Научная статья на тему 'Социальная экспертиза информационной безопасности медиасреды туристских маршрутов для детей и подростков'

Социальная экспертиза информационной безопасности медиасреды туристских маршрутов для детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
326
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АЛГОРИТМ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ / SAFE INFORMATION ENVIRONMENT / THE YOUNGER GENERATION / EVALUATION CRITERIA / VITAL INTERESTS / THE STATE OF INFORMATION SECURITY / ALGORITHM / SOCIAL EXPERTISE TOURIST ROUTE / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рубцова Ольга Владимировна, Смирнов Дмитрий Витальевич, Кинфу Зенебе Тафессе

Раскрыта специфика формирования безопасной медиасреды туристских маршрутов как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Охарактеризовано множество рисков процессов формирования и развития подрастающего поколения в современном информационном обществе. Дан анализ законодательного решения в России ХХІ в. проблемы обеспечения информационной безопасности детства. Представлен механизм социальной экспертизы медиасреды и решения проблемы организации безопасной информационной среды туристских маршрутов для детей, подростков и юношества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social assessment of information security media sphere of tourist routes for children and adolescents

Specificity of the formation of secure media sphere of tourist routes as protection of the vital interests of individuals, society and the state from internal and external threats is shown. The variety of risks processes of formation and development of the younger generation in the modern information society is characterized. The analysis of legislative solutions in Russia of the XXI century the problem of the security of childhood is given. The mechanism examination of social media sphere and solve for secure information environment of tourist routes for children, adolescents and young adults is shown.

Текст научной работы на тему «Социальная экспертиза информационной безопасности медиасреды туристских маршрутов для детей и подростков»

4) упражнения на освоение исходных изучаемых двигательных действий (фаза разбега).

Такой подход обосновывается техникой безопасности (приземление в прыжках после преодоления различных препятствий, финальное усилие в метании), последовательным наложением элементов техники при выполнении целостного двигательного действия (прыжка).

Данные технологии дают возможность повысить эффективность обучения и закрепления двигательных качеств и умений в таких разделах туристских программ, как лёгкая атлетика, лыжные гонки, кроссовая подготовка и др., посредством которых у юных туристов развивается выносливость.

Автор надеется, что приведенные в данной работе лишь некоторые педагогические технологии позволят коллегам сделать более эффективным процесс развития физических качеств у юных туристов.

УДК 366-053.2; 366.647; 379.852

О. В. Рубцова, Д. В. Смирнов,

З. Т. Кинфу

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИАСРЕДЫ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Раскрыта специфика формирования безопасной медиасреды туристских маршрутов как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Охарактеризовано множество рисков процессов формирования и развития подрастающего поколения в современном информационном обществе. Дан анализ законодательного решения в России ХХ! в. проблемы обеспечения информационной безопасности детства. Представлен механизм социальной экспертизы медиас-реды и решения проблемы организации безопасной информационной среды туристских маршрутов для детей, подростков и юношества.

Specificity of the formation of secure media sphere of tourist routes as protection of the vital interests of individuals, society and the state from internal and external threats is shown. The variety of risks processes of formation and devel-

opment of the younger generation in the modern information society is characterized. The analysis of legislative solutions in Russia of the XXI century the problem of the security of childhood is given. The mechanism examination of social media sphere and solve for secure information environment of tourist routes for children, adolescents and young adults is shown.

Ключевые слова: безопасная информационная среда, подрастающее поколение, экспертная оценка, жизненно важные интересы, критерии оценки, состояние информационной безопасности, алгоритм, социальная экспертиза, туристский маршрут.

Keywords: safe information environment, the younger generation, assessment, vital interests, the evaluation criteria, the state of information security, algorithm, social expertise tourist route.

Безопасность является несомненным и естественным правом каждого гражданина Российской Федерации, особенно остро этот вопрос стоит, когда речь идет о детях и молодежи. Понимание такого сложного явления во многом обусловлено контекстом его рассмотрения - обыденным, научным или правовым. Поэтому в социальных науках изучение безопасности осуществляется с различных подходов, прежде всего с точки зрения ее практического значения для различных сторон жизни общества [1].

В современном мире при формировании и развитии информационного общества на постиндустриальном этапе его развития, вследствие множества информационных каналов, подрастающее поколение - дети, подростки и юношество - испытывает огромное количество рисков:

• Отклонения в физическом развитии (избыточный вес, нарушения сна, проблемы со зрением).

• Негативные эмоциональные состояния (страх, ужас, паника, тревога).

• Киберзависимость (привыкание к online-играм, Интернету).

• Проблемы с формированием духовно-нравственных ценностей и идеалов семьи как ячейки социальной жизни общества (урбанизация, разрушающая основы семьи и славянской культуры, влияние «массовой культуры», психологические войны разных конфессий, неприятие культуры других народов и др.).

• Проблемы, связанные с сексуальной самоидентификацией и полоролевым поведением личности (влияние и пропаганда сред-

ствами масс-медиа асоциальных форм поведения, установление подростками беспорядочных связей благодаря сомнительным сайтам знакомств, киберпедофилия).

• Поведение, связанное с риском для жизни или опасное для здоровья (психическая анорексия, суицидальное поведение, потребление психотропных препаратов, легкодоступных для приобретения посредством специальных сайтов).

• Кибербуллинг (травля, неоднократное умышленное причинение психологического вреда с помощью средств электронной коммуникации, таких, как мобильные телефоны, блоги, вебсайты) [2].

Понятие «информационная безопасность» является для современного общества абсолютно новой категорией, в том числе применительно к информационной среде туристских маршрутов для детей, подростков и юношества.

Российское законодательство определяет «безопасность» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [3]. При этом «жизненно важные интересы» рассматриваются законодателем как совокупность потребностей личности, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность [4].

На протяжении двух последних десятилетий в Российской Федерации был принят целый ряд Федеральных законодательных актов, направленных на обеспечение национальной безопасности страны. Это прежде всего Федеральный закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. [5], «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» [6], «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» [7].

Применительно к личности «информационная безопасность» законодателем была определена как «безопасность информационного обеспечения жизненно важных интересов человека», угроза которым (информационная опасность) может возникнуть либо от негативного информационного воздействия, либо от отсутствия необходимой информации [8].

Однако до последнего времени ни на федеральном, ни на региональном, ни на муниципальном уровнях непосредственно проблемами организации и обеспечения безопасной информационной среды, в том числе туристских маршрутов для детей, подростков и юношества, фактически никто не занимался.

Конвенция о правах ребенка отражает общее согласие в том, что дети имеют право на особую заботу и помощь (Преамбула), и выдвигает требование к государству приложить усилия для обеспечения максимально возможной степени развития ребенка (статья 6, пар. 2), чтобы в итоге он смог достичь полной независимости в обществе. Согласно Конвенции государство обязано защищать детей от любых форм дискриминации и насилия (статья 2), что определяет приоритет задачи обеспечения безопасности ребенка и предотвращения любых проявлений насилия и интолерантности в отношении детей и подростков.

В статье 17 Конвенции о правах ребенка указывается, что государства-участники признают важную роль средств массовой информации и необходимость обеспечения доступа ребенка к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники обязаны:

• поощрять СМИ к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях;

• поощрять международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

• поощрять выпуск и распространение детской литературы;

• поощрять СМИ уделять особое внимание языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинства или коренному населению;

• поощрять разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

В утверждённой Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. «Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 гг.» определены основные проблемы российского общества в сфере детства и в области конструирования безопасного информационного пространства:

• недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области защиты прав ребенка;

• нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

• несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.

В связи с этим в качестве одной из основных задач «Национальной стратегии действия в интересах детей на 2012-2017 гг.» является обеспечение информационной безопасности детей. Для обеспечения реализации этой задачи необходимо создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подрост-ковую и юношескую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.

Психологическое и социальное здоровье подрастающего поколения и учащейся молодежи, защита их прав и интересов, безопасность, психолого-педагогическое обеспечение социальной адресной поддержки детей, подростков и юношества являются приоритетными задачами государственной и социальной политики Российской Федерации в отношении подрастающего поколения.

В статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная безопасность детей определена как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [9].

Принятие данного Федерального закона стало важнейшим шагом в правовой сфере для обеспечения информационной безо-

пасности детей, подростков и юношества в России. Большую работу в этом направлении сегодня делает Комиссия по мониторингу практики применения ФЗ № 436 Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ, возглавляемая Л. В. Матвеевой.

В регионах России уже имеется определенный опыт практики применения данного закона. Лидером в этом направлении является Амурская область, в которой при Уполномоченном по правам ребенка создана и активно работает экспертная комиссия, активно занимающаяся вопросами противодействия распространению информации, негативно влияющей на психическое и физическое здоровье детей. В регионе накоплен и прошел успешную апробацию опыт экспертной оценки информационной среды образовательного учреждения. Первым учреждением, прошедшим экспертизу, стала МОАУ «Прогимназия» г. Благовещенска. Эксперты, проводившие и отрабатывавшие технологию процедуры экспертной оценки информационной среды образовательного учреждения, были аккредитованы Роскомнадзором. Все эксперты, оценивавшие информационную среду «Прогимназии», единогласно вынесли вердикт -информационная среда образовательного учреждения имеет все необходимые факторы защиты от негативного контента, причиняющего вред здоровью и развитию детей, и может быть признана безопасной. Интернет-сайт образовательного учреждения соответствует требованиям знака «Чистый информационный продукт». По мнению заместителя председателя комиссии, члена Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ, к. и. н. Е. М. Рудаковой, опыт экспертной оценки информационной среды образовательного учреждения «Прогимназия» г. Благовещенска должен и может стать отправной точкой для развития данной практики не только в Амурской области и на Дальнем Востоке, но и на территории всей России.

Другим важным шагом является разработка Концепции информационной безопасности детей и подростков, которая «акцентирует внимание на социально-психологических механизмах развития ребенка и на связанных с ними когнитивных, аффективных, мотивационных и поведенческих аспектах детского развития» [10].

То, как дети, подростки или юноши воспринимают информацию, и то, как она на них воздействует, во многом определяет и их

реальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Причем мы считаем, что обучать воспринимать и анализировать информацию необходимо с самого раннего возраста, призвав на помощь к педагогам самых главных союзников образовательных организаций (детских садов, школ, организаций дополнительного образования детей, клубов по месту жительства детей и подростков, лагерей летнего оздоровительного отдыха) - семью, родителей. Безопасность относится всегда к системному объекту, который можно задать как особое единство ребенка, взрослых, сверстников, фрагментов предметно-исторической культуры и взаимодействия (общения) между ними. В этом единстве информационная безопасность релевантна исключительно носителям информации - фрагментам предметно-исторической культуры, втянутым детьми и взрослыми в их общение. Безопасность не относится прямо к участникам взаимодействия - когорте детей и когорте взрослых, она относится к ситуации, которая их объемлет, - в психологии эта ситуация называется социальной ситуацией развития.

Критерии оценки состояния информационной безопасности

Исходя из определения информационной безопасности детей, подростков и юношества как защищенности ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создания условий информационной среды для позитивной социализации, самоидентификации и индивидуализации; оптимального социального, личностного, познавательного, духовно-нравственного и физического развития; сохранения соматического, психического и психологического здоровья и благополучия; формирования позитивного мировосприятия, в Концепции [11] выделены следующие критерии оценки состояния информационной безопасности:

1. Соответствие информационной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям детей и подростков.

2. Развитие мировосприятия детей и подростков и их психологического благополучия, формирование у детей и подростков позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке.

3. Ценностное, моральное, нравственно-этическое развитие детей и подростков.

4. Усвоение системы семейных ценностей и представлений о семье.

5. Развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей и подростков.

6. Удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности, исследовательской активности.

7. Когнитивное развитие детей и подростков.

8. Развитие творческих способностей детей и подростков.

9. Формирование толерантности личности, установок толерантного сознания и поведения.

10. Развитие личности, Я-концепции, социальной (гражданской, этнической, гендерной) и личностной идентичности детей и подростков.

11. Эмоционально-личностное развитие и эмоциональное состояние.

12. Риски десоциализации, развития и закрепления девиантно-го и противоправного поведения, включая такие формы поведения:

• агрессивное поведение и применение насилия, жестокости по отношению к людям и животным;

• совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью, суицид;

• употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе;

• участие в азартных играх;

• занятие проституцией;

• бродяжничество;

• попрошайничество;

• нетрадиционные и девиантные сексуальные отношения;

• противоправное поведение и (или) преступления (Концепция информационной безопасности).

Социальная экспертиза медиасреды среды туристских маршрутов для детей и подростков и присвоение статуса «Безопасная информационная среда»

Основная задача экспертизы информационной среды - защита права детей на безопасное и свободное развитие. Процессуально экспертиза состоит в выявлении факторов, способных нанести вред

физическому, духовно-нравственному, эмоциональному, психическому состоянию ребенка, а также негативно сказаться на перспективах психического созревания и развития личности.

Во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [12] Автономная некоммерческая организация «Академия инновационного образования и развития» (АИОР) создала общественный экспертный совет, основной целью которого является обеспечение общественного контроля за выполнением требований российского законодательства печатными и электронными средствами массовой информации, а также при размещении информации в сети Интернет и при проведении зрелищных мероприятий.

Основными задачами Совета являются:

1. Оказание содействия Уполномоченному по правам ребенка РФ по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации и осуществление независимого контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

2. Содействие формированию и реализации государственной политики в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

3. Содействие совершенствованию законодательства в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

4. Изучение, обобщение и распространение зарубежного и отечественного опыта защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

В соответствии с выделенными в Концепции информационной безопасности детей критериями, экспертный совет при АНО «Академия инновационного образования и развития» совместно с Ученым советом Международной общественной организацией «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имения А. А. Остапца-Свешникова» разработали и апробировали алгоритм прохождения социальной экспертизы туристского маршрута.

Авторы разработанной процедуры социальной экспертизы туристского маршрута использовали пошаговый алгоритм. Информация собиралась таким образом, чтобы ее можно было структурировать, классифицировать и анализировать методами триатрибутивной лингвистики. Чтобы обеспечить единство подходов к разным темам

и управлять информацией как единой системой, проблемы обеспечения информационной безопасности медиасреды туристского маршрута рассматривались с позиции наличия в них постоянной и переменной составляющих: использовались природные константы, научные универсалии и ситуационные переменные (табл. 1).

Таблица 1

Алгоритм прохождения социальной экспертизы на получение знака «Безопасная информационная среда»

Этап экспертизы Действия ОУ Действия экспертов

Этап 1 (1-2-я недели) Знакомство с положением, документами. Заключение договора Предоставление полной информации. Заключение договора. Заключение договоров с экспертами

Этап 2 (3-5-я недели) Предоставление полной и достоверной информации. Заполнение заказчиком анкеты. Презентация руководителем информации (дистанционный отчет) Изучение информации. Очное участие эксперта в маршруте. Отчет эксперта о данном этапе экспертизы

Этап 3 (6-7-я недели) Предоставление дополнительной информации по запросу экспертов Подготовка заключения

Этап 4 (8-я неделя) При положительной оценке -получение сертификата на знак БИС. В случае отрицательной оценки - получение рекомендаций по устранению нарушений. После их устранения - право на продолжение экспертизы с положительным результатом Внесение информации в единый реестр и предоставление заключения в Роскомнадзор. Консультации экспертов по полному устранению нарушений. Продолжение экспертизы

Этап 5 (3 года) Предоставление информации по запросу экспертов. Льготное или бесплатное обучение Мониторинг состояния информационной среды. Организация обучения. Реклама на ресурсах Совета и партнеров этого туристского маршрута

Таким образом, как видно из табл. 1, социальная экспертиза делится на две части: активная социальная экспертная оценка ме-диасреды туристского маршрута, по результатам которой присваивается статус «Безопасная информационная среда», и пассивная, в рамках которой ведется мониторинг состояния среды и реклама проэкспертированного маршрута.

Рассмотрим более подробно каждый из этапов прохождения социальной экспертизы.

На 1-м этапе осуществляется знакомство.

Заказчик изучает нормативно-правовую базу, документы экспертизы, обсуждается и заключается договор о проведении экспертизы. После подписания договора экспертный совет заключает договоры с четырьмя экспертами, трое из которых имеют государственную аккредитацию в Роскомнадзоре, один эксперт-стажер, тот, кто претендует получить статус аккредитованного эксперта, но не имеет пока достаточного опыта экспертной деятельности.

На 2-м этапе начинается непосредственная работа администрации образовательной организации и экспертов.

Администрация образовательной организации предоставляет экспертам заполненную анкету с приложениями. В табл. 2 представлен образец информации, предоставляемой заказчиком.

Таблица 2

Информация о состоянии медиасреды туристского маршрута

(название маршрута)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерий информационной безопасности Наличие/ отсутствие, пояснение

Соответствие информационной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям детей и подростков

Развитие мировосприятия детей и подростков и их психологического благополучия, формирование у детей и подростков позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке: базовое доверие к миру, система представлений о мире (природе, обществе и личности) как безопасном, справедливом, в котором торжествуют силы добра и справедливости

Ценностное, моральное, нравственно-этическое развитие детей и подростков - формирование ценностных ориентаций, усвоение моральных норм, этических представлений, соответствующих нравственным гуманистическим идеалам

Наличие/

Критерий информационной безопасности отсутствие,

__пояснение

Усвоение системы семейных ценностей и представлений о семье - оптимизация родительско-детских отношений, формирование установок уважения, доверия, толерантности, равноправия в семейных отношениях

Развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей и подростков - сформированность мотивов общения, овладение средствами и способами эффективного общения и умения конструктивно разрешать конфликты; позитивный образ и ожидания в отношении общения и взаимодействия с родителями, педагогами и (или) воспитателями (руководителями туристских групп), сверстниками, друзьями как партнерами равноправного общения; позитивный опыт дружеских отношений

Удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности, исследовательской активности - использование интерактивных методов, позволяющих ребенку реализовать познавательную активность и способствующих развитию познавательной мотивации и широких интересов на мероприятиях и проектах на туристских маршрутах__

Когнитивное развитие детей и подростков - предоставление содержательной, достоверной, научно обоснованной информации, адекватной возрасту ребенка и создающей зону ближайшего развития

Развитие творческих способностей детей и подростков__

Формирование толерантности личности, установок толерантного сознания и поведения, исключающих этноцентризм и культуроцентризм, ксенофобию, мигрантофобию, шовинизм Развитие личности, Я-концепции, социальной (гражданской, этнической, гендерной) и личностной идентичности детей и подростков - развитие позитивной самооценки, самопринятия и самоуважения ребенка, активности, самостоятельности, воли на основе презентации адекватных задачам развития образцов для социальной, личностной, гражданской, этнической, гендерной и половой идентификации и обеспечении условий

сохранения личностной целостности и интеграции__

Эмоционально-личностное развитие и эмоциональное состояние - стабилизация эмоционального статуса, формирование эмпатии, высших чувств, фрустрационной устойчивости, предупреждение страхов, тревожности, депрессии, дисфории, эйфории, лабильности__

Критерий информационной безопасности Наличие / отсутствие, пояснение

Отсутствие рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения: • агрессивное поведение и применение насилия, жестокости по отношению к людям и животным; • совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью, суицид; • употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе; • участие в азартных играх; • занятие проституцией; • бродяжничество; • попрошайничество; • нетрадиционные сексуальные отношения; • противоправное поведение и (или) преступления 9 пунктов: (если все показатели отсутствуют, то +)

При заполнении табл. 2 экспертам нужно давать пояснения по реализации каждого пункта в условиях медиасреды туристского маршрута.

Кроме того, необходимо приложить ряд документов, подтверждающих информацию в табл. 2:

1. Документ государственной регистрации организации и разрешение (сертификат) на организацию данного туристского маршрута.

2. Информация о том, что на расстоянии 100 метров от места размещения (проживания) детей нет пивных заведений, ночных клубов, заведений, направленных на развращение детей и подростков. Справка предоставляется в свободной форме, необходимы проекционные фотографии мест размещения (проживания).

3. Информация и фотографии об программах и проектах, реализуемых в рамках туристского маршрута в соответствии с пунктами анкеты.

4. Информация о том, что у заказчика нет случаев противоправных действий, перечисленных в пункте 12 анкеты.

5. Фотографии туристского маршрута и объектов туристского интереса.

6. Образцы рекламных продуктов туристского маршрута и информационной продукции, распространяемой среди детей (буклеты, флаеры и т. д.).

7. Дополнительная информация по желанию заказчика.

Потребительским интересом на туристском маршруте, по нашему мнению, является перспектива получения туристом, в нашем случае ребенком или подростком, объективной и безопасной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности юного-туриста в конкретном, априори частично известном и педагогически целесообразно спроектированном и сформированном туристском продукте (услуге, товаре, в том числе информационном), основанном на определенном комплексе ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса [13].

Важным, по нашему мнению, является понимание экспертами, осуществляющими социальную экспертную оценку сущности медиасреды туристского маршрута, категорий: мероприятие, проект, программа, маршрут, маршрут экскурсионный, объект туристского интереса, образ экспозиционный и др.

Так, мероприятие туристский маршрут нами рассматривается как одноразовое действие (акция или принятие мер), ограниченное в пространстве по времени и ресурсам для получения запланированного промежуточного результата (срок до одного года).

Под проектом туристский маршрут (от лат. projectus -выступающий, выдающийся, брошенный вперед) нами рассматривается замысел, план, совокупность документов для создания чего-либо; научно обоснованная идея, позволяющая на туристском маршруте перейти из ситуации «как есть» к ситуации «как надо» посредством аккумулирования ресурсов и потенциалов участников проекта, реализуя их через систему связанных между собой мероприятий, с целью получить синергетический эффект. Эффект проекта туристского маршрута определяется результатом более значимым, чем результат, полученный как сумма всех мероприятий, и приобретением новых качеств, которыми не обладали входящие в проект отдельные элементы (срок до трех лет). Здесь проект - это стандартно оформленная идея, которая имеет научное обоснование, общественно значимый смысл и экономическую целесообразность, оформленные в виде Паспорта проекта туристский маршрут.

Программу туристского маршрута следует рассматривать как критерии, алгоритм и график распределения во времени и в пространстве ресурсов, выделенных на реализацию тематически связанных и (или) не связанных между собой проектов (срок от пяти лет). Программа - это план деятельности (работ) по развитию туристского маршрута, включающий изложение основных положений и целей деятельности организации, оптимизацию и координацию действий, концентрацию и перераспределение ресурсов ради общих результатов, в т. ч. обеспечение безопасной информационной среды. При этом также необходимо обратить внимание на то, что программирование наряду с проектированием и планированием является одним из вариантов реализации требований прогнозирования. Если проектирование связано с процессом создания прообраза, а планирование - целенаправленное регулирование всех элементов развития, то программирование нацелено на решение важных проблем и ставит управленческие задачи, разукрупнение проблем.

Маршрут следует рассматривать как путь следования туристкой группы, предусматривающий прохождение определенного ко -личества километров, посещения различных культурно-познавательных, спортивных, оздоровительных и других целях [14].

Маршрут экскурсионный мы определяем как путь следования группы во время экскурсии, занятия. Его выбор обусловлен устройством экспозиции, объектами показа, расположенными на пути следования, темой, временем, характером группы и другими факторами [15].

К объектам туристского интереса следует относить достопримечательности, природные и архитектурные объекты, природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа (музеи, усадьбы и пр.) и иные, способные удовлетворить познавательные и духовно-нравственные потребности туриста на маршруте в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребности туристских услуг и (или) туристского продукта и (или) тура, адекватно прямым или сопутствующим целям мероприятия или туристского маршрута [16].

Образ экспозиционный мы понимаем как воплощение темы, идеи в музейной экспозиции с использованием различных архитектурно-художественных средств, приемов [17].

Не менее важной в процедуре экспертной оценки является правильная трактовка сущности туристского впечатления от меди-асреды туристского маршрута. В данном случае под туристским впечатлением мы понимаем комплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состояния юного туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления информации о туристском маршруте (продукте, услуги, товара) и собственно в процессе потребления данного туристского продукта. Туристское впечатление возникает при совершении экскурсии, посещении природных ландшафтов, аттракционов, туристской анимации, потреблении услуг ресторанов и средств размещения (проживании в отеле и (или) в палаточных лагерях и др.). Туристское впечатление в целом складывается из многих компонентов. Поскольку сущность туристского маршрута, в основной своей направленности, направлена на удовлетворение потребности человека, в нашем случае детей, подростков и юношества, в отдыхе, оздоровлении, активных формах занятий физической культурой в природной среде и развлечении, то, естественно, необходимо подразумевать получение потребителем положительных эмоций в процессе познания, оздоровления, осуществления приключений и др.

На основании информации, полученной от заказчика, экспертный совет готовит письменное экспертное заключение (не более 10-12 стр.), которое предоставляется заказчику.

Один из членов экспертной комиссии осуществляет непосредственное посещение туристского маршрута с целью изучения документации и оценки достоверности и безопасности информационной среды на месте.

Заканчивается этот этап публичной презентацией отчета -экспертного заключения. Презентация может осуществляться в различных формах: общественных слушаний, дискуссионного клуба или через сеанс видеоконференц-связи. На этапе публичной презентации отчета в работе могут принимать участие представители заказчика, эксперты, члены экспертного совета АНП «Академия инновационного образования и развития», образовательные организации и другие учреждения, в том числе готовящиеся к экспертизе, эксперты-стажеры, проходящие обучение. Защита проходит в свободной диалоговой форме.

На 3-м этапе эксперты изучают полученную информацию, сайт и другие информационные ресурсы заказчика, отзывы о ком-

пании потребителей и партнеров в сети Интернет. При необходимости запрашивают дополнительную информацию. Экспертным советом за заказчиком закрепляется куратор, который ведет всю коммуникацию с заказчиком. Эксперты заполняют анкету (табл. 1) и выставляют баллы от - 3 до +3 баллов.

4-й этап начинается с того, что заказчику предоставляется проект заключения экспертной комиссии. После согласования и уточнения информации проект решения выносится на заседание экспертного совета «Академии инновационного образования и развития». При положительном решении образовательному учреждению присваивается статус «Безопасная информационная среда». В случае выявления нарушений законодательства экспертами выдаются рекомендации по их устранению и обозначаются сроки устранения. После устранения замечаний образовательное учреждение может получить искомый статус. Заключение о прохождении экспертизы размещается на сайте Роскомнадзора и экспертного совета АНО «Академия инновационного образования и развития». Итоги заносятся во Всероссийский общественный рейтинг, туристский маршрут получает Сертификат установленного образца.

5-й этап начинается с момента получения Заключения и длится 3 года. В этот период экспертный совет АНО «Академии инновационного образования и развития» совместно с партнерами, прежде всего Международной общественной организацией «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имения А. А. Остапца-Свешникова», ведет постоянный мониторинг и сопровождение. Совет и МОО «МАДЮТК» организуют продвижение сертифицированного туристского маршрута на своих ресурсах и ресурсах партнеров.

Социальная экспертиза медиасреды туристского маршрута -это лишь первый шаг в формировании культуры безопасной информационной среды на рынке туристских услуг для детей, подростков и юношества. Следующим шагом станет система образования в вопросах её совершенствования и дальнейшего развития. Каждый ребенок и подросток живет в открытой информационной системе, и только совместными усилиями можно добиться желаемого результата, поэтому крайне важно, чтобы на этом этапе подключилась общественность.

Примечания

1. Словарь юного туриста-краеведа / Ю. С. Константинов, А. И. Пер-син, В. М. Куликов, Л. М. Ротштейн; под общ. ред. Ю. . Константинова. М.: АНО «ЦНПРО», 2014. 208 с.; Тер-Акопов А. А. Безопасность человека. Теоретические основы социально-правовой концепции. М., 1998.

2. Вартанова Е. Л. Раздел 20. Стратегия, цели, задачи и методы информационного образования детей и подростков / Е. Л. Вартанова, Л. В. Матвеева, В. С. Собкин, Г. У. Солдатова, А. В. Шариков и др. // Концепция информационной безопасности детей. М.: Роскомнадзор, 2013. 108 с.

3. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.

4. Смирнов Д. В. Характеристика квалификационных требований к педагогам дополнительного туристско-краеведческого образования. Социально-педагогические ресурсы туристско-краеведческой деятельности школьников и студентов: сб. науч. статей / под науч. ред. С. В. Сальцевой. Оренбург: Тип. «Экспресс-печать», 2013. С. 15-29.

5. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 769; 1993. № 2. Ст. 77.

6. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

7. Утв. Указом Президента РФ 9 сентября 2000 г. № ПР-1895.

8. Зинченко Ю. П. Методологические проблемы психологии безопасности: личность, общество, государство. М., 2011.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». URL http://base.garant.ru/12181695/ (дата обращения: 03.09.2014); Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2 т. Т. II: Феномен «разорванной коммуникации»: сб. статей / под ред. Я. Н. Засурского, Ю. П. Зинченко, Л. В. Матвеевой, Е. Л. Вартановой, А И. Подольского. М.: Аспект Пресс, 2008. 399 с.

10. Вартанова Е. Л. Указ. соч.

11. Там же.

12. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

13. Смирнов Д. В. Образовательный кластер как социокультурная среда дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога: монография Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. 234 с.

14. Словарь юного туриста-краеведа.

15. Там же.

16. Смирнов Д. В. Образовательный кластер как социокультурная среда дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога.

17. Словарь юного туриста-краеведа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.