Научная статья на тему 'Клинические и психологические подходы к исследованию проблемы суицидов у подростков'

Клинические и психологические подходы к исследованию проблемы суицидов у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2984
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / КЛИНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ФАКТОРЫ РИСКА / ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ / ПРОФИЛАКТИКА / SUICIDE / SUICIDAL BEHAVIOR / SELF-INJURIOUS BEHAVIOR / ADOLESCENTS / THEORETICAL MODELS / CLINICAL FACTORS / PSYCHOLOGICAL FACTORS / RISK FACTORS / PROTECTION FACTORS / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г., Бадмаева В.Д., Макушкин Е.В., Шкитырь Е.Ю.

В обзоре рассматриваются современные подходы к проблеме суицидов у подростков. Описываются основные клинические и психологические концепции формирования суицидального поведения и их применение по отношению к подросткам. Анализируются факторы риска суицидов у подростков и их концептуализация в рамках представленных моделей. Делается вывод о парциальности теоретических описаний суицида и необходимости комплексного междисциплинарного подхода. Предлагаются методологические основания психологического моделирования феномена суицида у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г., Бадмаева В.Д., Макушкин Е.В., Шкитырь Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual clinical and psychological approaches towards problem of suicides in adolescents

Modern approaches to the problem of adolescent suicides are considered in this review. The authors submit the description of the main clinical and psychological concepts of suicidal behavior and their application to adolescents and analyze the risk factors for adolescent suicides as well as their conceptualization within the framework of the presented models. The authors arrive at the conclusion that theoretical descriptions of suicide are of partial nature, and there is a need for the combined interdisciplinary approach. The authors put forward the methodological foundations for psychological modelling of the phenomenon of adolescent suicides.

Текст научной работы на тему «Клинические и психологические подходы к исследованию проблемы суицидов у подростков»

© ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2017 УДК 616.89-008.441.44(616-053.5)

Для корреспонденции

Дозорцева Елена Георгиевна - доктор психологических наук, руководитель Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России

Адрес: 119991, г. Москва, Кропоткинский пер., 23 Телефон: +7 (495) 637-34-57 E-mail: edozortseva@mail.ru

К.В. Сыроквашина12, Е.Г. Дозорцева1,2, В.Д. Бадмаева1, Е.В. Макушкин1, Е.Ю. Шкитырь1

Клинические и психологические подходы к исследованию проблемы суицидов у подростков

Научный обзор

1 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия

2 ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» Минобрнауки РФ, Москва, Россия

В обзоре рассматриваются современные подходы к проблеме суицидов у подростков. Описываются основные клинические и психологические концепции формирования суицидального поведения и их применение по отношению к подросткам. Анализируются факторы риска суицидов у подростков и их концептуализация в рамках представленных моделей. Делается вывод о парциальности теоретических описаний суицида и необходимости комплексного междисциплинарного подхода. Предлагаются методологические основания психологического моделирования феномена суицида у подростков.

Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, аутоагрессивное поведение, подростки, теоретические модели, клинические факторы, психологические факторы, факторы риска, факторы защиты, профилактика

K.V. Syrokvashina1-2. E.G. Dozortseva1-2, V.D. Badmaeva1, E.V. Makushkin1, E.Yu. Shkityr1

Actual clinical and psychological approaches towards problem of suicides in adolescents

Review

1 V. Serbsky National Medical Research Center for Psychiatry and Narcology, Moscow, Russia

2 Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia

Modern approaches to the problem of adolescent suicides are considered in this review. The authors submit the description of the main clinical and psychological concepts of suicidal behavior and their application to adolescents and analyze the risk factors for adolescent suicides as well as their conceptualization within the framework of the presented models. The authors arrive at the conclusion that theoretical descriptions of suicide are of partial nature, and there is a need for the combined interdisciplinary approach. The authors put forward the methodological foundations for psychological modelling of the phenomenon of adolescent suicides.

Keywords: suicide, suicidal behavior, self-injurious behavior, adolescents, theoretical models, clinical factors, psychological factors, risk factors, protection factors, prevention

Суицидальное поведение подростков стало в последнее время одной из наиболее обсуждаемых и актуальных проблем в обществе и среди профессионалов. Современные условия социальной жизни с интенсивным развитием интернет-технологий, изменением характера общения, возможностей развития и самореализации значительно отличаются от условий, в которых формировались предшествующие поколения. Вызовы, с которыми сталкиваются сегодняшние подростки, с одной стороны, традиционны и типичны для их возраста, с другой - специфичны для настоящего времени. Самоубийство, как правило, становится крайней, экстремальной реакцией на трудности и проблемы, кажущиеся молодому человеку непреодолимыми. Вместе с тем многообразие форм, причин и факторов аутоагрессивных действий у подростков ставит перед специалистами вопросы, связанные с необходимостью анализа существующих подходов к проблеме суицидального поведения в подростковом возрасте и определения, насколько полно концептуально описываются особенности такого поведения на современном этапе. Более глубокое понимание механизмов самоубийств у подростков является необходимым для разработки способов превенции и терапии [1, 2].

В теоретических построениях, касающихся суицидального поведения подростков, должны быть учтены возрастные особенности их психики. Среди типичных психологических характеристик подросткового возраста выделяются нестабильность эмоциональных реакций, склонность к рискованному поведению, слабая сформированность регуляторных структур и волевых процессов при дефиците прогноза и контроля собственных действий, амбивалентность и полярность убеждений и установок, неразвитость и неустойчивость идентичности. Подростковый возраст характеризуется наличием специфических проблем, к которым относятся трудности в выстраивании взаимоотношений с родителями в условиях нарастания сепарации и сохранения зависимости, высокий уровень вовлеченности во взаимоотношения со сверстниками, переживания первой влюбленности, а также зависимость самоотношения от отношений с окружающими. Перечисленные особенности повышают уязвимость несовершеннолетних и способствуют формированию аутоагрессивного и суицидального поведения.

Целью научного обзора является анализ существующих подходов к трактовке суицидального поведения, что позволит определить, насколько полно они учитывают возрастные особенности подростков и в каком направлении необходимо вести дальнейшие теоретические и эмпирические исследования подросткового суицида для его профилактики.

Концепции формирования суицидального поведения

Исследования самоубийств были начаты социологами, что нашло отражение в классической теории суицида Э. Дюркгейма. В современных социологических работах анализируются актуальные реалии социума и их влияние на аутоагрессию и суицид [3, 4]. Однако в последнее время большая часть исследований и концептуализации в этой области приходится на клинико-психопатологическое (психиатрическое) и психологическое направления.

В течение долгого времени с начала становления психиатрии как науки суицид рассматривался как следствие психического расстройства [5]. Традиционно суицидальное поведение связывается с аффективными расстройствами, среди которых прежде всего выделяются депрессивные состояния [6]. Это относится как к взрослым, так и к подростковой популяции [7]. Наряду с этим у подростков, совершивших суицид или суицидальную попытку, диагностируются формирующиеся личностные расстройства [8], проблемы, связанные с коморбидностью гиперактивности и дефицита внимания при биполярных расстройствах [9], сочетания пограничного личностного расстройства и депрессии [10], а также зависимость от психоактивных веществ (ПАВ), посттравматическое стрессовое расстройство, пищевые расстройства и расстройства шизофренического спектра [11]. Для каждого ребенка и подростка с выявленным аффективным расстройством должна проводиться оценка предрасположенности к суицидальному поведению. При этом необходимо учитывать актуальную симптоматику, наличие предыдущих суицидальных попыток в анамнезе, фактов насилия в отношении ребенка, а также такой черты личности, как импульсивность [12].

В настоящее время дискуссии относительно превалирования биологических, клинических или социально-психологических факторов в формировании суицидального поведения уходят в прошлое, уступая место биопсихосоциальной модели, в соответствии с которой суицидальное поведение возникает как результат взаимодействия биологических, социальных и психологических факторов [13].

Для определения механизмов возникновения и развития суицидального поведения в рамках биопсихосоциального подхода Д. Рубинштейн ссылается на «диатез-стресс»-гипотезу, выдвинутую в 1991 г. Дж. Коином и Г. Дауни (J.C. Coyne, G. Downey) [14]. В приложении к суицидальному поведению модель «диатез-стресс» постулирует, что данное поведение является результатом взаимодействия между средовыми стрессорами и диатезом, или уязвимостью, предрасположенностью, которая имеет комплексный характер.

В качестве психологических предиспозиций могут выступать установка на восприятие себя как неудачника и трудности совладания со стрессовыми жизненными событиями, что ведет к ощущению безнадежности и дефициту способности к конструированию позитивного будущего, причем данные особенности могут иметь нейробиологическую природу [15]. Одними из важных свидетельств в пользу этого подхода являются исследования мозга, которые выявили роль нарушения функционирования серотониновой нейротрансмиттерной и гипоталамо-гипофизарно-надпочечной систем в диатезе суицидального поведения. Данные ней-робиологические нарушения проявляются в виде недостаточного когнитивного контроля настроения, пессимизма, реактивных агрессивных черт, трудностей при решении проблем, чрезмерного реагирования на негативные социальные стрессоры, переживания эмоциональной боли и суицидальных мыслей, приводящих к суицидальному поведению. Примечательно, что указанные нарушения мозгового функционирования могут быть результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств в раннем возрасте. Подобные находки указывают на важность нейробиологического скрининга и других клинических мероприятий при предотвращении самоубийств [16].

Б.С. Положий [17] сформулировал интегративную концептуальную модель формирования суицидального поведения, включающую этиопатогенетический (механизмы возникновения) и клинико-динамиче-ский (динамика развития) блоки, а также предложил ранговую классификацию детерминант такого поведения. В рамках этиопатогенетического блока выделяются детерминанты разных рангов. Детерминанты первого ранга являются необходимым условием возникновения суицидального поведения и подразделяются на биологические (включая генетические и биохимические), клинические и личност-но-психологические. Детерминанты второго ранга включают в себя иные факторы предрасположенности к суициду, такие как отсутствие социальной поддержки и семьи, злоупотребление ПАВ, последствия физических и психических травм. Б.С. Положий считает стрессовые события неотъемлемой составляющей суицидального поведения, запускающей процесс и позднее приводящей к суицидальной попытке. В качестве детерминант третьего ранга рассматриваются факторы социального неблагополучия, фактически определяющие популяционную динамику суицидов [17]. Эта модель не имеет возрастной специфичности и может быть применена как к взрослым, так и к подросткам. В русле «диа-тез-стресс»-гипотезы Б.С. Положий и Е.А. Панченко выделили факторы, влияющие на частоту суицидального поведения в детском и подростковом возрасте. К ним были отнесены биологические и генетические факторы, наличие психических расстройств, асо-

циальная или неполная родительская семья, недостатки семейного воспитания, конфликты со сверстниками, включая проблемы в сфере любовных отношений, индуцирование со стороны средств массовой информации, социально-экономическое неблагополучие, этнокультуральные особенности, а также недостаточность оказания медицинской помощи потенциальным суицидентам [18, 19]. В последнее время в работах клиницистов все большее внимание уделяется роли сети Интернет в качестве фактора риска и фактора защиты по отношению к суицидальному поведению подростков [20, 21]. Следует отметить, что «диатез-стресс»-подход в том или ином виде в настоящее время используется в целом ряде актуальных моделей суицидального поведения и подразумевает, что отсутствие предрасположенности исключает возможность возникновения суицидального поведения даже в условиях очень сильного стресса [15, 22].

Клинико-психологические подходы к проблеме самоубийств подростков

В рассмотрении феномена суицидального поведения учитываются различные факторы, к которым помимо клинических относятся демографические и социальные [1, 23, 24]. Одними из наиболее актуальных для исследования остаются психологические факторы риска, в особенности связанные с инициацией суицидальных действий в силу их терапевтической и профилактической значимости [25].

Основой для зарубежных психологических моделей была психоаналитическая теория. З. Фрейдом было постулировано понимание суицида как результата борьбы Эроса и Танатоса. Самоубийство описывалось как «саморазрушение», происходящее из подавленного желания уничтожить другого человека. В более поздних работах мотивационная сторона суицида рассматривалась более дискретно (например, как сочетание стремлений к агрессии, аутоагрессии, бегству, призыву о помощи). Однако психоаналитические концепции с трудом поддавались эмпирической проверке, а также были ограничены пониманием «саморазрушения» как врожденного влечения человека [26].

Настоящим прорывом в суицидологии стала теория «психической боли» Э. Шнейдмана (1993). Суицидальное поведение рассматривается в ней как способ избавления от переживания невыносимости существования без надежды на возможность облегчения. Э. Шнейдман разработал мотиваци-онную теорию суицидального поведения и описал основные характеристики самоубийства: цель (нахождение решения), задача (прекращение сознания), стимул (невыносимая психическая - душевная -боль), стрессор (фрустрированные психологические потребности), эмоция (безнадежность - беспомощность), внутреннее отношение (амбивалентность), состояние психики (сужение когнитивной сферы),

действие (бегство), коммуникативный акт (сообщение о намерении), закономерность (соответствие общему стилю поведения). Особым образом рассматривается роль в формировании суицидального поведения фрустрированных потребностей, которые делятся на модальные (влияющие на повседневное функционирование) и витальные (жизненно важные). Фрустрация последних может привести к самоубийству. Кроме того, в концепции Э. Шнейдмана описываются когнитивные ограничения как способ снижения чувствительности к возрастающей амбивалентности [27].

Роль когнитивных процессов в суицидальном поведении подчеркивается в различных подходах. Между тем в рамках собственно когнитивного подхода в качестве ключевой категории, характеризующей суицидальное поведение, разрабатывалось понятие «безнадежности» [28]. На базе концепции когнитивной триады при депрессии (негативная оценка самого себя, мира и будущего), А. Бек и соавт. (1986) описали возникновение суицидального кризиса при переживании безнадежности и невыносимости. Эмпирические исследования показали, что именно безнадежность является медиатором между тяжестью депрессивного состояния, суицидальными мыслями и поведением. Кроме того, чем выше уровень безнадежности, тем меньшая интенсивность стрессового фактора может способствовать суицидальному поведению [29, 30]. В рамках когнитивного подхода отмечаются такие особенности мышления, как склонность к когнитивной ригидности и дихотомическому мышлению, а также селективность внимания и сверхгенерализация памяти, что в сочетании с негативной когнитивной триадой приводит к снижению способности справляться с трудностями, переживанию боли и безнадежности, способствующих формированию суицидального поведения [31]. Специальное эмпирическое исследование на молодежной выборке позволило выявить функциональные особенности депрессии, безнадежности и «психической боли»: оказалось, что суицидальная мотивация в большей степени связана с фактором безнадежности, а суицидальное поведение - с феноменом «психической боли» [25].

С позиций когнитивной психологии были разработаны и другие концептуальные объяснения суицида. К ним относятся концепция схем расстройства адаптации, в которой выделяются два типа когнитивных схем: при неимпульсивных попытках - хроническая безнадежность, при импульсивных - воспринимаемая непереносимость [32, 33], а также теория гибкой уязвимости, которая предполагает возможность включения временного «суицидального модуса» на фоне повышенной уязвимости (когнитивной, эмоциональной и поведенческой) [34]. Одно из новых исследова-

ний подчеркивает роль когнитивных искажений в формировании суицидального поведения [35].

В рамках данного подхода была разработана и концептуальная когнитивно-поведенческая модель суицидального поведения у подростков. Одним из значимых компонентов этой модели также является уязвимость, в частности, вследствие врожденной предрасположенности к психопатологии, а также раннего травматического опыта в семье и среди сверстников, которая делает более вероятными нарушающие адаптацию когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции на стрессовые события, а также поведение, имеющее целью совладать со стрессовой ситуацией. Дизрегуляция аффективных процессов, когнитивный дефицит и поведенческая дизадаптация снижают устойчивость в проблемных ситуациях, что приводит к появлению суицидальных мыслей и далее к суицидальной попытке [36]. Отметим близость этой концепции к описанным выше положениям модели «диатез-стресс» в клинической трактовке.

Среди современных психологических подходов к исследованию суицидального поведения следует выделить интерперсональную теорию Т. Джойнера и соавт., которая обращает внимание на специфическое переживание человеком отделенности от других людей [37-39]. В интерперсональной теории суицида суицидальное поведение формируется как результат сочетания желания и готовности умереть. Желание умереть определяется базовыми понятиями интерперсональной теории - воспринимаемой обременительностью себя для окружающих и утраченным чувством принадлежности к группе. Готовность умереть формируется при повторяющейся экспозиции к рискованному поведению, при привыкании к чувству риска и переживанию боли [39].

Интерперсональная теория Т. Джойнера подвергалась многочисленным эмпирическим проверкам, в том числе с участием групп подростков [40]. На выборке подростков с повышенным уровнем суицидального риска вследствие межличностных проблем [41] было показано, что утраченное чувство принадлежности (в том числе в семье) в сочетании с высоким уровнем воспринимаемой обременительности ассоциируется с более высокой частотой и тяжестью мыслей о суициде. Вместе с тем лучшими прогностическими возможностями обладают более специфические факторы риска и построение траектории возрастания риска суицида [42]. Воспринимаемая обременительность и утраченное чувство принадлежности могут выступать в качестве дополнительных факторов, усиливающих более значимые, причем согласованности компонентов в этой системе не выявлено, вследствие чего модель интерперсональной теории поддерживается лишь частично [43].

Особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживает модель траекторий развития суицидального поведения в подростковом возрасте. Она разработана Дж. Бриджем и его коллегами, которые выделили факторы допубертатного и пубертатного этапов развития такого поведения [44]. Важными допубертатными факторами являются особенности родителей, в том числе их психические расстройства в двух основных вариантах. Депрессивное расстройство родителей способствует формированию у ребенка нейротизма, тревожности и безнадежности, которые трансформируются в депрессию с включением суицидальных убеждений на этапе пубертата. Импульсивность и агрессия (включая аутоагрессию) родителей ведут к развитию у ребенка импульсивности и агрессивности, становящихся впоследствии личностными чертами. На следующем этапе данные варианты траекторий сближаются, а дальнейшее движение в сторону суицидального поведения определяется сочетанием стрессовых и защитных факторов, а также наличием таких дополнительных факторов, как алкогольная интоксикация, опосредованное воздействие через средства массовой информации или суицидальная попытка у сверстника. Наступлению завершенной суицидальной попытки способствует доступность средств совершения суицида [44-46].

Одним из основных отечественных психологических подходов к изучению суицидального поведения стала концепция А.Г. Амбрумовой, ключевым в которой является понимание суицида как «социально-психологической дизадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта» [47]. На основе этих концептуальных позиций А.Г. Амбрумова выделила ряд особенностей суицидального поведения у подростков, среди которых называются неадекватная оценка подростками последствий своих аутоагрессивных действий, неверная оценка родителями мотивов подростков и поводов для совершения самоубийства (восприятие их как несерьезных и незначительных), а также взаимосвязь отклоняющегося поведения (побеги из дома, прогулы школы, курение, алкоголизация и т.д.) с суицидальными попытками [48]. Идея о трактовке суицида как варианта расстройства адаптации, отклоняющегося, асоциального и даже делинквент-ного поведения нашла отклик среди отечественных исследователей. Именно такого подхода придерживаются Е.В. Змановская [49], И.А. Погодин [50], Л.В. Зубова [51] и другие авторы. При этом суицидальное поведение помещается в контекст факторов дизадаптации и иных видов асоциальных действий, что задает определенную перспективу профилактической и коррекционной работы с подростками.

Существенным вкладом в научное осмысление феномена подросткового суицида и его генезиса следует, по нашему мнению, считать рассмотрение факторов суицидального риска у подростков в рамках многофакторной психосоциальной модели расстройств аффективного спектра, разработанной А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян и включающей в себя 4 блока факторов: 1) макросоциальные, 2) семейные, 3) личностные, 4) интерперсональные. Предпринятый А.Б. Холмогоровой и С.В. Воликовой анализ факторов в соответствии с указанными блоками позволил не только структурировать влияние значимых факторов на подростков, но и выделить мишени профилактики, сформулировать принципы построения реабилитационных программ [52].

Заключение

Следует согласиться с мнением ряда авторов [4, 53, 54], что, несмотря на широту разработки различных подходов в отношении суицидов, проблема суицидального поведения в подростковом возрасте с позиций психологии и клиники требует дальнейшего изучения. Описанные выше концепции выделяют важные аспекты этой проблемы, однако не охватывают ее в целом. Комплексный характер обусловленности суицидального поведения требует междисциплинарного исследования с учетом разнообразных факторов, как предрасполагающих к аутоагрессии, так и препятствующих ей, как статических, так и динамических. В клиническом аспекте это прежде всего определение роли психопатологического фактора в развитии суицидального поведения несовершеннолетнего. В контексте психологического моделирования перспективным был бы анализ, построенный на основе категориального аппарата и принципов культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, регу-ляторно-деятельностного и патопсихологического подходов. Это позволило бы описать суицидальное поведение подростков как систему с учетом их возрастных особенностей, динамических изменений социальной и межличностной ситуаций развития, субъективных смыслов, эмоциональных состояний, характера самих суицидальных действий, а также, возможно, признаков угрожаемых состояний. Такого рода описание даст возможность определить моменты наибольшей уязвимости подростков и сделать социальную среду (семейную, школьную, сверстников) более чувствительной к проблемам подростка. Можно также предполагать, что результаты исследования окажутся полезными для экспертной практики и образования.

Сведения об авторах

Сыроквашина Ксения Валерьевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, доцент кафедры юридической психологии и права ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» Минобр-науки РФ (Москва) E-mail: syrokvashina@mail.ru

Дозорцева Елена Георгиевна - доктор психологических наук, руководитель Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, профессор кафедры юридической психологии и права ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» Минобрнауки РФ (Москва)

E-mail: edozortseva@mail.ru

Бадмаева Валентина Дорджиевна - доктор медицинских наук, руководитель Отдела социальных и судеб-но-психиатрических проблем несовершеннолетних ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: badmaeva.v@serbsky.ru

Макушкин Евгений Вадимович - доктор медицинских наук, профессор, заместитель генерального директора по научной работе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, главный детский внештатный специалист-психиатр Минздрава России (Москва) E-mail: evm14@list.ru

Шкитырь Елизавета Юрьевна - врач судебно-психиатрический эксперт клинического отделения ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: lex-vladivostok@mail.ru

Литература

1. Hawton K., Saunders K., O'Connor R. Self-harm and suicide in adolescents // Lancet. 2012. Vol. 379, № 9834. P. 2373-2382.

2. Lester D. Decades of Suicide Research: Wherefrom and whereto? // Suicide Science: Expanding the Boundaries / Eds T. Joiner, M.D. Rudd. Boston: Springer, 2000. P. 9-16.

3. Демдоуми Н.Ю., Денисов Ю.П. «Контент смерти»: проблема пропаганды суицида в русскоязычном интернете // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 373.

4. Шергенг Н.А., Львова И.Н., Нафикова А.И. Сущность суицида и его социальные детерминанты // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т.18, № 2. С. 761-762.

5. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н., Магурдумова Л.Г. Медико-психологические и социально-психологические концепции суицидального поведения // Суицидология. 2013. №3 (12). С. 26-36.

6. Hawton K., Houston K., Haw C., Townsend, E., Harris L. Comorbidity of axis 1 and axis 2 disorders in patients who attempted suicide // Am. J. Psychiatry. 2003. Vol. 160. P. 1494-1500.

7. Kroning M., Kroning K. Teen Depression and Suicide: A Silent Crisis // J. Christ. Nurs. 2016. Vol. 33, № 2. P. 78-86.

8. Portzky G., Audenaert K., Van Heeringen K. Suicide among adolescents. A psychological autopsy study of psychiatric, psychosocial and personality-related risk factors // Soc. Psychiatry Psychiatr. Epidemiol. 2005. Vol. 40, № 11. P. 922-930.

9. Lan W.H., Bai Y.M., Hsu J.W. et al. Comorbidity of ADHD and suicide attempts among adolescents and young adults with bipolar disorder: A nationwide longitudinal study // J. Affect. Disord. 2015. Vol.176. P. 171-175.

10. Horesh N., Orbach I., Gothelf D., Efrati M., Apter A. Comparison of the suicidal behavior of adolescent inpatients with borderline personality disorder and major depression // J Nerv Ment Dis. 2003. Vol. 191, № 9. P. 582-588.

11. King C.A., Foster C.E., Rogalski K.M. Teen Suicide Risk. NY: Guilford Press, 2013. 208 p.

12. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Суицидальное поведение у подростков. Санкт-Петербург: СпецЛит, 2017. 366 с.

13. Van Heeringen K., Hawton K., Williams J.M.G. Pathways to suicide: an integrative approach // The International Handbook of Suicide and Suicidal Behaviour / Eds K.Hawton, K. van Heeringen. Chichester: Wiley, 2000. P. 223-236.

14. Rubinstein D. A Stress-Diathesis Theory of Suicide // Suicide Life Threat Behav. 1986. Vol.16. P.182-197.

15. Van Heeringen K. A stress-diathesis model of suicidal behavior // The Neurobiological Basis of Suicide / Eds Y. Dwivedi. CRC Press, 2012.

16. Van Heeringen K., Mann J. The neurobiology of suicide // Lancet Psychiatry. 2014. Vol. 1, № 1. P. 63-72.

17. Положий Б.С. Концептуальная модель суицидального поведения // Суицидология. 2015. Т. 6, № 1. С. 3-7.

18. Положий Б.С., Панченко Е.А. Суициды у детей и подростков в России: современная ситуация и пути ее нормализации [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 2. Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_ global/2012_2_13/nomer/nomer16.php (дата обращения: 05.05.2017).

19. Саркиапоне М., Положий Б.С. Суициды у детей и подростков // Российский психиатрический журнал. 2014. № 3. С. 52-56.

20. Totaro S., Toffol E., Scocco P. Предупреждение суицидов и интернет: риск и возможности // Суицидология. 2016. Т. 7, № 4. С. 32-41.

21. Любов Е.Б., Антохин Е.Ю., Палаева Р.И. Двуликая паутина: Вертер vs Папагено // Суицидология. 2016. Т. 7, № 4. С. 41-51.

22. Zuckerman M. Vulnerability to Psychopathology: A Biosocial Model. APA, 1999. 535 p.

23. Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков // Консультативная

Литература

психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 3. С. 8-24. doi: 10.17759/ cpp.20162403002.

24. Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г., Сыроквашина К.В. и др. Суициды у подростков: социальные, клинические и психологические факторы // Российский психиатрический журнал. 2016. № 4. С. 58-63.

25. Troister T., Holden R. Factorial Differentiating among depression, hopelessness and psychache in statistically predicting suicidality // Meas. Eval. Couns Dev. 2013. Vol. 46, № 1. P. 50-63.

26. Barzilay-Levkowitz S., Apter A. Psychological Models of Suicide //Arch Suicide Res, 2014. Vol. 18, № 4. P. 295-312. doi: 10.1080/13811118.2013.824825.

27. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М., Смысл, 2001. 132 c.

28. Beck A. T., Brown G., Berchick R. J. et al. Relationship between hopelessness and ultimate suicide: A replication with psychiatric outpatients // Am. J. Psychiatry. 1990. Vol. 147. 190-195.

29. Beck A. T, Weishaar, M. E. Suicide Risk Assessment and Prediction // Crisis. 1990. Vol. 11. P. 22-30.

30. Beck A. T. Hopelessness as a Predictor of Eventual Suicide // Annals of the New York Academy of Sciences, Psychology and Suicidal Behavior / Eds Mann J.J., Stanley M. New York: New York Academy of Sciences. 1986. Vol. 487. P. 90-96.

31. Matthews J.D. Cognitive Behavioral Therapy Approach for Suicidal Thinking and Behaviors // Depression, Mental Disorders - Theoretical and Empirical Perspectives [Электронный ресурс] / Eds R. Woolfolk. InTech. 2013. doi: 10.5772/52418.

32. Wenzel A., Brown G., Beck A.T. Cognitive Therapy for Suicidal Patients: Scientific and Clinical Applications. American Psychological Association, 2009. 377 p.

33. Холмогорова А.Б. Когнитивная психотерапия суицидального поведения: история разработки, современное состояние, перспективы развития [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 2 (19). Режим доступа: http:// www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_2_19/nomer/nomer16.php (дата обращения: 10.05.2017).

34. Rudd M.D. The suicidal mode: A cognitive behavioral model of suicidality // Suicide Life Threat. Behav. 2000. Vol. 30. P. 18-33.

35. Jager-Hyman S., Cunningham A., Wenzel A. et al. Cognitive Distortions and Suicide Attempts // Cognit. Ther. Res. 2014. Vol. 38. P.369-374.

36. Spirito A., Esposito-Smythers C., Wollf J. et al. Cognitive-behavioral therapy for adolescent depression and suicidality // Child. Adolesc. Psychiatr. Clin. N. Am. 2011. Vol. 20. P. 191-204.

37. Joiner T. Why people die by suicide. Cambridge, Harvard University Press, 2005. 288 p.

38. Van Orden K.A., Witte T. K., Cukrowicz K. C. et al. The interpersonal theory of suicide // Psychol. Rev. 2010. Vol. 117, № 2. P. 575-600. doi: 10.1037/a0018697.

39. Joiner T.E., Van Orden K.A., Witte T.K. et al. The interpersonal theory of suicide. Guidance for working with suicidal clients. Washington: American Psychological Association, 2009. 246 p.

40. Stewart S.M., Eaddy M., Horton S.E. et al. The Validity of the Interpersonal Theory of Suicide in Adolescence: A Review // J. Clin. Child. Adoles.c Psychol. 2015. Vol. 46, № 3. P. 437-449.

41. Opperman K., Czyz E.K., Gipson P.Y. et al. Connectedness and Perceived Burdensomeness among Adolescents at Elevated Suicide Risk: An Examination of the Interpersonal Theory of Suicidal Behavior // Arch. Suicide. Res. 2015. Vol. 19, № 3. P. 385-400. doi: 10.1080/13811118.2014.957451.

42. Leventhal K. Suicidal Behavior in Adolescence: Investigation of the Interpersonal Psychological Theory in a High Risk Sample: PhD Dissertation / Kent State University. Kent, 2014. 100 p.

43. Miller A.B., Esposito-Smythers C., Leichtweis R.N. A Short-Term, Prospective Test of the Interpersonal-Psychological Theory of Suicidal Ideation in an Adolescent Clinical Sample // Suicide Life Threat. Behav. 2015. Vol. 46, № 3. P. 337-351.

44. Bridge J.A., Goldstein T.R., Brent D.A. Adolescent suicide and suicidal behavior // J. Child. Psychol. Psychiatry. 2006. Vol. 47, № 3-4. P. 372-394.

45. Brent D.A., Mann J.J. Familial pathways to suicidal behavior -understanding and preventing suicide among adolescents // N. Engl. J. Med. 2006. Vol. 355, № 26. P. 2719-2721.

46. Павлова Т.С., Банников Г.С. Современные теории суицидального поведения подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование : электрон. науч. журн. 2013. № 4. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65717. shtml (дата обращения: 5.09.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. Т. 6, № 4. С. 14-20.

48. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. М., 1978. 13 c.

49. Змановская Е.В. Девиантология. М.: Академия, 2003. 288 с.

50. Погодин И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты. М.: Флинта: МПСИ, 2008. 330 с.

51. Зубова Л.В., Щербинина О.А. Теоретические предпосылки исследования суицида как формы асоциального поведения личности // Вестник ОГУ. 2014. № 9. С. 11-17.

52. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 2. Режим доступа: https:// elibrary.ru/item.asp?id=24028625 (дата обращения: 10.10.2017).

53. Дронова Е.Н., Растов Ю.Е. Синтагма исследований суицидального поведения // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2/1. С. 237-240.

54. Равочкин Н.Н. Проблема подросткового суицида как объект междисциплинарных исследований // Молодой ученый. 2016. № 20. С. 651-654.

References

1. Hawton K, Saunders K, O'Connor R. Self-harm and suicide in adolescents. Lancet. 2012;379(9834):2373-82.

2. Lester D. Decades of Suicide Research: Wherefrom and whereto. In: Eds T Joiner, MD Rudd. Suicide Science: Expanding the Boundaries. [Place of publication not identified], Springer; 2007. p. 9-16.

3. Demdoumi NY, Denisov YP. ["Death content": problem of promotion of a suicide on the Russian-speaking Internet]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2013;4:373. Russian.

4. Shergeng NA, L'vova IN, Nafikova AI. [The nature of suicide and its social determinants]. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke [Health and education Millenium]. 2016;18(2):761-5. Russian.

5. Chistopol'skaya KA, Enikolopov SN, Magurdumova LG. [Medical and social-psychological approaches of suicidal behavior]. Suitsidologiya [The Suicidology]. 2013;3(12):26-36. Russian.

6. Hawton K, Houston K, Haw C, Townsend E, Harris L. Comorbidity of axis 1 and axis 2 disorders in patients who attempted suicide. Am J Psychiatry. 2003;160:1494-1500.

7. Kroning M, Kroning K. Teen Depression and Suicide: A Silent Crisis. J Christ Nurs. 2016;33(2):78-86.

8. Portzky G, Audenaert K, Van Heeringen K. Suicide among adolescents. A psychological autopsy study of psychiatric, psychosocial and personality-related risk factors. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2005;40(11):922-30.

9. Lan WH, Bai YM, Hsu JW, et al. Comorbidity of ADHD and suicide attempts among adolescents and young adults with bipolar disorder: A nationwide longitudinal study. J Affect Disord. 2015 May 1 ;176:171 -5. doi: 10.1016/j.jad.2015.02.007. Epub 2015 Feb 17.

10. Horesh N, Orbach I, Gothelf D, Efrati M, Apter A. Comparison of the suicidal behavior of adolescent inpatients with borderline personality disorder and major depression. J Nerv Ment Dis. 2003;191(9):582-8.

References

11. King CA, Foster CE, Rogalski KM. Teen Suicide Risk. New York, NY: Guilford Press; 2013. 208 p.

12. Popov YV, Pichikov AA. Suicidal'noe povedenie u podrostkov. Sankt-Petersburg: SpetsLit; 2017. 366 p. Russian.

13. Van Heeringen K, Hawton K, Williams JMG. Pathways to suicide: an integrative approach. In: Eds. K.Hawton, K. van Heeringen. The International Handbook of Suicide and Suicidal Behaviour. Chichester: Wiley; 2000. p.223-36.

14. Rubinstein D. A Stress-Diathesis Theory of Suicide. Suicide Life Threat Behav, 1986;16:182-97.

15. Van Heeringen K. A stress-diathesis model of suicidal behavior. In: Ed by Y Dwivedi. The Neurobiological Basis of Suicide. [Place of publication not identified], CRC Press; 2012. P. 113-124.

16. Van Heeringen K, Mann J. The neurobiology of suicide. Lancet Psychiatry. 2014;1(1):63-72.

17. Polozhiy BS. [Conceptual model of suicidal behavior]. Suitsidologiya [The Suicidology]. 2015;1(6):3-7. Russian.

18. Polozhiy BS, Panchenko EA. Suicidy u detej i podrostkov v Rossii: sovremennaja situacija i puti ee normalizacii. [Elektronnyy resurs]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii: elektron. nauch. zhurn. [Medical psychology in Russia]: [electron journal]. 2012;(2). Access: http://www. medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer16.php (date of availability: 05.05.2017). Russian.

19. Sarkiapone M, Polozhiy BS. [Suicide in children and adolescents]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian journal of psychiatry]. 2014;3:52-6. Russian.

20. Totaro S, Toffol E, Scocco P. [Suicide prevention and Internet? Risk and opportunities a narrative review]. Suitsidologiya [The Suicidology]. 2016;7;4(25):32-41. Russian.

21. Lyubov EB, Antokhin EY, Palaeva RI. [A comment twofaced web: Werther vs Papageno]. Suitsidologiya [The Suicidology]. 2016;7;4(25):41 -51. Russian.

22. Zuckerman M. Vulnerability to Psychopathology: A Biosocial Model. [Place of publication not identified], APA; 1999. 535 p.

23. Syrokvashina KV, Dozortseva EG. [Psychological factors of risk of suicidal behavior in adolescents]. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy]. 2016;24(3):8-24. doi: 10.17759/cpp.20162403002. Russian.

24. Badmaeva VD, Dozortseva EG, Syrokvashina KV, Shkityr EY, Aleksandrova NA. [Suicide in adolescents: social, clinical and psychological factors]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2016;(4):58-63. Russian.

25. Troister T, Holden R. Factorial Differentiating among depression, hopelessness and psychache in statistically predicting suicidality. Meas Eval Couns Dev. 2013;46(1):50-63.

26. Barzilay-Levkowitz S, Apter A. Psychological Models of Suicide. Arch Suicide Res, 2014;18(4):295-312. DOI: 10.1080/13811118.2013.824825.

27. Shneydman E. [The soul of a suicide]. Moscow, Smysl; 2001. 132 p. Russian.

28. Beck AT, Brown G, Berchick RJ, Stewart BL, Steer RA. Relationship between hopelessness and ultimate suicide: A replication with psychiatric outpatients. Am J Psychiatry. 1990;147:190-5.

29. Beck AT, Weishaar ME. Suicide Risk Assessment and Prediction. Crisis. 1990;11(2): 22-30.

30. Beck AT. Hopelessness as a Predictor of Eventual Suicide. In: Mann J.J., Stanley M. (eds). Annals of the New York Academy of Sciences, Psychology and Suicidal Behavior. New York: New York Academy of Sciences; 1986. p. 90-6.

31. Matthews JD. Cognitive Behavioral Therapy Approach for Suicidal Thinking and Behaviors. In: Woolfolk R. (Ed.) Depression, Mental Disorders - Theoretical and Empirical Perspectives. 2013. doi: 10.5772/52418.

32. Wenzel A, Brown G, Beck AT. Cognitive Therapy for Suicidal Patients: Scientific and Clinical Applications. [Place of publication not identified]: American Psychological Association; 2009. 377 p.

33. Kholmogorova AB. Kognitivnaja psihoterapija suicidal'nogo povedenija: istorija razrabotki, sovremennoe sostojanie, perspektivy razvitija [Jelektronnyj resurs]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii: elektron. nauch. zhurn [Medical psychology in Russia]: [electron. journal]. 2013;(2):

Access: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_2_19/nomer/ nomer16.php (date of availability: 10.05.2017). Russian.

34. Rudd MD. The suicidal mode: A cognitive behavioral model of suicidality. Suicide Life Threat Behav. 2000;30:18-33.

35. Jager-Hyman S, Cunningham A, Wenzel A, Mattei S, Brown G, Beck AT. Cognitive Distortions and Suicide Attempts. Cognit Ther Res. 2014;38:369-74.

36. Spirito A, Esposito-Smythers C, Wollf J, Uhl K. Cognitive-behavioral therapy for adolescent depression and suicidality. Child Adolesc Psychiatr Clin N Am. 2011;20:191-204.

37. Joiner T. Why people die by suicide. Cambridge, Harvard University Press; 2005. 288 p.

38. Van Orden KA., Witte TK., Cukrowicz KC. et al. The interpersonal theory of suicide. Psychol Rev. 2010;117(2):575-600. DOI: 10.1037/a0018697.

39. Joiner TE, Van Orden KA, Witte TK, Rudd MD. The Interpersonal Theory of Suicide: Guidance for working with suicidal clients. Washington, American Psychological Association; 2009. 246 p.

40. Stewart SM., Eaddy M, Horton SE, Hughes J, Kennard B. The Validity of the Interpersonal Theory of Suicide in Adolescence: A Review. J Clin Child Adolesc Psychol, 2015;46(3):437-49.

41. Opperman K, Czyz EK, Gipson PY, King CA. Connectedness and Perceived Burdensomeness among Adolescents at Elevated Suicide Risk: An Examination of the Interpersonal Theory of Suicidal Behavior. Arch Suicide Res. 2015;19(3):385-400. DOI: 10.1080/13811118.2014.957451.

42. Leventhal K. Suicidal Behavior in Adolescence: Investigation of the Interpersonal Psychological Theory in a High Risk Sample [dissertation]. [Kent State University]. Kent; 2014. 100 p.

43. Miller AB, Esposito-Smythers C, Leichtweis RN. A Short-Term, Prospective Test of the Interpersonal-Psychological Theory of Suicidal Ideation in an Adolescent Clinical Sample. Suicide Life Threat Behav. 2015;46(3):337-51.

44. Bridge JA, Goldstein TR, Brent DA. Adolescent suicide and suicidal behavior. J Child Psychol Psychiatry. 2006;47(3-4):372-94.

45. Brent DA, Mann JJ. Familial pathways to suicidal behavior -understanding and preventing suicide among adolescents. N Engl J Med. 2006;355(26):2719-21.

46. Pavlova TS, Bannikov GS. [Modern theories of suicidal behavior in adolescents and young people] [Elektronnyy resurs]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru [Psychological science and education]. 2013;(4): Access: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65717.shtml (date of availability: 5.09.2017) Russian.

47. Ambrumova AG. Psihologija samoubijstva. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya [Social and clinical psychiatry]. 1996;6(4):14-20. Russian.

48. Ambrumova AG, Zhezlova LY. Metodicheskie rekomendacii po profilaktike suicidal'nyh dejstvij v detskom i podrostkovom vozraste. Moscow; 1978. 13 p. Russian.

49. Zmanovskaya EV. Deviantologija. Moscow: Akademiya [Publisher Academy]; 2003. 288 p. Russian.

50. Pogodin IA. Suicidal'noe povedenie: psihologicheskie aspekty. Moscow: Flinta; 2008. 330 p. Russian.

51. Zubova LV, Shcherbinina OA. Teoreticheskie predposylki issledovanija suicida kak formy asocial'nogo povedenija lichnosti. Vestnik OGU [Vestnik OGU]. 2014;(170):11-7. Russian.

52. Kholmogorova AB, Volikova SV. Osnovnye itogi issledovanij faktorov suicidal'nogo riska u podrostkov na osnove psihosocial'noj mnogofaktornoj modeli rasstrojstv affektivnogo spektra [Jelektronnyj resurs]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii: elektron. nauch. zhurn [Medical psychology in Russia]: [electron journal]. 2012;(2). Access: https://elibrary.ru/item. asp?id=24028625 (date of availability: 10.10.2017). Russian.

53. Dronova EN, Rastov YE. [Syntagma Study of Suicidal Behaviour]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta [News of Altai state University]. 2013;2-1(78): 237-40. Russian.

54. Ravochkin NN. Problema podrostkovogo suicida kak ob'ekt mezhdisciplinarnyh issledovanij. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2016;(20):651-4. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.