Научная статья на тему 'Музей пермских древностей в естественнонаучном образовании младших школьников'

Музей пермских древностей в естественнонаучном образовании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / FORMING / СТАНДАРТ / STANDARD / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL / МУЗЕЙ / MUSEUM / УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / TRAINING ACTIVITIES / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровская Людмила Александровна

В статье рассматриваются способы и средства формирования у детей начальной школы естественнонаучной компетенции, связанной с использованием материалов музея пермских древностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum of Perm antiquities in natural-science education of junior pupils

The article discusses the ways and means of natural science competence forming, connected with the use of Museum of Perm antiquities materials, among primary school children

Текст научной работы на тему «Музей пермских древностей в естественнонаучном образовании младших школьников»

ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ

Л. А. Боровская

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь)

Музей пермских древностей в естественнонаучном образовании младших школьников

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее ФГОС НОО) предъявляет новые требования к обучению, среди которых выделяется положение о необходимости формирования у школьников универсальных учебных действий (УУД) и умений по получению информации из различных видов образовательных источников [1, с.32]. Одним из таких источников в настоящее время становятся музейные ресурсы. В

Проведенный в течение 201314 года анализ работы музея с младшими школьниками показал, что наиболее эффективными ормами работы являются массовые, групповые, индивидуальные.

-Традиционно из массовых форм в музее используются различные театрализованные программы и экскурсии, в процессе которых можно совершить увлекательное путешествие в прошлое Земли, знакомство с геологическими эпохами и древнейшими обитателями планеты; праздники и вик-

аспекте начального естественнонаучного образования младших школьников среди музеев, которые активно в этом плане используют свои возможности, выделяется Музей пермских древностей. В нем есть отдельное направление деятельности, связанное с использованием материалов музея для развития у учащихся начальной школы естественнонаучной компетенции. Расширяя представления об окружающем мире в пространстве музея, ученики понимают, что, помимо современного состояния природы, эволюционно были времена удивительных растений и загадочных животных: динозавры юрского периода, мамонты и шерстистые носороги четвертичного периода и другие объекты природы, которые остались лишь в палеонтологической летописи. И только некоторые смогли пережить эпохи Великих вымираний и сохраниться до наших дней - они называются «живыми ископаемыми».

торины; встречи с интересными людьми, участниками событий; палео-краеведческие игры и т.д. Из групповых форм работы проводятся обзорные и сюжетные экскурсии, мастерские, детские школы, воскресные занятия. Индивидуальная работа предполагает изучение детьми отдельных экспонатов музея, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, поиск в музее информационного материала, помогающего понять суть естественнонаучного содержания предмета «Окружающий мир». Принцип активности ребенка в образовательном пространстве музея является определяющим. Под этим подразумевается организация деятельности, которая характеризуется высоким уровнем мотивации в освоении естественнонаучных знаний и умений по предмету «Окружающий мир».

Особенностью музейной работы является сочетание показа и рассказа, которые дополняются

В статье рассматриваются способы и средства формирования у детей начальной школы естественнонаучной компетенции, связанной с использованием материалов музея пермских древностей.

Ключевые слова: формирование, стандарт, начальная школа, музей, учебные действия, технологии, образовательные ресурсы

L.A.Borovskaya

Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm)

Museum of Perm antiquities in natural-science education of junior pupils

Abstract. The article discusses the ways and means of natural science competence forming, connected with the use of Museum of Perm antiquities materials, among primary school children. Keywords: forming, standard, primary school, museum, training activities, technologies, educational resources.

Боровская Людмила Александровна,

к.пед.н., доцент кафедры естественно-математического образования в

начальной школе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

e-mail: [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ

моторными действиями. Активно используется вопросно-ответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, подсчеты размеров мамонта и других древних животных, моделирование, работа с песком, имитирующая раскопки и т.д.). Как показывает практика, все эти направления работы последовательно представлены в работе музея. Так, большой интерес у учащихся 1 классов вызывает игровое занятие «Следы неведомых зверей». Они узнают, каким образом на Земле появляются отпечатки-следы животных, в том числе и древних, кто раньше жил на суше и в воде, как летали птицы и прыгали лягушки, а так же получат возможность проверить легкость птичьего пера, густоту шерсти мамонта, раскопать останки древних животных. В работе с детьми используются элементы пальчиковой и имитирующей движения животных гимнастики, логоритмики, подвижных игр, осмотр объектов с разных точек зрения, на различном расстоянии с возможностью контакта с экспонатом. Другое направление в виде театрализованной экскурсии «Школа гномов» позволяет учащимся 1-4 классов вместе с известным детям литературным персонажем Белоснежкой осуществить изучение полезных ископаемых Пермского края, получить возможность подержать в руках образцы минералов, выполнить творческие задания и выдержать настоящий экзамен. Каждый ученик получит диплом об обучении в «Школе гномов» и подарок на память. Тематическое занятие «Ихтиолог, орнитолог... Кто это?» для учащихся 1-4 классов, полностью коррелирующееся с содержанием естественнонаучного материала по предмету «Окружающий мир», раскрывает суть деятельности ученых-биологов, изучающих многообразный мир животных и растений. В ходе экскурсии дети смогут сами исследовать возраст

рыб по чешуе, узнать птицу по голосу, определить соцветие у растений, а название бабочек по описанию внешнего вида. Экскурсия-исследование «Палеонтологическая экспедиция» для учащихся 3-4 классов раскрывает смысл понятия «пермский период» и объясняет, почему Пермский край - мечта палеонтолога.

В Музее пермских древностей работает мастерская музеезаври-ков. Это целая серия увлекательных и познавательных занятий о том, как выглядела Земля до появления первых людей, кто такие «ископаемые животные». Ученики узнают, зачем мамонту шуба, что такое подземная радуга, или откуда берется соль? Учащимся открываются тайны происхождения каменного угля и самого обыкновенного школьного мела, превращения семечки, или как появились древние растения и т.д. "Ночные сказки о мамонте" - это завораживающие тени скелетов ископаемых животных, экскурсия при свете фонарика, загадочные истории о самом большом звере, поиски таинственного клада и другие музейные неожиданности. В Музее пермских древностей совсем недавно начал работать сенсорный стол, привлекающий внимание детей: минералы, горные породы Урала и Предуралья можно вызвать на его поверхность одним касанием. Контент сенсорного стола связан с экспонатами геологической коллекции, представленной в Музее пермских древностей - можно начинать путешествие по карте, а после увидеть вживую блеск изумрудно-зеленого уваровита или переливы горного хрусталя, о которых слышали на уроках. «Увидеть» «пермский период» в привычных или необычных объектах на территории Пермского края позволяют маршруты мультимедийного гида-путеводителя для планшетных компьютеров и смартфонов, с помощью которого можно отправиться в путешествие по «живому музею» пермского пе-

риода в режиме реального времени. Мультимедийный гид позволяет не только увидеть пермский период за пределами музея и превратить все окружение в пространство «обучающей повседневности», но и объединяет устоявшиеся бренды и «неопознанные» объекты региона в единый бренд «пермский период». Гиды «выявляют» объекты пермского периода и устанавливают связь между событиями геологической истории и современности.

В Музее пермских древностей несколько дней в году работает по особому расписанию интерактивная палеонтологическая Комната открытий. Ее главное правило: Экспонаты руками трогать!!! В настоящей экспедиционной палатке палеонтолога при помощи лупы и микроскопа можно совершить собственные научные открытия. Каждый сможет новым взглядом увидеть привычные или необыкновенные предметы, сделать то, что в ограниченных рамках урока оказывается недоступным:

-заглянуть в микромир и сравнить песок из разных точек пла-

ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ МУЗЕЕВ

неты (Барселоны, Нью-Йорка, Перми);

-рассмотреть внутреннюю структуру школьного мела (который в прошлом был морскими обитателями), кристаллов соли, структуру каменного угля;

-изучить внутреннее строение кости мамонта;

-прикоснуться к окаменело-стям, которые раньше можно было увидеть только в витринах.

Кроме этого, мультимедийное наполнение музея представлено компьютерными экранами, позволяющими учащимся самостоятельно совершить путешествие в мир Космоса, а мультимедийные весы узнать массу любого объекта на разных планетах и понять, почему он отличается от массы на Земле.

Все эти возможности музея в свою очередь обозначают новые задачи формирования у учителей начальной школы и студентов профессиональной компетенции по использованию музейного пространства и его материалов в обучении, поскольку оказывается недостаточным только знать содержание предмета «Окружаю-

щий мир», нужно владеть технологиями использования музейных ресурсов в учебном процессе, которые органично и эффективно сочетаются с традиционной деятельностью педагогов в обучении младших школьников. На наш взгляд, данный подход обеспечивает высокое качество начального естественнонаучного образования, способствует уровневой дифференциации и индивидуализации в приобретении навыков взаимодействия с различными информационными источниками, предлагает виды деятельности, ориентированные на развитие самостоятельности обучающихся, обеспечивает возможность параллельно с общепринятыми пособиями и ЦОР использовать другие образовательные возможности, обеспечивает достижение хороших учебных результатов.

Литература: 1. Миронов, А.В. Как реализовать ФГОС / А.В. Миронов - М.: Баласс, 2012. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.