2. Сайт международного проекта «Интернациональный план» по улучшению жизни детей, живущих в бедности в развивающихся странах, Камбоджа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://plan-international. org/cambodia/mobile-preschools-bring-education-rural-cambodia (дата обращения: 31.03.2016).
3. Сайт проекта MoLeNET по поддержке и развитию мобильного образования в Великобритании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.talpalink.co.uk/MoLeNET.html (дата обращения: 31.03.2016).
4. Сайт SchoolNet, South Africa, Инновационная программа по математике, разработанная по инициативе Nokia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.schoolnet.org.za/schoolnet-at-work/projects/nokia-momath/ (дата обращения: 31.03.2016).
5. Серия рабочих документов ЮНЕСКО о Мобильном обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unesco.org/new/en/unesco/ themes/icts/m4ed (дата обращения: 31.03.2016).
6. Технологии обучения. Мобильное обучение или mLearning обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zillion.net/ru/blog/220/mobil-noie-obuchieniie-ili-mlearning (дата обращения: 31.03.2016).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КАЧЕСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 2 © Самакаева М.Ю. , Присяжная Е.А.
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Детская школа искусства № 5, г. Екатеринбург
В статье обосновывается потенциал информационных технологий в повышении качества образования в детских школах искусств. Обосновываются показатели качества дополнительного художественного образования с позиции потребителя - учащихся и их родителей.
Ключевые слова: образовательные услуги, качество образования, художественное образование, музыкальное образование, информационные технологии.
Понятие «образование» является одним из центральных в дидактике. В педагогических словарях и справочной литературе оно рассматривается:
1 Преподаватель МАОУ ДО «Детская школа искусств № 5».
2 Доцент кафедры Художественного образования Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук.
- как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)»;
- как «относительно самостоятельная система» обучения и воспитания «членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно -нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения» [5, с. 230].
По мнению доктора педагогических наук Н.С. Макаровой, образование -«процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе» [1]. Оно обращено к интеллекту и дает человеку возможность сформировать систему знаний о мире, указывает на связь приобретенных в ходе обучения знаний и умений с уровнем личностного развития.
Понятие «качество» согласно стандарту ISO 9000 - это степень соответствия присущих характеристик требованиям. В научной литературе понятие «качество» в общем понимании рассматривается как «совокупность свойств, признаков продукции, материалов, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям, которые определяются на основе стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей» [6]. Применительно к педагогическому процессу «качество» выступает как социальная категория, определяющая «состояние и результативность» процесса образования в соответствии с потребностями и ожиданиями различных социальных групп общества «в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности» [6].
В России понятие «качество образования» впервые появилось в начале 90-х годов ХХ века в Законе «Об образовании» (1992 и 1996 годы) в статье о государственном контроле за «качеством образования», что обусловило возрастания интереса ученых к данной проблеме и активизировало разработки соответствующих теоретических концепций.
В настоящее время существует широкое и узкое толкование данного понятия. В узком смысле, «качество образования» рассматривается как «категория, характеризующая результат образовательного процесса: уровень сформированности общетеоретических знаний, практических умений и навыков выпускников; уровень интеллектуального развития, нравственных качеств личности; особенности ценностных ориентаций, определяющих мировоззрение; активность и творческое отношение к действительности, проявляющееся в деятельности». Качество образования в широком смысле предполагает подход к образованию как социально-педагогическому про-
цессу и рассматривается как «совокупность характеристик этого процесса: реализации его целей, современных технологий, а также условий, необходимых для достижения положительных результатов» [6].
В «Энциклопедии профессионального образования» (1998 г.) под редакцией С.Я. Батышева под качеством образования понимается «интегра-тивная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить» [8]. По мнению С.Е. Шишова и В.А. Кальней, качество образования определяется «совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержания образования, форм и методов обучения, материально-технической базы, кадрового состава и т.п.» [7].
Таким образом, в обобщенном виде качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека, обеспечению развития его компетенций, и отвечающих интересам общества и государства. Поэтому качество образования принято рассматривать в двух аспектах - как соответствие государственному стандарту (качество с точки зрения производителя) и как соответствие запросам потребителей образовательной услуги (качество с точки зрения потребителя).
Понятие «качество образования» получило международное гражданство на состоявшейся в Париже в 1998 г. Всемирной конференции по высшему образованию, которая констатировала, что повышение качественного уровня образования становится одной из главных задач учебных заведений на длительную перспективу. Несмотря на широкое использование этого термина, однозначного определения категории качества образования в настоящее время не существует. С позиции теоретиков и практиков по вопросу качества образования для него невозможно ввести одно универсальное определение.
С изменением уровня развития общества и социальных условий к качеству образования предъявляются все новые и новые требования, особенно к творческим и прогностическим способностям человека во взаимосвязи с этической компонентой.
В современной педагогической науке качество образования принято определять как совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся. Поэтому и учреждения дополнительного художественного
образования должны рассматривать данную проблему с точки зрения учредителя образовательного учреждения (государства, министерства, муниципалитета), соответствия государственному стандарту и с точки зрения потребителей образовательных услуг (степень удовлетворенности потребителей).
В научной литературе качество образования как соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества рассмотрено в работах: В.А. Каль-ней, А.И. Моисеева, С.Е. Шишова, Е.В. Яковлева и др.; как сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимых качеств личности - в исследованиях Е.В. Бондаревской, Л.А. Редько, Л.А. Санкина, Е.П. Тонконогой и др.; как соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результатов требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности - в трудах В.И. Байденко, В.А. Исаева, В.П. Па-насюка, Н.А. Селезневой и др.
Качество образования как соответствие результата его целям, спрогнозированным на зону потенциального развития личности (совокупность характеристик образованности выпускника) рассмотрено в работах А.П. Крах-малева, В.М. Полонского, М.М. Поташник; как способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности потребителей представлено в исследованиях Г.А. Бордовского, Г.Е. Володиной, П.И. Третьякова, Т. И. Шамовой.
Происходящая постепенная смена развития общества на постиндустриальное, информационное, в настоящее время затрагивает все социальные практики человека, все пространство его существования в данном обществе. Под влиянием информационно-коммуникационных технологий происходят изменения в экономике, политике, культуре, образовании, так как информация становится одним из основных стратегических ресурсов и одним из ведущих факторов социального и культурного развития, превращаясь в один из основных инструментов деятельности человека. Информационно-коммуникационные технологии все больше вторгаются в пространство культуры, где «выступают инструментом культуротворчества и задают основные векторы и динамику развития культурного пространства общества» [3, с. 3].
По мнению доктора философских наук Д.Е. Прокудина, сегодня «знания, являющиеся продуктом развития информационно-коммуникационных технологий, позиционируются как одна из движущих сил прогресса человеческой цивилизации, перехода от техногенной цивилизации к информационной. Вторгаясь в пространство культуры, эти технологии приводят к его трансформации, перестройке в соответствии с тенденциями развития информационной цивилизации». Поэтому, считает ученый, «одной из актуальных проблем современности является исследование влияния информатизации на пространство культуры» [3, с. 3].
Практика показывает, что одним из основных инструментов социальной и культурной адаптации человека в обществе является образование. Поэтому сегодня в стратегиях, принимаемых на государственном уровне, (в частности, в национальном проекте «Образование») информатизация рассматривается в качестве одного из основных стратегических направлений модернизации отечественного образования. Таким образом, реализация данных стратегий предполагает разработку и внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.
Все выше изложенное в равной степени относится и к системе дополнительного художественного образования, имеющего основополагающую связь с культурой общества, так как чаще всего именно информационно-коммуникационные технологии, применяемые в художественном профессиональном, дополнительном и общем образовании, создают условия, благодаря которым и происходят изменения в культурном пространстве современного общества.
Понятие «информация» (от лат. шРэгтайо - разъяснение, изложение) в справочной литературе рассматривается как
- «сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми;
- сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксической, грамматической и прагматической характеристик;
- передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах живой и неживой природы» [5, с. 129].
Данное понятие является базовым для многих наук, в том числе и педагогики. Различают научную информацию - результат познания, новые сведения о природных или социальных явлениях окружающего мира; эмпирическую информацию - сведения, являющиеся результатом чувственного восприятия без логико-теоретического обобщения фактов [5, с. 129-130]. В области педагогики выделяют научно-педагогическую информацию - систему «сведений об объектах и явлениях, используемых для организации и управления учебно-воспитательным процессом, народным образованием, педагогической наукой и распространяемых с помощью специальных изданий и технических средств»; и учебную информацию - «сведения научного технического или воспитательного характера, выполняющие функцию объяснения и служащие для передачи научно обоснованного опыта, накопленных знаний о природных и общественных явлениях, систематизированных с учетом интеллектуальных возможностей и возрастных особенностей их получателей» [5, с. 129-130].
Учитывая тот факт, что сегодня информация рассматривается как ценный ресурс развития общества, то процесс ее переработки принято тракто-
вать как технологию средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Данный процесс состоит из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
В настоящее время разработка и применение информационных технологий в современной школе становится одним из важнейших путей повышения результативности образования. В научной педагогической литературе в рамках изучаемой проблемы выделяются три основных подхода. Так, А.Н. Авдулов, В.Н. Арефьев, Г.И. Ибрагимов, А.М. Кулькин, М.И. Махму-тов, Б.Е. Стариченко и др. изучают информационные технологии в технологическом ключе как программно-технические средства, рассматривая основные понятия (информация, технология, информационные, компьютерные, образовательные и педагогические технологии), опираясь на их техническую составляющую.
При социологическом подходе трактовка данного понятия основана на отрицании синонимичности основных понятий и некоего машинного оборудования, лежащего в их основе, т.е. информационные технологии в данном случае являются следствием принятия человеком определенных решений (Аберкромби, Николас, Брайан Стенли, М.В. Кларин, Т. Сака-мото и др.).
С точки зрения гуманитарного подхода (О.С. Гребенюк, М.Г. Николаева, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, О.Б. Тыщенко и др.), информационные технологии рассматриваются с позиции помощи педагогу в практическом осуществлении образовательного процесса.
Анализ научно-методической литературы показывает, что современная дидактика выделяет следующие возможности информационных технологий, непосредственно влияющие на реализацию задач общего и художественного образования:
- комплексное воздействие на восприятие пользователя, включая его эмоциональную сферу, за счет синтеза зрительных, слуховых и двигательных образов в едином объекте коммуникации;
- возможность создания иллюзии трехмерных материальных объектов, иллюзии движения, создания и представления с помощью визуальных средств объектов, существование которых невозможно в объективной реальности, реконструкция мира прошлого, проектирование мира будущего (виртуальное моделирование);
- возможность создания многоуровневых информационных объектов, раскрывающих свое содержание в процессе пространственно-временного нелинейного взаимодействия пользователя с интерактивными элементами;
- возможность осваивать информацию с собственной скоростью, мотивацией и направлением мысли [2].
В современной педагогической литературе существует несколько классификаций информационных технологий. Подобное многообразие говорит о неоднозначности мнений авторов в их видении в образовательном процессе.
В процессе обучения информационные технологии, прежде всего, используются для:
- организации учебного процесса;
- подготовки учебных пособий;
- изучения нового материала (можно выделить два направления -самостоятельная презентация учителя и использование готовых программ);
- компьютерного контроля знаний учащихся;
- получения и работы с информацией из сети Интернет;
- создания и работы со школьным сайтом, позволяющим связать между собой учеников, родителей и учителей.
Обучение ребенка в учреждениях дополнительного художественного образования направлено не только на развитие его творческих способностей, формирование и развитие профессиональных умений и навыков в той или иной области искусства, но и на развитие его личностных качеств, таких как самостоятельность суждений, инициативность и индивидуально сть.
Закон об образовании в Российской Федерации определил статус данных учреждений и два вида образовательных программ: предпрофессио-нальные и общеобразовательные. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная 04.09.2014. распоряжением Правительства РФ 1726-р, предусматривает широкую масштабную реформу данной системы, основными задачами которой являются повышение качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка, обновление его содержания в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества. Приоритетным направлением развития дополнительного образо-
вания детей сегодня является повышение его качества через модернизацию содержания и организацию учебно-воспитательного процесса.
Анализ научных статей последних лет по вопросам качества дополнительного художественного образования показывает, что большинство авторов рассматривают данную проблему с позиции соответствия организации учебной деятельности государственным образовательным требованиям, поэтому анализируются только основные аспекты учебного процесса: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав, которые обеспечение развития компетенций обучающихся. При таком подходе исчезает сам потребитель - ребенок, пришедший получить знания, умения и навыки в интересующем его виде искусства. На наш взгляд, этот процесс также должен отражать и степень удовлетворенности учащегося от самого образовательного процесса, от его общения с педагогом и одноклассниками, а также от учебного материала, который и является фундаментом его творческого развития.
Педагогические условия стимулирования учебной деятельности учащихся в учреждениях дополнительного художественного образования включают:
- выявление и учет индивидуально-психологических особенностей учащихся;
- создание позитивной эмоциональной атмосферы на занятиях;
- использование личностно-ориентированных технологий, предполагающих организацию учебной деятельности на основе активных субъект-субъектных отношений;
- мотивацию на творческую деятельность;
- объективность оценки педагога в сочетании с адекватной самооценкой учащихся.
Поэтому основными критериями оценки качества образования в данных учреждениях должны стать осознанность посещения занятий в ДШИ (ДМШ) и устойчивый интерес к овладению основами выбранного вида художественной деятельности, степень самостоятельности обучающегося в учебной работе, активность в выполнении творческих заданий и участие в проектах, адекватная самооценка своих учебных достижений. Косвенным показателем оценки качества образования в ДШИ (ДМШ) будет оценка знаний умений и навыков учащихся на основе балльно-рейтинговой системы текущего и итогового контроля.
Специфика образовательного процесса в учреждениях дополнительного музыкального образования (ДМШ и ДШИ) предполагает не только формирование у учащихся системы специальных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, но и постоянное общение учащихся с боль-
шим количеством музыкальных произведений. Именно на лучших образцах музыкального искусства учащиеся осваивают теоретические знания о закономерностях музыки, практические умения и навыки игры на музыкальных инструментах, сольфеджирования, написания музыкальных диктантов. Поэтому навыки поиска нужной музыкальной информации являются необходимыми не только педагогу, но и учащемуся.
Специфика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ (ДМШ), в частности предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» подробно описаны в нашей статье «Информационные технологии в преподавании предмета «музыкальная литература» [4]. Здесь информационные технологии являются наиболее эффективным средством повышения качества образования, поскольку содержание данных дисциплин основано на синтезе музыкального искусства и основ музыкознания.
Практика показывает, что никакой учебник, как бы он не был талантливо создан, не сможет дать реального представления о музыкальном произведении. В свою очередь качественная звукозапись изучаемого музыкального материала не создаст впечатления присутствия на концерте, так как для этого необходим визуальный ряд. Сегодня с помощью информационных технологий педагог может представить учащимся видеозаписи концертных выступлений лучших оркестров, дирижеров и исполнителей с лучших концертных площадок и оперных сцен мира, таких как Золотой зал Венского филармонического общества, Опера Гарнье (Grand Opera), Ковент-Гарден и др.
Просмотр записей, подготовленных телеканалом «Культура», позволяющих одновременно воздействовать, как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферу учащегося, - одно из направлений включения информационных технологий в учебный процесс. Такой просмотр помогает создать позитивную эмоциональную атмосферу на занятиях, добиться максимальной активизации внимания, сократить время на изложение нужной информации, поддерживать постоянный интерес у учащихся к изучаемому материалу, повысить мотивацию к обучению, познакомить с одним из эталонов исполнения, сформировать собственную точку зрения на изучаемое музыкальное произведение.
Другим направлением использования информационных технологий в учреждениях дополнительного художественного образования может стать обучение учащихся самостоятельному поиску нахождения необходимой информации. Здесь задачей педагога становится знакомство учеников с сайтами Интернета, содержащими информацию в области культуры и искусства - записи музыкальных произведений в mp3, репродукции картин и др. Данное направление помогает реализовывать на практике личностно-ори-ентированные технологии, предполагающие организацию учебной деятель-
ности на основе активных субъект-субъектных отношений. Самостоятельный поиск нужных записей, сравнительный анализ различных интерпретаций одного и того же музыкального произведения, последующее их обсуждение с педагогом в классе музыкального инструмента, будет способствовать развитию как образно-эмоционального, так и абстрактно-логического мышления, расширению музыкального и общего кругозора, развитию интеллекта, формированию мировоззрения.
Третьим направлением использования информационных технологий является стимулирование проектно-исследовательской деятельности учащихся, которая предполагает сбор музыкального и теоретического (искусствоведческого) материала, его анализ и обобщение, научный комментарий и собственные выводы. В детских музыкальных школах и детских школах искусств чаще всего учащиеся выполняют исследовательские и информационные проекты, которые способствуют развитию познавательных интересов учащихся, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Ежегодно многие учащиеся ДМШ и ДШИ принимают участие в различных фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня (международных, всероссийских, региональных, областных, городских). Именно информационные технологии помогают юным исследователям найти необходимый материал, правильно его оформить, выполнить интересные презентации в форме доклада, реферата или проекта. Практика показывает, что проектно-исследовательская деятельность учащихся позволяет им быстрее самоопределиться в будущей профессиональной музыкальной и художественной сфере.
Четвертое направление применения информационных технологий в учреждениях дополнительного художественного образования - создание электронных учебных пособий, включающих аудио и видеоинформацию. Так, например, создавая электронное учебное пособие по музыкальной литературе, педагог может включить в него информацию о композиторах (исполнителях, дирижерах) и их творчестве, нотные тексты музыкальных произведений, аудио и видеозаписи музыкальных произведений или оперных и балетных спектаклей или их фрагментов, проверочный материал (викторины, тесты по пройденным темам), музыкальные видеофильмы или их фрагменты. Электронные учебные пособия помогают активизировать самостоятельную работу учащихся при закрепление пройденного материала, мотивировать его к поиску новой информации в русле изучаемой темы, использовать данную информацию исходя из целей и задач каждого занятия.
Для выявления отношения учащихся ДМШ и ДШИ к использованию на занятиях информационно-компьютерных технологий нами было проведено
анкетирование в ряде указанных учреждений г. Екатеринбурга. Помимо вопросов общего характера, направленных на выяснение отношения учащихся к образовательному процессу, анкета содержала следующие вопросы для выявления уровня использования информационных технологий на теоретических дисциплинах:
Какие виды учебной деятельности тебе наиболее интересны на уроках музыкальной литературы? (можно подчеркнуть несколько вариантов ответов):
- Изучение биографии и творческого пути композиторов на уроках с педагогом и самостоятельно с помощью учебника.
- Изучение и слушание музыкальных произведений в аудиозаписях.
- Изучение и слушание музыкальных произведений в видеозаписях.
- Самостоятельный анализ музыкальный произведений.
- Решение и составление музыкальных кроссвордов.
- Отгадывание музыкальных викторин.
- Смотреть фильмы о жизни творчестве композиторов.
Чем оснащен кабинет музыкальной литературы в вашей школе? (можно подчеркнуть несколько вариантов ответов). Как часто используется выше указанная аппаратура? (подчеркни нужный вариант ответа: постоянно на каждом уроке, иногда, совсем не используется)
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Фортепиано.
- Синтезатор.
- Телевизор.
- Магнитофон.
- Видеоплеер.
Какие виды домашних заданий по музыкальной литературе тебе нравятся больше всего? (можно подчеркнуть несколько вариантов ответов)
- Изучать материал по учебнику.
- Учить музыкальные темы.
- Составлять музыкальные кроссворды.
- Находить нужный материал по заданной теме в библиотеке (в интернете).
- Самостоятельно подготавливать рассказ по изучаемому материалу.
- Писать мини-сочинение по творчеству композитору, или отдельному музыкальному произведению.
- Самостоятельно подготавливать компьютерную презентацию по творчеству какого-либо композитора или о каком-либо музыкальном произведении.
Если бы ты преподавал музыкальную литературу, то как бы строил урок?
- Так же, как ведутся уроки в моей школе.
- Предлагал бы на уроке большое количество интересных заданий.
- Показывал бы большое количество видеоматериалов (концерты симфонической музыки, постановки опер и балетов, концерты оркестров народных инструментов, концерты эстрадных и джазовых оркестров).
- Включал бы фрагменты из кинофильмов о жизни и творчестве великих композиторов.
Обработка полученных данных показала: наиболее интересным видом учебной деятельности на занятиях по музыкальной литературе для учащихся является изучение биографии и творческого пути композиторов на уроках с педагогом и самостоятельно с помощью учебника - 70 %; изучение и слушание музыкальных произведений в видеозаписях - 63,3 %; изучение и слушание музыкальных произведений в аудиозаписях - 46,6 %; смотреть фильмы о жизни творчестве композиторов - 43,3 %.
Большинство кабинетов музыкальной литературы в УДО г. Екатеринбурга оснащено интерактивной доской - 100 %, компьютером - 100 %, магнитофон - 93,3 %, при этом интерактивная доска и компьютер используются постоянно на каждом уроке - 93,3 %.
Ответы на виды домашних заданий свидетельствуют, что изучение материала по учебнику является основным видом самостоятельной работы учащихся - 70 %. Самостоятельно подготавливать компьютерную презентацию по творчеству какого-либо композитора или о каком-либо музыкальном произведении вызывает интерес только у 43,3 %. Большинство учащихся (60 %) ничего не хотели бы изменить в преподавании предмета «Музыкальная литература».
Такие результаты говорят о том, что до сих пор современные информационные технологии еще не стали средством оптимизации учебного процесса и повышения качества образования в ДМШ и ДШИ.
Список литературы:
1. Макарова Н.С. Трансформация дидактики высшей школы: учеб. пособие. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.litmir.me.
2. Присяжная Е.А. Современные информационные технологии как средство повышения качества образования в детских школах искусств // Педагогика и психология: методика и проблемы практического применения. -2015. - № 45. - С. 98-102.
3. Прокудин Д.Е. Информационные технологии в образовании и их роль в формировании техногенной культуры: автореф. дис. ... док. филос. наук. -СПб., 2012. - 46 с.
4. Самакаева М.Ю., Присяжная Е.А. Информационные технологии в преподавании предмета «музыкальная литература» // Образование в сфере искусства. - 2014. - № 2 (3). - С. 110-115.
5. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижеринков; под общ ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Сфера, 2004. - 448 с.
6. Шапоренкова Г.А. Интегративно-целевое управление качеством образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2010. - 46 с.
7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 354 с.
8. Энциклопедии профессионального образования / под ред. С.Я. Баты-шева. - М.: АПО, 1998. - 1784 с.