ПЕДАГОГИКА
йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-6-11 УДК 373.3
Машарова Татьяна Викторовна
доктор педагогических наук, профессор Московский городской педагогический университет
mtv203@mail.ru
Радачинская Эльвира Сергеевна
Костромской государственный университет radachinska@mail.ru
ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Сегодня в отечественной системе общего образования для достижения качественно новых результатов обучения наряду с традиционными учебными занятиями широко привлекается и внеурочная деятельность. В предлагаемой работе авторы рассматривают, как во внеурочное время обучающиеся учатся организовывать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, осваивают формы продуктивного учения, то есть накапливают свой опыт «умения учиться» - познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия, необходимые для продолжения обучения.
Новизна статьи заключается в том, что описываемый опыт сохраняет единство образовательных систем «урок» - «внеурочная деятельность». На примере оптимизационной модели авторы показывают развитие познавательной активности младших школьников. Наиболее подробно рассматривается обще интеллектуальное направление внеурочной деятельности, в котором это качество личности формируется достаточно полно и системно.
Ключевые слова: познавательная активность, интеграция, внеурочная деятельность, младший школьник, ин-тегративный подход.
Проблема формирования и развития познавательной активности школьников в истории отечественной педагогической мысли и в практике обучения выстраивалась постепенно под влиянием различных требований жизни [11, с. 130-131]. Поэтому в психолого-педагогической литературе можно встретить несколько определений «познавательной активности», каждое из которых отражает тот или иной аспект исследуемой проблемы. Обобщая имеющиеся на сегодняшний день представления, можно выделить два основных подхода к определению понятия «познавательная активность».
Так, например, И.Д. Бутузов, Т.Б. Генинг, И.Ф. Харламов рассматривают познавательную активность как характеристику осознанных действий ученика. По определению Л. К. Максимова, познавательная активность - это «внутренняя готовность учащегося к деятельному его участию в напряженной умственной и практической деятельности в процессе овладения знаниями, умениями и навыками и проявлению самостоятельности и творческого подхода к решению учебных и трудовых задач» [8, с. 19]. Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Су-хобская определяют познавательную активность как характеристику учебно-познавательной деятельности учащегося, отражающей степень ее результативности, темп, меру проявления в процессе учения интеллектуальных, мотивационных и эмоционально-волевых качеств личности [7, с. 27]. По мнению А.Г. Волостниковой, познавательная активность - это «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению,
умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями» [2, с. 14].
Другое направление в понимании сущности познавательной активности связано с представлением данного явления в аспекте личностных черт обучающихся. К такому выражению познавательной активности школьников склоняются М.П. Оси-пова, И. А. Редковец, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина. Наиболее обобщенно, это понимание отражено в определении познавательной активности, данном Г.И. Щукиной: «Познавательная активность - личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе. Она характеризуется: поисковой направленностью в учении; познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников, как в учении, так и во внеучебной деятельности; эмоциональным подъемом, благополучием протекания деятельности» [12, с. 40].
На формирование и развитие познавательной активности школьников большое влияние оказывает их мотивация к учебной деятельности. Так, например, С.Н. Маслиева пишет, что «управлять действиями человека можно только через управление мотивами» [9, с. 35]. Для появления мотивации к обучению у школьников прежде всего необходимо сформировать познавательный интерес. Р.Р. Ахмедбекова, анализируя снижение интереса младших школьников к процессу обучения, указывает, что «причина кроется в подаче и содержании материала на первых ступенях обучения». По ее
6
Вестник КГУ 2019
© Машарова Т.В., Радачинская Э.С., 2019
мнению, дети на начальной ступени школьного обучения готовы к более серьезной интеллектуальной нагрузке, чем им предлагают учителя. Отсутствие нового интересного материала на уроках ведет к снижению их познавательного интереса к учению [1, с. 43].
Следовательно, для формирования и развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте учителям следует подбирать интересный, яркий материал, который будет вызывать эмоциональный отклик у обучающихся, а также способствовать более раннему развитию личности ребенка.
Решению этой проблемы может служить интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе. Сам термин «интеграция» (от латинского 1гй^гайо - восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей.
Проведенный анализ современных исследований и собственных экспериментов позволил нам выделить некоторые особенности процесса развития познавательной активности обучающихся начальной школы. Оказалось, что познавательная активность:
- зависит от индивидуальных особенностей всех участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей);
- является вполне управляемым педагогическим процессом;
- направлена на достижение качественно нового уровня интеллектуального развития младших школьников;
- связана с освоением новых видов деятельности обучающихся;
- наиболее результативно формируется и развивается в единстве урочной и внеурочной деятельности;
- может быть дифференцирована по нескольким уровням;
- зависит от качественной организации процесса обучения;
- требует разработки новых дидактических средств обучения.
Для развития познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности авторами предложены различные способы вовлечения обучающихся в разнообразные формы и виды самостоятельной познавательной работы; для учителей составлен своеобразный методический конструктор разработки собственных программ внеурочной деятельности (см. табл. 1).
При этом необходимо отметить, что интегра-тивный подход к процессу обучения берет свое начало с давней проблемы межпредметных связей. Например, И. Д. Зверев утверждает, что «осуществление межпредметной интеграции свидетельствует о дифференциации наук, развитии социальных и педагогических течений в единстве» [4, с. 9]. «Интеграция, - как утверждают С.Б. Игнатов
и В. А. Игнатова, - есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияний научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [5, с. 14]. С практической стороны интеграция предполагает не только усиление межпредметных связей, но и снижение перегрузок обучающихся, расширение объема получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения.
Таким образом, вводя интеграционный подход в практику обучения начальной школы, можно предположить, что благодаря этому процессу будет наблюдаться ускоренное развитие познавательной активности младших школьников.
Важным аспектом реализации интеграционных процессов урочной и внеурочной деятельности является выбор способов и средств, среди которых ученые выделяют [7, с. 40]:
- межпредметные связи, например, в виде отдельной задачи на каком-либо этапе урока;
- интегрированный урок;
- различные формы внеурочной деятельности.
Следует отметить, что большинство исследований раскрывает возможности преимущественно урочной деятельности в формировании познавательной активности школьников. Например, в образовательном процессе наиболее часто учителя описывают бинарные уроки, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, собеседования, семинары, кружковые занятия, игры, зачетные занятия, дискуссии, лекции [9]. Однако познавательная активность формируется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Сегодня она является неотъемлемой частью образовательного процесса детей младшего школьного возраста [3, с. 51].
Следовательно, для развития познавательной активности младших школьников в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности, педагогу необходимо сформировать устойчивые познавательные потребности обучающихся. Чтобы внеурочная деятельность действительно способствовала развитию познавательной активности, в ее основе должна лежать ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую работу. Только добытые собственным трудом знания и умения обучающихся прочны, только они приносят удовлетворение и уверенность в собственных силах, пробуждают стремление к продолжению процесса познания [7, с. 18].
В нашем случае наиболее удобной моделью внеурочной деятельности является оптимизационная модель. Не рассматривая подробно ее характеристики, отметим преимущества данной модели
перед другими. Во-первых, занятия, как правило, ведет тот же учитель, что и на уроках. Это очень важно для сохранения принципа преемственности. Во-вторых, обучающиеся могут заниматься в знакомой обстановке, например, в классе, школьной площадке, библиотеке, компьютерном классе.
Поскольку наиболее результативно познавательная активность школьников формируется в обще интеллектуальном направлении, покажем фрагменты интеграции таких занятий. Например, тему «Дружба» можно начать рассматривать на уроках литературного чтения, где педагог рассказывает об основных понятиях, которые включает в себя слово «дружба». Здесь привлекаются литературные примеры: стихи С. Маршака «Друзья-товарищи», А. Барто «Двояшники», Б. Заходера «Мы друзья». Во время внеклассного мероприятия продолжается изучение темы «Дружба». При этом важно более глубоко осмыслить это понятие, поговорить с детьми об их отношении к дружбе, порассуждать, что для них значит «дружба», «друзья», «дружеские отношения». Уместно предложить сравнить себя и литературных персонажей, определить стиль дружеских отношений в своем классе.
Для развития творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности можно задействовать творческую, проектную и исследовательскую практики. Допустим, на уроке технологии, русского и английского языка, окружающего мира педагог может предложить интересную и посильную тему для проектной или исследовательской деятельности. Например, проект «Самая чистая улица». Во время урока обучающиеся знакомятся с основными понятиями, техниками, новыми видами деятельности, а во время внеурочной деятельности выполняют предложенный проект, обсуждают результаты своей деятельности, делают обоснованные выводы.
Приведем еще один фрагмент творческого проекта - «Подарок для мамы». На уроке технологии обучающиеся осваивают технологию создания цветов из бумаги и атласных лент, а во время внеурочной деятельности делают коллективное панно «Подарок маме» на основе технологии, предложенной на уроке. Затем проводят выставку своих работ для родителей.
Для реализации взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности сегодня широко привлекается и учебное сотрудничество. Во время урока учебное сотрудничество позволяет организовать взаимодействие, общение учеников и учителя. Учитель организует работу в парах, в группах с дополнительными источниками информации. Однако на уроке ученики ограничены предложенной темой и отведенным временем, а во время внеурочной деятельности обучающиеся эмоционально открыты и более свободны в своих действиях. Они могут чаще пользоваться помощью педагога и сверстни-
ков. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора образовательного процесса, который действует на детей опосредованно, а не прямыми указаниями.
Итак, познавательная деятельность обучающихся, заложенная в урочной и во внеурочной деятельности, строится с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей мыслительной деятельности младших школьников. Она служит для углубления и получения новых знаний, способствует становлению элементов научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, стимулирует развитие познавательной активности и развивает творческий потенциал учащихся, поскольку может быть максимально приближена к интересам и возможностям ученика [10].
Следовательно, интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует развитию не только познавательной активности, но и формированию коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Известно, что в детских коллективах на развитие познавательной активности влияет не столько возраст, сколько индивидуальность обучающегося, объясняемая его темпераментом, практическим опытом учебной деятельности и влиянием семейных условий. У детей одного и того же возраста познавательная активность может иметь совершенно разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленный особыми путями индивидуального развития. В этой связи мы выделяем три уровня развития познавательной активности школьника.
Элементарным уровнем познавательной активности мы считаем открытый, непосредственный интерес обучающегося к новым фактам, к занимательным явлениям, которые содержатся в информации, получаемой учениками на занятии в урочное и внеурочное время.
Базовым уровнем развития познавательной активности может быть непосредственный интерес обучающихся к познанию новых свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую внешне их внутреннюю суть. Этот уровень требует от ученика поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, обретенными способами универсальных учебных действий. На этом уровне познавательная активность часто бывает связана с решением задач практического характера, в которых обучающегося интересует не столько принцип действия какого-либо устройства, сколько способ, при помощи которого это действие совершается. На этом уровне познавательный интерес уже не лежит на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает глубоко в познание, чтобы обнаружить закономерности.
Высокий уровень познавательной активности, на наш взгляд, составляет направленный (сфокусированный) интерес ребенка к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, проявляющихся в измененных условиях. Этот уровень связан с элементами исследовательской и творческой деятельности, с обретением новых и совершенствованием прежних способов учения.
Все эти уровни и другие элементы, способствующие развитию познавательной активности обучающихся, отражены в прилагаемом ниже конструкторе программ внеурочной деятельности (табл. 1).
В реальном же процессе путь познавательной активности в ходе ее развития описывается сложными взаимопереходами, в которых один уровень проникает в другой, третий вырастает из второго. Однако при всем этом, в каждый данный момент времени педагог может и должен видеть, на каком уровне развития познавательной активности находится ребенок: на уровне элементарной деятельности или на высоком уровне поиска творческого решения.
Для более объективной оценки развития познавательной активности обучающихся нами проведен специальный мониторинг, который был направлен на определение достигнутого уровня познавательной активности учащихся 2-х классов.
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и уровне познавательной активности у младших школьников.
Задачи мониторинга:
1) отработка способов сбора информации об уровне познавательной активности младших школьников;
2) выявление и анализ факторов, способствующих развитию и торможению познавательной активности;
3) создание банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня развития познавательной активности;
4) соблюдение преемственности и единообразия в процедурах оценки уровня развития познавательной активности детей на уроках и внеурочной деятельности:
5) разработка и апробация системы критериев и показателей уровня развития познавательной активности у обучающихся начального общего образования.
Срок реализации программы мониторинга 3 года (ступень начального общего образования, начиная со второго класса). Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня развития познавательной активности младшего школьника. Данные, полученные в ходе мониторинга, могут применяться для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса. Сама система критериев и показателей уровня развития познавательной активности младшего школьника строится с учетом:
- соответствия возрастно-психологическим нормативам развития обучающегося;
Таблица 1
Пример методического конструктора программы внеурочной деятельности
Например, общеинтеллектуальное направление
Уровни познавательной активности Формирование элементарного уровня познавательной активности Становление базового уровня познавательной активности Развитие высокого уровня познавательной активности
Формы внеурочной деятельности Занятия внеурочной деятельностью на уровне класса
Участие в школьных конкурсах, выставках, смотрах, проектах
Участие в конкурсах, выставках, проектах, студиях на уровне социума, муниципалитета, региона
Цель Повышение уровня познавательной активности обучающихся
Задачи Разработка программы внеурочной деятельности Увеличение количества детей, занимающихся внеурочной деятельностью Афиширование процесса и результата деятельности
Организационная модель Оптимизационная модель
Образовательные результаты Проект «Подарок маме» Проект «Дружба» Проект «Планета Земля»
Презентация внеурочной деятельности Тематический классный час Конференция младших школьников Акция «Самая чистая улица»
Таблица 2
Основные результаты мониторинга о состоянии и уровне познавательной активности
у младших школьников
Уровни, классы Элементарный Базовый Высокий
Эксперимент До После До После До После
2 класс 64,3% 16,7% 25,7% 62,8% 10% 20,5%
- соответствия заранее заданным требованиям;
- сформированности навыков учебной деятельности у учащихся, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью.
Методы, применяемые при проведении мониторинга, это: наблюдение, тестирование, анкетирование. При этом привлекались такие методики, как: тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалева, «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера. Основные результаты мониторинга приведены в таблице 2.
Из данных таблицы видно, что самый высокий рост составил базовый уровень. Вероятно, это связано с тем, что оценка уровня развития познавательной активности школьников совпадала с нормативно-возрастным развитием личностной и познавательной сфер обучающихся. В результате проведенного мониторинга были решены следующие задачи:
1) определен уровень развития познавательной активности каждого ученика 2-го класса экспериментальных образовательных организаций;
2) определены проблемные зоны в решении задач интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся и намечены возможные пути их устранения;
3) разработана стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в развитии познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности;
4) определена успешность работы педагогов по развитию познавательной активности обучающихся.
Оценка результатов носила уровневый характер. Для определения уровня познавательной активности педагоги соотносили индикаторы каждого показателя с баллом соответствующего уровня: «1» - элементарный; «2» - базовый; «3» - высокий. Затем высчитывался процент обучающихся, соответствующий этому уровню до и после эксперимента.
Таким образом, в ходе интеграции урочной и внеурочной деятельности у обучающихся вырабатывается устойчивый интерес к получению новых знаний, появляется стремление раскрыть свои умения на уроке, формируются практические навыки. В этих видах деятельности происходит так же формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, становление логического мышления и речи, наблюдательности, и, в конечном счете - развитие познавательной активности обучающихся начальной школы.
Следовательно, интеграция урочной и внеурочной деятельности является эффективным средством решения проблемы развития познавательной активности младшего школьника.
Библиографический список
1. Ахмедбекова Р. Р. Интеграция предметов -одно из условий формирования познавательной активности школьников // Начальная школа. - 2015. -№ 8. - С. 14-16.
2. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М., 2012. - 75 с.
3. Данилюк А.Я. Исторические этапы развития интегративных процессов [Электронный ресурс] // Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы): материалы Межвузовской науч.-практ. конф. - Режим доступа: http:// rspu.edu.ru/science/cjnferences/01_03_22/daniiuk. html (дата обращения: 15.05.2019).
4. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов // Гуманитарные науки и образование. - 2016. -№ 4 (8). - С. 13-17.
5. Игнатов С.Б., Игнатова В.А. Интегративный подход в моделировании современного образования // Социально-экологические технологии. -
2016. - № 3. - С. 20-23.
6. Интеграция современного научного знания: Методологический аспект / под ред. Н.Т. Костюкова. - Киев: Высшая школа, 1984. - 33 с.
7. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. - СПб, 2011. - 55 с.
8. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград, 2005. - С. 53-60.
9. Маслиева С.Н. Интеграция и инклюзия: па-радигмальная характеристика // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. -№ 2 (24). - С. 159-165.
10. Машарова Т.В., Малова Т.В., Пивоваров А.А. Метапредметность: возможности ее реализации в образовательной деятельности. - М.: КНОРУС,
2017. - 182 с.
11. Степанова Л.А. Взгляды отечественных ученых-педагогов ХХ века на проблему развития общеметодических основ обучения и их реализации в школьной практике. - М.: Перспектива,
2018. - 156 с.
12. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2009. - 240 с.
References
1. Ahmedbekova R.R. Integraciya predmetov -odno iz uslovij formirovaniya poznavatel'noj aktivnosti shkol'nikov // Nachal'naya shkola. - 2015. -№ 8. - S. 14-16.
2. Volostnikova A.G. Poznavatel'nye interesy i ih rol' v formirovanii lichnosti. - M., 2012. - 75 s.
3. Danilyuk A.YA. Istoricheskie etapy razvitiya integrativnyh processov [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy stanovleniya professional'no-pedagogicheskoj kul'tury (prepodavatelya vuza,
коИе^Иа, Исеуа, 8Ько1у): ша1ег1а1у Ме7Ьуи70У8ко] иаисИ.-ргак1. копГ. - Яе7Ыш dostupa: http://rspu.edu. ги/5аепсе/дпТегепсе5/01_03_22/daniiuk.htш1 (data obrashcheniya: 15.05.2019).
4. 2уегеу 1.Б. Vzaiшnaya svyaz' uchebnyh predшetov // Guшanitarnye паиЫ i obrazovanie. -2016. - № 4 (8). - 8. 13-17.
5. Ignatov 8.В., Ignatova УЛ. Integrativnyj podhod V шode1irovanii sovreшennogo obrazovaniya // Socia1'no-eko1ogicheskie tekhno1ogii. - 2016. -№ 3. - 8. 20-23.
6. Integraciya sovremennogo nauchnogo znaniya: Metodo1ogicheskij aspekt / pod red. N.1. Kostyukova. -Kiev: Vysshaya shko1a, 1984. - 33 s.
7. Ku1yutkin YU.N., 8uhobskaya G.8. Motivaciya poznavate1'noj deyate1'nosti. - 8РЬ, 2011. - 55 s.
8. Maksiшov Ь.К. О nekotoryh voprosah iss1edovaniya motivacii ucheniya ш1adshego
shko1'nika // Motivaciya ucheniya. - Vo1gograd, 2005. - 8. 53-60.
9. Mas1ieva 8.К Integraciya i ink1yuziya: paradigшa1'naya harakteristika // Istoricheskaya i socia1'no-obrazovate1'naya шys1'. - 2014. - № 2 (24). -8. 159-165.
10. Masharova XV, Ma1ova XV., Pivovarov Л.Л. Metapredшetnost': vozшozhnosti ее геаШасп v obrazovate1'noj deyate1'nosti. - M.: KNORU8, 2017. -182 s.
11. 8tepanova Ь.Л. Vzg1yady otechestvennyh uchenyh-pedagogov HKH veka na prob1emu razvitiya obshcheшetodicheskih osnov obucheniya i ih rea1izacii v shko1'noj praktike. - M.: Perspektiva, 2018. - 156 s.
12. 8HCHukina G.I. Лktivizaciya poznavate1'noj deyate1'nosti v uchebnom processe. - M.: Prosveshchenie, 2009. - 240 s.