13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 373.5 КОРОЛЬ В.В.
кандидат биологических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в чрезвычайных ситуациях», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ПАШКОВА В. А.
кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Безопасность жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в чрезвычайных ситуациях», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ДАНЬШИНА Н.А
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданского права и процесса», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ДАНЬШИНА М.С.
студентка, «Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации» E-mail: [email protected]
UDC 373.5 KOROL V.V.
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of "Life Safety in the Technosphere and Human Protection in Emergency Situations", Orel State University
E-mail: [email protected] PASHKOVA V.A.
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of "Life Safety in the Technosphere and Human Protection in Emergency Situations", Orel State University
E-mail: [email protected] DANSHINA N.A.
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of «Civil Law and Process», Orel State
University E-mail: [email protected] DANSHINA M.S.
Student, "Saint Petersburg Law Institute (Branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian
Federation" E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ.
MODERN PROBLEMS OF DRUG ADDICTION PREVENTION IN THE ADOLESCENT ENVIRONMENT.
В статье авторы поднимают вопросы, связанные с профессиональной деятельностью педагогов по предотвращению распространения наркотиков в подростковой среде. В работе акцентируется внимание на необходимость поиска инновационных подходов антинаркотического воспитания, в частности, использования интерактивных методов обучения и воспитания школьников.
Ключевые слова: социальные опасности, профилактика, школьная среда, инновационный подход, воспитание.
In the article, the authors raise issues related to the professional activities of teachers to prevent the spread of drugs in the adolescent environment. The paper focuses on the need to find innovative approaches to anti-drug education, in particular, the use of interactive methods of teaching and educating schoolchildren.
Keywords: social hazards, prevention, school environment, innovative approach, education.
Наркотизация населения, особенно несовершеннолетнего, вызывает серьёзную озабоченность у государства, общественных, образовательных учреждений, так как потребитель психотропов - подростки и молодёжь. Следовательно, наркотизация молодого поколения - национальная угроза, поскольку ведёт к депопуляции и деградации общества.
Стоит отметить, что единой стратегии в решении актуальной проблемы у мирового сообщества нет. Некоторые государства делают упор на декриминилиза-цию, легализацию большинства психоактивных веществ, этот способ борьбы поддержали 22 страны, другие считают, что нужно принимать кардинальные, жёсткие меры, как, например, в Беларуси; Россия - на распутье, но скорее всего выступает за использование различных методов дифференцированного воздействия, внимательно
© Король В.В., Пашкова В.А., Даньшина Н.А., Даньшина М.С. © Korol V.V., Pashkova V.A., Danshina N.A., Danshina M.S.
наблюдает за экспериментами в борьбе с наркотизацией, в тех странах, в которых она возникла гораздо раньше.
Статистика, подтверждающая снижение возраста начинающих потребителей наркотиков, вызывает серьёзные опасения, поэтому главная задача - не допустить приобщения к ним детей, то есть эффективно организовывать профилактическую работу и антинаркотическое воспитание в семье и образовательных заведениях, так как только усилий одного государства будет недостаточно. Люди сами, понимая важность проблемы, должны сами защищать своих близких от болезни века, а оказывать им помощь должны школы вместе с другими государственными и общественными организациями.
Важно подчеркнуть, что именно школа, вследствие сложившейся бедственной ситуации, должна стать местом действенной активной работы по антинаркотиче-
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020
ской пропаганде среди обучающихся, и большинство специалистов - 93%, работающих с детьми (педагогов, психологов, врачей) считает антинаркотическую пропаганду эффективным методом профилактики. Однако есть и несогласные, считающие, что она может вызвать нездоровый интерес к психоактивным веществам; некоторые приходят к мнению о её неэффективности. Как видно, единая точка зрения по данному вопросу отсутствует, что свидетельствует о сложности работы в этом направлении с детьми и подростками.
Цель данной работы - провести анализ эффективных методов и подходов по профилактике и предотвращению наркомании в школьной среде.
Безусловно, образовательные программы и методики, по которым велась ранее такая работа, оказались несовершенными, противоречивыми и слабо адаптированными к современным реалиям и неспособными противостоять натиску агрессивной рекламе, открытой и завуалированной, в том числе интернету.
Время показало, что нужно срочно искать современные подходы и инструменты воздействия на обучающихся для минимизации наркозависимости среди подрастающего поколения.
Перед специалистами стоит задача корректировки программы по профилактике детской наркомании в школе. Если ранее программа была ориентирована на средний и старший подростковый возраст, то теперь некоторые педагоги и психологи считают, что начинать её надо с 5-6-го класса, а часть из них предлагает, ориентируясь на увеличившиеся факты употребления наркотиков в 6-7 лет, начинать осторожную работу по профилактике с этого возраста.
В некоторых зарубежных странах это практикуется, хотя предложение вызывает большие дискуссии, так как, с одной стороны, и это понимают все, важно не упустить момент приобщения детей к психоактивным веществам, с другой - вызывает опасение их воздействие на психику детей младшего возраста [5, 6, 7, 8].
Квалифицированные психологи считают, что в этом возрасте формируется понятие о добре и зле, плохом и хорошем, поэтому такая методика позволит на подсознательном уровне создать у детей негативное отношение к наркотикотикам и отрицательный образ наркомана, которые мешают быть здоровым и счастливым. Кстати, для профилактической работы с младшим школьным возрастом уже созданы мультфильмы.
Ясно одно, работа, которая проводилась раньше, неэффективна, и пока специалисты дискутируют, педагоги и школьные психологи должны использовать новые методические разработки и информационные технологии профилактики наркозависимости, интерактивные способы работы на уроках и внеклассных мероприятиях.
Главная цель педагога - помочь ученику сформировать свою точку зрения о наркотиках, выработать к ним стойкое отрицательное отношение, чтобы в провоцирующих ситуациях вести себя в соответствии со своим убеждением, уметь сказать "нет", правильно строить коммуникативные связи, не позволять собой манипулировать, уметь дать отпор лидеру группы.
Конечно, эта серьёзная работа должна проводиться совместно с педагогом и психологом путём проведения различных тренингов, ролевых игр, решения кейсов, при проведении которых возникает сотрудничество между
обучающимися и педагогами, что способствует более продуктивной работе в процессе образования, помогает повысить подростку самоуважение и самосознание, строить коммуникативные связи со сверстниками и старшими, что необходимо в подростковом возрасте.
Следует использовать специально подобранные тренинги в группе, начиная с пятого и шестого классов, помогающие ученикам приобрести умение отказываться от предложенных психотропных веществ. Методика проведения таких проектов существует [3, 5].
Для обучения умения отстаивать свою точку зрения, развития критического мышления и подбора нужных аргументов очень эффективны диспуты на тему, предложенную педагогом или же выбранную самими учениками. Безусловно, такой вид работы требует от учителя старательной подготовки и основательной знаний исследуемой темы, одновременно помогает лучше узнать точку зрения подопечных, умение находить нужную мотивацию, отстаивая свои убеждения. При проведении внеклассной работы и во время урока целесообразно использовать различные акции, интересные учащимся всех возрастов: игры, конкурсы, викторины, ненавязчиво затрагивая нужные проблемы.
Вследствие того, что нынешнее поколение не мыслит своей жизни без современных гаджетов, важно при проведении профилактики наркомании применять информационные технологии, используя межпредметные связи уроков ОБЖ и информатики, особенно эффективной такая форма работы будет в старших классах. Развивая творческие способности учащихся, можно предложить задание составить пятнадцатисекундный видеоролик на тему противодействия наркомании, например: «Умей сказать нет!», «Просто скажи: «Нет!», «Я люблю жизнь» - провести их конкурс, предварительно выбрать жюри из учеников и преподавателей.
Учитывая, что в интернете существует активная про-тивонаркотическая кампания, проводимая различными государственными, общественными структурами, в качестве домашнего задания можно рекомендовать просмотр сайтов Федеральной ГУНК МВД России, некоммерческой организации «Благотворительный Фонд "Жизнь Заново"», сайта общественной организации "Россия без наркотиков" города Челябинск, кстати, входящего в список антирейтинга наркотиков, на котором интересно, профессионально расскажут учащимся о противодействии наркотикам и проблемах реабилитации. Очень полезным для ребят, особенно тех, которые уже успели попробовать психоактивные вещества, будет сайт общения бывших зависимых от пагубной привычки и тех, кто недавно приобщился к ней. В силу психологической особенности подростков, мнение сверстников обычно производит более сильных эффект, чем назидательная речь старших.
Хочется заметить, что некоторые частные реабилитационные клиники предлагают посещение центров реабилитации наркозависящих, то есть "шоковую терапию", считая такой метод эффективной и действенной терапией, но рекомендуют его использовать дифференцированно, индивидуально, возможно, применяя к подросткам, у которых уже начинает формироваться зависимость.
Чтобы противостоять наркомании как субкультуре и способу её реализации в неформальной группе в качестве определённого маркера к её принадлежности, а также исключить романтизацию наркотиков в некоторых
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
молодёжных программах по ТВ и в интернете, в которых различные кумиры известных музыкальных групп используют для вдохновения наркотики, можно дать задания составить список известных кумиров, проследить их судьбу и подготовить сообщение "Судьба моего кумира", что подтвердит плачевное влияние наркомании на судьбу многих известных людей.
Педагогам необходимо подчеркнуть: все виды наркотиков в той или другой степени приводят к потере здоровья и быстрой деградации личности подростков, так как активные потребители наркотических веществ имеют возраст от 14 до 30 лет и составляют 20 процентов общего числа, среди них одна пятая - это школьники, в последнее время уже встречаются и шести-семилетние дети, сделавшие первую пробу [6, 7].
Следует акцентировать внимание школьников и том факте, что каждый наркоман может затянуть в наркотические сети от 5 до 20 человек, потому что потребление наркотиков обычно происходит в компаниях, о чём свидетельствуют социальные опросы и тесты [1, 4]. Кроме того, не лишним будет сообщить учащимся и официальные данные ГУНК МВД России в России: вследствие употребления наркотиков ежегодно умирает около 5060 тысяч человек в возрасте 15 - 34 лет, к уголовной ответственности привлекается более 300 человек, затраты силовых структур по борьбе с наркотиками, их потребления и продажи - 96 миллиардов рублей, 65 процентов имеющих отношения к наркотикам связаны с криминалитетом [1, 2].
Второе направление в профилактической работе -это альтернатива: пропаганда здорового образа жизни. Безделье, скука, пустое времяпрепровождение детей, особенно подростков, - это то, что нередко приводит к потреблению наркотиков.
Каждый ребёнок в любом возрасте должен заниматься спортом, иметь хобби, посещать кружки по своим интересам, принимать участие в общественной работе в школе, иметь дома постоянные обязанности.
В некоторых образовательных учреждениях с целью воспитания активной жизненной позиции, чувства сопереживания и сострадания проводят волонтерские акции, что очень важно для воспитания современных учеников, больше времени пребывающих не в реальном, а в виртуальном мире.
По наблюдениям специалистов, вследствие психологических особенностей, самыми уязвимыми в интернет-пространстве являются подростки, поэтому обеспечение безопасного Сетевого пространства, то есть создание благоприятных условий в нём для подрастающего поколения и создание определённого уровня защищённости
посредством упреждающих мер - главная задача государств - ведомственных структур, в том числе образовательной системы [5, 6, 7].
Именно в пространство интернета переместилось большое количество преступников, рекламирующих, распространяющих наркотические вещества среди пользователей интернета на запрещённых сайтах, которые не всегда вовремя удаётся вовремя обнаружить и заблокировать. Через сеть вербуются дилеры и курьеры из подростков, соблазнённые хорошим заработком или же, обманутые, принявшие противозаконные действия за увлекательную игру.
Следует разработать программы, позволяющие успешно изобличать противозаконные действия дельцов от наркобизнеса, в доступной, интересной для современных подростков, именно совмещение традиционных методов воспитания обучающихся и электронные расширят возможности учителей: классных руководителей, воспитателей, ОБЖ и информатики.
Важной частью работы по профилактике наркомании является работа с родителями, которых следует памятками об их действиях в отношении подростков-блогеров, которые помогут снизить для детей риски в интернете.
Подводя итог важнейших способов интенсификации антинаркотической деятельности в подростковой среде, по нашему мнению, следует выделить следующие три момента:
Во-первых, следует заметить, что ученики, особенно подростки, всегда оценят искреннее к себе отношение и заинтересованность в их судьбе, со стороны учителя, поэтому одно из главных условий успеха любой программы и проекта - это любовь к детям и профессионализм педагога.
Во-вторых, должны быть тесный контакт и доброжелательные отношения с семьей обучающегося, хорошая осведомлённость об атмосфере, в которой растёт ребёнок, так как именно в ней формируются первые жизненные навыки.
В-третьих, работа в антинаркотической сфере и пропаганде здорового образа жизни должна осуществляться не разовыми акциями, а систематически, с учётом возрастных особенностей, принципа последовательности, при необходимости - индивидуально, дифференцированно.
В заключение следует отметить, что только совместная работа педагогов, школьных психологов и родителей может удержать подростка от девиантного и аддиктивно-го поведения, однако успешное решение данной актуальной проблемы невозможно без помощи государственных структур и общественных организаций.
Библиографический список
1. http://www.stopnarkotik.ru/ (дата обращения: 25.06.2020).
2. Сайт Главного управления по контролю за оборотом наркотиков https://xn--b1aew.xn-p1ai/mvd/stmcture1/Glavnie_upravlenija/gunk (дата обращения: 15.06.2020).
3. АверинаЕ.В. Профилактика наркомании в российской школе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Аверина Елена Викторовна. М., 2003. 192 с.
4. Аникин С.С. Информационное пространство учебного заведения как условие профилактики наркотизма учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Аникин Сергей Сергеевич. М., 2006. 272 с.
5. Березин С.В. Психология ранней наркомании : учеб. пособие / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. М.; Самара, 2000. 84 с.
6. Ганишина И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних : учеб. пособие / И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. М., 2006.
7. Коновалов И.Н. Наркотизм и наркомания в школьной среде: меры противодействия (опыт исследования проблемы в школах Саратовской области) / И.Н. Коновалов, В.И. Мельник // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние: сб. науч. тр. Саратов, 2004. С. 510 - 525.
Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020
8. Miller W.R. Motivational Interviewing: Preparing People to Change Addictive Behaviour / W.R. Miller, S. Rollnick. New York: Guilford Press, 2002.
References
1. http://www.stopnarkotik.ru/ (accessed: 25.06.2020).
2. https://xn - b1aew.xn--p1ai/mvd/stracture1/Glavnie_upravlenija/gunk (accessed: 15.06.2020).
3. Averina E.V. Prevention of drug addiction in the Russian school: dis. ... candidate of pedagogical Sciences: 13.00.01 / Averina Elena Viktorovna. Moscow, 2003. 192 p.
4. Anikin S.S. Information space of an educational institution as condition for preventing drug abuse of students: dis. ... candidate of pedagogical Sciences: 13.00.01 / Anikin Sergey Sergeevich. M., 2006. 272 p.
5. BerezinS.V. Psychology of early drug addiction: textbook.manual / P. V. Berezin, K. S. Lisetsky. M.; Samara, 2000. 84 p.
6. GanishinaI.S. Dysfunctional family and deviant behavior minors: studies. manual / I. S. Ganshina, A. I. Usatikov. Moscow, 2006.
7. Konovalov I.N. Narcosis and drug addiction in the school environment: measures counteraction (experience of research of a problem in schools of Saratov region region) / I. N. Konovalov, V. I. Melnik // Crime and criminal law legislation: realities, trends, mutual influence: SB. nauch. Tr. Saratov, 2004. Pp. 510 - 525.
8. Miller W.R. Motivational Interviewing: Preparing People to Change Addictive Behaviour / W.R. Miller, S. Rollnick. New York: Guilford Press, 2002.