Научная статья на тему 'Инклюзивный подход при обучении на уроках окружающего мира, детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием игр и упражнений коррекционно-развивающего характера'

Инклюзивный подход при обучении на уроках окружающего мира, детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием игр и упражнений коррекционно-развивающего характера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1449
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH A CLASS OF HEALTH / PRIMARY SCHOOL / SURROUNDING WORLD / DIDACTIC GAME / CORRECTIVE EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячкова Татьяна Валерьяновна, Баканов Максим Викторович, Завальцева Ольга Александровна

Статья посвящена обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках окружающего мира в начальной школе с использованием игр и упражнений, которые носят коррекционно-развивающий характер. Раскрыты основные задачи преподавания окружающего мира для детей с ОВЗ. Рассмотрены возможности для формирования универсальных учебных действий. Установлена роль мотивации при обучении детей с ОВЗ в начальной школе. Делается акцент на то, что должны применяться особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE APPROACH TO TRAINING ON LESSONS OF THE ENVIRONMENT, CHILDREN WITH DISABILITIES, WITH THE USE OF GAMES AND EXERCISES OF CORRECTION-DEVELOPING CHARACTER

The article is devoted to the education of children with disabilities in the lessons of the surrounding world in an elementary school with the use of games and exercises that are of a corrective-developing nature. The main tasks of teaching the world around us are revealed for children with disabilities. The possibilities for the formation of universal educational activities are considered. The role of motivation in teaching children with HIA in primary school is established. The emphasis is placed on the fact that special correctional-developing pedagogical technologies should be applied, which make it possible to achieve positive dynamics in education and upbringing.

Текст научной работы на тему «Инклюзивный подход при обучении на уроках окружающего мира, детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием игр и упражнений коррекционно-развивающего характера»

учителя. «Его проповеди, как духовный меч, рассекая первые завязи всероссийской смуты и насильно внедряемой лжи, помогли многим сориентироваться и не погибнуть в это страшное для верующих людей время. С каждым днем в его храмах становилось все больше и больше молящихся. Отец Аркадий ежедневно совершал богослужения, говорил пламенные проповеди, заражая духовной радостью измученные и охладевшие сердца людей» [1, с. 2391.

Эффективность просветительской деятельности и духовно-нравственного воспитания в братстве стала заслугой не только о. Аркадия, но членов православной общины, созданной им, среди которых были поистине выдающиеся люди, продолжающие дело своего духовного учителя и после его ареста.

«В Свято-Николаевском братстве принимали активное участие лучшие люди Житомира, имена которых, а их более 120, нам удалось установить на сегодняшний день» [1, с. 2401.

Среди ярких представителей Свято-Николаевского братства стоит его назвать бессменную руководительницу с 1925 по 1934 год княжну Наталью Ивановну Оржевскую, награжденную орденом Св. Екатерины и обладающую полным и заслуженным доверием Императорской семьи; княжну Наталью Сергеевну Шаховскую, окончившую институт благородных девиц в Москве и обучающуюся в Парижской Художественной академии; окончившего Московскую духовную семинарию преподавателя истории и сравнительного богословия в Волынской духовной семинарии Василия Яковлевича Малахова; протоиерея Илью Николаевича Николаева, окончившего Волынскую духовную семинарию и работавшего воспитателем-надзирателем в Житомирском духовном училище; поэта Контантина Константиновича Роше [31.

«6 мая 1922 года Остальский был арестован, и это вызвало общественное возмущение во всей епархии. Поддержка многочисленного Братства затрудняла процесс и безоговорочное осуждение протоиерея Аркадия, категорически отрицавшего свою вину» [1, с. 2401. Годы арестов, ссылок, репрессий, тюрем и лагерей закончились мученическим восхождением на Голгофу - 7 декабря 1937 года епископ Аркадий (Остальский) был приговорен к расстрелу [31. После ареста своего наставника и духовного вдохновителя братство в большей степени подпольно продолжало социальную, миссионерскую и просветительскую деятельность до середины 30-х годов ХХ века. По некоторым сведениям были попытки возрождения Свято-Николаевского братства в годы Великой Отечественной войны, однако власти позаботились о том, чтобы оно уже никогда больше не существовало.

Выводы. На основе вышеизложенного можем утверждать, что изучение духовного наследия прошлого, анализ его социальной, просветительской и духовно-культурной деятельности - сегодня не просто представляет научный интерес, а является острой потребностью ввиду поиска истинно эффективного средства и концептуальной основы реформирования отечественной образовательной системы.

Обращение к изучению истории существования Свято-Николаевского братства, жизненного пути его участников, их педагогического и духовного наследия позволит раскрыть ценный материал - многовековую национальную и духовную модель формирования будущего поколения на базисах истинных морально-нравственных и общественных ценностей.

Литература:

1. Доненко Николай, протоиерей. Священномученик Аркадий (Остальский), Епископ Бежецкий. Жизнеописание, духовное наследие: беседы, руководство для пастырей, проповеди, акафисты. - Феодосия -Москва: Издательский дом «Коктебель», 2012. - 592 с.

2. Лобова Т.Г. Братство как концепт // Омский научный вестник. - 2014. - № 2. - С. 89-93.

3. Протоиерей Николай Доненко. Свято-Николаевское братство священномученика Аркадия (Остальского) в Житомире // Материалы XVII ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. - М., 2007. - С. 238-244.

4. Сомин Н.В. Кресто-Воздвиженское трудовое братство Николая Николаевича Неплюева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2008. - Вып. 1(8) - С. 57-72.

5. Фромм Э. Забытый язык // Душа человека. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 664 с.

Педагогика

УДК: 371

кандидат биологических наук, старший преподаватель Дьячкова Татьяна Валерьяновна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Баканов Максим Викторович

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

Аннотация. Статья посвящена обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках окружающего мира в начальной школе с использованием игр и упражнений, которые носят коррекционно-развивающий характер. Раскрыты основные задачи преподавания окружающего мира для детей с ОВЗ. Рассмотрены возможности для формирования универсальных учебных действий. Установлена роль мотивации при обучении детей с ОВЗ в начальной школе. Делается акцент на то, что должны применяться особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, начальная школа, окружающий мир, дидактическая игра, коррекционные упражнения.

Annоtation. The article is devoted to the education of children with disabilities in the lessons of the surrounding world in an elementary school with the use of games and exercises that are of a corrective-developing nature. The main tasks of teaching the world around us are revealed for children with disabilities. The possibilities for the formation of universal educational activities are considered. The role of motivation in teaching children with HIA in

primary school is established. The emphasis is placed on the fact that special correctional-developing pedagogical technologies should be applied, which make it possible to achieve positive dynamics in education and upbringing.

Keywords: inclusive education, children with a class of health, primary school, the surrounding world, didactic game, corrective exercises.

Введение. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится все более актуальной в современной педагогической практике. Количество детей с физическими или психическими нарушениями возрастает. Интегрирование таких детей в массовую школу ставит перед педагогами не только воспитательные и обучающие, но и коррекционные задачи. Каждый ребенок с ОВЗ имеет свои особенности, но можно выделить и общие трудности и проблемы, с которыми педагогам приходится работать на уроке: проблемы замедленного и ограниченного восприятия; недостатки развития моторики и речевого развития, недостаточная познавательная активность, неуверенность в себе, зависимость от окружающих и т. д.

Предмет «Окружающий мир» представляет собой образовательный цикл, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм научного познания, формировании целостной картины мира и осознании места человека в нём, получают опыт продуктивного содержательного общения с людьми как представителями общества и опыт взаимодействия с природой.

В учебную дисциплину «Окружающий мир» заложена содержательная основа для широкой реализации всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

По результатам освоения данной дисциплины в них заложены широкие возможности для формирования универсальных учебных действий (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [4, с. 1021.

Также стоит сказать, что и мотивация играет далеко не маловажную роль в процессе обучения. Мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности (у меня получится! я это не умею, но мне это нужно; у меня это спросят). Особенно остро процесс мотивации стоит при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. В педагогической практике замечено, что мотивация в учебной деятельности наиболее ярко может быть реализована через проектную деятельность [3, с. 27-281. Учебный проект - это выстраиваемая каждым ребенком последовательность операций, требований и условий, позволивших ему воплотить в жизнь собственный замысел. Так же в своей практике учителя наиболее часто сталкиваются с такими Проблемами организации проектной деятельности в начальной школе, как подмена понятий (проект-учебное задание); неоправданное усложнение подходов к организации проектной деятельности. Как следствие и результат - потеря мотивации.

В качестве выхода из данной ситуации предлагаю зарекомендовавшие себя в процессе обучения учебные пособия под редакцией И.В. Казанцевой, Ю.И. Архиповой и Ю.И. Глаголевой, выпущенных в издательстве «Просвещение» (рисунок 1).

Рисунок 1. Учебно-методический комплекс «Создаю проект»

Уроки окружающего мира в начальной школе имеют для детей с ОВЗ большое воспитательное и коррекционное значение: помогают учащимся расширить кругозор, развивать наблюдательность детей, получать опыт практических действий, учить самостоятельно добывать знания и пользоваться ими, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности. У детей формируются элементарные представления и понятия, которые нужны при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление об окружающем мире.

Преподавание дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе в условиях инклюзивного образования решает не только общие учебно-воспитательные, но и специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с трудностями восприятия учебной информации и формирования правильных представлений о биологических и географических объектах возникает необходимость индивидуализировать учебный процесс, а вместе с этим активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Основными задачами преподавания окружающего мира для детей с ОВЗ являются:

1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, планетах, материках, океанах, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);

2. Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

3. Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

4. Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;

5. Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё [2, с. 5-121.

Успешная деятельность учителя с инклюзивными детьми зависит от применения на уроках особых педагогических технологий, позволяющих найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, провести коррекцию недостатков психического развития ученика в целом [1, с. 27-281. Наиболее успешными для данной категории детей являются применение на уроках окружающего мира коррекционно-развивающих упражнений, т.к. они направлены на повышение:

• уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания;

• уровня развития логического мышления;

• развития наглядно-образного и логического мышления;

• развития речи;

• развития приемов учебной деятельности.

К основным дидактическим и методическим условиям развития познавательного процесса у учащихся на уроках окружающего мира относят:

• Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска;

• Обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся;

• Предложение учащимся посильного учебного материала;

• Использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся;

• Обсуждение на уроках интересных фактов из жизни животных и растений;

• Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.

Наибольший эффект на уроках окружающего мира дают специальные коррекционно-развивающие упражнения (на примере темы «Путешествие по материкам»), представленном в таблице 1.

Упражнения, связанные с тактильным восприятием:

Упражнение «Запомни и нарисуй»

Планета Земля

1 г 1 г

Океаны Материки

г

1.Тихий океан

2 .Атлантический океан

З.Индийский океан

1. Евразия

2. Африка

3. Сев. Америка

4. Ю. Америка

Цель: развитие

пространственно аналитической деятельности, умение

ориентироваться в

графических изображениях предметов, повышение

уровня внимания, памяти, лучшее усвоение нового материала и прочное закрепление ранее

пройденного.

Задание: Запомни и нарисуй схему «Планета Земля»

Упражнение «Копирование изображения по образцу»

Соотношение количества воды II суши на Земле

Соотношение соленойп пресной воды на Земле

Вода ■ Земля

Солоная ■ Пресная

Цель: Развитие и коррекция произвольной сферы

ребенка, повышение уровня возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, а так же умения

ориентироваться на образец.

Задание:

Срисуй диаграмму, после окончания работы проверь, все ли верно. Можно исправить если заметил неточности. Ошибками являются: неправильно

изображенный элемент, замена одного элемента другим, отсутствие

элемента, сильный перекос рисунка.

Упражнение «Алфавит»

Термины

Планета Африка Солнце

Индийский океан Евразия Тихий океан Южная Америка Земля

Цель: Развитие и коррекция уровня произвольного внимания, его концентрации. Формирование приемов учебной деятельности (умения действовать по правилу) развитие фонематического слуха и уровня речевого развития. Задание: Перечислить термины в алфавитном порядке. Задание выполняется устно или письменно, фронтально или индивидуально, за определенное количество времени._

Упражнение «Четвертый лишний»

Вариант 1

1 .Айсберг

2. Пингвин

3.Жираф

4. Снег

Вариант 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Медведь

2. Белка

3. Лиса

4. Утконос

Вариант 2

1 .Пустыня 2.Кактус З.Змея 4.Река

Вариант 5

1.Лес

2. Ель

3. Сосна

4. Эвкалипт

Вариант 3

1.Нил

2. Амазонка

3.Волга

4. Сахара

Вариант 6

1.Лев 2.3ебра

3.Тигр

4. Дятел

Цель: Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания, памяти, формирование приемов учебной

деятельности, повышение уровня развития логических операций (анализа,

обобщения,систематизации). Задание: из предложенного перечня объектов, выбери тот, который является лишним. Почему именно этот объект является лишним?

Упражнение «Найди смысловые связи»

Цель: Развитие и

коррекция уровня

произвольного внимания, мыслительной деятельности, механической и логической памяти, развитие

воображения и общего интеллекта.

Выводы. Таким образом, на уроках окружающего мира при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья должны применяться особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Тем самым каждый педагог должен находить более эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения познавательной активности обучающихся и повышения качества обучения. Для активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, на уроках окружающего мира важно использовать разнообразные игры и упражнения коррекционно-развивающего характера, учитывая индивидуальные особенности обучающихся. Эффективность использования заданий зависят от их правильного сочетания с другими способами и средствами обучения.

Литература:

1. Бекшаев И.А. Особенности преподавания биологии в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла: сборник научных трудов. - Ульяновск: УЛГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. - с. 26-28.

2. Бекшаев И.А., Андрякова Н.А. Инклюзивный подход к обучению детей с ОВЗ на уроках биологии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. - с. 5-12.

3. Притула М.Г. Сборник «Методические рекомендации по применению коррекционно-развивающих упражнений и игр в учебном процессе с детьми с ОВЗ»/ Югорск, 2014 - 12 с.

4. Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие [Текст| - М.: издательский центр Владос, 2011 - 167 с.

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель Ерохина Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (г. Москва)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. Одним из важнейших результатов образования является формирование методологических знаний. Цель статьи раскрыть сущность методологических знаний в структуре содержания математического образования. Формирование научного мировоззрения происходит в процессе овладения студентами основами научных методов познания окружающего мира и развития теоретического мышления. Место математики в системе наук, универсальность ее методов определяют ее особую роль в создании условий для формирования научного мировоззрения обучаемых. Представляя общенаучный метод познания, математика показывает единство научной картины материального мира. Математика формирует обобщенную, научно обоснованную систему представлений, взглядов на природу, общество, мышление.

Ключевые слова: методология, методы познания, научное мировоззрение, метод моделирования.

Annotation. One of the most important results of education is the formation of methodological knowledge. The purpose of the article is to reveal the essence of methodological knowledge in the structure of the content of mathematical education. The formation of a scientific worldview takes place in the process of mastering the students by the fundamentals of scientific methods of cognition of the surrounding world and the development of theoretical thinking. The place of mathematics in the system of sciences, the universality of its methods determine its special role in creating conditions for the formation of the scientific outlook of trainees. Introducing the general scientific method of cognition, mathematics shows the unity of the scientific picture of the material world. Mathematics forms a generalized, scientifically based system of representations, views on nature, society, thinking.

Keywords: methodology, methods of cognition, scientific worldview, modeling method.

Введение. Одним из важнейших результатов образования является формирование методологических знаний как основы мировоззренческих позиций и убеждений обучающихся. Именно мировоззрение лежит в основе дальнейшего личностного и профессионального роста человека. К мировоззренческим знаниям относят не все знания о человеке и окружающем его мире, а наиболее обобщенные и систематизированные. В ходе развития науки и общественной практики, а так же при реализации результатов научного познания приобретает важное научное значение определение рациональных способов познания, которые дают возможности открытия новых знаний. Академик П.Л. Капица так писал о важности новых методов, которые дают возможность решить стоящие перед наукой очень сложные проблемы: «Как и все научные открытия, великие методические изобретения могут привести к решению основных проблем, стоящих перед наукой в течение долгих лет, и также к созданию целой области науки» [13]. Значительный потенциал для личностного и профессионального роста имеется у дисциплин математического цикла. Место математики в системе наук, универсальность ее методов определяют ее особую роль в создании условий для формирования научного мировоззрения обучаемых [7]. Представляя общенаучный метод познания, математика показывает единство научной картины материального мира. Математика формирует обобщенную, научно обоснованную систему представлений, взглядов на природу, общество, мышление [9]. Изучение методологических вопросов в настоящее время превратилось во внутреннюю потребность естественных и технических наук и в одну из важных функций математических знаний.

Изложение основного материала статьи. В существующей философской литературе понятие методологии используется в основном в следующих значениях:

- способ подхода к явлениям природы и общества, другими словами, как учение о методе;

- как учение о способах, использующихся для достижения цели, решения определенной задачи, другими словами, как теория;

- учение о способах исследования, другими словами, как методика;

- совокупность способов исследования, применяемых в той или иной области науки, другими словами, как метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.