УДК 159.972
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ КРЫМОВ, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Реферат: анализруются основные социально-психологические детерминанты, лежащие в основе киберпреступ-лений против детей и подростков в социальных сетях; освещается работа общественных научно-исследовательских лабораторий Академии ФСИН России; предлагаются основные направления и меры по профилактике доведения до суицида детей и подростков.
Ключевые слова: феноменология суицидального поведения, суицидальная субкультура молодежи, группы смерти в социальных сетях Интернет, модераторы смерти, детерминанты суицидального поведения детей и подростков.
ALEXANDER ALEKSANDRO VICH KRYMOV,
Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
TO THE QUESTION OF ACTIVITIES ON PREVENTION OF SUICIDE BEHAVIOR
AMONG YOUNG PEOPLE
Abstract: the article is devoted to the analysis of the main social and psychological determinants underlying the cybercrimes against children and teenagers on social networks; the activities of public research laboratories of the Academy of FSIN of Russia are covered; the main guidelines and measures for preventing driving children and teenagers to suicide are proposed.
Keywords: phenomenology of suicide behavior, suicide subculture of youth, group of death on Internet-based social networks, moderators of death, determinants of suicide behavior of children and teenagers.
Современное общество столкнулось с проблемой манипулирования ребенком в социальной сети в группах смерти. В глобальной сети Интернет, в частности в социальной сети «ВКонтакте», отмечена активная пропаганда субкультурной суицидальной моды. В определенных группах, пропагандирующих это направление, осуществляется целенаправленная работа по склонению подростков к самоубийствам. Во многих пабликах работают профессиональные психологи и психиатры, имеющие навыки манипулирования и использующие запрещенные методы воздействия на сознание детей. В рамках работы по изучению проблем суицидального поведения в молодежной среде сотрудниками психологического факультета и научно-исследовательского отдела Академии ФСИН России (далее - академия) осуществлен комплекс мероприятий, в том числе во взаимодействии с представителями российского научного сообщества, общественными организациями, занимающимися данной проблематикой.
Так, в Институте психологии Российской академии наук (далее - РАН) в январе текущего года состоялся научно-практический семинар «Куда уходит детство: проблемы суицидального поведе-
ния в молодежной среде». Инициаторами его проведения являлись психологический факультет академии, редакция журнала «Прикладная юридическая психология». К обсуждению проблемы были приглашены ведущие ученые России, юристы, психологи, представители силовых ведомств, родители погибших детей в результате воздействия на них «модераторов смерти» социальной сети Интернет.
Работа семинара проходила под руководством Н. Н. Нечаева, доктора психологических наук, профессора, действительного члена (академика) Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков МГУ имени М. В. Ломоносова, и Т. Н. Савченко, кандидата психологических наук, доцента, ректора Высшей школы психологии. Семинар был открыт директором Института психологии РАН доктором психологических наук, профессором, академиком РАН А. Л. Журавлевым.
Научно-аналитический отчет о проведении семинара был опубликован в журнале «Прикладная юридическая психология» (2017. № 1. С. 133-137).
При поддержке министерства образования Рязанской области сотрудники академии, используя
© Крымов А. А., 2017 © Krymov A. A., 2017
авторскую методику, провели мониторинг школьников г. Рязани с целью изучения степени их вовлеченности в социальные сети, пропагандирующие субкультуру суицида.
В марте текущего года в стенах академии состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Проблемы киберпреступлений против подростков» в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в УИС». Участниками семинара стали представители всех общественных институтов гражданского общества: родители, потерявшие детей, представители министерства образования Рязанской области, практические психологи и психотерапевты, представители Русской православной церкви, сотрудники силовых структур, представители общественных организаций, ученые вузов Рязани, Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля.
В качестве основных направлений работы семинара в формате круглого стола были рассмотрены следующие вопросы: феноменология современной суицидальной молодежной субкультуры; социальная депривация и суицидальное поведение подростков и молодежи; психолого-психиатрические и социальные детерминанты суицидального поведения; особенности манипулирования детьми и подростками в закрытых группах «ВКонтакте», распространяющих негативный контент суицидального поведения; психологические методы и методики мониторинга вовлеченности детей и подростков в сетевые суицидальные субкультуры; психолого-педагогические принципы, методы и методики организации противодействия, профилактики и психологического сопровождения детей и родителей, подвергшихся принуждению к суициду в структуре интернет-рисков.
Участники Всероссийского научно-практического семинара, представляя определенную часть гражданского общества, выразили серьезную тревогу за судьбы современного подрастающего поколения, оказавшегося не защищенным в должной мере от рисков, связанных с доведением до суицида в результате воздействия на них «модераторов смерти» социальной сети Интернет.
Сопереживая состраданиям и испытанию душевных болей родителям детей, совершивших суицидальные акты, и осознавая масштабы утраты человеческих ресурсов, которые в перспективе могли быть задействованы в решении вопросов социально-экономического развития страны, участники семинара выделили в качестве важнейшей проблемы современного общества защиту детей и обеспечение их безопасности в качестве пользователей социальной сети Интернет. При этом были подчеркнуты такие важнейшие харак-
теристики проблемы, как многомерность, комплексность, размытость границ.
В ходе семинара было принято решение о необходимости обращения внимания всех ветвей власти на проведение комплексной организационной работы по реализации Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части, касающейся реализации мер защиты по предотвращению влияния информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей. Участники семинара пришли к мнению о том, что без радикального принятия мер и противодействия происходящим явлениям суицида среди несовершеннолетних детей невозможно предотвратить умышленное уничтожение подрастающего поколения, которое представляет будущее нашей страны.
Исследуя обстоятельства, складывающиеся вокруг событий, связанных с совершением суицидов несовершеннолетних, участники семинара отметили необходимость определения системокомплекса причин, включающего в себя:
- отсутствие надлежащего контроля со стороны правоохранительных органов за содержанием сайтов, распространяющих негативные контенты суицидального характера, представляющие угрозу жизни и психическому здоровью детей и подростков вопреки требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- фрагментарное участие института школы в лице учителей, социальных педагогов и школьных психологов в профилактике суицидальных настроений в среде учащихся;
- самоустранение родителей от воспитания детей в силу их занятости и долговременного пребывания на работе в связи с решением материальных вопросов жизнеобеспечения;
- неумение родителей пользоваться интернет-ресурсами в отличие от большинства учащихся, являющихся постоянными пользователями сайтов, которые обращены к подросткам с информацией, способной нанести им вред;
- снижение возраста пользователей сети Интернет;
- обращение несовершеннолетних к интернет-ресурсам как способу снятия напряжения и поиска близкого общения, любви, тепла, построения доверительных отношений, притом что со стороны родителей и педагогов они имеют постоянное предъявление требований;
- возрастание невротизации школьников в результате информационных перегрузок;
- расширение круга личностных рисков пользователей социальных сетей, включающих в себя в насто-
ящее время внушение противоправного и асоциального мировоззрения (экстремизм, терроризм, секс, культура насилия, развращение, киберуничтожение, сбор информации о детях и их окружении) с целью «введения» их в состояние совершения противоправных действий, включая доведение их до суицида;
- использование в процессе вовлечения подростков в «группы смерти» технологий нейро-лингвистического программирования, элементов практики холотропного дыхания, форм бихевио-рального подкрепления;
- формирование суицидальной субкультуры с использованием базовых противоречий подросткового возраста: неустойчивость социального статуса и самооценки, повышенная тревожность и неуверенность в отношении внешнего вида, высокий уровень притязаний и неуверенности в своих способностях, потребность в близких отношениях и отсутствие сексуального опыта;
- отсутствие комплексных программ мониторинга, профилактики и психологического сопровождения детей и родителей, подвергшихся преступлениям против их жизни и психологического здоровья в группах на сайте «ВКонтакте» и др., распространяющих негативный континент суицидального характера;
- рост духовной дезориентации современного подрастающего поколения, приводящий к потере экзистенциальной ценности жизни.
В постановляющей части резолюции семинара участниками были выделены основные направления деятельности и соответствующие меры по предотвращению киберпреступлений против детей и молодежи.
1. В сфере деятельности государственных властных и правоохранительных органов:
- обратиться к депутатам высшего законодательного органа страны с целью проведения периодических специальных слушаний по вопросам суицидов среди несовершеннолетних, а также другим вопросам, имеющим отношение к проявлению заботы о последующих поколениях в стране и созданию для них безопасных условий развития;
- обеспечить организацию информационной социальной профилактики, с тем чтобы безопасность и защищенность детей в стране исходила от властных, исполнительных, законодательных, правоохранительных органов, системы образования и семьи как наиболее важных институтов социализации. При этом необходимо выработать стратегию совместной разделенной деятельности по решению проблемы защиты от понуждения несовершеннолетних к суициду в структуре интернет-рисков.
2. В сфере образования:
- разработать учебные факультативные курсы с последующим включением в учебный процесс.
Основная цель курсов - формирование у обучающихся всех возрастных категорий навыков безопасного поведения в интернет-пространстве. Участники семинара пришли к выводу о том, что современное образовательное пространство нуждается в усилении воспитательной работы со всеми возрастными категориями обучающихся по развитию общечеловеческих ценностей, в системе которых ценность жизни является системообразующей. Необходимо осуществлять на постоянной основе комплексную оценку психофизиологического напряжения обучающихся с целью снижения их невротизации;
- для обеспечения профилактических мер обозначенной проблемы ввести в образовательных организациях высшего образования изучение курса «Суицидология».
3. В сфере развития института семьи:
- государственным организациям развития института планирования семьи, социальной защиты, образования, здравоохранения и реализации других направлений семейной политики предложить меры по созданию системы обследования семей, в которых воспитываются несовершеннолетние дети школьного возраста, для организации служебного взаимоинформирования и оказания им помощи в кризисных ситуациях, освобождении от киберза-висимости, ситуациях дидактогении, межпоколенных конфликтах, а также ситуациях «горя и утрат»;
- в целях обеспечения уровня материального обеспечения детей в семьях, оказавшихся в ситуации развода родителей, принять законодательно правило, при котором нижний фиксированный уровень выплаты алиментов не может быть ниже одного минимального размера оплаты труда;
- организовать общественно-научный поиск создания условий, при которых хотя бы один родитель имел возможность раннего окончания работы с целью общения с несовершеннолетним ребенком и осуществления контроля в условиях совместной деятельности. Важной упредительной мерой следует считать организацию родительского всеобуча по развитию контроля поведения несовершеннолетних детей при использовании интернет-ресурсов. При этом необходимо в средствах массовой информации осуществлять всестороннее просвещение родителей об интернет-рисках, представляющих угрозу жизни и здоровью детям. Подчеркнута важность инициативы по продолжению волонтерской работы по поддержке семей, оказавшихся не защищенными перед угрозой интернет-зависимости детей.
4. В сфере регулирования киберпространства:
- обеспечить доведение информации до сведения содержателей интернет-ресурсов государ-
ственных, властных, законодательных, исполнительных и правоохранительных структур о необходимости выполнения требований Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части обеспечения защиты несовершеннолетних от информации, способной не только нанести вред их здоровью и развитию, но и создать угрозу для их жизней;
- предложить содержателям интернет-ресурсов продолжить работу по производству и реализации технических методик для выявления и прекращения деятельности сайтов, имеющих целью реализацию проектов, направленных на склонение несовершеннолетних к совершению самоубийств;
- предложить рассмотреть на уровне Правительства РФ специальным решением перечень требований к содержателям и юридическим лицам, предоставляющим интернет-услуги, которые они должны реализовывать в связи с необходимостью исполнения требований норм федерального законодательства об обеспечении безопасности (терроризм, экстремизм, коррупция, меры, исключающие причинение информацией вреда психическому здоровью несовершеннолетних, и т. д.);
- проработать вопросы технического обеспечения установления электронных адресов, из которых инициируются суицидальные атаки на несовершеннолетних.
5. В сфере психологического сопровождения:
- провести комплексные исследования феномена интернет-зависимости с выявлением и описанием маркерных характеристик личности и поведение интернет-зависимых детей, разработать мониторинговые процедуры оценки интернет-зависимости несовершеннолетних детей;
- в системе профессиональной подготовки практических психологов расширить перечень компетенций за счет готовности осуществлять психологическое сопровождение интернет-зависимых детей и их родителей.
6. В сфере социальной работы:
- создать организованную систему получения информации и оказания кризисной социальной помощи несовершеннолетним в учреждениях социальной защиты населения и образования для детей и подростков, апробировав ее и представив положительные опыты организации на страницах специальных информационных ресурсов;
- создать систему социального консультирования, информирования и оказания помощи для многодетных семей, для родителей-одиночек, а также детей из благополучных семей, которые нуждают-
ся в социально-психологической помощи в связи с проживанием ситуации кризисов и социального одиночества.
7. В сфере совместной деятельности государства и религиозных объединений нацелить все религиозные организации Российской Федерации, имеющие государственную регистрацию, на необходимость их участия во всех сферах общественной жизни, где имеет место участие несовершеннолетних, с тем чтобы профилактировать совершение ими самоубийств.
8. В сфере развития законодательства:
- предусмотреть со стороны законодательства Российской Федерации усиление уголовной ответственности за создание и содержание сайтов, имеющих содержание направленного характера, инициирующих совершение самоубийств в виде совершения пошаговых мероприятий (прохождение уровней и др.) в играх для несовершеннолетних и взрослых лиц;
- проработать предложения о создании системы экспертных служб (не цензуры, а квалифицированной экспертной оценки) для оценки интернет-продуктов, ориентированных на дет-ско-подростковую аудиторию, на предмет обнаружения скрытых смыслов (использующих технологии нейролингвистического программирования), побуждающих к совершению асоциальных действий;
- предоставить законодательно право структурам, контролирующим интернет-ресурсы, приостанавливать деятельность и действия отдельных киберпродуктов, имеющих конфликтный характер по отношению к законодательству РФ, на основе положительного зарубежного опыта.
9. В сфере деятельности УИС в контексте рассматриваемой проблемы:
- организовать обучение всех субъектов, участвующих в исполнении наказания и исправлении, суицидологии с целью освоения процедур и стандартов профилактики суицидов в местах лишения свободы;
- разработать рекомендации по социально-психологической профилактике совершения суицида осужденными;
- во всех учреждениях УИС проводить скрининг на суицид сотрудников с последующей регистрацией и учетом данной категории с целью обеспечения безопасности;
- организовать обучение методам профилактики суицидов в учреждениях УИС сотрудников УИС и священнослужителей, занимающихся тюремным служением.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Крымов Александр Александрович - доктор юридических наук, доцент, начальник Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: academy @apu.fsin.su.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Krymov Alexander Aleksandrovich - dsc in law, associate professor, head of the Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Крымов, А. А. К вопросу о направлениях дея- Krymov A. A. K voprosu o napravlenijah deja-тельности по профилактике суицидального пове- tel'nosti po profilaktike suicidal'nogo povedenija v дения в молодежной среде / А. А. Крымов // Чело- molodezhnoj srede [To the question of activities on век: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25(1-4), prevention of suicide behavior among young peo-№ 3. - С. 474-478. ple]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man:
crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 3, pp.474-478.