13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 373.5.091.322:502 КОРОЛЬ В.В.
кандидат биологических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в чрезвычайных ситуациях», Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, E-mail: [email protected] ПАШКОВА В. А.
кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Безопасность жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в чрезвычайных ситуациях», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ДАНЬШИНА Н.А.
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданского права и процесса», Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: [email protected] ОЛЬХОВ И.С.
магистрант кафедры «Безопасность жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в чрезвычайных ситуациях», Орловский государственныйуниверси-тет имени И. С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 373.5.091.322:502 KOROL V.V.
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of "Life Safety in the Technosphere and Human Protection in Emergency Situations", Orel State University
E-mail: [email protected] PASHKOVA V.A.
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of "Life Safety in the Technosphere and Human Protection in Emergency Situations", Orel State University
E-mail: [email protected] DANSHINA N.A.
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of «Civil Law and Process», Orel State
University E-mail: [email protected] OLKHOV I.S.
Master of the Department "Life Safety in the Technosphere and Human Protection in Emergency Situations", Orel State
University E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
MODERN ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR WORK ON THE PROBLEMS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION IN SECONDARY SCHOOL STUDENTS
В статье авторы обращают внимание на актуальных проблемах организации внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях по формированию высокого уровня экологической культуры у подрастающего поколения постиндустриального общества. В работе акцентируется внимание на необходимость применения концептуального подхода в учебно-воспитательном процессе, заключающегося в использовании традиционных и интерактивных методов обучения и воспитания школьников.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, внеклассная деятельность, экологическая безопасность, воспитание, традиционные и интерактивные методы.
In the article, the authors pay attention to the actual problems of organizing extracurricular work in general education institutions for the formation of a high level of environmental culture among the younger generation of post-industrial society. The paper focuses on the need to apply a conceptual approach in the educational process, which consists in the use of traditional and interactive methods of teaching and educating schoolchildren.
Keywords: general education school, extracurricular activities, environmental safety, education, traditional and interactive methods.
Проблема формирования экологической культуры у подрастающего поколения в условиях динамически меняющегося общества, несомненно, актуальна, поскольку спектр экологических вопросов непрестанно расширяется. Однако в условиях общеобразовательной школы учителя-предметники достаточно поверхностно подходят к раскрытию их сущности в силу многих причин.
Например, одна из них - недостаток времени, си-
стемности и своевременного реагирования на стремительно изменяющийся мир, а также отсутствие разработанного алгоритма превентивных действий, благодаря которым можно снизить уровень экологических рисков и негативное воздействие на окружающую среду и человека.
Стоит подчеркнуть, что, по мнению многих учителей и методистов, невозможно воспитать экологически культурную личность вне её практического отношения
© Король В.В., Пашкова В.А., Даньшина Н.А., Ольхов И.С. © Korol V.V., Pashkova V. A., Danshina N.A., Olkhov I.S.
к действительности и без совместных усилий в этом направлении педагогов и учащихся [2, 5].
Следовательно, для достижения успехов в решении данной проблемы необходима психологическая установка школьника на экологически обоснованную интеграцию со средой обитания, что является важной задачей образовательного процесса. Сущность её заключается в гармоничном развитии личности учащегося, то есть его интеллектуальных и физических задатков, в формировании осознания того, что человек является частью биосферы. Данный подход в воспитании позволит привить обучающимся важные человеческие качества: трудолюбие, хозяйственность и бережное отношение к окружающему миру.
Экологическое обучение является сложнейшим педагогическим процессом, сочетающим систему школьного и внешкольного образования, включающим в себя знания по многим предметам, конечная цель которого -воспитание грамотной, социально ответственной личности [4, 7].
Именно в период школьного образования приобретаются научные сведения и умения, на основе которых на последующих жизненных этапах становления личности они становятся устойчивыми убеждениями и навыками, необходимыми в определённых ситуациях. Именно в связи с ухудшением экологической ситуации в мире воспитанию экологической культуры в школе должно отводиться достаточно внимания.
В связи с этим в современных федеральных государственных стандартах, базовых документах, регламентирующих развитие общего образования, прослеживается указание на обеспечение внеаудиторной занятости учащихся, что делает проблему организации внеклассной деятельности весьма важной.
Для реализации поставленных задач требуется активное использование компетентностно-ориентированного, личностно-деятельностного и системного подходов для многостороннего изучения потенциала организации и проведения внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в области экологического образования с целью формирования стойкого познавательного интереса школьников, их активности к созданию экологически безопасной окружающей среды.
Исходя из сущности и специфики понятия «внеклассная работа», широко применяемого в учебно-воспитательном процессе и успешно обобщающего методические материалы педагогов, необходимо отдельно отметить важность регулярного, последовательного, системного и возрастного подходов при разработке и проведении внеклассных занятий по экологическому воспитанию школьников [6].
В настоящее время программный материал курса ОБЖ содержит достаточное количество тем, в которых широко освещены проблемы экологической безопасности современного мирового сообщества, а значит, применяя разнообразные, привлекательные для детей, формы и методы внеклассной деятельности, можно до-
биться более высокого уровня усвоения материала.
Учитывая психологию современных детей и подростков, развивающихся в мире высоких технологий, педагогам следует отдавать предпочтение интерактивным методам и формам работы. При умелом их применении учителем-профессионалом они способствуют успешному развитию когнитивных способностей и самореализации личности школьников при закреплении практических навыков.
Кроме того, в постиндустриальном обществе существуют возможности для более оперативного и качественного освещения острых экологических проблем благодаря современным педагогическим инструментам воздействия на обучающихся.
Важно осознавать, что без кардинального изменения подхода человечества в решении наболевших экологических вопросов в современном потребительском обществе, увеличивающем негативное воздействие на окружающую среду, существование нашей цивилизации будет весьма ограничено. По мнению учёных, за последние два десятилетия XXI века были созданы и внедрены технологии, способные во многом изменить будущее нашей цивилизации, поэтому перед педагогическим сообществом стоит ответственная задача - переформатировать мышление подрастающего поколения в сторону высокой экологической культуры [3].
Таким образом, очевиден тот факт, что проведение внеклассной работы по экологической безопасности со школьниками будет требовать высокого уровня подготовки педагога, наличие у него широкого экологического мировоззрения, позволяющего обеспечить не только разнообразие инструментов педагогического воздействия на обучаемых, но и их содержание и форму.
Следует понимать, что в школе экологическое воспитание начинается не с чистого листа, так как в семье ребёнку прививаются основы мировоззрения и духовно-нравственные идеалы, именно в раннем детском возрасте происходит развитие чувств, закладывается основа для формирования личных качеств человека. Поэтому на первом этапе своего развития в основном многое зависит от родительского поведенческого фактора, который в дальнейшем накладывает существенный отпечаток на жизнь ребёнка, его судьбу.
Вследствие этого учитель для достижения успехов в педагогической деятельности должен хорошо разбираться в особенностях современной эпохи, для которой свойственны динамичные перемены в обществе; осознавать типичные черты поколения начала XXI века, выросшего в цифровой действительности, изменившей нашу жизнь, кардинально повлиявшей на детей, родившихся в пору её расцвета, изменившей во многом их мировосприятие.
Современный мир динамичен в своём развитии, и нельзя точно сказать, какие знания в большей степени пригодятся ученику, потому что наметилась тенденция исчезновения многих профессий с рынка труда. В силу этого главная задача учителя - сформировать навык самостоятельного овладения знаниями и донести до
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
обучаемых понимание того, что в быстро меняющемся мире постоянно нужно работать над углублением и расширением своих знаний, чтобы стать не только высококвалифицированным и востребованным специалистом, но и культурным (в том числе, экологически) человеком.
Именно такой концептуальный подход отражён в основном нормативном документе образовательной сферы, установленном Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
В силу этого системно-деятельностный подход является методологической основой ФГОС СОО. Он предполагает развитие очень важных качеств, необходимых школьнику в современном, динамично развивающемся обществе, а именно: обеспечение готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; обеспечение образовательной деятельности с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Характер организации деятельности школьников определяет их личностное, социальное, познавательное развитие. В соответствии со стандартом обозначены и планируемые результаты освоения школьниками основной образовательной программы среднего общего образования, важнейшее направление заключается в том, что школа должна давать не только теоретические знания, но и выработать у учеников определённые умения и навыки по практической реализации их в эколого-направленной деятельности.
Таким образом, очевидна значимость проведения внеклассной работы по проблемам экологической безопасности с учащимися, поскольку ресурса урочной и внеурочной формы деятельности по предмету ОБЖ, как и по другим предметам, будет недостаточно для достижения важных задач в области экологического образования и воспитания.
Несмотря на цифровую эпоху и несколько изменившиеся цели современного образования, одним из основных требований которого является проблема формирования нравственной, творческой мобильной личности, умеющей оперативно работать с информацией и принимать правильное решение в нестандартных ситуациях, в образовательно-воспитательном процессе неизменной остаётся триада учитель-ученик-родитель, обеспечивающая ему успех.
Великий педагог ХХ века В.А. Сухомлинский, с одной стороны, считал существенной гранью в процессе воспитания творческой личности живое, убедительное слово учителя на уроках, в котором раскрывается его собственная личность, отношение к обсуждаемым проблемам. С другой стороны, рассматривал мыслительную и разговорную деятельность учеников как методический приём побуждения к творческой активности детей и их социализации.
В наше время информационных технологий, когда и дети, и взрослые всё больше пропадают в вирту-
альном мире, игнорируя живое и искреннее общение даже в семейном кругу, заменяя его рассматриванием видеороликов и картинок, получая удовольствие от количества «лайков» и коротких фраз, смайликов, а образование становится чаще дистанционным, мысли о роли живого слова в воспитании будущего поколения В.А. Сухомлинского, как и других великих людей, прекрасно владевших ораторским искусством, например, нашего земляка, орловчанина Т.Н. Грановского, звучат актуально. Они предостерегают от попыток заменить процесс обучения и воспитания высокими технологиями в качестве главного инструмента воздействия на обучающихся.
Поэтому игнорировать такую традиционную форму обучения и воспитания, как лекция, довольно сложную для учителя, требующую, естественно, лекторского мастерства, творчества и хорошей профессиональной подготовки ни в коем случае нельзя.
И если учитель владеет ораторским искусством, то и процесс воспитания и образования будет интересным, зажигательным, побуждающим учащихся к творческой деятельности; вызывающим интерес к затронутым в лекции проблемам и желание расширить сведения о них, а также найти оригинальные способы их решения. Хороший учитель - это прежде всего хороший оратор и тонкий психолог.
Учитель в своём вступительном слове убедительно должен объяснить важность решения поставленных задач, волнующих общество, их зональность или масштабность, антропогенные или природные причины их возникновения; наметить методы их устранения или способы снижения ущерба и риска от них; выразить свою точку зрения в отношении затрагиваемых проблем, предложив ученикам задуматься над ними и попытаться найти свои способы их решения, тем самым активизировать их мыслительную, познавательную и творческую деятельность.
Если подростки почувствуют искренность, увлечённость и гражданскую позицию учителя, то процесс познания и исследования будет успешным, интересным, эффективным, ведущим к достижению поставленной цели.
Использование традиционных методов и форм, развивающих память при воспроизведении монологической речи, умение понять тему, идею и проблему текста, высказать свои критические мнения о них - всё это способствует развитию конгнитивных и творческих способностей учеников.
Разумное сочетание традиционных и современных образовательных технологий, теоретических знаний и практической деятельности поможет учителю разнообразить процесс обучения, сделать его интересным, побуждающим ученика к самостоятельному расширению экологического кругозора, его социализации и активной гражданской позиции в обществе.
В современном цивилизованном мире с его комплексом экологических проблем, обусловленных антропогенным фактором, заключающем в себе большой
риск для жизнедеятельности самого человека, неразумно, алчно и беспечно относящегося к биосфере, особенно важна роль предмета ОБЖ.
Главная задача преподавателя, используя различные методические приёмы формы обучения и воспитания, -донести до учеников актуальность проблем, связанных с деградацией окружающей среды, места жизненного пространства человечества, воспитать молодое поколение, будущее страны, экологически культурным.
На наш взгляд, успешное решение поставленной задачи обеспечит сочетание исследовательского интерактивного подхода с репродуктивным и на уроках, и на внеклассных занятиях.
Преимущество внеклассной работы заключается в возможности для учителя выбрать широкий спектр методических приёмов и форм работы, в том числе внеаудиторных, с привлечением к сотрудничеству разных лиц: школьных работников, преподавателей при использовании межпредметных связей, что способствует выработке метаумений у обучающихся; экскурсоводов, инициаторов волонтёрских движений, представителей общественных и государственных структур, в том числе и родителей школьников, специалистов, увлечённых своей профессиональной деятельностью.
Также внеклассные мероприятия по сравнению с уроком позволяют более свободно использовать интерактивные методы: ролевые игры, диспуты, творческие задания, викторины, литературно-музыкальные композиции, соревнования, экскурсии, волонтерскую деятельность, видеосюжеты, проекты, созданные учениками по волнующим их проблемам с последующими дискуссионным их обсуждением; решение кейсов, квесты и многие другие современные педагогические технологии.
Следует отметить, что современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных творческих подходов. Однако для успешного использования их в образовательном процессе необходимо высокотехнологичное оборудование: интерактивные доски, приставки, дисплеи, беспроводной планшет, компьютеры, поскольку 80% информации на уроке воспринимается с помощью зрения. Необходимость подобного оснащения подтвердило время пандемии в 2020 году, когда школы вынуждены были перейти на дистанционное образование и воспитание: в режиме онлайн проводились не только занятия, но и мероприятия воспитательного характера, но, к сожалению, не все ученики были обеспечены необходимой материальной базой.
Большое значение играет внеклассная работа и в формировании взаимопонимания ученика и учителя, так как она способствует совместному внеурочному сотрудничеству во время подготовки к мероприятиям, более свободному общению, не скованному рамками урока и оценочным баллам. Это помогает педагогу и ученику лучше понять друг друга, установить доброже-
лательные отношения, что в дальнейшем положительно скажется на проведении уроков.
В начале учебного года обычно составляется план по внеклассной работе для всего учебного заведения с учётом экологического состояния, природных рисков всей страны и зональных, а также праздников экологов, пожарных, МЧС - тех, кто борется за снижение количества чрезвычайных ситуаций, катастроф и предпринимает превентивные меры по их профилактике, что способствует сохранению благоприятной окружающей среды для человека.
Педагог ОБЖ должен уметь анализировать экологические риски, характерные для региона проживания, чтобы как на уроках, так и на внеклассных занятиях акцентировать на них внимание [7].
Воспитательный процесс экологической грамотности и культуры в условиях внеклассной деятельности, на наш взгляд, имеет три основных направления.
Во-первых, развитие эстетического чувства, умение видеть красоту природы. Для её понимания, как говорил поэт Н. Рыленков, «мало увидеть, тут нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Мало услышать, тут вслушаться нужно, чтобы в душу созвучья нахлынули дружно». Если с детских лет ребёнку, растущему в «каменных джунглях», родители начнут прививать любовь и бережное отношение к природе, а школа продолжит этот процесс, то экологических проблем, по мнению специалистов, будет намного меньше [5, 7].
Во-вторых, грамотное обучение знанию законов окружающего мира и тех экологических рисков, которые встречаются в нём; приобретение прочных знания на уроках ОБЖ и стимулирование активной деятельности во внеклассных мероприятиях, закрепление навыков, полученных на уроках.
В-третьих, приобретение учениками знаний и навыков безопасной жизнедеятельности человека, помогающих им осознать свою тесную связь с биосферой, от состояния которой зависит их физическое и психическое здоровье.
Таким образом, базовая задача педагогов, несмотря на трудности воспитательной работы в обществе потребления, - сформировать у школьников экологическое мировоззрение, определяющее их последующее отношение к природе, кем бы они ни были после окончания школы.
Для семимиллиардного населения планеты Земля пришло время осознать, что дальнейшее необузданное, неразумное подчинение экосистемы под свои потребности будет вызывать со стороны природы всё более неожиданные негативные эффекты, что поставит вопрос выживания между человеческими технологиями и вызванными самим человеком техногенными и природными катастрофами.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Библиографический список
1. Волгина В.С. Роль природы в социально-личностном развитии детей школьного возраста // Экологическое образование школьников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. Н. Новгород, БИКАР, 2015. 236 с.
2. Дежникова Н.С. Экологическая культура как предмет психолого-педагогического исследования // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования) М., 2012. 89 с.
3. Новолодская Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.Г. Новолодская; Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. 248 с.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Пет-ров; ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. 270 с.
5. ПрокоповаА.В. Формирование у школьников готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе: дис.... канд. пед. наук. М., 2011. 207 с.
6. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в школьном возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 224 с.
7. Черезова Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. 135 с.
References
1. Volgina V.S. The role of nature in the social and personal development of school-age children // Ecological education of schoolchildren: modern trends, innovations, problems, prospects: Materials of the scientific and practical conference. N. Novgorod, BIKAR, 2015. 236 p.
2. Dezhnikova N.S. Ecological culture as a subject of psychological and pedagogical research // Education of ecological culture of schoolchildren as a psychological and pedagogical problem (Experience of theoretical and applied research) M., 2012. - 89 p.
3. Novolodskaya E.G. School environmental monitoring: organization of project activities of students: an educational and methodological guide for university students / E. G. Novolodskaya; Altai State Academy of Education named after V. M. Shukshin. - Biysk: FGBOU VPO "AGAO", 2012. 248 p.
4. PolatE.S. New pedagogical and information technologies in the education system: Textbook for students of pedagogical universities and educational systems. qualification of pedagogical personnel / E. S. Polat, M. Yu. Bukharkina, M. V. Moiseeva, A. E. Petrov; ed. E. S. Polat. M.: Publishing center "Academy", 2013. 270 p.
5. ProkopovaA.V. Formation of readiness for moral-oriented activity in nature among schoolchildren: dis.... candidate of pedagogical Sciences. M., 2011. 207 p.
6. Serebryakova T.A. Environmental education at school age: Textbook for students. higher. studies. institutions. M.: Publishing center "Academy", 2016. 224 p.
7. Cherezova L.B. Theory and methodology of ecological education of children: textbook. manual. Volgograd: Publishing house of VSPU "Change", 2010. 135 p.