коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 / Под общей редакцией И.А.Зимней. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - С. 244-252
4. Инновационные подходы к организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» / учебное пособие / С.И. Крамской, И.А. Амельченко, М.В. Ковалева А.П. Мальков, В.В. Кравцов, И.В. Куликова, Н.А. Алексеев, И.С. Крамской, Н.Б. Кутергин, Н.А. Груздева, А.П. Коруковец, А.Г. Коровянский, Р.П. Фиронова, и др.; под ред. С.И. Крамского, И.А. Амельченко.
5. Крамской С.И., Егоров Д.Е., Грачев А.С. Формирование психологической и физической подготовленности школьников и студентов в алгоритме здоровьесбережения. Монография / С.И. Крамской, Д.Е. Егоров, А.С. Грачев и др. - Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2017. - 160 с.
6. Резниченко, М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: критерии эффективности [Текст] / М.Г.Резниченко // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 8. С. 32-42. (0,5 п.л.).
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 2. — М., 1989.
Педагогика
УДК 37.033
кандидат педагогических наук, доцент Лощилова Анна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)" (г. Нижний Новгород); магистрант кафедры экологического образования и рационального природопользования Белова Ольга Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)" (г. Нижний Новгород)
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ КРУЖКА «В МИРЕ ЭКО-
ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
Аннотация. В статье представлена проблема формирования экологической ответственности у учащихся во внеурочной деятельности средствами экологического кружка. Определены понятие и структура экологической ответственности, основные принципы ее воспитания. Раскрыта сопряженность содержания программы экологического кружка «В мире эко-ответственности» с этапами формирования экологической ответственности.
Ключевые слова: экологическая ответственность, экологический кружок, этапы формирования экологической ответственности, внеурочная деятельность.
An^tatton. The article presents the problem of the formation of environmental responsibility among students in extracurricular activities by means of the environmental circle. The concept and structure of environmental responsibility, the basic principles of its education are defined. The conjugacy of the content of the program of the environmental circle "In the World of Eco-Responsibility" with the stages of the formation of environmental responsibility is revealed.
Keywords: environmental responsibility, environmental circle, the stages of the formation of environmental responsibility, extracurricular activities.
Введение. Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к целям, содержанию, технологиям, методам и результатам обучения и воспитания. Так, одним из требований стандарта к личностным результатам освоения основной образовательной программы (ООП ООО) является необходимость формирования основ экологической культуры, опыта экологически ориентированной практической деятельности [8].
В этой связи первостепенное значение приобретает воспитание у учащихся эколого-ориентированных личностных качеств, являющихся составной, неотъемлемой частью экологической культуры. Одним из таких качеств является экологическая ответственность.
Проблема формирования экологической ответственности у учащихся получила свое развитие с 80-х годов ХХ века и широко представлена в работах И.Т. Суравегиной, И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, разработавших теоретико-методологические и методические основы экологического образования. Их идеи получили развития в 90-е годы в трудах Л.М. Горбунова, изучавшего формирование экологической ответственности у старшеклассников во внеклассной работе; Письменной Е.Е., рассматривающей развитие экологической ответственности у школьников в условиях реализации регионального компонента базисного учебного плана.
В настоящее время данная проблема не потеряла свое актуальности и представлена в исследованиях Карповой Н.Н. (2005), Мжельской А.А. (2005) в аспекте формирования экологической ответственности старших школьников; в работах Актамова И.Г. (2007), Чернявской О.М. (2006) с точки зрения становления данного личностного качества средствами образовательной среды; в труде Хазыковой Т.С. (2010), изучавшей формирование экологической ответственности у студентов колледжа в процессе проектно-исследовательской деятельности.
В нашем исследовании продолжена работа в данном направлении. Она связана с воспитанием экологической ответственности у учащихся седьмых классов во внеурочной деятельности. Организованная по направлениям развития личности, внеурочная деятельность способствует созданию условий для формирования личностных качеств, постижения нравственных ценностей, участия школьников в общественно полезной деятельности на основе их интересов и склонностей. Среди существующего многообразия организационных форм внеурочной деятельности, оптимальной для воспитания экологической ответственности у учащихся является кружок, представляющий собой добровольное объединение детей по интересам.
Учитывая представленный потенциал кружковой работы, нами была разработана программа экологического кружка для 7 классов «В мире эко-ответственности», направленная на воспитание экологической ответственности у учащихся. Её содержание способствует расширению и углублению экологических знаний, отражающих взаимодействие человека с окружающей средой, осмыслению экологических ценностей и норм, включению школьников в эколого-ориентированную деятельность в непосредственном социоприродном окружении. В рамках данной статьи акцентировано внимание на сопряженности содержательного аспекта программы с этапами формирования экологической ответственности.
Изложение основного материала статьи. Воспитание экологической ответственности у учащихся опирается на ряд теоретико-методологических оснований. В определении данного личностного качества мы придерживаемся позиции И.Т. Суравегиной и рассматриваем экологическую ответственность как высшую ступень проявления ответственного отношения к этическим и экологическим требованиям и нормам, которое предполагает внутреннее действие личности и развитое самосознание. Экологическая ответственность тесно связана с предвидением последствий выбора, решений и действий, готовностью отвечать за собственные поступки.
Воспитание данного качества предполагает опору на следующие ключевые принципы:
Единства познания, переживания и действия, обеспечивающего глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития экологической ответственности.
Нравственного выбора, требующего создание для учащихся условий постоянного принятия решений и выбора волевых действий в пользу моральных норм [6].
Принцип заботы о сохранении и преумножении природных богатств, тесно связанный с принципами морали и нравственности, сотрудничества, сознательного служения обществу и человечеству в целом [4].
Формируясь из ответственного отношения к природе, экологическая ответственность как качество личности является результатом субъективного преломления в сознании личности общественных требований, норм и ценностей. В этой связи процесс становления экологической ответственности предполагает следующие этапы ее формирования, выделенные нами на основании работ Г.Н. Каропа [5]:
1. Мотивационно-ориентировочный этап - ориентация на возникновение у учащихся интереса, мотива к воспитанию в себе ответственного отношения к природе.
2. Интеллектуально-ценностный этап - направленность на формирование у школьников экологических, этических знаний как предпосылки развития экологической ответственности и осознание их личной значимости в процессе эмоционального переживания; осмысление ценности природы.
3.Деятельностно-поступочный этап - содействие трансформации внутренней активности в поступок, т.е. проявлению школьниками волевых усилий (решимости, настойчивости, готовности) по реализации сформированных экологических и экогуманистических убеждений в практической экологически ответственной деятельности.
4. Рефлексивно-преобразующий этап - развитие самокронтоля, побуждение учащихся к оценке результатов собственной деятельности в социоприродной среде.
Каждый из представленных этапов сопряжен с содержанием программы кружка «В мире эко-ответственности» (таблица 1), что позволяет обеспечить последовательность становления экологической ответственности у школьников.
Таблица 1
Сопряженность содержания кружка «В мире экоответственности» и этапов формирования
экологической ответственности
№ п/п Этапы Содержание кружка «В мире эко-ответственности»
1 Мотивацио нно- ориентиров очный этап Раздел I. Мои первые шаги к экологической ответственности. Тема 1.Экологическая ответственность - качество личности человека XXI века. Тема 2. Этика экологической ответственности Тема 3. Вызовы современного мира и моя экологическая ответственность
2 Интеллекту ально-ценностны й этап Раздел II. Экологическая ответственность гражданина планеты Земля: познаем умом и сердцем Тема 4. Экологические проблемы и устойчивое развитие современной цивилизации. Тема 5. Экологически ответственные формы взаимодействия с природой: история и современность Тема 6. Способы и пути решения экологических проблем Тема 7. Решаем экологические проблемы вместе: слагаемые командного успеха. Тема 8. Глобальное потепление климата и возможности экологической ответственности. Тема 9. Загрязнение Мирового океана: призыв к ответственности или ложная тревога? Тема 10. Сокращение биоразнообразия: анализируем и мыслим ответственно. Тема 11. Опустынивание и деградация почв - последствия безответственного отношения или естественный процесс?
3 Деятельное тно- поступочн ый этап Раздел III. Экологическая ответственность за родной край: мои решения и поступки Тема 12. Экологические проблемы нашего края - наши возможности и ответственность. Тема 13. Экологические проблемы и здоровье населения: экологические ответственные решения и действия. Тема 15. Устойчивое развитие родного края: в поисках оптимального баланса. Тема 16. Экополис моей мечты: в гармонии с природой
4 Рефлексивн о- преобразую щий этап Раздел IV. От преобразования себя к преобразованию мира Тема 17. Будущее родного края: один в поле воин? Тема 18. От экологии природы к экологии души Тема 19. Экологическая ответственность - траектория моего личного развития.
Наиболее эффективно трансформировать экогуманистическое и экологическое содержание кружка во внутренний мир личности позволяет использование системы личностно-ориентированных геоэкологических задач, методов эвристического обучения (А.В. Хуторской), а также системы экологически-ответственных дел. Более подробно с использованием данных технологий для формирования экологической ответственности можно познакомиться в наших работах [3], [7], [9].
Освоение содержания программы кружка способствует развитию у учащихся следующих компонентов экологической ответственности:
• мотивационного компонента (социально- и индивидуально-значимые экологические мотивы);
• познавательного компонента (экологические и этические знания, экологическое мышление);
• ценностно-нормативного компонента (ответственное отношение к природе, экологические и этические ценности и нормы);
• праксиологического компонента (экологически-ответственное поведение, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в социоприродной среде, самоконтроль и самооценка).
Выводы. Таким образом, экологизация современного образования, усиление экологической составляющей в новых ФГОС обусловили актуальность проблемы формирования экологической ответственности у учащихся во внеурочной деятельности средствами экологического кружка. В ходе исследования определена структура и компоненты экологической ответственности, отобраны ключевые принципы, установлены особенности, структура и последовательность воспитания данного личностного качества, раскрыта сопряженность этапов формирования экологической ответственности с содержанием кружка «В мире эко-ответственности».
Литература:
1. Бадьин М.М., Варенов А.Л., Винокурова Н.Ф., Глебова О.В., Дмитриев А.И., Мартилова Н.В., Пияшова С.Н., Соткина С.А., Смирнова О.В., Зулхарнаева А.В., Февралева Н.И., Шевченко И.А. Современные ландшафты Нижегородской области // Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 4. - Концепт. - 2014. № T25. С. 196-200.
2. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методологические основания конструирования системы экологических модулей как средства формирования культуры природопользования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований . 2017. - №1-1. - С. 129-132
3. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методическая система формирования экологической ответственности у учащихся в школьном курсе «География России». География в школе, 2017. № 7. С. 53-60.
4. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Отношение школьников к природе. Москва: Педагогика, 1998. С. 97-99.
5. Каропа, Г.Н.. Теория и методы экологического образования школьников. Гомель: Изд-во ГГУ, 2000. 272 с.
6. Лихачев Б.Т. Общественные отношения - основа нравственного воспитания и развития детей // Советская педагогика. - 1965. - №3. - С. 137-141.
7. Лощилова А.А. Развитие экологической ответственности у учащихся восьмого класса средствами элективного курса по географии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. №7 (122). С. 229-233.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Стандарты второго поколения) / М-во образования и науки РФ. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2013. - 48 с.
9. Vinokurova N.F.,LoshchilovaA.A., ShevchenkoI.A., EfimovaO.E. Ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices // Modern journal of language teaching methods.2017.Volume 7. Issue 9. p. 409-422.
Педагогика
УДК 811.161.1
профессор, доктор филологических наук,
заведующий кафедрой межкультурной коммуникации Лысакова Ирина Павловна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); аспирант кафедры межкультурной коммуникации Дун Хайтао
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕИНТЕРВЬЮ В ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКИХ
СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Данная статья посвящена возможностям использования аутентичных материалов телеинтервью на уроке русского языка как иностранного (РКИ). В статье рассматриваются особенности телеинтервью, его преимущества как аудиовизуального средства в обучении русскому языку, принципы отбора подходящих аутентичных материалов телеинтервью для формирования процесса обучения РКИ и форма работы с телеинтервью в аудитории.
Ключевые слова: телеинтервью, аутентичный текст, аудирование, русский язык как иностранный, интерактивный метод.
Annotation. This article focuses on the possibilities of using authentic materials of televisión interviews as a study material on the lessons of Russian as a foreign language. The article discusses TV interview features and advantages of using it as an audiovisual tool while learning Russian. The article also tries to understand the principles of selecting suitable TV interview materials to shape the process of teaching Russian and the form of working with a TV interview in an audience.
Keywords: TV interview, authentic materials, listening, Russian as a foreign language, interactive method.
Введение. В настоящее время популярность использования различных видеоматериалов (в том числе телеинтервью) связана с высокой эффективностью данного метода обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в иностранной аудитории. Многие ученые, такие как Богомолов А.Н., Брагина А.А., Быкова О.П., Васильев А.Д., Городилова Г.Г., Зимняя И.А., Попова Т.И., Саппак В.С., Стрельникова М.А., Щукин А.И., Яшина Н.В. и др. внесли значительный вклад в исследование данной области.
Телеинтервью как один из способов интерактивного обучения РКИ имеет много преимуществ в связи с тем, что с помощью визуализации и грамотно подобранного материала повышается и мотивация к изучению русского языка, и социокультурная компетенция.
Изложение основного материала статьи. Аудиовизуальные средства подразделяются на три основных вида:
• фонограммы (грамзапись, магнитозаписи, радиопередачи);
• видеограммы (натуральные: предметы, действия; художественно-изобразительные: учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, диафильмы, фотографии, географические карты; графические: таблицы, схемы);
• видеофонограммы (кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы).
Согласно А.Н. Щукину, видеофонограммы как учебный материал РКИ можно разделить на две группы:
учебные и аутентичные [14: 113-112].
К учебным аудиовизуальным средствам относится методический материал, специально предназначенный для использования в обучении РКИ. Нельзя не согласиться с мнением о том, что обучение на основе образов отличается от обучения на основе текстов, поскольку «такое обучение помогает сконцентрировать внимание обучаемых на предмете изучения. Образы воздействуют на людей в гораздо большей степени, чем текст: они непосредственно доступны всем, не требуют расшифровки, их легко имитировать» [8: 243-260].
А к аутентичным аудиовизуальным материалам относятся кинофильмы, телеинтервью, телепередачи и т.п. Л.А. Воронина определяет аутентичный текст, как текст, который заимствован из коммуникативной практики носителей языка. Он отражает естественные ситуации повседневного общения и представляет собой образец живой, разговорной речи [3: 11].
Аутентичные материалы имеют несомненные преимущества. Во-первых, они помогают иностранцам знакомиться с неадаптированной речью носителей языка (со всеми ее возможными отклонениями от нормативной речи). Во-вторых, они имеют мощный культурологический потенциал. В-третьих, обладают большей художественно-эстетической ценностью (при правильном отборе) [7: 54]. Поэтому выбор подходящих аутентичных материалов в обучении РКИ также является ключевой задачей. Как отмечает О.И. Трубицина, аутентичные материалы для обучения РКИ должны обладать рядом характеристик:
- обеспечивать обширную практику употребления изучаемого языка в повседневной жизни и обладать сильным мотивационным действием;
- представлять больший интерес для обучаемых, так как информация содержащаяся в них воспринимается как достоверная;
- содержать стимул для последующего обмена впечатлениями [12: 42].
Телеинтервью как аутентичный материал имеет большой потенциал использования в процессе обучения РКИ.
По определению Яшиной Н.В., телеинтервью - это «особый вид диалогического дискурса, характеризующийся двойной коммуникативностью, зрелищностью, презентабельностью речевой коммуникации, предполагающий четкое распределение ролей между его участниками» [15: 5].
Телевизионное интервью - это особый «коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Его цель - получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. Суть этого жанра - чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой» [13: 195].
На наш взгляд, телеинтервью является одновременно и формой межличностного общения интервьюера и интервьюируемого в студии, во время которого роли говорящий-слушающий постоянно меняются, и формой опосредованного, дистантного общения с массовым адресатом.