Научная статья на тему 'Организация экологического образования и воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья'

Организация экологического образования и воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ENVIRONMENTAL EDUCATION AND TRAINING / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина Елена Александровна, Ларионова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются проблемы экологического образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Освещается опыт работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, где мероприятия по экологическому образованию и воспитанию проходят в рамках учебного процесса, проводятся внеклассные мероприятия, ведется работа с родителями (законными представителями учащихся). Наиболее эффективными формами работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках и во внеурочной деятельности являются экологические уроки, экологические акции, субботники, экскурсии, конкурсы экологической направленности, проектная деятельность, работа на школьном учебно-опытном участке и др., которые формируют ответственное отношение к природе и опыт активной экологически целесообразной деятельности. Проанализированы возможности образовательной области «Естествознание» в коррекционной школе для формирования у школьников экологической направленности личности. Авторами проведено опытно-экспериментальное исследование экологической воспитанности как элемента духовной культуры и экологического сознания учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Диагностика проявления экологической воспитанности учащихся с ОВЗ проводилась методами наблюдения, анкетирования, тестирования, бесед, анализа творческих работ и проведения констатирующего эксперимента. Авторами статьи в ходе экспериментальной работы было выявлено, что на повышение уровня экологической воспитанности учащихся большое влияние оказывают занятия в экологическом кружке, где для решения экологических проблем создавались личностноориентированные ситуации проблемно-нравственного характера. Применение личностно ориентированных ситуаций на основе межпредметных связей естественнонаучных и гуманитарных дисциплин способствует качественному росту всех критериев экологической воспитанности. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афонина Елена Александровна, Ларионова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of environmental education and education of schoolchildren with disabilities

The article deals with the problems of environmental education and upbringing of children with disabilities. Highlights the experience of environmental education and upbringing of school students in a special (correctional) school type VIII, where activities on environmental education and upbringing are held in the framework of the educational process, extracurricular activities are carried out, work with parents (legal representatives of school students). The most effective forms of work on environmental education and education of school students in the classroom and in extracurricular activities are environmental lessons, environmental actions, clean-UPS, excursions, environmental competitions, project activities, work at the school educational and experimental site, etc., which form a responsible attitude to nature and experience of active environmentally appropriate activities. The possibilities of the educational field "natural Science" in the correctional school for the formation of school students' ecological orientation of the personality are analyzed. The authors conducted an experimental study of environmental education as an element of spiritual culture and environmental consciousness of school students with disabilities. Diagnostics of manifestation of ecological education of school students with ovz was carried out by methods of supervision, questioning, testing, conversations, the analysis of creative works and carrying out ascertaining experiment. The authors of the article in the course of experimental work revealed that the increase in the level of environmental education of school students is greatly influenced by classes in the environmental circle, where to solve environmental problems created personally-oriented situations of a problem-moral character. The use of personality-oriented situations on the basis of interdisciplinary connections of natural Sciences and Humanities contributes to the qualitative growth of all criteria of environmental education. The materials of the article are of practical value for teachers engaged in professional activities in the field of training and education of school students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Организация экологического образования и воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/77PDMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 24.11.2018; опубликована 21.01.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Афонина Е.А., Ларионова О.В. Организация экологического образования и воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/77PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Afonina E.A., Larionova O.V. (2018). Organization of environmental education and education of schoolchildren with disabilities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/77PDMN618.pdf (in Russian)

УДК 37

Афонина Елена Александровна

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Елабужский институт, Елабуга, Россия Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: afoninaea12@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3958-3584 РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=796857 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56460010800

Ларионова Ольга Владимировна

ГБОУ «Нижнекамская школа №18 для детей с ограниченными возможностями здоровья», Татарстан, Россия

Учитель

E-mail: larionovaolga76@mail.ru

Организация экологического образования и воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы экологического образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Освещается опыт работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, где мероприятия по экологическому образованию и воспитанию проходят в рамках учебного процесса, проводятся внеклассные мероприятия, ведется работа с родителями (законными представителями учащихся).

Наиболее эффективными формами работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках и во внеурочной деятельности являются экологические уроки, экологические акции, субботники, экскурсии, конкурсы экологической направленности, проектная деятельность, работа на школьном учебно-опытном участке и др., которые формируют ответственное отношение к природе и опыт активной экологически целесообразной деятельности.

Проанализированы возможности образовательной области «Естествознание» в коррекционной школе для формирования у школьников экологической направленности личности.

Авторами проведено опытно-экспериментальное исследование экологической воспитанности как элемента духовной культуры и экологического сознания учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностика проявления экологической воспитанности учащихся с ОВЗ проводилась методами наблюдения, анкетирования, тестирования, бесед, анализа творческих работ и проведения констатирующего эксперимента.

Авторами статьи в ходе экспериментальной работы было выявлено, что на повышение уровня экологической воспитанности учащихся большое влияние оказывают занятия в экологическом кружке, где для решения экологических проблем создавались личностно-ориентированные ситуации проблемно-нравственного характера. Применение личностно ориентированных ситуаций на основе межпредметных связей естественнонаучных и гуманитарных дисциплин способствует качественному росту всех критериев экологической воспитанности.

Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: экологическое образование и воспитание; ограниченные возможности здоровья

В России ежегодно рождается около 30 тыс. детей с врожденными и наследственными заболеваниями. У таких детей, как правило, снижен уровень их физического и умственного развития, что может привести к инвалидности. Поэтому необходимо сосредоточить усилия не только на лечении детей, но и на дальнейшей реабилитации их психофизического здоровья, социальной адаптации в обществе. Полноценная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья невозможна без формирования системы их экологического сознания и соответствующего поведения.

В отечественной олигофренопедагогике с каждым годом становится все более актуальной и значимой проблема экологического образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Однако теоретические и прикладные аспекты данной проблемы в специальной педагогике разработаны недостаточно: отсутствуют программы экологического образования и воспитания школьников с ОВЗ, недостаточно методических пособий для педагогов, не созданы хрестоматии с доступными для данной категории учащихся произведениями экологической направленности, отсутствуют рабочие тетради по биологии. Это обстоятельство требует существенного переосмысления форм и методов экологического образования и воспитания учащихся с нарушениями в психофизиологическом развитии.

«Именно образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья определяет в его жизни практически все. От качества образования зависит то, каким человеком он будет. Образование определит его место в обществе, мировоззрение, характер его влияния на окружающий мир» [10, с. 223].

По мнению исследователей «к основным причинам, ведущим к увеличению количества детей с ограниченными возможностями, относятся:

• ухудшение экологической обстановки;

• рост детского травматизма;

• неблагоприятные условия труда женщин;

• нездоровый образ жизни и высокий уровень заболеваемости будущих матерей;

• неудовлетворительное материально-техническое обеспечение медицинских учреждений, не позволяющее проводить своевременное сканирование наследственных заболеваний» [8, с. 77].

Проводятся исследования по инклюзивному экологическому образованию и воспитанию учащихся с ОВЗ [4, 5]. Освещаются вопросы экологического образования и воспитания таких обучающихся в процессе проведения внеклассной и внеурочной работы (Аринина И.О. [1], Дуброва Н.А. и др. [3], Полозенко В.Я. [9], Скворцова Т.А. [11] и др. С этой целью исследователи используют различные образовательные технологии: проектные (Веденеева Т.Е. и др. [2]), здоровьесберегающие (Красильникова Г.А. и др. [6, 7]), информационно-коммуникационные и т. д.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

В концепции Специального Федерального государственного стандарта в структуре обучения школьников с ОВЗ выделена такая область образования как «Естествознание», в которой предусматриваются следующие требования к результатам образовательной подготовки учащихся:

1. Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире.

2. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

3. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Сейчас особенно важным становится развитие умения эффективно решать задачи, возникающие при взаимодействии с окружающей средой, готовности к самостоятельной жизни, а также, формирование мировосприятия у детей с ОВЗ.

Естествоведческая компетентность учащихся с ОВЗ имеет сквозное воплощение на начальной и основной ступенях обучения. В процессе обучения происходит изменение или расширение объектов, к которым относится компетенция. Естествоведческая компетенция выражает способность школьников с ОВЗ применять умения и знания о мире живой и неживой природы, а также успешно взаимодействовать с окружающей природной средой. Естествознание тесно связано с экологией, поэтому необходимо изучение его значения именно с этой стороны [4].

Эффективное формирование экологической компетенции возможно в рамках курса «Естествознание», обладающего широкими возможностями для формирования у школьников с ОВЗ экологической направленности личности.

Образовательная область «Естествознание» в основной школе представлена предметами: «Живой мир» (5 класс), «Природоведение» (6 класс); «Естествознание» (7-9 классы). Основной коррекционной задачей данных предметов являются преодоление инертности психических функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Раздел - человек позволяет изучить не только строение, функции органов человека, но прежде всего вопросы профилактики различных заболеваний, в том числе: наркомании, алкоголизма, ВИЧ инфекции, венерических, и др. заболеваний, характерных для

социальной жизни современного общества. Знания о социальной сущности человека помогают ориентироваться в сложных межролевых и межполовых отношениях, возникающих между людьми, что особенно важно для самостоятельной жизни юноши, девушки после окончания школы.

Наше исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения республики Татарстан «Нижнекамская школа №18 для детей с ограниченными возможностями здоровья». Школа представляет собой образовательное учреждение, реализующее специальную (коррекционную) программу VIII вида на двух ступенях обучения: начального (1-4 классы) и основного (5-9 классы), цель которой коррекция нарушений развития детей с умственной отсталостью, а также обеспечение условий для их обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество.

Основными задачами образовательного процесса выступают:

• формирование общей культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе усвоения адаптированных основных общеобразовательных программ;

• достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья соответствующего образовательного уровня;

• создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всестороннего развития её способностей, формирование гуманистических ценностей и творческого мышления, вооружение обучающихся системой знаний о природе, обществе, человеке и его труде;

• воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье;

• адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе;

• создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Для организации учебно-воспитательного процесса имеются актовый зал, столовая, библиотека с читальным залом, спортивные залы. Учебные занятия проводятся в 16 кабинетах и 8 кабинетах узких специалистов, в мастерских. Также имеется медкабинет, процедурный и массажный кабинеты.

В настоящее время в школе обучаются 166 учащихся с нарушением интеллекта. Воспитывающиеся в неполных семьях, составляют 41,7 %, в малообеспеченных - 31,7 %, и в многодетных - 20 % от общего количества. Дети, которые приходят в школу, имеют несколько заболеваний. В школе нет обучающихся, имеющих I группу здоровья. Количество учащихся основной физкультурной группы уменьшается, увеличивается количество детей с подготовительной группой здоровья.

Основной формой организации обучения является урочная с доминирующей коррекционно-развивающей, игровой и трудовой деятельностью.

Наиболее приоритетными направлениями работы по экологическому образованию и воспитанию школьников с ОВЗ, по нашему мнению, являются:

1. Увеличение количества уроков с экологической проблематикой.

2. Проведение практических работ, с использованием природных ресурсов родной природы (почва, вода, растительность).

3. Обеспечение взаимосвязи биологии с другими предметами школьного курса, проведение интегрированных уроков.

4. Активизация внеурочной деятельности, направленной на ознакомление и решение экологических проблем.

5. Формирование гражданской ответственности учащихся, с использованием уроков, открытых мероприятий, внеурочной деятельности.

6. Расширение информационной среды на уроках биологии.

7. Изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе.

8. Опытно-практическая работа на пришкольном участке.

9. Разработка уроков и открытых мероприятий с использованием информационно-коммуникационных технологий.

10. Разработка контрольных (тестов) экологической направленности.

В ГБОУ «Нижнекамская школа № 18 для детей с ОВЗ» сложилась определенная практика организации экологического образования и воспитания. Мероприятия по экологическому образованию и воспитанию проходят в рамках учебного процесса, проводятся внеклассные мероприятия, ведется работа с родителями (законными представителями учащихся).

Проводятся экологические субботники «Чистота спасет мир», «Чистая школа», «Школьный ЭКОпатруль» (рыхление и разбрасывание снега, уборка пришкольной территории). Эта деятельность позволяет учащимся поддерживать порядок и чистоту окружающего пространства.

Ежегодно в школе проходят экологические акции «Добрый Татарстан», «Нет мусору в моем городе!», «Цветами улыбается земля» - акция по озеленению школьной территории (оформление клумб, посадка цветов) и др., проводятся ландшафтные работы на территории школы, реализуются проекты озеленения и благоустройства пришкольной территории. За каждым классом закреплён участок, где школьники высаживают растения и ухаживают за ними. Акция «Добрые дела» (весна-осень) - разбивка клумб, подрезка сухих веток кустарников, побелка и окапывание деревьев, сбор опавших листьев и пр. Проходят школьные акции по сбору макулатуры, пластиковых бутылок, использованных батареек.

В целях повышения значимости внутреннего озеленения образовательных организаций как средства обеспечения расширения экологических знаний, каждый год в г. Нижнекамске проводится конкурс среди образовательных учреждений на лучшее озеленение школы. Вместе с учащимися готовится вся документация для конкурса (схема зелёного уголка, экологическое описание выбранного места, список используемых растений с описанием их биологических особенностей, инструкция по уходу за зелёным уголком). Учитывается эстетичность оформления, цельность композиции, расстановка растений с учетом их биологических особенностей, оригинальность оформления, разнообразие, количество видов растений.

Проводятся экологические уроки «Человек и окружающая среда», «Утилизация ТБО», «Береги свою планету», «Сделаем вместе», «Разделяй с нами», «Заповедные острова. Сохраняя будущее» и др.

В целях воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма, любви к родному краю, изучению особенностей флоры «малой» Родины организуются экскурсии в городские парки, в краеведческий музей, в эколого-биологический центр.

Школьники участвуют в ежегодной республиканской олимпиаде по естествознанию среди коррекционных школ города и района, в международном конкурсе «Лисёнок», где выполняют задания по биологии и экологии.

Старшеклассники школы принимают участие в муниципальном экологическом месячнике «День птиц», который проводится каждую весну, с целью углубления знаний учащихся по биологии и экологии и привлечения к охране птиц. В рамках этого месячника ребята самостоятельно готовят искусственные гнездовья для птиц и развешивают их на пришкольной территории; выпускают стенгазету с информацией об охраняемых птицах Республики Татарстан. В школе проводятся открытые мероприятия: классные часы, викторины, общешкольный просмотр фильмов про птиц, экскурсии в парки и скверы города, организуется фотовыставки, проводится акция «Помоги птицам» - изготовление и развешивание кормушек зимой.

Учащиеся принимали участие в конкурсах рисунков «Чистая планета», «С чистого листа», «Парки и скверы моей малой Родины», посвященном году экологии, конкурсе на лучший экологический плакат «Сохраним природу вместе».

Ведутся наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы).

Школа обладает собственным сайтом в интернете. На школьный сайт регулярно выставляются отчеты по экологической деятельности учащихся.

Учителя-предметники активно включают в программы по своим предметам экологическую составляющую. Происходит экологизация образовательно-воспитательного процесса.

Проведено опытно-экспериментальное исследование экологической воспитанности как элемента духовной культуры и экологического сознания учащихся с ОВЗ. Исследование проводилась с учащимися 8-х классов на протяжении трех лет.

Согласно Л.Я. Лавриненко, «экологическая воспитанность учащихся представляет собой совокупность мотивов, научных знаний и опыта практической природоохранной деятельности, системы взглядов и убеждений и ценностно-нравственных ориентаций, обуславливающих экологическую направленность всей жизнедеятельности личности школьника, его отношение к природной среде и самому себе» [7, с. 5].

Развитие экологической воспитанности - процесс последовательного обретения учащимися экологических знаний, умений, навыков, выработки собственных взглядов и убеждений по проблемам окружающей среды, критического восприятия, рефлексии, осознание собственной значимости в решении экологических вопросов, потребности в экологически целесообразном поведении в природе в любых жизненных условиях.

Уровни развития экологической воспитанности школьников определяли на основе следующих критериев:

• ответственное отношение к природе;

• наличие системы экологических знаний, умений и навыков;

• опыт активной экологически целесообразной деятельности.

Диагностика проявления экологической воспитанности учащихся с ОВЗ проводилась методами наблюдения, анкетирования, тестирования, бесед, анализа творческих работ и проведения констатирующего эксперимента.

Для выявления начального уровня экологической воспитанности в начале учебного года с восьмиклассниками проводилось тестирование, с целью выявления знаний о состоянии

экологических проблем на глобальном, региональном и местном уровне и распределения учащихся в контрольные и экспериментальные группы.

Анализ результатов показал, что более чем у половины учащихся уровень экологической воспитанности находится на среднем уровне.

С учащимися было проведено анкетирование, результаты которого показали, что 62 % опрошенных считает себя экологически воспитанными людьми. Наиболее эффективными методами экологического воспитания школьники считают экскурсии - 49 %, беседы 28 %, уроки - 15 %, праздники и другие массовые мероприятия - 8 %.

С учащимися экспериментальных классов проводилась целенаправленная работа по экологическому образованию и воспитанию на уроках и во внеурочной деятельности.

С этой целью также была разработана программа кружка «Живая природа» и организованы занятия с учащимися экспериментальных классов.

Кружковые занятия рассчитаны на 1 год обучения (68 занятий). Занятия проводились в групповой форме 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий не превышала время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей - не более 40 минут.

На занятиях кружка для решения экологических проблем создавали личностно-ориентированные ситуации проблемно-нравственного характера. Создать личностно-ориентированные ситуации проблемного характера возможно на основе художественных текстов (используя стихи, пословицы, небольшие рассказы проблемно-нравственного содержания), изобразительного искусства (репродукции картин, фотографии и т. п.) и музыкальных произведений. Создать такие ситуации и отработать умения по их разрешению возможно во время организации экскурсий в природу, посещения выставок, киносеансов, участия в экологических проектах.

Прирост качества знаний в экспериментальном классе в конце эксперимента составил 54,5 %, а в контрольном - 17,8 %. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Экологическая воспитанность учащихся с ОВЗ

Критерий экологической воспитанности Выраженность критерия Варианты сформированное™ критерия Контрольная группа(%) Экспериментальная группа(%)

Экологические знания, умения и навыки Полнота, осознанность, прочность Сформированы 14 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не полностью сформированы 61 50

Не сформированы 26 15

Ответственное отношение к природе Любовь к природе, ответственность по отношению к природе Выражены 10 30

Слабо выражены 50 60

Не выражены 40 10

Опыт активной экологически целесообразной деятельности Знание методов и приемов изучения и охраны природы, правильная последовательность операций Сформированы 30 60

Не сформированы 70 40

Анализ данных диагностики сформированности экологической воспитанности личности учащихся показал, что в результате целенаправленного экологического образования и воспитания значение критериев экологической воспитанности учащихся экспериментальной

группы выше, чем в контрольной. Полученные положительные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы с детьми свидетельствуют об ее эффективности.

Экологическое образование и воспитание благотворно влияет на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении, дети с ОВЗ имеют шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению, им становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, что придаёт им веры в свои силы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аринина И.О. Формирование экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе внеурочной работы // Евсевьевские чтения. Серия: Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции - 53-х Евсевьевских чтений. Редколлегия: Н.В. Рябова [и др.]. 2017. - С. 126-133.

2. Веденеева Т.Е. Инновационный ресурс саморазвития учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Т.Е. Веденеева, Ф.Н. Зименкова, Н.Л. Чернецова // Наука и школа. - 2015. - №2. - С. 96-105.

3. Дуброва Н.А. Социализация младших школьников с ОВЗ через коллективно-творческую деятельность коллектива «Бусинка» / Н.А. Дуброва, Н.П. Мигунова, Е.Н. Пешкова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2017. - №2(5). - С. 3-7.

4. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 159 с.

5. Колыванова Л.А. Инклюзивное эколого-краеведческое образование в Самарском регионе / Л.А. Колыванова, Т.М. Носова, Н.С. Завгороднева // Среднее профессиональное образование. - 2016. - №8. - С. 12-17.

6. Красильникова Г.А. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Г.А. Красильникова, Н.А. Белая // Вопросы педагогики. - 2017. - №10. - С. 43-47.

7. Лаврененко Л.Я. Развитие экологической воспитанности школьников в условиях учебно-воспитательного комплекса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук, 13.00.01 / Л.Я. Лаврененко. - М., 1996. - 16 с.

8. Ниязова А.А. Особенности интегрированного образования детей с ограниченными возможностями / А.А. Ниязова, М.А. Хамитова // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2010. - №5(73). - С. 76-82.

9. Полозенко В.Я. Внеклассная работа по экологическому образованию и воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. под ред. М.В. Сурниной. 2017. - С. 56-58.

10. Ситаров В.А. Адаптивная образовательная среда как педагогическое пространство обучения детей с ограниченными возможностями развития / В.А. Ситаров, С.Н. Глаголев, А.И. Шутенко // Знание. Понимание. Умение. - 2011. -№3. - С. 222-230.

11. Скворцова Т.А. Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида // Школьная педагогика. - 2016. - №1(4). - С. 7071.

Afonina Elena Aleksandrovna

Kazan federal university Yelabuzhsky institute, Yelabuga, Russia E-mail: afoninaea12@yandex.ru

Larionova Olga Vladimirovna

Nizhnekamsk school №18 for children with disabilities, Nizhnekamsk, Russia

E-mail: larionovaolga76@mail.ru

Organization of environmental education and education of schoolchildren with disabilities

Abstract. The article deals with the problems of environmental education and upbringing of children with disabilities. Highlights the experience of environmental education and upbringing of school students in a special (correctional) school type VIII, where activities on environmental education and upbringing are held in the framework of the educational process, extracurricular activities are carried out, work with parents (legal representatives of school students).

The most effective forms of work on environmental education and education of school students in the classroom and in extracurricular activities are environmental lessons, environmental actions, clean-UPS, excursions, environmental competitions, project activities, work at the school educational and experimental site, etc., which form a responsible attitude to nature and experience of active environmentally appropriate activities.

The possibilities of the educational field "natural Science" in the correctional school for the formation of school students' ecological orientation of the personality are analyzed.

The authors conducted an experimental study of environmental education as an element of spiritual culture and environmental consciousness of school students with disabilities.

Diagnostics of manifestation of ecological education of school students with ovz was carried out by methods of supervision, questioning, testing, conversations, the analysis of creative works and carrying out ascertaining experiment.

The authors of the article in the course of experimental work revealed that the increase in the level of environmental education of school students is greatly influenced by classes in the environmental circle, where to solve environmental problems created personally-oriented situations of a problem-moral character. The use of personality-oriented situations on the basis of interdisciplinary connections of natural Sciences and Humanities contributes to the qualitative growth of all criteria of environmental education.

The materials of the article are of practical value for teachers engaged in professional activities in the field of training and education of school students with disabilities.

Keywords: environmental education and training; limited health opportunities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.