РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «САМЫЙ
ЧИТАЮЩИЙ КЛАСС»)
1 2 Семухина О.Ф. , Подковко Е.Н.
Email: [email protected]
1Семухина Ольга Федоровна - ведущий библиотекарь,
отдел обслуживания, Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина; 2Подковко Екатерина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Необходимость анализа данного вопроса обусловлена изменением целевых ориентиров в образовании и подхода к проектированию и реализации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего образования. Особое внимание в статье уделено раскрытию особенностей внеурочной деятельности, направленной на повышение мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста, на примере проекта «Самый читающий класс».
Ключевые слова: познавательные способности, внеурочная деятельность, проектная деятельность, дети младшего школьного возраста, чтение, библиотека.
DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE IN EXTERNAL ACTIVITIES (ON THE EXAMPLE OF THE PROJECT "MOST READING CLASS") Semukhina O.F.1, Podkovko E.N.2
1Semukhina Olga Fedorovna - Leading Librarian, SER VICE DEPARTMENT, CENTRAL CITY LIBRARY NAMED AFTER A.S. PUSHKIN; 2Podkovko Ekaterina Nikolaevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, SURGUT TEACHER TRAINING UNIVERSITY, SURGUT
Abstract: the article discusses the development of cognitive abilities of children of primary school age in extracurricular activities. The need to analyze this issue is due to a change in the targets in education and the approach to designing and implementing extracurricular activities in accordance with the Federal State Educational Standard of primary general education. Particular attention is paid to the disclosure of the features of extracurricular activities aimed at increasing the motivation for reading in children of primary school age, using the project "The Most Reading Class" as an example.
Keywords: cognitive abilities, extracurricular activities, project activities, primary school children, reading, library.
УДК 374
DOI: 10.24411/2312-8089-2020-10102
Самая низкая ступенька - самая прочная: она основа устойчивости всей лестницы. Стоя на ней, можно ни о чем не тревожиться; будучи вделана накрепко, она служит
опорой всему остальному. Мишель Эйкем де Монтень
Определяющим фактором социального развития общества выступает образование, обеспечивающее его устойчивое поступательное развитие. Именно начальное образование представляет «фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования современного человека» [4].
В реализации идеи интеграции учебного и воспитательного процессов, внеурочной деятельности, разработке ее технологии особое место отводится познавательным способностям обучающихся.
Большой вклад в изучение познавательных способностей и особенностей их развития внесли такие ученые как Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.
Рассматривая познавательные способности человека как свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, а в дальнейшем находить способы применения полученной информации на практике, следует констатировать, что познание выступает сложным и многоуровневым процессом. Можно выделить «четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, мышление, воображение, внимание» [3].
Эффективность познания зависит от активной работы мысли и определяется совокупностью всех процессов познавательной деятельности. Рассматривая познавательные способности как свойства интеллекта, которые проявляются при решении определенных проблем или задач, также следует помнить, что это особенные свойства взаимодействия кратковременной и долговременной памяти, сознания при решении этих задач.
Каждый человек, в том числе и ребенок, обладает познавательными способностями, но, чтобы их развивать, необходимо постоянно тренировать мозг. Большое значение в развитии познавательных способностей имеет память, а также развитое гибкое мышление и стремление к его развитию.
Следовательно, необходимо регулярно выполнять действия, направленные на умственное развитие. Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности субъекта.
Одним из основных инструментов работы, направленной на развитие познавательных способностей, в начальной школе выступает внеурочная деятельность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте термин «внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся» рассматривается как «деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.» [7].
В документе «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» под внеурочной деятельностью следует понимать «образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной» [6].
Обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в частности, за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, следует рассматривать как цель внеурочной деятельности.
Планирование и организация внеурочной деятельности должны осуществляться с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающих, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона и др.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания» [2, с. 21].
Новый подход к рассмотрению образовательных результатов, а также включение внеурочной деятельности в учебный план 1 - 4 классов потребовали от образовательных организаций решения проблем внеурочной деятельности.
Во-первых, внеурочная деятельность как часть основного образования, ориентирована на помощь педагогу и обучающемуся в освоении нового вида учебной деятельности.
Во-вторых, внеурочная деятельность не только расширяет образовательное пространство, но и создает дополнительные условия для развития обучающихся.
В-третьих, в рамках внеурочной деятельности осуществляется сопровождение и поддержка обучающихся на этапах адаптации, а также различные социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Усиливает развивающий эффект образовательных программ, а также положительно влияет на формирование личности современного обучающегося проектная деятельность, которую можно рассматривать как «самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса» [5].
Проектная деятельность как форма учебно-познавательной активности обучающихся предполагает, во-первых, мотивированное достижение обучающимися сознательно поставленной цели по созданию проекта, во-вторых, проектная деятельность обеспечивает единство и преемственность различных сторон процесса обучения, в-третьих, является средством развития личности обучающихся.
В процессе проектной деятельности обучающиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности. Так, проектная деятельность обучающихся предполагает прохождение следующих существенно различимых фаз (по Н.В. Матяш): во-первых, генерирование проектных идей и идеальное преобразование объекта (субъективация), во-вторых, материализация идеальных построений в знаковом материале проекта (объективация).
Особенность содержания проектной деятельности детей младшего школьного возраста состоит в том, что проекты носят наглядный практический характер. Это способствует регуляции деятельности обучающихся, а также придает ей самостоятельный характер. Проектная деятельность, по мнению Н.В. Матяш, «межпредметна и полифункциональна. В целом участие в проектной деятельности формирует как эмпирическое, так и теоретическое обобщение в мыслительной деятельности детей, тем самым формирует более широкие познавательные возможности младшего школьника» [5].
В ходе работы над проектом у детей младшего школьного возраста проявляется высокая степень самостоятельности, а также личная ответственности за результаты, что «ведет к появлению произвольных высших психических функций, таких как произвольность внимания, произвольность памяти, произвольное целенаправленное восприятие» [5].
Одним из функциональных, базовых умений для образования и жизни в обществе является чтение. Чтение - самый доступный метод для ребенка, помогающий развивать познавательные способности, умения, интеллект, воображение и мышление. Чтение дает возможность ребенку самому анализировать полученную информацию, а также является базой для успешного обучения другим школьным предметам.
Библиотека выступает руководителем процесса чтения. Организация информационного пространства библиотеки ориентирована на развитие интереса к чтению как фактору социализации личности ребенка, а также способствует творческому, интеллектуальному, познавательному развитию детей младшего школьного возраста.
Одним из ярких примеров успешной проектной деятельности, направленной на развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, является проект «Самый читающий класс», стартовавший впервые в Сургуте в октябре 2018 года в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина, который был организован на базе Сургутского естественно-научного лицея.
Проект «Самый читающий класс» направлен на повышение мотивации к чтению, и как следствие, на развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста. Основой мотивации проекта служит соревновательный элемент, способствующий сплочению коллектива каждого класса.
Хорошо развитое понятийное чтение, скорость чтения, внимание, память выступают важнейшим условием успешного школьного обучения. В школе обучающемуся необходимо удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации, в целом, демонстрировать умение анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов и др. Такое преобразование познавательной сферы детей младшего школьного возраста целесообразно осуществлять через чтение.
По условиям проекта, в течение учебного года ученики пяти третьих классов Сургутского естественно-научного лицея боролись за звание «самого читающего класса». Кроме того, они сражались за ценные призы от Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина и партнеров проекта: фотостудии Екатерины Морозовой, кафе «Ботаника» и развлекательного центра «Академия волшебства. Город Профессий».
Проект «Самый читающий класс» был направлен развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста, а также на повышение их интереса к чтению. Программа проекта предполагала чтение лучших образцов детской литературы: сказок, книг о природе и животных, приключений и фантастики.
Программа проекта «Самый читающий класс» предполагала прохождение каждым классом семи модулей, посвященных детской литературе:
- модуль «По дорогам русских сказок» (народные русские сказки и сказки русских писателей);
- модуль «По страницам сказок мира» (сказки народов мира и сказки зарубежных писателей);
- модуль «Про усы, лапы и хвосты» (книги о животных как художественные, так и отраслевые);
- модуль «Смышленые дети» (книги о детях, школьниках и т.д.);
- модуль «Калейдоскоп природы» (книги о природе как художественные, так и отраслевые);
- модуль «Военная книга» (военно-патриотические книги);
- модуль «Искатели приключений» (приключенческая литература, детективы, фэнтези).
За 2018 - 2019 учебный год учащиеся лицея познакомились с творчеством отечественных и зарубежных писателей, с новинками и произведениями классики, а также приняли участие в литературных конкурсах и викторинах.
В начале каждого месяца в библиотеке лицея проходила яркая презентация нового модуля в формате интеллектуально-юмористической игры «Где логика?». Затем лицеисты посещали зал детской литературы Центральной городской библиотеки, знакомясь с новыми авторами и интереснейшими произведениями, тем самым накапливая баллы в копилку своего класса. Также книги по теме были представлены и в библиотеке лицея, куда ребята регулярно заглядывали на переменах.
В конце каждого месяца подводились итоги модуля. Срез проходил в формате известной игры «Умники и умницы», где участники сражались в интеллектуальной битве, проявляя полученные за месяц знания, и тем самым зарабатывали дополнительные баллы в копилку класса.
За весь период проекта лицеисты прочли более 680 книг. Они познакомились с интересными фактами из творчества таких авторов как Л. Кэрролл, А. Линдгрен, А. Толстой, М. Твен, Дж. Родари, Н. Носов и др.
Проект «Самый читающий класс» получил положительный отклик от учащихся лицея, их родителей и педагогов. Интерес проявили и другие параллели начальной ступени лицея, изъявив желание принять участие в проекте в следующем году.
Всего за 2018-2019 учебный год в проекте приняли участие 113 учеников пяти третьих классов.
Были отмечены 26 ребят, которые в личном зачете набрали от 12 до 46 баллов, а ведь каждый балл - это целая прочитанная книга. Эти ребята регулярно пересказывали прочитанные сюжеты, с каждым разом более грамотно, подробно пересказывая и упоминая даже самые незначительные детали повествования.
По результатам всех этапов конкурса из 113 учеников пяти классов чуть меньше половины за весь период конкурса так и не пришли в библиотеку. Возможно, эти ребята читали книги в библиотеке лицея, возможно, представляли свой класс в итоговом срезе «Умники и умницы», но, к сожалению, активными читателями так и не стали, и соответственно, своему классу баллы не принесли. Из диаграммы 1 видно, что около трети участников достигли высокого и максимально высокого уровня активности в проекте. Но также остался большой процент детей, который оказалось непросто замотивировать. Это и есть «зона роста» проекта на следующий учебный год.
Активность участников проекта "Самый читающий класс"
26
низкий уровень (0 баллов)
12
- средний уровень (1-5 54 баллов)
В высокий уровень (6-11
баллов) В максимальный уровень (1246)
20
Рис. 1. Диаграмма. Активность участников проекта
Классные руководители всех классов отметили изменения в процессе обучения своих учеников, многим стало легче пересказывать тексты, некоторые стали лучше писать сочинения, а у третьих явно выросла скорость чтения (Диаграмма 2).
Рис. 2. Диаграмма. Результаты проекта
В октябре 2019 года стартовал второй сезон проекта «Самый читающий класс». По итогам первого модуля второго сезона обучающиеся пяти третьих классов показали более высокий результат, по сравнению с первым сезоном: за один и тот же промежуток времени они прочитали книг на 30% больше, и в ходе итогового среза каждый класс набрал на 15% больше баллов.
Развитие детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, безусловно, имеет свою высокую эффективность и значимость. Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности обучающегося, что невозможно без развития познавательных способностей.
Как отметил Р. Бернс, «у каждого ребенка есть свои сильные стороны и положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки» [1, с. 260]. И одним из путей этой работы, бесспорно, является внеурочная деятельность.
Список литературы /References
1. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1980. 421 с.
2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2011. 23, [1] с.
3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 2011. 486 с.
4. Котова С.А. Педагогика начального образования. Спб.: Питер, 2017. 336 с.
5. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М.: Академия, 2014. 158 с.
6. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278827/ (дата обращения: 15.01.2020).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.