воспитанию учащихся, а также развитию их интересов и способностей. При такой организации внеурочной деятельности у обучающихся развивается интерес, патриотические чувства и любовь к истории родного края.
При всей важности теоретических знаний, значима и практическая деятельность в игровой форме на внеурочных занятиях и поисково-исследовательская работа в рамках экскурсионного маршрута к природному памятнику девонского периода.
Примечания
1. Новичков М. Девонский период палеозойской эры. URL: http://fb.ru/ article/266402/devonskiy-period-paleozoyskoy-eryi(дата обращения 20.08.18).
2. Елькин М. Г. Отчет о работе школьного музея за 1961 год // Фонды исторического музея имени Б. В. Волынова. МБОУ «Школа № 1».
3. Воспоминания Н. Р. Раводиной. Из опыта работы общества «Юный историк» города Прокопьевска // Фонды исторического музея имени Б. В. Волынова. МБОУ «Школа № 1».
4. Раводина Н. Р. Общество «Юный историк» под руководством М. Г. Елькина // Фонды исторического музея имени Б. В. Волынова. МБОУ «Школа № 1».
5. Смирнов Д. В. Юные музееведы // Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. 4-е изд. М. : Просвещение, 2014. C. 50-56.
6. Амальрик А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология. М., 1959.
УДК 371.233.4; 372.851; 908; 372.87; 374
Н. Ю. Платунова, Т. Н. Вавилова
КАК ДОСТИЧЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Представлена разработка внеурочной деятельности образовательный квест «Загадки Соборной площади», предполагающий изучение памятников архитектуры города Слободского, в процессе которого обучающиеся отрабатывают навыки решения математических задач практического содержания. Содержание авторской разработки соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования на основе про-
граммы по математике 9-го класса и раздела «Краеведение» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Пешеходный туризм». Охарактеризована технология квест, являющаяся эффективным инструментом для достижения метапредметных результатов обучения. Описан образовательный квест как форма внеурочной деятельности, включающий выполнение заданий по краеведению и математике и отработку универсальных учебный действий.
The article presents the development of extracurricular activities educational quest "Mysteries of Cathedral square" involving the study of monuments of architecture of the city of Slobodsky in the process of which students work out the skills of solving mathematical problems of practical content. The content of the author's development corresponds to the Federal component of the state standard of basic General education on the basis of the program in mathematics of grade 9 and the section "local history" of the additional General educational program "Hiking". Quest technology is an effective tool for achieving interdisciplinary learning outcomes is characterised. Educational quest as a form of extracurricular activities including the implementation of tasks in local history and mathematics and practicing universal learning activities is described.
Ключевые слова: технологии деятельностного типа, квест-технологии, образовательный квест, метапредметные результаты, краеведение, пешеходный туризм, математика, универсальные учебные действия, внеурочная деятельность.
Keywords: technologies of activity type, quest technologies, educational quest, metasubject results, local history, Hiking, mathematics, universal educational actions, extracurricular activities.
Город Слободской Кировской области - это маленький провинциальный городок с населением 34 тыс. жителей. В конце XVIII - начале XIX в. здесь проживал каждый пятый купец Вятской губернии. Об этих предприимчивых людях напоминают нам красивые особняки, многочисленные храмы и памятники архитектуры. Слободские педагоги стараются прививать ученикам любовь к своему городу, подчеркивают его красоту и знакомят с историей. Для этого они объединяют свои знания и опыт в поиске новых подходов в обучении.
Педагог дополнительного образования МКУ ДО «Станция юных туристов и техников» Наталья Юрьевна Платунова и учитель математики МБОУ Лицей № 9 Татьяна Николаевна Вавилова и разработали образовательный квест «Загадки Соборной площади».
Новизна их работы заключается в том, что, изучая памятники архитектуры центральной части города Слободского, учащиеся отрабатывают навыки решения математических задач практического содержания.
Данная разработка соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования, а также закону об образовании. Она составлена на основе программы по математике 9-го класса основной общеобразовательной школы и раздела «Краеведение» дополнительной общеобразовательной об-щеразвивающей программы «Пешеходный туризм».
Актуальность выбора квест-технологии определило инновационное современное образование, которое требует использовать технологии деятельностного типа. Данная технология в воспитательном и общеобразовательном процессе появилась относительно недавно. Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен в 1995 г. Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего. Сегодня квест активно применяется и открывает возможность изучения предмета в новом образовательном формате [1]. Данную технологию можно использовать на различных учебных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Она может охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, может быть межпредметной, предназначена для групповой и индивидуальной работы [2]. Благодаря использованию этой технологии учащиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для получения нужного результата, постигать элементы научно-практической работы. Технология квест является эффективным инструментом для достижения метапредметных результатов [3].
Образовательный квест «Загадки Соборной площади» разработан для учащихся 9-х классов, которые владеют знаниями из курсов краеведения и математики основной школы.
Цель - создать учебно-воспитательное пространство, которое способствует достижению метапредметных результатов при изучении курсов краеведения и математики.
По сюжету квест предполагает поиск информации, разгадывание головоломок, путешествие по объектам, решение задач, поиск ключей, составление ключевого слова.
Квест начинается на главной площади, в самом центре города Слободского. Здесь находятся памятники архитектуры федерального значения, которые, как нить ожерелья, обрамляют Соборную площадь.
Участники квеста делятся на команды.
Каждая команда получает: лэпбук и «волшебный чемоданчик».
Лэпбук в переводе с английского - интерактивная папка на заданную тему, которая несет познавательную и развивающую функции [4].
Для мероприятия лэпбук составляется педагогами, дополняется участниками в ходе игры и становится продуктом совместной деятельности. В нем написана инструкция, которая подробно объясняет правила путешествия. Также здесь находятся задания, составленные на основе дидактическх единиц курсов краеведения и математики. Решая такие задачи, участникам приходится постоянно добывать информацию из разных источников, подключать логическое мышление для использования подсказок «волшебного чемоданчика», в котором находятся понятные (клей, ножницы, блокнот, ручка, рулетка) и непонятные (химические реактивы, пакетики с семенами цветов, формулы) предметы.
Понимание сюжета квеста приходит к участникам в тот момент, когда они читают инструкцию. На этом этапе они отрабатывают навыки читательской функциональной грамотности - чтения текста, определяют содержащийся в тексте смысл информации и планируют деятельность.
По инструкции командам сначала необходимо правильно сложить схему центральной части города, разрезанную в виде го-ловоломки-танграм. С ней участники будут работать на каждом объекте. Дальше правила определяют восемь кармашков с порядковыми номерами. Каждый кармашек скрывает 2 задания квеста. Первое задание написано на белом листе и требует расшифровать название объекта. Второе задание написано на синем листе и требует решить задачу. Все задания имеют практическое содержание и ориентированы на подготовку школьников к ОГЭ.
С заданиями можно справиться только в том случае, если правильно отгадать название объекта, найти его на местности, провести на нем измерения и использовать их в решении задач.
Выполняя все задания, участники квеста отрабатывают универсальные учебные действия (УУД):
- познавательные (осуществляют поиск информации и структурируют её; формулируют проблемы);
- регулятивные (ставят цель, планируют действия, прогнозируют и корректируют результат);
- коммуникативные (организуют работу в группе на принципах сотрудничества, учатся выражать мысли и отстаивать свое мнение без конфликтов).
Так пример можно рассмотреть порядок работы команды на объекте № 7 - «Гостиный двор». В кармашке № 7 лэпбука команда находит белый лист с запиской: «Название объекта сможете узнать, если воспользуйтесь приветом от Татьяны Анатольевны, соблюдая правила техники безопасности при работе с химическими элементами».
Для того, чтобы прочитать название объекта на чистом листе бумаги, участникам необходимо: вспомнить всех женщин, которых зовут Татьяна Анатольевна, выбрать из них ту, которая может передать им привет, которая знает о правилах техники безопасности (ТБ) при работе с химическими элементами. После коллективного обсуждения участники команды предлагают ответ, что это учитель химии. Определяют, что её область деятельности поможет прочитать текст. Предполагают, что для этого можно использовать химический элемент. Находят в «волшебном чемоданчике» бутылочку с раствором хлорида железа (III) и ватную палочку. Далее участникам команды необходил найти правильный вариант его использования для достижения цели. Вспоминают ТБ и приемы работы на уроках химии с химическими элементами. Ватную палочку смачивают в растворе и закрашивают лист. Хлорид железа (III) вступает в химическую реакцию с роданидом аммония, с помощью которого написан текст на листе, и проявляет надпись. Из текста участники узнают, что «Гостиный двор» был заложен на 10-летние проценты Анфилатовского банка. Отправляются к этому объекту, чтобы найти ключ и решить задачу по условию: «25 июня 1839 года в День рождения Его Императорского Величества царствующего Государя Императора Николая Павловича заложен общественный гостиный двор с Высочайшего разрешения на 10-летние проценты с капитала Анфилатовского банка Городским Головой Николаем Косаревым и строителями от городского общества с молеб-
ствием и торжеством» - гласит мемориальная доска на здании. Вопрос задачи: «Сколько денег было потрачено на строительство гостиного двора, если банк заложил 58511 рублей под 6% годовых?»
Для решения этой задачи в «волшебном чемоданчике» находится подсказка - формула для расчета. Выполнив правильные математические вычисления, участники команд квеста могут узнать, сколько денег было потрачено на строительство объекта.
На некоторых объектах для решения заданий нужно провести измерения. Например, измерить высоту колокольни, применяя метод подобных треугольников. В ходе решения участники отрабатывают межпредметные умения, интегрируя знания из курсов математики и топографии.
Ни на одном из восьми объектов квеста задания не повторяются.
Квест предполагает, что команды, разгадывая головоломки и решая задачи, пройдут маршрут по всем восьми объектам. В подтверждение этого они представят в конце путешествия 8 ключей с буквами и составят из них слово «Соборной», которого не хватает в названии квеста на первой странице лэпбука. После этого можно считать, что квест «Загадки Соборной площади» успешно прошла вся команда. За правильные ответы команда получает баллы. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
Квест проводился с учащимися 9-го класса МКОУ СОШ № 14. В нем участвовали 24 человека. В классе большинство учащихся - визуалы, половина кинестетиков и очень мало аудиалов. Обучающиеся с интересом изучают краеведение. Уровень освоения математики как учебного предмета средний. Особые затруднения вызывают задачи практического содержания ОГЭ. У многих не сформированы регулятивные УУД, низкая мотивация к изучению математики, поэтому нами, педагагами, было принято решение разработать и провести квест.
При выполнении заданий учащиеся учились: ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, принимать решения, преобразовывать знаки и символы, организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогами и одноклассниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение, разрешать конфликты с учётом интересов, формулиро-
вать проблему, аргументировать и отстаивать своё мнение, оценивать собственные возможности правильного решения задач.
Команда-победительница квеста набрала 70% из максимально возможных баллов.
После проведенного мероприятия состоялось обсуждение, в ходе которого все учащиеся сделали вывод, что им очень понравился «квест». Многих удивило, что лэпбук для них специально сделали педагоги своими руками. Ребята отмечали, что узнали много нового о памятниках архитектуры (даты, фамилии, элементы декора) и истории своего родного города. При выполнении заданий школьники применяли знания, полученные на уроках математики и краеведения. Каждый принимал участие в работе команды: кто-то легко мог подойти к прохожим и задать вопрос, кто-то находил решение, кто-то больше обращал внимание на какие-то слова или символы, кто-то обращал внимание на содержание мемориальных досок, кто-то лучше разгадывал головоломки, кто-то следил за ошибками и исправлял их, капитаны - лидеры проявляли организаторские способности, т. е. группа работала как единый механизм для достижения поставленного результата.
После проведения данного мероприятия педагоги отметили что повысилось качество выполнения заданий по теме «Реальная математика» с 45 до 63%.
Таким образом, опыт проведения квеста показал, что данная технология является эффективным инструментом для достижения метапредметных результатов обучения школьников. Интеграция содержания общего и дополнительного образования в сценарии квеста позволяет создать единое учебно-воспитательное пространство.
Полагаем, что образовательный квест «Загадки Соборной площади» можно применять во внеурочной деятельности, в реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по краеведению, а также при изучении математики в общеобразовательном учреждении.
Примечания
1. Акимов А. Ю., Смирнов Д. В. Создание инструментальной системы для формирования и проведения квестов на открытой территории // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения : науч.-метод. журнал. 2016. № 2(119). С. 7-16.
2. http://www.ruirina.ru/2017/09ЮbrazovatelmKvesthtml-«Образователь ныйквест - современная интерактивная технология».
3. https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf - Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями (Каравка Александр Александрович ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» Россия, Новосибирск, старший преподаватель).
4. http://www.maam.ru/detskijsad/vnedrenie-tehnologi-lyepbuk-v-obrazova telnyi-proces.html - Внедрение технологии Лепбук в образовательный процесс.
УДК 908; 929; 351.852
Я. Э. Лаврова, Н. Метелев, И. Старков
МУЗЕЙ-УСАДЬБА АКАДЕМИКА А. Н. БАКУЛЕВА
В статье представлен опыт работы учителя и учеников по турист-ско-краеведческой работе в музее-усадьбе академика А. Н. Бакулева (г. Слободской Кировской области). Цель работы - раскрыть возможности музея как информационного центра для знакомства обучающихся с уникальным ученым - уроженцем Вятской земли.
The article represents the experience of the teacher and students in tourist and local lore activities of the Museum-Estate of Academician A. N. Bakulev (Kirov Region, Slobodskoy District). The purpose of the work was to reveal the museum's possibilities as an information center for the students knowledge with a unique scientist - natives of Vyatka land.
Ключевые слова: Кировская область, туристский потенциал, академик А. Н. Бакулев, музей-усадьба.
Keywords: Kirov region, tourist potential, academician A. N. Bakulev, Museum-Estate.
Кировская область обладает природно-рекреационными и историко-культурными ресурсами, которые содействуют увеличению роста туристов. Географическое положение Кировской области способствует развитию рекреационных ресурсов, так как находится в северо-восточной части России, на равноудаленном расстоянии от Москвы и Урала. Через область проходит Трансконтинентальная железнодорожная магистраль, которая обеспечивает связь Кировской области с европейской и азиатской частями России. Эта