УДК 37.033
ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
© 2018
Лощилова Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
общей и социальной педагогики Винокурова Наталья Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет) (604950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, е-mail: [email protected])
Аннотация. Цель статьи заключается в обосновании и раскрытии эколого-ориентированной развивающей образовательной среды детского общественного объединения как средства формирования экологической ответственности у школьников, обосновании ее педагогических возможностей, влияний и условий в единстве всех ее структурных компонентов. Методы: Использование теоретических методов исследования (анализ и обобщение литературы по исследуемой проблеме, моделирование) позволило определить ключевые подходы к формированию экологической ответственности средствами эколого-ориентированной развивающей образовательной среды детского общественного объединения, разработать модель структуры эколого-ориентированной развивающей образовательной среды детского объединения. Результаты: в ходе исследования была обоснована специфика и возможности пространственно-предметного, социального (коммуникативного) и технологического компонентов эко-лого-образовательной развивающей образовательной среды детского общественного объединения для становления экологической ответственности у учащихся. Научная новизна заключается в обосновании теоретико-методологических оснований использования потенциала эколого-ориентированной развивающей образовательной среды детского общественного объединения применительно к формированию экологической ответственности у школьников. Практическая значимость: материалы статьи могут быть применены в практике неформального образования, а также использованы педагогами, осуществляющим свою деятельность в учреждениях дополнительного образования экологической направленности.
Ключевые слова: экологическая ответственность, эколого-ориентированная образовательная среда, детское общественное объединение, средовый подход, неформальное образование.
EKOLOGO-ORIENTIROVANNAYA THE DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATION AS MEANS OF FORMATION OF ECOLOGICAL RESPONSIBILITY AT SCHOOL STUDENTS
© 2018
Loshchilova Anna Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the general and social pedagogics Vinokurova Natalya Fiodorovna, doctor of pedagogical sciences, professor of department of geography,
geographical and geoecological education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov Street, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The purpose of article consists in justification and disclosure of the ekologo-focused developing educational environment of children's public association as means of formation of ecological responsibility at school students, justification of her pedagogical opportunities, influences and conditions in unity of all her structural components. Methods: Use of theoretical methods of a research (the analysis and generalization of literature on the studied problem, modeling) has allowed to determine key approaches to formation of ecological responsibility by means of the ekologo-focused developing educational environment of children's public association, to develop model of structure of the ekologo-focused developing environment of children's association. Results: during the research specifics and possibilities of spatial and subject, social (communicative) and technological components of the ekologo-educational developing educational environment of children's public association for formation of ecological responsibility at pupils have been proved. The scientific novelty consists in justification of the teoretiko-methodological bases of use of potential of the ekologo-focused developing educational environment of children's public association in relation to formation of ecological responsibility at school students. Practical importance: materials of article can be applied in practice of informal education and also are used by teachers, carrying out the activity in institutions of additional education of ecological orientation.
Keywords: ecological responsibility, the ekologo-focused educational environment, children's public association, sre-dovy approach, informal education.
Важнейшей задачей современного образования является развитие личности учащегося, что предусматривает органическое единство процесса воспитания и обучения. Одними из важнейших результатов воспитания, прописанных в базовом документе ФГОС - Фундаментальном ядре содержания общего образования, являются «чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями», «готовность к индивидуально-ответственному поведению» [1].
Ответственность за Родину предполагает ответственное отношение к ее природе, без которой невозможно выживание и нормальное функционирование общества и человека. В этой связи экологическая ответственность становится одним из важнейших направлений личностного развития учащихся. Важность воспитания у школьников данного нравственного качества подчеркивает целый ряд отечественных ученых, внесших Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
значительный вклад в разработку теоретико-методологических и методических основ формирования экологической ответственности (И.Д. Зверев, А.Н., Захлебный, Г.Н. Каропа, Д.С. Ермаков, Т.В. Кучер, Д.Н. Кавтарадзе, Л.М. Горбунов, И.Т. Суравегина и др.). В нашем исследовании мы придерживаемся позиций И.Т. Суравегиной и рассматриваем экологическую ответственность как высшую степень проявления ответственного отношения к требованиям экологической этики и права, предполагающего внутреннее действие личности, развитое самосознание (самоанализ, самоконтроль, самооценку), принятие системы ответственной зависимости человека и природы [2], [3].
Сложная структура экологической ответственности, включающая познавательный, эмоциональный, ценностно-нормативный, праксиологический компоненты, предполагает организацию воздействия на все сферы
35
Loshchilova Anna Aleksandrovna, Vinokurova Natalya Fiodorovna EKOLOGO-ORIENTIROVANNAYA THE DEVELOPING EDUCATIONAL .
pedagogical sciences
личности. В этой связи целым комплексом возможностей для развития всех ее структурных компонентов обладает эколого-ориентированная развивающая образовательная среда детского общественного объединения. Роль образовательной среды в становлении индивидуально-личностных качеств и развитии личности отмечали отечественные и зарубежные ученые, занимавшиеся разработкой средовой проблематики: В.Г. Бочарова, З.А. Галагузова, В.В. Давыдов, А.С. Запосецкий, А.В. Лай, В.П. Лебедева, Ю.С. Манулов, Ю. С. Песоцкий, Б. И. Тенюшев, В. А. Ясвин, В.И. Слободчиков, В.В. Рубцов, В.И. Панов, Г. Спенсер, П. Нарторп и др.
Широкие возможности эколого-образовательной развивающей среды детского объединения для формировании экологической ответственности у учащихся обеспечивают особенности функционирования детских общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на базе государственных и частных учреждений, общественных структур. Являясь частью неформального образования, они представляют собой самоорганизующиеся, самоуправляемые сообщества, созданные на добровольной основе по инициативе детей и взрослых для достижения определённых целей и задач (Алиева Л.В.) [4]. Командная основа детского объединения, наличие работающего актива, ориентация на деятельность в ближайшем социоприродном окружении позволяют создать условия для включения школьников в разнообразные виды экологически ориентированной ответственной деятельности, способствующей развитию всех компонентов экологической ответственности.
Анализ научной литературы позволил выявить ряд исследований, посвященных использованию эколого-ориентированной образовательной среды как условия становления экологоориентированного мировоззрения личности (Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В.), как средства формирования экологической ответственности (Черняева М.Г.). Вместе с тем в неформальном образовании применительно к деятельности детских общественных объединений данная проблема недостаточно разработана.
Изучение образовательной практики позволило установить, что кураторами детских общественных объединений уделяется недостаточное внимание проблеме формирования экологической ответственности у учащихся, не в полной мере используются педагогические возможности эколого-ориентированной образовательной среды как эффективного средства становления данного нравственного качества.
В этой связи отмечается необходимость обоснования эколого-ориентированной образовательной среды детского общественного объединения как средства формирования экологической ответственности у школьников, раскрытие ее возможностей, влияний и условий в единстве всех структурных компонентов.
Формирование экологической ответственности средствами эколого-ориентированной образовательной среды базируется на ряде подходов, определяющих ее сущность и особенности: экопсихологическом, личностно-деятельностном, экогуманистическом и средовом.
Личностно-деятельностный подход (В.А. Петровский; И. С. Якиманская) ориентирует на становление личности как субъекта деятельности, обеспечивает создание условий для самореализации учащихся, включение их в ситуации выбора, принятия ответственных решений и действий в социоприродной среде.
Средовый подход (Ю.С. Мануйлов) предполагает рассмотрение учащегося в непрерывном взаимодействии с образовательной средой, что предполагает управление, опосредованное средой, заключающееся в последовательном воздействии через среду на учащихся в целях их личностного развития [5].
Экогуманистический подход отражает направленность на присвоение учащимися системы экогуманисти-ческих ценностей и норм, как нравственных ориентиров
современного общества, связанных с идей его устойчивого развития, а также правил взаимоотношений человека и природы, понимание универсальной ценности природы и осознание ответственности за ее сохранение [6] .
Экопсихологический подход (В.И. Панов) в основе которого находится системное отношение «человек -среда (внешняя-внутренняя) и типы взаимодействия между компонентами этого отношения предполагает организацию субъект-порождающего типа взаимодействия для формирования экологической ответственности. В отношении системы «Человек-окружающая среда» он предполагает совместное развитие всех ее компонентов, в результате, которого они превращаются в единого субъекта совместного развития. Относительно системы «учащийся - образовательная среда» субъект-порождающий тип взаимодействия характеризуется совместно-распределенным характером, подчиненным единой цели, достижение которой невозможно без объединения субъектов среды в субъектную общность, что в свою очередь требует от них взаимного обмена способами и операциями совместно выполняемого действия, их присвоения, что способствует изменению личности [7].
Опираясь на представленные подходы, а также исследования Иващенко А.В., Панова В.И., Гагарина А.В.
[8] эколого-ориентированная развивающая образовательная среда детского общественного объединения определяется нами как комплекс влияний, условий и возможностей для повышения эффективности формирования экологической ответственности у учащихся посредством включения их эколого-ориентированную ответственную деятельность, основанную на свободном и добровольном выборе, учете индивидуальных особенностей и интересов детей.
Структура эколого-ориентированной развивающей образовательной среды детского общественного объединения была определена на основе работ А.В. Панова
[9]. Она включает единство следующих компонентов: пространственно - предметного, социального (коммуникативного) и технологического.
Рассмотрим данных компоненты более подробно, применительно к формированию экологической ответственности у учащихся. Структурные элементы данных компонентов представлены на рис. 1.
1. Пространственно - предметный компонент эко-лого-ориентированной развивающей образовательной среды детского объединения представлен ближайшим социоприродным окружением школьников (микрорайон, школьный двор, скверы, парки, аллеи и пр.) в рамках которого они будут строить свое взаимодействие с природной средой в ходе разнообразных видов деятельности. Включает также экологизированное предметное окружение членов детского объединения («живой уголок», штаб-квартиру детского объедения и помещение для занятий, выполненные в экостиле), атрибутику (эмблема, галстуки), отражающую важность и значимость экологической ответственности.
2. Социальный (коммуникативный) компонент эко-лого-ориентированной развивающей образовательной среды детского объединения акцентирует внимание на развитии субъект-порождающего типа коммуникативного взаимодействия между субъектами эколого-ориен-тированной образовательной среды, предполагающего содействие, сотворчество не только между педагогами и учащимися, но и с окружающей природой.
Включает в себя макро- и микросоциум. В рамках макросоциума членами детского объединения осуществляется сотрудничество с Эколого-биологическими центрами, лесничествами, клубами по месту жительства, различными природоохранными организациями.
Микросоциум - это среда организации (школы, центра дополнительного образования и пр.), на базе которой функционирует детское объединение. Она включает определенные экологически ответственные традиции,
ритуалы, законы. В рамках нее происходит взаимодействие с педагогами, администрацией, родительской общественностью, школьными музеями посредством реализации совместных проектов, акций, мероприятий, направленных на развитие экологической ответственности у учащихся.
Также в данный компонент входит организационная структура детского объединения, построенная на принципах самоуправления (А.С. Макаренко) [10].
3. Технологический компонент эколого-ориентиро-ванной развивающей образовательной среды детского объединения представлен содержанием, направленным на формирование экологической ответственности, а также технологиями и методами, способствующими включению школьников в различные виды совместной эколого-ориентированной ответственной деятельности, соответствующей их возрастным и индивидуальным особенностям.
3.1. Содержание деятельности детского объединения строится с учетом специфики субъект-порождающе-го типа взаимодействия школьников с окружающей средой, в основе которого находится принцип «экологического императива». Это создает условия для осознания учащимся себя частью социоприродной
природной среде») ориентирует содержание на обогащение когнитивно-познавательной сферы учащихся в ходе освоения ими окружающей среды. Представляет собой совокупность условий, позволяющих школьникам «осознать среду как некую целостную систему, как результат взаимодействия многих биотических, абиотических, антропогенных и социальных факторов» (Г.Н. Каропа) [12]. Включает экологические и экогумани-стические знания, позволяющие понять существующие взаимосвязи и взаимозависимости между человеком и природой. По утверждению М.М. Бахтина, «Понять предмет - значит понять мое долженствование по отношению к нему (мою должную установку), понять его в его отношении ко мне» [13]. В рамках данной линии реализуются следующие направления деятельности:
- Образовательное направление «На пути к экологической ответственности» - предполагает организацию занятий школы актива «Познание», в рамках которой члены детского объедения знакомятся с информацией экогуманистического и экологического характера.
Эстетическое направление «Экообраз» - создает условия для переживания, эмоционального восприятия красоты и хрупкости мира природы, формирование образных представлений об экологически ответственных и
Взаимодействие с сон но природной ср^ЗОП
Микросоциум -
среда образовательного учреждения, на базе которого функционирует Л 00
Ma крое ou пум -
среда микрорайона
(ДОО)
Природная среда -
естественное природное окружение
Образовательное Эстетическое
направление направление
деятельности «На деятельности
пути к экологической «Экообраз»
ответственности»
Мотивационно-стимулируюшнс ответственные дела
Организационная структура
Общий сбор
Совет дела
Школа Актива «Познание»
Временные центры по интересам
Дискуссионный клуб
Эко-того-орпеэтврованная развивающая сшрагователь-ная среда детского общественного объединения (ДОО)
И}формяционно-познаеате.т0ное нанраыение (à О социоприродной среде»)
Ценное?л w-TOA^a wftwfl ивное направление («Для социоприродной среды»)
«Экологическая ответстаомость в мире моих интересов и ценностей»
I
Ценя о стнс -еннелг вые ответственные - еяэ
пр о светнтельское «Эвоголос**
Эколго-просветнтельскне
ÛTbCTCTEtHHbli .If.:.:
Экологически oisn i вс щьи грaqiurjur 1 o.orü о0ь#~инеш1л
Система личностного росл
Дневкикн
ЛИЧНОСТНОГО р4СП
Поощрительные карточки за выполнение OTEfTCTBStHbl^ дел
ч Лестницам личностного роста
1 шаг - «участник»
2 шаг-киспочнитель» ; - о л.* г пенвцй не пол ки гель >
4 шаг - « инета&еняый инициатор-творец»
Деят «л ь но-прео vpanw и fee направление (* Через еоциоприродиую среду*)
Практнко-ориеятнрованное ■■¡Моя
зкологачтекая ответственность: -как>. решаю, действуют
Напр аален не сЭкапшнвх
йТЬСТСТЕеННйСТЪ
ретркпопввв внутрь себя»
Практпко-
СОТИДЗТГ-ЛЬНЫГ
ответственные дела
Рефлекснвно-
оцен очные опегсгееивые яела
Рисунок 1 - Структура развивающей эколого-ори-ентированной образовательной среды детского общественного объединения (сост. Лощилова А.А.)
Подрисуночные подписи необходимо оформлять согласно образцу
системы, проявления ими ответственного «участно-го сознания» (М.М. Бахтин), воплощающего в себе не только знание, но и «участное переживание», «участное мышление», «участный поступок» [11]. Данные особенности обуславливает структурирование содержания по трем линиям:
- информационно-познавательной («О социоприродной среде»);
- ценностно-коммуникативной («Для социоприрод-ной среды»);
- деятельно-технологической («Через социоприрод-ную среду»).
Представленные линии обеспечивают освоение учащимися как субъектами взаимодействия образовательной среды всех компонентов экологической ответственности, наполнение их личностными смыслами. Рассмотрим их более подробно.
Информационно-познавательная линия («О социо-Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
безответственных формах человеческой деятельности.
Ценностно-коммуникативная содержательная линия («Для социоприродной среды») обеспечивает возможности для диалогического взаимодействия членов детского объединения с реальным жизненным социо-природным пространством, другими людьми и самим собой. Это создает условия для пробуждения у школьников переживаний ценности природы и ответственного отношения к ней; развития ответственного «участного мышления», способствующего возникновению смыслов экологической ответственности. Предполагает реализацию следующих направлений деятельности:
- «Экологическая ответственность в мире моих интересов и ценностей» - предусматривает организацию еженедельной дискуссионной площадки «Я в окружающей среде, окружающая среда во мне». В ходе участия в ней происходит осмысление членами детского объединения знаний, полученных на занятиях школы актива. Школьники включаются в обсуждение различных ситуаций и текстов, личностей ученых и путешественников, что способствует пониманию личного смысла экологической ответственности, присвоению ими экогумани-стических ценностей и норм.
Loshchilova Anna Aleksandrovna, Vinokurova Natalya Fiodorovna EKOLOGO-ORIENTIROVANNAYA THE DEVELOPING EDUCATIONAL .
pedagogical sciences
- Эколого-просветительское направление деятельности «Экоголос» - подразумевает пропаганду экологически-ответственного поведения среди населения и младших школьников.
Деятельно-преобразующая содержательная линия («Через социоприродную среду») создает условия для включения участников детского объединения в экологически ответственную деятельность в социоприродной среде, основанную на сотрудничестве, взаимопомощи и взаимоподдержке. В результате происходит не только изменение социоприродной среды, но и позитивные изменения личности в ходе оценки и рефлексии своей деятельности. Реализуется посредством следующих направлений:
- Практико-ориентированное направление «Моя экологическая ответственность: знаю, решаю, действую» - предусматривает «включение» школьников в различные виды экологически-ответственной практической деятельности в окружающей среде.
- «Экологическая ответственность - ретроспектива внутрь себя» - предполагает организацию осознания обучающимися результатов собственной деятельности, их оценку. Характер оценивания носит индивидуальный характер, учащиеся оцениваются не относительно других, а относительно себя самих «вчерашних». Отрицательная оценка предполагает выявления причин таких результатов.
Также предусматривается работа с дневниками личностного роста «Моя экологическая ответственность».
3.2. Реализация представленных направлений деятельности происходит последовательно в соответствии с этапами становления экологической ответственности, отражающими объективную логику интериоризации социальных норм и требований в компоненты внутренней структуры личности (по Г.Н. Каропа) [14]: 1. Мотивационно-ориентировочным; 2. Интеллектуально-ценностным; З.Деятельностно-поступочным; 4. Рефлексивно-преобразующим.
3.3. Технология и методы.
Максимальному насыщению содержательных направлений деятельности способствует система экологически ответственных дел, разработанная нами на основе технологии коллективно-творческих дел И.П. Иванова [15]. Она позволяет создать определенную напряженность образовательной среды, которая выражается в следующих показателях (В.И. Панов): в возложении ответственности на личность, что означает свободный выбор; в свободном выборе уровня трудности, способов и приемов работы; в системе оценивания, то есть замена внешних оценок внутренними, в широком использовании творческих заданий; тесной связи с реальностью и опытом ученика [16].
В соответствии со структурой и последовательностью формирования экологической ответственности система экологически ответственных дел включает в себя пять видов ответственных дел [17], примеры которых представлены в таблице 1.
Таблица 1. Виды экологически-ответственных дел.
№ Виды экологически-ответственных дел
1 Мотивационно-стимулирующие экологически-ответственные дела
Интернет-операция «ЭкоПоиск»; 1.2. Операция «ЭкоВидеоролик»; 1.3. Рассказ-эстафета по различным темам, связанным с экологической ответственностью; 1.4. Операция «ЭкоФотолетопись»; 1.5. Операция «Символы и знаки», направленная на художественную репрезентацию экологической ответственности, создание образа экологически ответственного человека.
2 Ценностно-смысловые экологически-ответственные дела
2.1. Операция «Осмысление»; 2.2. Интернет-операция «Найди и оцени»; 2.3. Эстафета «Составим вместе» по разработке правил и норм экологически-ответственного поведения; 2.4. Операция «Мы аналитики»; 2.5. Операция «Лукошко народной мудрости».
3 Эколого-просветительские экологически-ответственные дела
Операция «Листовка»; 3.2. Операция «Буклет»; 3.3. Интернет-операция «Мы социологи: изучаем, чтобы сохранить»; 3.4. Операция «Экосказка»; 3.5. Операция «Выставка»; 3.6. Турнир-викторина; 3.7. Операция «О природе малышам», направленная на проведение игровых программ для младших школьников»; 3.8. Операция «Эконинформбанк» по созданию банка данных, содержащего информацию, связанную с экологической ответственностью.
4 Практико-созидательные экологически-ответственные дела
4.1. Операция «Натуралист»; 4.2. Операция «Экоакция: действуем ответственно»; 4.3. Экологическая интернет-акции, связанные с проблематикой экологической ответственности; 4.4. Операция «Экопроект»; Трудовая атака.
5 Рефлексивно-оценочные экологически-ответственные дела
5.1. Операция «Самооценка: мои экологически ответственные шаги в будущее»; «Эстафета достижений» на тему «Наш вклад в сохранение природы»; Операция «Размышление и оценка» и др.
Выполнение экологически ответственных дел носит совместный характер, осуществляясь в микрогруппах в несколько стадий: 1 стадия - Выбор ответственного дела; 2 стадия - «Творческий поиск» - обсуждение различных идей по реализации выбранного дела; 3 стадия - Разработка плана реализации дела и распределение поручений между членами микрогруппы; 4 стадия -«Реализация» - выполнение ответственного дела; 5 стадия - Рефлексия - осуществление самоанализа и самооценки собственной деятельности и работы товарищей, личного вклада каждого в реализацию экологически ответственного дела.
3.4. Система личностного роста
Отследить личностное развитие членов детского объединения позволяет «лестница» личностного роста «Мои шаги к экологической ответственности». При разработке ее уровней нами учитывались положение В.Н. Мясищева [18] о нравственном долженствовании, которое определяется принимаемыми и усваиваемыми извне общественными требованиями, превращающимися во внутренние требования личности к себе и окружающему с образованием ответственности. А также положения К.А. Абульхановой-Славской [19] о том, что критерием полноты принятия личностью ответственности служит согласование необходимости с желаниями и потребностями личности, т. е. возникновение инициатив, выход за пределы требуемого.
Лестница личностного роста включает в себя четыре уровня (шага), каждый из которых это определенный этап становления экологической ответственности: 1) участник; 2) исполнитель; 3) ответственный исполнитель; 3) ответственный инициатор-творец.
Переход от ступени к ступени зависит от количества выполненных ответственных дел, проявленных экологических инициатив, коллективного обсуждения взрослых и детей личностных приращений каждого (в ходе рефлексии).
Таким образом, эколого-ориентированная развивающая образовательная среда детского общественного объединения является эффективным средством формирования экологической ответственности у учащихся, что подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы, проводившейся в ряде школ Нижегородской области. У учащихся экспериментальных групп были диагностированы достаточно высокие показатели усвоения компонентов экологической ответственности по критериям сформированности экологических мотивов, глубины, обобщенности и осознанности экологических и экогуманистических знаний, доминантности экологических ценностей, уровней добровольного выполнения ответственных дел, интернальности-экстернальности, уровней сформированности экологической ответственности.
Перспективы исследования по данной проблеме связаны с разработкой учебного пособия для учащихся и учебно-методических рекомендаций по формированию экологической ответственности для педагогов и кураторов детских экологических объединений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. ФГОС: М.: Просвещение, 2014. 79 с.
2. Суравегина, И.Т. Междисциплинарный характер экологических знаний // Советская педагогика. 1984. № 12. С. 21-26.
3. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Отношение школьников к природе. Москва: Педагогика, 1998. С. 97-99.
4. Алиева Л.В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества. Учебно-методическое пособие. Москва, 2007. 72 с.
5. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. Издание второе, перераб. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.157 с.
6. Формирование культурно-экологической образовательной среды региона: коллективная монография / под. ред. Н.Ф. Винокуровой. Н.Новгород: НГПУ, 2012. 158 с.
7. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер,2007. 352 с.
8. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А. В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М: Издательство РУДН, 2008. 422 с.
9. Панов В.И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития / 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С.177-179.
10. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-ух томах. Том 1., М., Педагогика, 1978. 392 с.
11. Бахтин М.М. Философия поступка // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. - Киев: NEXT, 1994. 384 с.
12. Каропа Г.Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 1995. №1. С.21-36.
13. Бахтин М.М. Философия поступка // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. - Киев: NEXT, 1994. 384 с.
14. Каропа Г.Н. Теория и методы экологического образования школьников. Гомель: Изд-во ГГУ, 2000. 272 с.
15. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва: Педагогика, 1989. 122 с.
16. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер,2007. 352 с.
17. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Формирование экологической ответственности у учащихся 8-го класса средствами школьной географии на основе взаимосвязи классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. №7 (82). С. 115-118.
18. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодылева, Москва, 1998. 368 с.
19. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. Том 6. №5. С. 110-111.
Статья поступила в редакцию 06.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
39