1УДК 376 ББК74Р
инновационный ресурс саморазвития учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Т. Е. Веденеева, Ф. Н. Зименкова, Н. Л. Чернецова
В данной статье обсуждаются вопросы включения детей с нарушением слуховой функции в образовательное пространство НОУ СОШ «Интеграция» г. Москвы. Рассматриваются подходы к разработке индивидуальных образовательных программ для слабослышащих учащихся. Раскрываются возможности, обеспечивающие индивидуальный подход к школьникам с особенностями развития. Проводится также анализ реализации в этой школе комплексно-целевой программы проектной технологии по методике «Турбион-технология» в условиях точечной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья, на территории школьного загородного экопарка. Приводятся конкретные примеры учебных достижений слабослышащих учащихся, выпускников. Освещается опыт взаимодействия школы с общественными организациями и учреждениями дополнительного образования школьников, занимающимися вопросами инклюзивного образования детей.
Ключевые слова: безбарьерное образовательное пространство, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, методика «Турбион-технология», комфортная образовательная среда, точечная интеграция, школьный загородный экопарк, реабилитационная технология, гражданские сообщества, инновационный ресурс саморазвития.
iNNOVATiVE RESOURCE OF SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS WiTH DiSABiLiTiES
T. E. Vedeneeva, F. N. Zimenkova, N. L. Chernetsova
The article deals with the issues of involvement of hearing impaired children in the educational system of Moscow private secondary school "Integration". The article considers the possibilities providing an individual approach to hearing impaired school students. It also analyzes the implementation in the territory of school eco-park of complex and target program through the method of "tourbillon technology" in terms of point integration of disabled students. Specific examples of educational achievements of hearing impaired student graduates are given. Experience of interaction between school and public organizations and establishments of additional education of school students dealing with issues of inclusive education of children is revealed.
Keywords: open educational space, disabled students, method of "tourbillon technology", comfortable educational environment, point integration, school country eco-park, rehabilitation technology, public organizations, innovative resource of self-development.
Обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в условиях массовых школ стало сегодня приоритетным направлением в образовательной политике нашего государства, нацеленным на формирование безбарьерной образовательной среды, на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию.
В основу инклюзивного образования (инклюзивное - фр. inclusif 'включающий в себя', от
лат. include 'заключаю, включаю') положена идеология, которая не только исключает любую дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем людям, но и создает для детей с ОВЗ особые условия.
Инклюзивное образование признается сегодня одним из современных вариантов обучения детей с ОВЗ в условиях массовых школ. Об этом свидетельствуют научные публикации (Е. В. Данилова, Е. П. Кузьмичева, Т. С. Морозова и др.), выступления представителей педагоги-
ческого и гражданского сообществ различных уровней (Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, РООИ «Перспектива» и др.), а также родительской общественности.
Согласно статистике, на сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), ежегодно численность данной категории детей увеличивается. Кроме того, на сегодняшний день 15% от общего числа учащихся школ выбывает из жесткой образовательной системы, потому что система не может или не готова удовлетворить индивидуальные потребности детей в обучении.
Включение детей с особенностями развития в образовательный процесс массовых школ -современный новый подход для российского образования. Поэтому инклюзивное образование в широком контексте образовательного поля можно и нужно рассматривать как необходимое и неизбежное благо не только для особой группы обучающихся, но и для всех школьников, учителей, средних и высших образовательных учреждений и гражданского общества в целом. Оно дает ребенку с ОВЗ прежде всего полноценное образование, общение со сверстниками, уверенность в себе, адаптацию и интеграцию его в общество и, в свою очередь, понимание обществом проблем инвалидности, а также, что немаловажно, воспитывает отзывчивость и понимание у детей без инвалидности.
Вот почему, принятый в апреле 2010 г. Московской городской Думой Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве» мы считаем значимой вехой на пути развития образовательной системы российского общества в целом, его гуманизации, а также еще одним шагом к интеграции нашей страны в мировое сообщество [1].
Принятие соответствующего закона - это большой шаг вперед к созданию безбарьерной среды. На современном этапе развития нашего общества инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создает необходимые условия для адаптации всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, культуры, их психических и физических возможностей.
Из более полутора тысяч общеобразовательных школ в Москве около пятидесяти сегодня работают по программе инклюзивного образования. Кроме этого, в столице функционирует ряд специализированных общеобразовательных учреждений для детей с ОВЗ, которые обеспечивают им создание индивидуальной адаптивной среды. Это и детские сады компенсирующего или комбинированного вида, и специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты, школы здоровья, санаторно-лесные школы-интернаты, центры образования и др. Таким образом, Москва является первым регионом, узаконившим право ребенка с ОВЗ на получение образования в рамках общеобразовательной школы.
Распространение в Москве процесса инклюзии детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования, ориентированного на успех и нацеленного на реализацию «образа будущего» ребенка.
Как показывает опыт внедрения совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и без, первые - развиваются гораздо активнее, если они учатся в общеобразовательной школе. Самое главное, такие дети не замыкаются в стенах коррекционного учреждения, живут дома вместе с родителями.
Более 20 лет в НОУ СОШ «Интеграция» г. Москвы обучаются дети с нарушением слуховой функции вместе со здоровыми учащимися в обычных классах. Администрация школы и весь педагогический коллектив в тесном взаимодействии с родителями проводят огромную работу по формированию комфортной образовательной и воспитательной среды для учащихся с ОВЗ в процессе обучения, помогая им более мягко интегрироваться в образовательное пространство школы с последующей безболезненной социализацией.
Очевидно, что процесс обучения таких учащихся с патологией слуха имеет свои особенности. Одна их таких особенностей связана с тем, что необходимым условием успешного развития и обучения глухого и слабослышащего ребенка является постепенное возрастание количества, разнообразия и сложности вер-
бальных средств коммуникации в процессе обучения. Другая обусловлена тем, что для ребенка с нарушением слуховой функции зрительное восприятие - важный канал формирования представлений об окружающем мире.
Учитывая психофизиологические особенности развития, уровень подготовки и нарушения слуховой функции детей и другие дефекты, в рамках комплексно-целевой программы школы для них разработаны и успешно реализуются индивидуальные образовательные программы [2].
В самом начале нашей работы мы опирались на теоретические разработки и зарубежный опыт. Проанализировав модели интегрированного обучения детей с нарушением слуха, мы пришли к выводу, что в условиях нашей школы возможна только точечная интеграция.
Для нас это был непростой эксперимент. Все учились одновременно: и дети, и учителя, которые в своем большинстве могли и умели работать в массовой школе, но были мало знакомы с основами специальной психологии и коррекци-онной педагогики, а также с арсеналом специальных технологий и методик обучения, обеспечивающих возможность реализации индивидуального подхода к нестандартному ученику.
Поэтому с первого дня педагогический коллектив школы, опираясь на опыт сурдопедагогики, выстраивал свою систему обучения, механизмом реализации которой стала индивидуальная образовательная программа (ИОП) для нашего ребенка с особенностями развития, составленная на основе базового учебного плана средней общеобразовательной школы [2]. Для каждого учащегося с ограниченными возможностями составленная программа реализовы-вает основную задачу обучения и воспитания - максимально внедрить глухих и слабослышащих учащихся в школьный коллектив, выстраивая траекторию индивидуального образовательного пространства так, чтобы дети с ОВЗ чувствовали себя успешными.
Смещение акцента образовательной парадигмы от «знаниевой» к «компетентностной» привело коллектив нашей школы к необходимости дальнейшей разработки концепции лич-ностно-ориентированного обучения с опорой на ведущие принципы инклюзивного обучения. Во главу обучения прежде всего ставятся теперь интересы учащегося, развитие его лич-
ности, способностей и нереализованных возможностей, а также удовлетворение его индивидуальных потребностей в образовании.
В настоящее время индивидуализация обучения учащихся с ОВЗ достигается, с одной стороны, за счет составления индивидуальных учебных планов и дифференцированных программ, с другой - посредством включения слабослышащих и глухих детей в проектную деятельность по методике «Турбион-технология» на условиях точечной интеграции на любом из ее этапов.
Составляя индивидуальную образовательную программу для детей с нарушением слуховой функции и сочетанными дефектами, мы обязательно изучаем образовательный заказ семьи, пожелания самого учащегося. С помощью прогрессивных методик оцениваем стартовые возможности и имеющиеся у ребенка ресурсы для реализации поставленных целей на каждый год обучения, проводим мониторинг успешности учения, учитываем рекомендации врачей, психологов.
Также при составлении ИОП для глухих и слабослышащих учащихся также учитываются программы спецшкол I и II вида, и, как результат - введение в ее содержание специальных предметов:
• развитие слухового восприятия и формирование произношения (РСВ и ФП),
• предметно-практическое обучение (ППО),
• музыкально-ритмические занятия.
Также для комфортного обучения слабослышащих и глухих детей, администрацией школы разработана и внедрена в образовательный процесс система дополнительных занятий для разъяснения наиболее сложных для восприятия тем и заданий. В начальной школе это русский язык, чтение, математика. В основной школе - русский язык, математика, литература, английский язык, а также предметы по выбору учащихся.
Основная цель дополнительных занятий -предоставление возможности детям с нарушением слуховой функции обучаться в том же темпе, что и слышащие одноклассники. Кроме того, для этой категории учащихся преподавание ряда предметов у нас проводится по экспериментальным авторским программам: Л. А. Набоковой - английский язык, А. Ю. Новожиловой - окружающий мир, Н. Л. Чернецо-вой - технология и черчение.
Дополнительное образование учащихся с ОВЗ помогают реализовывать специальные направления работы:
• регулярные аудиологические исследования слуха;
• наблюдение у психоневролога в городском сурдоцентре;
• индивидуальные занятия по формированию навыков восприятия и воспроизведения устной речи;
• психологическое сопровождение через специальные коррекционно-развивающие занятия и индивидуальное психологическое консультирование;
• проведение дополнительных занятий по усвоению программы общеобразовательной школы (у глухих и слабослышащих детей 7-9-х классов время на дополнительные занятия выделяются за счет перераспределения часов учебного плана);
• занятия спортивными танцами;
• участие в работе школьных факультативов;
• дополнительная медицинская помощь в виде регулярных обследований физического состояния детей (2-3 раза в год на базе детской поликлиники № 28 Западного административного округа г. Москвы);
• организация оздоровительных мероприятий.
Отрабатывая подходы к построению и реализации компетентностного, личностно-ориенти-рованного и инклюзивного образования в НОУ СОШ «Интеграция» была разработана и успешно внедрена в образовательное пространство комплексно-целевая программа по освоению проектной технологии, которую мы определили как методика «Турбион-технология» [3, с. 53].
Впервые эта методика была апробирована в нашей школе в 2003-2004 учебном году под руководством завуча школы Т. Е. Веденеевой, методиста школы М. И. Войновой, учителями географии, английского языка, математики и технологии, и на тот период охватывала, главным образом, основное звено школы. Сегодня инновационную методику «Турбион-техноло-гия» активно применяют в своей практической деятельности большинство учителей школы (Ю. Н. Алексейчук, С. А. Алагуева, А. К. Гагиева, А. Ю. Новожилова, Н. О. Погодина, В. А. Семе-
нов, Т. А. Спиридонова, Л. А. Набокова и др.). Все они люди творческие, умеющие нестандартно мыслить, владеющие современными интерактивными технологиями преподавания учебных предметов.
Французское слово «турбион» (tourbillion) переводится на русский язык как «механизм для увеличения точности работ часов», а корневая основа «тур» (tour) переводится как «круг». Своеобразным механизмом повышения эффективности работы проектной методики по замкнутой системе и является «Турбион-технология», которая представляет собой связанную единым содержанием цепочку: «Уроки - исследовательские проекты - презентация научной и творческой части проекта во внешнюю среду».
Использование методики «Турбион-техноло-гия» в учебном процессе можно представить в виде следующей схемы: интегрированный урок, на котором происходит знакомство с заданной темой, продолжение этой работы в проектной деятельности, внешняя презентация проекта и урок с использованием сублимированного материала, собранного ранее (рис. 1).
Цель этой технологии - соединение внеурочной и урочной деятельности учащихся, включение результатов исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала.
Продукт проектной деятельности, пройдя этот замкнутый круг, становится общественно значимым, что в конечном итоге стимулирует мотивационную сферу и ученика, и учителя, повышая коэффициент полезного действия процесса обучения.
Отметим также, что связь между звеньями «исследовательский проект - урок» является двусторонней: с одной стороны, материалы исследований включаются в урок, с другой стороны, на уроках рождаются темы проектов.
Внешняя презентация проектов происходит в два этапа:
1-й этап, назовем его - иннерстеп (от англ. inner 'внутренний') - ознакомление с результатами исследований внутри школы во время проектной недели;
2-й этап - аутерстеп (от англ. outer 'внешний'). Как правило, он проходит за пределами учебного заведения, в ходе общешкольных научно-практических конференций, конкурсов,
Рис. 1. Блок-схема методики «Турбион-технология»
выездных семинаров. Ко второму этапу допускаются только самые зрелые исследования.
На каждом этапе турбион-цепочки возможно точечное подключение к этой работе практически всех категорий учащихся с ОВЗ, что выгодно отличает предлагаемую методику от стандартной проектной технологии. Во-первых, все учащиеся получают не просто репродуктивные знания, а учатся самостоятельно добывать полезную информацию по исследуемой проблеме, повышая тем самым практическую ценность и значимость учебно-познавательных компетенций. Во-вторых, учащиеся с нарушением слуховой функции в результате применения такой точечной интеграции включаются в проектную деятельность в ходе турбион-цикла наравне с остальными учащимися на любом этапе [2].
Например, в общешкольном проекте 2010 г., посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне на тему «Этот день мы приближали, как могли», были задействованы все учащиеся школы, и изучение этой темы началось с уроков истории. Слабослышащие дети вместе с родителями и одноклассниками собирали сведения о своих родных и близких, принимавших участие в Великой Отечественной войне, выезжали на места боевых сражений, приносили фотографии из семейного архива. Часть материала вошла в книгу, которая опубликована и передана в администрацию ЗАО Москвы, другая - в видеофильм,
смонтированный старшеклассниками и показанный всему коллективу школы в мае 2010 г. Сегодня информационные ресурсы, разработанные учащимися в общешкольном проекте, приобретают особую актуальность в связи с подготовкой к празднованию 70-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Отметим, что методика «Турбион-техноло-гия», реализуемая в настоящее время в открытом образовательном пространстве НОУ СОШ «Интеграция», выступает как условие индивидуализации, рефлексии, и корреляции урочной и внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ.
Это проявляется в том, что у каждого слабослышащего ученика есть возможность:
• выбирать себе задание с учетом своих интересов и возможностей;
• подходить к его выполнению творчески;
• в процессе решения проблемы пробовать различные варианты и модели решения;
• попытаться самому найти нужную информацию;
• присоединяться к любому этапу проектной деятельности, который ему по силам.
Кроме того, многолетний опыт работы с учащимися с нарушением слуховой функции показал, что включение их в проектную деятельность по методике «Турбион-технология» способствует не только творческому развитию школьников, но также помогает развивать их
коммуникативную компетенцию в процессе обучения, расширяет возможности учащихся для личностного роста, саморазвития [4].
В соответствии с ФГОС нового поколения в настоящее время разработаны и активно внедрятся в практику начальной школы программы освоения проектной технологии, или метода проектов. Определенный опыт накоплен и в нашей школе. Работа педагогического коллектива в этом направлении постоянно продолжается и не теряет своей актуальности.
Применение проектных технологий в учебном процессе в условиях инклюзивного обучения, тесное взаимодействие с родителями наших «особенных учащихся» позволяют нам не только продолжать успешно реализовывать, начиная с 2004 г., комплексно-целевую программу проектной технологии по методике «Турбион-технология», но и активно применять ее в новых условиях, сохраняя преемственность рабочей концепции программы [5].
Гармоничная учебно-воспитательная среда, в которую включены наши «особенные» учащихся, выступая важнейшим элементом комплексной реабилитации, предусматривает не только организацию их совместного обучения в обычных классах, но и привлекает учащихся с ОВЗ к активному участию в жизни школы, и даже вне ее пределов. Примером этому могут служить, как уже было сказано раньше, школьные и городские олимпиады, всевозможные развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями физического развития не только являются зрителями таких мероприятий, но и сами принимают активное участие в них. Например, ученик 10-го класса Александр Кротков в прошлом году получил Диплом I степени на 12-й московской городской конференции в конкурсе учебно-исследовательских и проектных работ «Интеллект-надежда».
В апреле 2014 г. многие учащиеся нашей школы также стали призерами окружной и республиканской олимпиад. Среди них были и наши слабослышащие учащиеся. Так, на 39-й Всероссийской конференции «Юность, наука, культура», которая проходила в Обнинске, лауреатом 3-й степени стал учащийся 10-го класса Александр Кротков (руководитель проекта -учитель высшей категории Т. А. Спиридонова). В этом же году в конкурсе научно-технических
и творческих проектов ГОУ г. Москвы для обучающихся с ОВЗ (номинация «Математика, ИКТ, техника, физика») Диплом I степени был вручен ученице 2-го класса Ксении Чеботаревой. Специальным призом был отмечен ученик 8-го класса Роман Малышев (номинация «Межпредметные проекты»). А в ноябре этого года призерами теннисного турнира, проводимого среди учащихся с ОВЗ, стали Дарья Расько (10-й класс) и Полина Силантьева (9-й класс).
Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам. Хороший эффект дают такие нестандартные формы реабилитации наших учащихся, как вовлечение детей в процесс творчества, контакт с животными или уход за растениями.
Несколько лет назад администрация школы выкупила участок земли в деревне Федцовские холмы в Волоколамском районе Московской обл. В настоящее время там создано опытно-экспериментальное хозяйство, на территории которого разместился загородный школьный экопарк. Учащиеся с ОВЗ, обучающиеся в школе, получили реальную возможность вместе с одноклассниками участвовать в проектно-исследовательской деятельности на территории загородного хозяйства, выполняя по заказу администрации школы практико-ориентированные проекты.
Сегодня они проводят поисковую и исследовательскую деятельность, в рамках проектов разрабатывают практические рекомендации о размещении огорода, курятника и пасеки на территории школьного экопарка, выращивании перепелок в опытном хозяйстве. Наши слабослышащие учащиеся, принимая активное участие в опытно-практической работе, добиваются значительных успехов. Так, например, Алексей Клитвин (4-й класс) в 2012 г. стал победителем заочного и очного туров 9-го Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке». Тема его проекта «Пришкольный участок. Сохраним растения из Красной книги Москвы» (руководители проекта - учителя начальной школы Ю. Н. Алексейчук, А. Ю. Новожилова). Он разработал конкретные рекомендации по плану развития пришкольного участка как маленькой модели будущего экопарка.
А в прошлом году в конкурсе научно-технических и творческих проектов государственных образовательных учреждений первое место заняла ученица 3-го класса Олеся Щеглова. Конкурс был организован Департаментом образования Москвы и проходил на базе Центрального административного округа, школы № 1406 «Центр на Павелецкой». Тема ее проекта «Могут ли пчелы быть Айболитами?» (руководитель проекта - учитель начальной школы Ю. Н. Алек-сейчук) была выполнена в рамках классного практико-ориентированного проекта учащихся начальной школы. И если на начальном этапе учащиеся начальных классов выполняли прак-тико-ориентированные проекты по отдельным предметам: окружающему миру, чтению, математике, то сегодня школьники выбирают комплексную тематику проектов, в которой интегрируются и реализуются знания, полученные при изучении литературы, математики, окружающего мира, технологии, информатики, успешно справляясь с поставленными задачами.
Благодаря тесному взаимодействию между всеми участниками образовательного процесса, поддержке родителей в настоящее время большинство идей школьников успешно претворяются в жизнь.
Все учащиеся нашей школы с большим интересом и энтузиазмом выезжают на природу в экопарк, где в полной мере могут ощутить значимость результатов своего труда, личного вклада в решение важных социальных проектов.
Соответственно, претерпела некоторые изменения и действующая методика «Турбион-технология»: в ее последовательную цепочку было добавлено новое звено - школьный загородный экопарк как опытно-практическая составляющая проектной технологии [5, с. 220221]. Уточненная схема методики «Турбион-тех-нология», реализуемая в начальном звене школы, приведена на рис. 2.
Школьный загородный экопарк - это не только опытная площадка реализации идей наших учащихся. В рамках образовательного процесса нашей школы мы рассматриваем его как важную задачу по формированию адаптивной, безопасной и гармоничной учебно-воспитательной среды для глухих и слабослышащих учащихся, позволяющей развивать когнитивную исследовательскую и практическую дея-
тельность младших школьников, учащихся с ОВЗ с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого.
В настоящее время школьный экопарк мы рассматриваем также в качестве одной из возможных практико-ориентированных педагогических технологий по экологическому воспитанию учащихся школы
Главная цель создания школьного экопарка на загородном участке опытно-экспериментального хозяйства НОУ СОШ «Интеграция» - гармонизировать отношения детей и окружающего мира. Реализация обозначенной выше цели предполагает решение пяти сложнейших задач:
• обеспечить гармоничную среду обучения, сохранить психику ребенка;
• воспитать у детей чувство единения с природой;
• привить навыки здорового образа жизни;
• продолжить дальнейшую продуктивную деятельность учащихся на территории экопар-ка по методике «Турбион-технология»;
• помочь ребенку осознать всю заботу взрослых, ощутить ценность и значимость своей жизни, защищенность и свободу самовыражения.
Понимая, что решение поставленных задач возможно только с помощью интеграции экологии во всех образовательных областях, применения современных интерактивных и информационных технологий, использования различных форм работы, школа создавала целостную систему экологического воспитания, привлекая все ресурсы и используя разнообразные виды детской творческой деятельности, в том числе и проектно-исследовательскую.
Школьный экопарк - это место, где учащиеся учатся внимательно всматриваться в окружающий мир живой природы, чутко улавливать изменения в нем, понимать и ценить его красоту. Экологическая культура, формируясь в сознании детей, закономерно принимает форму обобщенного действия. Желание что-то сделать для того, чтобы стало лучше, становится естественным. Вместе с ним формулируется и проблема, как это сделать, как найти способы и возможности научного решения выдвинутой гипотезы. Поэтому учащиеся мотивированно выбирают тематику своих проектных работ, которая имеет прямое отношение к экологии, пробле-
Формулировка тем проектов 1,2, 3, 4 -
Интегрированные уроки (знакомство с заданной темой)
-►
Уроки с использованием сублимированного материала проектов 1, 2, 3, 4
Проектная конференция (внешняя презентация проектов 1, 2, 3, 4, обобщение выводов и идей проектов)
Школьный Экопарк -опытно-практическая
Рис. 2. Блок-схема реализации методики «Турбион-технология» в современных условиях
мам охраны окружающей среды. Так, например, во 2-м конкурсе научно-технических и творческих проектов ГОУ г. Москвы для обучающихся с ОВЗ (номинация «Науки в окружающей среде») специальным призом награждены ученица 10-го класса Дарья Расько (тема проекта: «Проблемы и перспективы охраны природы России») и ученица 9-го класса Полина Силантьева (тема проекта: «Природные заповедники в США»).
Каждая поездка в экопарк для наших учащихся - праздник, даже несмотря на то, что день, проведенный здесь, наполнен не только прогулками и созерцанием. Здесь проводятся уроки, учебные практики, высаживается рассада, выращенная юннатами в школе, пропалываются грядки, чистятся клетки для кроликов, очищается лес от мусора, прокладывается экологическая тропа, разбивается палаточный лагерь и пр. Собираясь уезжать, дети искренне сожалеют о том, что нельзя остаться и пожить такой «непраздной» жизнью еще несколько дней.
В настоящее время решение обозначенных выше аспектов нацеливает администрацию на более активное использование дополнительных ресурсов и выполнение принятых на себя обязательств, связанных с успешной интеграцией учащихся с особенностями развития в образовательное пространство школы и последующей их безболезненной социализацией в обществе.
Школа ищет и находит новые и новые решения по социальной адаптации детей с ОВЗ, их социализации в обществе, не замыкаясь в стенах своей школы, а активно налаживая контакты с другими организациями, осуществляет обмен опытом, повышение квалификации учителей, педагогов дополнительного образования.
Хорошие результаты дает тесное содружество с Московским городским дворцом детского (юношеского) творчества, Региональной общественной организацией инвалидов (РООИ) «Перспектива», которое много лет успешно занимается улучшением качества жизни московских детей с ОВЗ [1].
Одно из основных направлений деятельности этой организации - развитие инклюзивного образования. Организация оказывает информационную поддержку педагогам инклюзивного образования, приглашает специалистов из разных городов и стран поделиться своим опытом. Например, в прошлом году в Москву приезжали американские специалисты по инклюзивному образованию, в этом году -эксперты инклюзивного образования из Великобритании и Новой Зеландии. Они организуют семинары, творческие встречи, посещают школы, делятся богатым опытом работы по взаимодействию с детьми-инвалидами.
Однако системой работы РООИ «Перспектива» поставлена задача включения детей с ОВЗ не только в образовательное, но и культурное пространство, для чего проводятся различные совместные не только образовательные, но и культурные мероприятия. Частыми мероприятиями «Перспективы» для детей с ОВЗ и без является проведение совместных праздников, проектов, помогающих им объединиться, познакомиться и в дальнейшем подружиться. «Перспектива» проводит с детьми большую работу по пониманию инвалидности, так называемые «Уроки доброты». Эти уроки способствуют формированию у здоровых школьников адекватного отношения к детям с особенностями развития.
Тесное сотрудничество со школами Москвы и других регионов помогает накопить богатый опыт работы с детьми с ОВЗ, который затем обобщается и распространяется по школам. Так, в выпущенной недавно сотрудниками РООИ «Перспектива» брошюре «Инклюзивное образование: учиться вместе - реально!» обобщается российский и международный опыт инклюзивного образования. В ней рассказывается также об эффективных педагогических технологиях, о том, как вовлечь в работу родителей, помочь детям подружиться и создать в классе благоприятную атмосферу. В дополнение к брошюре при поддержке Центрального окружного управления образования был снят фильм «Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования». Этот фильм можно назвать наглядным пособием для родителей, педагогов и специалистов, работающих в области развития инклюзивного образования, который активно используется и в нашей школе в работе с детьми.
Таким образом, создание в школе целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития нормальных детей и детей с ОВЗ, для социально-психологической реабилитации и интеграции их в социум, а также тесное взаимодействие с другими организациями, работающими над этими же проблемами, и обмен опытом приносит хорошие плоды. На сегодняшний день около десяти воспитанников после успешного окончания школы поступили в вузы или продолжают свою профессиональную карьеру в самых разнообразных сферах человеческой деятельности и общественного производства. Это банкиры, менеджеры, ху-
дожники, дизайнеры, инженеры и др. И успехи, которых добиваются наши слабослышащие выпускники в жизни, еще раз подтверждают эффективность использования инновационного ресурса саморазвития учащихся с ОВЗ.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зименкова, Ф. Н. Практика взаимодействия преподавателей вуза с московскими школами, работающими в условиях инклюзивного обучения. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы [Текст] / Ф. Н. Зименкова, Н. Л. Чернецова // Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. (В. Новгород, 19-21 мая 2014) / сост. Е. В. Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - В. Новгород, 2014. - С. 103-109.
2. Чернецова, Н. Л. Реализация индивидуальных образовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями в НОУ СОШ «Интеграция» [Текст] / Н. Л. Чернецова, Т. Е. Веденеева // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности: материалы 3-й Междунар. науч.-практ. конф. -М.: МПГУ, 2011. - С. 158-160.
3. Веденеева, Т. Е. Проектная технология как условие корреляции урочной и внеурочной деятельности учащихся [Текст] / Т. Е. Веденеева, М. И. Войнова // Дидакт учитель. -2003.- № 3. - С. 50-55.
4. Чернецова, Н. Л.Турбион-технология как одна из эффективных форм реализации индивидуальных образовательных программ для учащихся с особенностями развития [Текст] / Н. Л. Чернецова // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения: материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф. и 16-й науч.-практ. Межрегион. тьюторской конф. 9-10 ноября 2011 г. М.: МПГУ; АП-КиППРО, 2011. - С. 230-234.
5. Веденеева, Т. Е. Загородный школьный Эко-парк как опытно-практическая составляющая реализации модели «Турбион-техноло-гия» в условиях инклюзивного обучения [Текст] / Т. Е. Веденеева, Н. Л. Чернецова //
Технологическое образование молодежи в инновационно-технологическом развитии экономики страны: сб. науч. тр. 20-й Между-нар. науч.-практ. конф. (МПГУ ИФТиС, 2427 ноября 2014). - М., 2014. - С. 219-221.
REFERENCES
1. Zimenkova F. N. Chemetsova N. L. Praktika vzaimodeystviya prepodavateley vuza s moskovs-kimi shkolami, rabotayushchimi v usloviyakh inklyuzivnogo obucheniya. Inklyuzivnoe obra-zovanie: problemy i perspektivy. Setevoe vzaimo-deystvie universitetov s sotsialnymi partnerami v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya: mezhdun-arodnyy i regionalnyy aspekt: Proceedings of the International Conference. (V. Novgorod, 19-21 may 2014). V. Novgorod, 2014. Pp. 103-109.
2. Chernetsova N. L., Vedeneeva T. E. Realizatsi-ya individualnykh obrazovatelnykh programm dlya uchashchikhsya s ogranichennymi voz-mozhnostyami v NOU SOSh "Integratsiya". Tyutorstvo v otkrytom obrazovatelnom pros-transtve: Razrabotka professionalnykh standar-tov tyutorskoy deyatelnosti: Proceedings of the
3rd International Conference. Moscow: MSPU, 2011. Pp. 158-160.
3. Vedeneeva T. E., Voynova M. I. Proektnaya tekhnologiya kak uslovie korrelyatsii urochnoy i vneurochnoy deyatelnosti uchashchikhsya. Di-dakt uchitel. 2003, No. 3. pp. 50-55.
4. Chernetsova N. L. Turbion-tekhnologiya kak odna iz effektivnykh form realizatsii individualnykh ob-razovatelnykh programm dlya uchashchikhsya s osobennostyami razvitiya. Tyutorstvo v otkrytom obrazovatelnom prostranstve: professionalnyy standart tyutorskogo soprovozhdeniya: Proceedings of the 4th International Conference and 16th Interregional Tutor Conference, 9-10 nov. 2011. Moscow: MSPU; APKiPPRO, 2011. Pp. 230-234.
5. Vedeneeva T. E., Chernetsova N. L. Zagorodnyy shkolnyy Ekopark kak opytno-prakticheskaya sostavlyayushchaya realizatsii modeli "Turbion-tekhnologiya" v usloviyakh inklyuzivnogo obucheniya. Tekhnologicheskoe obrazovanie molo-dezhi v innovatsionno-tekhnologicheskom razvitii ekonomiki strany: Proceedings of the 20th International Conference. Moscow: MSPU, IFTiS, 24-27 nov. 2014. Moscow, 2014. Pp. 219-221.
веденеева татьяна Евгеньевна, доцент кафедры контрастивной филологии Московского педагогического государственного университета, старший методист НОУ СОШ «Интеграция» e-mail: t.e.vedeneeva@mail.ru
Vedeneeva Tatyana E., Associate Professor, Comparative Philology Department, Moscow State Pedagogical University, Senior Methodologist, Private Secondary School "integration" e-mail: t.e.vedeneeva@mail.ru
зименкова фаина николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета e-mail: fainazim@mail.ru
Zimenkova Faina N., PhD in Education, Associate Professor, Technology and Vocational Training Department, institute of physics, technology and information systems, Moscow State Pedagogical University e-mail: fainazim@mail.ru
Чернецова наталья леонтьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета, учитель технологии и черчения НОУ СОШ «Интеграция», г. Москва e-mail: natacherne@mail.ru
Chernetsova Natalya L., PhD in Education, Associate Professor, Technology and Vocational Training Department, institute of Physics, Technology and information systems, Moscow State Pedagogical University, teacher of technology and drawing, Moscow Private Secondary School "integration" e-mail: natacherne@mail.ru