Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ШКОЛЬНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / SAFETY LIFE / SAFETY LIFE CULTURE / STUDENTS / CREATING A SAFETY LIFE CULTURE / FORMS AND METHODS OF TEACHING / SAFETY LIFE BASICS / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцев Виктор Петрович

В статье рассматриваются актуальные вопросы основ безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях существования. Описательно обозначаются категории рисков и опасностей внешней среды и указываются факторы, снижающие или нивелирующие негативное влияние неблагоприятных воздействий на жизнедеятельность индивида. Указывается такой особо значимый фактор в реализации безопасности жизнедеятельности индивида, как личностный компонент, обусловленный ценностно- мотивационным направленностью и мировоззренческой характеристикой личности, объемом знаний, практических умений и компетенций безопасного поведения в неблагоприятных или опасных условиях жизнедеятельности и чрезвычайных ситуациях. Становление и развитие личностного фактора безопасности жизнедеятельности возможно исключительно через формирование культуры безопасности жизнедеятельности, что является одной из главных задач современной системы школьного образования в области безопасности. Низкие результаты усвоение образовательной программы по основам комплексной безопасности жизнедеятельности личности, полученные в ходе Национального исследования качества образования в субъектах Российской Федерации в 2017 году, определяют необходимость смещения образовательной методологии по формированию основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников с традиционной парадигмы на инновационную. В публикации описаны некоторые эффективные нестандартные авторские образовательные приемы и способы формирования комплексных знаний, умений и компетенции, культуры безопасности жизнедеятельности школьников в рамках урочного обучения и во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцев Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF THE METHODOLOGY OF CREATING A CULTURE OF SAFETY LIFE OF STUDENTS

The article deals with topical issues of the fundamentals of human safety life in modern living conditions. Descriptively identifies the categories of risks and hazards of the external environment and indicates the factors that reduce or level the negative impact of adverse influences on the life of the individual. It indicates such a particularly significant factor in the implementation of individual safety life as a personal component due to the value-motivational orientation and ideological characteristic of a person, the amount of knowledge, practical skills and competencies of safe behavior in adverse or dangerous living conditions and emergency situations. The formation and development of the personal factor of safety life is possible only through the formation of a safety culture of life activity, which is one of the main tasks of the modern school education system in the field of safety. The low results of the mastering of the educational program on the fundamentals of integrated safety life of the individual, obtained during the National Study in the Quality of Education in the Russian Federation Subjects in 2017, determine the need to shift the educational methodology for laying the foundations of safety life culture of students from the traditional paradigm to the innovation one. The publication describes some effective non-standard author's educational techniques and methods for the formation of complex knowledge, skills and competences, a culture of safety life of students in the framework of study lessons and in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Maltsev Viktor Petrovich TOPICAL ISSUES ...

pedagogical sciences

УДК 37.022

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0027

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

© 2019

Мальцев Виктор Петрович, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутский государственный педагогический университет (628000, Россия, Сургут, 50 лет ВЛКСМ, 10/2, e-mail: mal585@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы основ безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях существования. Описательно обозначаются категории рисков и опасностей внешней среды и указываются факторы, снижающие или нивелирующие негативное влияние неблагоприятных воздействий на жизнедеятельность индивида. Указывается такой особо значимый фактор в реализации безопасности жизнедеятельности индивида, как личностный компонент, обусловленный ценностно- мотивационным направленностью и мировоззренческой характеристикой личности, объемом знаний, практических умений и компетенций безопасного поведения в неблагоприятных или опасных условиях жизнедеятельности и чрезвычайных ситуациях. Становление и развитие личностного фактора безопасности жизнедеятельности возможно исключительно через формирование культуры безопасности жизнедеятельности, что является одной из главных задач современной системы школьного образования в области безопасности. Низкие результаты усвоение образовательной программы по основам комплексной безопасности жизнедеятельности личности, полученные в ходе Национального исследования качества образования в субъектах Российской Федерации в 2017 году, определяют необходимость смещения образовательной методологии по формированию основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников с традиционной парадигмы на инновационную. В публикации описаны некоторые эффективные нестандартные авторские образовательные приемы и способы формирования комплексных знаний, умений и компетенции, культуры безопасности жизнедеятельности школьников в рамках урочного обучения и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, культура безопасности жизнедеятельности, школьники, формирование культуры безопасности жизнедеятельности, формы и методы преподавания, основы безопасности жизнедеятельности, качество образования.

TOPICAL ISSUES OF THE METHODOLOGY OF CREATING A CULTURE OF SAFETY LIFE OF STUDENTS

© 2019

Maltsev Viktor Petrovich, Associate Professor of the Department of Biomedical

Disciplines and Life Safety Surgut State Pedagogical University (628000, Russia, Surgut, 50 years of the Komsomol, 10/2, e-mail: mal585@mail.ru)

Abstract. The article deals with topical issues of the fundamentals of human safety life in modern living conditions. Descriptively identifies the categories of risks and hazards of the external environment and indicates the factors that reduce or level the negative impact of adverse influences on the life of the individual. It indicates such a particularly significant factor in the implementation of individual safety life as a personal component due to the value-motivational orientation and ideological characteristic of a person, the amount of knowledge, practical skills and competencies of safe behavior in adverse or dangerous living conditions and emergency situations. The formation and development of the personal factor of safety life is possible only through the formation of a safety culture of life activity, which is one of the main tasks of the modern school education system in the field of safety. The low results of the mastering of the educational program on the fundamentals of integrated safety life of the individual, obtained during the National Study in the Quality of Education in the Russian Federation Subjects in 2017, determine the need to shift the educational methodology for laying the foundations of safety life culture of students from the traditional paradigm to the innovation one. The publication describes some effective non-standard author's educational techniques and methods for the formation of complex knowledge, skills and competences, a culture of safety life of students in the framework of study lessons and in extracurricular activities.

Keywords: safety life, safety life culture, students, creating a safety life culture, forms and methods of teaching, safety life basics, quality of education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Риски и опасности являются неотъемлемым элементом объективной реальности жизнедеятельности современного человека. Технократизация всех сфер жизни человека обусловила возрастание количества опасных и чрезвычайных ситуации не только техногенного и антропогенного (в том числе военного), но и природного характера. Ссылаясь на положения Федерального Закона Российской Федерации «О безопасности», в основу понятия безопасность заложены положения, характеризующие как защищенность отдельно взятого индивида, его жизненно важных ценностей и интересов, так и целого общества, государства и среды жизнедеятельности людей от внутренних и внешних угроз или опасностей [1].

В этой связи безопасность как универсальная, общечеловеческая категория, является принципиально важным условием жизнедеятельности человека и становится неотъемлемым компонентом формирования и развития общества и государства в целом [2]. Нивелирование рисков опасностей от влияния негативных факторов

среды может обеспечиваться как внешними факторами (гражданская оборона, деятельность специализированных служб (МЧС, полиции, медицины и т.д.), правовые нормы, законы и др.), так и личностными компонентами. Данную концепцию раскрывает в своей работе Твердохлебов Н.В. [3], он определяет три ведущих фактора повышения безопасности личности современных граждан в условиях повседневной жизнедеятельности. Прежде всего, для обеспечения безопасности, необходимо использование безопасных инновационных технических устройств. Вторым фактором безопасности автор определяет следование в своей деятельности нормативно-правовым и административным регламентам в векторе безопасности жизни и здоровья. И, наконец, третьим фактором безопасности автор определяет формирование культуры безопасности жизнедеятельности современного человека. При этом развивая данную идею автора уместно заключить, что первые два фактора определяются внешней государственной деятельностью, а третий культурологический аспект целиком зависит от деятельности самой личности и социума, определяющего формирование и ориентирующего развитие культуры без-

130

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Мальцев Виктор Петрович АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ...

опасности жизнедеятельности личности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

На сегодняшний день превалирующее число специалистов, изучающих и применяющих теоретико-практические основы обеспечения безопасности жизни людей, считают личностный компонент индивида одним из ведущих и основополагающих в безопасности жизнедеятельности [4]. Личностный компонент безопасности складываться из мотивационно-ценностного отношения к субъективной и коллективной безопасности, уровня сформировнности знаневого компонента и умений безопасного поведения, понимания важности основ норм и правил безопасного поведения в опасных условиях и чрезвычайных ситуаций отдельно взятого гражданина. Интегративное развитие компетенции, знаний и умений безопасной жизнедеятельности человека возможно лишь через формирование индивидуальной и коллективной культуры безопасности жизнедеятельности [5, 6]. Поэтому одной из главных задач современной системы школьного образования в области безопасности является формирование основ современной культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся [7, 8, 9].

Научная педагогическая мысль рассматривает культуру безопасности жизнедеятельности с разных позиций. В научной статье Цейко В.А. [6] охарактеризовал основные подходы слагающие сущность культуры безопасности жизнедеятельности современного индивида: социологический (когорта общественных норм и правил в вопросах безопасности жизнедеятельности, реализуемая отдельными людьми и обществом в целом), психолого-педагогический (личностная направленность индивида на безопасность и удовлетворение потребности в безопасности), культурологический (как элемент общей культуры личности, отвечающий вопросам безопасности). Все три подхода в настоящее время интегрированы в единый комплексный подход сущности культуры безопасности жизнедеятельности личности [10]. По мнению авторов [3, 11, 12], комплексный подход в понимании культуры безопасности жизнедеятельности включает целенаправленную поведенческую активность индивида, обусловленную ценностями, мотивами, образованностью, идеологией и мировоззрением отдельно взятой личности.

Требования федерального государственного образовательного стандарта среди предметных результатов изучения основ безопасности жизнедеятельности определяют «формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности» за счет получения знаний, умений и практической деятельности, навыков поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях разного характера, а также формирования у обучающихся личностных качеств необходимых для осознания значимости безопасного поведения и его обеспечения в опасных и чрезвычайных ситуациях [13].

При этом независимая оценка сформированно-сти культуры безопасности жизнедеятельности 50 тыс. школьников 8-9 классов субъектов РФ (в аспекте комплексной безопасности личности, средств защиты населения от чрезвычайных ситуаций, основ противодействия терроризму, экстремизму и наркомании в Российской Федерации), проведённая в рамках Национального исследования качества образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2017 [14], свидетельствовала о низких результатах усвоение образовательной программы по данному учебному предмету. Так в частности, у менее чем 20% старшеклассников (14,3% у 8-миклассников и 17,4% у 9-ти-классников) диагностированы хорошие знания и умения по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», оценку «отлично» получили менее 1% обучающихся. Не справилась с выполнением задания пятая

часть диагностированных школьников. Превалирующее большинство обучающихся (порядка 65%), не преодолев рубеж 70% баллов, выполнили диагностическую работу на оценку «удовлетворительно».

Схожие результаты были получены в рамках отдельных авторских исследований [15, 16]. К примеру, в работе [15] показана низкая результативность знаний школьников 7-8 класса Южно-Сахалинска: установлен недостаточный объем и осмысленность знаний, в том числе слабое владение терминологическим и понятийным аппаратом, характеризующим опасности и их происхождение.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Исходя из выше изложенного, можно обозначить противоречие в теоретической проработанности проблемы формирования и воспитания культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся и низким качеством образовательных результатов последних. Ввиду чего несомненным является то, что традиционные методические приемы и средства обучения предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» малоэффективны для формирования у большинства современных школьников устойчивых моделей безопасного поведения в ситуациях их повседневной жизни, общения, а также в экстремальных ситуациях. Уместным становиться поиск новых инновационных, мотивирующих форм методологии образования, ориентированных на формирования основ и совершенствование культуры безопасности жизнедеятельности школьников.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Научные исследования последних лет [17, 18, 19] указывают на необходимость смещения акцента в формировании основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников с общетеоретической подготовки безопасной жизнедеятельности (спектра знаний об опасностях и рисках, вредных факторах окружающей среды, их последствий и возможностях их предвидение и недопущения), на практическое овладение обучающимися умениями и навыками, формирования компетенций безопасной жизнедеятельности и, самое главное, применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Как уместно отмечается в работе [20] важным условием оптимально сформированной культуры безопасности является выработка личностных качеств: психоэмоциональной и мотивационной сферы обучающихся, обусловливающих психологическую готовность личности к преодолению нестандартных жизненных ситуаций. Развивая данное положение, автор работы [21], указывает на необходимость отработки практических навыков и формирования компетенции безопасности посредствам «имитирования» реальных, а не гипотетических условий опасностей или рисков, то есть приобретение реального опыта в опасных или рискованных ситуация жизнедеятельности.

Реализация выше обозначенных комплексных знаний, умений и компетенции безопасности жизнедеятельности в рамках образовательного процесса достижима исключительно с использованием инновационных нестандартных образовательных приемов и способов, как в системе урочного обучения, так и во внеурочной деятельности.

Среди нестандартных форм урочной деятельности [6, 21, 22], определяются такие формы и методы образовательной деятельности как: лекционные и практические занятия, игровые формы (прежде всего разнообразные ролевые игры поисково-творческого, имитационного и комплексного характера), коллоквиумы и викторины, дебаты, форумы, в которых применяются наглядные методы, практические задания, с элементами экспериментальных ситуаций, кейс-задания, нетривиальные идеи и способы решений ситуаций, привлечение экспертов и другие. Среди инновационных форм обучения основам

Maltsev Viktor Petrovich pedagogical

TOPICAL ISSUES ... sciences

безопасности жизнедеятельности Цейко В.А. [6] особо выделяет проектную технологию, способствующую мотивированному развитию современных школьников к самостоятельности в решении образовательных задач при активном сотрудничестве. Положительными характеристиками проектного метода формирования культуры безопасности жизнедеятельности являются индивидуальный подход, базирующийся на психофизиологических особенностях школьников. В данном контексте интересны также и другие методические приемы в рамках преподавании учебной дисциплины ОБЖ: повышение темпа деятельности и усложнение заданий, самостоятельное принятие и выбор решения в определенной ситуации в условиях дефицита информации или помех, имитирование ситуаций с элементами риска и опасности, использование ситуаций, ориентированных на смелые и слаженные модели поведения и т.д. [6].

Рассматривая вопросы активизации образовательной деятельности школьников Вобликов В.М. [23] предлагает использовать в образовательном процессе метод анализа конкретных ситуаций, обеспечивающий развитие аналитического поведения в условиях среды и игровые методы: имитационные и ролевые игры, а также игровое проектирование (в игровой форме конструирование, технологии деятельности в различных опасных ситуациях). Важным замечанием, обозначаемым автором работы, является необходимость адаптации педагогом многообразия технологий активного обучения удовлетворяющим прикладным педагогическим задачам по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Ряд авторов [17, 24] в рамках научной работы развивают идею формирования культуры безопасной жизнедеятельности школьников посредством моделирования ситуаций с элементами риска и опасности в рамках образовательного процесса учебного предмета основ безопасности жизнедеятельности. По мнению Димовой Е.В. [24], данный прием целесообразен для обучающихся старших классов и способствует решительности, ответственности и самостоятельности в выборе и принятии решений, а также воспитанию гражданской идентичности и индивидуальности современных подростков. Зуев А.М. [17] считает, что применение в педагогической практике моделирования ситуаций с возможными рисками и опасностями способствует развитие готовности обучающихся к опасностям и рискам среды, и, что более значимо, является профилактическим компонентом личности безопасного типа, так как формируется навыки нивелирования или избегания ситуаций опасного и вредного для жизни характера.

Егориков Д.В. [20], изучая вопросы готовности обучающихся к преодолению экстремальных ситуаций, в частности условиях пожара, предлагает использование в образовательной деятельности по безопасности методологию пожарно-прикладного спорта с элементами профессионально-прикладной физической подготовки. Отработка практических приемов в критических ситуациях, связанных с пожаром, предлагается автором на уроках физической культуры. В совокупности с обще используемыми формам и технологиям отработки навыков в ситуациях связанными с пожарами, автор указывает на необходимость использования инновационных: элективных курсов, мультимедиа ресурсов и интерактивного сопровождения образовательного процесса.

Обязательным условием формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся отвечающим требованиям ФГОС является внеурочная деятельность общеобразовательной школы, которая как уместно отмечает Макрушина И.В. [22], должна строиться на базе устойчивого взаимодействия образовательных организаций с профильными учреждениями и Министерствами обороны, внутренних дел, МЧС. Среди форм автор обозначает такие, как посещения школьниками соответствующих ведомств и управлений по во-132

просам безопасности с целью получения наглядного представления о работе сотрудников профильных ведомств; проведение военно-спортивных, пожарно-при-кладных игр и занятий в школе с привлечением узких специалистов; а также организация походов на природу и профильных кружков и клубов.

Схожих взглядов о важности детско-юношеского туризма в образовательном учреждении для формирования культуры безопасности жизнедеятельности придерживается Никифоренкова А.М. [25]. Автор полагает, что отдых на природе, походы, путешествия и экскурсии способствуют отработке навыков безопасного поведения в естественной среде и профилактике травматизма, так как систематизируются и обобщаются знания по основам медицины, картографии, физиологии и экологии, развиваются личностные и физические качества и формируется психологическая готовность к возникновению возможных опасностей.

Филипчук А.В. [16] в качестве эффективного средства теоретико-практических знаний и навыков безопасности жизнедеятельности во внеучебной деятельности старшеклассников предлагает использование специальных технических средств, в частности мобильного учебного комплекса МЧС России. Специализированный мобильный учебный комплекс позволяет самостоятельно в условиях практической деятельности проработать поведенческие аспекты в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и способствует, что, как отмечает автор, способствует совершенствованию психоэмоциональной сферы личности школьников, повышению социальной ответственности за собственное поведение.

Характеризуя вариативность внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности Хасьянов В.Б. с соавт. [26], анализируют и классифицируют мероприятия ориентированные не только на профилактику и формирования умений безопасной деятельности школьников, но и на пропаганду безопасности: образовательные (олимпиады, викторина, конкурсы по ОБЖ), научные (конференции, форумы), спортивные (эстафеты, марафоны), военно-патриотические (ГТО, «Зарница»).

Завершая обзор инноваций в методологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся, следует согласиться с автором работы [23], постулирующим важность формирования культуры безопасности жизнедеятельности не только в системе образовательных организаций (школа, досуговые центры и др.), но и в рамках семейного воспитания, обусловливающего формирование базового ценностного мировоз-ренческого отношения и идеологии к безопасности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, формирование культуры безопасности, являясь педагогическим фактором развития личности, способствует повышению готовности (в психологическом и физическом аспектах) человека к опасностям и рациональному, целесообразному применению знаний и умений обеспечения индивидуальной и коллективной безопасности. Практика применения инновационных форм и методов в процессе образовательной деятельности по формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников, является оправданной, так как способствует повышению результативности, качества образования по основам безопасности жизнедеятельности и компетентностному становлению обучающихся в вопросах культуры безопасности личности и социума в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_108546/01fbae25b3040955277cbd70aa1b907cceda878e/ (дата обращения 10.06.2019).

2. Володин А.В. Государственная безопасность — основной приоритет национальной безопасности Российской Федерации //Армия и общество. 2012. № 2 (30) . С. 114-119.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Мальцев Виктор Петрович АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ...

3. Твердохлебов Н.В. Внедрение новых организационных форм подготовки некоторых групп населения в области гражданской обороны объективная необходимость // Технологии гражданской безопасности. 2015. Т. 12, № 2 (44) . С. 86-90.

4. Казин Э.М., Абаскалова Н.П., Н.Н. Кошко и др. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде // Актуальные проблемы профессиональной педагогики. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. №1(13). С. 50-55.

5. Филипчук A.B. Особенности формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старшеклассников во внеучебной деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №. 10-2. С. 72-75.

6. ЦейкоВ.А. Культура безопасности жизнедеятельности старшеклассников: сущность, процесс формирования и результаты //Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 65-70.

7. Хроколов В.А. Культура безопасности: основные аспекты развития // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2017. № 2. С. 41-46.

8. Малышева А.Н. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. №. 6. С. 106-109.

9. Самородова В.В. Образование как инструмент обеспечения безопасности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 3 (122). С. 17-22.

10. ЗарубинаР.В. Формирование культуры безопасности/ Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2010. № 2. С. 240-245.

11. Есипова А.А. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. 2014. №18. С. 36-38.

12. Бовкун О.А. Формирование культуры безопасности учащихся в компетентностной парадигме // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т10, № 5-2. С. 24-27.

13. Андреева И.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт как теоретическая основа формирования культуры здоровья // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 2. С. 84-94.

14. Национальные исследования качества образования по ОБЖ. [Электронный ресурс]: URL. - https://www.eduniko.ru (дата обращения 14.03.2019).

15. Соболев А.Ю. К вопросу о формировании знаний по безопасности жизнедеятельности у школьников/ Казанский педагогический журнал. 2016. № 22 (115) . С. 305-308.

16. Филипчук А.В. Мобильный учебный комплекс МЧС России как средство формирования культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников//Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 1(78). С. 124-130.

17. Зуев А.М. Наиболее Актуальные проблемы преподавания предмета ОБЖ в свете требований ФГОС // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 5(21). С. 35-41.

18. Бочкарева Ю.В.. К вопросу о необходимости совершенствования подходов к формированию культуры безопасности населения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. №. 3 (72). С. 45-48.

19. Босак В.Н. Безопасность жизнедеятельности человека: особенности преподавания и методическое обеспечение //Высшее техническое образование. 2017.Т. 1, №.1. С. 40-45.

20. Егоринков Д.В. Сущностные характеристики готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций (на примере пожарно-прикладного спорта) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 7 (82). С. 63-66.

21. Салтыкова М.В., Комиссарова Е.М. Методика и организация педагогических условий преподавания темы «Информационно-психологическая безопасность» в курсе безопасности жизнедеятельности // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2015. №. 3 (26). С. 113-118.

22. Макрушина И.В., Корохова Н.А., Ишков Н.Г. Актуальные вопросы преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 3 (203). С. 153-158.

23. Вобликов В.М. Активизация образовательной деятельности обучающихся по безопасности жизнедеятельности //Вестник РМАТ. 2017. № 3. С. 74-80.

24. Димова Е.В. Педагогическая модель контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в высшей школе // Педагогический ИМИДЖ. 2017. № 3(36). С. 111-117.

25. Никифоренкова А.М. Детско-юношеский туризм как способ формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № S1. С. 39-43.

26. Хасьянов В.Б., Зайцев А.С., Яремчук Н.В, Волкова Е.П. Опыт организации и проведения воспитательных мероприятий по «Основам безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательном учреждении //Научный диалог. 2014. № 9 (33) . С. 102-111.

Статья поступила в редакцию 04.07.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.