Научная статья на тему 'ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЖ'

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ОБЖ / мотивация / проблемы усвоения материала / чрезвычайные ситуации / life safety / motivation / problems of material / emergency situations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чижова Е.С.

В статье рассматривается основная проблема важности обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и как внеурочная деятельность влияет на мотивацию учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чижова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN HEALTHCARE

The article discusses the main problem of the importance of teaching the course «Fundamentals of Life Safety» and how extracurricular activities affect students motivation.

Текст научной работы на тему «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЖ»

УДК 374

Чижова Е.С.

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ессентуки, Россия)

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЖ

Аннотация: в статье рассматривается основная проблема важности обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и как внеурочная деятельность влияет на мотивацию учащихся.

Ключевые слова: ОБЖ, мотивация, проблемы усвоения материала, чрезвычайные ситуации.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать - определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения. Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности,

формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе, согласуясь с требованиями и условиями нашей жизни. В настоящее время более 10 млн. школьников ежегодно изучают вопросы обеспечения личной безопасности, сохранения здоровья и жизни, а также оказания помощи себе и другим пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

Многие спорят, нужен или нет предмет ОБЖ в общеобразовательных учреждениях? Ответ на этот вопрос содержится в высказываниях средствам массовой информации детей и подростков, которые сумели в чрезвычайных ситуациях сохранить свою жизнь и/или жизнь рядом находящихся своевременно оказать необходимую помощь оказавшимся в беде. А звучит он обычно так: «Этому меня научили в школе на уроках ОБЖ». Такая оценка многого стоит.

На мой взгляд концепцией преподавания курса ОБЖ в школе должно стать понимание учащимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости - действовать».

Когда я проходила практику в школе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» я столкнулась с такой проблемой, как отсутствие у обучающихся интереса к предмету и снижение учебной мотивации. Большинство учащихся воспринимали урок ОБЖ как факультативное занятие и не считали нужным проявлять познавательный интерес по предмету. Из-за отсутствия квалифицированного педагога по курсу ОБЖ, предмет велся учителями-предметниками, к обучающимся предъявлялись различные требования по усвоению материала, не на всех уроках дети приобретали практические навыки безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера, не велась внеурочная деятельность по предмету, в образовательном

процессе, что естественно не отвечает потребностям общества в разрешении проблем обеспечения безопасности.

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Внеурочная деятельность дает учащимся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность.

Цель внеурочной работы по предмету ОБЖ - обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Важнейшей задачей внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

Основные показатели эффективности внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Основные показатели эффективности внеурочной деятельности по ОБЖ:

- повышение качества знаний и умений школьников,

- интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.,

- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы,

- повышение качества знаний по предмету ОБЖ и другим предметам,

- приобретение умений работы с различными источниками информации,

- повышение общего уровня культуры школьников.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (второго поколения) предмет «Основы Безопасности

Жизнедеятельности» в полной школе будет являться одним из трех обязательных предметов. И главная цель данного курса - дать возможность учащимся получить знания и навыки в области обеспечения безопасности личности, а также сохранения и укрепления своего здоровья.

Одним из доступных и эффективных путей повышения мотивации и интереса к предмету ОБЖ, является организация внеурочной деятельности.

В конечном итоге, какие бы реформы в образовании не происходили, они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения.

Как писал К.Д.Ушинский: «Учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 321 с;

2. Границкая Л.С. Научить думать и действовать / Л.С. Границкая. - М., 1991;

3. Дусавицкий А.К. Формула интереса / А.К. Дусавицкий. - М., 1989. - 198 с;

4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности/ В.И. Ковалев. - М., 1988. - 232 с;

5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения// А.К.Маркова, Т. А.Матис, А. Б.Орлов. - М., 1990. - 212 с

Chizhova E.S.

Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia)

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN HEALTHCARE

Abstract: the article discusses the main problem of the importance of teaching the course «Fundamentals of Life Safety» and how extracurricular activities affect students motivation.

Keywords: life safety, motivation, problems of material, emergency situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.