Научная статья на тему 'Использование квест-технологий при проведении внеурочной деятельности по физике'

Использование квест-технологий при проведении внеурочной деятельности по физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
769
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / MOTIVATION OF STUDENTS / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФИЗИКЕ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN PHYSICS / КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ / QUEST TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ / EDUCATIONAL QUEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Марина Николаевна, Попов Иван Павлович

За последние годы в системе общего образования произошли серьёзные перемены: на смену традиционным урокам приходят личностно-ориентированный и деятельностный подход, однако ученики тоже изменились. В сформировавшейся у них системе ценностей качественное естественно-математическое образование не всегда стоит на первых позициях. Сегодня нет универсальных методик для всех учителей, способствующих изменить сложившуюся ситуацию. С другой стороны, трудно убедить ребёнка учить и понимать физику, пока он не поймет, зачем ему это нужно. В данной статье акцентируется внимание на способе мотивации ребёнка на самостоятельную деятельность. Учитывая во внимание тот факт, что содержание и временные рамки урока жёстко регламентированы установленными нормами, в данной статье рассматривается способ мотивации обучающихся к изучению физики через применение современных игровых технологий во внеурочной деятельности. Авторами подробно описывается методика применение квест-технологий, а также приводятся уникальные примеры испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of quest-technologies in the conduct ofextracurricular activities in physics

In recent years, the system of General education has undergone major changes: the traditional lessons are replaced by a personality-oriented and activity-oriented approach, but the students have also changed. In their system of values, high-quality natural and mathematical education does not always stand in the first position. Today, there are no universal methods for all teachers, contributing to change the situation. On the other hand, it is difficult to convince a child to learn and understand physics until he understands why he needs it. This article focuses on the method of motivating the child to independent activity. Taking into account the fact that the content and timing of the lesson are strictly regulated by the established norms, this article discusses the method of motivating students to study physics through the use of modern game technologies in extracurricular activities. The authors describe in detail the method of application of quest technologies, as well as unique examples of tests.

Текст научной работы на тему «Использование квест-технологий при проведении внеурочной деятельности по физике»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018

№ 3 (33). С. 157-163. ИЛ II I—I I л п п

УДК 372.853 м. Н. Попова, И. П. Попов

Использование квест-технологий при проведении внеурочной деятельности по физике

За последние годы в системе общего образования произошли серьёзные перемены: на смену традиционным урокам приходят личностно-ориентированный и деятельностный подход, однако ученики тоже изменились. В сформировавшейся у них системе ценностей качественное естественно-математическое образование не всегда стоит на первых позициях. Сегодня нет универсальных методик для всех учителей, способствующих изменить сложившуюся ситуацию. С другой стороны, трудно убедить ребёнка учить и понимать физику, пока он не поймет, зачем ему это нужно. В данной статье акцентируется внимание на способе мотивации ребёнка на самостоятельную деятельность. Учитывая во внимание тот факт, что содержание и временные рамки урока жёстко регламентированы установленными нормами, в данной статье рассматривается способ мотивации обучающихся к изучению физики через применение современных игровых технологий во внеурочной деятельности. Авторами подробно описывается методика применение квест-технологий, а также приводятся уникальные примеры испытаний.

Ключевые слова: мотивация обучающихся, внеурочная деятельность по физике, квест-технологии, образовательный квест

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 157-163.

M. N. PopovA, I. p. Popov

The use of quest-technologies in the conduct of extracurricular activities in physics

In recent years, the system of General education has undergone major changes: the traditional lessons are replaced by a personality-oriented and activity-oriented approach, but the students have also changed. In their system of values, high-quality natural and mathematical education does not always stand in the first position. Today, there are no universal methods for all teachers, contributing to change the situation. On the other hand, it is difficult to convince a child to learn and understand physics until he understands why he needs it. This article focuses on the method of motivating the child to independent activity. Taking into account the fact that the content and timing of the lesson are strictly regulated by the established norms, this article discusses the method of motivating students to study physics through the use of modern game technologies in extracurricular activities. The authors describe in detail the method of application of quest technologies, as well as unique examples of tests.

Keywords: motivation of students, extracurricular activities in physics, quest technologies, educational quest

_Введение

Одной из ключевых задач методики преподавания физики всегда остаётся решение проблемы с уровнем мотивации учащихся к изучению достаточно сложного и, одновременно, интересного предмета. В седьмом классе преобладающим мотивационным фактором при изучении физики является любопытство, вызванное знакомством с новым предметом. Тем более, принцип построения учебного материала по физике опирается на бытовые навыки детей и знания, полученные на уроках окружающего мира в начальной школе. По мере увеличения научной составляющей предмета, эта мотивация слабеет. В силу психологических и физиологических особенностей, связанных с взрослением подростков, в процессе их социализации начинают формироваться не только разного рода интересы, но и комплексы, способные оказывать серьёзное влияние на уровень мотивации и к физике, и к учёбе в целом. Кроме того, стремительно развивающаяся индустрия развлечений наполнила жизнь детей разнообразными яркими и увлекательными компьютерными играми. С головой погружаясь в фантастические приключения, дети всячески стараются спроецировать виртуальные достижения в реальную жизнь. На фоне этих игр мотивация к учёбе становится ещё более слабой. Значит, педагог должен найти способ показать ученикам, что процесс познания реального мира на уроках физики может быть не менее интересным и увлекательным, чем виртуального. Следовательно, необходимо внедрять в образовательный процесс те же визуальные, звуковые, кинестетические, физические и другие формы воздействия на изменения состояния сознания ребёнка, что используются в компьютерных играх [12]. Одной из технологий, включающих в себя выше перечисленные формы воздействия, является квест. В связи с этим цель данной статьи заключается в описании разновидностей квестов на основании существующих классификаций и выводе основных требований к организации образовательного квеста, а также основных этапов его подготовки.

_Методология квеста

Понятием квест (от английского «quest» - поиск, игра-загадка) обозначают различные виды on-line и off-line игр, которые разворачиваются в виртуальном и/или реальном пространстве. Это специфическая форма игровой деятельности, которая требует от участников поиска решения поставленных задач [4]. Учитывая специфику образовательных программ по физике на уровне основного общего образования, применение квест-технологий чаще всего не позволяет решать задачи урока. Однако их использование во

внеурочной деятельности по физике позволит значительно повысить мотивацию к изучению этого сложного и, одновременно, интересного предмета.

В работах И.Н. Сокол предложена подробная классификация образовательных квестов по форме проведения, по режиму проведения, по срокам реализации, по форме работы, по предметному содержанию, по характеру и типу заданий [11]. В данной статье будут рассмотрены отдельные формы проведения групповых квестов во внеурочной деятельности по физике.

Не случайно смещение акцентов делается в пользу внеурочной деятельности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) занятия в рамках внеурочной деятельности по физике являются обязательными для всех образовательных организаций и должны стимулировать самообразование обучающихся: их обращение к дополнительной литературе, повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения, сохраняя фундаментальное научное ядро .

К внеурочной деятельности относятся любые занятия с обучающимися, проходящие после уроков, не ограниченные классно-урочной системой, на базе образовательной организации или учреждений дополнительного образования. Тематика внеурочной деятельности по физике не может пересекаться с материалом учебных предметов, она должна выходит за её рамки, основываясь на принципе метапредметности. При этом она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации [10].

Основной целью внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни социального опыта и формирования системы ценностей, принятой в российском обществе. Внеурочная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, и организуется в любых, предусмотренных законодательством, формах по следующим направлениям развития личности:

• духовно-нравственное,

• спортивно-оздоровительное,

• социальное,

• общеинтеллектуальное,

• общекультурное.

Цель, задачи и планируемые результаты внеурочной деятельности как формы организации учебного процесса жёстко регламентированы образовательными стандартами и подкреплены рабочей программой по каждому направлению [2].

Опыт показывает, что одним из наиболее востребованных во внеурочной деятельности по физике, является краткосрочный квест с комбинированным режимом проведения. Краткосрочность подразумевает под собой тот факт, что

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

цель занятия, построенного по квест-технологии, может быть рассчитана не более, чем на три занятия. Примером цели подобных занятий может быть углублённое изучение конкретного физического процесса или явления, интеграция физических знаний в другие предметы или образовательные области, поиск путей решения конкретной задачи, знакомство с методами научного познания мира.

Комбинированный режим проведения означает, что для постановки и решения задач необходимо использование как реальных, так и виртуальных ресурсов. Однако приоритет должен расставляться организаторами в зависимости от тематики занятия. В качестве реальных ресурсов можно использовать небольшие глубоко научные тексты, подобно тем, что включены в государственную итоговую аттестацию по физике по образовательным программам основного общего образования, бытовые приборы, лабораторное оборудование. Виртуальными ресурсами могут быть не только разнообразные виртуальные лаборатории, но и всевозможный фото-видео контент с истинным или заведомо ложным содержанием. Эти ресурсы помогут развивать и познавательное, и критическое мышление.

В связи с тем, что у истоков квест-технологии в педагогике стоят видеоигры, одним из первых был разработан и описан образовательный веб-квест (Web-quest). Его автор Берни Додж, профессор образовательных технологий государственного университета в Сан-Диего (США), и его ученик Том Март. В 1995 году они разработали модель веб-квеста. Цель этой разработки заключалась в интеграции сети Интернет в образовательный процесс. Придуманная авторами технология веб-квестов позволила успешно объединить наиболее эффективные учебные практики в целостную педагогическую систему, позволив по-новому организовать деятельность обучающихся.

Также ими были определены требования к веб-квесту, основные этапы и виды заданий для его проведения [3]. На основании классификации Б. Доджа мы предлагаем проводить квесты по типу «Проект» или по типу «Выход из комнаты».

Квест «Проект» может включать в себя все основные этапы проектной деятельности, заложенные в Федеральные государственные образовательные стандарты. Данное занятие должно носить групповой характер работы для того, чтобы наряду с учебными навыками у детей формировались социальные навыки общения и успешной работы в команде. Каждая группа, по усмотрению учителя, может разрабатывать свою конкретную тему, или искать альтернативные способы решения одной проблемы. В таком случае дополнительным мотиватором является дух соревнования. Например, можно посвятить квест «Проект» созданию уникального оптического прибора, который бы помог избавиться от

«слепых зон» для камер видеонаблюдения, основанного на законах геометрической оптики.

Квест «Выход из комнаты» должен представляет собой набор нестандартных теоретических и практических заданий с физическим смыслом, объединённых одной целью - найти «ключ» и выйти из комнаты. В ходе выполнения квеста учащиеся, объединённые в одну или несколько групп, могут соревноваться между командами или со временем, которое им отведено учителем-ведущим на выполнение заданий квеста. Для выполнения этих заданий также могут использоваться и реальные, и виртуальные ресурсы.

При правильной организации квест «Выход из комнаты» заинтересует любого ученика. Это связано с высоким уровнем востребованности подобных квестов в качестве интересной формы проведения досуга молодёжи.

Необходимо помнить, что основой любой игры, в том числе и квеста, должен быть интересный, неожиданный сюжет. Наиболее простым в организации по сюжетной структуре, конечно, можно считать линейный квест [11]. Команда участников, поставленная перед проблемой, получает карту действий - некий маршрутный лист, который прямым или косвенным образом определяет алгоритм действий. Важный организационный момент такого квеста заключается в том, что участники не могут перейти к следующему этапу, не выполнив предыдущий. В противном случае, теряется интрига созданной сюжетной линии.

Если одной из задач создаваемого квеста должно стать заострение внимания на конкретной ситуации, предмете, процессе, то эффективнее превратить линейный квест в кольцевой. Главным отличительным признаком кольцевого квеста (по сравнению с линейным) является замкнутость сюжета: начальный и финальный этапы испытания совпадают. Другими словами, участники квеста должны вернуться к тому с чего начали, но, при этом, со всеми полезными наградами, полученными при прохождении испытаний квеста. Например, квест-лаборатория по созданию изотопа любого из восьми гипотетических элементов таблицы Д.И. Менделеева может начинаться со знакомства участников с имеющимися у них ресурсами: компьютерными тренажёрами, научными технологиями или установками. В ходе прохождения испытаний квеста участники могут собирать недостающие элементы установки, «кусочки» нового изотопа и прочие. По возвращению в лабораторию все недостающие элементы собираются вместе для выполнения главного задания квеста.

Самым сложным, по сравнению с предыдущими структурами, является нелинейный квест. Сложность здесь заключается в том, что сформулированная перед участниками квеста проблема, должна иметь несколько альтернативных способов решения. Каждая группа участников самостоятельно выбирает из предложенных или

находит свой «путь» для прохождения квеста. Кроме основного задания квест может содержать несколько второстепенных сюжетов, выполнение которых необязательно, но открывает участникам дополнительные ресурсы. Другими словами, нелинейный квест содержит несколько линейных сюжетов разной сложности и продолжительности, но с одинаковым результатом в конце.

На основании изучения рынка игровой индустрии, а также учитывая цель и задачи образовательного процесса, можно сформулировать следующие требования к организации образовательного квеста:

• чёткие, понятные для участников квеста правила с описанием критериев оценки и значения достигнутого результата;

• наличие предыстории - завязки сюжета, обеспечивающей актуальность квеста;

• ярко выраженное центральное задание, в том случае, если в квесте имеются второстепенные сюжеты;

• регламентируемый перечень ресурсов, доступных участникам для использования при выполнении заданий квеста;

• ориентированность на групповую деятельность;

• актуальность и соответствие проблематики квеста возрастным, психологическим и интеллектуальным особенностям участников;

• сохранение процесса подготовки в секрете от всех заинтересованных лиц;

• соблюдение правил и норм безопасности.

Важно понимать, что образовательный квест

- это не просто нестандартная форма организации досуга с обучающимися, это креативное и достаточно сложное мероприятие, которое невозможно подготовить в одиночку. Поэтому первым этапом по подготовке квеста, обязательно, должно стать формирование команды единомышленников - людей, готовых поддержать ваши начинания и внести свой весомый вклад в создание, организацию и проведение образовательного квеста.

Вторым этапом является формулировка ключевой идеи квеста и разработка сюжета на её основании. Исходя из этого, определяется целевая аудитория участников. Однако, по усмотрению организаторов, идея и сюжет могут создаваться под заранее определённые группы участников квеста.

На третьем этапе подготовки квеста прорабатываются правила и ресурсная база, выстраиваются этапы квеста и критерии оценки результатов. Это наиболее трудоёмкий и время затратный этап, при проведении которого очень сложно сохранить в тайне подробности планируемого кве-ста от его возможных участников.

Одновременно с выше перечисленными этапами организации образовательного квеста необходимо стимулировать повышенный интерес

к проекту со стороны потенциальных участников путём создания интриги, пропаганды, рекламы доступными и целесообразными способами. Любопытство подростков и предвкушение чего-то кардинально нового в образовательном процессе будет служить прекрасным устойчивым мотивационным механизмом. Сложность данного этапа заключается в том, что процесс прохождения квеста должен оправдать созданные ожидания у его участников.

_Примеры образовательных квестов

Для всестороннего развития личности ребёнка процесс обучения должен носить творческий, прикладной характер с использованием межпредметных связей. Курс физики предоставляет учителю широкие возможности для интеграции физики с другими предметами.

В качестве примера предлагаем рассмотреть первый из разработанных и проведённых, в рамках внеурочной деятельности, авторами статьи образовательный «Естественнонаучный квест». Данный квест является краткосрочным и линейным. Тип квеста, согласно классификации Б. Доджа, «Выход из комнаты».

Цель квеста: формирование интереса обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла через применение общих знаний, полученных во время образовательного процесса.

Организаторами квеста были поставлены следующие основные задачи:

• стимулировать интерес детей к изучению предметов естественнонаучного цикла;

• формировать социальную компетентность;

• развивать коммуникативные навыки и навыки групповой деятельности.

Целевая аудитория квеста - команды обучающихся 7-9 классов численностью от пяти до семи человек. Квест проводится на время и состоит из двух этапов. Каждая команда начинает свои испытания в закрытой комнате. Чтобы выйти участники должна найти ключ, а для этого нужно выполнить все задания квеста. Все задания составлены с учётом рабочих программ по учебным предметам для каждого класса.

Учитывая, что Интернет-ресурсы могли дать готовые ответы участникам квеста на некоторые задания, организаторами было принято решение о запрете их использования. Иначе процесс прохождения квеста был бы сведён к простым механическим действиям по воспроизведению данных, не способствуя развитию мыслительных процессов и коммуникативных навыков внутри команды.

Во время первого этапа каждая команда должна решить поочерёдно несколько теоретических и практических заданий, в основе которых лежат бытовые навыки, знания, полученные из научно-популярных журналов, книг, телепередач, видеосюжетов, а также знания, полученные

Регерес^еБ с^ Science & Education. 2018. 3 (33)

на уроках физики, химии и биологии, математики. Ресурсы, необходимые для выполнения каждого задания выдаются в момент, когда ведущий знакомит участников с ним. По мере выполнения этих заданий участникам сообщается место нахождения ключа от комнаты. Если команда испытывает затруднение с выполнением задания, она может использовать дополнительные подсказки от ведущего. За каждую дополнительную подсказку команде начисляются штрафные секунды.

Например, команде старшеклассников выдаётся поднос, на котором лежит коробок спичек, упаковка активированного угля и сосуд с белыми гранулами, на котором написана химическая формула ШО3. Участники должны ответить на вопрос, какое вещество, известное ещё в глубокой древности можно изготовить из предложенных ингредиентов? Если участники испытывают затруднения, то в качестве подсказок им сообщается, что вещество в сосуде - это калиевая селитра. Также ведущий может подсказать команде, что, смешав 75% селитры, 15% угля и 10% серы, можно в бытовых условиях получить вещество, которое было изобретено в древнем Китае и используется по сегодняшний день. Когда команда определяет, что это порох, им можно предложить попробовать сделать его.

Испытание для команды семиклассников заключается в определении диаметра нити, если из доступных ресурсов они имеют только письменные принадлежности и бумагу в клеточку. С подсказками ведущего или самостоятельно, используя метод рядов, участники определяют диаметр нити, учитывая тот факт, что размер тетрадной клетки равен пяти миллиметрам.

Найдя ключ и выйдя из комнаты, команды участников отправляются на второй этап - лабиринт. Лабиринт представляет собой набор спортивных препятствий, которые вся команда должна преодолеть на время. Затем к этому времени добавляются штрафные секунды, полученные участниками на первом этапе. Победителем в квесте становится команда, набравшее минимальное время.

Ещё один квест, разработанный и проведённый авторами статьи, был приурочен к празднованию Дня авиации и космонавтики. Данный квест является краткосрочным, по своей сюжетной структуре - кольцевым, по типу «Проект». Он предназначен для команд обучающихся 8-9 классов.

Цель квеста: популяризация достижений человечества в области космических технологий.

Основные задачи квеста:

• стимулировать интерес детей к изучению истории важных научных открытий в области освоения космоса;

• формировать гражданскую позицию подростков;

• развивать коммуникативные навыки и навыки групповой деятельности.

Перед началом квеста перед участниками разыгрывается театрализованное представление с соответствующими спецэффектами и видеофрагментами о том, что космический челнок потерпел неудачу на старте и один из учёных-космонавтов не смог отправиться на Международную космическую станцию. Он предлагает участникам помочь ему в сборке нового космического корабля. Для его создания каждая команда должна пройти несколько квест-комнат, согласно полученному маршрутному листу и получить свой элемент космического корабля. По окончанию прохождения испытаний все команды вновь собираются вместе, каждая со своей деталью. После этого капитаны команд из полученных деталей собирают космическую ракету, на которой после театрализованного представления космонавт отправляется на орбиту. В описываемом примере, командам предстояло собрать из элементов копию ракеты «Восток-1», изготовленную в масштабе 1:19.

Всего командам предстоит пройти семь квест-комнат с различными испытаниями. Перед началом каждого испытания ведущие сообщают участникам историческую справку, интересные факты или известные научные данные, относящиеся к тематике данной квест-комнаты.

Одно из испытаний носит теоретический исторический характер. В нём участники должны соотнести фотографию человека, событие, с которым он связан и дату. Из доступных ресурсов, кроме фотографий и текстов с описанием даты и событий, участникам предлагаются тексты из различных газет того времени.

В ходе прохождения квеста командам предстоит пройти комнаты-лаборатории, в которых они проводят эксперименты с гравитацией, рассчитывают ускорение свободного падения на гипотетической планете, а также выясняют, сможет ли преодолеть земное притяжение и подняться на околоземную орбиту ракета из воздушного шара. Здесь участникам предстоит провести полномасштабный эксперимент с запуском такой «ракеты», расчётом скорости полёта и сравнением её со значением первой космической скорости.

Одной из самых трудных оказалась квест-комната в которой участники должны были на фотографиях звёздного неба найти некоторые из известных созвездий. В качестве ресурса им предлагался только небольшой отрывок из мультфильма, в котором демонстрировались и назывались эти созвездия.

Заключение

Учитывая описанные требования и ресур-созатратные этапы подготовки квеста, хочется ещё раз подчеркнуть тот факт, что его использование при изучении физики возможно преимущественно в рамках внеурочной деятельности по физике. Так как временные рамки урока

ограничены также жёстко, как и его содержательная часть. А применяемые формы средства и методы активизации познавательной деятельности детей ситуативны, и результат их использования зависит от многих внешних факторов. Одновременно с этим внеурочные занятия, в понятной детям игровой форме кве-ста, мотивирует учащихся к изучению физики,

а, следовательно, развивает физическое мышление учащихся на современном этапе развития школьного образования. Все выше изложенные положения основаны на глубоком анализе методической литературы и практике проведения нескольких образовательных естественнонаучных квестов, которые были полностью разработаны авторами статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. Челябинск.: ЧИППКРО. 2014. С. 11-18.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя (Стандарты второго поколения). М.: «Просвещение», 2010. С. 223.

3. Додж Б. Некоторые мысли о Web-квесте. [Электронный ресурс] // Персональный сайт. URL: http://webquest.org/sdsu/ about_webquests.html (дата обращения: 1.06.2018).

4. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения [Электронный ресурс] // Мир науки. 2016, Том 4, № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf (дата обращения: 1.06.2018).

5. Магич Е.А., Скучаев А.А. Как создавать образовательный квест // Народное образование. 2015. № 1. С. 137-143.

6. Международный вебинар «Живые» квесты в образовании» (современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Экстернат.РФ». 2013 URL: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013—qq—q---q.html (дата обращения: 1.06.2018).

7. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Вопросы Интернет-образования. 2002, №7. URL: http://schools.keldysh.ru/labmro/ do2003/lib/vl-4.htm (дата обращения: 1.06.2018).

8. Остапенко А.А., Мишарева Н.Ю., Паскевич Н.Я., Ткач Д.С., Касатиков А.А., Хагуров Т.А. Сопряжённые образовательные системы: модели, структура, возможности // Школьные технологии. 2012. № 6. С. 41-60.

9. Попова М.Н. Ситнова Е.В. Некоторые особенности организации внеурочной деятельности по физике // СETERIS PARIBUS. 2015. № 5. С. 102-103.

10. Попова М.Н., Попов И.П., Ситнова Е.В. От «Внеклассной работы» к «Внеурочной деятельности» по физике // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Казань.: Изд-во ИЦРОН. 2016, № 3. С. 19-21.

11. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. 2014. № 6 (09). С. 138-140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Хало П.В., Бородянский Ю.М. Психотехнологии в компьютерных играх [Электронный ресурс] // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008, № 6. URL: http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/2008/6/67.pdf (дата обращения: 1.06.2018).

REFERENCES

1. Baryshnikov E.N. Extracurricular activities of students: basic approaches and conditions for implementation // Extracurricular activities of students in the context of the implementation of the GEF of general education: materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference / ed. A.V. Kislyakova, A.V. Shcherbakova. Chelyabinsk, CHIPPKRO Publ., 2014. pp. 11-18. (in Russian)

2. Grigoryev D.V., Stepanov P.V. Extracurricular activities of schoolchildren. Methodical Designer: A Handbook for the Teacher (Second Generation Standards). Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010. P. 223. (in Russian)

3. Dodge B. Some Thoughts on the Web Quest. [Electronic resource] // Personal site. Available at: http://webquest.org/sdsu/ about_webquests.html (accessed 1 June 2018). (in Russian)

4. Kicherova M.N., Efimova G.Z. Educational quests as creative pedagogical technology for students of a new generation [Electronic resource]. The world of science. 2016, Volume 4, No. 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf (accessed 1 June 2018). (in Russian)

5. Magich EA, Skuchaev A.A. How to create an educational quest. Public education. 2015. No. 1. pp. 137-143. (in Russian)

6. International webinar "Live" quests in education "(modern educational technologies)" [Electronic resource]. Electronic journal "Extemat.RF". 2013 URL: http://ext.spb.ru/index.php/webinars/2209-22012013---qq---q---q.html (accessed 1 June 2018). (in Russian)

7. Nikolaeva N.V. Educational quest projects as a method and means of developing the skills of information activity of students [Electronic resource]. Questions of Internet education. 2002, no. 7. URL: http://schools.keldysh.ru/labmro/do2003/lib/vl-4.htm (accessed 1 June 2018). (in Russian)

8. Ostapenko A.A., Mishareva N.Yu., Paskevich N.Ya., Tkach D.S., Kasatikov A.A., Khagurov T.A. Conjugated educational systems: models, structure, possibilities. School technologies. 2012. no. 6. P. 41-60. (in Russian)

9. Popova M.N. Sitnova E.V. Some features of the organization after-hour activity in physics CETERIS PARIBUS. 2015. no. 5. pp. 102-103. (in Russian)

10. Popova M.N, Popov I.P., Sitnova E.V. From "Extracurricular Activities" to "Extracurricular Activities" in Physics // Collection of scientific papers on the results of an international scientific and practical conference. Kazan .: Publishing house of ICRON. 2016, no. 3. pp. 19-21. (in Russian)

11. Sokol I.N. Classification of quests. Molody Vchic. 2014. no. 6 (09). pp. 138-140. (in Russian)

12. Halo P.V., Borodyansky Yu.M. Psychotechnologies in computer games [Electronic resource]. Izvestia SFU. Technical science. 2008, no. 6. URL: http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/2008/6Z67.pdf (accessed 1 June 2018). (in Russian)

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

Информация об авторах Попова Марина Николаевна

(Россия, г. Иваново) Аспирант, направление «Образование и педагогические науки» Ивановский государственный университет E-mail: popova_maruna@mail.ru

Попов Иван Павлович

(Россия, г. Иваново) Заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 56» E-mail: i.p.fiz@mail.ru

Information about the authors

Popova Marina Nikolaevna

(Russia, Ivanovo) Post-Graduate student, direction "Education and pedagogical Sciences" Ivanovo State University E-mail: popova_maruna@mail.ru

Popov Ivan Pavlovich

(Russia, Ivanovo) Deputy Director for Educational work Municipal budgetary educational institution "Secondary school № 56". E-mail: i.p.fiz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.