References
1. Smirnov B.F. Dirizherskoe iskusstvo kakhudozhestvennyj isociokul'turnyj fenomen. Avtoreferat dissertacii ... doktora iskusstvovedeniya. Chelyabinsk, 2004.
2. Trubachev S. (diakon). Izbrannoe: stat'i i issledovaniya. Moskva: Progress-Pleyada, 2007.
3. Musin I.A. O vospitanii dirizhera: ocherki. Leningrad: Muzyka, 1987.
4. Blok O.A. Problemymuzykal'nojpedagogikiipsihologii. Moskva: MGIK, 2017.
5. Erzhemskij G.L. Zakonomernosti iparadoksy dirizhirovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1993.
6. Svetlanov E.F. Muzyka segodnya. Moskva: Muzyka, 1985.
7. Kazachkov S.A. Dirizherskij apparat i ego postanovka. Moskva: Sovetskij kompozitor, 1967.
Статья поступила в редакцию 18.05.21
УДК 371
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gadzhimagomedova T.G., senior teacher, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia)
Ibragimova R.Yu, senior teacher, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)
FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE SCHOOL STUDENT IN OUTSTANDING ACTIVITIES. The article studies the process of formation of a student's communicative competence in extracurricular activities. The formation of communicative competence in extracurricular activities lies in the need to use those methods that are important for children of primary school age, therefore, gaming technologies and productive activities play a special role in the formation of communicative competencies. It is concluded that the positive impact of extracurricular activities on the formation of the communicative competencies of primary school children is due to the possibility of using various forms of work, which makes it possible to acquaint children, increase their independence, and form an idea of the significance and adequate social role.
Key words: communicative competence, student, extracurricular activities.
В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
Т.Г. Гаджимагомедова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала
Р.Ю. Ибрагимова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье изучен процесс формирования коммуникативной компетенции школьника во внеурочной деятельности. Формирование коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности заключается в необходимости применения методов, играющих большое значение для детей младшего школьного возраста, поэтому особая роль в процессе формирования коммуникативных компетенций принадлежит игровым технологиям и продуктивной деятельности. Сделан вывод о том, что положительное влияние внеурочной деятельности на формирование коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста обусловлено возможностью применения различных форм работы, что позволяет повысить самостоятельность детей, сформировать представление о значимости и адекватной социальной роли.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, школьник, внеурочная деятельность.
Современное общество нуждается в людях, владеющих грамотной устной и письменной речью. Каждый человек, способный логично и точно излагать мысли, формулировать высказывания, умеющий объективно воспринимать полученную информацию, аргументированно доказывать свою точку зрения, является ценным гражданином страны. К сожалению, не все школьники владеют навыками речевого общения, допускают много ошибок, говорят на языке сленга. Формирование коммуникативной компетенции необходимо развивающейся личности для личностного роста, а в будущем - и для профессионального.
Термин «коммуникативная компетенция» появился относительно недавно. На сегодняшний день, согласно ФГОС, учителя должны развивать умственно-речевые способности каждого ученика с позиции компетентностного подхода.
Говоря о коммуникативных компетенциях ученика, необходимо ориентироваться на успешную реализацию коммуникативной деятельности учащегося, которому необходимо владеть неким набором коммуникативных навыков - символически опосредованных действий, регулируемых нормами поведения, направленных на достижение взаимодействия между людьми, освоение которых ведет к формированию и применению на практике определенных коммуникативных умений. Как было сказано выше, коммуникативные компетенции анализируются как комплекс коммуникативных действий, который осознается личностью.
Воспитательно-образовательная работа в современной начальной школе имеет два основных направления: организация деятельности школьников на уроках и во внеурочной работе.
В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличающихся от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте не дается им в готовой форме, а формируется в ходе обучения в начальной школе, поэтому основной задачей начальной школы является обучить ребенка учиться. Согласно мнению В.В. Давыдова и А.К. Марковой, на начальных этапах обучения учебная
деятельность зависит от совместной деятельности педагога и ребенка, поэтому процесс развития ведущей учебной деятельности - это процесс передачи от педагога к ребенку отдельных звеньев ее структуры.
Необходимость формирования коммуникативной компетенции у обучающихся младшего школьного возраста детерминирована, прежде всего, тем, что важно акцентировать внимание на включении обучающихся в процесс обучения.
В контексте реализации внеурочной деятельности основной упор делается на всестороннем развитии личности ребенка, поскольку возможно применение разнообразных методов работы с детьми, способствующих формированию у них коммуникативных компетенций.
Внеурочная деятельность характеризуется полнотой для применения различных направлений, методов и технологий работы, способствующих становлению у обучающихся коммуникативных компетенций.
Внеурочная деятельность - важная, неотъемлемая часть процесса образования учащихся. Н.В. Носов определяет внеурочную деятельность как взаимосвязь различных видов деятельности, обладающих большими возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на школьника [1].
И.Я. Ланина говорит о том, что при организации внеурочной деятельности очень важно учитывать особенности каждого ученика в отдельности. Данный принцип дает возможность заметить степень развития каждого школьника и, следовательно, изменять осуществляемую деятельность относительно отдельного ребенка [2].
В.А. Лазарева описала задачи внеурочной работы по формированию коммуникативных способностей младших школьников: появление интереса к указанному процессу развития; развитие коммуникативных качеств, являющихся основополагающим фактором полного и осмысленного понимания необходимости коммуникативного развития.
В контексте формирования коммуникативной компетенции можно использовать разнообразные формы внеурочной деятельности.
Отметим, что в Федеральном государственном образовательном стандарте рекомендуется применять «такие формы, как художественные, культуро-
логические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики» [3].
Выделяют такие формы внеурочной деятельности, как традиционные (классические) формы (факультативы, элективные курсы, предметные кружки); инновационные формы (проектная деятельность, конкурсы).
Роль внеурочной деятельности в формировании коммуникативных компетенций определяется тем, что включает возможность применения различных технологий обучения: проблемное обучение, педагогика сотрудничества, дифференцированный и индивидуальный подход.
Для формирования коммуникативных компетенций используют определенные методы и средства. Наибольший интерес для детей младшего школьного возраста представляют игровые методы и продуктивная деятельность.
Продуктивная деятельность включает в себя разнообразные виды детской деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация, изготовление подделок из ткани, бумаги, природного и бросового материала.
То есть весь процесс продуктивной деятельности непосредственно направлен на создание особым способом того или иного продукта. Каждый вид продуктивной деятельности необходим для развития определенных умений ребенка итие с разных позиций, что способствует формированию коммуникативных компетенций через систему практической деятельности.
Игра - единственная центральная деятельность ребенка, актуальная во все времена и у всех народов. Главным признаком любой основной деятельности (по А.Н. Леонтьеву) является отражение ведущей потребности возраста и специфики социальной ситуации развития [4].
Игра - понятие многогранное, поэтому к настоящему времени сложилось немалое количество классификаций игр - в зависимости от точки зрения автора классификации, от подхода к детской игре. Так, Ф. Фребелем за основу классификации был взят принцип дифференцированного влияния игры, в соответствии с которым можно выделить умственные игры (влияющие на развитие ума); сенсорные игры (оказывающие влияние на развитие внешних органов чувств); моторные игры (воздействующие на развитие движений).
Театрализованная игра. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В процессе реализации игры литературные герои становятся главными действующими лицами, а их приключения, события жизни - сюжетом игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра. Особое место у детей занимает сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры относится к наиболее спонтанному виду игровой деятельности, при этом весь процесс игры строится на коммуникации.
Дидактическая игра. В дидактической игре дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся коммуникативные компетенции. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации.
Определим модели организации внеурочной деятельности, отражающие специфику формирования коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста:
Первая модель. Отражает случайный набор кружков, то есть процесс организации данного направления работы напрямую зависит от наличия определенного основания в виде имеющегося кадрового состава, материальных возможностей.
Вторая модель. В данной модели, так же как и в первой, основой выступает наличие фактической базы, но при этом образовательная организация стремится учитывать особенности современного состояния проблемы формирования коммуникативных компетенций с акцентом на проблемы обучающихся.
Библиографический список
Третья модель. Образовательная организация имеет четко организованную структуру работы в направлении формирования коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста. Данная структура основывается не только на внутренних ресурсах образовательной организации, но и происходит взаимодействие с иными дополнительными учреждениями.
Четвертая модель основана на развитой интеграции собственных ресурсов и ресурсов системы дополнительного образования, что отражает данную модель с позиции содержательности и разнонаправленности.
Внеурочная работа имеет определенную структуру, включающую следующие уровни:
Первый уровень - в рамках данного уровня происходит формирование у детей социальных знаний, а также процесс работы ориентирован на понимание социальной реальности.
Второй уровень - формирование у учащихся позитивного опыта в рамках анализа ценностей.
Третий уровень - становление опыта, определяющего самостоятельность действий в рамках решения поставленных целей и задач.
Для развития коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности могут использоваться такие формы, как классные собрания, беседы, мастер-классы, кружки, студии, клубы, игры, викторины, концерты, конкурсы, экскурсии, проектная деятельность и др. [5].
Из вышесказанного следует, что осуществление современной внеурочной деятельности по перечисленным требованиям к организации и проведению обусловит достижение поставленных целей обучения, следовательно, приведет к эффективному образовательному процессу, направленному на овладение школьниками результатов обучения. Задачами внеурочной деятельности в рамках формирования коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста являются:
- организация отдельных видов деятельности, направленных на обучение учащихся в рамках взаимодействия с обществом;
- непосредственное включение детей в процесс работы;
- организация работы в свободное от занятий время;
- формирование и дальнейшее становление организационных навыков у учащихся в тесном сотрудничестве с иными субъектами учебно-воспитательного процесса;
- развитие познавательной активности учащихся на основе их инициативности и самостоятельности;
- организация информационной поддержки обучающихся [6].
Учитывая, что в младшем школьном возрасте у детей наблюдается активное становление эмоциональной сферы, важно определить, что внеурочная деятельность с ее разнообразием форм и методов работы позволяет удовлетворить потребность детей, а также позволяет сформировать необходимый уровень коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста.
Итак, особенности формирования коммуникативных компетенций во внеурочной деятельности заключаются в необходимости применения методов, которые имеет большое значение для детей младшего школьного возраста при условии, что процесс формирования будет проходить в легкой форме, поэтому особую роль в процессе формирования коммуникативных компетенций играют именно игровые технологии, продуктивная деятельность. Это связано с тем, что дети в процессе деятельности могут строить непринужденный диалог, при этом условия работы будут сказываться на сплочении детей.
Таким образом, стоит отметить, что положительное влияние внеурочной деятельности на формирования коммуникативных компетенций детей младшего школьного возраста обусловлено возможностью применения различных форм работы, что позволяет повысить самостоятельность детей, сформировать представление о значимости социальной роли в обществе.
1. Дмитриева Е.Е. Коммуникативные умения детей психического развития. Нижний Новгород, 2004.
2. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Москва, 1990.
3. Колмогорова Л.С. Актуальные вопросы изучения возрастных особенностей младших школьников. Современное начальное образование: итоги и перспективы развития. 2012; № 9: 69 - 72.
4. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников. Вопросы психологии. 2016; № 2: 14 - 19.
5. Крившенко Л.П. Педагогика. Москва, 2015.
6. Корниенко Е.Р Педагогика прошлого как исток педагогики. Сибирский педагогический журнал. 2015; № 4: 132 - 139.
7. Агарагимова В.К., Гаджимагомедова Т.Г, Ибрагимова РЮ. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста как фактор подготовки к обучению в школе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 254 - 255.
8. Агарагимова В.К., Асланбекова А.Х., Магомедова А.Н. Структурно-коррекционный подход в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 256 - 257.
9. Агарагимова В.К., Валиева П.В., Гасанова С.С.Г Роль сюжетно-ролевой игры в развитии коллективизма старших дошкольников в условиях детского сада. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 59 - 60.
References
1. Dmitrieva E.E. Kommunikativnye umeniya detej psihicheskogo razvitiya. Nizhnij Novgorod, 2004.
2. Zhukov Yu.M., Petrovskaya L.A., Rastyannikov PV. Diagnostika irazvitie kompetentnosti v obschenii. Moskva, 1990.
3. Kolmogorova L.S. Aktual'nye voprosy izucheniya vozrastnyh osobennostej mladshih shkol'nikov. Sovremennoe nachal'noe obrazovanie: itogi i perspektivy razvitiya. 2012; № 9: 69 - 72.
4. Bulygina L.N. O formirovanii kommunikativnoj kompetencii shkol'nikov. Voprosypsihologii. 2016; № 2: 14 - 19.
5. Krivshenko L.P. Pedagogika. Moskva, 2015.
6. Kornienko E.R. Pedagogika proshlogo kak istok pedagogiki. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; № 4: 132 - 139.
7. Agaragimova V.K., Gadzhimagomedova T.G., Ibragimova R.Yu. Razvitie samoocenki detej starshego doshkol'nogo vozrasta kak faktor podgotovki k obucheniyu v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 254 - 255.
8. Agaragimova V.K., Aslanbekova A.H., Magomedova A.N. Strukturno-korrekcionnyj podhod v nravstvenno-'esteticheskom vospitanii detej doshkol'nogo vozrasta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 256 - 257.
9. Agaragimova V.K., Valieva P.V., Gasanova S.S.G. Rol' syuzhetno-rolevoj igry v razvitii kollektivizma starshih doshkol'nikov v usloviyah detskogo sada. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 59 - 60.
Статья поступила в редакцию 08.05.21
УДК 371
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Aslanbekova A.Kh., senior teacher, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia)
Magomedova A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)
RELATIONSHIP BETWEEN ANXIETY AND THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN YOUNGER SCHOOL CHILDREN. The article reveals the relationship between school anxiety and the development of communicative universal educational actions in younger students. It is concluded that anxiety significantly affects performance of the leading type of activity and communication, can directly or indirectly affect the content characteristics of a person, in particular, his spiritual, moral and emotional and intellectual properties. The presence of anxiety, as a stable personal education, indicates the existence of disorders in personal development and interferes with activities and the communicative sphere. In the educational process, it is important to pay special attention to the development of communication universal educational actions, as it is in primary school that the student has difficulty communicating. The presence of anxiety, as a sustainable personal education, indicates the existence of violations in personal development and interferes in the activities and communication sphere. The authors conclude that the increase in anxiety, excessive concern about their cooperation with peers in the class, with educators reduces the ability of the individual to overcome obstacles in communication.
Key words: anxiety, communicative competence, universal educational actions, junior schoolchild.
В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
А.Х. Асланбекоеа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала
А.Н. Магомедом, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ТРЕВОЖНОСТЬЮ И РАЗВИТИЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье выявлена взаимосвязь между школьной тревожностью и развитием коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Сделан вывод о том, что тревожность существенно влияет на производительность ведущего вида деятельности и коммуникации, прямо или косвенно может воздействовать на содержательные характеристики личности, в частности ее духовно-нравственные и эмоционально-интеллектуальные свойства. В учебном процессе важно уделить особое внимание становлению коммуникативных универсальных учебных действий, так как именно в начальной школе ученик испытывает трудности коммуникации. Наличие тревожности как устойчивого личностного образования свидетельствует о существовании нарушений в личностном развитии и мешает в деятельности и коммуникативной сфере. Авторы делают вывод о том, что рост тревожности, излишней обеспокоенности относительно своего сотрудничества со сверстниками в классе, с педагогами снижает способность личности преодолевать препятствия в общении.
Ключевые слова: тревожность, коммуникативная компетентность, универсальные учебные действия, младший школьник.
Качество начального образования в значительной степени зависит от уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, поскольку среди ряда межпредметных компетентностей этот вид компетентности является одним из ключевых. Он способствует существенным изменениям в системе межличностных взаимоотношений учащихся со сверстниками и взрослыми и выступает одной из социально-психологических предпосылок обеспечения преемственности между начальной и основной школой, помогает успешной адаптации младших школьников к новым условиям обучения.
Основная ответственность за процесс формирования коммуникативной компетентности младшего школьника обычно ложится на плечи учителя начальной школы. Ученые указывают на важность готовности учителя к формированию коммуникативной компетентности школьников.
Мы рассматриваем коммуникативные умения как составную часть общения, систему внутренних ресурсов эффективного взаимодействия человека с другими людьми благодаря ее адекватной ориентации в собственном психологическом потенциале и потенциале партнера, в коммуникативной ситуации и задаче. Внутренние ресурсы - это те компоненты, которые можно выделить в коммуникативной компетентности как интегральном образовании: ценности человека значительно влияют на особенности его общения и являются стереотипными ориентациями коммуникативной практики; мотивы, побуждающие человека вступать в межличностные отношения, общаться; установки, с помощью которых общество регулирует отношения между людьми: избирательность восприятия, эмоциональную реакцию, модель поведения в ситуации общения; знания, умения, навыки общения, которые соотносятся с опытом, встраиваются в него; личностные черты индивида, познавательные процессы и эмоциональная сфера. Выражение «эффективное взаимодействие» означает достижения целей в об-
щении, нахождение консенсуса, познания, построение гармоничных отношений.
А.Г. Асмолов выделяет главными показателями коммуникативных универсальных учебных действий умение договариваться, находить общее решение задач, умение высказывать и аргументировать свои предложения, осуществлять взаимный контроль и помощь в ходе выполнения поставленной задачи [1, с. 36].
По мнению исследователей, коммуникативные умения младших школьников - это интегральное качество личности, в состав которой входит немало компонентов. На практике она оказывается в ряде важных факторов: в способности ученика формировать собственную мотивационно-ценностную основу общения, в возможности школьника овладевать языковыми знаниями, умениями и навыками и активно их применять в обучении и повседневной жизни, в способности и мастерстве устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, используя для этой цели различные способы взаимодействия, в умении младшего школьника эффективно работать в различных группах, а также выполнять различные социальные роли.
Если у младшего школьника коммуникативные универсальные учебные действия сформированы, то он будет уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем, будет способен выстраивать эффективное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, а также вступать в группу своих сверстников.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий является важнейшей педагогической задачей. В учебном процессе важно уделить особое внимание становлению коммуникативных универсальных учебных действий, так как именно в начальной школе ученик испытывает трудности коммуникации. Успешность учебной деятельности сильно влияет на развитие личности младшего школьника.