Научная статья на тему 'Становление новых туристических объектов в условиях взаимодействия университета и музеев'

Становление новых туристических объектов в условиях взаимодействия университета и музеев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / TOURISM DESTINATION / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / NETWORK EDUCATION PROGRAMME / ДИНОЗАВРЫ / DINOSAURS / ДЕВОНСКИЙ ПЕРИОД / DEVONIAN PERIOD / ПРИРОДНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК / NATURAL AND ARCHAEOLOGICAL PARK / PALEONTOLOGICAL FINDINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубарева Татьяна Александровна, Рябов Валерий Анатольевич, Удодов Юрий Вадимович, Демиденко Наталья Владимировна

В статье на примере взаимодействия музеев, университетов, экспертов в области палеонтологии и геологии Кемеровской области приводятся формы развития деятельности Шестаковского комплекса в связи с мировой археологической находкой останками динозавров (пситтакозавров). К числу мероприятий по сохранению и развитию Шестаковского комплекса относятся: создание оригинального музея-заповедника, организация природного парка «Кийский» или природно-археологического парка. Главное требования к развитию такого сложного объекта это комплексный подход и необходимость учета всех научных разработок, сделанных разными научными коллективами, установление реального процесса взаимодействия между группами ученых. Предлагаемый авторами подход разработка сетевой образовательной программы позволит вовлечь во взаимодействие как действующих экспертов-палеонтологов, так и коллективы, заинтересованные в развитии Шестаковского комплекса. В рамках образовательной программы предполагается создать полигоны практик и включить археологические раскопки в элемент практической подготовки специалистов музеев, студентов географических факультетов вузов, педагогов школ и университетов. В свою очередь, такое взаимодействие позволит в дальнейшем вовлекать археологические находки в музейные и образовательные программы и в систему обмена знаниями между специалистами. Не менее важно то, что работники краеведческих музеев получат компетенции сетевого взаимодействия, что позволит им развивать свою просветительскую деятельность и создавать новые программы выставок и экскурсий. Авторами не только описаны предполагаемые формы развития территории Шестаковского комплекса, но и предложена форма взаимодействия музеев, университета, палеонтологического общества в целях развития территории и туристической индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубарева Татьяна Александровна, Рябов Валерий Анатольевич, Удодов Юрий Вадимович, Демиденко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF NEW TOURIST FACILITIES UNDER THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY AND MUSEUMS INTERACTION

The paper presents the experience of networking of museums, universities, experts in the field of paleontology and geology of Kemerovo region as a form of development of the activities of Shestakovo Complex due to the global archeological finding the remains of dinosaurs (Psittacosaurus). The activities on the conservation and development of Shestakovo Complex include: the creation of an original museum-reserve, the organization of a natural park "Kiyskiy" or a natural-archaeological park. The main requirement for the development of such a complex object is a comprehensive approach and the need to address all the scientific developments made by different research groups, the establishment of a real process of interaction between the groups of researchers. The suggested approach the development of a network educational programme will allow providing the interaction between both the working paleontologists and the stakeholders interested in the development of Shestakovo Complex. The educational programme is expected to provide field sites and include archaeological excavations for the practical training of specialists from museums, students of geographical faculties, university and school teachers. In turn, this interaction will allow including archaeological findings into museum and educational programmes and sharing the information among experts. It is equally important that local history museums could have networking skills that will help them to develop their public awareness activities, and create new programmes of exhibitions and excursions. The authors do not only describe the expected shape of the Shestakovo Complex territory, but also suggest a form of interaction between museums, university, and the Paleontological Society to develop the territory and the tourism industry.

Текст научной работы на тему «Становление новых туристических объектов в условиях взаимодействия университета и музеев»

УДК 338.481(571.17):[379.822+371.14]

СТАНОВЛЕНИЕ НОВЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТА И МУЗЕЕВ Т. А. Зубарева, В. А. Рябов, Ю. В. Удодов, Н. В. Демиденко

THE DEVELOPMENT OF NEW TOURIST FACILITIES UNDER THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY AND MUSEUMS INTERACTION

T. A. Zubareva, V. A. Ryabov, Yu. V. Udodov, N. V. Demidenko

В статье на примере взаимодействия музеев, университетов, экспертов в области палеонтологии и геологии Кемеровской области приводятся формы развития деятельности Шестаковского комплекса в связи с мировой археологической находкой - останками динозавров (пситтакозавров). К числу мероприятий по сохранению и развитию Шестаковского комплекса относятся: создание оригинального музея-заповедника, организация природного парка «Кийский» или природно-археологического парка. Главное требования к развитию такого сложного объекта - это комплексный подход и необходимость учета всех научных разработок, сделанных разными научными коллективами, установление реального процесса взаимодействия между группами ученых. Предлагаемый авторами подход - разработка сетевой образовательной программы - позволит вовлечь во взаимодействие как действующих экспертов-палеонтологов, так и коллективы, заинтересованные в развитии Шестаковского комплекса. В рамках образовательной программы предполагается создать полигоны практик и включить археологические раскопки в элемент практической подготовки специалистов музеев, студентов географических факультетов вузов, педагогов школ и университетов. В свою очередь, такое взаимодействие позволит в дальнейшем вовлекать археологические находки в музейные и образовательные программы и в систему обмена знаниями между специалистами. Не менее важно то, что работники краеведческих музеев получат компетенции сетевого взаимодействия, что позволит им развивать свою просветительскую деятельность и создавать новые программы выставок и экскурсий. Авторами не только описаны предполагаемые формы развития территории Шестаковского комплекса, но и предложена форма взаимодействия музеев, университета, палеонтологического общества в целях развития территории и туристической индустрии.

The paper presents the experience of networking of museums, universities, experts in the field of paleontology and geology of Kemerovo region as a form of development of the activities of Shestakovo Complex due to the global arc-heological finding - the remains of dinosaurs (Psittacosaurus). The activities on the conservation and development of Shestakovo Complex include: the creation of an original museum-reserve, the organization of a natural park "Kiyskiy" or a natural-archaeological park. The main requirement for the development of such a complex object is a comprehensive approach and the need to address all the scientific developments made by different research groups, the establishment of a real process of interaction between the groups of researchers. The suggested approach - the development of a network educational programme - will allow providing the interaction between both the working paleontologists and the stakeholders interested in the development of Shestakovo Complex. The educational programme is expected to provide field sites and include archaeological excavations for the practical training of specialists from museums, students of geographical faculties, university and school teachers. In turn, this interaction will allow including archaeological findings into museum and educational programmes and sharing the information among experts. It is equally important that local history museums could have networking skills that will help them to develop their public awareness activities, and create new programmes of exhibitions and excursions. The authors do not only describe the expected shape of the Shestakovo Complex territory, but also suggest a form of interaction between museums, university, and the Paleonto-logical Society to develop the territory and the tourism industry.

Ключевые слова: туристическая дестинация, сетевое взаимодействие, палеонтологические находки, сетевая образовательная программа, динозавры, Девонский период, природно-археологический парк.

Keywords: tourism destination, networking, paleontological findings, network education programme, dinosaurs, Devonian period, natural and archaeological park.

Взаимодействие университета с городским сообществом включает в себя возможность университета выступить объектом внимания и интереса жителей и гостей города. Если пользоваться определением дес-тинации, как места назначения, и принять во внимание желание университета стать местом посещения горожан и гостей города, то важно определить ключевую ценность, которую можно заявить в качестве туристического объекта, объекта туристической услуги.

В то же время, учитывая стадии эволюции дести-нации в модели жизненного цикла Ричарда Батлера [6] такие как: разведка, вовлечение, развитие, укреп-

ление, стагнация, университет может вовлекать включение местных жителей в обслуживание туристов, что может стимулировать развитие туристической инфраструктуры [1].

В нашем случае, таким новым объектом может стать университетский музей естествознания, коллекции которого собирались в течение 75 лет на естественно-географическом факультете [4]. Возникает несколько вопросов достижения этого нового качества. Как перейти от структурного подразделения университета к месту в туристической индустрии и занять соответствующее место в дестинации.

Во-первых, как адаптировать имеющиеся палеонтологические коллекции, оживить их, изменить формат их предъявления и доступности? Как войти в городские, региональные туристические маршруты, определив аудиторию, для которой палеонтологическое останки станут исторической вещью? Как переоформить пространство учебных экспозиций для туристического сервиса, включив в него не только по иному оформленные экспозиции, но и интерактивность за счет проживания и переживание находки и открытия «как оно бывает»? Как перестроить образовательную программу для экскурсовода-палеонтолога, чтобы появилась возможность создать неповторимый образ места - действия, в которое бы хотелось вернуться?

Решение этих вопросов напрямую зависит от того, как в будущем будет развиваться территория, какую новую целостность - форму инновационного развития - обретет территория. И какую функцию для ее развития может взять на себя университет.

Профессор А. М. Кулемзин к наиболее ценным объектам культурного и природного наследия Кемеровской области, которые еще ждут своего звездного часа, относит комплекс памятников археологии, истории и уникальных природных объектов (палеонтологии, геологии, зоологии и ботаники), расположенный в долине среднего течения р. Кии, у села Шестаково в Чебулинском районе [2]. А. М. Кулемзин считает, что Шестаковский комплекс достоин того, чтобы на его основе возник новый оригинальный музей-заповедник.

В качестве исторической справки он приводит следующую информацию о деревне Шестаково. «Деревня Шестаково расположена на правом берегу р. Кии. Входит в состав Усть-Сертинского сельского совета. В 1830 г. деревня уже существовала. Одними из первых поселенцев были поляки, сосланные сюда после подавления восстаний в Польше (1831 г., 1863 г.). Впоследствии в деревнюпереселялись из Курской, Вятской, Воронежской, Тамбовской, Оренбургской областей, из Мордовии и других территорий европейской части России. В 2010 г. насчитывалось 254 жителя. Основные занятия населения: земледелие и животноводство (в том числе овцеводство, огородничество). Автобусное сообщение с г. Мариинском» [2, с. 62].

На территории Шестаковского музея-заповедника А. М. Кулемзин выделяет несколько заповедных зон: территорию села Шестаково с застройкой и археологическими памятниками; территорию Шестаковского яра с находящимися на его поверхности и в его толще памятниками археологии, объектами палеонтологии и геологии; комплекс археологических памятников и уникальных объектов природы у села Чумай [2, с. 71].

К объектам экспозиционной зоны предполагаемого Шестаковского музея - заповедника А. М. Кулем-зин относит: зону открытого показа: курган в поле (Усть-Серта I), реконструкция погребальной камеры в кургане (Шестаково II), реконструкция земляного вала и жилища городища (Шестаково I), разрез геологической колонки Шестаковского яра, слой залегания фоссилий мелового периода (Шестаково II), трансло-цированная усадьба переселенца, транслоцированная

усадьба зажиточного сибиряка (в 40 - 80 гг. ХХ в. здание бывшего магазина, вывезенного в с. Усть-Серта в 1999 г.), усадьба колхозника (реконструкция), усадьба чулымских татар (реконструкция), селькупское жилище (реконструкция), промысловый участок старателя-золотодобытчика (реконструкция); музейный выставочный павильон: экспозиция «История села», экспозиция «Животные мелового периода», экспозиция «Шестаковский археологический комплекс», экспозиция «Шестаковское болото», экспозиция «Животный и растительный мир Среднекийской микрокотловины», экспозиция «Река Кия», экспозиция «Геология и минералогия Кузнецкого Алатау»; лекторий [2, с. 71 - 72].

Ю. А. Манаков, С. А. Шереметова предлагают создать на этой территории природный парк «Кий-ский» [3], указывая на транзитные преимущества Че-булинского района, как его расположение на пути трассы М53 «Байкал» и дороги в прямом направлении в республику Хакасия.

Авторы плана предлагают использовать в качестве символа природного парка «Кийский» - логотип с изображением спиттакозавра - древнего «ящера-попугая», так как останки этих животных являются уникальной мировой находкой данной территории. «Название рода РБШасоБаигш происходит от греческих слов утако<; - попугай и саиро^ - ящерица. Пситтакозавры - один из самых наиболее изученных родов динозавров. В настоящее время известны хорошо сохранившиеся останки более чем 400 экземпляров, среди них есть останки животных самых разных возрастов, от только что вылупившихся детенышей, до взрослых особей. Это позволило детально исследовать темпы роста пситтакозавров, а также их репродуктивную биологию» [3, с. 3].

В связи с новыми археологическими находками в районе с. Шестаково можно предположить, что в ближайшее время возможно появление на Севере Кузбасса природно-археологического парка с целью интеграциимузейной деятельностии деятельности других организации в целостный процесс развития туристической, научной, образовательной и индустриальной индустрии. Такое объединение задаст новый вектор развития для туристической индустрии, музейного дела и создания образовательных программ нового поколения.

Задачами природно-археологического парка могут стать: воссоздание и сохранение природного ландшафта; имитирование технологическо-археологи-ческого процесса и деятельности человека в реальных условиях археологических раскопок; воссоздание животного мира по фото и видеосъемкам; компьютерное моделирование и др.

Решение этих задач требует комплексного подхода к новому освоению территории. В связи с этим необходима целостная программа исследований и разработок, включающая в себя работы по развитию туристического кластера в летний период, по созданию музея и археологических экспозиций под открытым небом, по сохранению уникальной флоры и фауны деревни Шестакова.

Ю. А. Манаков, С. А. Шереметова выделяют в качестве целевых групп туристов, для которых объекты

Шестаковского комплекса будут представлять несомненный интерес, следующие: горожан, жителей городов Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, республики Хакасия, Красноярского края; туристов, путешествующих на автомобилях в направлении Восточной Сибири; детские, добавим и разновозрастные группы, обучающихся в учреждениях среднего и дополнительного образования; охотников и рыболовов из Кемеровской области и соседних регионов; любителей активного туризма; иностранных туристов, прибывающих в Кемеровскую область с деловыми визитами; студентов профильных университетов; научных сотрудников профильных научно-исследовательских институтов и вузов; к специфическим туристическим группам относятся молодожены, любители экстремальных приключений, фирмы, заинтересованные в командообразовании, разнообразные группы по интересам (клубы исторической реконструкции, клубы самодеятельной песни) [5].

При создании природно-археологического парка необходимо учесть научные разработки, сделанные разными научными коллективами в предыдущий период, и реальный процесс взаимодействия коллективов по установлению партнерства во имя развития территории.

Так, например, взаимодействие в рамках информационного семинара грантовой программы Фонда Потанина «Музей в меняющемся мире» позволило найти партнеров по развитию Шестаковского комплекса для включения палеонтологических находок в туристический и музейный оборот.

Поскольку основная деятельность университетов образовательная, то, с этой точки зрения, мы вступили во взаимодействие с уже существующими на территории Кемеровской области Кемеровским областным и Прокопьевским городским краеведческими музеями.

В результате обмена информацией и знаниями между специалистами было выявлено, что в настоящее время большинство музейных работников имеет специализацию, связанную с музейным делом, охраной объектов культурного и природного наследия, что не позволяет им квалифицированно вовлекать палеонтологический материал в образовательные и музейные программы. В тоже время количество палеонтологических находок увеличивается в связи с интенсивным освоением недр и увеличением мощности добываемой техники и оборудования.

Палеонтологические находки нужно не только охранять и изучать, но и формировать интерес к ним, к территории их нахождения, вовлекать их в музейную и туристическую деятельность. Эта трудно решаемая задача для одногоучреждением, здесь важны межведомственные имежпредметные взаимодействия. Мы предположили, что объединение университета с краеведческими, геологическими, палеонтологическими и другими музеями близкими по профилю позволит решить эту задачу. В частности, началом взаимодействия может стать разработка сетевой образовательной программыпо подготовке специалистов, способных вести экскурсионные программы с использованием палеонтологических находок.

В разработку программы вовлечены организации как музейного профиля, так и научные структуры: Кемеровский областной краеведческий музей (в настоящее время его палеонтологический отдел занимается сбором информации и созданием коллекций по Шестаковскому парку динозавров) [5]; Прокопьев-ский городской музей, который выступил в качестве второй площадки по организации палеонтологических практик; специалисты СибГИУ и Новокузнецкий отдел Территориального фонда геологической информации по Сибирскому федеральному округу, обладающие богатой коллекцией минералов, горных пород и палеонтологических находок, дали согласие на осуществление взаимодействия и чтение лекций для будущих палеонтологов.

Таким образом, согласно данному проекту, создание сетевого взаимодействия музеев, университета и палеонтологического общества для вовлечения в музейный и образовательный оборот палеонтологических находок путем разработки и апробации сетевой образовательной программы позволит подготовить специалистов в области палеонтологии и геологии для музейных учреждений и природно-археологического парка.

Сетевое взаимодействие музеев, университета и палеонтологического общества предполагает создание: ресурсного центра образовательной программы при университетском музее естествознания НФИ КемГУ с методической, информационной и учебной функциями; двух полигонов для учебных полевых практик: на базе Кемеровского областного краеведческого музея (Шестаковский яр) и на базе Прокопьев-ского городского краеведческого музея (девонские морские отложения); консультационного центра при палеонтологическом обществе.

Работа на полигонах позволит достичь высокого уровня обучения и обеспечить связью с практикой в соответствие с требованиями как создания выставочных экспонатов, так и правилами и технологиями проведения раскопок за счет того, что опыт проведения раскопок будет приобретаться участием в реальных работах на полигонах, в частности на территории Шестаковского парка динозавров, где будет проходить первая полевая геологическая практика студентов, как составная часть учебного плана программы подготовки бакалавров по специальности палеонтология и геология.

Работа на базе Прокопьевского городского краеведческого музея предполагает камеральный этап практики, включающий в себя систематическое описание коллекций окаменелостей, создание выставок и экспозиций.

Цель практики: закрепить теоретические знания, полученные студентами входе прослушивания курса лекций и практических занятий, и формирование навыков полевых геологических исследований и наблюдений, освоение методов систематизации и обработки фактического материала при решении теоретических и прикладных задач геологии.

Поэтапно участники программы будут изучать особенности геологического строения региона и геологические находки в условиях реального времени, правила препарирования находок с участием в мас-

тер-классах ведущих палеонтологов страны, знакомиться с оборудованием, техническими средствами для проведения палеонтологических раскопок.

На поисковом этапе будут проводиться отбор окаменелостей и описание геологических разрезов и обнажений.

Камеральный этап должен закончиться систематическим описанием отобранных коллекций окамене-лостей и предложениями по организации туристической экспозиции и туристическим маршрутом, включающим в себя полигон в Шестаково, Кемеровский краеведческий музей, другие экспозиции, находящиеся на территории Кемеровской области, включая и экспозиции университетских музеев.

В результате реализации сетевого взаимодействия музейные работники краеведческих музеев, ответственные за отделы палеонтологии, минералогии и петрографии смогут компетентно работать с палеонтологическими экспозициями.

Студенты старших курсов специальностей «учитель географии» и «учитель географии и биологии» получат специализацию по геологии, палеонтологии и

ЭКОНОМИКА |

смогут организовывать музейную работу в общеобразовательных учреждениях, а также - шанс трудоустройства в музейных учреждениях.

Работники Кемеровского и Прокопьевского краеведческих музеев получат компетенции сетевого взаимодействия, что позволит им развивать свою просветительскую деятельность сетевым образом и создавать новые программы выставок и экскурсий, в том числе по направлениям "динозавры", "животный мир девонского периода".

Работающие педагоги школ предметов естественно-научного цикла смогут вести профориентацион-ную работу с обучающимися в направлении геологии и палеонтологии и включать музейные программы в свою работу.

В целом проделанные мероприятия послужат новым толчком для развития туризма в Кемеровской области, привлекая посетителей новыми уникальными и профессионально представленными экспозициями, что в свою очередь создаст ресурсы для создания природно-археологического парка на севере Кемеровской области.

Литература

1. Гончарова Н. А., Кирьянова Л. Г. Управление жизненным циклом дестинации. Томск: Известия ТПУ, 2011. № 6. С. 52 - 56.

2. Кулемзин А. М. Восьмое чудо Кузбасса. Шестаковский музей-заповедник: концепция создания и развития: методическое пособие. Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. 107 с.

3. Манаков Ю. А., Шереметова С. А. Пояснительная записка «План рекреационного развития территории природного парка «Кийский», КРЭООО «ИРБИС», 2015. 32 с.

4. Надлер Ю. С. История палеонтологических исследований // Кемеровская область. Коллективная монография под редакцией В. П. Удодова. Новокузнецк, 2012. С. 19 - 23.

5. Скелет динозавра, предположительно Пситтакозавра сибирского, найден в окрестностях села Шестако-во Чебулинского района // Информационный портал «Кемеровская область». Режим доступа: http://kemoblast.ru/news/culture/2014/06/23/skelet-dinozavra-predpolozhitelno-psittakozavra-sibirskogo-najden-v-okrestnostyah-sela-shestakovo-chebulinskogo-rajona.html (дата обращения: 23.06.2014).

6. Butler R. The Concept of a Tourist Area Cycle of Evolution: Implications for Management of Resources // Canadian Geographer. 1980. V. 24. № 1. P. 5 - 12.

Информация об авторах:

Зубарева Татьяна Александровна - кандидат педагогических наук, руководитель Центра управления проектами НФИ КемГУ, Новокузнецкий институт (филиал), [email protected].

Tatiana A. Zubareva - Candidate of Pedagogics, Head of Project Management Center, Novokuznetsk Institute (Branch)of Kemerovo State University.

Рябов Валерий Анатольевич - кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой географии, геологии и методики преподавания географии КемГУ, Новокузнецкий институт ( филиал), [email protected].

Valeriy A. Ryabov - Candidate of Geography, Associate Professor, Head of the Department of Geography, Geology and Methods of Teaching Geography, Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University.

Удодов Юрий Вадимович - кандидат географических наук, доцент кафедры географии, геологии и методики преподавания географии, КемГУ, Новокузнецкий институт (филиал), [email protected];

Yury V. Udodov - Candidate of Geography, Assistant Professor at the Department of Geography, Geology and Methods of Teaching Geography, Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University.

Демиденко Наталья Владимировна - заведующая отделом природы Кемеровского областного краеведческого музея, [email protected];

Natalia V. Demidenko - Head of Nature Division, Kemerovo Region Local History Museum.

Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.