Научная статья на тему 'Внеурочная деятельность в рамках музейно-образовательной программы "Назад к истокам"'

Внеурочная деятельность в рамках музейно-образовательной программы "Назад к истокам" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АРХЕОЛОГИЯ / ПАЛЕОНТОЛОГИЯ ПРОКОПЬЕВСКА И ПРОКОПЬЕВСКОГО РАЙОНА / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / EXPLORATORY RESEARCH / ARCHEOLOGY / PALEONTOLOGY OF PROKOPYEVSK AND PROKOPYEVSK DISTRICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грошева Алёна Васильевна

Статья раскрывает вариант внеурочной деятельности в школе. Приводится пример использования авторской музейно-образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грошева Алёна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extracurricular activities within the museum and educational program "Back to origin"

The article reveals the variant of extracurricular activities in school. An example of the use of the author's Museum educational program is given.

Текст научной работы на тему «Внеурочная деятельность в рамках музейно-образовательной программы "Назад к истокам"»

УДК 908; 902; 001.891.7; 372.891

А. В. Грошева

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«НАЗАД К ИСТОКАМ»

Статья раскрывает вариант внеурочной деятельности в школе. Приводится пример использования авторской музейно-образовательной программы.

The article reveals the variant of extracurricular activities in school. An example of the use of the author's Museum educational program is given.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, поисково-исследовательская деятельность, археология, палеонтология Прокопьевска и Прокопьевско-го района.

Keywords: extracurricular activities, exploratory research, archeology, paleontology of Prokopyevsk and Prokopyevsk district.

Территория Прокопьевска и Прокопьевского района является ценным археологическим и палеонтологическим объектом. Еще в 60-е гг. XX в. в районе реки Егос в ходе бурения скважин в поисках угля геологами были обнаружены окаменелости моллюсков и растений. Ученые установили, что в недрах Прокопьевской земли находится морское дно девонского периода (420-360 млн лет назад) [1]. Девон - четвертый геологический период палеозойской эры, продолжавшийся около 60 млн лет.

Многие окаменелости имеют открытый выход на поверхность. Это коралловые полипы, мшанки, трилобиты, брахиоподы, головоногие моллюски, морские лилии и другие морские организмы, отпечатавшиеся на камнях.

Кроме палеонтологических исследований в 50-70-е гг. XX в. на территории Прокопьевска и Прокопьевского района прошел ряд археологических экспедиций. Под руководством Михаила Георгиевича Елькина, учителя истории школы № 1 города Прокопьевска, обществом «Юный историк» были найдены стоянки первобытного человека.

Открыты группы курганов могильника у деревень Усканда и Ур-Бедари в Беловском районе [2]. А также Дегтяревская неолити-

ческая стоянка (эпохи конца III—II тыс. до н. э.). Обследованы 138 курганов у деревни Ур-Бедари и установлено, что это захоронения тюрок-кочевников VIII-X вв. н. э. [3]

В ходе раскопок обнаружены кремневые наконечники, фрагменты керамики, кости древних животных - мамонтов, бизонов, носорогов. Найденные ценные экспонаты создали основу школьного музея, а позже и городского краеведческого, основанного в 1961 г. [4]

На базе современного краеведческого музея с использованием археологического материала нами была разработана музейно-обра-зовательная программа «Назад к истокам». Программа включает изучение двух основных блоков - «Мир девонского периода» и «Эпоха первобытного общества».

Основная цель программы - пробуждение и формирование интереса у учащихся к археологическому наследию родного края.

Основными задачами являются:

1. Формирование базовых знаний об историческом процессе и археологических памятниках родного края.

2. Расширение и развитие познавательных интересов и способностей учащихся.

3. Развитие навыков исследовательской деятельности.

4. Овладение практическими навыками научно-исследовательской работы, а также определенными профессиональными знаниями и умениями археолога.

В работе с учащимися были использованы методические приемы организационной, поисково-исследовательской деятельности, групповой и индивидуальной работы [5].

Программа «Назад к истокам» разработана для 6-7-х классов на год обучения и предполагает выездные уроки в школу № 15 города Прокопьевска. Уникальность ее в том, что она направлена на изучение родного края и не повторяет общеобразовательную программу, а лишь дополняет ее. Также она ориентирована на поддержание стойкого интереса школьников к прошлому родного края, удовлетворение любознательности, расширение их кругозора, активизацию познавательной и исследовательской деятельности.

На каждом занятии предусматривается информационная часть в виде лекций, бесед, дискуссий и выступлений с докладами. Теоретическая часть направлена на изучение основных тем вышеуказанных блоков. Вводится понятие «археология», происходит знакомство с методами археологического исследования.

На примере города Прокопьевска и Прокопьевского района выполняется изучение девонского периода и характеристика основных достижения каменного, бронзового и железного веков с использованием археологических и палеонтологических экспонатов. Прослеживается процесс перехода первобытного человека от присваивающего хозяйства к производящим формам [6].

Вместе с теоретическими знаниями применяется практическая часть, представляющая собой работу с документами и музейными экспонатами. Происходит знакомство учащихся с археологическими и палеонтологическими памятниками Прокопьевска и Прокопьевского района. Для полноты информации и расширения кругозора школьников организуются выездные экскурсии в музей.

Важной формой практической части является игровая деятельность. С использованием дидактического материала применяются интеллектуальные и подвижные игры, конкурсы, кроссворды, викторины, в ходе которых учащиеся выступают юными археологами и исследователями.

Используя мозаику, ребята собирают древние артефакты, которые потом подлежат описанию и анализу. А в ходе эксперимента с использованием пластилина, ракушек и различных видов растений ребята наблюдают процесс формирования отпечатков на пластилине, сравнивая отпечатки флоры и фауны на камне в природе.

В завершение изучения главных блоков музейно-образовате-льной программы состоялся запланированный экскурсионный маршрут школьников к палеонтологическому памятнику девонского периода. Его целью является не только сообщение о палеонтологическом своеобразии данного места, но и призыв сохранить уникальное природное место от бытового и строительного мусора.

В ходе мероприятия учащиеся побывали в роли юных археологов. В результате поиска ребятами были найдены окаменелости с отпечатками древних обитателей девонского моря.

Данный экскурсионный маршрут нацеливает учащихся на поисково-исследовательскую деятельность, где школьники выступают не пассивными слушателями и созерцателями, а активными участниками, вовлеченными в данный вид деятельности.

Таким образом, внеурочная деятельность, организованная в рамках музейно-образовательной программы «Назад к истокам», -одна из важных форм обучения и воспитания, способствующая углублению знаний, эстетическому, нравственному и физическому

воспитанию учащихся, а также развитию их интересов и способностей. При такой организации внеурочной деятельности у обучающихся развивается интерес, патриотические чувства и любовь к истории родного края.

При всей важности теоретических знаний, значима и практическая деятельность в игровой форме на внеурочных занятиях и поисково-исследовательская работа в рамках экскурсионного маршрута к природному памятнику девонского периода.

Примечания

1. Новичков М. Девонский период палеозойской эры. URL: http://fb.ru/ article/266402/devonskiy-period-paleozoyskoy-eryi(дата обращения 20.08.18).

2. Елькин М. Г. Отчет о работе школьного музея за 1961 год // Фонды исторического музея имени Б. В. Волынова. МБОУ «Школа № 1».

3. Воспоминания Н. Р. Раводиной. Из опыта работы общества «Юный историк» города Прокопьевска // Фонды исторического музея имени Б. В. Волынова. МБОУ «Школа № 1».

4. Раводина Н. Р. Общество «Юный историк» под руководством М. Г. Елькина // Фонды исторического музея имени Б. В. Волынова. МБОУ «Школа № 1».

5. Смирнов Д. В. Юные музееведы // Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. 4-е изд. М. : Просвещение, 2014. C. 50-56.

6. Амальрик А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология. М., 1959.

УДК 371.233.4; 372.851; 908; 372.87; 374

Н. Ю. Платунова, Т. Н. Вавилова

КАК ДОСТИЧЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Представлена разработка внеурочной деятельности образовательный квест «Загадки Соборной площади», предполагающий изучение памятников архитектуры города Слободского, в процессе которого обучающиеся отрабатывают навыки решения математических задач практического содержания. Содержание авторской разработки соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования на основе про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.