Научная статья на тему 'ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ'

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ИСТОРИЯ ИСКУССТВ / КОНКУРС / ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кунгурякова Анна Владимировна, Керимов Махмуд Магомедович

В настоящей статье изучается внеурочная деятельность как весьма действенное, на взгляд авторов, средство повышения учебной мотивации учащихся детской художественной школы. В целях наиболее полного раскрытия темы исследования в первую очередь поднимается проблема недостаточной учебной мотивации учащихся на уроках истории искусств в детской художественной школе. При этом внеурочная деятельность понимается авторами как организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, которая координируется участниками образовательного процесса, отличаясь от урочной системы обучения. В статье демонстрируется её роль в процессе повышения интереса учащихся к предметной области «История искусств» на примере конкурса «Ожившие картины».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кунгурякова Анна Владимировна, Керимов Махмуд Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRA-TIME ACTIVITIES AS A MEANS OF INCREASING EDUCATIONAL MOTIVATION OF CHILDREN'S ART SCHOOL STUDENTS

The given article examines extracurricular activities as a very effective, in the authors' opinion, means for increasing the children's art school students’ educational motivation. For the purpose of the most complete disclosure of the research topic, the insufficient educational motivation of students at art history lessons in children's art school problem is first raised. At the same time, extracurricular activities are understood by the authors as an organization based on the variable component of the basic curriculum, which is coordinated by the participants of the educational process, differing from the regular system of training. The article demonstrates its role in the process of increasing students 'interest in the subject area «Art History» by the example of the contest «Revived Pictures».

Текст научной работы на тему «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ»

2. Бичева И.Б., Китов А.Г. Теоретические аспекты развития инженерной культуры обучающихся // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.

3. Куваева М.М., Валеева Г.Х., Мусин Ш.Р Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей технологии в СИ (филиал) БашГУ. В сборнике: Устойчивое развитие территорий: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. - Сибай, 2020. - С. 355-357.

4. Мусин Ш.Р., Куваева М.М., Гайнуллин И.А., Интегрированное обучение в процессе формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров технических направлений. Современные проблемы науки и образования, 2019. - № 1.

5. Мусин Ш.Р., Куваева М.М. Структурные компоненты системы формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров технических направлений. В сборнике: Устойчивое развитие территорий: теория и практика. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х томах. - 2019. - С. 368-370.

6. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

7. Формирование инженерной культуры будущих учителей технологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika.

Педагогика

УДК 371

аспирантка кафедры педагогики Кунгурякова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» (г. Петропавловск-Камчатский); доктор философских наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы Керимов Махмуд Магомедович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чеченский государственный университет (г. Грозный)

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В настоящей статье изучается внеурочная деятельность как весьма действенное, на взгляд авторов, средство повышения учебной мотивации учащихся детской художественной школы. В целях наиболее полного раскрытия темы исследования в первую очередь поднимается проблема недостаточной учебной мотивации учащихся на уроках истории искусств в детской художественной школе. При этом внеурочная деятельность понимается авторами как организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, которая координируется участниками образовательного процесса, отличаясь от урочной системы обучения. В статье демонстрируется её роль в процессе повышения интереса учащихся к предметной области «История искусств» на примере конкурса «Ожившие картины».

Ключевые слова: внеурочная деятельность, учебная мотивация, история искусств, конкурс, детская художественная школа, художественно-эстетическое воспитание детей.

Annotation. The given article examines extracurricular activities as a very effective, in the authors' opinion, means for increasing the children's art school students' educational motivation. For the purpose of the most complete disclosure of the research topic, the insufficient educational motivation of students at art history lessons in children's art school problem is first raised. At the same time, extracurricular activities are understood by the authors as an organization based on the variable component of the basic curriculum, which is coordinated by the participants of the educational process, differing from the regular system of training. The article demonstrates its role in the process of increasing students 'interest in the subject area «Art History» by the example of the contest «Revived Pictures».

Keywords: extracurricular activities, educational motivation, art history, competition, children's art school, artistic and aesthetic education of children.

Введение. Социально-экономические перемены, быстрые темпы развития высоких технологий влияют на характер деятельности и стратегию развития учреждений дополнительного образования, формируют новые приоритетные цели, связанные с развитием индивидуальных возможностей и творческого мышления у обучающихся [3; 6-7; 13-15]. Возрастает потребность в образовании, которое обеспечивает человека знаниями и умениями, позволяющими «включиться» в общественные процессы, успешно адаптироваться к постоянным изменениям в мире.

«Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания, в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически, эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXl веке» [4].

Изложение основного материала статьи. Современная система дополнительного образования реализует общеобразовательные и предпрофессиональные программы подготовки детей и подростков по различным творческим дисциплинам. Одним из самых популярных направлений является художественное дополнительное образование.

В масштабе одной личности учреждение дополнительного образования художественной направленности развивает творческий потенциал, воспитывают личность с креативным мышлением и служит «социальным лифтом», позволяющим личности подняться на новый уровень функционирования. В масштабе страны учреждения дополнительного образования является источником социальной стабильности и повышения общего культурного уровня населения [1; 4; 8; 14-15].

Таким образом, вопрос о недостаточной учебной мотивации в детской художественной школе ставится в ряд актуальных задач. Загруженность современного ребенка, рассредоточение его интеллектуального потенциала на широкий спектр целей, моральная усталость в погоне за ежедневными успехами снижает

учебную мотивацию обучающего. Все силы современного ребенка уходят на освоение общеобразовательной школьной программы, а на занятия в учреждениях дополнительного образования время и энергия детей расходуются по остаточному принципу. Вспоминаются слова В.А. Сухомлинского: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» [10, С. 13-14]

Понятие «мотивация» является достаточно изученным на уровне педагогики и психологии. «Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности» [5].

Ведущие ученые считают, что результаты деятельности на 20-30% зависят от интеллекта, а на 70-80% от мотивов. Следовательно, учебная мотивация является одним из решающих факторов эффективности учебного процесса. Учебная мотивация - частный вид мотивации, включенный в деятельность учения [3].

Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность учащегося имеет различные источники. В зависимости от возраста учащегося меняется вид учебной мотивации. Можно уверенно сказать, что мотивы у обучающегося младшего школьного возраста совсем не те, что у обучающегося старшего подросткового возраста. Но все же можно выделить две основные группы мотивов, общих для обучающихся различных возрастов. По мнению А.К. Марковой, к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Таким образом, разрабатывая «инструмент» для повышения учебной мотивации, необходимо учитывать сложную систему мотивов обучающихся.

Условия повышения мотивации достаточно полно изучены и описаны в трудах по педагогике и психологии, существует богатый опыт теоретических подходов и практик (Л.И. Божович, А.К. Маркова, А.Н. Леоньтьев, В.Г. Асеев), но все же вопрос по повышению мотивации никогда не будет закрыт, методы и практики будут меняться, стремясь идти в ногу со временем и новыми тенденциями.

В специальной литературе проблему недостаточной мотивации предлагают решать путем использования различных форм и методов образовательного процесса. Так, внеурочная деятельность наиболее часто предлагаемая форма. Внеурочная деятельность в образовательном процессе учащихся детской художественной школы имеет большое значение. Внеурочная деятельность способствует расширению и углублению знаний, творческой активности, самовыражению ребенка. Внеклассная деятельность значительно многообразнее в средствах и методах, чем учебная деятельность.

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, координируемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Обзор педагогической литературы не выявил принципиальных различий между понятиями «внеклассная деятельность», «внеурочная работа» и «внеурочная деятельность». Стоит отметить, что с конца 60-х годов в педагогической литературе встречается термин «внеклассная работа», в 90-е годы входит в оборот термин «внеурочная работа», позже, в глоссарии Федерального Государственного Образовательного Стандарта, начинает встречаться понятие «внеучебная деятельность», которое не находит самостоятельного определения, являясь синонимичным понятию «внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность в детской художественной школе - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии учащихся.

Суть внеурочной деятельности определяется видом деятельности учащихся детской художественной школы при организующей роли преподавателя. Организация внеурочной деятельности в детской художественной школе координируется таких образом, чтобы творческий потенциал и инициативность ребенка выходила на первый план. Цели, которые достигает преподаватель благодаря внеурочной деятельности различны, перечислим некоторые из них:

• развитие самостоятельности и инициативности;

• раскрытие творческого потенциала;

• повышение учебной мотивации и познавательного интереса;

• расширение и углубления знаний по предмету;

• формирование профессиональных интересов.

Внеурочная деятельность в детской художественной школе позволяет выполнить ряд важных задач и повлиять на качество художественного образования:

• обеспечение адаптации ребенка в детской художественной школе;

• оптимизация учебной нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся;

• создание условий для развития творческих способностей ребенка;

• продуктивное взаимодействие с родителями.

Следует определить основные принципы внеурочной деятельности в детской художественной школе:

• принцип добровольности, который подразумевает один из самых важных принципов внеурочной деятельности. Учащийся должен выражать свое внутреннее желание принять внеурочную деятельность;

• принцип учета индивидуальных особенностей учащихся, предполагающий организацию внеурочной деятельности с учетом уровня развития каждого ребенка, возраста, темперамента, оригинальности, возможности и т.д.;

• принцип новизны, учитывающий принципиально другие средства и методы, в организации внеурочной деятельности, чем в основном учебном процессе. Необходимо создать условия для творческого раскрепощения учащихся.

Как и в обучении любому предмету, во внеурочной деятельности в детской художественной школе определяющим является содержание. Во внеурочной деятельности больше, чем в любой другой, проявляется влияние личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного багажа.

Содержание внеурочной деятельности в детской художественной школе подчиняется определенным требованиям: научности (устанавливает определенное соотношение содержания школьного предмета с содержанием науки); доступности (содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся,

не уходить далеко от школьной программы, стимулировать стремление к познанию, к работе с дополнительной литературой, к исследовательской деятельности); актуальности и практической значимости (связь с жизнью); занимательности (учащемуся должно быть интересно во время проведения внеурочной деятельности).

К функциям внеурочной деятельности в детской художественной школе можно отнести:

• развивающую;

• организационную;

• креативную;

• коммуникативную;

• воспитательную и др.

Большими возможностями в организации внеурочной деятельности в детской художественной школе обладают участие в выставках и конкурсах различных уровней (городских, региональных, всероссийских и международных), просмотрах, творческих встречах с художниками, пленэрах, конкурсах рисунков, олимпиадах, викторинах, интерактивных проектах, квестах, научно-практических конференциях, дискуссиях по докладам о проведенной работе, беседы об искусстве - все это можно рассматривать как средства повышения учебной мотивации учащихся.

Активную позицию во внеурочной деятельности детской художественной школы должны занимать родители учащихся. Заинтересованность и участие родителей в жизни школы является одной из важных причин повышения мотивации, успеваемости учащихся, поскольку оказывается эмоциональная поддержка и помощь в выполнении заданий [8].

Конкурсы - это одна из форм внеурочной деятельности в детской художественной школе, которая относится к игровой форме. Конкурсы, как одна из форм игры, являются действенным механизмом развития познавательного интереса и творческих способностей детей. Конкурсы способствуют развитию детского художественного творчества, повышению уровня художественно-эстетического воспитания учащихся, возможности демонстрации учащимися своих творческих результатов [9].

В психолого-педагогических исследованиях (И.Г. Абрамова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.В. Кларин, Д.Б. Эльконин и др.) игровая форма урока и использование различных элементов игры на уроке способствуют развитию учебно-познавательной деятельности детей, повышают внимание, мобилизуют усилия, направленные на решение проблем, позволяют ребёнку ощутить чувство успеха и поверить в собственные силы.

Давно известно, что игровая технология занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, так как они не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1. Тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.

2. Стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

3. помогает преодолеть познавательную пассивность учащихся.

«Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании» [2, с. 70-76].

С каждым днем обращение к игре, как к методу повышения познавательного интереса и повышения учебной мотивации, становится популярнее. Во внеурочной деятельности и в учебном процессе игра широко используется в работе как с детьми дошкольного возраста, так и в работе младшими школьниками и подростками. Более того, не осталось ни одного образовательного учреждения, где бы с успехом ни использовалась игра в обучающих целях: детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, высшие учебные заведения, учреждения профессиональной переподготовки, курсы повышения квалификации.

Для решения проблемы недостаточной учебной мотивации на уроках истории искусств в детской художественной школе было разработано положение общешкольного конкурса «Ожившие картины». Конкурс проходит третий год и подтвердил успешность игры, как метода повышения мотивации. Конкурс длится месяц. Участие в нем принимают все классы, участники не делятся на возрастные категории. Конкурс проходит в трех номинация: сочинение, мультимедийная презентация, фото-инсталляция любимой картины.

Цель конкурса состоит в повышении учебной мотивации у обучающихся в предметной области «Истории искусств». Для достижения цели были выделены главные задачи:

• вовлечение обучающихся в конкурсную деятельность, способствующую изучению исторического и культурного наследия;

• расширение и актуализация знаний учащихся в области истории искусств;

• вовлечение родителей в творческий процесс в работе с ребенком;

• создания общешкольного положительного эмоционального фона.

Выбор работ для конкурса был ограничен лишь рамками академического искусства. Ученики самостоятельно отбирали материал, изучали эпохи, работы и понравившихся художников. Для выбора работ каждому прошлось отсмотреть сотни работ, прочитать немало историй созданий картин и биографий художников. Участвовать можно было как самостоятельно, так и с привлечением одноклассников, друзей, учителей. Акцент делался на совместную работу с родителями и на полную творческую свободу. По итогам конкурса работы были представлены в краевом художественном музее, что стало дополнительным стимулом для учащихся.

Можно уверенно сказать, что в период проведения конкурса и подготовки к нему возрос интерес к истории искусств. Об этом свидетельствует улучшение посещаемости, активность учащихся на уроках, вопросы на уроках и вне урока, запрос на консультации. В школе появился эффект «бурления», обсуждались картины, костюмы, детали, появился живой интерес к истории искусств.

Подводя итог за три года, можно уверенно сказать, что конкурс «Ожившие картины» стал настоящим праздником для художественной школы, объединив общими интересами детей, родителей и учителей.

Участие в конкурсах вызывает у обучающихся положительную мотивацию к дальнейшему изучению истории искусств. Благодаря вовлеченности обучающийся в конкурс, создалась благоприятная психолого-педагогическая атмосфера на уроках, возрос познавательный интерес и учебная мотивация к предмету.

Свою специфику имеет обучение учащихся с ограниченными возможностями. Сейчас нередко эти учащиеся посещают учреждения дополнительного образования школьников и делают там определённые успехи. В этой связи педагог так же должен уметь организовывать воспитание таких детей [5; 10-12].

Выводы. Внеурочная деятельность в детской художественной школе является гармоничной формой учебного процесса, органически встраивается в творческий процесс и является предпочтительной для обучающихся. Внеурочная деятельность успешно решает ряд целей и задач, таких как: обеспечение адаптации ребенка в детской художественной школе, оптимизация учебной нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, создание условий для развития творческих способностей ребенка, продуктивное взаимодействие с родителями, повышение учебной мотивации, развитие самостоятельности и инициативности, раскрытие творческого потенциала, повышение учебной мотивации и познавательного интереса, расширение и углубление знаний по предмету, формирование профессиональных интересов [13]. Развитие педагогических и компьютерных технологий благоприятно влияет на внеурочную деятельность и на учебный процесс в целом в детской художественной школе.

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии // Вопросы психологии. - 1966. - № 1. -С. 62-76.

3. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Обучение студентов бакалавриата по программе «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей»: есть первый результат // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1 (86). - С. 231-235.

4. Ивашкина Т.А. К вопросу о развитии инновационных процессов в мировом дополнительном образовании // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 117-119.

5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. // Электрон дан. Режим доступа Url: http://m.government.ru/docs/17883/ (дата обращения 23.04.2021)

6. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Социализация младших школьников с ОВЗ посредством игровых технологий в условиях стандартизации образования // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 135-137.

7. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - T.I. -Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.

8. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

9. Павлова Н.И. Дополнительное образование детей в современных условиях и инновационные механизмы совершенствования // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 273-275.

10. Рачковская Н.А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2008. -№ 4. - С. 12-17.

11. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика. Дис... д-ра пед. наук. - М., 2012. - 411 с.

12. Рачковская Н.А. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Теоретические и практические исследования XXI века: труды Международной научно-практической конференции (Дедовск, 20-23.10.2014 г.). - М., 2014. - С. 317-321.

13. Рачковская Н.А., Сюрин С.Н. Реализация психолого-педагогических технологий в специализированном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья и отклоняющимися формами поведения // Достижения вузовской науки: труды Международной научно-практической конференуии (Дедовск, 15-20.09.2014 г.). - М., 2014. - С. 336-340.

14. Рачковская Н.А., Пищулин В.И. Исследование процесса социализации лиц с повышенными потребностями // Современные аспекты фундаментальных наук: труды второго Международного симпозиума (Дедовск, 12-13.10.2015 г.). - М., 2015. - С. 138-141.

15. Спицына Е.В. Инновационная платформа «МЭШ» как средство развития интереса к камерной и симфонической музыке у подростков // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 94-95.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Луговая Ольга Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Черникова Ирина Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье анализируются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается сущность феномена инклюзивная среда, особенности перехода к инклюзивному образованию в отечественной педагогической практике. Авторы всесторонне рассматривают влияние инклюзивной среды на социализацию данной категории детей, выделяют перспективы работы в направлении развития инклюзивной среды в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: медицинская модель инвалидности, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, инклюзивное образование, инклюзивная среда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.