УДК 373.1
UDC 373.1
ТОВАРИЩЕВА Ф.Д.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики педагогического института, Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова E-mail: [email protected] СОФРОНОВ Р.П.
кандидат педагогических наук, профессор, педагогическое отделение института естественных наук, Северо-Восточный федеральный университета имени М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
TOVARISCHEVA F.D.
Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Science, Northeast Federal University of MKAmmosov Street E-mail: [email protected] SOFRONOVR.P.
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Pedagogical Department of the Institute of Natural Sciences, Orth-Eastern federal university M. K. Ammosov E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
PROBLEMS OF ECOLOGICAL UPBRINGING OF STUDENTS OF SCHOOL SUPPLEMENTARY EDUCATION
В статье обоснована актуальность проблем изучения содержания экологического воспитания в рамках школьного дополнительного образования. Подробно изучены теоретико-методологические основы образовательной деятельности в сфере экологического воспитания: конкретизированы методологические подходы и принципы экологического образования и воспитания обучающихся в условиях школьного дополнительного экологического образования. Раскрывается суть модели экологического воспитания учащихся в системе школьного дополнительного образования, включающей в себя четыре взаимосвязанных блока: целевой, содержательный, технологический и критериально-оценочный. Представлена специфика образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с разным уровнем экологической воспитанности, приведены рекомендации по ее совершенствованию.
Ключевые слова: дополнительное экологическое образование, экологическое образование и воспитание, экологическая воспитанность, теоретико-методологические основы образовательной деятельности, модель экологического воспитания, методологические подходы, принципы образовательной деятельности.
ne article substantiates the relevance of the problems of studying the content of environmental education in the framework of additional school education. The theoretical and methodological foundations of educational activities in the field of environmental education have been studied in detail: methodological approaches and principles of environmental education and the upbringing of students under conditions of additional school environmental education have been specified. The essence of the model of ecological education of students in the system of school supplementary education is revealed, which includes four interconnected bloks: target, substantive, technological and criteria-evaluative. The specificity of educational activities on environmental education of children with different levels of environmental education is presented, recommendations for its improvement are given.
Keywords: additional environmental education, environmental education and upbringing, ecological upbringing, theoretic-methodological foundations of educational activity, model of environmental education, methodological approaches, principles of educational activity.
Основой устойчивого развития современного общества является гармоничное сочетание социальных, экономических и экологических сфер, в совокупности определяющих уровень и качество нашей жизни. В связи с этим экологическая воспитанность признается одним из важнейших векторов современной образовательной политики.
В настоящее время происходит модернизация образовательных систем с приоритетом экологического подхода, необходимость внедрения которого обусловлена значимостью формирования экологической культуры подрастающего поколения, воспитание комплекса
социально-ценностных установок бережного отношения к природе.
Ведущее значение в данном направлении педагогической деятельности занимает экологическое воспитание школьника. Сейчас назрела необходимость развития экологического мировоззрения у школьника, определяющего характер поведения человека на основе сформированного экологического сознания. В этой связи воспитание экологической культуры следует начинать с раннего детства, реализуя преемственность форм и методов экологического воспитания на разных ступенях образования.
© Товарищева Ф.Д., Софронов Р.П. © Tovarischeva F.D., Sofronov R.P.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
В реализации экологического воспитания важнейшее место принадлежит школьному дополнительному образованию. Мы, вслед за Л.Н. Буйловой, считаем систему дополнительного школьного образования необходимым структурным элементом педагогической деятельности, так как оно обладает «мобильностью и гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка» [3] и с учетом его насущных потребностей (как индивидуальных, так и образовательных).
В связи с этим воспитательная функция направлена на развитие экологического мышления школьника, на включение его в общественную природоохранную деятельность. Происходящие изменения обусловили необходимость пересмотра содержания экологического воспитания в сторону усиления практико-ориентированного подхода, сочетающего в себе теоретические знания с практической подготовкой обучающихся.
Проблема экологического воспитания является комплексной и междисциплинарной. В исследованиях В.И. Вернадского, В.В. Ильина, и др. раскрыты философские положения о гармонии взаимоотношения человека, природы и социума; В.И.Блинникова. С.В. Коваленко, С.В. Кривых - антропо-экологические подходы; Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской -личностно-ориентированного обучения; Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, С.Л. Рубинштейна, и др. - психологические теории деятельности и возрастной периодизации.
Таким образом, теоретическая значимость исследования способствует разработке модели экологического воспитания в системе школьного дополнительного образования. Методологический компонент представлен концептуальными (экологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный) подходами и их принципами, позволяющими раскрыть специфику экологическо-
го воспитания обучающихся в системе школьного дополнительного образования. На рисунке 1 нами сформулированы теоретико-методологические основы образовательной деятельности в сфере экологического воспитания школьников в системе школьного дополнительного образования.
Здесь представлены взаимосвязанные блоки, демонстрирующие нам нормативно-правовое и методологическое обоснование реализации экологического воспитания школьников
Кратко рассмотрим особенности представленных компонентов теоретико-методологического обоснования экологического воспитания. Итак, одним из основополагающих подходов в основе обновления экологического образования является экологический подход, который изучает влияния на психику человека экологических факторов (загрязнение воды реки Вилюй, атмосферного воздуха и т.д.), В республике Саха (Якутия) водные ресурсы в целом представляются достаточными, однако их качество снижается, использование становится все более проблематичным.
Содержание экологического образования определяется общесоциальным контекстом, который в последние десятилетия существенно изменился. Главной целью становится формирование нового типа человека. В связи с этим в настоящее время актуализируется проблема экологической культуры с переосмысленными ценностями, ориентированными на поиск механизма связи с природой в рамках экологических ценностей. Обновление экологического образования в значительной мере влияет на личностное развитие школьника. Экологическая культура объединяет нравственные, интеллектуальные качества человека.
Среди основных подходов к данной проблеме можно выделить системный подход, рассматривающий природу и мир как единую, открытую и развивающуюся систему. Это означает, что особую важность приобретает задача обеспечения нового экологического образования.
Требования ФГОС к результатам общего Требования ФГОС ВО к профессионально-
экологического образования методическои подготовке педагога-эколога
Государственная политика экологического развития России
Концепция общего экологического образования для устойчивого развития Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования
Региональная система дополнительного экологического образования в общеобразовательных учреждениях (региона)
Система школьного дополнительного экологического образования
Методологические и теоретические основы системы дополнительного экологического образования в общеобразовательных учреждениях
Подходы (экологический, системный, личностно-ориентированный, компетент-ностный, природосообразны,ку льтуросообразный) Принципы (индивидуализации, диалоги-зации, сотрудничества, рефлексивности) Концепции (непрерывного экологического образования, устойчивого развития общества и природы, развития дополнительного образования детей) Тенденции развития экологического образования Закономерности, обусловленные со спецификой региона
Рис. 1. Теоретико-методологические основы образовательной деятельности в сфере экологического воспитания школьников.
В рамках личностно-ориентированного подхода
рассматривается личность обучающегося как исходный элемент организации педагогического взаимодействия. Данная концепция выделяет ключевые методологические позиции, определяющие специфику методического сопровождения и дидактических возможностей экологического образовательного процесса как системы, представляющей возможности для решения экологических проблем. Кроме того, этот подход создает условия творческой самореализации учащихся и приведения в действие индивидуального образовательного маршрута. Личность формируется в деятельности, поэтому экологическое воспитание должно осуществляться в рамках специально организованной, развивающей деятельности.
Такой подход к содержанию экологического образования и воспитания предполагает иную методику и организацию педагогического процесса в школе, ориентированную на исследовательский характер деятельности, и способствующую формированию индивидуального стиля школьника. Подтверждение правильности выбора личностно-ориентированного подхода находим в научном труде И.А. Зимней [4], которая выделяет три группы компетентностей. Изучив их сущность, условно можно обозначить как:
1. Субъектные, отражающие знания и представления личности о себе как субъекте жизнедеятельности;
2. Социально-психологические, как «программы действий и отношений» в рамках межличностного взаимодействия»;
3. Деятельностные, связанные с совокупностью знаний и умений человека в трудовой деятельности, во всех ее формах.
Компетентностный подход. Компетентность А.В. Хуторской рассматривает как совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ори-ентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [8]. Компетентность в экологической сфере нами рассматривается как качество личности, овладение знаниями, навыками, опыт деятельности.
Каждый из рассмотренных подходов имеет теоретические и практические основания для реализации в школьном дополнительном экологическом образовании. Основой для разработки единых методологических оснований нами рассматривается системный подход, позволяющий содержательно интегрировать все рассмотренные выше подходы в единую «Модель экологического воспитания обучающихся в школьном дополнительном образовании».
В соответствии с вышеуказанными подходами были реализованы следующие взаимосвязанные принципы экологического воспитания обучающихся: индивидуальности, диалогизации, сотрудничества, рефлексивности.
Итак, принцип индивидуальности. Обучающийся имеет право выбора индивидуальной образовательной
траектории. Это значит, что в основе его обучения лежит индивидуально-ориентированные учебные цели. Такой принцип требует от субъектов образовательной деятельности своевременной диагностики способностей обучающегося. Реализуя данный подход необходимо помнить о взаимной ответственности в диаде «педагог - обучающийся», а также о выборе целесообразных средств педагогического общения на основе гуманизации и диа-логизации взаимоотношений.
В идеале учитель разрабатывает индивидуально-ориентированный учебный план с учетом возможностей и познавательных интересов ребенка, а также характеристик его психологических качеств.
По мнению В.Д. Шадрикова, такой план формируется «в зависимости от индивидуальных характеристик развития способностей, качественной специфики интеллекта, уровня развития способностей ученика» [9]. Принцип индивидуальности предполагает возможность выбора обучающимся уровень содержания образования и тип обучения для каждого предмета».
Принцип диалогизации процесса экологического воспитания вытекает из самой диалогической природы педагогического взаимодействия. Именно в диалоге, как форме познавательной деятельности обучающиеся учатся формулировать вопросы, использовать их в активном, познающем, творческом поиске на постоянной основе. Именно способность критически оценивать действительность, правильно ставя вопросы и формулируя проблемы помогает становлению творческого мышления личности.
Принцип сотрудничества предполагает сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса. Построенная модель экологического воспитания в системе школьного дополнительного образования осуществляет субъект-субъектное взаимодействие между педагогом и учащимися.
Принцип рефлексивности в экологическом воспитании требует для отслеживания данной деятельности, мониторинг, обеспечивающий диагностику, анализ и проектирование экологического воспитания.
Таким образом, комплекс дидактических принципов содействует выбору индивидуальной «траектории» ученика, способствует самореализации в поисковой деятельности и развитию творческих способностей в режиме диалога.
Интеграция учебных и практико-ориентированных занятий достигается за счет многообразия дидактических возможностей реализации экологической деятельности. Содержание и специфика форм организации экологического образования должны соотноситься с задачами экологического воспитания и ориентироваться на качественные преобразования в достижении высокого уровня экологической воспитанности (в том числе, в рамках школьного дополнительного образования).
Ориентирами - показателями развития экологической культуры детей является комплекс компетенций, проявляющих себя как умения природоохранной деятельности, а также экологические установки с пре-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
обладанием эмоционально-ценностного отношения к природе. К основным из компетенций относят:
- умения выделять проблемы экологической направленности;
- понимание стратегий разрешения экологических проблем;
- сформированность нравственных качеств ответственности в системе «человек-природа».
Стержнем экологической культуры является система ценностей.
Ученик, обладая определенной суммой экологических знаний, целенаправленно осуществляет экологическую деятельность. Так, формируется экологическое сознание. Следует помнить, что благодаря множеству существующих видов экологической деятельности (походы, экспедиции, мини-исследования, экологические практикумы, волонтерские движения и акции) развивается вся совокупность мотивационно-ценностных установок обучающихся, связанных с глубоким осознанием важности поддержания экологического баланса в природе и обоснованности воздействия на нее.
Важным аспектом организации эффективного экологического воспитания обучающихся в условиях школьного дополнительного образования является реализация методических условий, включающая:
1. Включение разнообразных форм, методов и видов экологической деятельности;
2. Интеграция учебной (теоретической) и практико-ориентированной деятельности;
3. Целенаправленное развитие потребностей и интересов детей на основе учета возрастных особенностей;
4. Непрерывность экологического образования и воспитания [2].
Как известно моделирование экологического воспитания требует комплексного подхода с учетом выделенных и описанных выше методологических и теоретических основ системы дополнительного экологического образования в общеобразовательных учреждениях.
В предлагаемой нами модели экологического воспитания были выделены четыре взаимосвязанных блока, каждый из которых направлен на реализацию определенного комплекса методов и форм экологического образования (рис. 2).
В рамках целевого блока важно сформулировать планируемые результаты образовательной деятельности, основными из которых для нас являются: формирование ответственности обучающихся за деятельность в природе, оценка своих поступков «с учетом ценностей экологического сознания; раскрытие ценностных, познавательных и нормативных актов общения с природой, глобального значения экологических проблем» [6].
В рамках модели также четко формулируются задачи, вытекающие из этапов и технологического оснащения внеурочной деятельности по экологическому воспитанию обучающихся.
Целевой блок: цели и задачи экологического воспитания Цель: Формирование системы базовых знаний но проблемам экологии, рывш ие экологического мышления и сознания обучающихся. Задачи:
) Разьивать знания, умения и навыки природоохранной деятельности;
2) Развивать нравственные качества, ответственность в отношениях "Человек-гтрнрода";
3) Создавать пенхол ото -педагоги че с кие условия для вовлечения
в социальЕЮ полезную, экологически ориентированную деятельность;
4) Способствовать рмвчтик? активности и творческого отношения к изучению и пропаганде экологических знаний.
Ж
Содержательный блок: отбор содержания экологического образования, знания, умения и навыки, формирование в рамках дополнительного образования
Ж
Технологический (деятслы юстный) блок: алгоритм решения поставленных задач в рамках экологического воспитания
Диагностика уровня развития экологической, воспитанности
Организация учебно-познавательных мероприятий
Для групп начального уровня
Индивидуальная работа с одаренными высокомоти вн ponai гиыми детьми
\
Для групп
продвинутого уровня
ж
Для |~рунн высокого уровня
Критериально-результативный блок; оценка личностных ei социально-значимых рс:1!ультатоа экологического образования, анализ нортфолио обучающихся.
Рис. 2. Модель экологического воспитания обучающихся в школьном дополнительном образовании.
Содержательный блок модели связан с раскрытием двух важных аспектов: аксиологического и когнитивного. В рамках первого следует обратить внимание на отбор мероприятий, мотивирующих интерес обучающихся к природному миру, а также стимулирующих их личное участие в решении экологических проблем. В рамках когнитивного аспекта необходимо определить требования к объему и содержанию знаний, норм и правил поведения в окружающем, природном мире, освоению норм экологической грамотности. Таким образом, следует обобщенно ответить на вопрос: каков состав и качество знаний, навыков и умений эколого-ориентированной деятельности необходимо предусмотреть в рамках реализации дополнительного школьного образования?
Технологический блок является самым объемным, так как включает в себя и описание взаимосвязанных этапов учебно-воспитательной работы, и основные формы и средства их реализации. На рисунке 1 показана логика практической деятельности на данном этапе работы, а именно:
1. Осуществление диагностики развития уровня экологической воспитанности, включающая оценку эколого-мировоззренческой позиции обучающегося, а также опыта его экологической деятельности. В результате такого оценивания, дети могут быть объединены в три группы: с начальным, продвинутым и высоким уровнем экологической воспитанности.
2. Реализация целенаправленной образовательной деятельности по развитию экологического мышления, целостного мировоззрения с применением соответствующих методов и форм работы.
В таблице 1 представлена специфика образовательной деятельности с представителями групп с разным уровнем «экологической воспитанности» [2].
Следует отметить, что со всеми группами следует практиковать включение в социально-творческую деятельность, реализуемую в форме:
- детских экологических движений;
- волонтерской деятельности с целью пропаганды экологической культуры общества;
- ведении блогерской деятельности, разработки сайтов с экологическим контентом;
- сотрудничества с экологическим комитетом муниципального или регионального уровня;
- природоохранных акций: рисование плакатов, использование их в рамках технологии «воспитывающие стены». Творческие работы в виде плакатов располагаются на стенах в школе, меняются один раз в неделю, таким образом происходит воздействие на ценностно-смысловое пространство обучающихся.
- творческие работы по описанию экологических троп региона, ознакомлению с ними в виде экскурсий, проектов, фотовыставок.
- экологических акций, операций, например «Покорми птиц», «Муравейник» [1] и т.д.
В ходе реализации оценочного блока производится контроль и оценка динамики уровня экологической воспитанности, сформированности экологических компетенций (ориентации и экологической деятельности в природной среде, практические навыки в рамках общественно-полезной, экологически-ориентированной
Специфика образовательной деятел
деятельности). Педагоги делают выводы об эффективности предложенных методов, а также психолого-педагогических факторов, позволяющих формировать экологическую культуру обучающихся. Мы разделяем мнение Хачикян Е.И. [7], которая предлагает использовать три оценочных компонента: когнитивного, мотивационного и деятельностно-практического, сфор-мированность которых будет указывать на «готовность к экологически целесообразной деятельности и поведению» на основе устойчивых экологических убеждений и потребности в сохранении окружающей среды.
Основным критерием оценки эффективности процесса выступает отношение к природе как показатель сформированности экологической воспитанности подрастающего поколения. В исследованиях С.Д. Коробкова [5] дана полная характеристика уровней сформированности экологического сознания:
- первый уровень называется «эколого-избирательное отношение» [5], так как проявляется в неустойчивом интересе обучающихся к отдельным проблемам экологической направленности.;
- второй уровень «эколого-практического отношения» [5], демонстрирует возникающие трансформации в мировосприятии детей, связанном с развитием экологической осведомленности, их желанием участвовать в эколого-природоохранных акциях и других подобных мероприятиях;
- третий уровень, называемый автором «эколого-преобразующее отношение» [5] - характеризует переход обучающихся из стадии пассивного наблюдателя и
Таблица 1.
сти по экологическому воспитанию
Характеристика группы Методы работы Виды мероприятий
Группа с начальным уровнем экологической воспитанности: имеют первичные знания об экологических категориях, не сформирован интерес к проблемам защиты окружающей среды, неустойчивы потребности общения с природой. Кружковая работа Просветительская работа. Словесные методы: Обучение в ходе лекций, дискуссий, бесед. Активные (практические) методы обучения: круглый стол, ролевая игра, брейн-ринг. Наглядные: просмотр документальных фильмов, обсуждение. Экскурсии в природу Наблюдения и исследовательская деятельность Классные часы с экологической тематикой Проведение мини-исследований. Проведение тематических общешкольных мероприятий, например, «День воды», «День леса» и т.д. Акции «Чистый двор» и т.д. Конкурс рисунков и фотовыставка
Группа с продвинутым уровнем экологической воспитанности: обладают сформированным экологическим мировоззрением, которое насыщено чувственным отношением к природе. Активное освоение экологической культуры в процессе практической деятельности Методы проблемного обучения: практикумы, кейс-стади. Частично-поисковые методы: практикумы, мини-исследования. Объяснительно-иллюстративные: фильмы, передачи. Мероприятия-встречи с экспертами: инженером по охране и защите леса, пожарными, экологами. Конференции Конкурс проектов Экологические акции, участие в детском экологическом движении, Классные часы. Экологические практикумы в лесу. Ток-шоу ток-шоу «Спасем и сохраним!»
Группа с высоким уровнем экологической воспитанности: сформированное, целостное экологическое мировоззрение, наличие устойчивой системы ценностей, выраженная потребность в общественно-полезной деятельности, проявление творческого отношения к основам экологической культуры мира. Методы проблемного обучения, методы научно-исследовательской деятельности, Методы интерактивного обучения: проектные технологии, тренинги. Игры. Разработка и ведение блога с экологической направленностью (под руководством учителя) Экологические олимпиады Участие в экологическом движении взрослых. Участие в общероссийских акциях и научно-практических конференциях Организация экологических праздников для младших школьников
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
исполнителя в активную, творческую позицию заинтересованного деятеля-эколога;
- четвертый уровень - «антропоэкологическая ответственность» [5], характеризует высшую ступень развития экологической культуры личности, так как является показателем сформированного и осознанного, деятельностного отношения к решению вопроса о взаимоотношении природы и человека.
Мы полагаем, что представляется возможным вы-
деление данных уровней сформированности экологического сознания, которые можно реально оценить и заложить в основу экологического воспитания.
Таким образом, в разработанной теоретической модели экологического воспитания отражены все составляющие данного исследования. Формирование нравственно-этических норм школьника реализуется благодаря воспитательной деятельности школьного дополнительного экологического образования.
Библиографический список
1. Абдрашитова И.В., Назирова Л.В. Модель воспитания экологической компетенции младших учащихся современной сельской школы// Материалы ежегодной научно-практической конференции Экологическое образование в интересах устойчивого развития. 2015. Т. 2. С. 420-425.
2. АртемьевЮ.В. Структурно-функциональная модель экологического воспитания// Культура.Наука.Интеграция. №»2.2011. С.27-30.
3. Буйлова Л.Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации// Мир науки, культуры, образования. № 6 (31). 2011. С.131.
4. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования, М.: Уфа, 2003.
5. Коробков С.Д. Формирование экологической культуры школьников в учреждении дополнительного образования: автореф. дис... к. пед. н. /С.Д. Коробков. Саратов, 2008. 23 с.
6. Назаренко А.В., ФунинаЕ.Е. Усвоение ценностей в экологической сфере - ведущее условие формирования экологического мышления// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта №1. 2015. С.126
7. Хачикян Е.И., Заборина М.А. Модель экологического воспитания обучающихся в современном образовательном пространстве// Проблемы современного педагогического образования.2018. С. 41-44.
8. ХуторскойА.В. Методология педагогики; человекообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. 171 с. (Серия «Научная школа»).
9. ШадриковВ.Д. Индивидуализация содержания образования / В.Д. Шадрикова, Изд центр «Вентана-Граф» 1997. 69 с.
References
1. АbdrashitovaI.V., NazirovaL.V. Model for the upbringing of environmental competence of younger students in a modern rural school // Materials of the annual scientific-practical conference Environmental Education for Sustainable Development. 2015.Vol. 2. Pp. 420-425.
2. Artemyev Yu.V. Structural and functional model of environmental education // Culture. Science. Integration. No. 2.2011. Pp. 27-30.
3. Buylova L.N. The essence and specificity of additional education of children in the modern education system of the Russian Federation // World of science, culture, education. No. 6 (31). 2011. Pp. 131.
4. ZimnyayaI.A. Human competence - a new quality of the result of education // Problems of the quality of education, M .: Ufa, 2003.
5. KorobkovS.D. The formation of the ecological culture of schoolchildren in the institution of additional education: author. dis ... to. ped. n / S.D. Boxes. Saratov, 2008. 23 p.
6. NazarenkoA.V., FuninaE.E. The assimilation of values in the environmental sphere is the leading condition for the formation of ecological thinking // Pedagogical, psychological and biomedical problems of physical education and sports. No. 1. 2015. Pp. 126
7. Khachikyan E.I., ZaborinaM.A. The model of environmental education of students in the modern educational space // Problems of modern pedagogical education. 2018. Pp. 41-44.
8. KhutorskoyA.V. Pedagogy methodology; humanoid approach. Research results: Scientific publication. M .: Publishing house "Eidos"; Publishing House of the Institute for Human Education, 2014. 171 p. (Series "Scientific School").
9. Shadrikov V.D. Individualization of the content of education / V.D. Shadrikova, - Ventana-Graf Publishing Center 1997. 69 p...