выделить группы критериев для оценки состояния информационной безопасности, психологической защищенности и вектора воздействия на личностное, социальное, когнитивное становление несовершеннолетних, их психологическое благополучие и эмоциональное состояние.
Прежде всего, соответствие психоэмоциональной нагрузки информационного контента возрастным и индивидуальным особенностям детей и подростков; степень и благополучие развития мировоззренческих позиций детей и подростков, особенностей их мировосприятия, формирования у несовершеннолетних позитивного образа будущего, картины мира и адекватных базисных представлений о себе, окружающем мире и обществе в целом; эффективность развития системы социальных и межличностных отношений, взаимодействий и коммуникаций детей и под-
ростков; степень усвоения представлений о семье и системе семейных ценностей; степень влияния на моральное, ценностное и нравственно-этическое развитие детей и подростков; возможность удовлетворения и развития познавательных способностей, интересов и потребностей несовершеннолетних, их исследовательской активности и детской любознательности; возможность развития личности детей и подростков, их когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер и творческих способностей; возможность для формирования лояльности личности, установок принимающего отношения и поведения к особенностям других; возможности для развития личности, образа Я, Я-концепции, личностной и социальной (гражданской, гендерной, этнической) идентичности несовершеннолетних и для эмоционально-личностного развития и позитивного эмоционального состояния несовершеннолетних.
Важна в этой связи оценка степени риска для десоциализации, деструктивного развития и закрепления девиантных (асоциальных, делинквентных) и противоправных моделей поведения, включая следующие формы поведения: агрессивные формы поведения, применение жестокости и/или насилия, в том числе по отношению к людям и животным; совершение попытки или завершенного действия, представляющего угрозу жизни и/или здоровью несовершеннолетнего, в том числе нанесение вреда своему здоровью, аутоагрес-сивные действия (все формы суицида); употребление любых психоактивных или стимулирующих веществ, включая наркотические средства, психотропные и/или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на их основе; занятие проституцией; участие в сообществах для азартных игр; бродяжнический образ жизни, преступные модели поведения (воровство, хулиганство, разбой, грабеж); попрошайничество; нетрадиционные и девиант-ные сексуальные отношения; все формы противоправного поведения и/или преступлений.
В настоящее время серьезно и необратимо растет потребность в постоянном исполь-
зовании информационного пространства. Наряду с полезной и необходимой информацией пользователям приходится сталкиваться с контентом, содержащим агрессивный, травмирующий, неэтичный, провоцирующий материал. Проблема определения критериев психологически безопасной информационной продукции является крайне актуальной. Необходимо понимать основные негативные действия Интернет-угроз с целью развития действенной системы предупреждений и защит детей. Важно определить, по каким каналам может поступать угрожающая информация, чтобы научить детей правильно относиться к информационной продукции и самостоятельно фильтровать ее. Неконтролируемое распространение нежелательного контента противоречит целям развития, образования и воспитания подрастающего поколения, необходимо создать систему психологической защиты детей от травмирующего воздействия негативной информационной среды.
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена проблема определения критериев безопасности информационной среды для детей и подростков, обоснована актуальность проблемы психологической защищенности и безопасности от информационных рисков и угроз детей и подростков. В результате анализа влияния на личность детей и подростков негативного информационного контента, ведущего к нарушению здоровья и нормального личностного развития, определены основные критерии психологически безопасной информационной продукции.
Ключевые слова: дети; подростки; безопасность; информационная среда; психологическая защита.
SUMMARY
The article deals with the problem of determining the criteria for the security of the information environment for children and adolescents, the urgency of the problem of psychological security and security against information risks and threats to children and adolescents is substantiated. As a result of the analysis of impact on personality of children and adolescents of negative information content
2О/7/?-
leading to a violation of health and normal personal development, the main criteria for psychologically safe information products are defined.
Key words: children, adolescents, security, information environment, psychological defense.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
2. Бершедова Л. И. Психологическая готовность человека к экстремальным жизненным ситуациям // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. -2013. - № 7 (123). -С. 105-110.
3. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2014. - 272 с.
4. Бочаров М. И. Комплексное обеспечение информационной безопасности школьников // Применение новых информационных технологий в образовании. 2009. - 98 с.
5. Карабанова О. А., Подольский А. И. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования / О. А. Карабанова, А. И. Подольский, О. А. Идобаева, П. Хейманс // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2011. - № 2. - C. 9-20.
6. Краткий психологический словарь / под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Яро-шевского - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. -640 с.
7. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - СПб.: Питер, 2008. - 298 с.
8. Хорни К.Невротическая потребность в любви. - М.: Астер-Х, 2011. - 311 с.
9. Чалдини Р. Психология влияния.-СПб.: Питер, 2014. - 304 с.
10. Эльконин Д. Б. Детская психология. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. -194 с.
11. Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. А. А. Алексеева.- СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. -592 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ