Научная статья на тему 'ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВО / ПРОФИЛАКТИКА / СТРЕСС / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миназова Зарема Магомедовна, Магомедова Зухра Залимхановна, Гатиева Лида Хаз-Магомедовна

В статье автор раскрывает особенности внеурочной деятельности как средства профилактики стресса в начальной школе. Автор дает определение понятий стресс и внеурочная деятельность с точки зрения различных ученых. Автор отмечает роль внеурочной деятельности, которая должна быть обусловлена интересами и потребностями учащихся. Особого внимания автор видит в проблеме преодоления стрессов, возникающих в первые годы обучения школьника. Автор подытоживает, что уровень стресса можно и нужно контролировать, а особенно важно наблюдать за уровнем стресса в детском возрасте, ведь зная причины и симптомы проявления стресса у детей, можно предупредить его негативные последствия. Рассмотрены арт-методы, которые могут быть эффективны для профилактики стресса у детей. С детьми младшего школьного возраста в качестве метода профилактики стресса активно и успешно используются сказки, игры с песком. вокализация, которая предполагает воздействие на состояние через собственный голос. Перечисленные методы тесно связаны с психотерапевтической практикой, во многих случаях они имеют профилактическую, социализирующую и развивающую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миназова Зарема Магомедовна, Магомедова Зухра Залимхановна, Гатиева Лида Хаз-Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIDACTIC GAMES IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN ORDER TO DEVELOP COGNITIVE INTEREST IN YOUNGER SCHOOL CHILDREN

In the article, the author reveals the features of extracurricular activities as a means of preventing stress in primary school. The author defines the concepts of stress and extracurricular activities from the point of view of various scientists. The author notes the role of extracurricular activities, which should be determined by the interests and needs of students. The author sees special attention in the problem of overcoming the stresses that arise in the first years of a student's education. The author sums up that stress levels can and should be controlled, and it is especially important to monitor the level of stress in childhood, because knowing the causes and symptoms of stress in children, it is possible to prevent its negative consequences. Art methods that can be effective for the prevention of stress in children are considered. Fairy tales and sand games are actively and successfully used with children of primary school age as a method of stress prevention. vocalization, which involves influencing the state through one's own voice. These methods are closely related to psychotherapeutic practice, in many cases they have a preventive, socializing and developmental orientation.

Текст научной работы на тему «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 37.012

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Миназова Зарема Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Гатиева Лида Хаз-Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье автор раскрывает особенности внеурочной деятельности как средства профилактики стресса в начальной школе. Автор дает определение понятий стресс и внеурочная деятельность с точки зрения различных ученых. Автор отмечает роль внеурочной деятельности, которая должна быть обусловлена интересами и потребностями учащихся. Особого внимания автор видит в проблеме преодоления стрессов, возникающих в первые годы обучения школьника. Автор подытоживает, что уровень стресса можно и нужно контролировать, а особенно важно наблюдать за уровнем стресса в детском возрасте, ведь зная причины и симптомы проявления стресса у детей, можно предупредить его негативные последствия. Рассмотрены арт-методы, которые могут быть эффективны для профилактики стресса у детей. С детьми младшего школьного возраста в качестве метода профилактики стресса активно и успешно используются сказки, игры с песком. вокализация, которая предполагает воздействие на состояние через собственный голос. Перечисленные методы тесно связаны с психотерапевтической практикой, во многих случаях они имеют профилактическую, социализирующую и развивающую направленность.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, средство, профилактика, стресс, начальная школа, педагог, младший школьник.

Annotation. In the article, the author reveals the features of extracurricular activities as a means of preventing stress in primary school. The author defines the concepts of stress and extracurricular activities from the point of view of various scientists. The author notes the role of extracurricular activities, which should be determined by the interests and needs of students. The author sees special attention in the problem of overcoming the stresses that arise in the first years of a student's education. The author sums up that stress levels can and should be controlled, and it is especially important to monitor the level of stress in childhood, because knowing the causes and symptoms of stress in children, it is possible to prevent its negative consequences. Art methods that can be effective for the prevention of stress in children are considered. Fairy tales and sand games are actively and successfully used with children of primary school age as a method of stress prevention. vocalization, which involves influencing the state through one's own voice. These methods are closely related to psychotherapeutic practice, in many cases they have a preventive, socializing and developmental orientation.

Keywords: extracurricular activities, means, prevention, stress, primary school, teacher, junior student.

Введение. Внеурочная деятельности в системе начального общего образования считается нововведением в рамках реализации ФГОС НОО и является обязательным компонентом начального образования. Понятие внеурочной деятельности не является абсолютно новым в педагогической литературе. Еще В.А. Сухомлинский писал о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками» [4, C. 56].

В контексте современных тенденций развития педагогической теории и практики, внеурочная деятельность детей младшего школьного возраста должна быть направлена на решение широкого спектра задач: создать условия, позволяющие учащимся достичь необходимого уровня социального опыта и системы ценностей для жизни в современном обществе; обеспечить многогранное развитие и социализацию детей младшего школьного возраста; развивать здоровую и творчески-развитую личность; формировать гражданскую ответственность и правовое самосознание; формировать личность, способную приспосабливаться к изменяющимся условиям [1, C. 26].

Российская педагогическая энциклопедия определяет внеурочную деятельность следующим образом: «это составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации времени учащихся» [3, C. 322].

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС второго поколения следует понимать «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» [5, C. 11].

Внеурочная деятельность должна быть обусловлена интересами и потребностями учащихся. В рамках внеурочной деятельности учащиеся могут и должны иметь возможность познать и преобразовать себя и окружающую действительность. Внеурочная деятельность дает возможность организовать систематическую работу, направленную на профилактику стресса, возможность разгрузить напряженность эмоционального состояния у детей.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время значительное внимание уделяется изучению причин возникновения стресса и профилактики стрессовых состояний во всех сферах общества. Если раньше стресс считался проблемой взрослых, то сейчас он становится все более распространенным среди детей, ведь стрессовые реакции все чаще становятся негативными спутниками образовательного процесса. В современной психологии появился термин «школьный стресс», таким образом, для освоения учебной программы в соответствии с требованиями ФГОС становится важным применение антистрессовых технологий в сфере образования. Особого внимания требует проблема преодоления стрессов, возникающих в первые годы обучения школьника, иными словами в период адаптации, поскольку на детей этого возраста влияет серьезное количество стрессовых факторов - резкая перемена привычного распорядка дня, смена обстановки, появление новых обязанностей и т.д., что приводит к возникновению у ребенка соответствующих переживаний. По этой причине перед современной образовательной системой стоит такая серьезная задача, как совершенствование учебно-воспитательного процесса за счет использования новых антистрессовых методов обучения и продуктивных методик

снижения детской тревожности, что послужит благоприятному формированию личности ребенка, а также сохранению его психического и физического здоровья.

Стресс, как кажется на первый взгляд, одна из самых исследованных тем в психологии. На сегодняшний день этой области посвящено большое количество трудов знаменитых ученых всего мира. Трудность и разнообразие толкования понятия «стресс» указывает на многообразие подходов к изучению этого феномена. Чтобы лучше разобраться в данной теме, стоит обратиться к классической концепции проявления стресса, разработанной Г. Селье.

Впервые теорию стресса Г. Селье предложил в 1936 году. На тот момент его идеи и разработки были революционными и новаторскими для мировой науки. Среди ученых того времени преобладало мнение, что ответная реакция живого организма на факторы окружающей среды имеет чисто специфический характер, то есть каждый агент, действующий на организм, вызывает особую, свойственную только для этого механизма, реакцию.

Г. Селье же выбрал кардинально другой путь и начал поиск общих закономерностей в биологических изменениях при воздействии среды (неважно положительной или отрицательной), вследствие чего обнаружил общий неспецифический компонент биохимических перестроек у людей и животных в ответ на различные воздействия.

Опираясь на проделанный анализ подходов к изучению стресса можно сделать вывод, что вектор исследований проблемы стресса все больше перемещался с биохимических связей на психическую сферу, центральное место в которой непосредственно занимают эмоциональные переживания человека. Стресс может повлиять на все аспекты жизни человека, включая эмоции, поведение, мыслительные способности и физическое здоровье. Но для разных людей стресс означает разные вещи: то, что вызывает стресс у одного человека, может мало волновать другого. Первый шаг к контролю над стрессом - это знать симптомы стресса. На деле же распознать симптомы стресса труднее, чем кажется. Большинство из людей настолько привыкли к состоянию стресса, что часто не осознают, что испытывают стресс, пока не достигают предела. Особенно актуальна эта проблема в детском возрасте, так как дети не всегда распознают признаки стресса - эта задача часто не по силам и взрослым. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уровень стресса можно и нужно контролировать, а особенно важно наблюдать за уровнем стресса в детском возрасте, ведь зная причины и симптомы проявления стресса у детей, можно предупредить его негативные последствия.

Феномен стресса по сей день остается актуальным вопросом для решения задач учебно-воспитательного процесса. К сожалению, в школе у ребенка нет возможности застраховаться от переживания стрессовых ситуаций. Рано или поздно на своем жизненном пути обучающиеся всех возрастов встречаются с непростыми для себя ситуациями. Особенно сложным этапом для ребенка можно назвать начало школьного пути.

Действие стресса на личность ребенка зачастую довольно разнообразно. Оно выражается в зависимости от личных особенностей, силы стрессора и от того, насколько гармонично выстроен учебный процесс. Все эти факторы осложняют возможность прогнозирования всех особенностей проявления стресса в настоящем и будущем ребенка. Для младших школьников свободное время после уроков - это мир, в котором можно проявить свои творческие способности, раскрыть свои интересы, желания, потребности и формировать образ «Я». Здесь важно предоставить детям возможность сделать выбор, проявить свою волю и помнить, что внеурочная деятельность - это вовсе не «надбавка» к основной учебной деятельности, позволяющая компенсировать проблемы в знаниях.

Таким образом, одной из современных и актуальных задач внеурочной деятельности является развитие здоровой личности, в частности, следует здесь особо отметить психологическое здоровье детей младшего школьного возраста. Зачастую в урочной деятельности дети сталкиваются с множеством стрессоров, которые отрицательно сказываются на их настроении, эмоциональном состоянии и работоспособности. Внеурочная деятельность - это способ разгрузить учащихся, помочь им преодолеть различные страхи и обеспечить эмоциональное благополучие.

Внеурочная деятельность включает в себя все виды деятельности школьников (за исключением учебной деятельности и деятельности на уроках), в которых имеется возможность решать задачи по обеспечению благоприятного эмоционального фона образовательного процесса, адаптации и социализации учащихся. Формы внеурочной деятельности обязательно должны отличаться от форм урочной деятельности: игры, встречи, экскурсии, культурные и туристические походы, различные тренинги и т.д. Все эти виды внеурочной деятельности помогут детям «разбавить» их школьные будни. Количество времени, отводимое на внеурочную деятельность, не регламентируется нормативными документами. Время, отводимое на участие во внеурочной деятельности, определяется по желанию учащихся и их родителей.

Внеурочная деятельность должна организовываться с учетом следующих принципов: целенаправленность; последовательность; включение детей в активную деятельность; доступность и наглядность; учет возрастных и психологических особенностей детей; обеспечение связи теории с практикой; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы [4, С. 27].

Перечисленные особенности делают внеурочную деятельность гораздо менее стрессогенной, чем урочная. А значит, она действительно имеет возможности для профилактики и даже снижения уровня стресса у детей. То есть правильно организованная внеурочная деятельность, помимо познавательной функции может выполнять и функцию средства профилактики стресса у детей.

Во ФГОС НОО обозначены основные направления внеурочной деятельности младших школьников: спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное [5, С. 17].

При построении программы внеурочной деятельности необходимо ориентироваться на указанные разнообразные направления и виды внеурочной деятельности. Разработка конкретных форм работы должна быть основана на понимании особенностей каждого из видов внеурочной деятельности. Формы внеурочной деятельности также могут быть разнообразны: кружки, студии, секции, школьные сообщества, экскурсии и др.

В начальной школе создается фундамент для последующего обучения. Решение задач по профилактике стресса позволяет не только работать над достижением и поддержанием эмоционального благополучия ребенка, но и сформировать мотивацию на дальнейшее обучение.

Американский психолог Кэррол Изард установил, что любые аспекты эмоционального состояния можно изменять при формировании опыта. Подобный опыт ребенок младшего школьного возраста может приобретать, посещая занятия, организованные в рамках внеурочной деятельности [2, С. 342]. Во внеурочной деятельности, на занятиях и мероприятиях педагог совместно с учащимися может размышлять о насущных проблемах, с которыми они сталкиваются, и искать способы их решения. Для этого педагог должен составить программу, отобрав и скомпоновав для нее эффективные формы, методы и приемы работы с детьми младшего школьного возраста. Положительную роль может сыграть применение педагогом здоровьесберегающих технологий: как известно, их использование благотворно сказывается не только на физическом здоровье детей, но и на ментальном. Также в программе профилактики стресса уместны будут творческие занятия: творчество помогает раскрыть потенциал ребенка, а также оно создает благоприятный эмоциональный климат в образовательном процессе.

Рассмотрим некоторые арт-методы, которые могут быть эффективны для профилактики стресса у детей.

С детьми младшего школьного возраста в качестве метода профилактики стресса активно и успешно используются сказки. Сказки позволяют мягко и ненавязчиво воздействовать на сознание ребенка, на формирование определенных моделей поведения и реагирования на ситуации. Сюжет сказки позволяет познакомить ребенка с тем жизненным опытом, которого ему пока еще очень не хватает. Опыт, который дети перенимают у сказочных героев, позволяет им в последующем эффективно справляться с различными реальными ситуациями в жизни. Для того, чтобы расслабить ребенка, снять напряжение и чувство тревожности, целесообразно использовать медиативные сказки (Медитативные сказки - это повествования описательного характера без сюжета, без конфликтных ситуаций и, следовательно, без какой-либо развязки, тем самым исключается стрессовый компонент). Они успокоят ребенка, «зарядят» положительными эмоциями, настроят на гармонию с собой и с окружающими, повысят степень уверенности. К медиативным сказкам относятся сказки-путешествия, сказки- описания. Также для этих целей могут быть использованы вымышленные истории.

Особую ценность имеет процесс художественного творчества. Поэтому элементы изобразительного искусства могут быть использованы при работе с детьми, которые имеют определенные затруднения в вербализации своих эмоциональных состояний и переживаний. Рисование как метод профилактики стресса рассматривается как альтернативный и более выразительный, чем слова (если рассматривать словесное описание как способ фиксации стрессоров). Очень часто дети испытывают трудности в вербализации собственных эмоциональных переживаний. Невербальная экспрессия для них -более простой и естественный способ отражения окружающего мира. Изо-творчество особенно актуально при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, так как они менее способны к рефлексии собственного поведения с помощью речи, слов [6, С. 33].

Еще одним признанным методом предупреждения стресса является игра, имеющая огромное влияние на личностное развитие человека. Цель игры заключается не в том, чтобы изменить ребенка или научить его чему-либо, а в том, чтобы позволить ему «жить», раскрыться в игре. Для работы с эмоциональным состоянием могут быть использованы такие игры, как «Чехарда», «Прогулка вслепую», различные релаксирующие игры и т.д. Для профилактики стресса также могут с успехом использоваться игры с песком. Они имеют релаксирующее воздействие, снимают двигательные стереотипы и излишнюю активность. Также они стабилизируют эмоциональное состояние, формируют умение прислушиваться к себе, вербализировать свои ощущения. Песочная терапия позволяет ребенку общаться с миром и с самим собой. Достаточно часто с целью профилактики и коррекции стрессовых состояний детей используют вокализацию, которая предполагает воздействие на состояние через собственный голос. Для того, чтобы участвовать в вокализации, важно освоить технику правильного дыхания. Вокализация поможет не только улучшить настроение, но и перебороть различные психические расстройства (нервные состояние, депрессии, страхи и т.д.). Техника изготовление кукол предполагает помощь через игру с куклой, а также их создание. Ребенок может даже принести с собой свою куклу или мягкую игрушку. Роль куклы заключается в построении диалога, который позволяет заменить реальный контакт. При таком контакте ребенок быстрее и легче сумеет овладеть навыками взаимодействия. В настоящее время с помощью кукол даже лечат страхи, заикания, достигают эмоциональной устойчивости, формируют саморегуляцию, развивают моторику рук.

Выводы. Таким образом, отметим, что под внеурочной деятельностью понимается деятельность учащихся в свободное от учебы время, организуемая в формах, отличных от классно-урочных. Основными особенностями внеурочной деятельности являются: учет интересов и потребностей учащихся, организация комфортного пространства, создание равноправных отношений, повышенный уровень коммуникации. Внеурочная деятельность играет важную роль в образовательном процессе, поскольку свойственная ей благоприятная дружеская атмосфера способствует развитию здоровой личности. Отдельно стоит отметить ее положительное влияние на психологическое здоровье. Одними из действенных средств внеурочной деятельности являются методы работы, основанные на творческом самовыражении, поскольку здоровьесберегающие и развивающие возможности заложены в самой природе творчества. Особое место в ряду таких методов занимают арт-методы. Невзирая на то, что они тесно связаны с психотерапевтической практикой, во многих случаях они имеют профилактическую, социализирующую и развивающую направленность, в связи, с чем можно сделать вывод, что они могут с успехом использоваться в работе учителя с целью профилактики стресса у младших школьников.

Литература:

1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 48 с.

2. Немов, Р.С. Общие основы психологии. 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Эксмо, 2003. - 688 с.

3. Российская педагогическая энциклопедия / [В.В. Давыдов]; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Гардарики, 1993-1999.

4. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения Т.1 / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2019. - 53 с.

6. Хакунова, Ф.П. Использование методов арт-терапии в практике современного образования с детьми младшего школьного возраста / Ф.П. Хакунова, А.К. Берсирова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2019. - № 46. -С. 32-34.

Педагогика

УДК 37.012

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Миназова Зарема Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

старший преподаватель кафедры педагогики и методики

начального образования Батырова Айна Магометовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

аспирант кафедры общей и социальной педагогики социального

факультета Газимагомедов Гаджисаид Газимагомедович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Аннотация. В статье автор раскрывает особенности использования дидактических игр в образовательном процессе с целью развития у младших школьников познавательного интереса. Использование различных дидактических игр помогают формировать у школьников представления об окружающем мире, о материальных и духовных ценностях, помогают развивать личность ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов. Дидактическая игра также способствует развитию познавательного интереса школьников. Дидактическая игра способствует умственному развитию личности, активизирует психические процессы, вызывая тем самым интерес к процессу усвоения новых знаний, получения новой информации, формирование в целом познавательного интереса. Представлены виды дидактических игр: настольно-печатные, предметные, словесные, использование которых позволяет системно работать над формированием познавательного интереса, при этом используя игру - как форму работы приятную и понятную для детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: использование, дидактические игры, образовательный процесс, развитие, младшие школьники, познавательный интерес.

Annotation. In the article, the author reveals the features of the use of didactic games in the educational process in order to develop cognitive interest in younger schoolchildren. The use of various didactic games helps to form students' ideas about the world around them, about material and spiritual values, helps to develop a child's personality taking into account individual abilities, capabilities and interests. The didactic game also contributes to the development of the cognitive interest of schoolchildren. The didactic game promotes the mental development of the individual, activates mental processes, thereby arousing interest in the process of assimilation of new knowledge, obtaining new information, the formation of cognitive interest in general. The types of didactic games are presented: desktop-printed, subject-based, verbal, the use of which allows you to work systematically on the formation of cognitive interest, while using the game as a form of work that is pleasant and understandable for primary school children.

Keywords: usage, didactic games, educational process, development, junior schoolchildren, cognitive interest.

Введение. Познавательный интерес как педагогическая категория рассматривается с позиции активизации деятельности и познавательной деятельности ученика.

Познавательная деятельность способствует повышению эффективности образовательного процесса, выделяя те аспекты, которые могут быть привлекательны и интересны, вовлекая учащихся в учебную деятельность, заставляя думать, анализировать и стремится к чему-то новому и неизвестному.

Современная позиция образования говорит о том, что обучение будет эффективным, когда сам процесс будет не скучным.

Одной из предпосылок развития активной познавательной деятельности является проявление интереса, который позволяет получать новые знания, умения и формировать навыки. С этой целью целесообразно использовать активные методы обучения на разных этапах урока, различных предметах и этапах изучения материала.

При формировании познавательного интереса учащихся важно качественно организовать деятельность учащихся (как индивидуальную, так и групповую). При этом выделяют различные средства и технологии, помогающие активизировать деятельность учеников и повысить активность на уроке.

При всем многообразии, игра занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе (особенно младших школьников). В отличие от различных игр - дидактическая игра имеет определенные образовательные цели и направлена на определенные педагогические результаты.

Дидактические игры имеют выраженную педагогическую познавательную направленность.

Использование различных дидактических игр помогают формировать у школьников представления об окружающем мире, о материальных и духовных ценностях, помогают развивать личность ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов. Дидактическая игра также способствует развитию познавательного интереса школьников.

Изложение основного материала статьи. Изучением вопросов развития познавательного интереса учащихся занимались многие ученые, среди которых Гарифулина И.В., Рубинштейн С.А., Сапронов И.А., Хухлаева О.В. и др. Вопросами использования дидактических игр в образовательном процессе и, в частности для развития познавательного интереса учащихся, занимались Балясникова Ю.И., Быков С.А., Степанова О.А., Харькова Н.Н. и др. исследователи.

В условиях современной школы познавательный интерес учащихся является определяющим во многом фактором успешности образовательного процесса. Решение задач повышения познавательного интереса будет способствовать в целом повышению качества образования. Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является использование дидактических игр в процессе обучения.

Деятельность учащихся начальной школы характеризуется вовлеченностью в новую для ребенка социальную среду. Ребенок познает новую учебную деятельности, при этом постоянно получает оценку своей деятельности. Оценка ребенка как ученика, во многом зависит в этот период от успешности процесса обучения и получения положительных оценок от взрослых.

Младшие школьники могут очень сильно отличаться друг от друга своими познавательными интересами и познавательной активностью. Младшие школьники также могут отличаться различным уровнем развития специальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.