Научная статья на тему 'Реализация индивидуального подхода при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии'

Реализация индивидуального подхода при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2312
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / STUDENTS WITH DISABILITIES / INDIVIDUAL APPROACH / PSYCHOLOGICAL / MEDICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONSULTATION / INCLUSIVE EDUCATION / INDIVIDUAL CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL PROGRAMS / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / ADAPTED BASIC EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резникова Е.В., Будникова Е.С.

Введение. Одним из приоритетных направлений исследований Российской академии образования является научное обоснование подходов к повышению качества образования учащихся. Ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) все более активно занимает инклюзия. В целях достижения нового качества образования создан проект современной модели «Российское образование 2020 г.», который предусматривает использование вариативности образовательных траекторий на всех уровнях образования, включая обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе, для которых инклюзивное образование предполагает индивидуальную работу педагогов. Цель статьи. Обосновать авторскую систему осуществления индивидуального подхода через организацию психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в общеобразовательной организации. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), анализ нормативно-правового обеспечения организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, наблюдение, описание, методы статистической обработки информации. Результаты. Разработаны методические подходы к организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы. Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации предполагает использование специальных методов и приемов, особое наполнение структуры, содержания этапов урока. Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью деятельности психолого-педагогического консилиума является соответствие результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов для начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Заключение. Делается вывод о том, что реализация психолого-педагогического сопровождения специалистами в условиях инклюзивной школы будет способствовать решению вопросов успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации среди обычных сверстников и последующей социализации. Основные положения: описаны методические подходы к реализации индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования; представлены практики реализации комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, позволяющие реализовывать основные направления коррекционно-педагогической помощи (диагностическое, образовательное, коррекционно-развивающее), основываясь на индивидуальном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резникова Е.В., Будникова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL APPROACH IN TEACHING CHILDREN WITH DISABILITIES IN TERMS OF INCLUSION

Introduction. One of the priority areas of research of the Russian Academy of education is the scientific substantiation of approaches to improving the quality of education of students. Inclusion is increasingly taking a leading position in the education of children with disabilities (disabilities). In order to achieve a new quality of education, a project of a modern model "Russian education 2020" was created, which involves the variability of educational trajectories at all levels of education, including the training of children with disabilities in secondary school, for which inclusive education involves individual work of teachers with a child. Purpose of article. To substantiate the author's system of implementation of an individual approach through the organization of psychological and pedagogical support of children of primary school age with mental retardation in the educational organization. Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature devoted to the problem of organization of psychological and pedagogical support of children with disabilities, analysis of legal support of the organization of psychological and pedagogical support of children with disabilities, observation, description, methods of statistical information processing. Results. Methodological approaches to the organization of the educational process for students with disabilities in an inclusive school. The implementation of an individual approach to teaching child-ren with disabilities in a General educational organization involves the use of special methods and techniques, a special content of the structure, the content of the stages of the lesson. Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the psychological and pedagogical Council is the compliance of the learning outcomes of students with disabilities with the requirements of Federal state educational standards. Conclusion. It is concluded that the implementation of psychological and pedagogical support by specialists in an inclusive school will help to address the issues of successful education of children with disabilities, their adaptation among ordinary peers and subsequent socialization. Highlights: methodological approaches to the implementation of individual psychological and pedagogical support of children with disabilities in school in an inclusive education are described; practices of implementation of complex support of students with disabilities in an inclusive education, allowing to implement the main directions of correctional and pedagogical assistance (diagnostic, educational, correctional and developmental), based on an individual approach.

Текст научной работы на тему «Реализация индивидуального подхода при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии»

DOI: 10.25588^Ри.2019.75..7..017

УДК 371.9 ББК 74.5

Е. В. Резникова1, Е. С. Будникова2

^ОТ № 0000-0002-4785-3559 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, №

а

г. Челябинск, Российская Федерация.

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 73 г. Челябинск»,

E-mail: katena2204@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Аннотация

Введение. Одним из приоритетных направлений исследований Российской академии образования является научное обоснование подходов к повышению качества образования учащихся. Ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) все более активно занимает инклюзия. В целях достижения нового качества образования создан проект современной модели «Российское образование 2020 г.», который предусматривает использование вариативности образовательных траекторий на всех уровнях образования, включая обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе, для которых инклюзивное образование предполагает индивидуальную работу педагогов.

Цель статьи. Обосновать авторскую систему осуществления индивидуального подхода через организацию психолого-педагогического сопровож-

а -к

E-mail: elen2211@mail.ru Ц

н

2--—.- — ________-----___ д

ORCID № 0000-0003-2111-1976 §

§

Магистр педагогики, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории ^

§

ж

о

^

о о

г. Челябинск, Российская Федерация. ^

о

а 3

§ о

Л

л

ж §

§ №

№ Й

о г

а н

и

л н

н

№ О

Ж О с

to д

3

О

в

So №

2 О

в и

ж н

и

дения детей младшего школьного возраста с задержкой психического разви- и

а

«о

о «

а ж

тия в общеобразовательной организации.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), анализ нормативно-правового обеспечения организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, наблюдение, описание, методы статистической обработки информации.

Результаты. Разработаны методические подходы к организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы. Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации предполагает использование специальных методов и приемов, особое наполнение структуры, содержания этапов урока.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью деятельности психолого-педагогического консилиума является соответствие результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов для начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация психолого-педагогического сопровождения специалистами в условиях инклюзивной школы будет способствовать решению вопросов успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации среди обычных сверстников и последующей социализации.

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями

и здоровья; индивидуальный подход; психолого-медико-педагогическое со-

провождение; психолого-педагогический консилиум; инклюзивное образо-§ вание; индивидуальные коррекционно-образовательные программы; инди-

о- видуальный образовательный маршрут; адаптированная основная образо-

сц

^ вательная программа.

Основные положения:

- описаны методические подходы к реализации индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;

- представлены практики реализации комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, позволяющие реализовывать основные направления коррекционно-педагогической помощи (диагностическое, образовательное, коррекционно-развивающее), основываясь на индивидуальном подходе.

1 Введение (Introduction) В педагогической науке индиви-

В Челябинской области для обуче- дуализация определяется как «орга-

ния детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) полностью сохранена дифференцированная сеть специализированных образовательных организаций. В системе общего образования области обучаются около 41250 детей с ОВЗ, которые в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» должны осваивать содержание общего образования по адаптированным общеобразовательным программам (АОП), разрабатываемым на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [1; 2].

Дети с ОВЗ получают образование в организациях, в которых создаются специальные условия, а образовательная деятельность осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам [1; 2].

низация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к обучению». Но обычно под индивидуализацией понимают «учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются» [3].

Индивидуализация обучения отражает одну из актуальных проблем современного образования - создание педагогических условий для реализации индивидуального подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии.

Вопросы реализации индивидуального подхода к обучению детей с

"■а

л §

a -к

So 5 Ж

д

5 в 5

t

о-Ж

о г о a о

х

о

д

а р

5 о

ч

4

л

Ж

5

5 д

л

т

л й

о г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р

a Ж

5

ч

л

Ж Ж

№ о

Ж о

О

to д

р о

в So

№ §

о в 5

Ж Ж

5 5

5

а в

о

к

и

н

д

^

U

hq «

в

§

и

н

Р

е

йн

И5

hq

ограниченными возможностями здоровья рассматривались теоретиками и практиками: А. А. Кирсановым, О. В. Копыловой, П. А. Лебедевым, Л. Ф. Масленниковым и др.

К психолого-педагогическим условиям обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях относится их сопровождение учителем-дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом с целью успешной школьной социализации и адаптации. Постоянная взаимосвязь учителя и специалистов способствует обеспечению полноценного кор-рекционного воздействия на школьников с ОВЗ [1; 2; 3].

Общей главной психолого-педагогической задачей сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе является сохранение соматического и психического здоровья, положительной динамики в развитии всех детей.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Исследования в реализации индивидуального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на базе МАОУ «СОШ № 73 г. Челябинск» в рамках

деятельности школьного психолого-педагогического консилиума показали, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, вовлеченные в обучение в рамках реализации ФГОС, выпускаются из начальной школы так же, как нормально развивающиеся сверстники, благодаря их правильному, грамотному сопровождению специалистами.

Одним из основных механизмов осуществления коррекционной работы является взаимодействие специалистов школы, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом и учителем класса. Такое взаимодействие включает многоаспектный анализ личностного и познавательного развития; составление индивидуальных программ развития и коррекции учебно-познавательной и речевой сфер ребенка [4, 5, 6, 7].

После завершения индивидуальной диагностики уровня усвоения программного материала по русскому языку, математике, литературному чтению, выяснения степени сформи-рованности универсальных учебных действий (УУД) ребенка учитель-де-

фектолог передает учителю класса и учителю-логопеду для дальнейшей совместной коррекционной работы по каждому ученику сведения об имеющихся нарушениях в развитии ребенка, об индивидуальных особенностях детей (есть ли интерес к учению, работоспособность ученика, усидчивость, темп деятельности, наличие самоконтроля, понимание инструкции, принятие помощи специалиста, умение самостоятельно преодолевать затруднения в решении поставленных задач, уровень развития общей осведомленности, состояние психических процессов, развитие понятийного мышления, мыслительных операций, навыков суждений и умозаключений).

Анализируя полученные результаты диагностики и взаимообмена информацией, учитель класса, учитель-дефектолог, учитель-логопед и педагог-психолог заполняют карты комплексной диагностики и коррекции.

Классный руководитель в карте отмечает усвоение учеником учебного материала, взаимоотношения со сверстниками и одноклассниками, его личностные качества и динамическое наблюдение.

Учитель-дефектолог анализирует

развитие навыка чтения (способ чтения, скорость, характер ошибок, понимание прочитанного), сформирован-ность навыка письма (списывание, письмо по слуху, умение выполнять фонетический разбор, по составу и предложения, знание частей речи), а также владение устными и письменными вычислительными операциями, знание нумерации чисел, умение их сравнивать, решать простые и составные задачи, выполнять действия с именованными числами, знание геометрического материала и динамика обучения ученика.

Учитель-логопед исследует артикуляционную моторику обучающихся, звукопроизношение, фонематическое восприятие, развитие звуко-бук-венного анализа слов, слоговой структуры слова, грамматического строя речи, отмечает объем словаря, фиксирует характер ошибок на письме и при чтении, а также результаты динамического наблюдения.

Педагог-психолог отмечает у учащегося особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, общей осведомленности и результаты динамики развития.

Каждый специалист далее рабо-

"■а

№ §

а

§

§ ж §

№ §

I

о-ж

о

г о

а о

XX о

а 5

з

§ о

ч

ч

ж § § № №

о г

з

а ж

§

ч

ж ж

№ о

Ж о

о

оз

о

№ §

№ §

о

№ §

Ж ж

§ § §

а

в

о к

5 Ж

д

U

hq «

в

вко

5 Ж

л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

йн

И5

hq

тает в рамках своей профессиональной компетенции. Обобщение результатов дает им тот объем сведений, который позволяет оценить состояние познавательной деятельности ученика, выстроить иерархию выявленных нарушений в развитии ребенка, определить направления, пути и методы коррекционно-педагогической помощи [4; 5; 6; 7].

3 Результаты (Results)

По итогам диагностического обследования, с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), специалистами планируются коррекционно-развиваю-щие занятия, используя на них специальные приемы и методы. Например, к таким приемам и методам относятся нетрадиционные формы работы для профилактики переутомления, преодоления негативизма к обучению. Перед ребенком ставятся конкретные задачи, большие по объему задания предлагаются в виде последовательных частей, при этом осуществляется контроль хода работы над каждой частью и вносятся необходимые коррективы. Педагоги на уроках планируют коррекцию и развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных

действий, использование мультисен-сорных техник обучения. На каждом занятии целесообразно чередовать учебную нагрузку с отдыхом и двигательной активностью, проводить опрос в начале урока и предъявлять ученикам четкие, немногословные инструкции.

Рассмотрим использование учителем на уроке специальных методов и приемов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На этапе урока «Самоопределение к деятельности» используется слово учителя. Проверка домашнего задания у учеников с ограниченным возможностями проводится индивидуально, посредством беседы, опроса или работы по карточкам. У всех остальных учащихся выполнение домашнего задания осуществляется через фронтальный опрос. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности обучающихся осуществляется с помощью беседы, работы с учебником. Учитель может использовать работу по карточкам, алгоритмы и схемы. Ученикам, испытывающим трудности в обучении, оказывается стимулирующая помощь. На этапе постановки учебной задачи, помимо словесного метода обучения

(беседа), применяются наглядные (презентации, алгоритмы, схемы) и практические методы обучения (создание проблемной ситуации, постановка вопроса, целеполагание). Изучение нового материала с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья следует проводить с опорой на наглядность и использовать алгоритм для выполнения задания. Данный этап урока организуется с помощью словесных, наглядных и практических (добывание новых знаний, путем извлечения информации и представления в виде таблиц, схем, диаграмм) методов обучения. Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой осуществляется посредством выполнения упражнений из учебника, организации работы по карточкам, с использованием алгоритмов и схем. Рефлексия организуется с применением раздаточных карточек «Смайлики успеха», «Лестница достижений», «Знаки» и т. д. Такие приемы помогают наглядно увидеть, что усвоили и осознали обучающиеся в ходе урока, а над чем нужно еще поработать на перспективу. Инструктаж по выполнению домашней работы предлагается дифференцированный, с целью успешного его

выполнения домашних заданий всеми обучающимися класса.

При использовании наглядных, словесных, практических методов обучения и специальных (коррекцион-ных) приемов, при организации индивидуальной, фронтальной и коллективной форм работы осуществляется коррекционно-педагогическая помощь учащимся с ограниченными возможностями здоровья и формируются УУД в соответствии с требованиями ФГОС.

В начале урока целенаправленно создается атмосфера заинтересованного повторения материала, которая стимулирует познавательную активность, развивает исследовательский интерес, воспитывает любознательность учащихся. Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется наиболее ярко на этапе сообщения новых знаний.

Проверка результативности может быть организована, например, в форме работы с раздаточными карточками «Смайлики успеха», «Лестница достижений», «Знаками» и т. д. Такие приемы помогают наглядно увидеть, что поняли и осознали обучающиеся, а над чем нужно еще поработать на перспективу.

Распределение времени на отдель-

"■а

л

а

к §

§

ж §

№ §

I

о-

ж о

г о

а

о

хх о

а 5 § о

ч л

№ ж

§ § № №

й

о

г

а ж § л № ж ж

№ о

Ж о

с

3

о

№ § №

сл о

№ §

ж ж

§ § §

а в о к и н д

О ^

а,

в вко

и н

е

йн

сц

ных этапах урока должно быть рациональным и соответствовать методическим требованиям к реализации структурных компонентов урока. Работоспособность учеников необходимо обеспечивать путем смены коллективной (всем классом), фронтальной (выборочно спрашивая учеников) и индивидуальной форм работы. Включение в урок фронтальной деятельности создает условия для взаимопомощи и обмена информацией между учениками, а индивидуальной - для формирования у них учебной потребности и навыков самообразования.

Индивидуальный подход к ученикам с ограниченными возможностями здоровья учителю необходимо использовать на различных этапах урока. Так, например, на математике при объяснении нового материала при изучении темы: «Сложения двузначного числа с двузначным» учащиеся с нормой интеллектуального развития сразу после объяснения нового материала производят вычисления, опираясь только на запись примера. Ученики с ограниченными возможностями здоровья сначала производят вычисления с помощью счетных палочек и наглядных опор.

Индивидуальный подход применя-

ется и во время проведения самостоятельных работ, выполнения заданий при закреплении изученного материала (варьирование объема заданий, степень сложности и различные виды помощи). Например, закрепление темы: «Решение примеров со скобками» обучающиеся с нормальным уровнем развития выполняют самостоятельно. Дети с ограниченными возможностями здоровья сначала решают с подробным объяснением учителя, потом по одному примеру выполняют у доски, далее работают самостоятельно.

В ходе изучения геометрического материала на уроках математики также можно варьировать задания в зависимости от темы урока. Задание для детей, обучающихся по общеобразовательной программе, следующее: начертить отрезок длиной 5 см, ниже построить отрезок на 2 см длиннее. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья предлагается также начертить отрезок длиной 5 см, а ниже построить отрезок в 2 раза длиннее первого.

На уроках русского языка учителями осуществляется индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья. Например, при

изучении темы: «Однокоренные слова» дается задание: выделить корень в однокоренных словах: гриб, грибной, грибники. Учащиеся с нормой развития составляют предложение с одним из данных однокоренных слов и выделяют главные члены предложения. Дети с ограниченными возможностями здоровья только составляют предложение с одним из данных однокоренных слов. При изучении темы: «Звонкие и глухие согласные» учащимся предлагается вставить пропущенные буквы в словах и записать проверочные слова, а учащимся с ограниченными возможностями здоровья - выписать только слова со звонкими согласными [7; 8; 9].

Учитель-дефектолог с целью предотвращения стресса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и положительного исхода в написании текущих, итоговых контрольных и проверочных работ готовит учеников к их написанию.

4 Обсуждение (Discussion)

На всех уроках образовательного цикла, их этапах для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо применять наглядные (мультимедийное сопровождение), словесные (беседа, объяснение) и

практические методы обучения (практическая работа с интерактивной доской, самостоятельная работа, работа с раздаточным материалом). От того, как будет организован урок для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, будет зависеть эффективность закрепления у них предметных УУД и активная познавательная деятельность на протяжении всего урока.

5 Заключение (Conclusion)

Индивидуальный подход позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям учащихся с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности каждого школьника, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Взаимодействие учителя-дефекто-лога, учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя класса при сопровождении учеников с ограниченными возможностями здоровья позволяет выявить наиболее эффективные формы и методы взаимодействия с ребенком, внедрить комплекс коррек-ционно-развивающих методик, отследить динамику развития каждого ребенка, оказать консультативно-прос-

"■а

л §

a -к S

So S

ж д

S в S

ь

о-ж о г о ж о

х о

д

а р

S о

ч

4

л ж

5 S д

л

т

л й

о г

р

a ж

S

ч

л

ж ж

№ о

Ж о

О

1« д

р о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в So

№ §

о в S

Ж ж

S S

S

ветительскую помощь учителю класса в работе с такими обучающимися.

Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 19.12.2014 № 1598 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант»: [сайт]. URL: http://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf74 1eb2d 1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 02.12.2018).

2. Бондарчук О. А., Бабурин А. В. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. М. : Просвещение, 2018. 152 с.

3. Будникова Е. С., Резникова Е. В. Оценка предметных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2017. № 6 С. 27-33. URL: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2017/2017_6.pdf (дата обращения: 01.12.18).

4. Vasilyeva V.S. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios Education. 2018. vol. 39 (2), 32 p. Available at: http://www.revistaespacios.com/ a18v39n02/18390232.html (Accessed 06.12.18).

5. Borodina V.A. Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2017. no. 12. pp. 2486-2492. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34553047 (Accessed 07.12.18).

6. Резникова Е. В. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции : монография. Челябинск : Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017. 266 с.

7. Бойкина М. В. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. СПб. : КАРО, 2016. - 128 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/68605.htm (дата обращения: 04.12.18).

8. Осипова Л. Б., Дружинина Л. А. Компетентность педагогов в области развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. С. 304-308.

9. Vasilyeva V. Methodological bases of pedagogical concept of development of communicative competence of teachers of preschool educational establishments. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015, no. 2. pp. 16-17. Available at: https://eli-

Ü brary.ru/contents.asp?id=34399523 (Accessed 02.12.18).

I

s

05

U 1ORCID No. 0000-0002-4785-3559

P

E. V. Reznikova1, C. S. Budnikova2

Associate Professor of special pedagogy, psychology and subject methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.

^ E-mail: elen2211@mail.ru

2ORCID No. 0000-0003-2111-1976 Master of pedagogy, teacher-defectologist of the highest qualification category of the Municipal Autonomous Educational Institution «Secondary School No. 73 of Chelyabinsk», Chelyabinsk, Russia.

E-mail: katena2204@mail.ru

IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL APPROACH IN TEACHING CHILDREN WITH DISABILITIES IN TERMS OF INCLUSION

Abstract

Introduction. One of the priority areas of research of the Russian Academy of education is the scientific substantiation of approaches to improving the quality of education of students. Inclusion is increasingly taking a leading position in the education of children with disabilities (disabilities). In order to achieve a new quality of education, a project of a modern model "Russian education 2020" was created, which involves the variability of educational trajectories at all levels of education, including the training of children with disabilities in secondary school, for which inclusive education involves individual work of teachers with a child. a

Purpose of article. To substantiate the author's system of implementation of an individual approach through the organization of psychological and pedagogical support of children of primary school age with mental retardation in the educational organization.

0

n ^

n

1

a

3

a o h

e

a

0

1 n

Materials and methods. The main methods of research are the

h

analysis of scientific literature devoted to the problem of organiza- | tion of psychological and pedagogical support of children with disabilities, analysis of legal support of the organization of psychologi- b cal and pedagogical support of children with disabilities, observation, description, methods of statistical information processing.

Results. Methodological approaches to the organization of the educational process for students with disabilities in an inclusive school. The implementation of an individual approach to teaching children with disabilities in a General educational organization involves

n

0

^^

u

1 3

n

the use of special methods and techniques, a special content of the structure, the content of the stages of the lesson.

Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the psychological and pedagogical Council is the compliance of the learning outcomes of students with disabilities with the requirements of Federal state educational standards.

Conclusion. It is concluded that the implementation of psychological and pedagogical support by specialists in an inclusive school will help to address the issues of successful education of children with disabilities, their adaptation among ordinary peers and subsequent socialization.

Keywords: students with disabilities; individual approach; psychological, medical and pedagogical support; psychological and pedagogical consultation; inclusive education; individual correctional and educational programs; individual educational route; adapted basic educational program. Highlights:

- methodological approaches to the implementation of individual psychological and pedagogical support of children with disabilities in school in an inclusive education are described;

- practices of implementation of complex support of students with disabilities in an inclusive education, allowing to implement the main directions of correctional and pedagogical assistance (diagnostic, educational, correctional and developmental), based on an individual approach.

References

1. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta nachalnogo obshchego obrazovaniya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya (Pri-kazMinisterstva obrazovaniya i naukiRossijskojFederaciiNo. 1598 ot 19.12.2014) [On Approval of the Federal State Educational Standard of Primary General Education for Students with Disabilities (Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1598 of December 19, 2014)]. Available at: http://base.garant.ru/70862366/53f89421bbda^41eb2d1ecc4ddb4c33/ ^ (Accessed: 02.12.18). (In Russsian).

^ 2. Bondarchuk O.A., Baburin A.V. (2018) Primernaya adaptirovannaya osnovnaya obshche-

obrazovatelnaya programma nachalnogo obshchego obrazovaniya obuchayushchihsya s za-derzhkojpsihicheskogo razvitiya [The approximate adapted basic general educational program of elementary general education of students with mental retardation]. Moscow, Prosvesh-chenie. 152 p. (In Russsian).

3. Budnikova E.S., Reznikova E.V. (2018) Otsenka predmetnykh dostizheniy uchash-chikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya v usloviyakh realizatsii individual-nykh programm psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya [Assessment of the subject achievements of students with disabilities in terms of the implementation of individual programs of psychological and pedagogical support]. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2017. 27-33. Available at: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2017/2017_6.pdf (Accessed: 01.12.18). (In Russsian).

4. Vasilyeva V.S. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios Education. 2018. vol. 39 (2). 32p. Available at: http://www.revistaespacios.com/ a18v39 n02/18390232.html#iden5 (Accessed: 06.12.18).

5. Borodina V.A. Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2017. no. 12. 2486-2492. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30779447 (Accessed: 07.12.18).

6. Reznikova E.V. (2017) Korrekcionno-pedagogicheskayapomoshch uchashchimsya shkolnogo vozrasta s raznym urovnem umstvennoj nedostatochnosti v usloviyah integracii [Correctional and pedagogical assistance to school-age students with different levels of mental deficiency in the context of integration: monograph]. Chelyabinsk, Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo d gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 266 p. (In Russsian).

7. Boykina M.V. (2016) Kontrol i ocenka rezultatov obucheniya v nachalnoj shkole

o s

[Monitoring and evaluation of learning outcomes in primary school]. KARO, St. Petersburg. 3

3 S

a o h

128 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/68605.html (Accessed: 04.12.18) (In Russsian).

8. Osipova L.B., Druzhinina L.A. (2018) Kompetentnost pedagogov v oblasti razvitiya svyaznoj rechi detej doshkolnogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya e [Competence of teachers in the field of development of the connected speech of children of reschool age with restricted health opportunities]. Baltic Humanitarian Journal (Nekommerch- g eskoye Partnerstvo "Institut napravlennogo obrazovaniya"). 7, 304-308. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?id=35327200 (Accessed: 05.12.18).

9. Vasilyeva V. Methodological bases of pedagogical concept of development of communicative competence of teachers of preschool educational establishments. International i Journal of Applied and Fundamental Research. 2015, no. 2. 16-17. Available at: https://eli-brary.ru/contents.asp?id=34399523 (Accessed: 02.12.18).

a-

e

s

0

^^

s

1 S

n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.