Научная статья на тему 'Реализация средовых идей при формировании экологической ответственности во внеурочной деятельности школы'

Реализация средовых идей при формировании экологической ответственности во внеурочной деятельности школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY / CHILDREN''S ENVIRONMENTAL CLUB / ENVIRONMENTAL APPROACH / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ENVIRONMENTAL EDUCATION / EDUCATION FOR THE ENVIRONMENT / EDUCATION THROUGH THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Лощилова Анна Александровна

Актуальность статьи обусловлена процессами экологизацией и гуманизации современного образования. Целью статьи является обоснование и раскрытие использования средовых идей для формирования экологической ответственности у учащихся во внеурочной деятельности. Применение теоретических методов исследования позволило выявить теоретико-методологической основы формирования экологической ответственности во внеурочной деятельности, установить возможности средового подхода в развитии данного личностного качества. В ходе исследования было обосновано и раскрыто применение средовых идей трехаспектной модели образования («образование о среде», «образование для среды», «образование через среду») к разработке содержания и отбору технологий формирования экологической ответственности у учащихся во внеурочной деятельности школы, которые нашли свое отражение в программе детского экологического клуба «Экологическая ответственность мой гражданский выбор». Материалы статьи могут быть полезны школьным учителям, а также педагогами, осуществляющим свою деятельность в учреждениях дополнительного образования экологической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Лощилова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF MEDIUM IDEAS IN THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY IN THE EXTENSIVE ACTIVITY OF THE SCHOOL

The relevance of the article is due to the processes of ecologization and humanization of modern education. The purpose of the article is to substantiate and disclose the use of environmental ideas for the formation of environmental responsibility among students in extracurricular activities. The use of theoretical research methods made it possible to identify the theoretical and methodological basis for the formation of environmental responsibility in extracurricular activities, to establish the possibilities of the environmental approach in the development of this personal quality. The study substantiated and disclosed the application of environmental ideas of the three-aspect education model (“education about the environment”, “education for the environment”, “education through the environment”) to the development of content and selection of technologies for the formation of environmental responsibility among students in extracurricular activities of the school, who found is reflected in the program of the children's environmental club “Environmental responsibility is my civil choice.” The article’s materials can be useful for school teachers as well as educators who make their activities in institutions of additional education environmental.

Текст научной работы на тему «Реализация средовых идей при формировании экологической ответственности во внеурочной деятельности школы»

педагогические науки

Винокурова Наталья Федоровна, Лощилова Анна Александровна РЕАЛИЗАЦИЯ СРЕДОВЫХ ИДЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ...

УДК 37.033

РЕАЛИЗАЦИЯ СРЕДОВЫХ ИДЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

© 2018

Винокурова Наталья Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры

«География, географическое и геоэкологическоеобразование» Лощилова Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и социальная педагогика»

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (604950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова,], е-mail: [email protected]) Аннотация. Актуальность статьи обусловлена процессами экологизацией и гуманизации современного образования. Целью статьи является обоснование и раскрытие использования средовых идей для формирования экологической ответственности у учащихся во внеурочной деятельности. Применение теоретических методов исследования позволило выявить теоретико-методологической основы формирования экологической ответственности во внеурочной деятельности, установить возможности средового подхода в развитии данного личностного качества. В ходе исследования было обосновано и раскрыто применение средовых идей трехаспектной модели образования («образование о среде», «образование для среды», «образование через среду») к разработке содержания и отбору технологий формирования экологической ответственности у учащихся во внеурочной деятельности школы, которые нашли свое отражение в программе детского экологического клуба «Экологическая ответственность - мой гражданский выбор». Материалы статьи могут быть полезны школьным учителям, а также педагогами, осуществляющим свою деятельность в учреждениях дополнительного образования экологической направленности.

Ключевые слова: экологическая ответственность, детский экологический клуб, средовой подход, внеурочная деятельность, образование об окружающей среде, образование для окружающей среды, образование через окружающую среду.

REALIZATION OF MEDIUM IDEAS IN THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY IN THE EXTENSIVE ACTIVITY OF THE SCHOOL

© 2018

Vinokurova Natalia Fedorovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department "Geography, geographical and geo-ecological formation" Loshchilova Anna Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department "General and Social Pedagogy" Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The relevance of the article is due to the processes of ecologization and humanization of modern education. The purpose of the article is to substantiate and disclose the use of environmental ideas for the formation of environmental responsibility among students in extracurricular activities. The use of theoretical research methods made it possible to identify the theoretical and methodological basis for the formation of environmental responsibility in extracurricular activities, to establish the possibilities of the environmental approach in the development of this personal quality. The study substantiated and disclosed the application of environmental ideas of the three-aspect education model ("education about the environment", "education for the environment", "education through the environment") to the development of content and selection of technologies for the formation of environmental responsibility among students in extracurricular activities of the school, who found is reflected in the program of the children's environmental club "Environmental responsibility is my civil choice." The article's materials can be useful for school teachers as well as educators who make their activities in institutions of additional education environmental.

Keywords: environmental responsibility, children's environmental club, environmental approach, extracurricular activities, environmental education, education for the environment, education through the environment.

Еще в начале XX столетия отечественный философ М.М. Бахтин утверждал, что «личность должна стать сплошь ответственной» [1]. Ответственную роль человека за сохранение природы и жизни на Земле подчеркивали и зарубежные экофилософы: Г. Йонас, А. Леополь д, А. Швейцер, Р. Аттфилд, А. Наэсс и др.

В настоящее время в условиях обострения противоречий между человеком и природой формирование экологической ответственности у подрастающего поколения приобретает особую актуальность.

Необходимость воспитания данного личностного качества подчеркивается в ряде нормативных документов современного российского образования. Так, одними из важнейших результатов воспитания, указанных в Фундаментальном ядре содержания общего образования, являются «чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями»; «готовность к индивидуально-ответственному поведению» [2].

Анализ литературы по проблеме формирования экологической ответственности (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Г.Н. Каропа, Д.С. Ермаков, Т.В. Кучер , Л.М. Горбунов, И.Т. Суравегина и др.) позволил установить, что данное интегративное качество личности характеризуется в высшей степени положительным отношением к окружающей среде, убежденностью в необходимости соблюдения этических норм и требований,

признанием самоценности природы, принятием «ответственной зависимости» между человеком и окружающей средой. Становление экологической ответственности осуществляется в процессе интернализации и интерио-ризации школьниками этических и экологических норм, требований, ценностей [3], [4]. В их основе находится бережное отношение личности к окружающей среде, способствующее формированию субъект-порождающе-го типа взаимодействия (В.И. Панов [5]), которое предполагает совместное, сотворческое развитие человека и окружающей социоприродной среды.

Современные исследователи (И.Г Актамов, М.Г. Черняева, А.В. Иващенко, В.И. Панов, А.В. Гагарин и др.) связывают процесс формирования экологической ответственности с образовательной средой как одним из ключевых факторов и эффективных средств развития личности.

Это во многом обусловлено наблюдающейся в настоящее время тенденцией возрождения интереса к средовым идеям и средовому подходу в педагогической науке и образовании (Е.П. Бело-зерцев,З.И. Васильева, Н.Б. Крылова, Ю.С Мануйлов, Л.И. Новикова, В.Я. Синенко, Д.Ж. Маркович, Т.В. Менг, В.И. Слободчиков, Т.И. Шамова, В.А. Ясвин, Г.Г. Шек, Г.Ю. Беляев и др.). В нашем исследовании продолжена работа в данном направлении, она связана с исполь-

Vinokurova Natalia Fedorovna, Loshchilova Anna Aleksandrovna REALIZATION OF MEDIUM IDEAS IN THE FORMATION ..

pedagogical sciences

зованием средовых идей в формировании экологической ответственности у учащихся 5-7 классов во внеурочной деятельности школы.

Внеурочная деятельность обладает значительным потенциалом в воспитании экологической ответственности у учащихся. По новому ФГОС она имеет обязательный характер и ориентирована на достижение планируемых результатов, «обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся», развитие их склонностей и интересов. Наличие в ней широкого спектра направлений создает предпосылки для формирования экологической ответственности в русле средовых идей и связанном с ними средового подхода.

Средовой подход является методологической основой воспитания экологической ответственности во внеурочной деятельности. Ю.С. Мануйлов, внесший огромный вклад в его разработку, рассматривает его в трех аспектах: 1) как отношение человека к среде и среды к ребенку (уровень обыденного сознания); 2) как теория и технология опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности ребенка (уровень научного сознания); 3) как система действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата (инструментальный уровень) [6].

Учащийся, находясь в непрерывном взаимодействии с образовательной средой, не только находится под ее воздействием, но и трансформирует ее своим поведением, поэтому важно осуществить «конструирование основанного на принципах эффективной образовательной практики продуктивного способа включения учащегося в среду» (Т.В. Менг [7]).

Одним из таких способов, на наш взгляд, является разработка содержания и отбор технологий формирования экологической ответственности в соответствии с трехаспект-ной моделью образования, разработанной зарубежными исследователями (A.M. Lukas, J.A. Palmer, D. Uzzel) и получившей широкое распространение. Она включает следующие аспекты [8]:

1. «Образование об окружающей среде» - основано на знаниях об окружающей среде, способствует развитию информированности и экологической грамотности.

2. «Образование для окружающей среды» - исходит из системы экологических и этических ценностей и норм.

3. «Образование посредством окружающей среды» - ориентировано на обучение в действии, развитие умений и навыков изучения окружающей среды и обладает большим воспитывающим потенциалом.

Представленные аспекты отражают познавательный, ценностно-нормативный и деятельностный компоненты экологической ответственности, что детерминирует использование данной модели в формировании экологической ответственности.

Рассмотрим ее применение в разработанной нами программе детского экологического клуба «Экологическая ответственность - мой гражданский выбор». В соответствии с аспектами модели содержание программы включает следующие направления деятельности:

Вектор «Образование об окружающей среде» реализуется в образовательном направлении «Экологическая ответственность: от информированности к экологической грамотности». Оно предполагает организацию деловых игр, творческих сессий, в рамках которых школьники знакомятся с информацией экогуманистиче-ского и экологического характера, способами решения экологических проблем, выдвигают собственные идеи по улучшению экологической ситуации родного края.

Вектор «Образование для окружающей среды» включает следующие направления:

а) Этическое направление «Экологическая ответственность - наша ценность» - ориентировано на развитие у учащихся переживаний, экологических чувств,

осознание этических ценностей и норм отношения к природе в ходе участия в дискуссионной площадке «В диалоге с самим собой и с природой».

б) Эколого-просветительское направление «Экологическая ответственность: от сердца к сердцу» - подразумевает выпуск газеты, пропаганду экологически-ответственного поведения в социальных сетях и среди населения микрорайона, а также организацию различных эколого-просветительских игровых программ для младших школьников.

Вектор «Образование через окружающую среду» раскрывается в программе через следующие направления деятельности:

а) Практико-ориентированное направление «Экологическая ответственность: от убеждения к поступку» - содействует «включению» учащихся в различные виды проектной и экологически-ответственной практической деятельности в окружающей среде;

б) Направление «Экологическая ответственность: голос совести» - ориентировано на создание условий для рефлексии, оценки школьниками результатов собственной деятельности Оценивание осуществляется в ходе тренингов и круглых столов.

Реализация средовых идей предполагает опосредованное управление, связанное с деятельностью и действием, которое, по утверждению Ю.С. Мануйлова, «составляет основу подхода субъекта управления к среде и от среды, вместе с ней к личности» [6]. В этой связи программа детского экологического клуба «Экологическая ответственность - мой гражданский выбор» предусматривает использование технологий, способствующих формированию экологической ответственности в ходе коллективной деятельности учащихся. Одной из них является система ответственных дел, разработанная в соответствии со структурой экологической ответственности и направленная на развитие всех ее компонентов. В её основе находится технология коллективно-творческих дел И.П. Иванова [9], ориентированная на многостороннюю заботу, творческую, преобразовательную деятельность в окружающей среде.

Построенная на принципах КТД система экологически ответственных дел предполагает свободу выбора и самодеятельности, добровольный и коллективный характер выполнения ответственных дел. Работая в микрогруппах над выполнением выбранного дела, учащиеся включаются в систему «ответственной зависимости» в ходе совместного целеполагания, планирования, подготовки, реализации и анализа ответственных дел. В результате происходит усвоение школьниками экологических и этических знаний, норм, ценностей, формирование экологически ответственного опыта деятельности.

Ориентированная на развитие всех компонентов экологической ответственности, система ответственных дел включает:

A) Мотивационно-стимулирующие ответственные дела, способствующие «погружению» учащихся в мир экологической ответственности, развитию переживаний, формированию представлений об экологической ответственности, ее важности в решении экологических проблем родного края и страны в целом.

Б) Эколого-просветительские ответственные дела, направленные на пропаганду экологически ответственного поведения среди учащихся школы и жителей микрорайона.

B) Ценностно-смысловые ответственные дела, ориентированные на осознание учащимися ценности экологической ответственности, морально-правовых норм ответственного отношения к природе.

Г) Практико-созидательные дела, нацеленные на практическую деятельность по решению экологических проблем родного края.

Д) Рефлексивно-оценочные дела, ориентированные на самооценку и самоанализ учащимися собственной деятельности, поступков в окружающей среде, способов

Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Винокурова Наталья Федоровна, Лощилова Анна Александровна РЕАЛИЗАЦИЯ СРЕДОВЫХ ИДЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ...

их осуществления, достоинств и недостатков с позиций экологической ответственности.

Более подробно с данными экологически-ответственными делами можно познакомиться в наших работах [10], [11]. Взаимосвязь содержательных направлений и системы ответственных дел представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Взаимосвязь системы ответственных дел и содержательных направлений программы «Экологическая ответственность - мой гражданский выбор».

тета. 2012. №7 (122). С.229-233.

12. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методологические основания конструирования системы экологических модулей как средства формирования культуры природопользования/Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований . 2017. - №1-1. — С. 129-132

Статья поступила в редакцию 03.10.2018

Статья принята к публикации 27.11.2018

№ Содержательные линии и направления деятельности программы Система экологически-ответственных дел

1 Содержательная линия «Образование о среде» Образовательное направление «Экологическая ответственность: от информированности к экологической грамотности» Мотивационно-стимулирующие ответственные дела

2 Содержательная линия «Образование для среды» Этическое направление «Экологическая ответственность -наша ценность». Эколого-просветительское направление «Экологическая ответственность: от сердца к сердцу» Ценностно-смысловые ответственные дела Эколого- просветительские ответственные дела

3 Содержательная линия «Образование для среды» Практико-ориентированное направление «Экологическая ответственность: от убеждения к поступку» Направление «Экологическая ответственность: голос совести» Практико- созидательные ответственные дела Рефлексивно-оценочные ответственные дела

Таким образом, использование средовых идей («образование о среде», «образование для среды», «Образование через среду») содействует эффективному формированию всех компонентов экологической ответственности. Результаты проведенного педагогического эксперимента позволили установить сформи-рованность у учащихся экологических и этических знаний по критериям глубины, обобщенности и осознанности (И.Я. Лернер), преобладание высоких уровней доминантности ценностного отношения к природе (В.А. Ясвин), совестливости (В.В. Мельников, Л.Т. Ямп ольский) и интернального (внутреннего) субъективного контроля (Дж. Роттер).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бахтин М.М. К философии поступка. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994. 135.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. 48 с. (Стандарты второго поколения).

3. Каропа, Г.Н.. Теория и методы экологического образования школьников. Гомель: Изд-во ГГУ, 2000. 272 с.

4. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Отношение школьников к природе. Москва: Педагогика, 1998. С. 97-99.

5. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

6. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета им Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Том 14. С. 21-27.

7. Менг Т.В. Средовый подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С.70-83.

8. Розенберг А.Г., Кудинова Г.Э. Обзор моделей экологического образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т.5. №3 (16). С. 176-180.

9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва: Педагогика, 1989. 122 с.

10. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методическая система формирования экологической ответственности у учащихся в школьном курсе «География России». География в школе, 2017. № 7. С. 53-60.

11. Лощилова А.А. Развитие экологической ответственности у учащихся восьмого класса средствами элективного курса по географии // Вестник Томского государственного педагогического универси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.