Научная статья на тему 'Организация образовательной деятельности обучающихся пятого класса с нарушением слуха в условиях апробации ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья'

Организация образовательной деятельности обучающихся пятого класса с нарушением слуха в условиях апробации ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА / СПЕЦИАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT / LEARNERS WITH RESTRICTED HEALTH ABILITIES / PRIMARY GENERAL EDUCATION / ADAPTED PROGRAM / SPECIAL CORRECTIVE EDUCATION / BOARDING SCHOOL / EXTRACURRICULAR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Ольга Демидовна, Горина Екатерина Николаевна

Статья посвящена проблеме образования детей с нарушениями слуха. Целью исследования является анализ работы ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Энгельса» по апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ). Авторы описывают особенности и содержание урочной и внеурочной деятельности в 5-м классе ступени начального общего образования в соответствии со вторым вариантом адаптированной основной общеобразовательной программы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2 АООП). Обобщается новый практический опыт образовательной деятельности пятого года обучения в условиях специального (коррекционного) учреждения, имеющий научно-методическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Ольга Демидовна, Горина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizing Educational Activity of 5th-Grade Pupils with Hearing Impairment under the Conditions of Introducing the Federal State Educational Standard of Primary General Education for Pupils with Disabilities

The article discusses the problem of education of children with hearing impairment. The paper aims to analyze the work of adaptive boarding school № 1 of the town of Engels to introduce the Federal State Educational Standard of Primary General Education for Pupils with Disabilities. The authors describe specificity and content of classroom and extracurricular activity in the fifth grade of primary general education according to the second variant of the adapted basic general education program for hard-of-hearing and late-deafened pupils (adapted basic educational program 2.2). The paper summarizes innovative practical experience of organizing educational activity of 5th-grade pupils in a special (correctional) boarding school. The research findings are of scientific and methodological value.

Текст научной работы на тему «Организация образовательной деятельности обучающихся пятого класса с нарушением слуха в условиях апробации ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Z0 гроглото

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

RU

Организация образовательной деятельности обучающихся пятого класса с нарушением слуха в условиях апробации ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Тимофеева О. Д.1; Горина Е. Н.2, к. соц. н.

1 2 Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Аннотация. Статья посвящена проблеме образования детей с нарушениями слуха. Целью исследования является анализ работы ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Энгельса» по апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ). Авторы описывают особенности и содержание урочной и внеурочной деятельности в 5-м классе ступени начального общего образования в соответствии со вторым вариантом адаптированной основной общеобразовательной программы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2 АООП). Обобщается новый практический опыт образовательной деятельности пятого года обучения в условиях специального (коррекционного) учреждения, имеющий научно -методическую значимость.

Ключевые слова и фразы: дети с нарушением слуха; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); начальное общее образование; адаптированная программа; специальное коррекционное образование; школа-интернат; внеурочная деятельность.

EN

Organizing Educational Activity of 5th-Grade Pupils with Hearing Impairment under the Conditions of Introducing the Federal State Educational Standard of Primary General Education for Pupils with Disabilities

Timofeeva O. D.1; Gorina E. N.2, PhD

1 2 Saratov State University

Abstract. The article discusses the problem of education of children with hearing impairment. The paper aims to analyze the work of adaptive boarding school № 1 of the town of Engels to introduce the Federal State Educational Standard of Primary General Education for Pupils with Disabilities. The authors describe specificity and content of classroom and extracurricular activity in the fifth grade of primary general education according to the second variant of the adapted basic general education program for hard-of-hearing and late-deafened pupils (adapted basic educational program 2.2). The paper summarizes innovative practical experience of organizing educational activity of 5th-grade pupils in a special (correctional) boarding school. The research findings are of scientific and methodological value.

Key words and phrases: children with hearing impairment; learners with restricted health abilities; primary general education; adapted program; special corrective education; boarding school; extracurricular activity.

Введение

Проблема организации образовательной деятельности в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ, далее - Стандарт) [10] связана с недостаточностью методического

Е-mail: 1 [email protected], 2 [email protected]

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 31.01.2020; опубликовано онлайн (published online): 12.03.2020 УДК 376.3 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.1.13

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 1. С. 69-73 / 2020. Volume 5. Issue 1. P. 69-73

Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

обеспечения процесса обучения той или иной категории детей с нарушениями в развитии, чем и была обусловлена актуальность данного исследования. Опыт, проблемы и результаты внедрения ФГОС НОО ОВЗ описаны в информационных источниках фрагментарно [3; 8]. В периодической печати широко представлен региональный опыт реализации Стандарта по разным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [2; 4; 9]. В отношении организации образования слабослышащих обучающихся существуют обобщённые методические рекомендации [5], а также раскрываются некоторые аспекты преимущественно первого-четвёртого года обучения [6]. Пятые классы ступени начального общего образования в школах АОП переходят на обучение по Стандарту только в следующем 2020-2021 учебном году, поэтому школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам (школа-интернат АОП) № 1 г. Энгельса стала площадкой по апробации Стандарта [1].

Цель данного исследования - раскрыть особенности организации образовательной деятельности пятого года обучения в соответствии со вторым вариантом адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2 АООП НОО) [3]. Основное внимание в работе авторы акцентируют на изменении характера образовательной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта, приводят примеры и решают следующие задачи:

- проанализировать содержание варианта 2.2 АООП НОО и его особенности;

- представить основные компоненты учебного плана, составленного педагогическим коллективом школы-интерната АОП № 1 г. Энгельса на основе варианта 2.2 АООП НОО;

- раскрыть особенности практической реализации образовательной деятельности детей с ОВЗ в рамках варианта 2.2 АООП НОО.

Научная новизна представленной работы состоит в реализованной на практике модели пятого года обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения на основе варианта 2.2 АООП НОО.

Основная часть

Вариант 2.2 АООП НОО предназначен для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, но и не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению начального общего образования. Данный вариант адаптированной программы предполагает пролонгированные сроки образования указанной категории детей, необходимые условия, учитывающие их общие и особые образовательные потребности, связанные с овладением словесной речью и жизненными компетенциями [7]. Вместе с тем результаты образования слабослышащих и нормотипичных детей по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения должны быть сопоставимы.

На основе п. 2.2 Стандарта о том, что АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии и с учетом примерной АООП, педагогическим коллективом школы-интерната № 1 г. Энгельса был разработан вариант 2.2 АООП НОО, а именно:

- в целевом разделе представлены пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися АООП и система оценки достижения планируемых результатов освоения;

- содержательный раздел несколько структурно перестроен, но включает все необходимые компоненты образовательного процесса: программу универсальных учебных действий (УУД), рабочие программы учебных предметов и занятий внеурочной деятельности, программу воспитания и социализации обучающихся;

- организационный раздел состоит из программы коррекционной работы, учебного плана, плана внеурочной деятельности, календарного учебного графика, системы условий реализации АООП, оценочных материалов и методических материалов.

Согласно учебному плану были разработаны рабочие программы по всем предметам, внеурочной деятельности, коррекционной работе с учетом образовательных потребностей слабослышащих обучающихся, их психофизических особенностей и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Каждая рабочая программа по учебному предмету состоит из пояснительной записки; общей характеристики курса, описания места предмета в учебном плане; форм и методов обучения; ценностных ориентиров содержания предмета, курса; личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета; содержания курса; планируемых результатов обучения; учебно-методического сопровождения; тематического планирования; календарно-тематического планирования.

Для учебных занятий разрабатываются технологические карты, которые структурно отличаются от ранее принятых форм. Кроме того, современный урок отличается от традиционного урока в коррекционной школе по своим структурным компонентам и состоит из следующих этапов: организационного момента (проверка слуха и фонетическая зарядка); актуализации знаний; постановки учебной задачи; поиска и выхода из затруднения; первичного закрепления знаний; самостоятельной работы с проверкой по эталону; домашнего задания и рефлексии; некоторые из них - постановка учебной задачи, построение выхода из затруднения, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, рефлексия - введены впервые именно согласно требованиям Стандарта. Ранее в обучении слабослышащих детей они не выделялись.

Уроки построены на базе системно-деятельностного подхода и направлены на формирование универсальных учебных действий и на развитие личности ребёнка в целом. При формулировке целей и задач каждого

занятия обучающиеся ориентируются на достижение навыков самостоятельного получения информации, умение проводить анализ, синтез, сравнение, устанавливать аналогию. На уроке особое внимание уделяется формированию навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемной ситуации. С этой целью подбираются задания для эффективной работы в паре и в группе. Например, на уроках математики детям раздаются карточки, на которых с одной стороны написаны примеры, которые необходимо решить, а с обратной стороны - буквы, каждой букве соответствует цифра. После решения примеров учащиеся составляют слово. Такие задания обычно применяются на этапе формулировки темы урока или перед постановкой учебной задачи. На уроках по развитию речи детям предлагается собрать пословицу или поговорку из разных частей, которые разложены не по порядку. Перед таким видом работы повторяются правила «Работа в паре», которые обучающиеся знают наизусть.

Также в урочный процесс включаются задания на активизацию познавательной деятельности, формирование умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленной задачи. Кроме того, используются задания и упражнения творческого характера, практикуются нетрадиционные виды урока - путешествие, исследование, игра, соревнование, т.к. основная задача учителя на современном этапе развития образования - не передать знания в готовом виде, а сформировать интерес и мотивацию к самостоятельному познанию, направить обучающихся на поиск и приобретение новых знаний в процессе познавательной активности, в работе над заданием. В этом смысле во время урока деятельность ученика преобладает над деятельностью учителя, в чём и заключается ещё одна отличительная черта «новых» уроков.

Особую роль играет настрой обучающихся на урок и самооценка их деятельности. Поэтому значительное внимание уделяется рефлексии, с помощью которой дети учатся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. В работе используются такие приёмы рефлексии: «лесенка успеха», «анкета», «лист самооценки», «волшебное дерево» и т.д. Немаловажное значение имеет окончание урока - с каким настроением ребёнок остаётся. Возможно, что не всё получилось и удалось на данном этапе, но в большей степени важна мотивация и «желание вернуться».

В обязательную часть учебного плана АООП (вариант 2.2) с начала этого учебного года в 5 классе впервые вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Цель - формировать у слабослышащих младших школьников мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В школе-интернате АОП № 1 г. Энгельса был выбран модуль «Основы православной культуры». В задачи уроков входит: ознакомление учащихся с основами православной культуры; развитие представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре, морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ. Для того чтобы урок ОРКСЭ был интересным и познавательным, необходимо так построить его структуру, чтобы он отличался от традиционного. Поэтому занятия проходят в форме беседы, инсценировок, часто используются мультфильмы или фильмы с дидактической или воспитательной целью, презентации, прочтение книг. Для домашней работы подбираются такие задания, которые необходимо выполнить совместно с родителями с целью нахождения согласованного решения и привлечения дополнительных источников. Наблюдения показывают, что обучающимся нравится этот курс, и они с нетерпением ждут следующего занятия, на уроках работают с желанием.

Неотъемлемой частью образовательной деятельности, наряду с урочной, является внеурочная деятельность. Во внеурочную деятельность входят занятия коррекционно-развивающей области - формирование речевого слуха (ФРС) и произносительной стороны устной речи (ПСУР) (индивидуальные занятия), музыкально-ритмические занятия и другие направления внеурочной деятельности. Занятия коррекционно-развивающей области проводятся учителем-дефектологом и учителем ритмики. Учителем-дефектологом составляется программа по ФРС и ПСУР. Целью являются оказание комплексной психолого-педагогической помощи слабослышащим и поздно-оглохшим обучающимся в освоении АООП, коррекция недостатков в общем и слухоречевом развитии, в их социальной адаптации. Перед учителем-дефектологом ставятся следующие задачи: сформировать навыки восприятия речи на слух, соблюдать в речи правила орфоэпии, словесное и логическое ударение, правильную интонацию, темп слитности речи, говорить членораздельной речью. Занятия по ФРС и ПСУР проходят по расписанию, составленному учителем-дефектологом, на каждого обучающегося по 3 часа в неделю.

Другие направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление, в рамках которого разработана программа «Азбука здоровья»; духовно-нравственное - «Школа вежливых наук»; социальное -«Мир на ладошке»; общекультурное - «Умелые ручки» - реализуются классным руководителем, воспитателем, психологом. Каждая программа по внеурочной деятельности состоит из пояснительной записки, общей характеристики курса, описания места в учебном плане, ценностных ориентиров, планируемых результатов освоения курса, содержания курса, материально-технического обеспечения, календарно-тематического планирования.

Во время занятий по программе «Азбука здоровья» обучающиеся получают необходимые знания о своём здоровье и выработке форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, приобретают навыки общения и социальной адаптации, опыт взаимодействия с окружающим миром.

На уроках по духовно-нравственному направлению в рамках «Школы вежливых наук» обучающиеся знакомятся с нормами и правилами поведения в школе, общественных местах, приобретают умения культурного поведения, учатся быть добрыми, отзывчивыми, уважительными к старшим и сверстникам.

Программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» способствует пониманию и принятию национальных ценностей и духовных традиций, осознанию ценности человеческой жизни, необходимости взаимопомощи, воспитанию уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека. В процесс обучения включены практические задания, экскурсии, проекты, совместная работа с родителями. Учащиеся знакомятся с историческими событиями, готовят совместно с родителями и учителем проекты, изучают различные традиции народов мира и России.

На занятиях кружка «Умелые ручки» дети работают с различными природными материалами, видами ткани, бумаги, изготавливают поделки к праздникам для родителей, пожилых людей и своих друзей, а также коллективные композиции, которые принимают участие в творческих конкурсах.

Занятия по внеурочной деятельности проходят ежедневно, но каждый день по разным направлениям (по одному направлению один раз в неделю), в свободной форме (чтение стихов, сказок, рассказов; постановка драматических сценок; прослушивание песен и стихов; организация подвижных игр; проведение опытов; экскурсии; викторины). По времени каждое занятие по внеурочной деятельности в пятом классе длится 40 минут.

Кроме того, помимо обязательной внеурочной деятельности, которая входит в учебный план, реализуется и вариативная. Это обусловлено необходимостью формирования компонентов «жизненной компетенции», которые должны преобладать в образовании детей с ограниченными возможностями. В эту часть внеурочной работы включены занятия по ПДД (правила дорожного движения), проектная деятельность, воспитательские часы, экскурсии, библиотечные часы, внеклассное чтение, РСВ (развитие слухового восприятия), классные часы. Реализация дополнительной программы по внеурочной деятельности направлена на создание условий для формирования потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики, как любознательность, целеустремлённость, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими людьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развивается чувство эмпатии. Программа актуальна и тем, что обучающиеся получают ценный опыт общественно полезных дел.

В рамках данного направления с целью раскрытия творческого потенциала личности ребёнка реализуется проектная деятельность, которая также является одним из требований Стандарта. В рамках проекта «Книга -наш верный друг» учащиеся принимали участие в региональном семинаре на базе ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 3 г. Энгельса». Ещё один проект всей начальной школы «Школа - наш дом родной» был посвящён юбилею школы. Во время работы над проектом обучающиеся писали сочинения о школе, рисовали рисунки, делали поделки, изучали стихотворения и песни о школе, итогом стало открытое мероприятие.

На данный момент весьма значимым для обучающихся является участие в школьном проекте, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, - «Мы помним, гордимся!». В рамках данного мероприятия были проведены конкурсы поделок и стихотворений, в которых учащиеся 5А класса получили призовые места, также планируется совместное открытое мероприятие с общеобразовательной школой г. Энгельса «Школа нового века», что способствует реализации принципа интеграции и инклюзии в образовании.

Для сплочения детского коллектива и коллектива взрослых (родителей) проводятся совместные классные часы и различные мероприятия («Мама, мама, мамочка моя» - посвященный Дню матери, «Папа, мама, я -спортивная семья», посещение театра оперетты г. Энгельса). Также к другим направлениям внеурочной деятельности относится коррекционная работа, которая проводится педагогом-психологом и классным руководителем. Пятый класс является переходным этапом на следующую ступень образования (среднее общее образование), и задача педагогов - создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче перейти на новый этап школьного обучения; повысить мотивацию к учебной деятельности; поддержать и развить интерес к знаниям. Необходимо именно сейчас быть внимательными к тому, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, чтобы помочь преодолеть их в течение пятого класса и быть готовыми психологически и морально к новому школьному образу жизни. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

Заключение

Подробно раскрыв особенности организации образовательной деятельности в 5-м классе ступени начального общего образования слабослышащих обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, можем сформулировать общие выводы и выделить ряд отличительных черт и изменений для построения модели к реализации на практике.

В основе образовательного процесса по ФГОС НОО ОВЗ лежит системно-деятельностный подход в обучении, в котором главной целью является развитие личности учащегося. В связи с этим по окончании начальной ступени образования пятиклассник в первую очередь должен «уметь учиться», владеть коммуникативными навыками (уметь: взаимодействовать, слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение), быть способным к организации собственной деятельности, быть любознательным, доброжелательным, соблюдать правила здорового и безопасного образа жизни. Обязательной частью Стандарта и АООП является формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных; меняются и требования к результатам освоения программы начального общего образования. Акцент в образовании

слабослышащих детей сделан на личностных и метапредметных результатах. Одной из основных особенностей организации учебного процесса является перераспределение активной деятельности учителя и учащихся на уроке. Большое значение уделяется организации внеурочной деятельности, поскольку в процессе неё раскрываются индивидуальные способности и возможности ребёнка, формируются интересы, направленность личности и жизненные компетенции, которые являются первичными для всех детей с ОВЗ. Организация внеурочной деятельности направлена на достижение слабослышащими обучающимися планируемых метапред-метных и личностных определенных результатов в соответствии с вариантом 2.2 АООП НОО. В ходе данной работы осуществляются обеспечение благоприятной адаптации слабослышащего ребенка в социуме; формирование общей культуры обучающихся; воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, семье, Родине.

Все вышеуказанные изменения подчёркивают понимание следующего факта: то, чему дети без сенсорных и других нарушений могут научиться в естественных условиях в процессе онтогенеза, дети с отклонениями в развитии осваивают в специально организованной среде, с особым построением содержания образования и акцентом на формировании, прежде всего, «жизненных компетенций». В результате обозначенных изменений образовательный процесс, организованный в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ, способствует большей социальной адаптированности слабослышащих младших школьников.

Список источников

1. Анализ работы ГБОУ СО «Школы-интернат АОП № 3 г. Энгельса» по апробации ФГОС НОО для детей с ОВЗ за 2015-2016 учебный год [Электронный ресурс]. URL: http://intemat3.ucoz.ru/aprobaciya2015/itogi_aprobacii_v_1_klasse.pdf (дата обращения: 29.01.2020).

2. Батищева Л. А. Обобщение опыта работы специальной школы-интерната г. Грязи по обучению и воспитанию обучающихся с ОВЗ // Региональное образование: современные тенденции. 2018. № 3 (36). С. 81-85.

3. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. К вопросу о состоянии готовности регионов Российской Федерации к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 11. С. 74-78.

4. Дамбаева Б. Б. Научно-методическое сопровождение деятельности региональных пилотных площадок в Забайкальском крае // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сборник материалов V Всероссийской интернет-конференции с международным участием. М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. С. 12-19.

5. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ». URL: https://sudact.ru/law/pismo-minobmauki-rossii-ot-11032016-n-vk-45207/metodicheskie-rekomendatsii-po-voprosam-vnedreniia/ (дата обращения: 29.01.2020).

6. Пенин Г. Н., Красильникова О. А. Содержание и организация образования слабослышащих и позднооглохших в свете ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ: учебное пособие / Российский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. 255 c.

7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/12/primemaja-adaptirovannaja-osnovnaja-obshcheobrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-slaboslyshashchih-i-pozdnooglohshih-obuchajushchihsja.pdf (дата обращения: 29.01.2020).

8. Пузанова Ж. В., Тертышникова А. Г. Проблемы внедрения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: первые результаты мониторинга // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 35-38.

9. Савельева О. А., Бободжонова О. Н. Апробация федеральных государственных образовательных стандартов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Московской области // Известия АСОУ. Научный ежегодник. 2014. № 1 (2). С. 242-244.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598. URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 29.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.