Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕЁ РЕШЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕЁ РЕШЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СВЯЗИ / TOLERANCE / DEVELOPING EDUCATION / UPBRINGING / INTERACTIVE METHODS / COMMUNICATIVE COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Король В. В., Пашкова В. А., Даньшина Н. А.

В статье авторы поднимают вопросы, связанные с формированием толерантности у подрастающего поколения в образовательных учреждениях, обусловленные потребностями изменяющегося современного мира. В работе акцентируется внимание на необходимость поиска инновационных подходов в образовательном процессе, в частности, использование интерактивных методов обучения и воспитания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Король В. В., Пашкова В. А., Даньшина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF THE PROBLEM OF TEACHING TOLERANCE AND MODERN TECHNOLOGIES ITS DECISIONS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In the article, the authors raise issues related to the formation of tolerance among the younger generation in educational institutions, due to the needs of the changing modern world. The work focuses on the need to search for innovative approaches in the educational process, in particular, the use of interactive teaching methods and education of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕЁ РЕШЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 37.015.31:17.022.1 КОРОЛЬ В.В.

кандидат биологических наук, доцент, кафедра «Безопасность жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в чрезвычайных ситуациях», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ПАШКОВА В.А.

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Безопасность жизнедеятельности в техносфере и защиты человека в чрезвычайных ситуациях», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: [email protected] ДАНЬШИНА Н.А.

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданского права и процесса», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC 37.015.31:17.022.1 KOROL V.V.

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of «Life Safety in the Technosphere and Human Protection in Emergency Situations», Orel State University

E-mail: [email protected] PASHKOVA V. A.

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of «Life Safety in the Technosphere and Human Protection in Emergency Situations», Orel State University

E-mail: [email protected] DANSHINA N.A.

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of «Civil Law and Process», Orel State University

E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕЁ РЕШЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ACTIVITY OF THE PROBLEM OF TEACHING TOLERANCE AND MODERN TECHNOLOGIES ITS DECISIONS

IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

В статье авторы поднимают вопросы, связанные с формированием толерантности у подрастающего поколения в образовательных учреждениях, обусловленные потребностями изменяющегося современного мира. В работе акцентируется внимание на необходимость поиска инновационных подходов в образовательном процессе, в частности, использование интерактивных методов обучения и воспитания школьников.

Ключевые слова: толерантность, развивающее обучение, воспитание, интерактивные методы, коммуникативные связи.

In the article, the authors raise issues related to the formation of tolerance among the younger generation in educational institutions, due to the needs of the changing modern world. The work focuses on the need to search for innovative approaches in the educational process, in particular, the use of interactive teaching methods and education of schoolchildren.

Keywords: tolerance, developing education, upbringing, interactive methods, communicative communications.

В настоящее время в различных государственных и общественных структурах, а также в научных кругах отмечается важность формирования толерантных отношений в социуме, особенно у подрастающего поколения, среди которого нередко наблюдается агрессивное поведение к сверстникам, окружающим, а нередко и к учителям. По сведениям информационных источников, чрезвычайные ситуации подростковой жесткости довольно часто происходят в России и за рубежом [3, 4].

Причины, вызывающие нестабильность и конфронтацию в обществе, различны, например: глобализм, социальное неравенство, отличие в религиозных взглядах и этническое своеобразие несоциализированных мигрантов, количество которых в силу разных причин увеличивается быстрыми темпами во всех странах мира, переоценка моральных и нравственных ценностей мо-

лодым поколением.

Безусловно, материальное положение занимает не последнее место в условиях жёсткой конкуренции, однако, надо ощущать порой неуловимую грань, отделяющую здоровый прагматизм от фанатической меркантильности.

В современном мире иногда простые человеческие чувства и эмоции воспринимаются как "расходный материал", то есть материальная жизнь берёт верх над сферой личной, искренними отношениями. Ради материального благополучия отвергаются духовные ценности: патриотизм, любовь, дружба, взаимопомощь, сострадание, бескорыстие. Основное жизненное кредо меркантильных людей - деньги ради денег, что приводит к различным изъянам в структуре общественных и экономических отношений, противозаконным действи-

© Король В.В., Пашкова В.А., Даньшина Н.А. © Korol V.V., Pashkova V. A., Danshina N.A.

ям на всех уровнях общества: коррупции, лоббизму, взяточничеству, мошенничеству, административному и уголовному преступлениям.

Разумеется, это только некоторые причины, которые приводят к разрыву коммуникативных связей между членами общества, а человек даже в процветающих государствах, входящих в восьмёрку лидеров по ВВП таких, как США, Германия, Франция, ощущает себя несчастным, одиноким, аутсайдером в бесконечной гонке за материальными ценностями.

Несмотря на то, что интернет - массовое виртуальное средство общения, по наблюдению учёных, нередко разрыв коммуникативных связей во многом обусловлен именно им. Вследствие того что пользователям сети нередко навязывают безнравственные принципы, они оказываются или изолированными от социума, или испытывают агрессию по отношению к нему.

Стоит отметить, что в силу возрастных особенностей подростки-блогеры особенно подвержены методам социальной инженерии.

Так, нередко сетевое пространство используется с целью психологического давления, манипулирования, шантажа, травли человека, в сетевом пространстве это - буллинг, троллинг, фишинг. К сожалению, киберпре-ступники каждый раз придумывают новые схемы безнравственного воздействия на личность пользователей интернетом.

В связи с этим в международных публичных сферах общественные деятели разных направлений: учёные, социологи, журналисты, психологи, религиоведы, педагоги - обсуждают проблемы современного мира, кардинально изменённого компьютерными технологиями, которые, неоспоримо, с одной стороны, являются величайшим достижением человечества, с другой - таят в себе социальные опасности. Вследствие этого научная и общественная среда приходит к заключению, что этические нормы следует пересматривать, обновлять в соответствии с требованием времени.

С целью снижения деструктивных изменений во всех сферах человеческой деятельности современного динамичного мира взоры всех общественных институтов обратились к толерантности. Следует отметить, именно в ней многие великие мыслители эпохи Просвещения, философы, писатели-гуманисты XIX и начала XX веков, а также выдающиеся педагоги видели возможность спасти человечество от социальной нестабильности, при которой неизбежны многочисленные жертвы, тем более в современном мире с разнообразным видом оружия, включая атомное.

По этой причине в 1995 году была принята Декларация принципов толерантности, утверждённая Генеральной Конституцией ЮНЕСКО.

Слово "толерантность" было впервые замечено в 1683 году в книге Джона Локка "Письма о толерантности", в которой отмечалось, что для государства главная задача - защищать жизнь своих граждан, их религиозные взгляды, честь, достоинство и собственность, что и будет являться фундаментом успешного развития социума.

В связи с тем, что в современном мире многие государства с наплывом мигрантов становятся поликультурными, многонациональными, и, как следствие, в них граждане имеют свои убеждения, мировоззрения, обычаи, привычки, правила этикета, интересы и привязанности, проблема формирования толерантности в обществе стала крайне необходима.

Толерантные отношения в обществе будут способствовать его благополучию, бесконфликтному существованию человечества на планете Земля. Терпение к иному, другому, непохожему помогает выстраивать положительные межличностные отношения, обеспечивая общечеловеческие ценности, права человека, уважение других культур, стремление их понять и принять иную человеческую индивидуальность.

Обучая толерантности учащихся, следует обязательно акцентировать внимание на следующие установки:

Во-первых, толерантность предполагает, в отличие от терпимости, активную жизненную, социальную позицию;

Во-вторых, она не означает перемену мировоззрения, отказ от собственной системы ценностей, своих интересов, привязанностей, обычаев, религии, культуры.

Смысл толерантности заключён в предоставлении гарантий другим жить в соответствии с их мировоззрением, значимыми для них культурными и духовными ценностями;

В-третьих, толерантность предполагает, что человек добровольно и осмысленно выбирает свою жизненную позицию, не навязывая её другим, но и не уступая чужим убеждениям.

В-четвёртых, толерантность нужно отличать от вседозволенности, нарушения государственных и моральных законов, преступной деятельности, что преследуется законом.

Следовательно, в гуманном обществе необходимы и терпение и толерантность.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что для успешного развития гражданского общества, его стабильности, толерантность должна быть основополагающим принципом в обществе, во всех сферах деятельности его членов. Это является залогом и благополучия государства, и каждого в отдельности.

Таким образом, для создания гражданского толерантного общества (в обществе с диктатурой оно быть не может) нужны условия, способствующие этому фактору: определённая среда, которая во многом зависит от государственных структур, слаженная работа социальных институтов, декларация принципов толерантности на различных уровнях общественной жизни и восприятие их населением в разных её сферах. Очевидно, что данную актуальную проблему можно решить успешно только комплексно, именно тогда толерантность станет ключевым нравственным принципом гражданского общества.

Толерантность многолика, как различные сферы человеческой деятельности, и зависит от экономического, культурного, политического и социального уровня человеческого развития.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

В настоящее время выделяют следующие виды толерантности: политическая - терпимость к другим политическим взглядам; педагогическая - терпимость к собственным детям, умение понять и простить их несовершенство; административная - соблюдение корректного и тактичного отношения к подчинённым; религиозная - уважительное отношение к другим религиозным конфессиям, взглядам и традициям их представителей; этническая - благожелательное восприятие обычаев, традиций, культуры других национальностей, осознание поликульторности и многонациональности мира.

Существуют и другие виды толерантности, например, музыкальная, спортивная, врачебная и т.д.

В сущности, на основе её принципов должны строиться все виды человеческой деятельности. Преамбула Устава ООН призывает мировое сообщество "проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи. Жить как в гармонии с собой, так и с миром".

Следует иметь в виду, что существует и критическое, скептическое отношение к толерантности, но убедительным аргументом для оппонентов толерантности, универсального способа сосуществования человечества, может быть тот факт, что отсутствие её привело бы к полному уничтожению его на планете.

Задача воспитания подрастающего поколения на основе принципов толерантности в образовательной системе должна стать приоритетной для государственной власти, что поможет избежать интолерантности и деструктивных изменений в социуме.

В свете актуальности проблемы толерантности важнейшая роль для её реализации, естественно, отводится образовательно-воспитательной системе, которая должна соответствовать изменившемуся миру, то есть искать новые формы и методы работы с подрастающим поколением.

С целью успешного воплощения данной задачи следует скоординировать единство действий образовательной системы в использовании инновационной технологии и методологии.

Именно с такой точки зрения ставится главная задача в нормативных документах образовательной сферы, в частности в ФГОС среднего профессионального образования. Данный стандарт подразумевает, что учащиеся должны получить не только определённый объём знаний по программе, но и развить на их основе творческий потенциал и нестереотипное мышление; сформировать различные прикладные умения и навыки, приобрести опыт общения на принципах толерантности. Именно воспитание прикладных физических и нравственных качеств необходимо для высокопроизводительного и безопасного труда в любой профессии.

Известно, что духовные и нравственные ценности человека закладываются в семье, а далее формирование личности продолжается в школе во время образовательно-воспитательного процесса. Перед школой стоит задача не только дать хорошее образование,

но и научить подрастающее поколение адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Ведущая задача образовательного заведения - обеспечение условий для самореализации и активной реализации личности на уроке и внеклассных мероприятиях. Этого можно добиться при активной позиции ученика во время обучения, то есть он должен быть субъектом приобретения знаний, а не пассивным объектом обучения, выполняющим требования учителя.

Для этого необходимо чаще использовать форму диалога между учителем и учениками во время учебного процесса, применяя различные инновационные методические приёмы, что обусловлено временем: динамикой эпохи высоких технологий, их спецификой, изменением психологии поколения миллениалов, первого поколения, рождённого в эпоху гаджетов.

По мнению психологов, нейролингвистов, социологов, оно во многом отличается от предыдущих поколений: умением моментально извлечь нужную информацию (просмотр поста занимает меньше секунды), отсутствием длительной концентрации внимания, хорошим восприятием картинок, инфографиков, планов, схем - это только некоторые особенности, свойственные современным учащимся [2, 5].

Понимание психологических и мыслительных особенностей современного поколения - залог успешной работы с учащимися школы.

Именно поэтому основная форма учебного процесса, дающая возможность ученику полностью раскрыть свой духовный потенциал, сформировать мировоззрение - сотрудничество между учителем, учеником и одноклассниками. В отличие от репродуктивного метода получения знаний, при котором ученик был объектом обучения, современный педагог должен стремиться использовать продуктивный метод для решения следующих задач: научить детей добывать знания, искать необходимую информацию в нескончаемом её потоке, правильно делать выводы, принимать нужные решения, успешно выстраивать диалог в определённых ситуациях, при этом ученик становится субъектом процесса обучения.

В силу этих причин при обучении нужно руководствоваться концепцией развивающего обучения, способствующего самореализации личности через поисковую деятельность во время приобретения знаний и навыков, что позволит в дальнейшем участвовать в коллективном диалоге и диалоге с учителем. Следует заметить, что такой способ (путь) успешного выполнения учебной задачи требует благожелательной и комфортной обстановки в классе, продуманных методических приёмов с использованием современных гаджетов и дифференцированного подхода к ученикам разного уровня подготовки, высокого профессионализма учителя и его толерантности [2].

Так, например, в целях систематического контроля психологической обстановки коллектива класса, настроения учащихся младшего и среднего возраста желательно проводить мониторинг при помощи теста

со смайлами (эмодзи) каждый день или 1-2 раза в месяц.

Как констатируют многие международные психологи и социологи, использование эмодзи в воспитательном процессе, особенно при обучении принципам толерантности, помогает анализировать личность ученика: его душевное состояние в определённый момент, даёт представление об отношении людей друг к другу, их интересах в эпоху высоких технологий.

Также эмодзи можно использовать для выявления толерантности обучающихся, например, провести тест «Какие смайлики тебе нравятся? Какие ты часто отправляешь своим друзьям и знакомым?».

Результаты теста покажут уровень толерантности, настроение обучающегося в данный период личной и коллективной жизни, что, безусловно, станет важной информацией для классного руководителя и учителей, поможет вовремя скорректировать деятельность педагогов. Неоспоримо, что смайлик - это индикатор душевного состояния человека.

Для успешной реализации плана обучения принципам толерантности и использования их в коммуникационном пространстве желательно узнать уровень толерантности в классе, особенно если он многонациональный по своему составу. С этой целью рекомендуется провести анкетирование, позволяющее вовремя скорректировать ошибки в процессе обучения и воспитания, дифференцированно подойти к ученикам, ближе познакомиться с семьями тех из них, которые вызывают опасения.

Результаты анкетирования помогут сделать вывод об атмосфере в классе, уровне доброжелательности и конфликтности, толерантности и интолерантности, то есть выстраивать межличностные отношения в системе взаимоотношений "ученик-учитель-родитель".

Разумеется, успешная реализация воспитания толерантности невозможна без участия родителей и родительского комитета, поэтому нужно работать в тесном контакте с ними, что поможет избежать конфликтных ситуаций и будет примером выстраивания коммуникационных связей для школьников.

В современном образовании наряду с известными методами обучения: беседой, индивидуальным заданием (презентацией, сообщением), дискуссией, составлением конспекта лекции - для успешной актуализации понятия толерантности используются инновационные методические приёмы.

В настоящее время самыми востребованными не только в педагогической практике, но и во многих сферах человеческой деятельности является интерактивный метод. Он позволяет сформировать качества, востребованные в социуме, то есть выстроить правильные межличностные отношения, что обеспечивает успех работы с отдалённым партнером и в команде.

Данный аспект особенно актуален для современного поколения, живущего в виртуальном мире и нередко изолированного сетью интернета от реального. Именно этот метод не только даёт теоретические знания, приобретаемые работой в группе, но и поможет выработать

шаблоны действий индивидума в разных ситуациях, которые могут пригодиться в жизни.

При интерактивной методике развивается умение в толерантной форме отстаивать свою аргументированную точку зрения, при этом прислушиваясь к другим мнениям членов команды, что позволяет сформировать позитивное отношение к разнообразию, многоликости суждений, взглядов, мнений.

Сотрудничество в команде на основе общечеловеческих качеств: взаимопомощи, уважения личности оппонента, эмпатии, ответственности - создаёт положительную атмосферу и позитивные установки, позволяющие каждому освободиться от комплексов и раскрыть себя в полной мере. Всё зависит от того, какую цель ставит учитель при использовании интерактивного метода.

Инновационные подходы в обучении всегда привлекают учащихся своей оригинальностью и творческим началом. В настоящее время они используются во многих учебных заведениях, так называемых «новых школах» с хорошей базой современных гаджетов, что позволяет более продуктивно и качественно использовать возможности новых технологий.

Например, линейный способ обучения используется в финских школах, при котором отсутствует традиционная методика по отдельным предметам, хотя они все существуют, и программа по ним выполняется. При этом способе используется метапредметный подход в обучении: изучается явление в системе целостной картины мира.

По мнению психологов и методистов, при использовании данного метода развиваются диалектичность, гибкость, критичность мышления, а также формируются навыки анализа и синтеза информации, регулятивные умения, то есть данный метод способствует поликультурному образованию и воспитанию. Учащиеся приобретают опыт планирования и корректировки своей деятельности, коллективной работы и продуктивного использования высоких технологий.

В некоторых прогрессивных школах считается, что современное поколение, теряющее коммуникационный навык в реальном мире, нужно учить сторителлингу -умению рассказывать от первого лица. Предполагается, что актуальность такой формы подачи информации в будущем только возрастёт.

Во французской школе la Source используют в начале урока методический приём, стимулирующий сто-рителлинг: пятиминутку «Что новенького?». Учеников просят рассказать одноклассникам об интересных событиях, моментах, произошедших с ними за последний день.

Навык делиться друг с другом историями, приобретённый с детства, очень важен, так как данный метод формирует умение работать в команде, общаться с разными людьми, что очень востребовано в различных сферах современного общества [1].

Во многих образовательных учреждениях Москвы также используются инновационные, интерактивные методики воспитания толерантности. Для мегаполи-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

са это жизненно необходимо в связи с безудержным потоком мигрантов, который испытывает столицу на прочность: в 2018 году 3,2 млн. человек - мигранты, что составляет четверть коренного населения Москвы, большая часть которых является трудовыми, то есть прибыло с целью заработка, в связи с чем нередко возникают этнические конфликты в обществе, в том числе и школах (в некоторых бывает до 20% мигрантов среди обучающихся). Следовательно, необходим поиск качественно нового системного подхода к обучению и воспитанию толерантности, особенно религиозной и этнической.

Концепция развивающего обучения может быть реализована при использовании такого интересного приёма, как каллиграмма. Во время её составления удачно можно выстроить диалог учителя - координатора с учениками творческих групп из 2-5 человек, а также - внутри самих групп. Ребята в команде занимаются творчески-поисковой деятельностью, во время которой каждый обучающийся может раскрыть свои видение проблемы, реализовать творческий потенциал. Во время совместной работы формируются навыки коммуникационных связей, возникает сотворчество учителя и учеников, что является важным аспектом учебного процесса, так как способствует объединению класса в дружный коллектив.

Данный метод помогает преодолевать стереотипное мышление о каком-то явлении, использовать межпредметные и метапредметные связи, расширить кругозор, что, естественно, повышает интеллектуальный потенциал учащихся.

Общая работа, сотрудничество, способствует формированию толерантных отношений в коллективе.

Эффективен с точки зрения выработки положительных коммуникативных связей, формирования единого духа коллектива, интеграции в социум, особенно полиэтнический, интерактивный метод кейсов.

Безусловно, как упоминалось выше, первая социализация и навыки общения формируются в семье, и роль её в этом процессе велика, но скорректировать пробелы, недочёты воспитания, выработать регулятивные функции, т. е. шаблоны поведения в том или ином обществе, поможет учебно-воспитательный процесс в образовательных заведениях. Это в дальнейшем даст возможность воспитанникам избегать сложных жизненных ситуаций и конфликтов.

Именно метод кейсов, который вызывает у детей обычно большой интерес, успешно способствует формированию у них толерантности и плюралистичности мнений по поводу решения поставленной в кейсе проблемы; вырабатывает самокритичность и различные точки зрения, позиции, аргументы, то есть через него воспитывается культура общения на основе толерантности.

Кейсы можно использовать как на уроках по разным предметам, так и при проведении воспитательных мероприятий, выбирая проблемы, актуальные для общества или определённого класса. Всё зависит от цели и задачи, которые ставит педагог, а также от уровня раз-

вития класса, в котором он работает, возможности использования компьютерных технологий на уроке.

Культура общения в коллективе, умение преодолевать свои комплексы, эмпатия, самокритичность, творческое и эстетическое развитие формируется и при помощи интерактивного метода - ролевой игры.

Использовать данный методический приём можно так же, как и кейсы: во время уроков и на внеклассных мероприятиях. Причём, применять его можно с разными целями, например: в начале изучения темы, чтобы вызвать к ней интерес, в середине - с целью оживления процесса урока, в конце - при обобщении полученных знаний.

Например, используя ролевые игры на уроках ОБЖ, можно выработать необходимые навыки: умение применять в экстремальной ситуации полученные знания и активно в ней действовать для защиты себя и окружающих, слаженно работать в команде, уметь анализировать собственное поведение и стремиться искать новые формы общения.

Безусловно, это позволит закрепить теоретические знания на практике, выработать шаблоны поведения в трудных жизненных ситуациях, предвидеть их, по мере возможности, избегать.

Во время подготовки ролевых игр и их проведения приобретаются навыки толерантных межличностных отношений, что очень важно для формирования личности подрастающего поколения.

Общая работа, сотрудничество, способствует формированию доброжелательных отношений в коллективе, а интерактивные методы воспитания, привлекающие учеников своей новизной, вызывают интерес к обучению и вовлекают школьников в процесс познания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы научить граждан страны жить по принципам толерантности, нужна систематическая идеологическая и практическая работа с молодёжью, просветительская деятельность среди неё и в этом, бесспорно, поможет и внеклассная работа: игровые тренинги по толерантности, посещение концертов, встреч с интересными людьми, выставки рисунков ко Дню толерантности, а совместная работа с местными диаспорами поможет сформировать межэтническую толерантность и расширить мировоззрение учащихся.

Таким образом, актуальность воспитания толерантности обусловлена современным миром, который стремительно меняется, что ведёт к переменам способа мышления, потребления информации и рынка труда.

С одной стороны, это глобализация во многих сферах мировой цивилизации: экономической, политической, технологической и культурной. С другой стороны, резкое расслоение в тех же сферах, ведущее к конфронтации, нетерпимости, терроризму, а нередко - локальным войнам, чему и являемся мы свидетелями в настоящее время.

Следовательно, педагогическая методика требует новых подходов в обучении и воспитании в современной школе, что, безусловно, позволит своевременно подрастающему поколению адаптироваться к новым

жизненным ситуациям.

Прогрессивное мировое сообщество утверждает, что спасти планету возможно в том случае, если основой воспитания будет формирование толерантности у граждан и осознание того, что все имеют право достой-

но жить в мире вне зависимости от цвета кожи, социального статуса, религиозных убеждений, индивидуальных предпочтений и обычаев. Следовательно, глобальное направление современных школ - реализовать эту краеугольную задачу.

Библиографический список

1. Мурашев А. И. Другая школа. Откуда берутся нормальные люди. Эксмо 2019. C. 352.

2. Нгуен М.А. Эмоциональный интеллект или новый взгляд на проблему толерантности / М.А. Нгуен // Философия образования. № 1. 2007. C. 203-207.

3. Тимофейчева В.А. Толерантность как психологическое условие становления личности выпускника школы: монография/ Тимофейчева В.А. - Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2013. 82 с.

4. Толерантность в мультикультурном обществе. Региональный аспект: монография/ Е.Л. Кудрина [и др.]. - Электрон. текстовые данные. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2013. 384 с.

5. Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание / Т. В. Черниговская; Санкт-Петербургский гос. ун-т, Фак. свободных искусств и наук. Москва: Яз. славянской культуры (ЯСК), 2013. 447 с.

References

1. MurashevA. I. Another school. Where do normal people come from. Eksmo 2019. Pp. 352.

2. NguyenM.A. Emotional intelligence or a new look at the problem of tolerance / M.A. Nguyen // Philosophy of Education. No. 1. 2007. Pp. 203-207.

3. Timofeycheva V.A. Tolerance as a psychological condition for the formation of the personality of a school graduate: monograph / Timofeycheva V.A. Electron. textual data .- Saratov: Higher education, 2013. 82 p.

4. Tolerance in a multicultural society. Regional Aspect: Monograph / E.L. Kudrina [et al.] .- Electron. textual data . Kemerovo: Kemerovo State Institute of Culture, 2013. 384 p.

5. Cheshire smile of the Schrodinger cat: language and consciousness / T. V. Chernigovskaya; St. Petersburg state. un-t, Fak. free arts and sciences. Moscow: Yaz. Slavic culture (YaSK), 2013. 447 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.