Научная статья на тему 'Состояние проблемы организации внеурочной деятельности по вопросам экологической безопасности на ступени основного общего образования'

Состояние проблемы организации внеурочной деятельности по вопросам экологической безопасности на ступени основного общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENVIRONMENTAL SAFETY / AFTER-HOUR ACTIVITY / BASICS OF LIFE SAFETY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизарова И.С., Кононова Е.И., Рзаева Г.И.

В статье раскрывается проблема организации изучения вопросов экологической безопасности через внеурочную деятельность на ступени основного общего образования, основанная на анализе эмпирического исследования по проблеме статьи с участием обучающихся 8-х классов и педагогов государственных общеобразовательных учебных учреждений Выборгского района города Санкт-Петербурга школ № 102, 560 и 469. В статье подробно рассмотрены результаты исследования, помогающие выявить основные проблемы в реализации изучения вопросов экологической безопасности через внеурочную деятельность в 8-х классах. Исследование, представленное в статье, проводилось в форме анкетирования для обучающихся 8-х классов, бесед с учителями и непосредственного наблюдения. Представленные в статье материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что организация изучения вопросов экологической безопасности через внеурочную деятельность на ступени основного общего образования, действительно актуальная тема для методических разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елизарова И.С., Кононова Е.И., Рзаева Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY ON ISSUES OF ENVIRONMENTAL SAFETY IN BASIC GENERAL EDUCATION

The article reveals a problem of organizing the study of environmental safety issues through extracurricular activities at the level of basic general education, based on an analysis of empirical research on an article problem with 8 graders and teachers of state secondary educational institutions of Vyborgsky District of St. Petersburg Schools No. 102, 560 and 469. The article reveals the results of the study, which help to identify the main problems in the implementation of the study of environmental issues through extracurricular activities in the 8th grade. The study was carried out in the form of a survey for the pupils, interviews with the teachers and direct observation. The research materials presented in the article allow concluding that the organization of studying environmental safety issues through extracurricular activities at the level of basic general education is a really relevant topic for methodological development.

Текст научной работы на тему «Состояние проблемы организации внеурочной деятельности по вопросам экологической безопасности на ступени основного общего образования»

4. Асмус В.Ф. Античная философия: учебное пособие. Изд. 3-е, доп. Москва: Высшая школа, 2005.

5. Маслоу К. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. Санкт-Петербург: Евразия, 1997.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2016.

7. Личностный потенциал: структура и диагностика. Под редакцией Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2011.

8. Мелекесов ГА. Развитие аксиологического потенциала личности студента как проблема университетского образования. Современные наукоёмкие технологии. 2005; 8: 94 - 97.

9. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва, 2000.

10. Сластенин В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя. Современные технологии высшего профессионального образования. Москва: МГПУ, 2006: 4 - 11.

11. Одоевский В.Ф. Краткие заметки о характере русского церковного православного пения. Труды I Археологического съезда в Москве. Москва, 1869 г. Т.П.М., 1871: с. 477.

12. Kobozeva I.S., Mironova M.P., Chinyakova N.I. Communicative Competency as Teacher's Integrative Ability for Musical Communication. Asian Social Science. 2015; Vol. 11; No. 8: 37 - 43.

13. Тихомиров Л.А. Религиозно-философский смысл истории. Москва: Вопросы философии, 1996.

14. Гарднер И.А. Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологический аспект. Москва: Просвещение, 1997.

15. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. Программы. Методические рекомендации. Кн. 2. Москва, 2001.

16. Философия: учебник для вузов. Под общей редакцией В.В. Миронова. Москва: Норма, 2005.

17. Борытко Н.М. Духовность в структуре этической позиции студента [Текст]. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012; 1 (65): 82 - 85.

18. Теплова Н.В. Особенности организации курса «Основы православной культуры для будущих учителей музыки». Научные достижения и открытия современной молодёжи: Актуальные вопросы и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2017: 431 - 433.

19. Каледа Глеб, прот. Домашняя Церковь. Москва: Изд-во Зачатьевского монастыря, 2001.

20. Грязнова Т.М., Грязнов С.И. Воспитательный потенциал музыкального искусства русского православия в духовной становлении личности будущего учителя музыки. Современные проблемы науки и образования. 2015; 2-2. Available at: https://science-education.ru/pdf/2015/2-2/149.pdf

References

1. Kobozeva I.S. Muzykal'noe obrazovanie v kontekste sovremennoj kul'turnoj politiki. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2011; 3; T. I (Gumanitarnye nauki): 295 - 298.

2. Vasyukova I.A. Slovar'inostrannyh slov: okolo 5000 slov. Moskva: AST, 2005.

3. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Gl. red. B.A. Vvedenskij, 2-izd. dopoln. Moskva: «Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya», 1955; T. 34.

4. Asmus V.F. Antichnaya filosofiya: uchebnoe posobie. Izd. 3-e, dop. Moskva: Vysshaya shkola, 2005.

5. Maslou K. Dal'nie predely chelovecheskoj psihiki. Per. s angl. Sankt-Peterburg: Evraziya, 1997.

6. Maklakov A.G. Obschaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2016.

7. Lichnostnyjpotencial: struktura i diagnostika. Pod redakciej D.A. Leont'eva. Moskva: Smysl, 2011.

8. Melekesov G.A. Razvitie aksiologicheskogo potenciala lichnosti studenta kak problema universitetskogo obrazovaniya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2005; 8: 94 - 97.

9. Andrienko E.V. Social'naya psihologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva, 2000.

10. Slastenin V.A. Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie i stanovlenie sub'ektnogo potenciala lichnosti uchitelya. Sovremennye tehnologii vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: MGPU, 2006: 4 - 11.

11. Odoevskij V.F. Kratkie zametki o haraktere russkogo cerkovnogo pravoslavnogo peniya. Trudy I Arheologicheskogo s'ezda v Moskve. Moskva, 1869 g. T.P.M., 1871: s. 477.

12. Kobozeva I.S., Mironova M.P., Chinyakova N.I. Communicative Competency as Teacher's Integrative Ability for Musical Communication. Asian Social Science. 2015; Vol. 11; No. 8: 37 - 43.

13. Tihomirov L.A. Religiozno-filosofskij smysl istorii. Moskva: Voprosy filosofii, 1996.

14. Gardner I.A. Put'obreteniya duhovnyh idealov: religiozno-psihologicheskj aspekt. Moskva: Prosveschenie, 1997.

15. Koshmina I.V. Russkaya duhovnaya muzyka. Programmy. Metodicheskie rekomendacii. Kn. 2. Moskva, 2001.

16. Filosofiya: uchebnik dlya vuzov. Pod obschej redakciej V.V. Mironova. Moskva: Norma, 2005.

17. Borytko N.M. Duhovnost' v strukture eticheskoj pozicii studenta [Tekst]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 1 (65): 82 - 85.

18. Teplova N.V. Osobennosti organizacii kursa «Osnovy pravoslavnoj kul'tury dlya buduschih uchitelej muzyki». Nauchnye dostizheniya i otkrytiya sovremennoj molodezhi: Aktual'nye voprosy i innovacii: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej G.Yu. Gulyaeva. Penza: MCNS «Nauka i prosveschenie». 2017: 431 - 433.

19. Kaleda Gleb, prot. Domashnyaya Cerkov'. Moskva: Izd-vo Zachat'evskogo monastyrya, 2001.

20. Gryaznova T.M., Gryaznov S.I. Vospitatel'nyj potencial muzykal'nogo iskusstva russkogo pravoslaviya v duhovnoj stanovlenii lichnosti buduschego uchitelya muzyki. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 2-2. Available at: https://science-education.ru/pdf/2015/2-2/149.pdf

Статья поступила в редакцию 15.07.19

УДК 371

Elizarova I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching Life Safety, Faculty of Life Safety, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: grira8585@mail.ru

Kononova E.I., MA student (2 year of studies), Faculty of Life Safety, Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, St. Petersburg, E-mail: knnvakat@yandex.ru

Rzayeva G.I., teaching assistant, Department of Methods of Teaching Life Safety, Faculty of Life Safety, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: gunka008@mail.ru

THE STATE OF THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY ON ISSUES OF ENVIRONMENTAL SAFETY IN BASIC GENERAL EDUCATION. The article reveals a problem of organizing the study of environmental safety issues through extracurricular activities at the level of basic general education, based on an analysis of empirical research on an article problem with 8 graders and teachers of state secondary educational institutions of Vyborgsky District of St. Petersburg Schools No. 102, 560 and 469. The article reveals the results of the study, which help to identify the main problems in the implementation of the study of environmental issues through extracurricular activities in the 8th grade. The study was carried out in the form of a survey for the pupils, interviews with the teachers and direct observation. The research materials presented in the article allow concluding that the organization of studying environmental safety issues through extracurricular activities at the level of basic general education is a really relevant topic for methodological development.

Key words: environmental safety, after-hour activity, basics of life safety.

И.С. Елизарова, канд. пед. наук., доц. каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: grira8585@mail.ru

Е.И. Кононова, магистрант 2 курса факультета безопасности жизнедеятельности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: knnvakat@yandex.ru

Г.И. Рзаева, ассистент каф. методики обучения безопасности жизнедеятельности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gunka008@mail.ru

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается проблема организации изучения вопросов экологической безопасности через внеурочную деятельность на ступени основного общего образования, основанная на анализе эмпирического исследования по проблеме статьи с участием обучающихся 8-х классов и педагогов государственных общеобразовательных учебных учреждений Выборгского района города Санкт-Петербурга школ № 102, 560 и 469. В статье подробно рассмотрены результаты исследования, помогающие выявить основные проблемы в реализации изучения вопросов экологической безопасности через внеурочную деятельность в 8-х классах. Исследование, представленное в статье, проводилось в форме анкетирования для обучающихся 8-х классов, бесед с учителями и непосредственного наблюдения. Представленные в статье материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что организация изучения вопросов экологической безопасности через внеурочную деятельность на ступени основного общего образования, действительно актуальная тема для методических разработок.

Ключевые слова: экологическая безопасность, внеурочная деятельность, основы безопасности жизнедеятельности.

Современная система образования направлена на воспитание обучающегося как всесторонне развитой личности с активной гражданской позицией. Требования к освоению образовательной программынаступени основного общего образования, обусловленные Федеральным государственным стандартом основного общргообсозовасоя.-Оесмпоьноскосу педывередение. Срответсовенно, экологическое направление в образовательном процессе как неотъемлемая часть освоенис обучающимися ключевых компетенций, играющая важную роль в воспитании гражданина, выходит на главенствующие позиции в образовательном процесое.«Нофоемисовоние вкслсгиыемьооосазнания оказмсают влсвнсо знания и убеждения, в связи с чем экологические представления формируются у молодёжи в рвзывчыыхф0И поло-ченные таким образом знания, впоследствии трансформируемые в убеждения, формируюта-ологичсскеесознании»-, к.П40].

Экологическое воспитание является совокупностью двух ключевых характеристик ^н^о^^^^амэк^г^огное окое поысен^^.ето^1 е формируются при рассмотрении фундаментальных задач образования через призму экологического воспитания, представленную на рисунке № 1 [2, с. 91].

«Несомненно, именнона ступениосновногообщего образованияэкологи-чески ориентированная педагогика реализуется посредством изучения вопросов, связанных с экологиче^^^ас^^^с^оас^с^^'^со, вмючеоных оьурс продают- «ос новы безопасности жизнедеятельности» [3, с. 95]. Однако на данный момент ситуация с сытаме оОщего обюозовннияснююываотуя ташм (^«ыз^л/^.мто куос «Основы безопасности жизнедеятельности» представлен только в 8, 10 и 11 классах в рамках федерального компонента базисного учебного плана, что нарушает привц ип нсг^орыыеости, лeжaщирзооновe экосогичесоо Следовательно, необходимо искать дополнительные ресурсы для реализации изучения вoызoоoвэюнлоги«ecкoксозопacнocои ва cтyпeниocюoьуoкo общего образования. На наш взгляд, универсальным средством для решения обусловленных псоТоеы сввяеосыннеурсчная недтвльиррсь. Заоотров своё виитонье непосредственно на исследовании организации изучения вопросов экологической безоеaонеотювeркзвюооpoчкyюмояпeлгнoртввоотв«eюи о соовооио оощвго образования, а именно в 8-х классах, нами были проведены анкетирование обу-чающихсяох коассорооседа т ьeеогсl"икecккм

вителями администрации. А также осуществлено наблюдение за ходом работы

в процессе занятия по внеурочной деятельности в 8-х классах с последующим формированием выводов.

При орооедении эмииричeоуогoвccытдоьaзкя наеиоылыноставлены следующие задачи:

к отрыто уаовонь знонос cбочaююнxср, рся^мый р папятием экологическая безопасность;

- определить наличие у обучающихся трудностей, возникающих вследствие недостаточного освещения вопросов экологической безопасности;

- па нншироваоостепенвличн ойьоиыeмepововноотн обучающихся 8-го класса в реализации внеурочной деятельности по экологической безопасно-срс;

- определить сферы личностных интересов обучающихся для подбора ноь0есeвоюынтаеивньlрфoом поемппнияуоняткЮыo виeсуpквpк д еятельности.

- проанализировать результаты беседы с педагогами для выявления ак-туальнтх г^р^облем, связанных с организацией изучения вопросов экологической безопасности через внеурочную деятельность на ступени основного общего образования;

- наблюдая непосредственный процесс организации внеурочной деятельности в 8-х классах, выявить общие проблемы организации внеурочной деятель-роота -о донтой ст-пенс тТоaьекaиия;

- подтвердить эмпирическим методом необходимость разработки про-гоа^|\^ы^о ввеуоозпое оюяоeюьвoствнppeолиоa^к^икфосо^^ы^ческой безопасности на средней ступени обучения.

Далее в статье мы подробно рассмотрим результаты анкетирования об-унающиорс. В ою^т^^р^о^с^нич ирввяор yиapтиа1сообсюaоюмоpя 8-х классов ГБОУ школ №102, 560 и 469 Выборгского района города Санкт-Петербурга. Исилждовaкиеиpoмoдвлoмь сцеыью, иыявытмиaибPлоe зйачиюельные аспекты организации изучения вопросов экологической безопасности, через внеурочною деяоольностп оа ртупчиисововниго общюео^р^о^^^^нвя.а именно в 8-х классах.

ыттелеивояcьoтьрcтaвлоньеBpорee ц^х^в^^ с^о^о^1^о^|^Соанных задач, анкета для обучающихся была разделена нами на три условных блока. Данные борки родержальиопрооы,ыaюpaыюввыюиaиpрлодpиaюиопмpОоeматики организации изучения вопросов экологической безопасности через внеурочную дея-

Рис. 1. Задачи экологического воспитания

тельносты-^а ступениосновногообщего образованиясоследующих позиций: наличие теоретических знаний по экологической безопасности; навыки применения знаний по экологической безопасности в обыденной жизни и личная заинтере-совонностьохуцаю щиеиявболее под°обром ииучонхо воп^соц эролхгичоской безопасности.

Нами был проведён подробный анализ результатов анкетирования в процессе которого мы опирались на процентное соотношение количественных показателей .

Первые два вопроса анкетирования представляют собой комбинацию, при помощи который мы сможем определить: понимают ли школьники термин «экологическая безопасность», что позволит нам ориентироваться при выборке маоеецалон в фаммюпнвнеуоочиоа

деятельности.

Отаоты на порввш врпсос анкетировано:«Знакхмыоивы с пенитием «эво-логическая безопасность»?», разделились в соотношении 65% (ответ «нет» - 78 человек), к 35%(ответ «да»-42 человек).8тодостаточно ^^т^фесно.вепна от^^^^^с, щеуоетни-ам анкетированин, оввеоившио ^(^о^л^и^^м^о на предыдущий вопрос, предлагалось самостоятельно дать термину определение. еезиеьтвны оо^^зпли, чцо но онцеи рдспондрнткедао оернлеопнедeлпниыоeхыи-ну. Один обучающийся привел определение близкое по смыслу, а 41 человек ука-даох -апдиеайьно тереинн Следоото^1^но аналезтннд

первый и второй вопрос совместно, можно сделать вывод: у 95% обучающихся 8-зодпапсо не сфороировонр пнедставление о пхннтиникoтo-ичecгaя бизыпац-

еостьилиимееесянеаерное онём представление.Данные результаты, бесспорно, указывают на недостаточное изучение вопросов экологической безопасности.

Третий вопрос нлкетюНллоофытым т поедлоге рестондоноам во^^рить свое мнение по следующему вопросу: «На ваш взгляд, в чём заключается необходимость сохранения природы и окружающей среды?»

п ртрфоо оттеноп

если объединять по схожести ответы, то можно выделить три основных причины: продолжительноетоеронеоне бопатств а при роды; луншеопостоя ние о кдежею-щей среды; для сохранения здоровья людей.

.^адовнооветргонре о том,что опуна птеодтозлeнио о це-

лях сохранения богатства окружающей среды и осознают последствия пагубного ^/^оОДопы 1е е^^/^ста^г^шзотстды ентые и неносят

характерличнойзаинтересованности.

Вопросы анкеты 4 - 7 направлены на анализ знаний обучающихся об экологической безопасности относительно обыденной жизни, то есть, имеют ли знания практический характер применения.

Первый вопрос данного блока был: «Выберите из предложенных вариантов

ответа, тот, который раскрывает понятие «Экологически опасный объект»» Распределение ответов представлено на рисунке № 2.

Отметим, что верный ответ на данный вопрос зашифрован под пунктом «В» (20%) , однако частота выбора данного ответа не является самой высокой. Наиболее популярный ответ «С» (35%), что подразумевает под собой определение термина «чрезвычайная ситуация», с которым ребята наиболее часто встречались запериодобучения.

Пятый вопрос анкеты «Знаете ли вы, какие имеются в вашем городе опасные экологические объекты?» предполагает наличие у ребят связи теоретических знаний с обыденными представлениями. Лишь 48 обучающихся ответили попожительно, что Зн% опрошепныч.ноозвятственно, 60%

участников анкетирования с большой вероятностью могут являться потенциальными жертвами опасного происшествия на экологически опасном объекте вслед-ствое дeвcнздемлонноосH;

Следующий вопрос также направлен на исследование понимания обу-чоющими ся п8нятид«апвcннlп Не ко» , теспдзрнч^^с^^ттн ких знаний, а с опорой на жизненный опыт. Ответы участников представлены в диаграмме на рисунке№3.

Можем заметить, что количество верных ответов не совпадает с результатами предыдущего вопроса, однако данные вопросы являются взаимосвязанными.

Следовательно, процентное соотношение обучающихся, имеющих представление о термине «экологически опасный объект» и прослеживающих связь жизньо,yмeввшиоаcпрo30%. Тааим образом, мы делаем вывод о существовании проблемы, продиктованной недостаточным уровнем знаний об-

учанщихся в облаптзекoлагичоcкоЗбдздпaсности.

Результаты, полученные при анализе ответов на вопрос № , - прямое тому подтвезлнение. Учоиметн^с^Оноо^с^ Bыиoоoдпбcaтввнaзeнид условных знаков, применяемых в области экологической безопасности. Рассчитаем процентное соотношение всех ответов.

Рис.2.Анализответовнавопрос:«Выберитеиз предложенныхвариантовответа тот, которыйраскрывает понятие«Экологическиопасный объект»».

А, С, D - неверные ответы, В - верный ответ

Рис.3.Анализответовнавопрос:«Приведитепримеры3-хэкологическиопасныхобъектов ввашем городе»

Всего верных ответов могло быть 480. Однако правильно обозначили первый знак - 78 обучающихся, второй - 63 , третий - 29 и четвертый - 47 обучаю-щихся,азначит,нами былополучено217 верныхответов, чтосоставило45,21% отвсегоколичествавозможныхверныхответови 263 нвверныо, что солтчвыоо л4,т9%отосел етветот.

А нчлизохоехлвыа ртсс мовщенныв во п рос яю я евея ещёедн и мрокыыантые-ством нехватки практико-ориентированных по вопросам экологической безопас-еноизн^н^ий у оНочоощихст.

Важно определить актуальность реализации внеурочной деятельности по веыыетамввомбгичесхор бтмваст^<^зв%^лхорыищ^)^тт,тхк квн°енныи внт занятий носит отчасти добровольный характер. И в процессе организации внеурочной деятельности важным аспектом является ориентировка на интересы оиащегохя.

С данной целью нами были предложены ребятам вопросы из третьего бло-ыаанхепы.

Первый вопрос данного блока подразумевал оценивание своего отношения к пчвылoжeннoмхвз,хнaз ыывхию -иогласонры/ех сенитои)-). результовoвдочвлгововpоcе о^^е^в

1, а несогласие - 0. Распределение интересов обучающихся можно наблюдать на рисунке № 4.

Представив полученные результаты в процентном соотношении, мы вывели следующее:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 1°% анкетированных заинтересованы в изучении вопросов о действи-яхочлс^вы^х^^от огической угрозы (утверждение № 1);

- ^Уоогрошенных уверены в том, что их позиция и действия по отношению к coехaкенищ окружающей среды, не имеют весомого значения. Ведь основные загрязнители представляют собой промышленность (утверждение № 2);

- 57,5% опрошенных заинтересованы в изучении вопросов, связанных с экологической безопасностью, что является положительным показателем для рoомвeхждтвняоктуальности разработки программы по внеурочной деятельности, касающейся вопросов экологической безопасности (утверждение № 3);

- 35% анкетируемых называют данную тему перспективной, следователь-то , неогхaмленнеурочной деятельности будет для них отличным способом для самоопределения в других сферах жизни (утверждение № 4);

- ео% оСрчающихся, согласившихся с утверждением № 5, является доказательством ранее выдвинутого положения и конкретизируют именно професси-онолхньмп уть роз вития;

- лишь 15% опрошенных признались в том, что тема экологической безопасности их совершенно не интересует (утверждение № 6).

Это тоже является определённым показателем, из которого мы можем сделать вывод: 85% обучающихся интересуется вопросами экологии.

К сожалению, 65% обучающихся имеют ограниченное представление об индивидуальной ответственности за сохранение окружающей среды, на что необходимо опираться при разработке тех или иных проблемных и практических занятий в рамках внеурочной деятельности (утверждение № 7).

Девятый вопрос анкеты направлен на изучение личной необходимости каждому учащемуся приобретения знаний, подразумевающихся под собой прохождение программы внеурочной деятельности по вопросам экологической безопасности. Результаты анализа ответов респондентов представлены на рисунке № 5.

Определённо, мы можем заметить, что область с положительными значениями в несколько раз больше области с негативными ответами. Бесспорно, данный факт является ещё одним подтверждением необходимости введения курса внеурочной деятельности по изучению вопросов экологической безопасности в данном учебном заведении.

В вопросе № 10 дети дают обоснование ранее полученных нами результатов. Многие участники анкетирования отмечают актуальность экологического направления в образовательной программе учебного заведения.

На конкретизирующий вопрос № 11: «Вы бы заинтересовались посещением внеурочной деятельности, где бы вам предложили заниматься работой над экологическими проектами?»

Нами были получены следующие результаты: «Да» - 42, «Нет» - 78.

Г _ V 1 N У

Рио4.Анализответовнавопрос:«Отметьтетоутверждение,скоторым высогпасны«+», а с которым не согласны «-»

Рис. 5. Анализ ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что изучение вопросов связанных с экологией и защитой окружающей среды в вашей школе,

является важным?»

Рис.б.Анализответов навопрос:«Чем бывыхотелизаниматься для развития своейличности?»

Отметим, что данные ответы обусловили для нас наличие проблемы, заключающейся в противоречии всем предыдущим ответами. Нами было выдвинуто предположение, что данный результат связан непосредственно с формой проведения данных курсов, а именно внеурочной деятельностью. У многих обучающихся на данный момент проводятся иные дополнительные занятия, они не могут чётко сориентироваться при возможности посещения иного вида деятельности, что подтверждает предполагаемую нами проблему формы организации занятий, а именно проблему в популяризации среди обучающихся данного направления внеурочной деятельности.

Переходя к вопросу № 13, отметим, что ответы на него также являются весьма неоднозначными. Ведь в силу возрастных особенностей обучающиеся 8-ого класса, находятся в постоянном поиске новых интересов и увлечений, так что мы можем опираться на данные результаты при формировании непосредственного интереса к вопросам экологической безопасности, однако определяющей будет для нас именно особенность выбранной предметной области. Ответы респондентов представлены на рисунке № 6.

Данная сетка распределения интересов обучающихся отражает их неопределённость. Отметим, что наиболее частыми, по сравнению со всеми от-

Библиографический список

ветами является информационно - компьютерные технологии и углубленное изучении школьных предметов, что может сыграть важную роль при выборе форм проведения занятий в рамках внеурочной деятельности по экологической безопасности.

Отметим, что при беседе с педагогическим коллективом и непосредственном наблюдении за процессом организации внеурочной деятельности в 8-х классах, большинство предположений о наличии ряда проблем с организацией внеурочной деятельности на ступени основного общего образования подтвердилось. Добавим, что опыта организации внеурочной деятельности, непосредственно связанного с формированием знаний в области экологической безопасности в школах, на базе которых проводилось исследование, выявлено небыло.

Следовательно, по итогам эмпирического исследования, проведённого нами, мы можем сформулировать следующий вывод: при грамотно спроектированном методическом подходе по разработке программы внеурочной деятельности, можно разрешить ряд проблем, выявленных при проведении исследования. В этом поможет анализ современных литературных методических источников и непосредственная апробация программы.

1. Мухамбетов Фархат Нурылчаенович. Экологическое воспитание молодёжи. Философия права. 2010; 3.

2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В., Шиленок Т.А. Состояние дошкольного и школьного экологического образования в Санкт-Петербурге. «Биосфера». Санкт-Петербург: Фонд научных исследований «XXI век», 2014; Т. 6: 89 - 105.

3. Елизарова И.С. Организация внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах. Ярославский педагогический вестник. Т. II (Психолого-педагогические науки). 2011; 4: 94 - 97.

4. Попова РИ. К вопросу о развитии целевых установок педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Молодой учёный. 2016; 21. Refеrences

1. Muhambetov Farhat Nurylchaenovich. 'Ekologicheskoe vospitanie molodezhi. Filosofiyaprava. 2010; 3.

2. Alekseev S.V., Gruzdeva N.V., Guschina 'E.V., Shilenok T.A. Sostoyanie doshkol'nogo i shkol'nogo 'ekologicheskogo obrazovaniya v Sankt-Peterburge. «Biosfera». Sankt-Peterburg: Fond nauchnyh issledovanij "XXI vek", 2014; T. 6: 89 - 105.

3. Elizarova I.S. Organizaciya vneklassnojraboty po 'ekologicheskojbezopasnosti v starshih klassah. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. T. II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). 2011; 4: 94 - 97.

4. Popova R.I. K voprosu o razvitii celevyh ustanovok pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Molodojuchenyj. 2016; 21.

Статья поступила в редакцию 15.07.19

УДК 378

Bagretsov D.N., Cand. of Sciences (Philology), principal research fellow, Ural State Law University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: bagretsow75@yandex.ru Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian and Foreign Philology, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: ea7878@mail.ru

Kopnina V.A., student, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: avika2040@gmail.com

Kapitsky V.N., Ural State Law University, Ural State Agrarian Academy (Ekaterinburg, Russia), E-mail: agro-ural@mail.ru

THE ANALYSIS OF THEORIES OF STUDENTS' CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT. The article discusses a concept of "creativity" from the point of view of Russian scientists. Features of modern research in the field of higher education, which study problems of developing the creative potential of students, are revealed. The article describes the importance of interactive methods in the development of creative potential of students in their training for professional activities. The paper

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.