Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура безопасности жизнедеятельности / педагогические условия / методы / приемы / внеурочная деятельность средний школьный возраст / life safety culture / pedagogical conditions / methods / techniques / extracurricular activities / middle school age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Комаров

Данная статья рассматривает принципы формирования педагогических условий организации и проведения внеурочной работы с обучающимися среднего школьного возраста по безопасности жизнедеятельности. Также автор обосновывает, что активное и систематическое применение различных методов организации и проведения внеурочной работы, сделает процесс обучения на уроках безопасности жизнедеятельности более эффективным, повысит качество обучения и воспитания, даст учащимся возможность развивать свои интересы, расширять кругозор, активизировать познавательную самостоятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.В. Комаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONS AND CARRYING OUT OUTSTANDING WORK ON LIFE SAFETY WITH STUDENTS OF MIDDLE SCHOOL AGE

This article examines the principles of the formation of pedagogical conditions for organizing and conducting extracurricular work with students of secondary school age on life safety. The author also substantiates that the active and systematic use of various methods of organizing and conducting extracurricular work will make the learning process in life safety lessons more effective, improve the quality of education and upbringing, give students the opportunity to develop their interests, broaden their horizons, and activate cognitive independence.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ СРЕДНЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В.В. Комаров, студент

Научный руководитель: А.Ю. Красильников, канд. пед. наук, доцент Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-1-100-103

Аннотация. Данная статья рассматривает принципы формирования педагогических условий организации и проведения внеурочной работы с обучающимися среднего школьного возраста по безопасности жизнедеятельности. Также автор обосновывает, что активное и систематическое применение различных методов организации и проведения внеурочной работы, сделает процесс обучения на уроках безопасности жизнедеятельности более эффективным, повысит качество обучения и воспитания, даст учащимся возможность развивать свои интересы, расширять кругозор, активизировать познавательную самостоятельность.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, педагогические условия, методы, приемы, внеурочная деятельность средний школьный возраст.

В современном обществе любая деятельность человека может стать причиной опасностей, возникновения неблагоприятных факторов, а также приводить к травмам и различным заболеваниям. Учебно-трудовая деятельность может наносить вред здоровью человека. Анализ заболеваний и происшествий в образовательном учреждении дает основания полагать, что деятельность обучающихся и преподавателей школ представляет опасность не зависимо от ее вида. Но, несмотря на это, абсолютно любая деятельность может быть защищена, а также может быть уменьшен ее риск воздействий и последствий. Данные факторы составляют основу обеспечения безопасности жизнедеятельности человека во всех видах его деятельности. Обеспечение принципов формирования педагогических условий при организации безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении влияет на различные стороны жизнедеятельности обучающихся и педагогического состава, и имеют разносторонний и отличительный характер. Современная практика показывает взаимосвязь между возникновением опасных и чрезвычайных ситуаций самых различных видов. Также следует отметить, что любые меры, принимаемые для повы-

шения защищенности образовательного учреждения от техногенных опасностей или террористических актов, одновременно помогают обеспечить усиление защищенности образовательного учреждения от социальных, природных, криминальных угроз. В связи с ростом числа опасных ситуаций, одной из немаловажных задач образования становится формирование безопасной образовательной среды и формирование принципов педагогических условий организации внеурочной работы по безопасности жизнедеятельности. Развитие норм безопасного поведения, учебной и внеурочной работы по безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении, а также уровня подготовленности человека становятся более значимыми факторами для недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций. Для сохранения здоровья и жизни детей необходим поиск более совершенствованных способов развития системы образования. Знание закономерностей развития чрезвычайных ситуаций не могут в полной мере обеспечить безопасность. Таким образом, формирование средств работы во внеурочное время является огромной задачей для развития образования и обеспечения безопасности образовательного про-

странства. Рассмотрение данного вопроса является актуальным, так как формирование принципов педагогических условий, методов и приемов организации и проведения внеурочной работы по безопасности жизнедеятельности является одной из основных задач современного образования в области безопасности человека [1].

Безопасность образовательного процесса достигается благодаря системе организации внеурочной работы по безопасности жизнедеятельности обучающихся с помощью определенных условий, которые выполняет образовательное учреждение. Тем не менее, некоторые меры не всегда способны снизить опасность в образовательном учреждении. Безопасность образовательного процесса достигается путем четкости, системности и комплексности. Следовательно, обеспечения безопасности образовательного учреждения должно быть реализовано на уровне учебного заведения. Обеспечение безопасности также достигается на внешнем и внутреннем уровнях.

Внеурочная деятельность во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету. В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:

1)углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;

2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании тренажеров, а также ИКТ. Осуществляя работу важно соблюдать следующие педагогические требования:

- общественно-полезная, профессиональная, экологическая краеведческая направленности;

- современность содержания и форм внеурочной деятельности;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;

- сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;

- системность, непрерывное развитие внеурочной работы.

Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной деятельности способствует созданию системы работы, которая характеризуется следующими уровнями:

I уровень: использование внеурочной деятельности для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по ОБЖ. На этом уровне формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.

II уровень: На этом уровне главное -развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.

III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем [6].

Период обучения в образовательном учреждении является благоприятным для формирования у человека культуры безопасности. В школьном возрасте, прежде всего легче сформировать мотивы, побуждающие обучающихся к соблюдению норм и правил безопасного поведения, что послужит основой для развития личности как самостоятельного во многих аспектах [3].

Российский социолог И.С. Кон полагает, что важным фактором обучающегося в школе является его социальное и личностное самоопределение, выработка мировоззрения, жизненной позиции, определение профессиональной ориентации и определение своего социального положения в дальнейшей взрослой жизни [5].

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Внеурочная деятельность даёт учащимся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, активизировать познавательную самостоятельность [4].

Таким образом, организация работы с детьми требует от преподавателя быть компетентным в вопросах, связанных с организацией воспитательных, учебных и внеурочных мероприятий, а также проведением уроков, направленных на формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся, для педагога важно не повторяться, уходить от шаблонов, искать нестандартные пути решения проблем.

В период прохождения преддипломной практики на базе МБОУ СОШ №9 Предгорного муниципального округа Ставропольского края в своей педагогической деятельности по организации и проведению внеурочной работы с учениками 7 класса автором были проведены мероприятия, анкетирование, а так же опрос школьников, для получения более точных знаний о заинтересованности учащихся в школе к предмету Безопасность жизнедеятельности.

Результаты первого анкетирования, выполненного перед проведением мероприятий, позволили сделать следующие выводы: учителя не всегда прилагают должные усилия для проведения мероприятий по внеурочной деятельности по БЖ, у учеников нет желания участвовать во внеурочных мероприятиях по БЖ, т.к. эти мероприятия однотипны и не всегда интересны для них.

При первой встрече с учащимися 7 класса в составе 28 человек были проведены игра на знакомство «Барабанный пистолет», игра на разделение «Припять», игра на сплочение «Альфа». Во время второй встречи была проведена игра «Катаклизмы в доме», а также тренинги по эта-

пам, дано задание для мероприятия. Третий заключительный этап - большая игра-квест «Сталкер. Зона отчуждения», «Ла-зертаг». После данного мероприятия было проведено ещё одно анкетирование с целью получения новых данных от учеников. Данные второго анкетирования показывают, что у учеников уже появилось желание получать новые знания по предмету БЖ, а также участвовать в различных внеурочных мероприятиях. Более широкая направленность внеурочных мероприятий по БЖ и должная подготовка дает лучший результат.

Одним из доступных и эффективных путей повышения мотивации и интереса к предмету Безопасность жизнедеятельности является организация внеурочной деятельности.

Внеурочная работа в настоящее время стала важной формой общественного воспитания детей, она представляет систему организованных занятий, проводимых школой с учащимися во внеурочное время, являющихся составляющим звеном воспитательной работы школы. Внеурочная работа направлена на физическое и духовное становление личности ребёнка.

Все виды внеурочных занятий выходят за рамки учебной работы по предмету Безопасность жизнедеятельности. Однако они являются неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития учащихся среднего школьного возраста. Организация этой деятельности в школе служит одним из критериев творческой работы учителя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности.

Библиографический список

1. Аюбов Э.Н. Комплексный подход к формированию культуры безопасности жизнедеятельности // Культура безопасности жизнедеятельности - М. - 2012. - 8 с.

2. Беляева Н.А. Пути повышения интереса к учению. - Новосибирск, 2008. - 252 с.

3. Горбачев С.В. Формирование системы знаний о природных опасностях на основе решения ситуационных задач на уроках ОБЖ. - Волгоград: Педагогика, 2012. - 367 с.

4. Вопросы психологии школьника // Известия АПН РСФСР. // под ред. Л.И. Божович. -М., 2001. - Вып. 36, 50

5. Мишин Б.И. Необходимые организационно педагогические условия для формирования личности безопасного типа в общеобразовательных учреждениях // Образование и безопасность. - 2005. - 92-95 с.

6. Смирнов А.Т. Педагогические условия формирования основ безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных школ России. - М., 1999. - 191 с.

7. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика. - 2000. - 3033 с.

ORGANIZATIONS AND CARRYING OUT OUTSTANDING WORK ON LIFE SAFETY WITH STUDENTS OF MIDDLE SCHOOL AGE

V.V. Komarov, Student

Supervisor: A.J. Krasilnikov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Stavropol State Pedagogical Institute, Branch in Essentuki

(Russia, Essentuki)

Abstract. This article examines the principles of the formation of pedagogical conditions for organizing and conducting extracurricular work with students of secondary school age on life safety. The author also substantiates that the active and systematic use of various methods of organizing and conducting extracurricular work will make the learning process in life safety lessons more effective, improve the quality of education and upbringing, give students the opportunity to develop their interests, broaden their horizons, and activate cognitive independence.

Keywords: life safety culture, pedagogical conditions, methods, techniques, extracurricular activities, middle school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.