Научная статья на тему 'Наука в выставочном формате: музейный эксперимент'

Наука в выставочном формате: музейный эксперимент Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
382
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ. К.А. ТИМИРЯЗЕВА / THE STATE BIOLOGY MUSEUM NAMED AFTER K. A. TIMIRYAZEV / ВЫСТАВКА / ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ / ПАЛЕОНТОЛОГИЯ / PALEONTOLOGY / ГЕНЕТИКА И МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ / GENETIC AND MOLECULAR BIOLOGY / АНТРОПОГЕНЕЗ / ANTHROPOGENESIS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЕЯ / EDUCATIONAL FUNCTION OF MUSEUMS / EXHIBITION PROJECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антипушина Ж.А.

В статье приводится опыт создания четырёх выставочных проектов Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева, предложивших необычный взгляд на привычные вещи и знакомящих посетителей с новейшими научными данными в области биологии.В 2016-17 гг. Биологический музей пригласил посетителей перенестись на миллионы лет назад на московском метро, совершить виртуальную прогулку вместе с И.В. Мичуриным, «выйти в люди» и перестать бояться ЧП в ДНК. При создании этих выставок впервые в отечественной практике музейного дела были применены особые экспозиционные и методические приёмы. Были задействованы разные формы работы с посетителями как в самом музее на выставке, так и за его пределами. Выставки реализованы как партнёрские проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука в выставочном формате: музейный эксперимент»

ВЕСТИ ИЗ МУЗЕЕВ

УДК 069.5:57(470-25)+069:37+562/564

НАУКА В ВЫСТАВОЧНОМ ФОРМАТЕ: МУЗЕЙНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Ж.А. Антипушина1

В статье приводится опыт создания четырёх выставочных проектов Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева, предложивших необычный взгляд на привычные вещи и знакомящих посетителей с новейшими научными данными в области биологии.

В 2016-17 гг. Биологический музей пригласил посетителей перенестись на миллионы лет назад на московском метро, совершить виртуальную прогулку вместе с И.В. Мичуриным, «выйти в люди» и перестать бояться ЧП в ДНК. При создании этих выставок впервые в отечественной практике музейного дела были применены особые экспозиционные и методические приёмы. Были задействованы разные формы работы с посетителями как в самом музее на выставке, так и за его пределами. Выставки реализованы как партнёрские проекты.

Ключевые слова: Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, выставка, общая биология, палеонтология, генетика и молекулярная биология, антропогенез, образовательная функция музея.

EXHIBITING SCIENCE 2.0

Zh. A. Antipushina, PhD The State Biology Museum named after K. A. Timiryazev

The main idea of the article is to present the results of four exhibition projects encouraging visitors to dive into science. Visitors were invited to travel millions of years back in time by Moscow metro, to take a virtual walk with I. V. Michurin, 'to become a human' and to stop being afraid of errors in DNA codes.

These exhibition projects were developed by the State Biology Museum named after K.A. Timiryazev in co-operation with different cultural and scientific institutions in 2016-2017. The exhibitions engaged visitors in different ways. A lot of special expository and methodical approaches applied in these projects were implemented for the first time.

1 Антипушина Жанна Андреевна - к.б.н., н.с. Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева, zh.antipushina@gmail.com.

Жизнь Земли 40(1) 2018 71-76 71

SetMUii-

2018, том 40, № 1

Keywords: The State Biology Museum named after K. A. Timiryazev, exhibition project, paleontology, genetic and molecular biology, anthropogenesis, educational function of museums.

Введение. Несмотря на то, что в музеях экскурсия и выставка остаются ведущими формами контакта с посетителем, они выходят на качественно новый уровень. Важную роль в этом играет партнёрство музеев, научных институтов и других организаций. Усилиями их сотрудников выставки превращаются в мощные образовательные пространства. Они становятся площадками для встреч специалистов, основой для организации семинаров, лекториев и мастер-классов. Выставочный формат позволяет представить как новейшие достижения науки, так и по-новому взглянуть на привычные факты. В 2016-2017 гг. Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева реализовал четыре необычных выставочных проекта, предложив посетителям четыре истории из жизни разных направлений науки.

На метро к древним морям. Выставочный проект «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция - юрский период» (кураторы М.В. Куликова, Ж.А. Антипуши-на и Е.С. Шпинёв) объединил три музея (Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Геологический музей им. В.И. Вернадского РАН и Музей Землеведения МГУ) [1]. Он отражал многолетние практики коммуникации музея с аудиторией, но впервые предлагал такое представление музейных экспонатов, при котором экспозиция становилась отправной точкой для выхода за пределы музея. Многие станции московского метрополитена облицованы мраморами и мраморизованными известняками, содержащими остатки древних обитателей морей [2]. Эти станции ежедневно посещают миллионы пассажиров, однако наличие окаменелостей в их облицовке редко бросается в глаза. В то же время доступность и зрелищность этого материала предоставляют хорошую возможность для его использования в целях популяризации науки, привлечения внимания к палеонтологии и музейным экспозициям. Через экспонаты выставки мы показывали, как организм становится частью горной породы, прослеживали его путь от морского дна до станций метро, подсказывали, как найти окаменелости по дороге на работу и учёбу.

Выставочный зал был оформлен как павильон станции «Краснопресненская». Нашей задачей было создать ощущение пребывания на станции метро, через колонны которой «проступает» древнее море. «Морские» участки витрин были отведены под рассказ о систематических и экологических группах морских обитателей, которых можно найти в облицовке: головоногих, брюхоногих и двустворчатых моллюсках, брахиоподах, иглокожих, рифостроителях (строматолитах, губках, кораллах). На самой выставке они были представлены не только фотографиями, но и окаменелостями, графическими и структурными реконструкциями, видеоматериалами, современными представителями групп в виде раковин, панцирей, влажных препаратов. А на «мраморных колоннах» были представлены образцы облицовочного камня из разных месторождений. Такая компоновка витрин создала две параллельные линии повествования: биологическую и геологическую.

Выставка сопровождалась экскурсиями, интерактивными занятиями и мастер-классами. Юные исследователи могли изучать экспозицию при помощи детского путеводителя с адаптированными текстами и заданиями. Желающим самостоятельно проникнуть в тайны метрополитеновской палеонтологии были предложены путеводители по восьми станциям метро «Краснопресненская», «Площадь Ильича»,

«Электрозаводская», «Добрынинская», «Парк Победы», «Красносельская», «Речной вокзал» и «Каховская». Так палеонтологические объекты метро стали продолжением выставочного пространства. Проверить свои находки можно было на занятиях в музее или при помощи книги «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - „Юрский период"», изданной специально к открытию выставки. Актуальность издания не ограничена сроком существования выставки. Книга и сейчас может послужить путеводителем в поисках окаменелостей в московском метрополитене. Её также можно использовать в качестве учебного пособия для доклада, реферата или школьной про-ектно-исследовательской работы.

Экспозиция была включена в программу мероприятий музея в 2016-2017 гг. В частности, она активно использовалась в программе выходных «Семья в музее», на праздниках «День занимательной геологии», «День науки» и «Динозавры и все-все-все» для семейной аудитории; на общегородских акциях «Ночь в музее» и «Ночь искусств». Следует отметить, что после прекращения работы выставки путеводители по станциям метро оставлены доступными для скачивания с сайта музея, а интерактивные занятия, проводимые в рамках выставки, включены в программу тематических мероприятий музея (День занимательной геологии, Диносафари).

В рамках проекта состоялись круглый стол «Листая каменную книгу», посвящён-ный современным проблемам палеонтологии, и семинар «Происхождение и эволюция моллюсков», в которых приняли участие сотрудники Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Геологического института РАН. Вновь после длительного перерыва были организованы воскресные курсы лекций для школьников «Удивительная микропалеонтология» и «Эволюция древних экосистем: история проб и ошибок», подготовленные доктором геолого-минералогических наук Е.М. Тесаковой (геологический факультет МГУ).

Реальные плоды виртуального сада. Жизнь другого партнёрского проекта, выставки «Сад жизни» (куратор Ю.В. Шубина), посвящённой жизни и научной деятельности выдающегося русского биолога и селекционера Ивана Владимировича Мичурина, удалось продлить после закрытия в реальном экспозиционном пространстве благодаря цифровым технологиям. Виртуальная выставка создана на платформе электронной библиотеки «Научное наследие России» (e-heritage.ru) совместно с Российским государственным архивом кинофотодокументов.

Авторы посвятили выставку поиску правды среди мифов, которыми окутано имя И.В. Мичурина. Выставка состоит из трёх тематических блоков: «Иван Мичурин -кто он?», «Плоды и корни мичуринской биологии» и «Реабилитированы посмертно». Биографический раздел строится в жанре интервью, т. е. пользователю предлагается оценить достоверность предлагаемых сведений о Мичурине. Интерфейс позволяет взаимодействовать с виртуальной экспозицией, выбирая ответ «да» или «нет». Ответы пользователя опровергаются или подтверждаются текстами документов. Раздел по истории науки «Плоды и корни мичуринской биологии» рассматривает причины, приведшие к репрессиям и развалу генетики. Документы, приведённые в этом разделе, позволяют снять с имени талантливого садовода мрачную тень соучастия в разгроме генетики, цитологии и биологического образования. Третий блок содержит краткие биографические сведения о генетиках, погибших в результате преследований. Дополняют выставку разделы «Коллекция-360°», «Фотогалерея», «Видеоматериалы», «Библиотека» и «Отзывы». Раздел «Коллекция-360°» состоит из исключительно реалистичных восковых муляжей плодов мичуринской селекции (фонды ГБМТ). Благодаря

2018, том 40, № 1

применяемым технологиям, объёмный экспонат можно увидеть со всех сторон. Раздел «Кинодокументы» содержит уникальную кинохронику, предоставленную Российским государственным архивом кинодокументов. В разделе «Библиотека» представлены публикации из фонда редкой книги ГБМТ и электронной библиотеки «Научное наследие России» [3].

Следует отметить, что для Биологического музея это был первый опыт создания виртуальных выставок.

Как пройти в люди. Живым научно-экспозиционным экспериментом стал выставочный проект «Как пройти в люди» (куратор Н.А. Пантюлина), созданный к 95-летнему юбилею музея. Проект подготовлен совместно с научно-просветительским порталом «Антропогенез.ру», кафедрой антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова, лабораторией реконструкции Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Колтушским антропоидником Института физиологии им. И.П. Павлова РАН. В отличие от большинства аналогичных экспозиций, она современна, в ней учтены самые актуальные сведения о происхождении человека. Вот как характеризует выставку один из её разработчиков С.В. Дробышевский: «Первая часть экспозиции рассказывает о прошлом не только человека, но и приматов, и вообще всех позвоночных: откуда у нас позвоночник, конечности, куда делись жабры и хвост... Вторая часть повествует о методах исследования в антропологии: раскопках, измерениях, реконструкции внешнего вида древних людей. Третья часть, главная - это развернутое древо нашей эволюции от самого первого примата пургаториуса (чья реконструкция, сделанная Анатолием Александровым, единственная на планете!) через первую человекообразную обезьяну проконсула (тоже в виде реконструкции в полный рост) и далее к прямоходящим предкам. Завершается этот раздел широким веером современного расового разнообразия. Последний раздел выставки, экспериментальный, будет интересен всем: от дошкольников до умудрённых академиков. Тут посетители могут повертеть в руках черепа, узнать о собственных зубах, глазах, пальцах и ногах, проверить свою наблюдательность и сравнить свои эмоции с эмоциями шимпанзе» [4]. На выставке представлена уникальная для России коллекция копий черепов предшественников и родственников человека. «Человек рудольфийский», «Мальчик из Турканы» возрастом полтора миллиона лет, яванский питекантроп Сангиран. Все они ждали сотни тысяч лет и своего часа, чтобы раскрыть тайны об истоках человечества. Оригиналы хранятся в специальных условиях в разных местах по всему миру и вряд ли будут собраны в одном месте и представлены широкой публике. Выставка сопровождается экскурсиями и интерактивными занятиями для самых разных категорий посетителей.

Следует отметить, что основой для данного проекта послужила партнёрская выставка Биологического музея и научно-просветительского портала «Антропогенез.ру» «10 черепов, которые потрясли мир» (2014 г.). Она стала победителем конкурса музейных проектов музеев и выставочных залов Москвы, подведомственных Департаменту культуры города Москвы в номинации «Музей в движении». Передвижной вариант этой выставки «17 черепов и зуб, или Изменение человека во времени» третий год продолжает путешествовать по городам России.

К открытию выставки «10 черепов.» в 2014 г. наш музей совместно с порталом «Антропогенез.ру» подготовил серию лекций известных российских учёных и популяризаторов науки: А.А. Маркова, С.В. Дробышевского, А.Б. Соколова, М.Б. Медни-ковой, М.В. Добровольской и др. В 2017 г. на базе Музея была организована Международная научная конференция «Человек эпохи камня, его материальная культура и 74

среда обитания» (V Герасимовские чтения), проводимая совместно с Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

Побеждаем страх ошибок. В конце 2017 г. открылась образовательная выставка «ЧП в ДНК» - победитель XII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейный дизайн» (куратор Ю.В. Шубина). Выставка адресована в первую очередь молодёжи и знакомит с новым направлением науки - эволюционной биологией развития. Перед нами стояли задачи показать связь академической науки с реалиями современной жизни, информировать о рисках, связанных с генетической предрасположенностью к заболеваниям и их профилактикой, найти адекватные способы визуализации абстрактных научных понятий. Главные «герои» выставки - гены, определяющие форму живых существ и её эволюцию. Одним из путей к пониманию законов развития организма и роли генов в процессе его «самосборки» является изучение мутаций, т. е. тех самых чрезвычайных происшествий в ДНК, о которых говорилось в заглавии выставки.

Полноценное раскрытие темы невозможно без биомедицинских коллекций, демонстрирующих различные анатомические нарушения. Однако для некоторых посетителей музея данные экспонаты могут быть травмирующим зрелищем. На выставке впервые в истории отечественных музеев был реализован альтернативный подход к экспонированию анатомических экспонатов, в том числе демонстрирующих уродства. Ряд экспонатов закрыт дверцами и непрозрачным экраном с предупреждением о характере экспонатов. В результате посетитель имеет возможность принять самостоятельное решение - осматривать экспонат или нет.

В рамках выставочного проекта разработан ряд музейных мероприятий, включающий научно-популярные семинары, интерактивные занятия и мастер-классы, а также праздничную развлекательно-познавательную программу для всей семьи «День рождения ДНК». Например, один из семинаров программы «От науки до школы через музей» был посвящён тому, как геном растения определяет сложную и многоуровневую программу цветения. Семинар «Цветок и гены» проводил Иван Алексеевич Шан-цер, д.б.н., ст. н. с. Гербария Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН.

Музей приглашает посетителей в игровой форме разобраться в особенностях наследования признаков и в процессе перевода информации с языка ДНК на язык белков. Участники, используя хромосомный конструктор, сами наделяют «родителей» признаками и анализируют возможное «потомство», знакомятся с такими сложными понятиями, как «доминантный признак», «рецессивный признак», «генотип», «фенотип», «ген». Вторая часть занятия посвящена «чтению» закодированной в цепи ДНК информации, сборке на её основе сначала нити РНК-посредника, а потом и белка. При этом мы выясняем, почему возникают ошибки в коде, все ли мутации вредны, могут ли мутации быть полезными. Это интерактивное занятие адресовано как семейным посетителям с детьми, так и ученикам старших классов. Старшеклассников может заинтересовать комплексное занятие по двум выставкам «Как пройти в люди» и «ЧП в ДНК», которое поможет разобраться со сложным процессом становления новых видов на примере человека.

Заключение. Выставки и ранее давали музею возможность экспериментировать с экспозицией и формами работы с посетителями, являясь своего рода музейной исследовательской лабораторией. Но при этом следует подчеркнуть изменение и самого выставочного формата, его новую ступень развития. Музей старается создавать не просто

SetMUii-

2018, том 40, № 1

выставки, а комплексные выставочные проекты, предлагающие посетителям больше возможностей. Удачные находки, опробованные на выставках, получают «прописку» в постоянной экспозиции. А музей продолжает поиск новых идей и партнёров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипушина Ж.А., Куликова М.В., Шпинёв Е.С. Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Юрский период»: межмузейный выставочный проект // Жизнь Земли. 2017. Т. 39, № 2. С. 189-200.

2. Зверев В.С. Метро Московское. Серия: Московский путеводитель. М.: Алгоритм, 2008. 272 с.

3. Каленов Н.Е., Кириллов С.А., Соболевская И.Н., Шубина Ю.В. Виртуальная прогулка по «Саду жизни»: опыт совместного выставочного проекта // Научный сервис в сети Интернет: Тр. XVIII Всерос. научн. конф. (19-24 сентября 2016 г., г. Новороссийск). М.: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2016. С. 144-147.

4. Как пройти в люди // Троицкий вариант - Наука. 2017. № 232. С. 10 (http://trv-science. ru/2017/07/04/kak-projti-v-lyudi/).

REFERENCES

1. Antipushina Zh.A., Kulikova M.V., Shpinev E.S. Attention, the doors are closing. Next station is «Jurassic period»: intermuseum exhibition project. Zhizn Zemli. 2016. 39 (2), 189-200 (in Russian).

2. Zverev V.S. The Moscow Metro. Series: The Moscow guide. 272 p. (Moscow: Algoritm, 2008) (in Russian).

3. Kalenov N.E., Kirillov S.A., Sobolevskaya I.N., Shubina U.V. Virtual walk through the «Garden of Life»: the experience of a joint exhibition project. Scientific service on the Internet: the proceedings of the XVIII All-Russian Scientific Conference (September 19-24, 2016, Novorossiysk). Pp. 144-147 (Moscow: IPM of M.V. Keldysh, 2016) (in Russian).

4. http://trv-science.ru/2017/07/04/kak-projti-v-lyudi/ (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.