Участие в конкурсах вызывает у обучающихся положительную мотивацию к дальнейшему изучению истории искусств. Благодаря вовлеченности обучающийся в конкурс, создалась благоприятная психолого-педагогическая атмосфера на уроках, возрос познавательный интерес и учебная мотивация к предмету.
Свою специфику имеет обучение учащихся с ограниченными возможностями. Сейчас нередко эти учащиеся посещают учреждения дополнительного образования школьников и делают там определённые успехи. В этой связи педагог так же должен уметь организовывать воспитание таких детей [5; 10-12].
Выводы. Внеурочная деятельность в детской художественной школе является гармоничной формой учебного процесса, органически встраивается в творческий процесс и является предпочтительной для обучающихся. Внеурочная деятельность успешно решает ряд целей и задач, таких как: обеспечение адаптации ребенка в детской художественной школе, оптимизация учебной нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, создание условий для развития творческих способностей ребенка, продуктивное взаимодействие с родителями, повышение учебной мотивации, развитие самостоятельности и инициативности, раскрытие творческого потенциала, повышение учебной мотивации и познавательного интереса, расширение и углубление знаний по предмету, формирование профессиональных интересов [13]. Развитие педагогических и компьютерных технологий благоприятно влияет на внеурочную деятельность и на учебный процесс в целом в детской художественной школе.
Литература:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии // Вопросы психологии. - 1966. - № 1. -С. 62-76.
3. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Обучение студентов бакалавриата по программе «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей»: есть первый результат // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1 (86). - С. 231-235.
4. Ивашкина Т.А. К вопросу о развитии инновационных процессов в мировом дополнительном образовании // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 117-119.
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. // Электрон дан. Режим доступа Url: http://m.government.ru/docs/17883/ (дата обращения 23.04.2021)
6. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Социализация младших школьников с ОВЗ посредством игровых технологий в условиях стандартизации образования // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 135-137.
7. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - T.I. -Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.
8. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
9. Павлова Н.И. Дополнительное образование детей в современных условиях и инновационные механизмы совершенствования // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 273-275.
10. Рачковская Н.А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2008. -№ 4. - С. 12-17.
11. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика. Дис... д-ра пед. наук. - М., 2012. - 411 с.
12. Рачковская Н.А. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Теоретические и практические исследования XXI века: труды Международной научно-практической конференции (Дедовск, 20-23.10.2014 г.). - М., 2014. - С. 317-321.
13. Рачковская Н.А., Сюрин С.Н. Реализация психолого-педагогических технологий в специализированном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья и отклоняющимися формами поведения // Достижения вузовской науки: труды Международной научно-практической конференуии (Дедовск, 15-20.09.2014 г.). - М., 2014. - С. 336-340.
14. Рачковская Н.А., Пищулин В.И. Исследование процесса социализации лиц с повышенными потребностями // Современные аспекты фундаментальных наук: труды второго Международного симпозиума (Дедовск, 12-13.10.2015 г.). - М., 2015. - С. 138-141.
15. Спицына Е.В. Инновационная платформа «МЭШ» как средство развития интереса к камерной и симфонической музыке у подростков // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 94-95.
Педагогика
УДК 376
кандидат педагогических наук, доцент Луговая Ольга Михайловна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Черникова Ирина Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)
ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье анализируются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается сущность феномена инклюзивная среда, особенности перехода к инклюзивному образованию в отечественной педагогической практике. Авторы всесторонне рассматривают влияние инклюзивной среды на социализацию данной категории детей, выделяют перспективы работы в направлении развития инклюзивной среды в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: медицинская модель инвалидности, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, инклюзивное образование, инклюзивная среда.
Annotation. The article analyzes the problems of socialization of children with disabilities. The article considers the essence of the inclusive environment phenomenon, the peculiarities of the transition to inclusive education in the domestic pedagogical practice. The authors comprehensively consider the impact of the inclusive environment on the socialization of this category of children, highlight the prospects for working towards the development of an inclusive environment in educational institutions.
Keywords: medical model of disability, children with disabilities, socialization, inclusive education, inclusive environment.
Введение. Социализация представляет собой сложный, многоаспектный процесс взаимодействия личности и социума, в котором личность выступает как в качестве объекта, испытывая всю совокупность воздействия со стороны общества, так и субъекта, определяя целевые ориентиры, пути и средства социализации. Социализация является неотъемлемой составляющей взросления ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и обладает очевидными положительными эффектами. Однако нельзя упускать из виду и возможности неблагоприятных последствий социализации, которые в отношении рассматриваемой категории детей далеко не всегда связаны с неуспешным протеканием данного процесса. Поясним выдвигаемое предположение, проанализировав основные проблемы социализации детей с ОВЗ. В первую очередь для них характерно наличие широкого круга социальных проблем, виляющих на процесс социализации: недостаточная эффективность мер социальной поддержки семей с детьми с ОВЗ; низкая степень доступности образовательных услуг, здравоохранения, культурного досуга и т.п.; отсутствие должных безбарьерных условий. Но, пожалуй, наиболее сильное влияние на социализацию детей с ОВЗ оказывает отношение общества и государства к данной категории детей. Преобладающая ориентация со стороны государства на медицинскую модель инвалидности, крайне негативно сказывается на социализации ребенка с ОВЗ, ослабляя его социальную позицию, дифференцируя детское сообщество на «здоровых» и имеющих особые потребности, априорно присваивая такому ребенку неравный социальный статус и признавая его в меньшей степени конкурентоспособным, чем другие дети [1]. Таким образом медицинская модель, обладающая ярко выраженным патерналистским характером, в большей степени направлена на создание условий для поддержания определенного уровня жизни семей с детьми с ОВЗ, чем на успешную интеграцию такого ребенка в общество, что может привести к закреплению у него пассивно-иждивенческих ориентаций. Решение указанной проблемы возможно посредством постепенного ухода от восприятия ребенка с ОВЗ как человека с меньшим социальным потенциалом и объекта социальной помощи и понимания, что для полноценного его развития и раскрытия социальных возможностей необходимо создавать соответствующие условия. Шаги в этом направлении уже делаются и яркий пример этому внедрение системы инклюзивного образования. Инклюзивное образование в нашей стране пока находиться лишь на этапе становления и многие аспекты его теории и практики требуют внимания научного сообщества. В частности, необходим детальный анализ инклюзивной среды как фактора социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Прежде чем перейти к рассмотрению влияния инклюзивной среды на социализацию детей с ОВЗ, остановимся на характеристике самого феномена «инклюзивная среда».
Под инклюзивной средой в общем виде принято понимать особый вид образовательной среды, обеспечивающей создание оптимальных условий для продуктивного развития (саморазвития) всех субъектов образовательного процесса в рамках конкретной образовательной организации [2]. При этом отличительной особенностью инклюзивной среды включение обучающихся с ОВЗ в процесс обучения в массовых школах, адаптация образовательного пространства к потребностям данной группы детей, предполагающая: преобразование образовательного процесса, обеспечение его гибкости и вариативности; поддержание благоприятного климата в учебном коллективе; пространственную организацию среды образовательного учреждения, отвечающую нуждам всех категорий обучающихся и обеспечивающую их полноценное участие в образовательном процессе [3].
В структуре инклюзивной среды можно выделить такие компоненты как:
- пространственно-предметный: материально-технические возможности образовательного учреждения в создании безбарьерной пространственной организации, в обеспеченности образовательного процесса современными техническими средствами в соответствии с потребностями всех категорий обучающихся;
- содержательно-предметный: возможности для реализации индивидуального маршрута обучения и развития обучающегося, вариативность форм, методов и средств обучения;
- коммуникативно-организационный: готовность членов педагогического коллектива к эффективной работе в инклюзивной группе, благоприятный психологический климат в коллективе.
Организация инклюзивной среда в образовательный организации требует реализации следующих условий:
1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: создание комфортного для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) архитектурного и информационного пространства, регулирование временного режима обучения с учетом возможностей и потребностей ребенка с ОВЗ, организация специализированных рабочих мест для детей с ОВЗ, обеспеченность учебного процесса техническими средствами для различных категорий детей с ОВЗ.
2. Организационное обеспечение образовательного процесса: наличие соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечение необходимых финансовых ресурсов, развитие инклюзивной культуры образовательного учреждения, обеспечение конструктивного взаимодействия с организациями-партнерами, информирование и просветительская работа с педагогическим и родительским коллективами.
3. Учебно-методическое обеспечение: реализация образовательных программ с учетом возможностей, особенностей и образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обеспечение детям с ОВЗ возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального плана, наличие специального программно-методического обеспечения образовательного процесса, в зависимости от нозологии ребенка с ОВЗ, применение современных технологий образования и психолого- педагогического сопровождения всех субъектов инклюзивной практики, адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.
4. Кадровое обеспечение: организация специализированной подготовки членов педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивной практики, организационная, методическая и информационная педагогов, осуществляющих процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.
Дав обобщенную характеристику инклюзивной среде, перейдем к анализу ее влияния на социализацию детей с ОВЗ.
Инклюзивная среда способствует формированию у детей с ОВЗ интереса к обучению, развивает их познавательные интересы, закрепляет мотивацию достижения успеха и повышает уверенность в собственных силах, что положительно сказывается на их социализации и становлении субъектной позиции. Важно подчеркнуть, что инклюзивная среда минимизирует у ребенка с ОВЗ восприятие себя как человека с ограниченным социальным потенциалом, поскольку в самой основе инклюзивного образования лежит идея, исключающая любые признаки дискриминации и декларирующая равное отношение ко всем детям, независимо от особенностей их состояния и развития. Реализация основных принципов инклюзии предполагает создание условий для удовлетворения потребностей всех категорий детей, но с учетом индивидуальных различий этих потребностей.
Система инклюзивного образования должна выстраиваться таким образом, чтобы адаптировать его ведущие идеи под специфику отечественной образовательной практики, вносить свои коррективы на основе общих принципов инклюзии:
- доступность массовых образовательных учреждений для всех детей, свобода выбора образовательного учреждения основываясь на предпочтениях и пожеланиях потребителей образовательных услуг:
- реализация программ раннего вмешательства инклюзивной направленности, подготовка детей с ОВЗ к обучению в «комбинированном» образовательном учреждении;
- разработка методологических основ психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы;
- активное вовлечение всех детей, независимо от их способностей и особенностей в различные виды учебной и внеучебной деятельности, создание инклюзивного пространства в рамках конкретного образовательного учреждения;
- интеграция усилий педагогов, родителей и других специалистов в организации сопровождения учебной деятельности детей с ОВЗ.
Реализация указанных принципов поможет кардинальным образом изменить отношение к детям с ОВЗ, когда и социальное окружение, и сами дети будут считать себя равноправным членом общества, имеющим особые потребности. Это поможет ребенку с ОВЗ избавиться от пассивно-иждивенческих ориентаций, выработать эффективные механизмы адаптации к социальной среде, проявлять больше активности и самостоятельности, позитивно оценивать перспективы жизненного пути.
Инклюзивная среда - это всегда результат совокупных усилий педагогов, самих обучающихся и их родителей, всего местного сообщества. Однако здесь могут возникать проблемы из-за рассогласования виденья значимости инклюзии педагогическим коллективом образовательного учреждения и ученическим/родительским сообществом. Поэтому одной из основных задач педагогов массовых школ является просветительская деятельность, разъяснение сущности инклюзии основным целевым группам, что позволит им более объективно оценивать перспективы и преимущества совместного обучения детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.
Также необходимо учитывать, что обучение ребенка с ОВЗ в условиях массового образовательного учреждения требует предварительной подготовки, которая должна осуществляться в рамках семейного воспитания. Именно в семье закладываются основы социального поведения ребенка, формируются коммуникативные навыки и умения, необходимые для успешной адаптации в учебном коллективе. Основной проблемой здесь является тот факт, что семьи с детьми с ОВЗ, особенно с тяжелыми их формами часто находятся в некоторой социальной изоляции и не имеют возможности должным образом привить необходимые социальные навыки. Вынужденная изолированность ребенка с ОВЗ от социального окружения негативно сказывается на процессе его социализации. Активное привлечение родителей детей с ОВЗ к участию в образовательном процессе будет способствовать восстановлению социальных связей, расширению социальных контактов не только самого ребенка, но и всей семьи в целом. Активное участие родителей в образовательном процессе позволит закрепить приобретенные ребенком знания и умения в разнообразных жизненных ситуациях, станет дополнительным стимулом пересмотра ребенком с ОВЗ своей жизненной позиции.
Вышесказанное позволяет наметить приоритеты и перспективы работы в направлении развития инклюзивной среды в образовательном учреждении:
- создание системы комплексной и систематической диагностической работы, направленной на выявление образовательных потребностей и особенностей развития различных категорий детей с ОВЗ, учет результатов диагностики в организации образовательного процесса;
- более тщательное изучение дидактических особенностей организации и функционирования инклюзивной среды;
- принятие мер по повышению компетентности педагогического состава в сфере инклюзии, повышению психолого-педагогической грамотности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ;
- проведение просветительской работы, ориентированной на лучшее понимание и изменение отношения к инклюзивному образованию в местном сообществе.
В целом можно утверждать, что грамотно организованный процесс школьной образовательной инклюзии положительно влияет на социализацию детей с ОВЗ, уменьшает риск формирования вторичных изменений психики, появления признаков устойчивой социально-психологической дезадаптации. Также необходимо подчеркнуть, что инклюзивное образование детей с ОВЗ осуществляется при помощи, специализированной адаптированной образовательной программы, которая обеспечивает максимальную коррекцию нарушений развития ребенка и создает условия для его успешной социально-психологической адаптации. Подобные программы предусматривают в первую очередь всестороннее развитие ребенка, коррекцию имеющихся патологий, профилактику вторичных нарушений. Таким образом, важным элементом работы с ребенком с ОВЗ является построение индивидуального маршрута обучения. Индивидуальный маршрут обучения выстраивается с учетом степени тяжести и характера имеющегося нарушения, потребностей, возможностей и особенностей развития ребенка. Индивидуальный маршрут обучения создает
условия для полноценной реализации особых потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания. Также он призван преодолеть несоответствия между возможностями такого ребенка и процессом обучения в условиях массовой школы.
Выводы. Подводя итоги проведенного исследования отметим, что инклюзивная среда обладает большим потенциалом в обеспечении успешной социализации детей с ОВЗ. К ее основным преимуществам можно отнести:
- расширение круга общения ребенка с ОВЗ со сверстниками и взрослыми, не имеющими отклонений в развитии, что способствует лучшему усвоению культуры поведения в социуме, позволяет сформировать ориентиры и образцы социального взаимодействия, в целом способствует более успешной социально-психологической адаптации;
- обучение в массовой школе, но в условиях адаптации образовательного пространства к потребностям ребенка с ОВЗ, т.е. при сохранении положительных сторон обучения в массовой школе (обучение в реалистичной среде; наличие ролевых моделей поведения, соответствующих возрасту; расширение сферы социального взаимодействия и т.п.) минимизируются негативные аспекты (несоответствие между возможностями ребенка и процессом обучения по стандартным программам; неоднозначное отношение сверстников к детям с ОВЗ и т.д.);
- позволят эффективно совмещать процесс обучения в массовой школе и коррекционную работу, обеспечивая тем самым и всестороннее развитие ребенка с ОВЗ, и коррекцию имеющихся патологий, и профилактику вторичных нарушений.
Литература:
1. Тарабаева В.Б. Инклюзивное образование как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в школах Белгородской области // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2014. - №2. - С. 114-120.
2. Формирование инклюзивной среды в образовательной организации. «Уроки доброты» - методика, технологии и реализация: методическое пособие / под ред. В.Д. Парубиной - Казань: ИД «МеДДоК», 2018. - 160 с.
3. Кузьменко Н.И., Гурьянова И.В. К проблеме исследования инклюзивной среды в образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2017. - №2. - С. 31-38.
Педагогика
УДК 371
аспирант кафедры педагогики Матусевич Владислав Зенонович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» (г. Петропавловск-Камчатский); доктор философских наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы Керимов Махмуд Магомедович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматриваются наиболее эффективные, с точки зрения авторов, пути оптимизации гражданско-патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе. При этом гражданско-патриотическое воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у школьников чувств гражданственности и патриотизма. В свою очередь, последние понимаются авторами как интегративные качества, представляющие совокупность социально значимых свойств личности, обусловленные особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием экономической, духовной, социально-политической и других сфер его существования. В ней также рассмотрены конструктивные способы преодоления проблем, возникающих в процессе гражданско-патриотического воспитания школьника.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, гражданственность, проектная деятельность, критическое мышление, медиакомпетентность.
Annotation. The given article considers the most effective ways, from the authors' point of view, to optimize civil-patriotic education in a modern Russian public school. At the same time, civil-patriotic education is considered as a purposeful process of forming students' feelings of citizenship and patriotism. In turn, the citizenship and patriotism are understood by the authors as integrative qualities that represent a set of socially significant personality traits, due to the characteristics, dynamics and society development level, the state of economic, spiritual, sociopolitical and other spheres of its existence. It also considers constructive ways to overcome the problems that arise in the process of civil and patriotic education of a schoolchild.
Keywords: civil and patriotic education, patriotism, citizenship, project activity, critical thinking, media competence.
Введение. Проблема патриотизма и гражданственности является предметом большого числа исследований как в нашей стране, так и за рубежом [2; 5-7; 9-10; 12]. Гражданско-патриотическое воспитание является целенаправленным процессом формирования гражданственности и патриотизма как интегративных качеств, представляющих совокупность социально значимых свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни. Прочная взаимосвязь пересекающихся понятий «гражданственность» и «патриотизм» позволяет рассматривать гражданско-патриотическое воспитание школьников как процесс формирования способностей проявлять свою гражданскую позицию, гражданственность в отношении и в деятельности на благо семьи, общества, государства. Гражданственность при этом может рассматриваться как нравственная характеристика личности, оценивающая отношение человека к обществу, являясь ожидаемым результатом гражданского воспитания [18, с. 251]. Это воспитание