УДК 374
Чижова Е.С.
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ессентуки, Россия)
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЖ
Аннотация: в статье рассматривается основная проблема важности обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и как внеурочная деятельность влияет на мотивацию учащихся.
Ключевые слова: ОБЖ, мотивация, проблемы усвоения материала, чрезвычайные ситуации.
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать - определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения. Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности,
формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе, согласуясь с требованиями и условиями нашей жизни. В настоящее время более 10 млн. школьников ежегодно изучают вопросы обеспечения личной безопасности, сохранения здоровья и жизни, а также оказания помощи себе и другим пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
Многие спорят, нужен или нет предмет ОБЖ в общеобразовательных учреждениях? Ответ на этот вопрос содержится в высказываниях средствам массовой информации детей и подростков, которые сумели в чрезвычайных ситуациях сохранить свою жизнь и/или жизнь рядом находящихся своевременно оказать необходимую помощь оказавшимся в беде. А звучит он обычно так: «Этому меня научили в школе на уроках ОБЖ». Такая оценка многого стоит.
На мой взгляд концепцией преподавания курса ОБЖ в школе должно стать понимание учащимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости - действовать».
Когда я проходила практику в школе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» я столкнулась с такой проблемой, как отсутствие у обучающихся интереса к предмету и снижение учебной мотивации. Большинство учащихся воспринимали урок ОБЖ как факультативное занятие и не считали нужным проявлять познавательный интерес по предмету. Из-за отсутствия квалифицированного педагога по курсу ОБЖ, предмет велся учителями-предметниками, к обучающимся предъявлялись различные требования по усвоению материала, не на всех уроках дети приобретали практические навыки безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера, не велась внеурочная деятельность по предмету, в образовательном
процессе, что естественно не отвечает потребностям общества в разрешении проблем обеспечения безопасности.
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Внеурочная деятельность дает учащимся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность.
Цель внеурочной работы по предмету ОБЖ - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Важнейшей задачей внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Основные показатели эффективности внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Основные показатели эффективности внеурочной деятельности по ОБЖ:
- повышение качества знаний и умений школьников,
- интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.,
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы,
- повышение качества знаний по предмету ОБЖ и другим предметам,
- приобретение умений работы с различными источниками информации,
- повышение общего уровня культуры школьников.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (второго поколения) предмет «Основы Безопасности
Жизнедеятельности» в полной школе будет являться одним из трех обязательных предметов. И главная цель данного курса - дать возможность учащимся получить знания и навыки в области обеспечения безопасности личности, а также сохранения и укрепления своего здоровья.
Одним из доступных и эффективных путей повышения мотивации и интереса к предмету ОБЖ, является организация внеурочной деятельности.
В конечном итоге, какие бы реформы в образовании не происходили, они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения.
Как писал К.Д.Ушинский: «Учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 321 с;
2. Границкая Л.С. Научить думать и действовать / Л.С. Границкая. - М., 1991;
3. Дусавицкий А.К. Формула интереса / А.К. Дусавицкий. - М., 1989. - 198 с;
4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности/ В.И. Ковалев. - М., 1988. - 232 с;
5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения// А.К.Маркова, Т. А.Матис, А. Б.Орлов. - М., 1990. - 212 с
Chizhova E.S.
Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia)
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN HEALTHCARE
Abstract: the article discusses the main problem of the importance of teaching the course «Fundamentals of Life Safety» and how extracurricular activities affect students motivation.
Keywords: life safety, motivation, problems of material, emergency situations.