Научная статья на тему '«Музей пермских древностей»: опыт реализации музейного проекта'

«Музей пермских древностей»: опыт реализации музейного проекта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
945
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСТАВКА "МУЗЕЙ ПЕРМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ" / EXHIBITION "THE MUSEUM OF PERM ANTIQUITIES" / THE PERM REGIONAL MUSEUM / MUSEUM TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вострикова Татьяна Петровна, Глазырина Юлия Владимировна

В статье раскрываются концептуальные основы выставки «Музей пермских древностей», впервые представившей палеонтологическое измерение пермской истории. Анализируются новые музейные технологии, реализованные в рамках проекта. Ставятся дискуссионные вопросы о работе с музейной аудиторией и экспозиционной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the conceptual framework of the exhibition «The Museum of Perm Antiquities», which introduced the paleontological dimension of Perm history. New museum technologies, implemented under the project, are analyzed. The questions about work with the museum's audience and about exposure culture are put to the discussion.

Текст научной работы на тему ««Музей пермских древностей»: опыт реализации музейного проекта»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 История Выпуск 2 (14)

УДК 069:94”.. ,105”(470.53)

«МУЗЕЙ ПЕРМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ»: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

МУЗЕЙНОГО ПРОЕКТА

Т. П. Вострикова, Ю. В. Глазырина

В статье раскрываются концептуальные основы выставки «Музей пермских древностей», впервые представившей палеонтологическое измерение пермской истории. Анализируются новые музейные технологии, реализованные в рамках проекта. Ставятся дискуссионные вопросы о работе с музейной аудиторией и экспозиционной культуре.

Ключевые слова: Пермский краевой музей, музейные технологии, выставка «Музей пермских древностей».

Впервые в Пермском крае, чье имя носит один из периодов геологической истории Земли, была создана палеонтологическая выставка «Музей пермских древностей». С 23 августа по 16 октября 2010 г. в здании железнодорожного вокзала станции «Пермь I» экспонировались уникальные образцы палеонтологического наследия мира и Пермского края. Знаменитый пермский мамонт и ящеры, ископаемые растения и насекомые, слепки ископаемых динозавров и другие экспонаты были представлены на «Тропе эволюции» с целью рассказать об истории развития жизни на Земле в течение 650 млн. лет. Сверхзадачей проекта было создать территорию современного познавательного музея, используя актуальные технологии экспозиционного дизайна.

За время работы выставку посетило 50 тыс. человек. На ее территории проходили культурнодосуговые мероприятия и акции, выставка детских художественных работ и научно-практическая конференция школьников.

Выставка была создана Пермским краевым музеем при поддержке Министерства культуры, массовых коммуникаций и молодежной политики Пермского края. Партнерами выставки выступили Палеонтологический институт им. А. А. Борисяка Российской академии наук (ПИН РАН), некоммерческое партнерство «Пермский период», Музей естественной истории г. Новосибирска, Музей современного искусства «РБИММ», Пермский центр развития дизайна, Центр по реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики, ОАО «Российские железные дороги».

Данная статья раскрывает концептуальные основы выставки и транслирует опыт освоения музейных технологий в рамках проекта.

Выставку «Музей пермских древностей» по праву можно считать событием в культурном и образовательном пространстве Перми. Сегодня, когда одной из тенденций культурной политики является выстраивание «привлекательного пространства» для себя и «притягательного пространства» для других, появление выставки можно назвать первым шагом к воплощению нового геокуль-турного образа Пермского края.

Проект вызвал как волну интереса, так и критики; на наш взгляд, это подчеркивает актуальность темы и неравнодушие общества к ней. Очевидно, что пермский геологический период и пермская геологическая система нуждаются в достойной репрезентации в крае, чье имя навеки вошло в мировой научный оборот. В предыдущей природоведческой экспозиции музея тема пермского периода была раскрыта в геологической части экспозиции. Помимо фондов пермского краевого музея, комплексы ископаемых организмов хранятся в музеях геологического факультета Пермского государственного университета, некоммерческого партнерства «Пермский период» и в других организациях. Идею объединенной презентации темы и показа коллекций впервые поддержали власти региона. Эта тема начала широко обсуждаться с августа 2009 г. в блогах губернатора Пермского края О. Чиркунова, директора Музея современного искусства М. Гельмана1 и всех неравнодушных. Как один из возможных вариантов размещения выставки было предложено здание железнодорожного вокзала станции «Пермь I». Первоначально выставка задумывалась как археологическая и палеонтологическая. Отсюда, вероятно, и возникло название будущему проекту «Музей пермских древностей». В то время в краевом музее шла работа по созданию новой природоведческой экспозиции, в рамках которой и была задумана «Тропа эволюции», представляющая собой концептуальную основу показа геологической истории региона в общемировом геохронологиче-

© Т. П. Вострикова, Ю. В. Глазырина, 2010

109

ском контексте. «Тропа эволюции» ставила своей задачей не только представить тему пермского периода на региональном уровне, но и показать ее место в комплексе взаимосвязанных явлений геологической истории Земли, в самом широком смысле этого слова.

К концу 2009 г. идея палеонтологической выставки от виртуального обсуждения перешла в стадию реализации. Пермский краевой музей, имея необходимую ресурсную базу (фондовую, научную, устоявшиеся партнерские связи), готовность участвовать в разработке и апробировать новые технологии культурного менеджмента, стал основным исполнителем проекта.

Местом проведения выставки «Музей пермских древностей» стал железнодорожный вокзал станции «Пермь I». В мировой практике распространено переоборудование зданий бывших вокзалов для организации постоянных экспозиций и временных выставок. Здание вокзала является памятником архитектуры регионального значения, это вызвало необходимость согласования строительных и оформительских работ с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края. Создание выставки в таком здании внесло свои коррективы в разработку художественного решения. Реставрация внутренних помещений была невозможна ввиду ограниченных сроков, отведенных на подготовку выставки. Важной задачей для дизайнеров стало создание выставочного пространства качественно нового уровня, отвечающего требованиям современного музейного посетителя: территории, комфортной для взрослого и ребенка, способной предложить разные варианты коммуникации посетителя с экспозицией. Предпочтение в выборе дизайн-макета выставки было отдано команде бренд-бутик «2о1о1^гоир», г. Москва. Дизайнеры предложили подчеркнуть «древность» стен, внутреннее состояние помещения и акцентировать внимание посетителя на уникальных экспонатах, сложном пространственно-организационном решении залов (имитация деревянных дорожек-мостков). Создать оригинальный образ выставки с помощью световых эффектов и цвета (перила, надписи на деревянных коробах). В оформлении существующего пространства было предложено использовать «грубые» материалы: гравий, деревянные элементы декора, металлический потолок. Анфилада экспозиционных залов здания вокзала «Пермь I» с высокими (5 м) потолками предоставила возможность выстроить центральную часть экспозиции «Тропу эволюции» согласно избранной научно-экспозиционной и художественной концепции.

Художественное оформление выставки вызвало общественный резонанс. Отзывы об оформлении выставки звучали самые разные: некоторые восторгались смелостью дизайнерской мысли и новизной экспозиционного дизайна, некоторых смущали стены помещения и в адрес музея приходили настоятельные рекомендации «доделать» ремонт и «реставрировать не только экспонаты своих фондов, но еще и здания, например вокзал станции «Пермь I». Выбранный дизайн-проект оказался оптимальным. Он учитывал особенности здания и условия его эксплуатации под выставку. На наш взгляд, художественное оформление создало особый шарм палеонтологической выставке.

Наибольшую волну критических замечаний вызвало название выставки. Не вникая в ее содержание, некоторые воспринимали под выставкой «Музей пермских древностей» выставку, рассказывающую только о пермском периоде или о находках, сделанных на территории Пермского края. Хотя сопроводительные тексты и этикетаж, как и экскурсия для посетителей, раскрывали суть названия и содержание выставки. По сложившейся традиции Пермский край позиционируется богатством природных ресурсов. Однако необходимо сформировать понимание ценности живого мира пермского периода, поскольку именно в нем кроются сложные эволюционные перестройки, которые меняют мир, и в мезозое он выглядит совсем по-другому.

Несмотря на то что выставка вызвала неоднозначную оценку в профессиональных кругах, музей оставил за собой авторское право разработчиков на воплощение идеи в собственном варианте.

Раскрыть комплекс сложных и взаимосвязанных тектонических, геологических, биологических процессов в истории Земли ставит перед собой новая природоведческая экспозиция Пермского краевого музея, а в рамках палеонтологической выставки был сделан фокус на пермский период в контексте эволюции. Как раскрыть суть эволюционного процесса, если не представить все многообразие предшествующих и последующих форм? «Тропа эволюции» стала основой научной концепции выставки. Организация выставочного пространства по принципу «от самых древних к современных организмам и системам» использована во многих палеонтологических и геологических музеях, экспозиции которых построены по геохронологическому принципу. На «Тропе эволюции», идея которой предложена группой пермских и московских ученых некоммерческого партнерства

«Пермский период», экспонаты впервые объединены тематически и визуально в единое экспозиционное пространство. Помимо экспозиционного эффекта, «Тропа» предоставила и научнометодические преимущества: появляется возможность получить целостное и комплексное восприятие, охватить ключевые эволюционные перестройки, использовать в экскурсиях приемы самостоятельного анализа. Построение пространства экспозиционных залов позволило проводить как комплексные экскурсии, так и тематические по эволюции беспозвоночных и позвоночных животных, а также экскурсию по ископаемым пермского возраста и истории палеонтологических исследований в Прикамье. Экспозиция повествовала о развитии жизни на Земле с момента появления одних из самых первых живых организмов (строматолитов, многоклеточных вендобионтов), охватывала длительную историю освоения суши, воздушного пространства, вторичного возвращения рептилий в морские пространства, и, наконец, появления экосистем, близких современным (четвертичный период).

Научным партнером выставки выступил Палеонтологический институт им. А. А. Борисяка Российской академии наук (ПИН РАН) - крупнейшее в мире и единственное специализированное научно-исследовательское учреждение в России. Научными сотрудниками Палеонтологического института проведена большая работа с фондовыми палеонтологическими коллекциями Пермского краевого музея по всем основным собраниям (палеоостеология, палеоботаника, беспозвоночные животные). Была сделана переатрибуция части образцов, уточнение геологической привязки, переименование в соответствии с современной классификацией. Часть отобранных в фондах музея экспонатов была выставлена впервые. Специально для выставки ПИН подготовил подлинный с элементами реконструкции скелет огромного морского ящера лиоплевродона Liopleurodon rossicus (Novozhilov, 1948) из поздней юры Чувашии, а также панцирного динозавра таларуруса Talarurus plicatospineus (Maleev, 1952) из позднего мела Монголии. Кроме этого, были изготовлены слепки пермской амфибии камакопса Kamacops acervalis (Gubin, 1980), «живого ископаемого» кистеперой рыбы латимерии Latimeria chalumnae (Smith, 1939), хищного динозавра тарбозавра Tarbosaurus bataar (Maleev, 1955). Ископаемые животные разместились на центральном подиуме «Тропы эволюции».

Пермский период (299-251 млн. лет назад) в геологической истории Земли известен всем со школьной скамьи. Возможность реально «прикоснуться» к последнему периоду палеозойской эры пермяки получили на выставке «Музей пермских древностей». Ему было отведено особое пространство выставки.

История палеонтологических исследований в Прикамье обозначена в мемориальной части выставки: еще в XVIII в. исследователи отмечали своеобразие ископаемых форм. В 1841 г. шотландским исследователем Родериком Мэрчисоном была выделена самостоятельная пермская геологическая система: «...мы решились обозначить их [породы] особым наименованием; оно имеет географический корень и происходит от древнего царства Биармии, или Пермии, в пределах и рядом с которыми были собраны очевидные доказательства их самостоятельности» [Мэрчисон, 1849]. В XX в. в Прикамье были обнаружены местонахождения, ставшие всемирно известными. Из местонахождения Чекарда, открытого Генрихом Мауэром, к настоящему времени описано более 400 новых видов растений и насекомых [Особо охраняемые., 2002, c. 289]; местонахождение позднепермской фауны тетрапод (пермских ящеров) Ежово было исследовано в 1950-60-е гг. экспедицией Палеонтологического института под руководством П. К. Чудинова2. В последнее десятилетие было открыто еще одно уникальное местонахождение ископаемых организмов среднепермского возраста Ключики, материалы раскопок которого были предоставлены для выставки НП «Пермский период».

Пермский геологический период был представлен на выставке как подлинными палеоботаническими и палеоэнтомологическими экспонатами, беспозвоночными древнего пермского моря, некоторыми позвоночными животными (в частности симфизная спираль геликоприона Helicoprion bessonovi Karpinsky, 1899), так и слепками скелетов и фрагментов скелетов пермских позвоночных, подлинники которых хранятся в фондах ПИН РАН (материалы раскопок Ежовского местонахождения, материалы раскопок Северодвинского комплекса под руководством

проф. В. П. Амалицкого). Вследствие особенностей морфологии и визуального восприятия беспозвоночных животных палеозоя и мезозоя было решено разместить в соседних экспозиционных комплексах, а позвоночных животных этих эр - в другом комплексе. В результате, например, жи-

вотные, обитавшие в пермском периоде, оказались в разных частях зала. Для индивидуальных посетителей, не обратившихся к услугам экскурсовода-консультанта, данная особенность размещения экспонатов могла несколько нарушать общий геохронологический ряд. Эта особенность будет учтена при разработке тематико-экспозиционного плана постоянной экспозиции отдела природы.

На выставке впервые после реставрации предстал самый ожидаемый и любимый пермяками экспонат - мамонт. Обнаруженный в 1927 г. в Верещагинском районе Пермской области, скелет мамонта бессменно выставлялся в музее и первым встречал не одно поколение пермских ребятишек в предыдущей экспозиции. За эти годы мамонт стал одним из самых узнаваемых любимых экспонатов. Поэтому, когда в связи с переездом Пермского краевого музея в 2007 г. скелет мамонта был разобран, самый частый вопрос, который задавали музейщикам: «Когда его вновь можно будет увидеть?». Было принято решение отреставрировать скелет, который никогда ранее не разбирался и не реставрировался. Работы проводила команда реставраторов из Новосибирского музея естественной истории под руководством Игоря Гребнева. Была проведена работа по консервации костей скелета, восстановлены недостающие фрагменты костей (например альвеолярные части черепа, эпифизы костей нижних конечностей, нижние концы ребер, остистые отростки позвонков и др.), муляжи заменены на подлинные кости, смонтированному скелету придана анатомически правильная форма. В процессе реставрации с бивней был снят слой гипса и краски, расслоения и трещины были восполнены, после чего бивни были покрыты защитным составом, предотвращающим разрушение под действием перепадов температур и влажности. Студией «СибирьПалеоАрт» был подготовлен экспонат, полюбившийся самым юным пермякам, - научная реконструкция мамонтенка в возрасте менее года, сделанная на основании биометрических данных киргиляхского мамонтенка Димы.

В рамках проекта «Возвращение мамонта» был снят фильм, рассказывающий об истории находки пермского мамонта и его «жизни» в стенах музея.

При подготовке выставки автор и руководитель проекта, кандидат юридических наук, единственный в России специалист в области музейного права Чернядьева Н. А. изучила опыт как ведущих, так и региональных российских и зарубежных естественноисторических музеев, в том числе в части организации экспозиционного пространства, логики изложения материала, современных подходов к визуализации информации, использованию интерактивных и мультимедийных средств.

Успех выставки был прогнозируемым, хотя итоговые цифры по посещению превзошли ожидания организаторов. Всего лишь за два месяца работы выставки ее посещаемость составила более 50 тыс. человек, этот показатель в разы превышает посещение временных палеонтологических выставок в других городах. Например, в Ярославском музее-заповеднике палеонтологическую выставку, построенную совместно с ПИНом, посетило около 18 тыс. человек (октябрь 1998 -март 1999), в Ульяновском областном краеведческом музее - около 20 тыс. (апрель - ноябрь 1999), во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, г. Владимир - около 7 тыс. (апрель - декабрь 2003), в Рыбинском музее-заповеднике - около 3 тыс. человек (январь - сентябрь 2004 г.). Выставку «Музей пермских древностей» за первые выходные работы посетило 4520 человек.

Как показало анкетирование посетителей, наиболее эффективными каналами распространения информации о выставке стала реклама на ТВ, реклама на городских уличных носителях, в Интернете. За три недели до начала выставки на сайте музея была запущена электронная версия «Тропы эволюции» - каждые три дня «появлялся» новый экспонат, знакомящий посетителей сайта с элементами будущей экспозиции.

Отдельной задачей для команды проекта стала организация группового экскурсионного обслуживания выставки. Основной упор был сделан на работу с образовательными учреждениями города Перми. Опыт работы музея со школами показал низкий результат посещаемости от рассылки пресс-релизов о выставках, не прогнозировали желаемого результата и личные контакты с руководителями школ. Поставленная нами задача в очередной раз обнажила проблему внутри музея -отсутствие системного механизма взаимодействия с образовательными учреждениями города. Встал вопрос о поиске эффективных каналов привлечения группового посетителя и поиск исполнителя данной задачи. Оптимальным решением в рамках данного проекта стало партнерство с АНО «Медиасфера». Совместно с музеем были разработаны и реализованы: стратегия выхода на образовательные учреждения, план продвижения выставки и акций, коммуникации по схеме му-зей-посредник-школа. Проектная команда апробировала новые технологии продвижения музейно-

го продукта.

Высокий показатель группового посещения выставки школами стал результатом выбранных методов работы, причем вполне традиционных. Первая волна информационной кампании была ориентирована на учителей-предметников и административный аппарат образовательных учреждений. С августа сотрудники АНО «Медиасфера» участвовали в совещаниях учителей-предметников по районам города, презентовали информацию о выставке на городском августовском совещании руководителей образовательных учреждений, распространяли рекламные афиши и флайеры по школам и детским садам. Для педагогов-предметников музей проводил специальные презентации - экскурсии по выставке. Для работы с разновозрастной аудиторией школьников были разработаны экскурсии в соответствии со стандартами среднего (полного) общего образования по предметам «Окружающий мир», «Природоведение», «География», «Биология». В августе мы стали принимать заявки от школ на экскурсионное обслуживание. За первую неделю сентября групповое экскурсионное обслуживание составило 1739 человек.

Вторая волна информационной кампании началась с сентября. Установить контакт с каждой школой стало целью данного этапа. Диспетчер связывался со школами по телефону, информировал

о выставке, одновременно принимал заказ на экскурсию и составлял расписание. Положительная динамика группового посещения стала очевидной со второй недели сентября. За неделю экскурсионное обслуживание групп выросло с 1927 до 2200 человек.

В качестве стимулирующего фактора для образовательных учреждений был предложен план-график посещения выставки. Этот график носил рекомендательный характер. Школа оставляла за собой право придерживаться предложенных сроков, выделенных на район, или посещать выставку в другое удобное для себя время. Предложением музея воспользовались представители 121 образовательного учреждения города. В итоге за 302 организованных посещения на выставке побывали 9915 детей и взрослых. Количество организованных посетителей от образовательных учреждений было различным, вероятно это связано с количеством учащихся образовательного учреждения, учебной нагрузкой, а также с активностью администрации и отдельных педагогов.

По завершению работы выставки был составлен рейтинг наиболее активных учреждений по районам города. Кировский район г. Перми лидировал по количеству посетивших выставку - 1973 учащихся. Показатели данного рейтинга станут основанием для выстраивания дальнейшей работы со школами. Во многом сотрудничество со школами города зависело и от поддержки Департамента образования г. Перми. Большим успехом для нас является и тот факт, что впервые музейную выставку посетил административный аппарат Департамента образования г. Перми, практически в полном составе. Для них была организована специальная экскурсия с акцентом на элементы программы образования средней школы, которые были учтены при разработке содержания выставки.

Индивидуальное посещение превышало по численности групповое. В среднем за выходные дни количество посетителей выставки достигало от 2500 до 3000 человек. В основном это были родители с детьми. Именно для этой аудитории была создана зона с интерактивными компонентами. По замыслам проектировщиков выставки, это место должно было стать коммуникативной площадкой, территорией полезного досуга, где интересно и комфортно как взрослому, так и ребенку. Удачным решением стало ее наполнение. В преддверии путешествия в геологическое прошлое Земли (экспозиционное пространство) посетителям предложено было с помощью сенсорных мониторов совершить познавательное путешествие к «началу начал» - в Космическое пространство. Это путешествие было наиболее популярным среди родителей и детей. Компьютерная игра «Путешествие мамонтенка» знакомила юных посетителей с удивительным миром плейстоценовой эпохи, а самые яркие экспонаты выставки оживали в интерактивной программе «Тропа эволюции». Палеографические глобусы иллюстрировали теорию тектоники литосферных плит, создавая целостную картину движения материков на планете Земля. На территории выставки транслировался специально созданный видеофильм о развитии жизни на Земле. В небольшом кинозале зрители могли просмотреть фильм о создании выставки, узнать об особенностях реставрации мамонта и познакомиться с историей его находки, а также с некоторыми гипотезами современных палеонтологов. В стилизованном палеонтологическом раскопе под толщей песка дети обнаруживали пермских ящеров: биармозуха Biarmosuchus tener Tchudinov (Пермский край), парейазавра Scutosaurus karpinskii Amal (Северная Двина), дромазавра Galechirus scholtzi Broom (Южная Африка). Это создавало атмосферу тайны и научного открытия, а также иллюстрировало одно из биологических доказательств единст-

ва суперматерика Пангея, существовавшего на Земле в пермском периоде. «Мой сын мечтает стать палеонтологом. Спасибо, что подарили возможность прикоснуться к его мечте», - такой отзыв оставила мама шестилетнего Максима. Можно с уверенностью сказать, что интерактивные элементы расширили информационную емкость выставки, создали эмоциональную атмосферу восприятию, предоставили возможность личному развитию и самореализации. Пространство выставки включало и зону отдыха, где можно было с комфортом разместиться на мягких пуфах, перекусить, приобрести горячие напитки - это место стало популярным для семейной аудитории. «Спасибо за мягкие пуфы» - подпись «папа». В выходные дни число посетителей выставки превышало 2 тыс. человек.

Территория выставки стала местом творческих экспериментов. Акция «Ночные сказки о мамонте» вызвала ажиотаж у детей. Сквозь темноту выставочного зала посетители с фонариками пробирались за экскурсоводом. Игра-экскурсия перед посетителем ставила этап - препятствие, где участники принимали самостоятельное решение о принципиальной возможности существования тех или иных явлений в прошлые геологические эпохи. Луч прожектора высвечивал скелеты пермских ящеров, и посетители погружались в атмосферу сказок и мифов разных народов о доисторических животных. Ночь в музее оказалась вполне реальной затеей не только для посетителей, но и музейной команды.

Впервые музей апробировал движение «флешмоб» в целях привлечения внимания к выставке. По условиям акции, люди в обличье первобытных охотников вышли на охоту за мамонтом. Их путь пролегал по центральным улицам города, что вызывало огромное удивление у прохожих. «Охота на мамонта» собрала на своем пути более 50 человек, пришедших в музей. Эта акция, как и все остальные, имела резонанс в сети Интернет.

Выставка «Музей пермских древностей» вышла за пределы выставочного пространства в буквальном смысле этого слова. В преддверии открытия выставки перед зданием вокзала появилось граффити пермского художника Александра Жунева. Данная акция была реализована при поддержке Музея современного искусства и благодаря личному участию Наили Аллахвердиевой, руководителя паблик арт программы РБЯММ. Идея проекта заключалась в том, чтобы использовать палеонтологические имиджи из коллекции краевого музея и сделать их частью современного городского ландшафта, вынести за пределы музейных витрин. Графика проекта оказалось лаконичной, в духе научных таблиц. Масштабирование превратило ее в ажурный орнамент, который, как ковер, развернулся по всей привокзальной территории. Этот проект стал новым шагом в граффити-культуре города и позволил освоить краевому музею новый язык коммуникации с аудиторией.

Давняя идея музея - детская городская научно-практическая палеонтологическая конференция - осуществилась благодаря партнерству с МАОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми. Интерес к древней истории Земли и Пермского края объединил в конференции не только участников геологических и палеонтологических кружков, но и обычных школьников, а также родителей совсем юных исследователей и их педагогов. В конференции приняло участие 206 учащихся с 1 по 11 классы из школ г. Перми, г. Верещагино, пос. Юго-Камский и с. Гамово Пермского района.

Участники конференции знакомились с докладами и презентациями своих коллег, обменивались опытом. Самые юные докладчики в перерывах между выступлениями участвовали в «палеозарядке» вместе с жюри. Эта идея была впервые предложена сотрудниками музея. Комплекс несложных упражнений помог снять волнение участников и представить особенности анатомического строения, локомоции животных прошлых эпох, отличающихся от ныне живущих или еще не знакомых детям. «Палеозарядка» внесла элемент игры в работу секции, смогла раскрепостить юных докладчиков.

Итоги конференции подводились на выставке «Музей пермских древностей». Здесь участники могли отправиться в игру-путешествие и принять участие в зрительском голосовании творческой секции. Выставка детских работ размещалась прямо на стенах интерактивной зоны: посетители могли свободно перемещаться по выставке и голосовать за понравившуюся работу. Реферативные, исследовательские, творческие работы оценивало жюри конференции, в состав которого входили научные сотрудники краевого музея и представители Палеонтологического института РАН, г. Москва. Все участники получили памятные призы и подарки, а победители номинаций - почетное право участвовать в создании будущей экспозиции отдела природы.

Проведение детской палеонтологической конференции - первый опыт партнерства Пермско-

го краевого музея и Дворца детского (юношеского) творчества. Конференция показала высокий интерес у учащихся к палеонтологии, и теме «пермских древностей» в частности, а также готовность к сотрудничеству школ с музеем. В планах музея сделать конференцию ежегодной.

Анализ зрительских реакций показал уровень общественной лояльности к выставке «Музей пермских древностей». Команда проектировщиков решила отказаться от обычной для музея книги отзывов и предложений. Оставить свои отзывы о выставке посетителю было предложено на цветных стикерах. Стена стикеров вырастала ежедневно. Дети и взрослые охотно делились своими впечатлениями: «Будем копать на даче в Барде, найдем мамонта - сдадим в музей», «Мне понравилось раскапывать кости», «Мы гордимся, что у нас в Перми есть такой музей», «Все хорошо, только доделайте ремонт», «Мамонт - супер», «Кино интересное. Жаль песочница маленькая», «Мамонт жив, я убедился!», «Выставка понравилась! Оказывается пермский край древний». Интересно, что негативных отзывов не было вообще, скорее нейтральные.

Анализ стикеров помог составить географическую карту наших посетителей: города Пермского края (Барнаул, Орда, Соликамск, Губаха, Лысьва, Бершеть, Краснокамск), Сергиев Посад, Ижевск, Москва, Екатеринбург, Новоуральск, Санкт-Петербург, Сочи, Ковров, Нижний Тагил, Глазов, Магнитогорск, Нижний Новгород.

Вполне очевидным стал тот факт, что выставка вызвала волну интереса к пермским древностям среди горожан. Увеличилось и количество обращений в музей с просьбой определить окаменелости, найденные в туристических походах и сплавах, на огородах, и всяких «диковинных вещей», хранимых дома. Люди сообщают об интересных местах, передают информацию об удивительных находках. Особенно активны дети.

Экспозиция получилась емкая и самодостаточная. Мы считаем, что реализован «деятельностный подход» к выставке, поскольку «встроенная» интерактивная составляющая позволяла предусмотреть различные формы взаимодействия посетителя с экспозицией.

Эта выставка может стать прообразом будущего палеонтологического музея в Перми. Его конкурентное преимущество должно состоять в том, что это место будет позиционироваться как территория познавательного досуга современного человека. В нашем понимании, музей пермских древностей должен работать как новый культурный продукт: развивающаяся система с принципами взаимопроникновения в сферы образования и туризма.

Примечания

1 См. напр.: Блог губернатора Пермского края О. Чиркунова [электронный ресурс]. ШЬ:

http://chirkunov.livejournal.com/127021.html; Блог директора Музея современного искусства М. Гельмана [электронный ресурс]. иКЬ: http://maratguelman.livejournal.com/1207041.html

2 Наугольных С. В. Разрез Ежово // Геологические памятники Пермского края [электронный ресурс]. иКЬ: http://www.perm-kray.ru/index.htm

Библиографический список

Блог губернатора Пермского края О. Чиркунова [электронный ресурс]. ИКЬ: http://chirkunov. livejournal.com/127021.html

Блог директора Музея современного искусства М. Гельмана [электронный ресурс]. ИКЬ: http://maratguelman.livejournal.com/1207041.html

Мэрчисон Р. И. Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского. Ч. 1. 1849. Наугольных С. В. Разрез Ежово // Геологические памятники Пермского края [электронный ресурс]. иКЬ: http://www.perm-kray.ru/index.htm

Особо охраняемые природные территории Пермской области: реестр / отв. ред. С. А. Овеснов. Пермь: Книжный мир, 2002.

Дата поступления рукописи в редакцию: 13.11.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.